Развитие речи ребенка в семье формы работы

Развитие речи ребенка в семье формы работы thumbnail

Уважаемые коллеги!

Одним из приоритетных направлений нашего детского сада является коррекционно-развивающая деятельность, в том числе направленная на коррекцию речевых нарушений у детей дошкольного возраста.

Чтобы позитивно повлиять на качественное и своевременное речевое развитие дошкольников, максимально предупредить возможные отклонения в развитии их речи, необходима всесторонняя и тщательная проработка организационно-содержательных аспектов создания условий для полноценного развития речи детей.

Включение родителей в педагогический процесс является важнейшим условием полноценного речевого развития ребенка.

Овладение ребенком речью успешнее идет тогда, когда с ним занимаются не только в дошкольном учреждении, но и в семье.

«Родитель – не гость, а полноправный член команды ДОУ», нужно выстраивать общение с родителями, так как у нас с ними одна общая задача.

Наилучшие результаты отмечаются там, где воспитатели логопеды и родители действуют согласованно.

Взаимодействие обязательно подразумевает контроль, или обратную связь; при этом контроль должен быть ненавязчивым, опосредованным.

Родители из «зрителей» и «наблюдателей» должны стать активными участниками встреч и помощниками воспитателя, учителя-логопеда.

Постараться чтоб родители брали на себя закрепляющие и поддерживающие функции в работе над речью.

Можно использовать разнообразные формы работы, что даст определенные результаты.

В любой форме работы с родителями можно найти и выделить ту «изюминку», на которой строится обучение родителей практическим приёмам работы. Непрерывная связь с родителями в ДОУ осуществляется с помощью коллективной, индивидуальной, наглядной форм работы:

Принципы работы с родителями:

целенаправленность;

систематичность;

доброжелательность,

открытость;

плановость;

дифференцированный подход к работе с родителями

с учётом специфики каждой семьи.

Методы изучения семьи:

анкетирование;

наблюдение за ребёнком;

беседа с ребёнком;

беседа с родителями.

Основными средствами развития связной речи является:

сказки;

дидактические игры;

театрализованные игры.

литературные вечера;

фольклорные праздники;

ярмарки;

  КВН и другое…..

Сотрудничество родителей и педагогов становится все более востребованным; педагоги ищут новые точки взаимодействия.

ИННОВАЦИОННЫЕ

формы работы с родителями,

которые бы обеспечивали решение проблемы каждого ребенка и семьи индивидуально.

ЧТО ТАКОК ИННОВАЦИЯ?

Логопеды могут предложить родителям Логотренинг

(это цикл подготовительных логопедических занятий)

работа родителей с ребёнком в домашних условиях.

Можно завести Дневники

которые будут информировать родителей об успеваемости ребёнка. Можно работать с готовыми печатными изданиями, использовать правильную литературу и речевой материал.

Информационный стенд

«Речевичок»

Здесь родитель может прочитать статьи из серии:

«О развитии речи»

«Ознакомление с особенностями речевого развития детей определенного возраста».

или как позаниматься дома по лексической теме.

Размещать информацию, интересующую родителей, давать рекомендации: 

 книги, которые следует читать детям разного дошкольного возраста; стихи, пословицы, считалки, скороговорки для заучивания с детьми дома, загадки.

Досуговое направление в работе

с родителями может оказаться самым привлекательным, востребованным, полезным,

НО и самым трудным в организации, так как позволяет родителям увидеть изнутри проблемы своего ребенка, трудности во взаимоотношениях; апробировать разные подходы; посмотреть, как это делают другие, то есть приобрести опыт взаимодействия не только со своим ребенком, но и с родительской общественностью в целом;

Проводить

Речевые праздники

Они полезны для развития коммуникативных умений и навыков, повышения самооценки осознания необходимости правильной речи, закрепления пройденного материала. Ведь, не зря гласит пословица «Ребенок растет не от хлеба, а от радости».

Создать

Библиотеку игр и упражнений

Где родители могут взять домой на время необходимые пособия, чтобы использовать их для индивидуальных занятий с детьми по развитию речи.

Такая форма работы как

ОТКРЫТЫЕ ЗАНЯТИЯ

Родители не только могут увидеть достижения собственных детей, но и могут увидеть работу воспитателя и логопеда, получить теоретические и практические знания в области работы.

ДНИ ОТКРЫТЫХ ДВЕРЕЙ

Можно проводить 2 – 3 раза в год для ознакомления родителей с организацией воспитательной работы с детьми, успехами и проблемами.

Одна из форм работы это:

Родительские конференции

по обмену опытом семейного воспитания, где может выступить специалист на актуальную тему:

«Роль семьи в воспитании ребенка с проблемами в речевом развитии »

К конференции можно подготовить выставку детских работ, педагогической литературы; материалов, отражающих работу.

Родительские собрания

( модель родительских собраний изменять, проводить с учётом современных требований)

Можно проводить в не традиционном виде, организовать практическую часть в виде игры, практических занятий, дискуссий, небольшие мастер – классы.

Консультации

по организации работы логопункта,

по итогам диагностики, по запросам родителей,

по итогам коррекционного обучения,

методы и приёмы развития речи у детей.

Консультации проводить как индивидуальные так и групповые: Например по темам:

«Особенности речевого развития ребенка»;

«Проблемы в познавательно-речевом развитии ребенка»;

«Как успешно подготовить ребенка к школе»;

«Научим детей думать» и другие.

Форма работы

Семинар

Семинар составить из цикла заседаний по определенной проблеме, для повышения родительской компетенции, т. е. реализация теоретических моделей в процесс развития речи детей;

Наглядно – информационная форма работы с родителями. Знакомить родителей с буклетами, памятками, через родительские уголки.

Эта форма работы является более традиционной.

Для того,  чтобы она была действенной, помогала активизировать родителей  можно используются рубрики:

«Спрашивали – отвечаем», 

«Наши успехи»,

«Что мы учим»,

«Интернет в помощь родителям»,

в которые поместить практический материал, дающий возможность понять, как занимается ребенок в детском саду.

Можно предложить информацию по поводу книг которые следует читать детям разного дошкольного возраста;

стихи,

пословицы

считалки,

скороговорки для заучивания с детьми дома, 

загадки.

Чтоб быть постоянно осведомлёнными степенью удовлетворённостью родителей и выстраивать работу с каждой семьёй в своём направлении, поможет:

Анкетирование

Можно разработать Проект:

Он может стать долгосрочный, открытый.

Участники проекта станут воспитатели, родители, дети.

С  Целью проекта:

формирование активной позиции родителей в вопросах речевого развития детей.

Задачами проекта:

Познакомить родителей  с разнообразными формами работы по активизации речевого развития детей.

Будет способствовать приобщению родителей  к воспитательно-образовательному процессу.

План реализации проекта можно построить из трех этапов: организационного, основного или деятельного, и итогового, на протяжении которых будут использоваться традиционные и инновационные формы работы.

Оформить информационную книгу

Под названьем:

“Играй, да дело знай”

которая может включить в себя материалы по всем лексическим темам для практического использования в играх и занятиях с детьми дома.

Проводить занятия – тренинги

С целью профилактики речевых нарушений у детей всех возрастных групп; формирования практических навыков эффективного родительства. На таких практикумах и тренингах, родители, могут стать участниками игр, учиться играть и общаться с детьми в самых разных ситуациях.

Одна из интересных и удобных форм работы это:

Видеотека

У родителей возникает возможность взять видеокассету с занятиями, консультациями, практикумами по интересующей теме и просмотреть её дома, чтобы практически точно выполнять с ребёнком задания воспитателя, логопеда, дефектолога.

Хочется ещё раз отметить, что

включение родителей в педагогический процесс является важнейшим условием полноценного речевого развития ребенка.

Не скупитесь на похвалу.

Обязательно благодарите родителей за внимательное отношение.

Желаю ВАМ

Педагогам

побольше активных,

заинтересованных родителей

в воспитании

и развитии

своих малышей.

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

Источник

Развитие речи ребёнка в условиях семьи

hello_html_772aa468.jpg

Речь представляет собой сложную систему, которая включает в себя внутреннюю речь и внешнюю речь. В свою очередь внешняя речь подразделяется на устную и письменную. Устная диалогическая речь – это речь, произносимая вслух, беседа между двумя собеседниками. В отличие от других видов речи, она характеризуется тем, что непосредственно обращена к собеседнику и служит общению людей. Основная функция диалогической речи – это общение, сообщение или, как принято говорить, коммуникация. Ребенок без речевых патологий в 6-7 лет уже способен общаться на уровне контекстной речи – той самой речи, которая достаточно точно и полно описывает то, о чем говориться, и поэтому вполне понятна без непосредственного восприятия самой обсуждаемой ситуации. Перед современными родителями стоит задача – создать условия для полноценного формирования связной речи как компонента гармоничного речевого общения. И одним из важных условий выступает непосредственное участие родителей в развитии связной речи у детей старшего дошкольного возраста. 

Изучением проблемы участия родителей в развитии связной речи дошкольников занимались такие специалисты, как М.И. Лисина, Е.О. Смирнова, Т.А. Репина, А.В. Петровский и др. Но достигнутые результаты в решении выделенной проблемы не получили должного теоретического осмысления, поскольку не разработано целостное представление о специфике, дидактических условиях, принципах и методах организации развития связной речи у детей в условиях семьи. Способности к речи, как известно, проявляются в деятельности. Поэтому ребенку необходимо предоставить возможность иметь более широкий выбор видов деятельности. Важно, чтобы свободное время было заполнено интересными для него делами.

Для совершенствования речевых умений ребенка можно предлагать рассказать или пересказать смешной сюжет с постепенной передачей функции рассказчика ребенку. Желательно, чтобы совместные занятия, как и просмотр кино – фильмов, спектаклей, телепередач, дополнялось последующим обсуждением прочитанного, увиденного. Беседы детей с родителями должны постоянно иметь место, именно в них формируется культура речи. В жизни человека очень короток период (приблизительно до 8 лет), когда общение с родителями предпочтительнее общения с друзьями. Не используя в полную меру уникальных возможностей этого периода, родители теряют и возможность стать своему ребенку родными по духу людьми. При совместном времяпрепровождении ребенок должен получить радость от общения, дружбы с близкими людьми. Только на этом фоне возможны пробуждение и закрепление речевых умений, постижение новых знаний, впечатлений, формирование правильных речевых образцов.

Основным методом развития связной речи в повседневном общении является разговор родителей с детьми (неподготовленный диалог). Это наиболее распространенная, общедоступная и универсальная форма речевого общения родителей с детьми в повседневной жизни.

Разговоры с детьми могут быть преднамеренными и непреднамеренными. Непреднамеренные разговоры родители не планируют, они возникают по инициативе детей или его самого во время прогулок, игр. Для разговоров с детьми родители должны использовать все моменты жизни.

Итак, важно создание полноценной речевой среды в семье: правильная речь в семье как образец для ребенка, эмоционально-значимое общение в семье, наличие детских книг, дидактических игр для развития речи, домашнее чтение, стимуляция детского творчества, специально организованные домашние занятия. Помогая ребенку в преодолении его речевых проблем, родителям необходимо создавать и постоянно поддерживать речевую среду в семье. Прежде всего, это будет означать создание щадящего общего и речевого режима для ребенка: полноценный сон и отдых, повышение защитных сил организма и закаливание, дозирование нагрузки, правильное витаминизированное питание и др. Необходимо в полной мере обеспечить ребенка предметами для детского творчества, которые в процессе рисования, лепки, изготовление аппликации и поделок будут способствовать речевому развитию ребенка.

Для того, чтобы приобщить ребенка к духовному наследию нужно развить у него интерес к детской книге, грамотно организовать домашнее чтение. Взрослые, подбирая книги для ребенка должны учитывать возрастные особенности, интересы современных детей, следить за новинками детской литературы, знакомить детей с детскими журналами, постоянно пополнять детскую библиотечку. При отборе книг для детского чтения и рассказывания важно учитывать доступность литературного произведения, его сюжетную занимательность, литературную ценность. Очень важно неоднократно возвращаться к прочитанному ранее, повторять прочитанные стихи, учить выразительно их рассказывать, рассматривать иллюстрации, рисовать на темы прочитанного. Одним из важнейших условий для успешного развития ребенка с проблемной речью является организация специальных занятий дома с родителями. Такие занятия в первую очередь направлены на обогащение детского словаря и не требуют от родителей специальных педагогических навыков. Каждый родитель может стать для дошкольника домашним учителем. Обогащение словаря ребенка происходит в процессе ознакомления с окружающим и во всех видах детской деятельности. Так как ведущим видом деятельности дошкольного детства является игра, ознакомление с окружающим и обогащения детского словаря взрослым необходимо осуществлять, непосредственно играя с ребенком. Рассматривая и обследуя предметы, читая книги и рассматривая картинки, обследуя игрушки, играя в дидактические игры и упражнения, загадывая загадки необходимо большое внимание уделять названиям предметов и явлений, их свойствам, рассказыванию об этих свойствах в процессе игры и предметной деятельности, развивать умение сравнивать, противопоставлять, называть однородные предметы и подбирать обобщающее слово.

Целесообразно задавать дошкольникам вопросы типа: «Можно ли так сказать? Почему? Как сказать по – другому?». Говоря о содержании словарной работы необходимо особо подчеркнуть, что словарь дошкольника нуждается не только в количественном росте, но и в качественном совершенствовании (уточнении значений слов, точность употребления синонимов, антонимов, многозначных слов, понимание переносных значений), в развитии образной стороны речи. Для этого нужно постоянно проводить специальные лексические игры и упражнения на подбор смысловых оттенков, синонимов, антонимов, многозначных слов, игры на словоизменение и словообразование. 

Организуя речевые игры и упражнения, необходимо стремиться к тому, чтобы они были непродолжительными, вызывали интерес, развивали реакцию на речевую ситуацию и формировали навыки контроля за своей и чужой речью.

Важно развивать грамматические навыки (изменение слов по родам, числам, падежам), навыков словообразования (образование одного слова от другого: красный-краснеть; жёлтый-желтоватый; приклеить-отклеить; стул-стульчик; бумага-бумажный; дом-домик, домашний, домовой), синтаксические навыков (построение простых и сложных предложений).

Развивая умения соединять слова в словосочетаниях и строить разные типы предложений, можно использовать игровые сюжеты на составление предложений по картинам, демонстрируемым действиям и воображаемым ситуациям. Важно научить детей механизму словообразования и умению им пользоваться. 

Важно находить время и регулярно проводить занятия для детей и тогда успех не заставит себя ждать. Вот несколько правил, которые необходимо соблюдать, работая над правильным произношением ребенка.

Что нужно делать:

1.Создать в доме благоприятную атмосферу, всегда говорить четко и правильно.  2.Избегать ссор между родителями в присутствии малыша.

3.Беседовать с ребенком во время игр и прогулок, разучивать с ним стихи, много читать.

4. Не оставлять без внимания неправильное произношение звуков ребенком.

5. Проводить логопедические занятия для детей – желательно в игровой форме.

6. Развивать у ребенка слуховое внимание, тренировать артикуляционный аппарат, мелкую моторику рук.

7. Следить за своей речью, чтобы она была четкой, плавной, выразительной, умеренной по темпу.

8. Объяснять ребенку непонятные слова, встречающиеся в книжках

 задавать ребенку конкретные вопросы и не торопить с ответом.

Чего делать нельзя

 1.Искажать звукопроизношение – «сюсюкать» с ребенком, говорить «детским» языком.

2.При общении с ребенком перегружать свою речь труднопроизносимыми и непонятными для них словами и оборотами.

3.Наказывать ребенка за неправильное произношение или передразнивать его

 разрешать ребенку смотреть мультфильмы, где герои шепелявят, картавят илинеправильно произносят звуки, чтобы избежать подражания.

В целом, можно сделать вывод, что работа по развитию связной речи в семье должна проводиться систематически, последовательно, целенаправленно, методы и приемы по формированию культуры речи и фонематического восприятия должны зависеть от уровня речевого развития ребенка. Родителям необходимо помнить, что в развитии связной речи у своего ребенка необходимо соблюдать дидактический принцип “от простого к сложному”. 

Таким образом, эффективное развитие связной речи в семье возможно при умении родителей строить общение со своим ребенком, учитывая его индивидуальность, соотнося свои требования с его реальными возможностями, опираясь на сильные стороны развития речи.

Источник

НАТАЛЬЯ ЩЕРБАКОВА
Инновационные формы работы с родителями по развитию речи

Одним из приоритетных направлений нашего детского сада является коррекционно-развивающая деятельность направленная на коррекцию речевых нарушений у детей дошкольного возраста.

Чтобы позитивно повлиять на качественное и своевременное речевое развитие дошкольников, максимально предупредить возможные отклонения в развитии их речи, необходимо создать условий для полноценного развития речи детей.

Включение родителей в педагогический процесс является важнейшим условием полноценного речевого развития ребенка.

Современные родители – это люди с хронической нехваткой времени. Чтобы быть успешными в мире компьютеров и современных технологий, надо успевать много, чаще всего за счёт уменьшения общения с детьми…. И не все понимают, что теряет ребёнок, у которого для общения остаётся – в лучшем случае сестра или брат, а в худшем – телевизор или компьютер.

Овладение ребенком речью успешнее идет тогда, когда с ним занимаются не только в дошкольном учреждении, но и в семье.

«Родитель – не гость, а полноправный член команды ДОУ», нужно выстраивать общение с родителями, так как у нас с ними одна общая задача.

Наилучшие результаты отмечаются там, где воспитатели логопеды и родители действуют согласованно.

Взаимодействие обязательно подразумевает контроль, или обратную связь; при этом контроль должен быть ненавязчивым.

Родители из «зрителей» и «наблюдателей» должны стать активными участниками встреч и помощниками воспитателя, логопеда.

Постарайтесь чтоб родители брали на себя закрепляющие и поддерживающие функции в работе над речью.

Можно использовать разнообразные формы работы, что даст определенные результаты.

В любой форме работы с родителями можно найти и выделить ту «изюминку», на которой строится обучение родителей практическим приёмам работы. Непрерывная связь с родителями в ДОУ осуществляется с помощью коллективной, индивидуальной, наглядной форм работы.

Можно выделить несколько принципов в работе с родителями:

-целенаправленность;

-систематичность;

-доброжелательность,

-открытость;

-плановость;

Беда многих современных родителей – это слабые педагогические знания, Поэтому успех в воспитании и обучении детей в дошкольном учреждении во многом зависит от того, как организовано педагогическое просвещение родителей.

Хотелось бы предложить инновационные методы, в работе с родителями. Важнейшим способом решения проблемы мы видим в планировании их совместной деятельности, в которой родители – не пассивные наблюдатели, а активные участники процесса.

В чем заключается новизна предлагаемой технологии?

1. Привлечение родителей к разработке и отбору тематики совместных мероприятий;

2. Внедрение нетрадиционных форм организации общения и форм работы педагогов с родителями.

Принципы отбора тем:

-принцип активности (следование желанием родителей);

-принцип значимости (выбранные темы актуальны и принимаемы)

-принцип оптимальности (выбранные темы требуют объединения усилий и совместного принятия решений).

Например, из перечня разработанных тем составляем таблицу.

Условный знак темы Тема Выбор (Y) Всего выборов

А Воспитание ребенка средствами родного языка и народного творчества

Б Влияние движения на речь ребенка

В Создание в семье условий для проявления и развития словотворчества у детей

Г Совершенствование образовательной работы с детьми по развитию речи детей

Д Речевой этикет в жизни семьи

Е Эффективные способы коммуникации с детьми

Ж Игры и упражнения для развития речи детей

З Развитие речи детей через разнообразные виды деятельности

И Особенности воспитания в семье ребенка с проблемами речи

К Особенности речевого развития ребенка (2-3 года, 3-4 года, 4-5 лет, 6-7 лет)

Л Воспитание культуры речи «Нам не дано предугадать, как наше слово отзовется»

М Словесные игры с детьми в семье

Н Ознакомление детей с художественной литературой

О Подготовка руки к письму

П Дети и поэзия

Р Значение природы в развитии речи детей

Каждому родителю предлагают выбрать по четыре наиболее интересные для него темы из этого списка для составления перспективного плана на год (или несколько, при большом перечне разработанных тем). Для этого таблица вывешивается на информационном стенде или заполняется родителями на последнем в учебном году родительском собрании в каждой возрастной группе.

Каждый из родителей может отметить свой выбор, например, «галочкой». Для каждой темы подсчитывается количество выборов, что свидетельствует об интересе к данной теме. Они станут темами родительских собраний.

При определении последовательности собраний целесообразно руководствоваться уже не количеством выборов (например, сначала планировать тему, получившую 9 выборов, затем тему, получившую 8 выборов, затем – 7, а логикой следования тем (если это возможно, и особенно если перспективный план разрабатывается на три года). Те темы, которые получили недостаточное количество выборов, становятся содержанием бесед, консультаций, наглядных средств информации.

Отталкиваясь от тематики, последовательности и сроков проведения родительских собраний, разрабатывается перспективный план работы с родителями на год (на три года, содержащий перечень и сроки проведения

Содержание работы с родителями мы предлагаем реализовать через разнообразные нетрадиционные формы организации общения с родителями:

1. Информационно-аналитические формы организации общения с родителями

Основной задачей информационно – аналитических форм организации общения с родителями являются сбор, обработка и использование данных о семье каждого воспитанника, наличие у них необходимых педагогических знаний о развитии речи детей, запросах, интересах, потребностях.

Потому как только на аналитической основе возможно построение грамотного общения с родителями

Формы работы:

• составление социального паспорта семьи;

• анкетирование;

• тестирование;

• целевое посещение семьи;

• проведение социологических срезов и др.

2. Досуговые формы организации общения с родителями

Досуговые формы организации общения с родителями помогают устанавливать тёплые неформальные отношения между педагогами и родителями, а также доверительные отношения между родителями и детьми, способствуют повышению педагогической культуры родителей и обогащению словаря детей.

Формы работы:

тематические развлечения;

литературные вечера;

фольклорные праздники;

ярмарки;

КВН;

введение речевых традиций;

вечер вопросов и ответов.

Досуговые формы сотрудничества с семьей могут быть эффективными тогда, если воспитатели уделяют достаточное внимание педагогическому содержанию мероприятия. Родители на данных мероприятиях могут читать стихотворения вместе со своим ребенком, петь песни и рассказывать интересные истории, например о профессии, имеют возможность проявить свои знания.

3. Познавательные формы организации общения с родителями

Познавательные формы организации общения педагогов с семьей предназначены для ознакомления родителей с особенностями возрастного и психологического развития детей, рациональными методами и приемами развития речи детей.

Основная роль продолжает принадлежать коллективным формам общения как собрания, групповые консультации. Данные формы использовались и раньше, но здесь изменились принципы, на основе которых строится общение педагогов и родителей. К ним относятся общение на основе диалога, открытости, искренности в общении, отказ от критики и оценки партнера по общению. Поэтому данные формырассматриваются нами как нетрадиционные:

общее родительские собрания;

родительские собрания в группах;

консультации;

проблемно-теоретический семинар;

работа семейных клубов;

мастер-класс;

организация педагогической библиотеки.

Познавательные формы организации общения педагогов и родителей выполняют доминирующую роль в повышении психолого-педагогической культуры родителей.

4. Наглядно- информационные формы организации общения.

Это организации общения условно разделены на две подгруппы: информационно – ознакомительные и информационно-просветительские.

Задачами одной из них – информационно – ознакомительной – являются ознакомление родителей с дошкольной организацией, особенностями его работы по развитию речи детей, с педагогами, занимающимися с детьми, и преодоление поверхностных мнений о работе дошкольной организации.

В информационно-ознакомительную форму мы включаем проведение Дней открытых дверей и открытых занятий. Здесь так же можем говорить о данных формах общения как о нетрадиционных, в связи с тем, что дошкольное учреждение стало более открытой системой.

Задачи другой группы – информационно-просветительской – близки к задачам познавательных форм и направлены на обогащение знаний родителей об особенностях работы по развитию речи детей дошкольного возраста. Их специфика заключается в том, что общение педагогов с родителями здесь не прямое, а опосредованное – через газеты, организацию выставок, интерне чатов и др.

Данная педагогическая разработка позволяет решить поставленные проблемы и плавно включает родителей в образовательный процесс как равноправных участников.

Взаимодействие родителей и детского сада редко возникает сразу. Это длительный процесс, долгий и кропотливый труд, требующий терпеливого, неуклонного следования выбранной цели.

Источник