Развитие речи ребенка в разные возрастные периоды

Развитие речи у детей в разные возрастные периоды

Янькова Анна Сергеевна,
учитель начальных классов I категории
ГБОУ школы №502
Кировского района Санкт-Петербурга

Общие сведения о речи

Речь – неотъемлемая часть социального бытия людей, необходимое условие существования человеческого общества. Речь используется в процессе совместной трудовой деятельности для согласования усилий, планирования работы, проверки и оценки ее результатов, помогает в познании окружающего мира. Благодаря ей человек приобретает, усваивает знания и передает их.

Речь – средство воздействия на сознание, выработки мировоззрения, норм поведения, формирования вкусов, удовлетворения потребностей в общении.

Речь выполняет три функции: общения, познания и регулятора поведения.

Формы речи: устная и письменная.

Развитие речи в младенчестве

Младенчество рассматривается как подготовительный этап в развитии речи, когда закладываются предпосылки, во – первых, понимания речи взрослых (развитие речевого слуха), во – вторых, активного употребления слов (развитие речевых артикуляций). Реагировать на слова взрослых ребенок начинает очень рано. На 3 неделе он сосредоточивается на голосе взрослого.  В возрасте 2 – 4 месяцев издает характерные звуки («к-к», «х-х»). Около 4 месяцев гукание сменяется гулением. На 5 – 6 месяце ребенок произносит звуки и производит разнообразные движения, чтобы обратить на себя внимание взрослого. После 6 месяцев в речи младенца появляется лепет – слоги и звуки, которые перемежаются смехом и сопровождаются движениями. Во втором полугодии первого года жизни ребенок устанавливает связь между словом и предметом или действием. Первоначально дети лучше понимают не слова, а жесты взрослого. В возрасте 7 – 8 месяцев младенец выполняет разученные движения при их назывании взрослым: «Встань», «Сядь». В 9 – 10 месяцев малыш понимает элементарные поручения «Дай ложку». В 10 – 11 месяцев ребенок выбирает предметы по словесному указанию взрослого. После 10 месяцев в речи малыша можно услышать слова или обрывки слов, которые сочетаются с движениями и мимикой. К концу первого года жизни в активную речь ребенка включается от 4 до 20 слов. Самое гласное достижение состоит в том, что слова приобретают предметную отнесенность, создавая основу для освоения ребенком их значений. На первом году жизни возникают предпосылки слушания. Малыш сосредоточивается не только на разговоре взрослого, но и на звучании песенок или небольших стихотворений.

Формы общения у младенцев

Форма общения в первом полугодии младенца – ситуативно – личностная. Она появляется, когда дети еще не овладели хватательными движениями целенаправленного характера. Взаимодействия со взрослым разворачивается в это время на фоне общей жизнедеятельности.

От 6 месяцев до 2 лет формируется ситуативно – деловая форма общения. Это общение, протекающее на фоне практического взаимодействия ребенка и взрослого.

Если в этом возрасте ребенок будет лишен общения и внимания или ограничен в контактах с взрослыми, то развивается глубокая физическая и психическая отсталость – госпитализм. Причиной госпитализма является неудовлетворение базовых социально – психических потребностей, эмоциональное равнодушие к ребенку и отсутствие доброжелательного внимания со стороны близких взрослых.  

            Развитие речи в раннем детстве

В раннем возрасте малыша усложняется общение с взрослыми. На первых порах речь ребенка мало похожа на речь взрослого. В возрасте 1 год 2 мес. – 1 года 3 мес. Возникает подражание взрослому по инициативе ребенка, малыш повторяет за ним слова, фразы. Бурное развитие предметной деятельности после полутора лет приводит к появлению в речи малыша глаголов, связанных с действием и выражением требований. В возрасте около двух лет ребенок задает многочисленные вопросы о названиях предметов, что приводит к скачкообразному увеличению активного словаря. Если к 2 годам словарный запас ребенка состоит из 300 – 400 слов, то к концу 3 года  – из 1000 – 1500, причем встречаются все части речи. К концу 3 года жизни в речи дошкольника появляются слова с обобщающим значением: «овощи», «одежда». После 1,5 лет движения, звуки и жесты все более заменяются словами, которые превращаются в полноценное средство общения. В возрасте 1 года 8 мес. – 1 года 10 мес. В речи ребенка появляются двусловные предложения. После 1 года 10 мес. Малыш начинает употреблять предложения, состоящие более чем из двух слов. В них он включает свое имя. На втором году жизни ребенка появляется особая форма речи – ситуативная. На третьем году жизни возникает описательная речь. Теперь ребенок различает предметы по признакам, количеству и передает эти различия в речи. Он воспроизводит услышанные стихи, сказки, песенки. Речь включается в игру, отражая в ней реальные жизненные ситуации. Появляется способность разговаривать с персонажем игры. Поведение ребенка начинает подчиняться словесной инструкции взрослого. Важнейшим достижением в развитии и понимании речи является овладение слушанием. В возрасте 1-3 лет интенсивно формируется речевое внимание, умение сосредоточиться не только на звуковой стороне слова, но и на его содержании. Ребенок уже понимает содержание небольших литературных текстов.

Читайте также:  Беседы с родителями по психическому развитию ребенка

Развитие речи в дошкольном возрасте

В дошкольном возрасте наступает качественно новый этап освоения речи. Речь включается во все виды деятельности, в том числе и познавательную. В младшем возрасте продолжают уточняться и закрепляться правильная артикуляция и внятное произношение гласных и согласных звуков. В развитии словаря дошкольника наблюдаются значительные  качественные и количественные изменения. К 4 годам ребенок осваивает до 1900 слов, к 5 – до 2000 – 2500, а к 6 – 7 годам  – до 3000 – 7000 и активно использует около 2000. Число существительных и глаголов растет быстрее, чем число прилагательных. В общении со взрослым ребенок чаще использует невербальные средства, считая, что взрослый его понимает. Взаимодействуя с ровесником, ребенок настойчиво стремится быть понятым, опираясь на максимально ясные, четкие и однозначно понимаемые речевые средства. Поэтому речь детей со сверстником становится связной и лексики более разнообразной, более вариативной, богатой и менее ситуативной, чем в общении со взрослым. На протяжении дошкольного возраста в речи нарастают черты контекстности.

Виды речи у дошкольников

Контекстная речь сосуществует с ситуативной. Единицей речи становится не слово, а предложение. Возникновение контекстной речи обеспечивается обогащением словаря и освоением  грамматического строя речи.

Объяснительная речь – самая сложная форма речи в дошкольном возрасте. Она опирается на развитие мышления и требует от ребенка умения устанавливать и отражать в речи причинно – следственные связи. Объяснительная речь интенсивно развивается в совместной со сверстниками деятельности, когда нужно договориться об общей игре, труде, выбрать тему рисования и объяснить товарищу способы действия.

Функции речи у дошкольников

Интеллектуальная функция речи выступает орудием мышления. Ребенок не только констатирует воспринимаемое или воспроизводит прошлый опыт, он рассуждает, сопоставляет факты, делает выводы, открывая в предмете скрытые связи и закономерности.

Интеллектуальная функция речи переплетается с коммуникативной. Развитие понимания речи в дошкольном возрасте связано с выполнением поручений взрослого, знакомством с литературными произведениями.

В дошкольном возрасте возникает и саморегулятивная функция. Речь ребенка все больше включается в его деятельность, выполняя функцию планирования: принятие решения и планирование его практического выполнения. На основе планирования практическая и умственная деятельность становятся произвольными и целенаправленными.

О развитии знаковой функции речи у дошкольника говорит осознание ребенком звукового строения слова и словесного состава предложения, что создает предпосылки для обучения грамоте. Старшие дошкольники определяют последовательность всех звуков в слове.

Развитие речи в младшем школьном возрасте

Речь является одним из важнейших психических процессов младшего школьника.

Одной из функций речи является коммуникативная. Речь младшего школьника разнообразна по степени произвольности, сложности, планирования, но его высказывания весьма непосредственны. Часто это речь – повторение, речь – называние, у ребенка может преобладать сжатая, непроизвольная, реактивная (диалогическая) речь.

Особенностью развития речи в младшем школьном возрасте является формирование письменной речи, хотя она во многом беднее устной, однообразнее.

Источник

Консультация для родителей

«Ум на кончиках пальцев»

Как часто мы слышим выражение «мелкая моторика». Что же такое мелкая моторика? Это есть совокупность скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем, часто в сочетании со зрительной системой в выполнении мелких и точных движений кистями и пальцами рук и ног. При этом важно помнить о координации «рука-глаз», т. к. развитие мелких движений рук происходит под контролем зрения. Функция человеческой руки уникальна и универсальна. Сухомлинский В. А. в своих воспоминаниях писал о том, что «ум ребенка находится на кончиках его пальцев. Чем больше мастерства в детской руке, тем ребенок умнее. Именно руки учат ребенка точности, аккуратности, ясности мышления. Движения рук возбуждают мозг, заставляя его развиваться». Уровень развития речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук: если развитие движений пальцев соответствует возрасту ребенка, то и речевое развитие его будет в пределах нормы; если же развитие движений пальцев отстает, задерживается и развитие речи. Потребность и способность двигаться заложена в Человеке генетически. По данным физиологов, движения являются важнейшим фактором нормального развития ребенка уже с эмбрионального развития. Поэтому ограничение его движений является тормозом его общего развития.

Тонкая моторика – это различные по сложности движения, целенаправленно осуществляемые кистями и пальцами рук.

Значение тонкой моторики:

1. Движения рук – это основа для формирования навыков самообслуживания у детей.

2. Уровень развития тонкой моторики является одним из важных показателей готовности ребенка к обучению в школе.

Читайте также:  Валлон психическое развитие ребенка читать онлайн

3. Движения пальцев рук влияют на развитие моторной функции речи и стимулируют развитие других психических функций – мышления, памяти, внимания.

4. Развивается чувство ритма и координация движений.

5. Ребенок лучше адаптируется в практической жизни, учится понимать многие явления окружающего мира.

Начинать работу по развитию мелкой моторики нужно с самого раннего возраста. В раннем дошкольном возрасте нужно выполнять простые упражнения, сопровождаемые стихотворным текстом, не забывать о развитии элементарных навыков самообслуживания: застегивать и расстегивать пуговицы, завязывать шнурки и т. д. Вспомните, как любят дети махать ручкой, хлопать в ладоши, играть в “Сороку -белобоку”, показывать “козу рогатую”. Все эти игры очень полезны, так как тренируют руку. Также в раннем детстве полезны игры с кубиками, пирамидками, матрешками. Позже – с различного вида конструкторами, например, “Лего”, когда ребенку приходится собирать и разбирать мелкие детали, складывать целое из отдельных частей, а для этого очень важно, чтобы пальчики слушались и хорошо работали, тем самым стимулировали речевое развитие малыша.

Существует множество занятий, игр и упражнений для развития мелкой моторики. Их можно разделить на следующие группы: пальчиковые игры, игры с мелкими предметами, лепка и рисование, массаж пальчиков. Мелкая моторика развивается постепенно, это индивидуальный процесс и у каждого ребёнка он проходит своими темпами. Сначала движения малыша неловкие, неумелые и негармоничные. Чтобы помочь малышу совершенствовать мелкую моторику, нужно играть с ним в развивающие игры.

О пальчиковых играх можно говорить, как о великолепном универсальном, дидактическом и развивающем материале. Пальчиковые игры – хорошие помощники для того, чтобы подготовить руку ребенка к письму, развить координацию. Благодаря пальчиковым играм ребенок получает разнообразные сенсорные впечатления, у него развивается внимательность и способность сосредотачиваться. Такие игры формируют добрые взаимоотношения между взрослым и ребенком.

Игры с пальчиками — представляют собой не только способ развития речи и мелкой моторики, но несут в себе моменты радостного общения с близкими людьми. Немаловажным элементом для развития речи является то, что в пальчиковых играх все подражательные действия дополняются стихотворными текстами. Стихи вызывают неподдельный интерес детей и легко усваиваются, надолго оставаясь в памяти. Ритм и неизменный порядок слов, рифма для ребенка служат своего рода волшебством, которое утешает и успокаивает.

Рекомендации по проведению пальчиковых игр:

  • Важно помнить, что пальчиковые игры следует проводить согласно возрасту ребенка, иначе детям быстро они разонравятся, поскольку некоторые упражнения будет сложно выполнять, а порой и неинтересно.
  • Играть в пальчиковые игры нужно каждый день. И чтобы ребенок сохранил к ним интерес следует их обновлять, а через некоторое время можно вернуться к позабытым.
  • Не перегружайте ребенка сложными пальчиковыми играми и не проводите слишком длительные занятия (не более 20 минут в день). Занятия сначала начинайте с простых игр, постепенно увеличивая более сложными.
  • Перед игрой обсудите с ребенком ее содержание, при этом обрабатывая нужные движения, комбинации пальцев и жесты. Это позволит подготовить ребенка правильно выполнять упражнения.
  • Ни в коем случае не принуждайте ребенка к игре, если он не хочет. Попытайтесь узнать, по какой причине он не желает заниматься. Может ему не нравится определенная игра или у него просто нет настроения, а может он приболел?
  • Не следует ставить сразу перед ребенком несколько задач. Например, показывать движения пальцами и произносить текст одновременно.
  • Всегда поощряйте ребенка за его старания в игре и никогда не ругайте, если что-то у него не получается.

Наиболее доступным способом тренировки пальчиков, является нетрадиционное использование предметов, которые можно найти в каждом доме. В роли таких предметов могут выступать:

– Крупные и мелкие бусины

– Прищепки

– Крупные орехи (например, грецкие орехи)

– Массажные мячики и др.

Игры, направленные на развитие мелкой моторики рук:

1) Массаж ладошек. Это самый простой и универсальный для любого возраста способ развития мелкой моторики. Своим пальцем водите по ладошкам ребёнка, гладьте их и массируйте. Свои действия сопровождайте присказкой «Сорока-ворона».

2) Разрывание бумаги. Дайте малышу несколько листов мягкой цветной бумаги. Он с удовольствием ощупает ее, начнет вертеть в руках и рвать. Это занятие доставит ему несказанное удовольствие.

3) Перелистывание страниц. Попросите ребёнка перелистывать страницы книжки с картинками или журнала.

4) Вкладыши-мисочки. Из них можно строить башенки, вкладывать их друг в друга. Эта игра формирует у ребёнка понятие о размере предметов.

5) Рисование на песке. Насыпьте на поднос песок. Возьмите пальчик ребёнка в свою руку и проведите им по песку. Начать можно с простых фигур – линий, прямоугольника, круга, постепенно усложняя задание.

6) Рисование и раскрашивание. Очень полезно обводить контур картинок, состоящий из пунктирных линий, а также раскрашивать объекты различной формы.

Читайте также:  Развитие личности ребенка в современных условиях в свете гендерного воспитания

7) Собирание мозаик и пазлов.

8) Вырезание. Купите малышу детские ножницы, клей-карандаш, цветную бумагу и картон. Научите его мастерить. Вырезайте картинки, приклеивайте их, делайте снежинки и т. п. Это не только разовьёт мелкую моторику, но и пространственное воображение, и творческое мышление.

9) Горошина. Вам понадобятся горошина и баночка со снимающейся крышкой. Покажите ребёнку, что сначала надо снять крышку, затем взять горошину пальчиками и положить в баночку, после закрыть крышку. Попросите ребёнка проделать те же действия. Не расстраивайтесь, если с первого раза ничего не получится. Покажите малышу всю цепочку действий медленно, несколько раз и тогда он обязательно сможет всё повторить. Активным деткам эта игра быстро надоедает, в этом случае не нужно их заставлять. Предложите ребёнку другую игру.

10) Завинчивание крышек. Такое простое занятие, как завинчивание и раскручивание крышек банок, бутылок, пузырьков развивает ловкость пальчиков. Предложите вашему малышу сосуды разного размера и формы, это сделает игру более разнообразной.

11) Застёгивание, расстёгивание и шнуровка. Для этого упражнения не потребуется никаких дополнительных игрушек. Постепенно включайте ребёнка в процесс одевания. Пусть сам застёгивает и расстёгивает себе пуговицы и молнии. Это не только разовьёт движения рук, но и приучит ребёнка к самостоятельности. Еще дайте ребёнку какой-нибудь ненужный ботинок со шнуровкой, который станет прекрасным тренажёром для рук.

12) Лепка. Для лепки подходят пластилин, глина, тесто. Когда собираетесь что-то испечь, обязательно позовите с собой ребёнка. Ему очень понравится мять и раскатывать тесто. К тому же он будет горд, что помогает маме.

Однако стоит запомнить одну простую вещь. Игры для развития мелкой моторики должны проводиться под наблюдением взрослых. Иначе ребёнок может проглотить какую-нибудь мелкую деталь или подавиться ей. Играть в игры и выполнять упражнения, нужно систематически. Занимайтесь с ребёнком каждый день и скоро заметите, что движения вашего малыша с каждым разом становятся все более плавными, чёткими и скоординированными.

Пальчиковые игры для всех возрастов

1-я мл.группа

Пальчиковая игра «Зайчик»

Жил-был зайчик –
длинные ушки.
Отморозил зайчик
Носик на опушке.
Отморозил носик,
Отморозил хвостик
И поехал греться
К ребятишкам в гости.

Три пальца сложить в кулачок,
указательный и средний – ушки.
Сжимают и разжимают пальцы обеих рук.
Трут нос.
Сжимают и разжимают пальцы обеих рук.
Гладят «хвостик».
Крутят «руль».

2-я мл. группа
Пальчиковая игра «Семья»

Этот пальчик – дедушка,
Этот пальчик – бабушка,
Этот пальчик – папочка,
Этот пальчик – мамочка,
Этот пальчик – я.

Вся и моя семья.

Указательным пальцем левой руки дотронуться до большого пальца правой руки.
Дотронуться до указательного пальца.
Дотронуться до среднего пальца.
Дотронуться до безымянного пальца.
Дотронуться дотронуться до мизинца.
Выполнить «фонарики».

Средняя группа

Пальчиковая игра «Капуста» 

Что за скрип? Что за хруст?
Это, что еще за куст?

Как же быть без хруста,
Если я капуста?
Мы капусту рубим, рубим.

Мы морковку трем, трем.
Мы капусту солим, солим.
Мы капусту жмем, жмем.

И в кадушечку кладем.

Сжимать и разжимать пальцы.
Соединить основания ладоней, пальцы – «бутоном», покружить ими.
Пожать плечами.
Сделать из пальцев «шар».
Резкие движения прямыми кистями вверх и вниз.
Пальцы обеих рук сжаты в кулаки, тереть кулачки друг о друга.
Движения пальцев, имитирующие посыпание солью.
Интенсивно сжимать пальцы обеих рук в кулаки.
Хлопки с попеременной сменой ладоней сверху.

Старшая группа

Пальчиковая игра «Дружба»

Дружат в нашей группе девочки и мальчики.
С вами мы подружим маленькие пальчики.
Раз, два, три, четыре, пять –

Начинай считать опять.
Раз, два, три, четыре, пять –

Мы закончили считать.

Соединять пальцы в «замок».
Касание кончиков пальцев обеих рук.
Поочередное касание пальцев обеих рук начиная с мизинцев.
Резко сжать и разжать пальцы обеих рук.
Поочередное касание пальцев обеих рук начиная с мизинцев.
Руки опустить вниз, встряхнуть кистями.

Подготовительная к школе группа
Пальчиковая игра «Гости»

– Мама, мама!
– Что, что, что?
– Гости едут!
– Ну и что?
– Здрасьте, здрастье!
– Чмок, чмок, чмок! 

Ладони сомкнуты перед грудью, пальцы левой руки плотно прижаты к пальцам правой руки.
Мизинцы четыре раза постукивают друг о друга.
Три раза постукивают друг о друга большие пальцы.
Постукивают мизинцы.
Постукивают указательные пальцы.
Средние пальцы дважды перекрещиваются друг с другом.
Постукивают друг по другу. («Гости целуются».)

Источник