Развитие речи ребенка в работе музыкального руководителя

Развитие речи ребенка в работе музыкального руководителя thumbnail

 1 слайд.             Развитие речи на музыкальных занятиях

      Главная роль в развитии у детей правильной речи ложится на родителей и педагогов образовательных учреждений. Музыкальное воспитание является частью всего педагогического процесса и не проходит в отрыве от него. Музыка и речь  не разделимы.

2 слайд. Задачи образовательной области «Речевое развитие»:

 – владение речью как средством общения и культуры;

 – обогащение активного словаря;

 – развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи;

 – развитие речевого творчества;

 – развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха;

 – знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы;

 – формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

3 слайд. Основные задачи образовательной области «Художественно-эстетическое развитие»:

– развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства;

 – становление эстетического отношения к окружающему миру;

 – формирование элементарных представлений о видах искусства;

 – развитие восприятия музыки;

 – реализация самостоятельной творческой деятельности детей.

4 слайд. В соответствии с ФГОС дошкольного образования целевые ориентиры – это социальные и психологические характеристики личности ребёнка на этапе завершения дошкольного образования.

Целевые ориентиры в музыкальном развитии ребёнка- проявление инициативы и самостоятельности в различных видах музыкальной деятельности;

 – ребёнок обладает установкой положительного отношения к миру;

 – обладает развитым воображением, которое реализуется в различных видах музыкальной деятельности;

 – использует речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний;

 – подвижен, вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими и др.

Музыкальные занятия всегда были интегрированными по своей сути: слушание музыки, пение, музыкально-ритмические движения, игры, танцы, игра на детских музыкальных инструментах, творчество во всех видах музыкальной деятельности. И, вне всякого сомнения, каждый из этих видов развивает речь детей. А такие понятия как темп, ритм, тембр, динамика присущи как речи, так и музыке.

5 слайд. Восприятие. При прослушивании муз. произведений у детей расширяется кругозор, идёт активное обогащение словарного запаса: дети узнают, запоминают и произносят названия музыкальных произведений, пен, игр, музыкальных инструментов, имена композиторов, характеристику музыки (прилагательные: чарующая, лиричная, тревожная, торжественная, игривая, резкая, отрывистая, плавная, громкая, тихая и т.д.) и форму музыкального произведения и его жанр. В данном разделе я использую пособия: слайды: 6, 7, 8  – «Мир музыкальных образов», «Где живёт музыка», портреты зарубежных и русских композиторов, детскую энциклопедию танцев, «В мире музыке» для детей 4-5 лет, 5-6 лет; «Расскажи детям о музыкальных инструментах» и т.д.

9 слайд. Пение. При постановке певческого голоса дошкольника, решаются такие речевые задачи:

 – совершенствование голосового аппарата для пения (одновременно совершенствуется и речь дошкольника);

 – культура выразительного исполнения (также необходима в пении, формирует речевую выразительность);

 – формирование навыка сольного пения (закладывает основу монологической речи);

 – развитие ладового чувства, музыкальной интонации ( открывает способность к речевым интонациям).

Развитие музыкального слуха и певческого голоса требует чистоты интонации, что также способствует формированию интонационной выразительности речи.

Как правило, обучение пению проходит с трёх сторон, это: работа над дыханием, работа над дикцией, постановка голоса. Для развития певческого голоса используется пособие М. Картушиной «Вокально-хоровая работа»

Слайды: 10, 11

Детям очень нравятся развивающие игры с голосом в этих играх непроизвольно формируется звукообразование. В  таких упражнениях развивается интонационный и фонематический звук. С детьми старшего возраста использую упражнения по методу развития голоса В. Емельянова.

Слайд 12. Речевые игры позволяют овладеть всеми выразительными средствами музыки. Применение речевых игр эффективно влияет на развитие эмоциональной выразительности речи детей, двигательной активности. Слайд 13. В речевых играх текст поётся или ритмично декламируется хором. К звучанию добавляются музыкальные инструменты, звучащие жесты, движение.

Эффективными для речевого развития дошкольников являются музыкально-логопедические песенки рифмовки – короткие стихи, которые необходимо пропевать. Они незаменимы в работе над фонематическим восприятием. Ритм и мелодия рифмовки акцентируют морфологический признак, который необходимо закрепить в активной или пассивной речи ребёнка. Пропевание, протягивание гласных в слове способствует развитию речевого дыхания, чувства ритма, речеслухового внимания, памяти, формированию воздушной струи. Кроме того стихотворный материал с музыкальным сопровождением, оказывает благотворное влияние на эмоциональное состояние ребёнка, вызывает живой интерес и позитивные переживания, не утомляет при многократном повторении, снижает эмоциональное напряжение, содействует возрастанию общей активности.

Читайте также:  Ребенок на первых неделях развитие

Слайд 14. Пальчиковые игры также способствуют развитию речи ребёнка, двигательных качеств, повышают координационные способности пальцев рук (готовят к письму); слайд 15 формируют образно-ассоциативное мышление на основе устного народного творчества. Их можно применять во время слушания, пения или как подвижную игру.

Слайд 16. При разучивании танцевальных движений я часто сопровождаю их ритмическими словами-подговорками. Например, при разучивании подскока: «Скок, скок, скок, скок, вот какой у нас подскок. Ножку выше поднимаем и носочек к полу тянем» или при разучивании бокового галопа: «Ножка ножку догоняет, пятка, пятку выбивает». Чёткое произношение ритмического текста и стихов под музыку, развивает музыкальный слух, воображение, чувства слова. Чем четче произносить текст, тем лучше двигаются дети. Такой приём помогает постигать речевую культуру, способствует координации.

Слайд 17. (танец мухоморов)

Слайд 18. Игра на детских музыкальных инструментах.  Игра на детских муз. инструментах помогает осознанно воспринимать музыку.  Это метод, позволяющий закрепить знания о характере музыкального произведения (метр, метрическая пульсация, ритмический рисунок). Слайд 19.  Ритмические упражнения и импровизации с использованием ударно-шумовых инструментов совершенствуют чувство ритма, тембровый слух, развивают музыкальную память. Подбор мелодий на слух активизирует речь детей, а речевой слух составляет основы слуха музыкального.

Слайд 20. Таким образом, интеграция музыкальной и речевой деятельности повышает мотивацию, формирует познавательный интерес детей, способствует развитию речи: помогает глубже понять лексическое значение слова, его эстетическую сущность. А использование системы специальных упражнений, различных игр, индивидуальная работа – всё это помогает нам добиваться положительных результатов в развитии ребёнка.

Слайд 21. На каждом празднике роли некоторых персонажей исполняют дети. Это так же способствует развитию речи детей (так же ярким примером для них служат взрослые).

Список используемой литературы

1. Гербова В. В. Развитие речи в детском саду. Программа и методические рекомендации-2-е изд., исп, и доп. М.: Мозаика-синтез, 2006

2.С.В.Никитин. «Сенсорное воспитание в детском саду»

3. А. К. Бондаренко «Дидактические игры в детском саду»

4. Е.А. Судакова «Где живет музыка», Детство-Пресс, 2018 г.

5.С.В. Конкевич «Мир музыкальных образов», Детство-Пресс, 2018 г.

6. В.  Цвынтарный «Играем пальчиками и развиваем речь», Лань 1998 г.

7.И. Каплунова «Наш весёлый оркестр» Санкт-Петербург, Невская нота, 2013 8. «Музыкальные шедевры. Сказка в музыке. Музыкальные инструменты. ФГОС ДО» О.П. Радынова, изд. «Сфера» 2019

9. Ступеньки музыкального развития Е.А. Дубровская, Москва, Просвещение, 2003 г.

Источник

Речевое развитие на музыкальных занятиях Из опыта работы Музыкального руковод...

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Речевое развитие на музыкальных занятиях Из опыта работы Музыкального руковод

Описание слайда:

Речевое развитие на музыкальных занятиях Из опыта работы Музыкального руководителя МАДОУ детский сад № 24 Зориной Евгении Алексеевны

2 слайд

Задачи образовательной области «Речевое развитие»: — владение речью как сред

Описание слайда:

Задачи образовательной области «Речевое развитие»: — владение речью как средством общения и культуры; — обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; — развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; — знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; — формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте. Основные задачи образовательной области «Художественно-эстетическое развитие»: — развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства; — становление эстетического отношения к окружающему миру; — формирование элементарных представлений о видах искусства; — развитие восприятия музыки; — реализация самостоятельной творческой деятельности детей.

3 слайд

В соответствии с ФГОС дошкольного образования целевые ориентиры – это социаль

Описание слайда:

В соответствии с ФГОС дошкольного образования целевые ориентиры – это социальные и психологические характеристики личности ребёнка на этапе завершения дошкольного образования. Целевые ориентиры в музыкальном развитии ребенка: – проявляет инициативу и самостоятельность в различных видах музыкальной деятельности; – обладает установкой положительного отношения к миру; – обладает развитым воображением, которое реализуется в различных видах музыкальной деятельности, – использует речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний; – подвижен, вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими и др.

4 слайд

Музыкальные занятия всегда были интегрированными по своей сути: слушание муз

Описание слайда:

Музыкальные занятия всегда были интегрированными по своей сути: слушание музыки, пение, музыкально-ритмические движения, игры, танцы, игра на детских музыкальных инструментах, творчество во всех видах музыкальной деятельности. И, вне всякого сомнения, каждый из этих видов развивает речь детей. А такие понятия как  темп, ритм, тембр, динамика  присущи как речи, так и музыке.

Читайте также:  Учение об интеллектуальном развитии ребенка пиаже

5 слайд

ВОСПРИЯТИЕ. При прослушивании музыкальных произведений у детей расширяется кр

Описание слайда:

ВОСПРИЯТИЕ. При прослушивании музыкальных произведений у детей расширяется кругозор, идет активное обогащение словарного запаса: дети узнают, запоминают и произносят названия музыкальных произведений, песен, игр, музыкальных инструментов, имена композиторов, характеристику музыки (прилагательные: чарующая, лиричная, тревожная, торжественная, игривая, резкая, отрывистая, плавная, громкая, тихая и т. д.) и форму музыкального произведения и его жанр. В данном разделе я использую пособие «Море музыки», музыкальные проекты по слушанию музыки, решая основные задачи по восприятию музыкальных произведений.

6 слайд

Очень быстрый Быстрый Очень медленный Медленный Темп Регистр Ритмическое теч

Описание слайда:

Очень быстрый Быстрый Очень медленный Медленный Темп Регистр Ритмическое течение Тембровый остров Жанры Ладовый маяк Динамика Опера Балет

7 слайд

Развитие речи ребенка в работе музыкального руководителя

8 слайд

Развитие речи ребенка в работе музыкального руководителя

9 слайд

Развитие речи ребенка в работе музыкального руководителя

10 слайд

ПЕНИЕ. При постановке певческого голоса дошкольника, решаются такие речевые з

Описание слайда:

ПЕНИЕ. При постановке певческого голоса дошкольника, решаются такие речевые задачи:   -совершенствование голосового аппарата для пения (одновременно совершенствуется и речь дошкольника);  – культура выразительного исполнения (также необходима в пении, формирует речевую выразительность);   – формирование навыка сольного пения (закладывает основу монологической речи);  -развитие ладового чувства, музыкальной интонации (открывает способность к речевым интонациям).  Развитие музыкального слуха и певческого голоса требует чистоты интонации, что также способствует формированию интонационной выразительности речи.

11 слайд

Как правило, обучение пению проходит с трех сторон, это: работа над дыханием

Описание слайда:

Как правило, обучение пению проходит с трех сторон, это: работа над дыханием работа над дикцией постановка голоса В работе над дыханием важно сформировать представление о правильном вдохе и выдохе, для этого я использую игры и упражнения, которые применяю в качестве 1-2-х минутной разминки перед пением и во время пения. Выполняя дыхательные упражнения в игровой форме, у ребенка происходит положительный эмоциональный настрой, снимается напряжение. В результате повышаются показатели диагностики дыхательной системы, развитие певческих способностей детей.

12 слайд

Детям очень нравятся развивающие игры с голосом. Это подражающие игры со звук

Описание слайда:

Детям очень нравятся развивающие игры с голосом. Это подражающие игры со звуками мира (кашель, чихание, голоса животных и птиц, неживой природы: часики, дождик, скрип дверей, звук автомашины). В этих играх непроизвольно формируется звукообразование. Когда я начала систематически использовать развивающие игры с голосом, то почувствовала, как дети выплескивают дополнительную энергию, учатся слушать свой голос и играть с ним. В таких упражнениях развивается интонационный и фонематический звук. В своей работе я использую упражнения по методу развития голоса В. Емельянова и некоторые упражнения из программы М. Лазарева «Здравствуй!». Например, при прослушивании произведений о весне, пробуждении природы, можно использовать такое упражнение:

13 слайд

РЕЧЕВЫЕ ИГРЫ позволяют овладеть всеми выразительными средствами музыки. Речев

Описание слайда:

РЕЧЕВЫЕ ИГРЫ позволяют овладеть всеми выразительными средствами музыки. Речевое музицирование необходимо, так как музыкальный слух развивается в тесной связи со слухом и речью. Применение речевых игр эффективно влияет на развитие эмоциональной выразительности речи детей, двигательной активности. В речевых играх текст поется или ритмично декламируется хором, соло или дуэтом. Основой служит детский фольклор. К звучанию добавляются музыкальные инструменты, звучащие жесты, движение. В работе над дикцией мы с детьми проговариваем текст не только в слух, а иногда и только губами, начиная с медленного темпа, постепенно ускоряясь. Это упражнение помогает детям следить за правильностью положения губ и точнее воспроизводить текст песни. Например, можно продекламировать (ритмизовать) текст стихотворения под музыку, как «Белый стих» С. Михалкова

14 слайд

Ленивый жук. Я немного пожужжу – жж……………………….. На ромашке полежу – жж…………………

Описание слайда:

Ленивый жук. Я немного пожужжу – жж……………………….. На ромашке полежу – жж………………………. Муха в воздухе летает – вз……………………… Я на муху погляжу – жж ………………………….. Поглядел и есть пора – жж ням жж ням ням жж ням жж На обед у нас кора – ням ням ням ням ням ням Пожую, спою жужжалку жу жу жу жу жу жу жу жу жу И улягусь до утра… Потому, что спать пора – тс-с-с-с.

15 слайд

Эффективными для речевого развития дошкольников являются музыкально-логопедич

Описание слайда:

Эффективными для речевого развития дошкольников являются музыкально-логопедические песенки рифмовки – короткие стихи, имеющие чёткую ритмическую структуру, которые необходимо пропевать. Они незаменимы в работе над фонематическим восприятием. Ритм и мелодия рифмовки акцентируют морфологический признак, который необходимо закрепить в активной или пассивной речи ребёнка. Пропевание, протягивание гласных в слове способствует развитию речевого дыхания, чувства ритма, речеслухового внимания, памяти, формированию воздушной струи. Кроме того, стихотворный материал с музыкальным сопровождением и видеорядом оказывает благоприятное влияние на эмоциональное состояние ребёнка: вызывает живой интерес и позитивные переживания, не утомляет при многократном повторении, снижает эмоциональное напряжение, содействует возрастанию общей активности. Уже с младших групп я использую логопедические песенки-разминки, например «Ежик».

Читайте также:  Развитие мелкой моторики слепого ребенка

16 слайд

В процессе работы с детьми очень эффективными считаю упражнения - распевки:

Описание слайда:

В процессе работы с детьми очень эффективными считаю упражнения – распевки: пение вокализов, несложных мелодий с каким-либо гласным звуком, затем транспонируя мелодию и меняя гласный звук. Например, попевка «У кота воркота колыбелька хороша», мелодию “ре – ми – фа – ми – ре” надо пропеть со звуком, а, затем на пол тона выше со звуком о и т.д. Пропевание слогов “ма – мэ – ми – мо – му” на одном звуке, затем, то же самое на последующих звуках. Пропевание нисходящих мажорных трезвучий на гласных “и – а – у”, “е – о – а” и т.д. Часто предлагаю детям спеть “как медвежата”, “как зайчики”, “как мышки”. Это помогает им лучше овладеть тремя основными регистрами голоса. Или спеть «ласково», «сердито», «грустно», «весело»

17 слайд

ПАЛЬЧИКОВЫЕ ИГРЫ также способствуют развитию речи ребенка, двигательных качес

Описание слайда:

ПАЛЬЧИКОВЫЕ ИГРЫ также способствуют развитию речи ребенка, двигательных качеств, повышают координационные способности пальцев рук (готовят к письму); сказки, которые исполняются как песенки или произносятся под музыку, формируют образно-ассоциативное мышление на основе устного русского народного творчества. Применяю во время слушания, пения или как подвижную игру. Например упражнение «Пальчик мой», «Цветики», «Меж еловых лап» и другие.

18 слайд

При разучивании танцевальных движений я часто сопровождаю их ритмическими сл

Описание слайда:

При разучивании танцевальных движений я часто сопровождаю их ритмическими словами. Например: упражнение «Пружинка» разучиваю со словами под музыку: «Попружиним наши ножки и попрыгаем немножко», «Топ, топ, топ, сапожки, побежали наши ножки» или «Покружились, покружились и гостям всем поклонились» и так далее. Четкое произношение ритмического текста и стихов под музыку, развивает музыкальный слух, воображение, чувства слова. Чем четче произносить текст, тем лучше двигаются дети. Такой прием помогает постигать речевую культуру, способствует координации.

19 слайд

ИГРА НА ДЕТСКИХ МУЗЫКАЛЬНЫХ ИНСТРУМЕНТАХ. Детские музыкальные инструменты вкл

Описание слайда:

ИГРА НА ДЕТСКИХ МУЗЫКАЛЬНЫХ ИНСТРУМЕНТАХ. Детские музыкальные инструменты включаю и в другие виды деятельности, как практический метод, помогающий осознанному восприятию музыки или метод, позволяющий закрепить знания о характере музыкального произведения (метр, метрическая пульсация, ритмический рисунок). Ритмические упражнения и импровизации с использованием ударно-шумовых инструментов совершенствуют чувство ритма, тембровый слух. Игра на музыкальных инструментах способствует развитию у дошкольников мелодического слуха, чувства ритма и музыкальной памяти. Дети начинают подбирать мелодии на слух, что активизирует их речь, так как речевой слух составляет основы слуха музыкального.

20 слайд

Ежегодно в нашем детском саду проводится неделя Театра. Дети средних, старших

Описание слайда:

Ежегодно в нашем детском саду проводится неделя Театра. Дети средних, старших, подготовительных групп готовят свои театральные постановки, сказки для показа малышам и родителям. И на каждый сезонный праздник я стараюсь включать песенные инсценировки, роли некоторых персонажей в утренниках обязательно исполняют дети. Это также способствует развитию речи детей, ее эмоциональной выразительности, закреплению навыков правильного звукопроизношения.

21 слайд

Таким образом, интеграция музыкальной и речевой деятельности повышает мотивац

Описание слайда:

Таким образом, интеграция музыкальной и речевой деятельности повышает мотивацию, формирует познавательный интерес детей, способствует развитию речи: помогает глубже понять лексическое значение слова, его эстетическую сущность. А использование системы специальных упражнений, различных игр, индивидуальная и кружковая работа – все это помогает нам добиваться положительных результатов в развитии речи ребенка. ЛИТЕРАТУРА: «От рождения до школы» примерная общеобразовательная программа с учетом ФГОС / Н. Веракса, Т. Комарова, М. Васильева – Москва, 2014; «Вокально-хоровая работа в детском саду» / М.Ю. Картушина. – Москва,2010; «Система музыкально-оздоровительной работы в детском саду» / О. Арсеневская – Волгоград, 2011; «Здравствуй!» оздоровительно-развивающая программа / М. Л. Лазарев – Москва, 2004; «Развитие голоса. Координация и тренинг» / В. Емельянов – Санкт-Петербург, 1997г.

22 слайд

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!  

Описание слайда:

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!  

Развитие речи ребенка в работе музыкального руководителя

Курс профессиональной переподготовки

Воспитатель детей дошкольного возраста

Развитие речи ребенка в работе музыкального руководителя

Курс повышения квалификации

Развитие речи ребенка в работе музыкального руководителя

Курс повышения квалификации

Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

также Вы можете выбрать тип материала:

Общая информация

Номер материала:

ДБ-1451249

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Источник