Развитие речи ребенка в процессе ознакомления с окружающим миром

Марина Новикова
Развитие речи детей дошкольного возраста посредством ознакомления с окружающим миром

«Тот день, в который человек не сделал

никакого полезного дела или ничему

не научился, чтобы знать больше чем вчера,

называется потерянным днем».

В. Осеева

Пояснительная записка

Дошкольный возраст является самым благоприятным периодом для активного всестороннего развития, как умственного, так и физического. В это время ребёнок получает и усваивает информации в несколько раз больше, чем в период школьного обучения.

Дети дошкольного возраста находятся у истоков познания окружающего мира. Именно в эти годы у них формируются первичные представления об окружающем мире, они овладевают речью, способами умственной деятельности, у них появляется познавательный интерес, своё отношение к окружающему.

«Детство – каждодневное открывание мира. Нужно, чтобы открытие стало, прежде всего, познанием человека и Отечества, чтобы в детский ум и сердце входили красота настоящего человека, величие и ни с чем несравнимая красота Отечества» — писал В. А. Сухомлинский.

В настоящий период времени познание (формирование целостной картины мира) является одной из ведущих задач воспитания и развития детей в любом дошкольном учреждении. Особенно оно касается старших дошкольников. Ведь ребёнок, придя в детский сад, имеет определённый уровень знаний, данный ему ближайшим окружением, т. е. близкими людьми. Всё меняется, когда ребёнок начинает посещать дошкольное учреждение, определённую группу, учится контактировать с другими взрослыми и, конечно же, со сверстниками. Это уже является совсем другой ступенью развития представления об окружающей действительности и явлениями общественной жизни.

Связная речь-это последовательность органично связанных друг с другом мыслей, которые выражены точными словами в правильно построенных предложениях. Для того, чтобы в хорошей степени овладеть иностранным языком, необходимо научиться мыслить на этом языке. Можете себе представить, какая идет работа в голове ребенка, когда он учится мыслить, учась говорить. Затем он совершенствует свою речь, научаясь мыслить. Связная речь–это результат развития всех психических процессов, это достижение ребенка в овладении родным языком.

Знакомя с окружающим миром, мы развиваем связную речь детей, формируем познавательные процессы, учим наблюдать, сравнивать и обобщать явления окружающей жизни.

Развитие связной речи дошкольников осуществляется в различных видах деятельности детей: на занятиях по ознакомлению с окружающим, на занятиях по ознакомлению с художественной литературой, по обучению грамоте.

Необходимость создания программы и проведения специального обучения родному языку продиктованы тем, что учителя начальной школы подчеркивают недостатки речи, с которыми дети приходят в школу (чрезвычайно малый словарный запас, неправильное произношение шипящих и сонорных звуков, неумение выстроить высказывание в логической последовательности, отсутствие культуры общения, а отсюда и низкая речевая культура). В связи с этим только специально речевая работа, целенаправленное речевое воспитание могут привести к высокому уровню овладения речью.

Родной язык играет уникальную роль в становлении личности человека. Язык и речь традиционно рассматривались в психологии, философии, и педагогике как узел, в котором сходятся различные линии психического развития: мышление, воображение, память, эмоции. Являясь важнейшим средством человеческого общения, познания действительности, язык служит основным каналом приобщения человека к ценностям духовной культуры, а также необходимым условием воспитания и обучения. Развитие устной речи в дошкольном детстве закладывает основы успешного обучения в школе. Если взрослые, окружающие ребенка, начинают правильно учить его говорить уже с младенческого возраста, то такой ребенок развивается нормально: у него появляется способность представлять, затем мыслить и воображать; с каждой возрастной ступенью эта способности совершенствуется. Особое значение в данный период времени приобретает знакомство с родной литературой, с текстами художественных произведений, Ознакомление с окружающим миром. Это является одним из главных условий овладения ребенком связной речью, условием ее развития и совершенствования.

Дошкольный возраст – это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи: фонетической, лексической и грамматической. Полноценное владение родным языком в дошкольном детстве является необходимым условием решения задач нравственного, эстетического и умственного воспитания детей в этот период развития. Чем раньше будет начато обучение родному языку и развитие речи, тем свободнее ребенок будет им пользоваться в дальнейшем.

Развитие речи должно рассматриваться не только, как овладение ребенком языковыми навыками – фонетическими, лексическими и грамматическими, но и как овладение коммуникативными умениями.

Но лишь не многие дети стихийно достигают достаточно высокого уровня в развитии речи, поэтому необходимо проводить специальную работу, направленную на овладение языком. Данные идеи послужили основанием для создания системы работы «Развитие речи дошкольников посредством ознакомления с окружающим миром».

Ознакомление дошкольников с окружающим миром – это средство образования в их сознании адекватных представлений и знаний о мире, основанных на чувственном опыте, и воспитание правильного отношения к нему. Оно является источником первых конкретных знаний и тех радостных переживаний, которые часто запоминаются на всю жизнь.

Богатство и широта представлений ребенка о явлениях общественной жизни, о мире вещей, созданных руками человека, во многом определяют как умственное, так и нравственное развитие детей. Чем правильнее и ярче будет впечатление, тем интереснее и содержательнее будет их речь и жизнь.

В дошкольном возрасте содержание знаний об окружающем интегрируется с развитием речи, развитием грамматической стороны речи, фонематического слуха.

В 7 лет дошкольник становится школьником. Это новый социальный статус. Переход от игровой деятельности к учебной очень важен для ребёнка. Готовность к школьному обучению формируется задолго до поступления в школу и включает не только хорошее физическое развитие, достаточный запас знаний и представлений об окружающем, но и уровень развития обобщающей деятельности мышления.

Личностное развитие ребенка дошкольного возраста наиболее успешно осуществляется в условиях обогащенной речевой развивающей среды.

Требования к организации речевой развивающей среды в дошкольном образовательном учреждении являются составной частью ФГОС. Развитие речевой среды является одним из приоритетных направлений повышения качества работы по развитию речи у детей дошкольного возраста.

Планируя работу в данном направлении, я, прежде всего, выделила основную проблему, стоящую в моей группе. Определила для себя главную цель и задачи деятельности.

Свою работу на данном этапе я начала с обоснования актуальности темы и изучения литературы по теме: ставя задачу развития речи дошкольника, сформулируем основные типичные проблемы развития речи дошкольника:

-Односложная, состоящая лишь из простых предложений речь (так называемая “ситуативная” речь).

-Неспособность грамматически правильно построить распространенное предложение.

-Бедность речи. Недостаточный словарный запас. Замусоривание речи сленговыми словами (результат просмотров телевизионных передач, употребление нелитературных слов и выражений).

-Бедная диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развернутый ответ, если это необходимо и уместно.

-Неспособность построить монолог: например, сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказ текста своими словами.

-Отсутствие логического обоснования своих утверждений и выводов.

-Отсутствие навыков культуры речи: неумение использовать интонации, регулировать громкость голоса и темп речи и т. д. Плохая дикция.

Дошкольников отличает эмоциональная отзывчивость на обращенную к ним образную речь. Важно, что бы дети и сами использовали доступные им образные средства родного языка. Образную речь ребёнка развивают на основе активизации его образного мышления, воображения.

Источник

План по самообразованию  «Развитие речи детей посредством ознакомления с окружающим миром»

   Цель: повысить собственный теоретический уровень, профессиональное мастерство и компетентность, изучить способы, методы и приёмы активизации речи детей, объединить усилия воспитателей и родителей в работе по речевому развитию детей.

Читайте также:  Упражнения языком для развития речи ребенка

-участвовать в конкурсах.

-формировать бережное отношение к окружающему миру, закреплять положительные эмоции, умение их проявлять;

-создать условия, способствующие выявлению и поддержанию интересов, проявления самостоятельности в познавательно – речевой деятельности;

– помочь упорядочить сведения об окружающем мире, формировать представления его целостности;

– обогащать познавательную сферу детей информацией через занятия, наблюдения, экспериментальную деятельность, речь.

• Наглядные – наблюдения, рассматривание картин, демонстрация фильмов, презентаций.

• Практические – упражнения, игры, эксперименты и опыты.

• Словесные – рассказ, чтение, вопросы, беседы.

Сроки (начало- окончание)

Содержание деятельности

Форма предоставления результатов

В течение года

Чтение стихов, загадывание загадок, наблюдение, беседы, лепка, рисование, упражнения, игры, эксперименты и опыты.

Сентябрь

-Организовать консультацию для родителей.

-Оформить папку передвижку.

-Организовать выставку поделок.

-Консультация для родителей «Возрастные особенности детей 2-3 лет».

-Оформить папку передвижку. Тема: «Что должен знать и уметь ребенок в раннем возрасте (2-3 года)».

-Организовать вместе с родителями выставку поделок из природного материала.

Октябрь

-Провести открытое занятие.

-Опубликовать конспект интегрированного занятия в электронном СМИ.

-Организовать дидактические игры.

-Открытое занятие «Зайка в гости к нам пришел» 

-Публикация в электронном СМИ “nsportal.ru” конспект интегрированного занятия в первой младшей группе «Зайка в гости к нам пришел» 

-Организация дидактических игр:

1. Игра «Громко — тихо» Учить детей менять силу голоса: говорить то громко, то тихо. Воспитание умения менять силу голоса.

2. Игра «Лягушка и лягушата»

Развивать речевое внимание детей. Разделить детей на две группы: это большие и маленькие лягушки. Большие лягушки прыгают в пруд, плавают в воде и громко квакают: «Ква-ква». Маленькие лягушата тоже прыгают в пруд, плавают, тихонько квакают.

Ноябрь

-Оформить папку передвижку.

-Организовать дидактические игры.

– Организация дидактических игр.

-Публикация опыта работы в электронном СМИ.

-Участие в конкурсе рисунков «Осень»

-Оформить папку передвижку. Тема: «Игры для детей по расширению словарного запаса».

-Организация дидактических игр:

1. «Поезд». Учить  произносить звуки. Играя в поезд, дети изображают гудок паровоза («у-у-у»), с шумом выпускают пар («ш-ш-ш, с-с-с»). Когда поезд набирает скорость, дети говорят «чух-чух-чух», потом «чу-чу-чу» (поехал быстро) и, наконец, «ш-ш-ш» (выпускает пар).

2. «Чья мама? Чей малыш? Учить детей правильно называть домашних животных и их детенышей

-Публикация в электронном СМИ “nsportal.ru” выступление на родительском собрании в первой младшей группе по теме “Возрастные особенности детей 2-3 лет” 

Декабрь

-Оформить папку передвижку.

-Организовать дидактические игры для активизации бытового словаря.

-Участие во Всероссийском конкурсе.

-Оформить папку передвижку. Тема: «Новый год».

– Организация дидактических игр:

1. «Купание куклы» дети уточняют и закрепляют названия одежды, белья, предметов, необходимых для мытья (мыло, полотенце и т. д.).

2. «Накроем стол к чаю» Ввести в словарь детей названия предметов посуды, учить находить названные предметы среди прочих. Учить называть предметы посуды, знакомить с назначением посуды.

-Участие во Всероссийском конкурсе изобразительного искусства и декоративно-прикладного творчества “Осень, поздняя осень”

Январь

-Изготовить кормушки для птиц.

-Организовать дидактические игры.

-Беседа с родителями.

-Прослушивание аудиозаписей

-Привлечение родителей к участию в акции «Открытие птичьих столовых».

-Организация дидактических игр:

– «Зимующие птицы» Предметные картинки с изображением зимующих птиц. Дать детям представление об общих признаках птиц (крылья, клюв, хвост, две лапы, умеют летать). Ввести в словарь детей существительные названия птиц (ворона, снегирь, синички, воробей); глаголы (ходит, прыгает, летает, машет, клюёт).

-Дидактические игры с кубиками и кирпичиками. Упражнять детей в различении цветов (красный, синий, желтый)

– «Лошадка». Учить правильно произносить звук «И»
Воспитатель предлагает позвать лошадку. Ребёнок произносит И-и-и, и лошадка скачет, ребёнок заканчивает произносить, лошадка останавливается. Далее лошадку зовёт следующий ребёнок.

-Беседа с родителями

«Развитие связной речи детей в семье».

-Прослушивание аудиозаписи голоса птиц, звуки природы, звуки животных.

Февраль

 -Оформить папку передвижку.

-Организовать дидактические игры.

-Опытно-исследовательская деятельность.

-Оформить папку передвижку. Тема: «Зимние игры и забавы».

-Организация дидактических игр:

– «Пчелы и медведь» закрепить изолированное произношение звука Ж. Воспитатель говорит:

Пчелки в улье сидят

И в окошко глядят.

Погулять все захотели.

Друг за другом полетели: ж-ж-ж-ж-ж.

– «Волшебный кубик» Учить чётко произносить звуки, звукоподражать животным.
Ребёнок бросает кубик и вместе с воспитателем произносит  
«Вертись, крутись, на бочок ложись». Затем ребёнок изображает то, что нарисовано на верхней грани кубика (н-р, самолёт), и произнести соответствующий звук ( У-у-у).

Опытно-исследовательская деятельность:

– «Игры с вертушками»познакомить детей с понятием» ветер», учить замечать движение деревьев во время ветра, создавать ветер с помощью дыхания.

-«Таяние сосульки». Продолжать знакомить детей со свойствами воды, показать. Что в теплом помещении вода превращается в воду. Обратить внимание на то, что после таяния сосульки в образовавшейся воде есть песчинки и грязь, подвести к пониманию того, что в рот брать снег и лед (сосульки) нельзя.

Март

-Создание в группе огорода на подоконнике.

-Опытно-исследовательская деятельность.

-Консультация для родителей.

-Совместное создание в группе огорода на подоконнике.

-Опыт «Шарики в стакане». Дети погружают в воду разные по размеру шарики и наблюдают уровень поднятия воды. Шарики меньшего размера поднимают уровень воды ниже, а шарики большего размера – выше.

– Консультация для родителей «Учим ребенка общаться»

-Организация дидактических игр:

-«Животные и их детёныши» Закрепить в речи детей названии детёнышей животных, закрепление навыков словообразования. Слова скомпонованы в три группы по способу их образования. Группа 1. У тигра – тигрёнок, у льва – львёнок, у слона – слонёнок, у оленя – оленёнок, у лося – лосёнок, у лисы – лисёнок. Группа 2. У коровы – телёнок, у лошади – жеребёнок, у свиньи – поросёнок, у овцы – ягнёнок, у курицы – цыплёнок, у собаки – щенок.

Апрель

– Экскурсии совместно с детьми.

-Оформить папку передвижку.

-Консультация для родителей

-Оформить папку передвижку. Тема: «Весна»

– Экскурсии совместно с детьми «Экскурсия к цветущим деревьям».

-Консультация для родителей на тему «Как учить стихи»

-Организация дидактических игр:

– «Пришла весна-красна».Уточнять знания детей о последовательности весенних изменений в живой и неживой природе. Продолжать учить устанавливать связи между изменениями в живой и неживой природе.

Май

Обобщение собственного опыта педагогической деятельности  по экологическому воспитанию детей.

Отчёт о проделанной работе за учебный год.

Источник

Ольга Никулина
Родительское собрание «Развитие речи детей в процессе ознакомления с окружающим миром и развивающими играми»

Родительское собрание на тему:

«Развитие речи детей в процессе ознакомления с окружающим миром и развивающими играми»

Подготовила: Воспитатель НикулинаО. В.

«Родное слово является основой всякого умственного

развития и сокровищницей всех знаний. Поэтому так важно

заботиться о своевременном развитии речи детей, уделять внимание её чистоте и правильности».

К. Д. Ушинский.

В возрасте от 2 до 3 лет происходит значительный скачок в развитии речи, внимании.

Дети, не получившие в раннем возрасте соответствующее речевое развитие, заметно отстают в общем развитии, так как речь является показателем достижений. С помощью речи ребёнок показывает своё знание или незнание, умение или неумение, согласие или отрицание происходящего, выражает свое отношение к происходящему.

. Именно ранний возраст наиболее благоприятен для закладывания основ грамотной, четкой, красивой речи, для пробуждения интереса ко всему, что нас окружает. Поэтому задача обогащения словаря и активизации речи детей должна решаться ежеминутно, ежесекундно, постоянно звучать в беседах с родителями, пронизывать все режимные моменты.

Читайте также:  Детский центр развития ребенка тула

Каждый родитель мечтает о том, чтобы сын или дочь добился в жизни значительных успехов, сделал блестящую карьеру на поприще науки или в бизнесе, чтобы состоялся как личность, чтобы чувствовал себя свободно и уверенно.

Неполноценная речь отрицательно сказывается на развитии ребёнка, сдерживает формирование познавательных процессов, порождает отрицательные черты характера. Возникают проблемы с адаптацией к школьной жизни.

Важнейшим условием для того, чтобы ребёнок овладел правильной речью, является та речевая атмосфера, в которую он погружён с первых дней своего существования. Поэтому для овладения грамотной речью неоценимо важна роль семьи.

Немного науки” К концу четвертого года словарный запас ребенка достигает приблизительно 1500-2000 слов. Разнообразней становиться словарь и в качественном отношении. В речи детей этого возраста, кроме существительных и глаголов, все чаще встречаются другие части речи: местоимения, наречия, появляются числительные (один, два, прилагательные, указывающие на отвлеченные признаки и качества предметов (холодный, горячий, твердый, хороший, плохой). Ребенок начинает шире пользоваться служебными словами (предлогами, союзами). К концу года он нередко использует в своей речи притяжательные местоимения (мой, твой, притяжательные (папин стул, мамина чашка).

: Как вы думаете, какие задачи развития речи должны решаться на протяжении всего дошкольного возраста? Чему должны учить ребёнка?

Правильно,это следующие задачи:

Формирование звуковой культуры речи.

– Обогащение словарного запаса.

Формирование грамматического строя речи.

– Обучение рассказыванию, связной речи.

Развитие выразительности речи.

Словесные игры.

Развитию грамотной речи способствуют словесные игры. Джанни Родари утверждал, что именно в игре ребёнок свободно владеет речью, говорит то, что думает, а не то, что надо. В игре нет схем и правильных образов, ничто не сковывает ребёнка. Не поучать и обучать, а играть с ним, фантазировать, сочинять, придумывать- вот что необходимо ребёнку.

К 4-м годам у детей впервые отмечается пристрастие к играм в слова. Это естественное желание необходимо всячески поощрять, пусть игры будут интересными, весёлыми и даже азартными, именно благодаря словесным играм происходит становление культуры речи и общения. Игра- это основной вид деятельности дошкольников.

Играя, ребёнок обогащает свой словарный запас, расширяет кругозор, развивает связную речь, у него формируется звуковая культура речи.

Играя с ребёнком, будьте дружелюбны и уважительны к нему. Он должен чувствовать, что эти занятия – не скучная неизбежная повинность, а интересная, увлекательная игра, в которой он обязательно должен выиграть. Поощряйте его малейшие успехи и будьте терпеливы при неудачах.

2. Дыхательные упражнения и артикуляционная гимнастика.

Цель: формирование навыков правильного звукопроизношения; тренировка органов артикуляции.

Дыхательные упражнения.

Цель: развитие речевого дыхания, силы голоса, тренировка мышц губ.

1.«Подуем на снежинку».

Вырезать из салфетки тонкую и легкую снежинку. Положить на ладонь ребенку. Ребенок дует, чтобы снежинка слетела с ладони.

2. «Бабочка летает».

Сделать совместно с ребенком бабочку из тонкой бумаги (обертка от конфет, салфетка и т. д.). Привязать нитку. Ребенок держит за ниточку и дует на бабочку.

3.«Плывет, плывет кораблик».

Налить в тазик или ванну воду положить кораблик и предложить ребенку подуть на кораблик.

Артикуляционная гимнастика.

Важную роль в формировании правильного произношения звуков играет четкая, точная, координированная работа артикуляционного аппарата.

Её можно выполнять в домашних условиях, а занятия сделать веселой игрой. Мы с вами сейчас проведем ряд простых упражнений для языка и губ.

Артикуляционное упражнение «Орешки» (рот закрыт; кончик языка с напряжением поочередно упирается в щеки; на щеках образуются твердые шарики – «орешки»), «Лошадка», «Дразнилка».

«Свои губки прямо к ушкам растяну я как лягушка».

«А теперь слоник я –хоботок есть у меня»

«Тик- так. Тик- так. Ходят часики у нас»

Артикуляционное упражнение «Чистим зубки» (улыбнуться; открыть рот, кончиком языка с внутренней стороны «почистить» поочередно нижние и верхние зубы) .Артикуляционное упражнение «Часики» (открыть рот; высунуть узкий язык и тянуть его попеременно то вправо, то влево).

Покачаться он готов. Артикуляционное упражнение «Вкусное варенье» (слегка приоткрыть рот; широким кончиком языка «слизать варенье» с верхней и верхней губы)

Развивающая игра «Машина»

Формирование звуковой культуры речи.

Игры, развивающие звуковую культуру речи (звукоподражание).

Дидактическая игра «Кто как голос подает»

Корова – мычит (му-у)

Собака – лает (гав-гав)

Свинья – хрюкает (хрю-хрю)

Лошадь – ржет (иго-го)

Овца – блеет (бе-е)

Кошка – мяукает (мяу)

Лягушка – квакает

Курица – кудахчет

Утка – крякает

Жук – жужжит

Волк – воет

Воробей – чирикает

Ворона – каркает

Тигр – рычит

Петух – кукарекает

Чистоговорки:

Уп, уп, уп – мама варит суп (зв. П.)

БЫ, бы, бы –идёт дым из трубы (зв. Б)

«Жа- жа –жа, есть иголки у ежа»

«Жу-жу-жу молоко дадим ежу»

«Лежит ёжик у ёлки, есть у ежа иголки»

Расширять и активизировать словарь мы должны на основе обогащения представлений о ближайшем окружении. Название и назначение предметов одежды, обуви, головных уборов, посуды, мебели, видов транспорта; детали и части предметов – у платья- рукава, воротник, карманы, пуговицы; качества (цвет, форма, размер, особенности поверхности (пушистая, шероховатая) ;Обогащать словарь названиями частей суток, домашних и диких животных, овощей и фруктов.

Большое значение для развития речи младшего дошкольника имеет обогащения словаря на основе знаний и представлений ребенка об окружающей жизни и в процессе наблюдений за природой.

Как часто Вы бываете на природе? Природа имеет уникальные возможности для развития и воспитания каждого ребенка. На природе Вы можете пообщаться со своим малышом наблюдая, например, за жизнью бабочек и жуков; полюбоваться красотами родной природы, вдохнуть глоток чистого и свежего воздуха. Подзарядиться положительными эмоциями. Эмоциональные переживания побуждают ребенка к тем или иным поступкам. Дети дошкольного возраста очень общительны. Так давайте же больше общаться с малышами, показывая как мы их любим, а в союзники возьмём природу.

Отравляясь с ребенком на прогулку:

1. поговорите с ним о том, какая сегодня погода, какое небо, что есть на небе?

2. в какую одежду мы одеты, почему, с чем это связано?

3. какое сейчас время года?

4. покормить птиц

5. загадать загадку

6. познакомить с народными пословицами и приметами

7. прочитать стихотворение, вспомнить песенку

8. поиграть в игру

Мы должны сами видеть окружающий нас мир и открыть на него глаза ребенку. Учить его замечать и восхищаться окружающей нас жизнью, беречь и любить все живое, а свои чувства высказывать словами. Например, здороваясь с солнышком,сказать ему ласковые слова-признаки: золотистое, лучистое, доброе, веселое, теплое.Давайте вместе попробуем подобрать хотя бы по 5 слов-признаков к следующим словам: ветер, небо, дождь, снег.

Формирование грамматического строя речи.

Дети должны научиться согласовывать части речи в словосочетаниях и в предложениях. (сущ + прилаг, (сущ с предлогами, (сущ в един. и мн. числе)

Дидактическая игра «Назови ласково»

кошка – кошечка цветок – цветочек

Читайте также:  Ребенок в утробе отстает в развитии на 2 недели

собака – собачка звонок – звоночек

лошадь – лошадка листок- листочек

овца – овечка солнце – солнышко

корабль – кораблик

самолет – самолетик

стул – стульчик звезда – звездочка

стол – столик сын – сыночек

кровать- кроватка мама – мамочка

окно- окошко папа – папочка

дом –домик дочь – доченька

платье- платьице ветер – ветерок

рубашка – рубашечка дождь – дождик

носки – носочки снег – снежок

Дидактическая игра «Назови цвет»:

Морковь (какая) – оранжевая

Капуста (какая) – белая

Помидор (какой) – красный

Огурец (какой) – зеленый

Репа (какая) – желтая

Апельсин (какой) – оранжевый

Лимон (какой) – желтый

Арбуз (какой) – полосатый

Слива (какая) – синяя

Малина (какая) – красная

Чтобы детям было интересно, нужно использовать в словесной игре мяч (бросок- вопрос, бросок- ответ)

ЛОГОРИТМИКА.

Музыкальная логоритмика – это система музыкально–ритмического воспитания,включающая в себя три составные части: слово + движение + музыка. Это развитие речи средствами музыки. Это одно из интересных направлений музыкально–ритмического развития детей, это объединение музыки, движения и речи. Ведь слово тоже имеет ритмическую основу, речь имеет музыкальную составляющую.

Ритмическая речевая игра «Дождик кап!»

Ведущий:Птица:Дети: Кар, кар, кар

Ветер:дети: хлоп, хлоп, хлоп! (дети ритмично хлопают в ладоши)

Дождик: кап, кап, кап (хлопают ладонями по коленям)

Ноги: шлёп, шлёп, шлёп (топают попеременно ногами)

Дети: ха, ха, ха! (вытягивают руки вперёд ладонями вверх)

Мама: ах, ах. ах! (качают головой, держась за неё руками)

Дождик: кап, кап, кап! (хлопают ладонями по коленям)

Туча: бах, бах, бах! (топают ногами)

Ритмическая речевая игра «Утро», «Дятел»

Музыкально –ритмические упражнения.

Логоритм. упр. «Мышки и кот», «Снежок», «Кошка», «Мы на луг ходили».

Развитие мелкой моторики.

В головном мозгу речевая область расположена рядом с двигательной областью, являясь ее частью. Известный исследователь детской речи М. М.Кольцов пишет: «Движение пальцев рук исторически, в ходе развития человечества, оказались тесно связаны с речевой функцией. Развитие руки и речи у людей шло параллельно, то есть одновременно. Примерно таков же ход развития речи ребенка. Сначала развиваются тонкие движения пальцев рук, затем появляется артикуляция слогов. Есть все основания рассматривать кисть руки как орган речи». Поэтому уровень развития речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук.

. Пальчиковые игры.

Пальчиковые игры дают возможность родителям играть с детьми, радовать их и, вместе с тем, развивать речь и мелкую моторику. Благодаря таким играм ребёнок получает разнообразные сенсорные впечатления, у него развивается внимательность и способность сосредотачиваться.

ПАУЧОК

Паучок ходил по ветке,

А за ним ходили детки.

Дождик с неба вдруг полил,

Паучков на землю смыл.

Солнце стало пригревать,

Паучок ползёт опять,

А за ним ползут все детки,

Чтобы погулять на ветке. Руки скрещены; пальцы каждой руки “бегут” по предплечью, а затем по плечу другой руки.

Кисти свободно опущены, выполняем стряхивающее движение (дождик).

Хлопок ладонями по столу/коленям.

Ладони боковыми сторонами прижаты друг к другу, пальцы растопырены, качаем руками (солнышко светит)

Действия аналогичны первоначальным

“Паучки” ползают на голове.

ПЧЁЛКИ

Домик маленький на ёлке,

Дом для пчёл, а где же пчёлки?

Надо в дом постучать,

Раз, два, три, четыре, пять.

Я стучу, стучу по ёлке,

Где же, где же эти пчёлки?

Стали вдруг вылетать:

Раз два, три, четыре, пять! Одна из рук стоит на столе, опираясь на локоть, пальцы растопырены (ёлка) На второй руке пальцы смыкаются в кольцо (улей). “Улей” прижат к “ёлке” Дети заглядывают в “улей”.

Сжимаем кулачки. Стучим кулаками друг о друга, чередуя руки.

Разводим руками, растопыриваем пальцы и шевелим ими (пчёлки летают).

«Капуста», «Качалочка», «Шарик», «Пять», «Пластилин».

. Рисование пальчиками по крупе цветочка. Мама дорогая,

Я тебя люблю!

Все цветы весенние

Я тебе дарю.

На яркий поднос тонким равномерным слоем рассыпана мелкая крупаили песок. Воспитанники рисуют цветы для мам.

Игры с прищепками «Большая стирка»

С мамой мы белье стирали, Трут один кулачок о другой.

Дружно вместе полоскали. Водят раскрытыми ладонями вправо-влево, имитируя полоскание белья.

Выжали, повесили – Сжимают и разжимают кулачки, имитируя развешивание белья.

То-то стало весело! Круговые движения кистями рук, ладони вверх, пальцы разведены в стороны.

Развешивание носовых платочков после стирки и закрепление их прищепками.Сопровождение работы проговариванием стишка:

«Прищеплю прищепки ловко

Я на мамину веревку».

Игра “Намотать клубочки”.

Тут котенок прибежал

Все клубочки размотал.

Помогаю бабушке, я уже большой.

Улыбнулась бабушка, стала молодой!

Воспитанники заматывают клубочки под музыку и отдают бабушке.

8. Игры с макаронами “Бусы для мамы”.

Логопед. Мы подарок мамам

Покупать не стали

Приготовим бусы сами

Своими руками.

Воспитанники делают бусы из вермишели для мам и бабушек, а родители (законные представители) слушают сообщение учителя-логопеда о роли развития мелкой моторики в коррекции речевых нарушений у детей.

1. Упражнения с массажными шариками, грецкими орехами, карандашами, ручками, фломастерами.

3. Используйте с детьми различные виды мозаики, конструкторы (железные, деревянные, пластмассовые, игры с мелкими деталями, счетными палочками.

4. Организуйте игры с пластилином, тестом.

5. Попробуйте технику рисования пальцами. Можно добавить в краски соль или песок для эффекта массажа.

6. Используйте цветные клубочки ниток для перематывания, веревочки различной толщины и длины для завязывания и развязывания.

7. Включите в игры разнообразный природный материал (палочки, веточки, шишки, скорлупки, початки и т. д.) .

8. Занимайтесь с детьми нанизыванием бусин, бисера, учите расстегивать и застегивать пуговицы, кнопки, крючки, молнии.

9. Давайте детям лущить горох и чистить арахис.

10. Запускайте пальцами мелкие волчки.

11. Складывайте матрешку, играйте с различными вкладышами.

12. Режьте ножницами.

Художественное слово.

Художественные тексты являются хорошим помощником родителями педагогам в развитии речи ребёнка.

Мы предлагаем вам, уважаемые родители,познакомиться с памяткой «Как читать детям».

1.

Перед прослушиванием художественного произведения необходимо убрать из поля зрения ребёнка все интересные игрушки, занимательные бытовые вещи-всё то, что может помешать ребёнку слушать рассказ или сказку.

2 Художественный текст должен быть подобран в соответствии с возрастом и индивидуальным способностями ребёнка.

3 Знакомство с литературным произведением происходит на слух, поэтому взрослому следует особое внимание уделять умению выразительно читать делать логические ударения в нужных местах, соблюдать паузы.

4 Показывайте ребёнку красочные иллюстрации, которые помогут лучше воспринимать текст. В дошкольном возрасте всё воспринимается практически буквально, значит, выбирая книгу, обращайте внимание на то,чтобы иллюстрации были как можно более реалистичны.

5 Во время прочтения произведения желательно не отвлекаться на посторонние дела. Помните,что дети способны активно и продуктивно заниматься одним видом деятельности около15 минут. Найдите эти 15 минут для своего ребёнка.

6 Обязательно задайте ребёнку вопросы по прочитанному

7 Прививайте ребёнку с детства любовь к книге, бережное отношение к ней.

Так как семье принадлежит ведущая роль в развитии ребёнка, мы призываем вас к сотрудничеству и взаимодействию. Только совместными усилиями родителей и детского сада мы можем решить любые проблемы в воспитании и развитии ребёнка.

В заключение нашей встречи мы хотим, чтобы вы вспомнили басню Крылова «Лебедь, рак и щука»: Когда в товарищах сог