Развитие речи ребенка в онтогенезе волкова

Развитие речи ребенка в онтогенезе волкова thumbnail

ОНТОГЕНЕЗ ДЕТСКОЙ РЕЧИ. ВВОДНАЯ ЛЕКЦИЯ

Онтогенез детской речи

ВВОДНАЯ ЛЕКЦИЯ

(Государственный образовательный стандарт, используемая литература, словарь основных терминов).

Содержание дисциплины устанавливается Государственными образовательными стандартами (так же как для всех дисциплин, изучаемых в образовательном учреждении). Выдержка из государственного образовательного стандарта: «Предпосылки нормального развития речи у ребенка. Анатомическая и физиологическая целостность центральной нервной системы и периферического речевого аппарата, нормальное развитие тех систем мозга и психической деятельности, которые обеспечивают формирование речи. Этапы нормального речевого онтогенеза. Социальные условия нормального развития речи. Патологическое развитие речи. Недоразвитие речи: общее и фонетико-фонематическое.».

В процессе изучения дисциплины «Онтогенез детской речи» реализуется принцип концентрического обучения и межпредметных связей (повторения изученного материала на более сложном уровне при изучении других дисциплин) – анатомия и физиология речевых систем, введение в логопедию, логопедия, психолингвистика и др.

  1. Алексеева М.М., Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников.
  2. Белякова Л.И., Заикание.
  3. Бородич А.М., Методика развития речи детей.
  4. Жукова Н.С., Логопедия.
  5. Основы логопедии с практикумом по звукопроизношению / под ред М.Ф. Фомичевой.
  6. Основы логопедической работы с детьми / под ред. Г.В. Чиркиной.
  7. Поваляева М.А., Справочник логопеда.
  8. Филичева Т.Б., Основы логопедии.
  9.  ИНТЕРНЕТ ! ! !
  10. Программы воспитания и обучения детей «Радуга», «Детство», «Развитие» и др.

Основные понятия курса «Онтогенез детской речи»

Онтогенез – последовательность развития чего-либо (органа, функции, строения) у организма от зарождения (то есть ещё до рождения) до смерти. Применительно к данной дисциплине – последовательность развития разных сторон речи у ребенка от рождения до 7-ми лет.

Речь – исторически сложившаяся форма общения людей, опосредованная языком. Речь – устная, письменная, внутренняя (во время мышления), жестовая, дактильная(пальцами).

Язык – система знаков, служащая для осуществления человеческого общения, мышления. Для каждого вида речи (устная, письменная и др.) существует своя система знаков, то есть, свой язык.

Движущая сила развития речи –потребность в ОБЩЕНИИ, как правило, возникающая в деятельности.

Функции речи

  1. Коммуникативная– общение.
  2. Номинативная(назывная, сигнификативная) – дающая название предмету.
  3. Индикативная– указывающая на предмет.
  4. Интеллектуальная– носитель обобщения, обслуживание мышления (В.И. Яшина).
  5. Функция социализации– приобщения к культурно-историческим ценностям (И.А. Зимняя)
  6. Регулятивная– внешнего контроля поведения.
  7. Рефлексивная– самоконтроль. (И.А. Зимняя)
  8. Экспрессивная– отражение эмоциональных состояний человека и его отношения к различным явлениям действительности. (А.А. Крылов).

Речевой навык –речевое действие, достигшее совершенства, автоматизма – наиболее оптимальное для выполнения речевой операции. (В.И. Яшина). Данная трактовка отличается, от того, как вам преподают на психологии.

Речевое умение –начальный этап развития навыка, его более низкая ступень, не достигшая степени совершенства. (В.И. Яшина) Данная трактовка отличается, от того, как вам преподают на психологии.

Виды речевых умений

  1. Умение говорить – излагать свои мысли в устной форме.
  2. Умение аудировать, то есть понимать речь в её устной форме.
  3. Умение излагать свои мысли в письменной форме.
  4. Умение читать – понимать речь в её графическом отображении.
  5. И др. (В.И. Яшина)

Первый крикрезультат подкорковой  стволовой оборонительной реакции – скоординированная синергия (однонаправленное движение, сокращение) гладкой и поперечно-полосатой мускулатуры.

Не является ни речевой, ни голосовой реакцией, так как является врожденным компонентом оборонительного комплекса реакций.

Не разбивается на отдельные звуковые элементы отдаленно напоминают гласные звукокомплексы – аоэ.

Начиная с третьего месяца большинство матерей различают крик боли, крик голода, крик удовольствия.

Комплекс оживления – эмоционально-двигательная реакция младенца на появление взрослого. Ребенок, как будто, радуется при появлении взрослого – издает звуки, шевелит ручками, ножками, кряхтит (раньше не реагировал на появление взрослого) происходит около 2-х мес. после рождения.

Гуканье – ранняя стадия гуления, звукокомплексы 2-3 звука с преобладанием нечетких, гласноподобных,  коротких  звуков (см. агуканье). Сроки появления гуканья, агуканья, гуления, лепета сильно различаются (на 2-4 месяца) по разным авторам.

Агуканье – ранняя стадия гуления, звукокомплексы 2-3 звука с преобладанием нечетких, гласноподобных,  коротких  звуков (см. гуканье). Сроки появления гуканья, агуканья, гуления, лепета сильно различаются (на 2-4 месяца) по разным авторам.

Гуление певучие, голосовые реакции ребенка в первые 2-3 месяца жизни, ранняя стадия лепета, звукокомплексы 2-3 звука с преобладанием нечетких, согласноподобныхзвуков, чаще:

  1. заднеязычных (т. к. при положении «лежа» голова запрокинута и язык «западает в глубь рта + повышенный тонус артикуляционных мышц = язык в виде комка, оттянутого кзади, то есть звуки похожи на К, КЬ, Г, ГЬ, Х, ХЬ);
  2. губных – от постоянно «срабатывающего» сосательного рефлекса (носогубный, дистантный губной, лобно-губной, ладонный = рефлексы орального автоматизма то есть звуки, похожие на П, ПЬ, Б, БЬ, М, МЬ, ).
  3. К гулению можно отнести звуки кряхтения, радостного «повизгивания».

Гуление особенно длительно во время общения со взрослым. Сроки появления гуканья, агуканья, гуления, лепета сильно различаются (на 2-4 месяца) по разным авторам.

Лепет голосовые реакции ребенка на раздражители положительного характера, которые появляются на 2-ом мес. (4-6 мес. данные разных авторов) жизни в виде разнообразных несложных звукокомплексов (вначале гуление), постепенно звукокомплексы усложняется, превращаясь в многократное повторение слогов (па-па-па); при тяжелых нарушениях развития лепет появляется позже и носит менее выраженный, развернутый характер. Расцвет лепета – около 8 мес. (4-5 сегментов (слогов во время одного повтора), иногда до 12). Затем идет спад количества сегментов, к 1 г. и 2-3 мес. остается 2,5 сегмента, что характерно среднему количеству слогов в русских словах – 2-3. Лепет переходит в лепетные псевдослова (неустойчивые) – мама, папа, баба, дядя… Также, после 8-ого мес. из лепета начинают исчезать звуки, не свойственные родной системе языка, появляются новые, по образцам взрослых.

При движении мышц во время лепетных образований, ЦНС получает комплекс тактильно(осязательный)-кинетико(движение)-кинестетических(положение) сигналов; через долю микросекунды ЦНС получает аутослуховые (исходящие от себя) сигналы. Вместе тактильно-кинетико-кинестетические и аутослуховые  раздражители закладывают базу для возникновения речи – в ЦНС появляются образцы «перворечи», звукокомплексов. Когда сложились собственные тактильно-кинетико-кинестетические и аутослуховые комплексы, ребенок начинает узнавать такие же комплексы в речи взрослых (отличие – если речь чужая, то вначале в ЦНС поступают слуховые раздражители, а затем их «догоняют»  тактильно-кинетико-кинестетические). Узнанные звукокомплексы начинают ребенком интенсивно повторяться на основе подражания. Те звукокомплексы, которые ребенок случайно не артикулировал, не закладываются в базу для «перворечи», и следовательно в речи взрослых ребенок их не слышит и не пробует повторять.

При общении со взрослым, наблюдаются явления эхопраксии и эхолалии. Успешность развития речи зависит от сохранности зрения и слуха.

Наблюдается аутоэхолалия – ребенок по долгу повторяет один слог и сам вслушивается в производимые звуки.

Сроки появления гуканья, агуканья, гуления, лепета сильно различаются (на 2-4 месяца) по разным авторам.

Псевдослово – неоформленные, ложные слова, не имеющие постоянного звукового наполнения.

Эхолалия – повторение за кем-либо элементов речи (звуков, слогов, слов, фраз)

Эхопраксия – повторение за кем-либо движений.

Звукопроизношение – процесс образования речевых звуков (голос + дыхание + артикуляция).

Фонематический анализ и синтез– это умственные действия по анализу (разложению) и синтезу (объединению) звуковой структуры слова. Анализ – ребенок определяет первый, последний звук в слове, устанавливает последовательность звуков в слове, их количество, где находится звук в слове (в начале, середине, конце). Синтез – составляет слова из звуков – Н+О+С = нос.

Фонематический слух– это составляющая часть физического слуха, это тонкий систематизированный слух, позволяющий различать, соотносить, сопоставлять и узнавать фонемы родного языка. Ребенок способен определить наличие звука в слове, различать слова и слоги, отличающиеся 1-2-мя звуками (мошка-кошка-вошка; ла-ра-ла), выполняет задания на раскладывание картинок по стопочкам с 2-мя звуками, хлопает в ладоши, если слышит звук в слове. (Волкова, Филичева).

Фонематическое восприятие– это специальные умственные действия при дифференциации фонем и установлении звуковой структуры слова (количество, последовательность, местоположение звуков). Широкое понятие, включающее в себя и фонематический слух и фонематический анализ / синтез (Филичева).

Фонетико-фонематическое недоразвитие (ФФН)– это нарушение формирования произносительной системы родного языка у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения фонем.

Просодика – характеристики выразительности речи (высота, сила, длительность).

Ритмико-слоговая структура речи– последовательность расположения  и количество слогов в речи в сочетании с темпом произнесения и паузацией.

Словарь – словарный запас отдельного человека = лексикон

Словарь активный – те слова, которые употребляет в речи

Словарь пассивный – те слова, которые понимает, но не употребляет в собственной речи

Грамматический строй речи (далее ГСР) – соблюдение в речи грамматических законов и правил, присущих данному языку – правильное употребление приставок, суффиксов, окончаний, расстановку слов в предложении.

Словообразование – образование слов с помощью приставок и суффиксов (лес-лесок-лесник; приехал, уехал).

Словоизменение – изменение формы слова с помощью окончаний(белый-белая; пришла-прише;, один-одно; стулом-на стуле).

Синтаксис – правила построения предложений (простых, распространенных, сложноподчиненных и др.).

Связная речь – достаточно протяженный отрезок речи, состоящий из нескольких частей, характеризующийся последовательностью, логичностью, законченностью

Монолог – речь одного человека, состоящая из нескольких частей, характеризующаяся последовательностью, логичностью, законченностью

Диалог – речь двух и более людей.

Общее недоразвитие речи – системное нарушение речи, характеризующееся поражением нарушением всех речевых компонентов (звукопроизношения, словаря, грамматического строя речи, связной речи)

Сензитивный / сенситивный– период наиболее благоприятный для развития какой-либо функции

Понятие сензитивных периодов

Период от 1г. до 6-ти лет весь считается сензитивным (особо удачным, чувствительным) для развития речи.

Гиперсензитивные фазы

1-1,5 лет – быстрое накопление словаря. Основа последующего произношения, ГСР и связной речи.

2,5- 3,5 – овладение фразовой речью. Переход от конкретных к отвлеченным формам мышления. То есть от мышления только о том, что вижу или делаю прямо сейчас, к мышлению о том, что уже прошло или только будет или мышление о понятиях, которые нельзя потрогать – дружба, хорошо, завтра.

5-6 лет – формирование контекстной речи, т.е. самостоятельное порождение текста.

Дофонетические универсалии – крики новорожденных, которые не подходят под термины гуканье, гуление, лепет. Охватывает период новорожденности – 0 – 10 дней и младенчества – 10 дней – 1 год.
 

 Мой сайт https://nsportal.ru/olga-gubareva

Мой блог https://idi-k-nam.ru/profile

Дружим с группой в  «Одноклассниках» – «Логопеды, логопедия»

Вложение: 3970280_1_ontogenez_detskoy_rechi.doc

Серия сообщений “Онтогенез детской речи”:

 Переход на страничку онлайн логопеда Губаревой Ольги Анатольевны (жми)…

Часть 1 – ОНТОГЕНЕЗ ДЕТСКОЙ РЕЧИ. ВВОДНАЯ ЛЕКЦИЯ
Часть 2 – 2 ОНТОГЕНЕЗ ДЕТСКОЙ РЕЧИ (РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДЕТЕЙ)
Часть 3 – РАЗВИТИЕ РЕЧИ РЕБЕНКА НА ПЕРВОМ ГОДУ ЖИЗНИ

Часть 11 – ПРИЗНАКИ НОРМАЛЬНОГО И ПАТОЛОГИЧНОГО РАЗВИТИЯ РЕЧИ
Часть 12 – ОНТОГЕНЕЗ РЕЧИ В ТАБЛИЦАХ
Часть 13 – КАК БУДЕТ ГОВОРИТЬ ВАШ РЕБЕНОК, ЗАВИСИТ ОТ ВАС. М.Шохор-Троцкая

Источник

Этапы развития речи в онтогенезе. Речевое развитие ребенка в норме.

Исследователи выделяют разное количество этапов в становлении речи детей, по-разному их называют, указывают различные возрастные границы каждого. Например, А. Н. Леонтьев устанавливает четыре этапа в становлении речи детей:

1-й – подготовительный – до одного года;
  2-й – преддошкольный этап первоначального овладения языком – до 3 лет;

3-й – дошкольный – до 7 лет;

4-й – школьный.
Первый этап – подготовительный (с момента рождения ребенка до одного года).С момента рождения у ребенка появляются голосовые реакции: крик и плач. Правда, они еще очень далеки от звуков человеческой речи. Однако и крик, и плач способствуют развитию тонких и разнообразных движений трех отделов речевого аппарата: дыхательного, голосового, артикуляционного.

Через две недели можно уже заметить, что ребенок начинает реагировать на голос говорящего: перестает плакать, прислушивается, когда к нему обращаются. К концу первого месяца его уже можно успокоить мелодичной песней (колыбельной). Далее он начинает поворачивать голову в сторону говорящего или следить за ним глазами. Вскоре малыш уже реагирует на интонацию: на ласковую – оживляется, на резкую – плачет. Около 2 месяцев появляется гуление и к началу 3-го месяца – лепет (агу-угу, тя-тя, ба-ба и т. п.). Лепет – это сочетание звуков, неопределенно артикулирует. С 5 месяцев ребенок слышит звуки, видит у окружающих артикуляционные движения губ и пытается подражать. Многократное повторение какого-то определенного движения ведет к закреплению двигательного навыка. С 6 месяцев ребенок путем подражания произносит отдельные слоги (ма-ма-ма, ба-ба-ба, тя-тя-тя, па-па-па и др.).

В дальнейшем путем подражания ребенок перенимает постепенно все элементы звучащей речи: не только фонемы, но и тон, темп, ритм, мелодику, интонацию.

Во втором полугодии малыш воспринимает определенные звукосочетания и связывает их с предметами или действиями (тик-так, дай-дай, бух). Но в это время он еще реагирует на весь комплекс воздействия: ситуацию, интонацию и слова. Все это помогает образованию временных связей (запоминание слов и реакция на них)

В возрасте 7 – 9 месяцев ребенок начинает повторять за взрослым все более и более разнообразные сочетания звуков.
  С 10 – 11 месяцев появляются реакции на самые слова (уже независимо от ситуации и интонации говорящего).
В это время особо важное значение приобретают условия, в которых формируется речь ребенка (правильная речь окружающих, подражание взрослым и др.).
К концу первого года жизни появляются первые слова.
Второй этап – преддошкольный (от одного года до 3 лет). С появлением у ребенка первых слов заканчивается подготовительный этап и начинается этап становления активной речи. В это время у ребенка появляется особое внимание к артикуляции окружающих. Он очень много и охотно повторяет за говорящим и сам произносит слова. При этом малыш путает звуки, переставляет их местами, искажает, опускает. Первые слова ребенка носят обобщенно-смысловой характер. Одним и тем же словом или звукосочетанием он может обозначать и предмет, и просьбу, и чувства. Например, слово каша может означать в разные моменты вот каша; дай кашу; горячая каша. Или слово папа может означать пришел папа; нет папы; папа, подойди и т. п. Понять малыша можно только в ситуации, в которой или по поводу которой и происходит его общение со взрослым. Поэтому такая речь называется ситуационной. Ситуационную речь ребенок сопровождает жестами, мимикой.
С полутора лет слово приобретает обобщенный характер. Появляется возможность понимания словесного объяснения взрослого, усвоения знаний, накопления новых слов. На протяжении 2-го и 3-го года жизни у ребенка происходит значительное накопление словаря.
Следует отметить, что различные исследователи (как наши, отечественные, так и зарубежные) приводят разные количественные данные о росте словаря детей.
Приведем наиболее распространенные данные о бурном развитии словарного запаса детей в преддошкольном периоде: к 1 г. 6 мес. – 10 – 15 слов; к концу 2-го года – 300 слов (за 6 мес. около 300 слов!); к 3 году – около 1000 слов (т.е. за год около 700 слов!).
Значения слов становятся все более определенными.

К началу 3-го года жизни у ребенка начинает формироваться грамматический строй речи. Сначала ребенок выражает свои желания, просьбы одним словом. Потом – примитивными фразами без согласования («Мама, пить мамуле Тата» – Мама, дай Тате попить молока). Далее постепенно появляются элементы согласования и соподчинения слов в предложении.
К 2 годам дети практически овладевают навыками употребления форм единственного и множественного числа имен существительных, времени и лица глаголов, используют некоторые падежные окончания.
В это время понимание речи взрослого значительно превосходит произносительные возможности.

Третий этап – дошкольный (от 3 до 7 лет). На дошкольном этапе у большинства детей еще отмечается неправильное звукопроизношение. Можно обнаружить дефекты произношения свистящих, шипящих, сонорных звуков [р] и [л], реже – дефекты смягчения, озвончения и йотации.  На протяжении периода от 3 до 7 лет у ребенка все более развивается навык слухового контроля за собственным произношением, умение исправлять его в некоторых возможных случаях. Иными словами, формируется фонематическое восприятие.
В этот период продолжается быстрое увеличение словарного запаса. Активный словарь ребенка к 4 – 6 годам достигает 3000 – 4000 слов. Значения слов еще больше уточняются и во многом обогащаются. Но часто дети еще неверно понимают или используют слова, например по аналогии с назначением предметов говорят вместо поливать из лейки «леять», вместо лопатка «копатка» и т. п. Вместе с тем такое явление свидетельствует о «чувстве языка». Это значит, что у ребенка растет опыт речевого общения и на его основе формируется чувство языка, способность к словотворчеству.
          Параллельно с развитием словаря идет и развитие грамматического строя речи. В дошкольный период дети овладевают связной речью. После трех лет происходит значительное усложнение содержания речи ребенка, увеличивается ее объем. Это ведет к усложнению структуры предложений. К 3 годам у детей оказываются сформированными все основные грамматические категории.
Дети 4-го года жизни пользуются в речи простыми и сложными предложениями. Наиболее распространенная форма высказываний в этом возрасте – простое распространенное предложение («Я куклу в такое красивое платье одела’; «Я стану большим сильным дядей»).
На 5 году жизни дети относительно свободно пользуются структурой сложносочиненных и сложноподчиненных предложений («Потом, когда мы пошли домой, нам подарки дали: разные конфеты, яблоки, апельсины’; «Какой-нибудь умный и хитрый дяденька купил шарики, сделал свечки, подбросил на небо, и получился салют»).
Начиная с этого возраста высказывания детей напоминают короткий рассказ. Во время бесед их ответы на вопросы включают в себя все большее и большее количество предложений.
В пятилетнем возрасте дети без дополнительных вопросов составляют пересказ сказки (рассказа) из 40 – 50 предложений, что свидетельствует об успехах в овладении одним из трудных видов речи – монологической речью. В этот период значительно улучшается фонематическое восприятие: сначала ребенок начинает дифференцировать гласные и согласные звуки, далее – мягкие и твердые согласные и, наконец, – сонорные, шипящие и свистящие звуки. К этому же времени заканчивается формирование правильного звукопроизношения и ребенок говорит совсем чисто. На протяжении дошкольного периода постепенно формируется контекстная (отвлеченная, обобщенная, лишенная наглядной опоры) речь. Контекстная речь появляется сначала при пересказе ребенком сказок, рассказов, затем при описании каких-нибудь событий из его личного опыта, его собственных переживаний, впечатлений.
Четвертый этап – школьный (от 7 до 17 лет). Главная особенность развития речи у детей на данном этапе по сравнению с предыдущим – это ее сознательное усвоение. Дети овладевают звуковым анализом, усваивают грамматические правила построения высказываний. Ведущая роль при этом принадлежит новому виду речи – письменной речи. В школьном возрасте происходит целенаправленная перестройка речи ребенка – от восприятия и различения звуков до осознанного использования всех языковых средств.

Разумеется, указанные этапы не могут иметь строгих, четких границ. Каждый из них плавно переходит в последующий.

Источник