Развитие речи ребенка в младенчестве

Развитие речи ребенка в младенчестве thumbnail

Развитие речи ребенка в младенчестве Младенчество рассматривается как подготовительный этап в развитии речи, когда закладываются, во-первых, предпосылки понимания речи взрослых, во-вторых, – активного употребления слов. Причем пассивная речь, т.е. понимание речи взрослых, осваивается ребенком быстрее, чем активная – ее самостоятельное употребление. Ребенок рождается с готовым речевым аппаратом. Неумение его использовать связано с необходимостью:

  • приобретения навыка пользования речевым аппаратом;
  • знакомства со словесными формами;
  • накопления содержания для речи;
  • установления социальных связей с окружающими.

Подчеркнем, что развитие речи ребенка неразрывно связано с возникновением и ростом потребности общения со взрослым.

Младенец еще не понимает значения того, что ему говорят. В первом полугодии первого года жизни он особым образом реагирует на ритмико-мелодические звуки голоса человека, а во втором из всех голосовых воздействий взрослого выделяет звук речи. Младенец особенно чувствителен к интонаций, с которой к нему обращается взрослый, и к мимике, которой сопровождается высказывание. Произнесение слов, демонстрирующих одобрение, со строгой интонацией и одновременно нахмуренным лицом вызывает у малыша отрицательные эмоции.

Реагировать на слова взрослых ребенок начинает очень рано. На третьей неделе он сосредоточивается на голосе взрослого. На 2-м месяце жизни малыш прекращает крик под влиянием «разговора» с ним, сосредоточиваясь на лице взрослого. Во втором полугодии первого года жизни ребенок устанавливает связь между словом и предметом или действием.

Первоначально дети лучше понимают не слова, а жесты взрослого. Так, в 5,5-6 мес. младенец подползает к взрослому при подзывании его жестом. А на чисто словесный призыв малыш приближается к взрослому только после 11,5 мес.

С возрастом усложняются реакции ребенка на речь взрослого. Так, в 7-8 мес. малыш поворачивается к предмету в ответ на вопрос взрослого: «Где?» Однако связь между словом и предметом в этом возрасте очень неустойчива. Если предмет меняет свое местоположение или ракурс, то младенец его не узнает. А в 9 мес. ребенок уже находит несколько знакомых предметов независимо от их местоположения. В возрасте 7-8 мес. младенец выполняет разученные движения при их назывании взрослым: «Встань», «Сядь», «Ладушки», «До свидания» и пр. 9-10-месячный малыш понимает элементарные поручения («Дай маме ложку»), в 10-11 мес. ребенок выбирает предметы по словесному указанию взрослого. Связь между предметом и его названием -важнейшее достижение в развитии речи младенца. В дальнейшем это даст возможность действовать с предметами в их отсутствие, в плане представлений.

На первом году жизни возникают предпосылки слушания. Малыш сосредоточивается не только на разговоре взрослого, подкрепляемого действиями или мимикой, но и на звучании песенок или небольших стихотворений.

Развитие предпосылок освоения активной речи также включено в общение со взрослым. На 3-м месяце жизни малыш реагирует на «разговор» взрослого смехом и звуками. В возрасте 2-4 мес. издает характерные согласные звуки («к-к», «х-х»). Около 4 мес. гукание сменяется гулением. Дети произносят высокие певучие звуки наподобие трели с большим напряжением. На 4-м месяце малыш перекликается со взрослым на расстоянии. Причем, звуки он продолжает произносить и после прекращения общения. Важным приобретением является то, что звуки произносятся под контролем слуха. Их произнесение становится самостоятельной деятельностью. На 5-6-м месяце ребенок произносит звуки и производит разнообразные движения, чтобы обратить на себя внимание взрослого, «выразить» ему свои желания. Возникает адресованность звуков взрослому. Они становятся инициативной формой общения, выделившись из общего состава выразительных движений. Ребенок произносит звуки и в самостоятельной деятельности, и как только увидит взрослого.

После 6 мес. в речи младенца появляется лепет – слоги и звуки, которые перемежаются смехом и сопровождаются движениями. С помощью лепета малыш выражает свои требования, например произносит «дя-дя-дя» и тянется к блюдцу с кашей. После 10 мес. в речи малыша можно услышать слова или обрывки слов, которые сочетаются с соответствующими движениями и мимикой («не», «ам»). Так ребенок отвечает на понимаемое им высказывание взрослого. Такая речь первоначально возникает как ответ на предложение взрослого и состоит из трех компонентов: жестов, мимики и звуков. Это еще не собственно речь, а жестикуляторная, включающая и звуковые элементы. Ребенок много лепечет и вне общения со взрослым.

Лепет – это особая форма его самостоятельной деятельности, доречевое средство общения и способ выражения эмоционального состояния. Произнося звуки, малыш основывается на подражании и самоподражании. Подражание выступает как своеобразная форма общения и механизм развития речи. Ребенок обращает внимание на артикуляцию взрослого, повторяет за ним новые звуки и слова. Возникает отсроченное подражание звукам и словам, произносимым взрослым. К концу первого года жизни в активную речь ребенка включается от 4 до 20 слов, которые обозначают названия лиц и предметов. Важно, что он использует их в осмысленной ситуации. Значение таких слов очень неустойчиво. Ребенок обозначает ими не только сам предмет, но и ситуацию, в которую предмет включен, а также выражает свое отношение к нему, указывает на выполняемое с ним действие. Он легко переносит название с одного предмета на другой, сходный по какому-то несущественному признаку. Но самое главное достижение состоит в том, что слова приобретают предметную отнесенность, создавая основу для освоения ребенком их значений.

Читайте также:  Диагностика развития ребенка борисенко 4 5 лет

Возникновение первых осмысленных слов и понимания речи на основе собственно языковых средств, связанных с определенными фонемами родного языка, свидетельствует о том, что развитие речи переходит в новую стадию – фонемную, начинается усвоение звуковой стороны языка. Ранее, на дофонемной стадии, понимание ребенком речи взрослого строилось на восприятии не фонематического состава, а общей ритмико- мелодической структуры слова или фразы. Слово воспринималось малышом как единый, нерасчлененный звуковой комплекс.

Особенности развития речи в младенческом возрасте:

  • развитие речи включено в общение со взрослым;
  • возникает внимание к речи взрослого, а затем подражание ей превращается в самостоятельную деятельность ребенка;
  • устанавливается связь между названием предмета и самим предметом, что проявляется в поиске и нахождении предмета по слову взрослого и в назывании предметов и лиц;
  • к концу первого года жизни развивается инициативное употребление осмысленных слов.

Источник: 

Урунтаева Г.А., Детская психология

Источник

Все родители ждут от детей долгожданное первое слово. Но чтобы этот счастливый миг настал быстрей, а кроха продолжал радовать вас новыми осмысленными фразами каждый день, нужно приложить много усилий. Освоение речи — многогранный и долгий процесс, для которого нужны определенные предпосылки. Чтобы «голосовые упражнения» крохи переросли в осмысленные звуки во младенчестве, и по достижении года он мог произносить количество слов, превосходящее возрастные нормы, вы должны каждую минуту посвящать его развитию.

Важность периода младенчества

Младенчество — это этап, когда ребенок развивается не только физически. В период до года происходит закладка речевого фундамента у детей. Малыш постепенно понимает слова взрослых, и у него нарабатывается пассивный словарный запас.

Грудничок постепенно, шаг за шагом, приобретает навыки речевого общения:

  • Учится пользоваться речевым аппаратом;
  • знакомится со словами и их формами;
  • накапливает в памяти наименования предметов, признаков, действий;
  • учится строить общение со взрослыми и сверстниками.

Прежде чем ребенок после года начнет осознанно разговаривать, он должен на протяжении многих месяцев накопить указанные навыки в ежедневном общении с близкими. Чтобы вы могли помочь грудничку в освоении речи, нужно знать, какие нормы развития выделяют логопеды у детей до года, а также какие упражнения и занятия способствуют приобретению и закреплению необходимых артикуляционных навыков.

Развитие в первом полугодии

Первые полгода речь детей представляет из себя «гуление», которое из случайных звуков постепенно перерастает в младенческие игры голосом. Этот этап важен для развития речи, поскольку груднички старательно изучают способности своего артикуляционного аппарата, постепенно обучаясь им управлять.

Периоды развития речи

  1. 2-4 месяца. В этот период речь детей представляет из себя так называемое «гуканье», ребенок самыми простыми для его артикуляционного аппарата гортанными звукосочетаниями будет обращаться к вам или тренироваться наедине с собой.
  2. 4-5 месяцев. На этапе «гуления» простые слоги сменяются на певучее растягивание звуков. Младенец произносит их в высокой тональности, постоянно повторяет, находясь в одиночестве или обращаясь к вам. Сейчас грудничок вслушивается в то, что получается, анализирует и повторяет.
  3. 5-6 месяцев. Звуковой «ассортимент» расширяется, младенец может произнести разные гласные и согласные, соединяя их в разной последовательности, прислушиваясь и анализируя. Некоторые дети словно изобретают свой собственный язык, внимательные родители зачастую понимают, что именно требует от них кроха, произнося то или иное звукосочетание.

Активные «гуканья» и «гуления» — это важные предпосылки развития речевого аппарата детей во младенчестве.

Помогаем младенцу освоить звуки и их сочетания

Вы должны постоянно общаться с крохой, желательно в позитивном ключе. Обращайте внимание дитя на окружающие предметы, называйте их наименования, формы, цвет и иные характеристики. Ребенок поначалу не будет понимать смысла произнесенного вами, но он будет чутко реагировать на мелодию вашей речи и ее интонацию.

  • Уже в 3 недели новорожденный замирает в ответ на голос;
  • в 2 месяца вы уже можете успокоить плачущего кроху, разговаривая с ним.
  • в 3 месяца вы можете дождаться от малыша при общении обратной связи — он улыбнется или даже расхохочется;
  • в 5-6 месяцев дитя пытается копировать мелодии родительской речи, произнося свои звукосочетания.

Услышав от крохи повторяющиеся слоги, которые хорошо у него получаются, обрадуйтесь и произнесите их вслед за младенцем. Для развития ребенка очень важно дать ему обратную связь, продемонстрировать, что вы «понимаете» его и желаете общаться. Провоцируйте грудничка повторять получающиеся слоги вслед за вами, так дитя привыкнет к вашей роли учителя и будет впоследствии спокойно учиться говорить.

Как только вы заметите, что малыш стремится повторять за вами, начинайте играть с ним в «Перекличку». Когда у крохи будет хорошее настроение, сядьте рядом, чтобы он хорошо видел ваше лицо, и четко произносите разные звуки и звукосочетания, провоцируя младенца повторять их за вами.

  • Начинайте обучение с простых гласных «а» и «у», чередуя их произнесение, чтобы артикуляционный аппарат младенца учился переключаться со звука на звук;
  • освоенные гласные соединяйте с согласными «б», «п» — они наиболее просты в освоении для грудничков;
  • повторяйте изученные слоги и осваивайте новые, комбинируйте их;
  • во время занятий не перегружайте свою речь лишними словами и просьбами, для игры достаточно просто произносить необходимые для развития малыша звукосочетания;
  • у вас и дитя во время занятий должно быть позитивное настроение, только так речевые уроки пройдут с удовольствием и принесут крохе пользу.
Читайте также:  Может ли наркоз повлиять на развитие речи ребенка

Развитие во втором полугодии

Большая часть простых наименований, с которыми младенец ежедневно сталкивается, осваивается им до возраста 6 месяцев. После — начинается активная наработка пассивного словарного запаса, ребенок запоминает названия предметов, их цвета, формы и т.д. Малыш еще не может ничего сказать вслух, но вполне может показать, где лежит мяч.

Периоды развития речи

Нормы развития речи во втором полугодии имеют довольно размытые рамки. Сейчас у детей идет активная разработка речевого аппарата, малыши безустанно тренируются, произнося разные звукосочетания, чтобы до года иметь в своем запасе около 10-15 слов.

  1. С 8 месяцев ребенок активно подражает услышанным звукам и начинает произносить свои первые слова. Именно сейчас вы можете услышать от крохи долгожданное «мама».
  2. С 9 месяцев «несуществующий» язык, который изобрел ваш малыш, большими темпами пополняется новыми словами. Он старательно лепечет, подражая вашим разговорным интонациям и может даже «прочитать наизусть» знакомое стихотворение, сохраняя его ритм и темп.
  3. В 10 месяцев малыш с помощью узнаваемых «нет» и «да» способен высказать свое мнение на ваше предложение, сопровождая ответ жестами и яркой мимикой. Ребенок внимательно следит за вашей артикуляцией и вслушивается в звуки, старательно повторяя их.
  4. К 12 месяцам дети, как правило, имеют в своем активном словарном запасе от 5 до 10 слов. Некоторые слова еще упрощены, но вполне узнаваемы. Они могут состоять только из ударного слога («ба» — «собака»), строиться с опущенным «сложным» звуком («ко-ка» — «кошка») или иметь в основе звукоподражание («аф-аф» — «собака», «пи-пи» — «птичка»). Эта пока еще несовершенная речь все же является осознанной и это огромный прорыв для детей.

Занятия

Чтобы ваш кроха не отставал от нормы, важно создать определенные предпосылки для развития его речи. До года ребенок должен научиться повторять за вами слоги и слова и связывать наименования и конкретные объекты.

  1. Очень эффективно для развития речи чтение стихов с движениями. Такие занятия приводят в восторг малышей, и они готовы бесконечно просить вас повторить «Сороку-белобоку», «Мишку косолапого» и «Мальчика-пальчика».
  2. Важно научить малыша до года выстраивать логические связи «слово-предмет-действие». Для этого вы должны постоянно четко озвучивать все, что совершаете: «я даю тебе мяч», «папа принес ложку», «соска упала». Во время игр просите ребенка подать вам знакомые для него предметы.
  3. Поскольку речевые навыки тесно связаны с социализацией и последующим общением крохи со взрослыми или детишками, прививайте ему привычку здороваться и прощаться, махая ручкой. Малышам такие занятия очень нравятся, хотя при незнакомцах они поначалу смущаются. Постепенно к маханию рукой прибавятся и слова «привет» и «пока».
  4. Для развития речи очень важно много читать ребенку, особенный упор делайте сначала на простые ритмичные стихи с интересным ритмом. Малышам нравятся произведения С.Я.Маршака и К.И.Чуковского, их мелодика проста для запоминания, и даже не умеющий разговаривать кроха будет точно ее воспроизводить, подражая вашему чтению.
  5. Продолжайте артикуляционные игры, с 10 месяцев ребенок вполне готов осваивать сложные звукосочетания, копируя вас. Во время такого общения выявляйте звуки и слоги, которые крохе даются с трудом и активно тренируйтесь, пока не добьетесь приемлемого произношения.
  6. Из освоенных младенцем слогов постепенно составляйте реальные слова, подкрепляя их образом. Так, когда у малыша получится слово «мама», повторите его и укажите на себя. Попросите близких произнести «мама» и показать на вас, чтобы грудничок связал это слово с вами и понял, что именно вы так называетесь.
  7. При общении с дитя важно помнить, что на темпах его развития может негативно сказаться как ваша словесная скупость, так и многословность. Максимально убирайте из речи лишнюю «воду», сообщая ему только самое важное. При изучении форм, размеров или цветов не нужно «перемешивать» свойства: разбирая детали пирамидки называйте либо их цвет, либо размер, чтобы ребенок не запутался в понятиях.
  8. К концу первого года можно требовать от дитя произносить определенные слова. Если малыш тянет руки, желая, чтобы вы что-то подали, просите его сказать слово «дай». Впоследствии вы таким же образом будете игнорировать его безмолвные жесты, провоцируя произнести название предмета, который ребенок желает получить.
Читайте также:  8 месячный ребенок развитие питание комаровский видео

Ежеминутные речевые занятия во младенчестве очень важны для развития детей. На протяжении первого года вы должны помочь своему крохе освоить большую часть звуков и звукосочетаний родного языка, а также подкреплять слова реальными образами, чтобы малыш мог их связать.

Источник

Людмила Дмитриева
Игры и упражнения по развитию речи в младенческом возрасте

Задачами развития речи являются:

• установление контакта с ребенком посредством эмоционального общения, удовлетворение потребности малыша в общении со взрослым на первом году жизни — это основа его последующего физического и психического здоровья;

 • развитие способности к слуховой и зрительной сосредоточенности;

 • развитие ответных голосовых реакций у ребенка.  

Особо трудными и ответственными в воспитании ребенка являются первый и второй месяцы жизни, когда надо вызывать у него положительные эмоции и формировать потребность в общении со взрослыми. Взрослый осуществляет комплексное воздействие на его зрение, слух, осязание. Когда и как это надо делать? При выполнении всех режимных моментов, в небольшие промежутки бодрствования малыша

Проснулся ребенок, забеспокоился, мама (или любой взрослый) подходит к нему, наклоняется над его лицом, улыбается,ласково говорит: «Агу-агу-агу-шеньки, проснулась Катюшенька (Машенька, Сашенька)». Поглаживает малышу ручки, ножки, спинку (такой контакт очень важен)и продолжает с ним разговор: «Моя хорошая, моя маленькая,сейчас я тебя покормлю и песенку спою: 

Кто у нас хороший?    

  Люшеньки, люли!

Кто у нас пригожий?        

 Катенька (имя ребенка) хорошая,

Люшеньки, люли!      

 Катенька пригожая». 

Содержание песенки неважно, для ребенка прежде всего имеет значение ласковый голос взрослого. Контакт установлен, малыш успокоился и наградой может быть его улыбка.  

а третьем месяце существенным новообразованием является возникновение у ребенка потребности в общении со взрослым. Оно осуществляется уже по иницитативе самого ребенка (ищет взрослого глазами, ловит его ответный взгляд); в ответ на приветствие взрослого малыш выражает свою радость («комплекс оживления»). В общение включа

ются предметы и игрушки, оно становится более эмоциональным, содержательным.

Взрослый задает малышу вопросы и сам на них отвечает. Это необходимо для того,чтобы ребенок слышал разговорную речь: «Доброе утро, Сашенька, доброе утро, мой сынок! Как спал, мой малыш? Как спал, мой крепыш? Хорошо спал, хорошо!» В ответ малыш машет ручками и ножками, улыбается, взвизгивает.Его голосовые реакции становятся разнообразными: громко смеется, произносит звуки «а-а», «э-э», «у-у», иногда «кх-кх» и др.

В общении с ребенком следует произносить различные слоги, сначала знакомые, затем новые, предлагать различные по звучанию игрушки, окликать его из разных мест комнаты, чередовать шепот с громкой речью. Главным условием развития речи остается эмоциональное общение.

Малыш будет внимательно слушать, следить за движениями губ взрослого и сам лепетать. При проведении игровых упражнений на развитие понимания речи взрослого как одной из ведущих задач после пяти-шести месяцев важно побуждать ребенка выполнять какое-либо действие («Дай ручку», «Покажи глазки» и т. д., вместе с ним помахать рукой, поиграть погремушкой, погладить куклу и т. д.  

Игры с ребенком повторяются ежедневно и не один раз. Продолжительность игры будет зависеть от реакции ребенка, но должна быть не более 3—5 мин. Прежде всего проводятся народные игры.  

ули-голубочки (5—6 месяцев) 

Задачи. Способствовать созданию у малыша радостного настроения, активному восприятию напевных слов, звукоподражанию. Содержание игры. Мама (или любой взрослый)держит ребенка на коленях, машет его ручками, как крылышками,и говорит нараспев: 

Прилетели гули,  Гули-голубочки.  

Кладет его руки на головку: 

Сели на головку, На головку дочки (сыночка)

Машет ручкой ребенка,как бы отгоняя птичек: 

Ты, моя дочка,  Помаши ладошкой, Кши, гули, кши.  

Игра повторяется несколько раз.  

Сорока-белобока (5—6 месяцев) 

Задачи. Привлечь внимание ребенка к ритмичному звучанию слов, интонации голоса взрослого; вызвать у него подражательные игровые действия и эмоциональную реакцию (улыбку, смех)

Покажи игрушку (от 6—7 до 9—10 месяцев) 

Этот пальчик (от 7—8 до 9—10 месяцев) 

Задачи. Развивать понимание речи, подражательные действия ребенка, положительные эмоции от совместных игр, побуждать к лепету. Содержание игры. Взрослый поочередно сгибает пальчики ребенка,приговаривая:

 Этот пальчик — дедушка,

 Этот пальчик — бабушка,

 Этот пальчик — папочка,

 Этот пальчик — мамочка, 

А вот этот — наша лапочка (девочка Катенька, Наш малыш (Сашенька и т. п.)

Общие задачи. Вызывать у детей чувство радости от общения со взрослыми, чувство доверия и привязанности к ним; поддерживать инициативные игровые действия ребенка, «призывы» к общению.

Юла (11 —12 месяцев) 

Задачи. Показать новую игрушку, научить играть с ней, вызвать у ребенка радость от выполнения действия и его результата; побуждать к повторению игровых действий, произнесению звуков «у-у-у», слов «юла», «бух», «упала».

Источник