Развитие речи ребенка в игре

Развитие речи ребенка в игре thumbnail

Наталья Шамшурина
Развитие речи дошкольников в играх

Особенности развития речи ребенка 2-3 лет.

В течение первых лет жизни в развитии речи ребенка происходят громадные сдвиги. Они определяются быстрыми темпами общего развития и усвоения различных сторон родного языка.

На первом году развиваются голосовые реакции, подражание и понимание, усваиваются первые слова;

на втором году — понимание, подражание, активная речь (в основном усваивается словарь);

на третьем году — понимание,активная речь: словарь, грамматические формы, синтаксические конструкции (различные предложения).

Уже на первом году речь начинает выполнять функцию общения и становится орудием развивающегося мышления.

Дети второго года жизни проявляют ярко выраженный интерес к речи окружающих людей.

В этом возрасте быстро растёт пассивный словарь – количество понимаемых слов.

К двум годам ребёнок понимает почти все слова, которые произносит взрослый, называя окружающие его предметы. К этому времени он начинает понимать и объяснения взрослого (инструкции) относительно совместных действий. Поскольку ребёнок активно познаёт мир вещей, манипулируя с предметами для него – наиболее значимая деятельность, а освоить новые действия с предметами он может только совместно с взрослым. Инструктивная речь, организующая действия ребёнка, понимается им достаточно рано.

Позже, в 2-3 года, возникает понимание и речи-рассказа. Они понимают многое из того, что говорят взрослые об известных им предметах и действиях, очень любят, когда с разговором обращаются прямо к ним. И это не отличает детей второго года жизни от детей конца первого года. Но совершенно особым образом на втором году жизни ребенок относится к разговору, прямо к нему не относящемуся. Бывает так, что малыш занят своим делом,но если бабушка говорит: «Никак очки не найду», – внук срывается с места, находит очки и приносит их, хотя его никто не просил об этом.

Таким образом, ребенок не только связывает слово с определенным предметом, но и отвечает на него действием, цель которого определяет самостоятельно. В этом возрасте ребенок хорошо понимает смысл обращенной к нему речи взрослого,умеет выполнять его несложные просьбы и поручения: «Принеси газету», «Подними игрушку» и пр.

Т. е. самое важное изменение в речи ребенка то, что слово приобретает для него предметное значение.

Кроме смысла речи для детей второго года жизни часто интересно само сочетание звуков, их ритм, темп и интонация, с которой произносятся слова, фразы. Это давно подмечено взрослыми, что привело к созданию своеобразной музыки речи в таких прибаутках и присказках, как «сорока-ворона», «коза рогатая» и др.

Таким образом, слово приобретает самостоятельное значение для ребенка второго года жизни, становится особым предметом, которым он овладевает в его смысловом содержании и в звучании.

На втором году жизни начинается интенсивное развитие собственной речи ребенка, которую принято называть активной (причём количество произносимых ребёнком слов всегда меньше, чем количество понимаемых, появляются первые фразы, первые вопросы, обращенные к взрослым.

Предложения первоначально, примерно в 1,5 года, состоят из 2-3 слов. Это чаще всего субъект и его действия («мама идёт», действие и объект действия («дай булку», «хочу конфету») или действие и место действия («книга там»).

К концу второго года жизни ребенка речь становится основным средством общения. Взаимоотношения со взрослым облекаются в словесную форму.Ребенок обращается к окружающим по разным поводам: просит, требует, указывает, называет, а в дальнейшем и сообщает.

Речевая активность ребёнка обычно резко возрастает между 2-3-мя годами. Расширяется круг его общения – он уже может общаться с помощью речи не только с близкими людьми, но и с другими взрослыми, с детьми. Ребёнок отвечает на вопросы взрослого и сам задаёт вопросы о том, что они делают вместе. Когда же он вступает в разговор со сверстником, он мало вникает в содержание реплик другого ребёнка, поэтому такие диалоги бедны, и дети не всегда отвечают друг другу. К трём годам усваиваются основные грамматические формы и основные синтаксические конструкции родного языка. В речи ребёнка встречаются почти все части речи, разные типы предложений.

Особенности развития речи в раннем возрасте:

Развитие речи связано не только непосредственно с общением со взрослым, но и включено в практическую деятельность по освоению предметов;

• Формируется активная речь, которая становится средством общения с взрослыми и сверстниками;

• Формируется регулирующая функция речи, когда ребёнок подчиняется инструкции взрослого, выполняя его требования;

• Появляется ситуативная речь, понятная исходя из контекста ситуации, в которую включены собеседники;

• Возникает описательная речь;

• Ребёнок воздействует с помощью речи на себя и на взрослого;

• Речь отражает опыт взаимодействия ребёнка с окружающим, называя не только предметы и лица, но и действия, переживания, требования, предложения, желания;

• Формируется слушание и понимание литературных произведений, рассказов взрослого, что обогащает опыт ребёнка и помогает усвоить социальный опыт.

Развитие речи у ребенка – процесс длительный и многогранный. Начинается он с первых дней появления малыша на свет, когда он знакомится с окружающим его миром.

Вопросом, как развить речь у ребенка, подавляющее большинство родителей задаются уже после появления на свет своих крох.

Для формирования и развития речинеобходимы три основных составляющих:

• эмоциональное общение с малышом для развития подражания

• сенсорное развитие (тактильные ощущения, зрительное и слухоречевое восприятие)

• двигательная активность (развитие общей и мелкой моторики).

Усвоение знаний детьми происходит значительно быстрее в игре, чем на занятиях. Дети, увлеченные замыслом игры, не замечают того, что они учатся, хотя им приходится сталкиваться с трудностями при решении задач, поставленных в игровой форме. Игровые действия в играх и упражнениях всегда включают в себя обучающую задачу. Решение этой задачи является для каждого ребенка важным условием личного успеха в игре и его эмоциональной связи с остальными участниками.

Читайте также:  Центр раннего развития ребенка в уфе отзывы

Для того, чтобы заниматься развитием речи Вашего малыша, вовсе необязательно усаживать ребенка за стол, создавать атмосферу урока. Существует много игр, в которые можно играть с малышом по дороге в детский сад, на прогулке, в транспорте.

Кроме этого, играя с ребенком, вы создаете эмоциональную связь, дружеские доверительные отношения с Вашим малышом.

Игры для развития речиребенка совместно с родителями:

В зоопарке

Ходить пальчиками по решетке для раковины, по ячейкам, не наступая на линии, указательным и средним пальцем, произнося текст стихотворения.

В зоопарке мы ходили

К каждой клетке подходили

И смотрели всех подряд

Медвежат, волчат, бобрят.

Зимой

Соединять пальцы руки с большим по очереди.

Ёж, медведь, барсук, енот.

Спят зимою каждый год.

Зайца, волка, рысь, лису,

И зимой найдешь в лесу.

Клювы

Для этой игры нужны счетные палочки или маленькие карандаши. Произнося первую строчку стихотворения,двумя пальцами: двумя указательными, двумя средними и т. д., брать палочку. Когда всеми пальцами взяли палочки, сбросить их в пенал. Повторить при чтении второй строчки стихотворения.

Клювов длиннее не видывал я,

Чем клювы у аиста и журавля.

Ежата

Массажером гладить по ладошке ребенка, произносить текст.

Гладила мама ежиха –ежат:

Что за пригожие детки лежат.

Собираем мусор

Для этой игры необходим платочек, или кусочек ткани. Платок кладем на ладонь, вторую руку на запястье, и начинаем с мизинца собирать платок.Читаем текст стихотворения:

Сгребаем, сгребаем мы мусор с земли.

Чтоб к свету росточки пробиться могли.

Пчелы

Для этой игры вам понадобятся пластиковые вкладыши из коробок для конфет. Переверните ее выпуклой стороной вверх. Ребенок указательным и средним пальчиками ходит по «сотам», вдавливая ячейки.Родитель читает стихотворение:

Пальцы как пчелы летают по сотам.

И в каждую входят с проверкою – что там?

Хватит ли меда всем нам до весны,

Чтобы не снились голодные сны.

Котенок

Нам понадобятся прищепки с мягким зажимом или маленький крабик для волос. Мягко прищипывать подушечку пальца ребенка без ногтевой пластины.

Кусается сильно котенок глупыш,

Он думает это не палец, а мышь.

Но я же играю с тобою малыш.

А будешь кусаться, скажу тебе – кышь.

Уважаемые родители! Вы уже обратили внимание, что выше перечисленные игры в стихотворной форме. Многие детские книги написаны в стихах. Четкое, ритмичное произношение стихов воспринимается ребенком как песня, ему легче понять и запомнить текст. Если при чтении стихотворения привлечь пальчики ребенка, то мы получим мощный стимул для развития речи.

Известному педагогу В. А.Сухомлинскому принадлежит высказывание: «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев». «Рука – это инструмент всех инструментов», сказал еще Аристотель. «Руки – это своего рода внешний мозг», писал Кант. Простые движения помогают убрать напряжение не только в самих руках, но и расслабить все тело. Они способны улучшить произношение многих звуков. Почему это так? Дело в том, что рука имеет самое большое «представительство» в коре головного мозга, поэтому развитию кисти принадлежит важная роль в формировании головного мозга и становлении речи. И именно поэтому словесная речь ребенка начинается, когда движения его пальчиков достигают достаточной точности. Ручки ребенка как бы подготавливают почву для последующего развития речи.

Также положительное влияние на развитие речи оказывают и стихи с движениями. Чем выше двигательная активность ребёнка, тем лучше развивается его речь. Взаимосвязь общей и речевой моторики изучена и подтверждена исследованиями многих крупнейших учёных, таких как И. П. Павлов, А. А. Леонтьев, А. Р. Лурия. Когда ребёнок овладевает двигательными умениями и навыками развивается координация движений. Формирование движений происходит при участии речи. Точное, динамичное выполнение упражнений для ног, туловища, рук,головы и подготавливает совершенствование движений артикулярных органов: губ, языка, нижней челюсти и т. д. Игра- это основной вид деятельности дошкольников. Играя, ребёнок обогащает свой словарный запас, расширяет кругозор, развивает связную речь, у него формируется грамотность, создаются предпосылки письма. Речевые игры не только способствуют преодолению речевых недостатков и обогащению словарного запаса, но и развивают инициативу у детей. Джанни Родари утверждал, что именно в игре ребёнок свободно владеет речью, говорит то, что думает, а не то, что надо. В игре нет схем и правильных образов, ничто не сковывает ребёнка. Не поучать и обучать, а играть с ним, фантазировать, сочинять, придумывать- вот что необходимо ребёнку.

Рекомендации: Для того чтобы речь ребёнка развивалась правильно, родителям необходимо соблюдать несколько условий.

• Не старайтесь ускорить ход естественного речевого развития! Не перегружайте ребёнка речевыми занятиями. Игры, упражнения, речевой материал должны соответствовать его возрасту.

• В общении с ребёнком следите за своей речью. Говорите с ребёнком не торопясь, звуки и слова произносите чётко и ясно, при чтении не забывайте о выразительности. Непонятные слова, обороты, встречающие в тексте, непременно объясните малышу.

• Не подделывайте под детскую свою речь, не злоупотребляйте также уменьшительно-ласкательными суффиксами — все это тормозит развитие ребенка.

• Своевременно устраняйте недостатки речи ребёнка. Стремясь указать неточности и ошибки, встречающиеся в его речи, будьте чрезвычайно осторожны и ни в коем случае не смейтесь над малышом. Самое лучшее -тактично поправьте его и покажите, как надо произнести слово.

• Если ребёнок торопится высказать свои мысли или говорит тихо,напоминайте ему: говорить надо внятно, чётко и не спеша.

• Не оставляйте без ответа вопросы ребёнка.И не забудьте проверить: понятен ли ему ваш ответ?

Играя с ребёнком, будьте дружелюбны и уважительны к нему. Он должен чувствовать, что эти занятия — не скучная неизбежная повинность, а интересная, увлекательная игра, в которой он обязательно должен выиграть. Поощряйте его малейшие успехи и будьте терпеливы при неудачах.

Читайте также:  Детское воспитание и развитие ребенка

Источник

Елена Анисова
Развитие речи в играх

Развитие речи в играх

СЛАЙД № 1.

Речь является одним из важных источников познания окружающего мира, необходимым компонентом общения, в процессе которого она формируется. Для ребенка хорошая речь – залог успешного обучения и развития. Обучая ребенка родной речи, мы, взрослые, способствуем развитию его интеллекта и эмоций, подготавливаем условия для успешного обучения в школе. Освоение языка, его грамматического строя дает возможность детям свободно рассуждать, спрашивать, делать выводы, отражать разнообразные связи между предметами, свободно вступать в речевое общение со сверстниками.

СЛАЙД № 2.

Игры детей дошкольного возраста можно разделить на три основные группы:

1. дидактические игры;

2. подвижные игры;

3. сюжетно- ролевые игры и игры- драматизации.

Развитие речи в играхРазвитие речи ребенка в игреРазвитие речи ребенка в игре

СЛАЙД № 3.

Дидактическим играм мы отводим большое значение в развитии речи дошкольников. Одной из главных для нас задач в организации дидактической игры – подобрать такие варианты, которые будут вызвать у детей интерес к играм со словом. В организованную образовательную деятельность и режимные моменты мы включаем речевые,дидактические игры и занимательные упражнения: фонетические, лексические, грамматические, игры со словом и движением. Среди всего многообразия дидактических игр особое внимание уделяем словесным играм. Словесные игры построены на словах и действиях играющих. В них дети учатся самостоятельно решать разнообразные мыслительные задачи, описывая предметы, выделяя их характерные признаки, отгадывая по описанию, находя признаки сходства и различия, рассуждая. В младшем дошкольном возрасте игры со словами направлены на развитие речи, воспитание правильного звукопроизношения, уточнение, закрепление и активизацию словаря. В старшем дошкольном возрасте словесные игры чаще всего используем в целях формирования мыслительной деятельности, т. к. это способствует подготовке детей к обучению в школе. С помощью таких игр у детей улучшается речь и речевое общение.

СЛАЙД № 4.

Кроме дидактических игр немалую роль в развитии речи дошкольников отдаем подвижным играм. Подвижная игра с выраженным эмоциональным характером – одно из самых любимых занятий воспитанников любой ДОО. И если она подобрана правильно с учетом как физических, так речевых возможностей детей, то оказывает неоценимую помощь в работе любого педагога. Для развития речи дошкольников мы используем игры с речевым содержанием, хороводные игры и т. д. Проводя подвижную игру, мы стремиться к тому, чтобы дошкольники достигали игровую цель. Это возможно только при хорошем усвоении детьми программного материала на занятиях. Например, проводя подвижную игру «Цветы и пчёлы», в которой одной из задач является закрепление и автоматизация звука [Ж] в словах, мы можем ее решить только в том случае, если дети будут хорошо различать шипящие и свистящие звуки. Один из важных моментов успешности обучения в ходе подвижных игр – заинтересованность в них самих детей, поэтому мы их проводим живо, эмоционально и непринуждённо. С помощью хороводных игр мы развиваем связную, диалогическую речь, учим детей говорить в быстром и медленном темпе, согласовывать движения со словами. Устное народное творчество представляет собой ценнейший литературный материал, с помощью которого мы повышаем речевую активность детей, способствуем коррекции нарушений коммуникативной сферы, воспитываем художественный вкус, учим детей лучше понимать окружающий его мир. Отбор хороводных игр мы осуществляем, учитывая возраст и эмоциональное состояние воспитанников. Кроме того, мы используем хороводные игры как «моменты радости», стабилизирующие и оптимизирующие эмоциональное состояние детей в течение дня.

Развитие речи ребенка в игре

СЛАЙД № 5.

В сюжетно-ролевой игре заложены большие возможности для развития коммуникативных способностей у детей дошкольного возраста. Отличительной особенностью сюжетно-ролевых игр является то, что ее создают сами дети, а их игровая деятельность носит ясно выраженный самодеятельный и творческий характер. В игре мы учим детей общению друг с другом, умению подчинять свои интересы интересам других. В развитой ролевой игре мы формируем у них творческое воображение.

Развитие речи ребенка в игре

СЛАЙД № 6.

Театрализованная игра стимулирует активную речь, совершенствует артикуляционный аппарат. Играя в «сказку», дети стараются использовать выразительные средства и интонации, соответствующие их герою, старается говорить четко, чтобы его поняли остальные. С помощью театрализации мы помогаем детям развивать грамотность и выразительность речи, расширяем их словарный запас.

Для дошкольников игра является ведущим видом деятельности. Поэтому она связана со всеми сторонами воспитательной и образовательной работы ДОО. С помощью игры мы помогаем нашим воспитанникам овладеть новым объемом знаний, проявить самостоятельность и творческую активность, а также решить какую-либо умственную задачу, что помогает преодолеть трудности со связной речью. Таким образом, игры, объединённые с дидактическими задачами обучения, развивают речевую активность детей и способствуют повышению результативности работ всех педагогов.

Развитие речи ребенка в игре

СЛАЙД № 7.

Источник

Марина Мироненко
Игры на развитие речи

В своей работе с детьми я стараюсь использовать дидактические и словесные игры. Так как одной из важных задач умственного воспитания детей дошкольного возраста является развитие мышления и речи. Эти два связанных между собой психических процесса формируются, развиваются при познании ребенком окружающего мира.

Основная цель данных игр для младшего возраста – развитие речевой активности, умение соотносить действие со словом потешки, стиха, понимание значения слов, умение правильно их произносить. Речь воспитателя должна быть грамотной, эмоциональной и в то же время спокойной. Большую требовательность следует предъявлять к жестам, мимике.

Среди многих основных задач воспитания и обучения детей дошкольного возраста в детском саду обучение родному языку, развитие речи, речевого общения — одна из главных. Эта общая задача состоит из ряда специальных,частных задач: воспитания звуковой культуры речи, обогащения, закрепления и активизации словаря, совершенствования грамматической правильности речи, формирования разговорной (диалогической) речи, развития связной речи, воспитания интереса к художественному слову, подготовки к обучению грамоте.

Читайте также:  Развитие памяти у ребенка зависит от

Картотека игр:

«Солнечные зайчики»

Цель: упражнять детей в произнесении стихотворения в сочетании с движениями.

Ход игры: воспитатель с помощью маленького зеркала пускает солнечного зайчика,произнося стихотворение:

Солнечные зайчики

Играют на стене,

Поманю их пальчиком,

Пусть бегут ко мне,

Ну, лови, лови скорей,

Вот он светленький кружок,

Вот, вот, вот – левей, левей!

Убежал на потолок.

Дети ловят зайчика на стене.Хорошо направить его пониже: дети любят подпрыгивать, стараясь поймать зайчика. Эта игра вызывает у детей большую радость, особенно если удается поймать рукой солнечного зайчика.

«Досказалка»

Цель: развитие наглядно – образного мышления, помогает научить ребенка договаривать слово.

Как играем:произносите вместе с ребенком:

Ко-ко-ко – на плите сбежало моло. (ко).

Ща-ща-ща – зеленая ро. (ща).

Чу-чу-ну – педаль кру. (чу).

Меняйтесь ролями. Ребенок говорит слоги, вы досказываете слово. Например,ребенок говорит: «Ло-», —вы досказываете: «-шадь».

Закрепляем:продолжаем играть: лу-жа, сту-лья, ок-но, маши-на.

Если ребенок справляется,предложите ему на один слог досказать несколько окончаний: но-жницы, -ги, -ски. Кто больше подберет слогов, тот и победил.

«Общие слова»

Цель: развитие мышления (операции анализа и синтеза,речи.

Задания могут быть двух видов:

1. Назови фрукты, рыб, мебель, птиц…

2.Назови одним словом:

туфли, ботинки, сапоги — это…

молоток, пила, топор — это…

сосна, берёза, клён — это…

«Цветные предложения»

Цель: развитие восприятия, мышления и речи.

Ребёнок, закрыв глаза (можно завязать глаза шарфом, выбирает наугад из коробки цветной карандаш и придумывает затем предложение, используя название цвета вытащенного им карандаша.

«Назови ласково»

Цель: учить детей использовать уменьшительно – ласкательные суффиксы в речи.

Часто дети путают и уменьшительно-ласкательные суффиксы, образуя формы, отсутствующие в языке. Эти детские слова милы «от 2 до 5», но вряд ли вас обрадует снижение оценок, а это произойдёт, если ребёнок не усвоит к школе способы образования слов.

Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами (чашка — чашечка, ложка — ложечка и т. д.). В темах «Дикие животные» и «Домашние животные» это могут быть названия детёнышей,а могут быть и ласкательные слова: лисонька, заинька, коровушка, лошадка.

«Какая бывает собака?»

Цель: Развитие правильной, грамотной речи, логического мышления.

Можно попросить ребенка представить себе собаку и рассказать о ней как можно больше: какая у нее шерсть, что она любит есть, какой формы у нее хвост и ушки, какой у нее характер и т. д. Дети называют предложения по очереди.

Другие темы: “Какая бывает весна?”, “Какая бывает корова?” и т. п.

«Кто больше?»

Цель: учить детей называть свойства предмета с помощью прилагательных.

Перед детьми ставится какой-нибудь предмет, обладающий как можно большим количеством признаков, например мяч – круглый, блестящий, твёрдый, гладкий или наоборот – мягкий, шершавый.

Машинка – большая, маленькая, блестящая, сверкающая, светлая, темная, одноцветная (разноцветная)

Задание детям:

1. Кто больше перечислит свойства предмета.

2. Кто больше назовет возможных действий с предметом.

(Из книги Е. Сербиной “Развивающие игры для детей”)

«Шаги»

Цель: расширять словарный запас, развивать речь.

Игроки становятся рядом, договариваются о том, где будет финиш (на расстоянии 8-10 шагов). И оговаривают тему шагов. Например “Вежливые слова”. Каждый ребенок может сделать шаг, лишь назвав какое-нибудь вежливое слово. Даем минуту на размышление и “Старт!”

Другие темы: «Все круглое», «Все горячее», «Все мокрое», «Ласковые слова для мамы», и т. д.

Вариант: Дети встают парами друг против друга и делают шаги навстречу. Условия игры те же: шаг можно сделать, только сказав нужное слово.

«Кто это?» знакомимся с профессиями

Цель: продолжать знакомство с профессиями, развитие связной речи.

Для игры хорошо иметь карточки с изображением людей разных профессий и инструментов.

1 вариант:Задаем вопросы: Кто лечит больных? Кто учит детей в школе? Кто готовит обед? Кто работает на тракторе? Кто разносит письма и газеты? Кто шьет платье?

2 вариант:Вопросы: Что делает дворник? Что делает доктор? Что делает учитель? Что делает шофер? Что делает маляр? Что делает парикмахер?

3 вариант. Придумываем загадки.Например: Этот человек работает на улице, у него есть метла, лопата.

4 вариант. «Кому что нужно?» Что нужно почтальону? Что нужно парикмахеру?И наоборот: кому нужны ножницы? Кому нужна иголка?

«Путаница»

Цель: развитие речи, внимания, логического мышления.

“Давай, поиграем в путаницу. Я буду читать запутанное стихотворение, а ты постарайся его распутать”.

Прочитайте малышу коротенькие стихотворения, делая паузу перед произнесением последнего слова. Рифма текста не всегда соответствует смыслу текста.

Знает это ребёнок любой –

У апельсина цвет. голубой.

Корова мычит,

Поросёнок хрюкает,

Тигр рычит,

А собака. мяукает.

Как на нашей улице

Крякали две. курицы.

Известно каждому ребенку –

Корова – мама …жеребёнка.

«Отгадай слово»

Цель: развитие внимания, логического мышления, развитие речи.

Взрослый выставляет на фланелеграф (раскладывает на столе) картинки с изображением животных по количеству детей. Вызывается один из детей. Взрослый начинает произносить название животного, просит ребенка продолжить.

«Я скажу: «Лоша…»,а вы должны сказать: «Лошадь» или «лошадка».

Взрослый произносит слово без последнего слога или звука, дети называют слово целиком.

Материал: игрушки – кукла, зайка, пирамидка, машина, карточки с изображением животных.

«Лошадки и поезд»

Цель: развитие артикуляционного аппарата, развитие внимания.

Дети встают в круг. Взрослый объясняет правила. «Когда скачут лошадки,то слышно: «Цок, цок, цок» (дети повторяют звукосочетание); когда едет поезд,колеса стучат: «Чок, чок, чок» (дети повторяют). Поскакали лошадки. Лошадки отдыхают. Поехал поезд, застучал колесами. Поезд остановился.»

Игра повторяется 3 раза.

Источник