Развитие речи ребенка в детском саду консультации для родителей

Консультация для родителей

«Развитие речи у детей дошкольного возраста»

Речь- явление социальное и служит средством общения людей друг с другом. Своевременное правильное речевое развитие- необходимое условие формирования личности ребенка. Благодаря речи малыш познает окружающий мир, накапливает знания, расширяет круг представлений о предметах и явлениях, овладевает нормами общественного поведения. При помощи речи человек выражает своим потребности, высказывает свои чувства и переживания, делится впечатлениями о своем отношении к предметам и явлениям окружающей его действительности. Усвоение речи в дошкольном возрасте- необходимое условие для овладения грамотой, для дальнейшего обучения в школе.

Уважаемые родители, бабушки и дедушки! Вы, конечно, хотите, чтобы ваши дети и внуки говорили правильно и красиво, чтобы они успешно учились в школе, не испытывая при этом трудностей. Ни для кого не секрет, что во время обучения в начальных классах у ребенка возникают трудности, особенно в овладении русским языком. С чем это связано? Это связано с недостаточным уровнем развития речи. Многие дети с трудом строят фразы, не умеют грамматически правильно оформить предложения, у них бедный словарный запас, нарушено звукопроизношение.

Такие недочеты не заметны дома, но выявляются на уроках в школе. Для того, чтобы предотвратить эти трудности, необходимо развивать речь ребенка в дошкольном возрасте.

Важно помнить, что именно в дошкольный период речь ребенка развивается наиболее интенсивно, а главное – она наиболее гибка и податлива. Поэтому все дефекты речи преодолеваются легче и быстрее.

Начиная с самых ранних лет жизни речь ребенка, развивается по подражанию, поэтому большую роль в ее формировании играет четкая, неторопливая, грамматически и фонетически правильная речь взрослых.

Некоторые родители необъективны в оценке речи своего ребенка. Часто в семье, подлаживаясь к языку малыша, они долгое время лепечут с ним, искажают слова, имитируя детскую речь, как принято говорить сюсюкают.

Подобная манера общения не только не стимулирует ребенка к овладению правильным. звукопроизношением, но и надолго закрепляет его недостатки. А это абсолютно недопустимо!

В семье для ребенка необходимо создавать такие условия, при которых он будет испытывать удовлетворение от общения с взрослыми, не только получать от них новые знания, но и обогащать свой словарный запас, учиться правильно строить предложения, правильно и четко произносить звуки и слова, интересно рассказывать.

Важную роль в развитии речи ребенка играют детские книги. Они должны соответствовать его возрасту, быть доступны пониманию. Не следует ограничивать ребенка только пассивным слушанием того, что вы читаете. Время от времени полезно прерывать чтение обсуждением услышанного.

Понятие «речь» очень обширно. Каждый из ее важнейших компонентов – звукопроизношение, лексический запас, грамматический строй и развитая связная речь – неотделим от другого. Все они формируются в тесной взаимосвязи. Недоразвитие одного из них часто ведет к недоразвитию другого.

Более подробно остановимся на одном из важнейших компонентов речи – звукопроизношении.

– Грамотная, четкая и ритмичная речь ребенка характеризуется правильным произношением звуков.

-Правильное произношение звуков обеспечивается хорошей подвижностью и дифференцированной работой органов артикуляционного аппарата (языка, губ, неба и т. д.) .

-Выработать четкие и согласованные движения органов артикуляционного аппарата помогает артикуляционная гимнастика.

Приложение

Предлагаем вашему вниманию некоторые упражнения артикуляционной гимнастики, с помощью которых можно овладеть нормами звукопроизношения:

-«Вкусный мед» – широко открыть рот и острым кончиком языка провести по верхней губе из стороны в сторону. При этом нижняя челюсть должна быть неподвижной;

-«Мостик» – открыть рот и, выгнув язык, упереть его кончик изнутри рта в нижние зубы, удерживая в таком положении до 5 секунд. После этого зубы медленно сближаются и постепенно сжимаются, а «мостик» остается за закрытыми зубами. После этого язычок выпрямляют и расслабляют;

-«Маятник» – открыть рот, растянув губы в улыбке, вытянуть язык и острым кончиком по очереди коснуться уголков губ. Важно следить за тем, чтобы язык перемещался по воздуху, а нижняя челюсть при этом оставалась неподвижной;

-«Котенок лакает молоко» – широко открыть рот и сделать 4-5 движений широким языком, имитируя то, как лакает молоко кошка, после чего можно закрыть рот и расслабиться;

-«Чашечка» – широко открыть рот и положить широкий язык на нижнюю губу. После этого край языка следует загнуть «чашечкой» и медленно поднять к верхним зубам. Затем язычок также медленно нужно опустить, закрыть рот и расслабиться;

-«Лопата» – широко открыть рот и положить спокойный мягкий язычок на нижнюю губу, задерживая в этом положении на 3-5 секунд, после чего язычок убирают и расслабляются; «Хоботок» – вытянуть губы вперед, имитируя поцелуй, и подержать 3-5 секунд в таком положении, после чего вернуть губы в спокойное положение, расслабиться и отдохнуть; «Хомячок» – при закрытом рте надуть щеки и подержать 3-5 секунд в таком положении, после чего выдохнуть и расслабиться;

-Улыбка» – широко развести уголки губ, обнажая при этом сжатые зубы, после чего вернуть губы в спокойное положение и расслабиться.

. Помните! Если ребенок говорит, не разжимая губ или во время речи язык его недостаточно подвижен, вял, лежит на дне ротовой полости, качественного произношения не получится.

Артикуляционная гимнастика не только развивает речевой аппарат ребенка, но и является профилактикой возникновения некоторых речевых нарушений.

Фонематический слух – способность воспринимать на слух и точно дифференцировать (различать) все звуки речи.

К 4-5 года в норме ребенок должен различать все звуки речи.

Хорошо развитый фонематический слух в сочетании с артикуляционными упражнениями способствует более быстрому усвоению правильного звукопроизношения в целом.

Говоря о звукопроизношении, следует учитывать, что ребенку в 1-2 года необходимо произносить следующие звуки: а о э п б м;

В 2-3 года: и ы у ф в т д н г к х й;

В 3-4 года: с з ц ш ж ч щ;

В 4-5 лет: р л

К 4-5 годам ребенок должен овладеть правильным произношением всех звуков речи. Искаженное произношение звуков дошкольников до 4-5лет считается нормальным явлением и носит название возрастное или физиологическое нарушение.

Читайте также:  Все о развитии ребенка в 4 месяца и кормлении

И только после 4-5 лет нарушение звукопроизношения – это патология.

Таким образом, именно с этого возраста и нужно начинать логопедическую работу по развитию речи.

Неправильное произношение звуков приносит детям немного огорчений и трудностей: они стесняются своей речи, чувствуют себя неуверенно, становятся застенчивыми, замыкаются, плохо идут на контакт с окружающими, мучительно переносят насмешки.

Если в дошкольном возрасте у ребенка не выработано правильное звукопроизношение и внятность речи, то в школьном возрасте трудности значительно возрастают.

Ребенок станет комплектовать при ответе учителю и при общении со сверстниками, будет плохо справляться со звуковым анализом слов, писать так, как говорит, испытывать затруднения при чтении.

Начнут страдать внимание и память, появятся проблемы в поведении – агрессивность либо вялость, заторможенность. Безусловно, это отразится на интересе ребенка к учебе, его характере, помешает усвоению школьной программы, послужит причиной плохой успеваемости. Проблем можно избежать, если во время, в дошкольном возрасте уделить должное внимание исправлению нарушенного звукопроизношения.

Оказание логопедической помощи практически невозможно без участия родителей.

Одной из важных обязанностей родителей, дети которых занимаются с учителем-логопедом, является продолжение логопедической работы с ребенком дома, т. е. выполнение домашних заданий.

Для автоматизации (закрепления) правильного произношения звуков и формирования фонематического слуха мы часто используем на занятиях и вам очень рекомендуем следующие задания.

Как вы помните, фонематический слух- это способность воспринимать на слух и точно дифференцировать (различать) все звуки речи.

Большой эффект в логопедической работе дает использование чистоговорок, скороговорок. Великолепные упражнения для отработки правильной, четкой речи. Они развивают фонематический слух и дикцию, обогащают словарный запас.

Речь- чудесный дар природы- не дается человеку от рождения. Должно пройти время, чтобы малыш начал говорить. А мы, взрослые, должны приложить немало усилий, чтобы речь ребенка развивалась правильно и своевременно, т. е. очень важно помочь, как можно успешнее овладеть прекрасным даром.

Источник

Консультация для родителей «Развиваем речь дошкольников»

Человек не обладает речью при рождении, она формируется и развивается вместе с его ростом и развитием, то есть, практически, всю жизнь. Но это не означает, что речь развивается сама по себе, без участия взрослых. Именно дошкольный возраст является самым благоприятным для развития речи. То, что ребенок не усвоил в дошкольном возрасте, восполняется в более поздний период с большим трудом, а то и не восполняется совсем. Если вы хотите, чтобы ваш ребенок успешно обучался в школе, надо целенаправленно заниматься развитием его речи. Ведь именно речь является источником получения знаний по всем предметам школьного курса (от того, как ребенок прочтет параграф, зависит, как он его потом расскажет). Именно с помощью речи ребенок общается с окружающими, в том числе, с учителями, соответственно, чем правильнее он будет выражать свои мысли, тем лучше его будут понимать.

Вспомните то время, когда ваш малыш был совсем маленький (около 1 года). Как мы переживали за речь? Ждали, когда произнесет первое слово? Когда начнет активно говорить, как быстро пополниться словарный запас?

А сейчас, часто ли мы задумываемся о том, как развита речь ребенка? Как плавно, логично выражает он свои мысли, рассуждает? Беспокоит ли нас это сейчас?

Как вы считаете, какой должна быть речь ребенка?

Грамотной, понятной,/ выразительной, осмысленной, богатой, ясной и четкой – все правильно.

Но что же мы видим на самом деле?

По данным российских ученых от 15 до 30% дошкольников не развита связная речь, дети не могут грамматически правильно оформить речевое высказывание, а у более 60% детей имеются нарушения в звукопроизношении.

Давайте рассмотрим, какие проблемы чаще всего возникают у дошколят:

  • Не все дети правильно произносят звуки, особенно сложные по артикуляции – шипящие и сонорные.
  • Не достаточно развит фонематический слух, из-за чего ребенок не умеет дифференцировать звуки (т.е. различать) и вместо «шапка» говорит «сапка».
  • Односложная речь, состоящая из одних простых предложений.
  • Бедная речь – недостаточный словарный запас.
  • Замусоривание речи, употребление нелитературных слов и выражений, слов-«паразитов». А это результат просмотра телевизионных передач для взрослых.
  • Неумение грамотно и доступно сформулировать предложение, вопрос. Неспособность построить сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказать текст. А к школе это умение приобрести просто необходимо.
  • Недостаточно грамматически правильная речь: дети не умеют согласовывать сущ. и прилаг. в роде и числе, употреблять род. п. мн. ч., сложные предлоги.

И прежде чем поделиться с вами конкретными советами по развитию речи у детей, мне хотелось бы дать краткую речевую возрастную характеристику.

ЧЕТВЁРТЫЙ ГОД ЖИЗНИ

– ДАЙ, Я СКАЖУ!

 к 4 годам ваш малыш:

  • Владеет словарем примерно в 1500 слов
  • Начинает употреблять сложные предложения
  • Говорит предложениями из 4-5 слов
  • Задает много вопросов, использует слова «кто?» и «почему?»
  • Использует выражения типа: «я думаю, что…» И «я надеюсь, что…»
  • Выполняет просьбы и команды, даже если нужный пред мет не находится в поле зрения
  • Правильно употребляет глаголы в прошедшем времени, умеет различать ед. и мн. число сущ., согласовывать прилаг. с сущ. в роде, склонять сущ.
  • Правильно произносит звуки «П»,  «Б»,  «Т»,  «Д»,  «Ф»,
  • «В»,   «К»,   «Г»,   «X»,   «С»,   «3»,   «Ц»,   «М»,   «Н»

Пятый год жизни

– Давай поговорим…

 в норме к пяти годам ребёнок:

  • Обладает словарным запасом около 3000 слов, свободно использует обобщающие слова, группирует предметы по родовым признакам.
  • Знает свой адрес
  • Пользуется предложениями из 5-6 слов
  • Пользуется всеми типами предложений, в том числе и сложными
  • Умеет пересказывать
  • Правильно произносит практически все звуки
  • Определяет право-лево у себя, но не у других
  • Знает простые антонимы (большой – маленький, твёрдый – мягкий)
  • Пользуется прошедшим, настоящим и будущим временем
  • Считает до десяти
  • Знает назначение предметов и может сказать, из чего они сделаны
Читайте также:  Развитие ребенка в животе по месяцам

Шестой год жизни

– Хочу всё знать!

 в норме к шести годам ребёнок:

  • Обладает словарём около 4000 слов.
  • Практически все звуки родного языка произносит правильно.
  • Умеет рассказывать и пересказывать, причём пытается выразить своё отношение к рассказанному.
  • Помнит и может описать прошедшие события.
  • Пользуется сложными предложениями.
  • Употребляет все части речи.
  • Использует абстрактные и отвлечённые понятия.
  • Рисует, заштриховывает, обводит.
  • Хорошо ориентируется в пространстве, на листке бумаги.
  • Различает и дифференцирует звуки речи.

Седьмой год жизни

в норме к семи годам ребенок:

  • все звуки родного языка произносит правильно.
  • речь насыщена обобщающими словами.
  • активно использует в речи синонимы и антонимы.
  • употребляет простые и сложные предложения, правильно согласуя слова в предложении.
  • отвечает на вопросы, подает реплики, задает вопросы
  • свободно пользуется интонациями
  • рассказывает грамматически правильно, последовательно, связно.

Если проблемы все-таки существуют, вам полезно будет узнать, каким образом  в домашних условиях можно помочь своему ребенку.

1. Начну с самого простого. Речевые игры, не требующие подготовки. Это те игры, которыми можно занять ребенка в свободное время по дороге на прогулку, в детский сад, к бабушке или дедушке. Это игры «Большой-маленький», «Один-много», «Назови одним словом» и др.

2. Проговаривайте с ребенком шутки-чистоговорки, скороговорки. Например, СА-са-са- у меня коса или «Шла Саша по шоссе и сосала сушку» и многие другие. Тем самым вы будете закреплять звуки и формировать новые.

3. Развивайте мелкую моторику рук, поскольку она стимулирует мышление, творческое развитие, внимательность ребенка и прямым образом влияет на речь, сегодня уже, кажется, ни для кого не секрет. 

4. Развивайте звуковой состав слов. Это развивает фонематическое восприятие ребенка. Поиграйте с ним вот в такую игру. Ваш малыш знает, к примеру, что такое вешалка? Отлично! Указывая на нее, спросите ребенка, всем своим видом показывая, что вовлекаете его в игру: посмотри-ка, что это такое?.. Это весарка?.. Это фесалка?.. Это вешайка?.. Это вешалка? Коверкайте слова, как вам подскажет фантазия. Убедитесь в том, что ваш ребенок выберет верный ответ и похвалите его. У детей постарше можно спросить, в какой части слова находится тот или иной звук: в начале, в середине, в конце.

5. Игры с использованием иллюстрированных художественных произведений. Протитав короткую сказку или рассказ можно пересказать ее по картинкам в книге. А можно пофантазировать и придумать сказке другой конец.

6. Но самые интересные для наши современных детей – это компьютерные речевые игры.

Но, родители должны знать, что важной стороной речевого развития у детей является правильное произношение звуков. Обратите внимание: к 5 годам должны правильно произноситься все звуки,  исключение могут составлять звуки л и р, поскольку они самые сложные звуки по артикуляции.(показ таблицы)

В 5—б лет дети, имеющие недостатки речи, болезненно ощущают их, становятся застенчивыми, замкнутыми, а некоторые и раздражительными. У таких детей можно наблюдать проявление агрессии по отношению к сверстникам, а иногда и к взрослым.

И если вы ясно видите, что у вашего ребенка имеются нарушения в речи, необходимо его показать логопеду. Ведь логопед не только ставит те или иные звуки, но и развивает все стороны речи, а также развивает психические процессы (внимание, память, мышление).

Наша задача — воспитание полноценной личности. Для этого необходимо сделать все для того, чтобы дети, возможно, раньше хорошо овладели родной речью, говорили правильно и красиво.

И напоследок хочется сказать:

  • в первую очередь, разговаривая с ребенком, постоянно обращайте внимание на собственную речь: она должна быть чекой и внятной. Разговаривайте всегда спокойным тоном. Не забывайте, что ребенок в первую очередь учится говорить у вас, поэтому следите за своей речью, за ее правильностью.
  • Во-вторых, как можно чаще общайтесь с ребенком. И если вы заметили, что у ребенка возникают проблемы с речью не бойтесь обратиться к специалистам.
  • Чаще читайте ребенку. Чтение на ночь играет важную роль в развитии речи ребенка, он усваивает новые слова, оборы, развивает слух. И помните, что ваше произношение должно быть четким и ясным, выразительным.

Задумайтесь, как часто вы говорите ребенку эти фразы:

Ты самый любимый!

Ты очень многое можешь!

Что бы мы без тебя делали!

Иди ко мне!

Садись с нами!

Я помогу тебе!

Я радуюсь твоим успехам.

Расскажи мне, что с тобой.

Любите своих детей, помогайте им!

Не откладывайте на завтра то, что можно сделать сегодня!

Источник

Шукайло Дина Васильевна
Консультация для родителей «Речевое развитие дошкольников»

Консультация для родителей

«Речевое развитие дошкольников»

Цель: объединить усилия детского сада и семьи в вопросах воспитания и развития ребенка; рассказать о роли и значении развития речи в дошкольном возрасте; познакомить с упражнениями, которые направлены на развитие речевых умений детей; предоставить родителям возможность общаться друг с другом, делиться опытом семейного воспитания.

Своевременное и полноценное формирование речи в дошкольном детстве – одно из основных условий нормального развития дошкольника и в дальнейшем его успешное обучение в школе. Любая задержка и нарушение в ходе развития речи ребенка отражается на его поведении, а также на его деятельности в различных ее формах.

Что надо делать, чтобы избежать последствий неправильного речевого развития своего ребенка?

Читайте также:  Принцип динамического изучения ребенка с нарушениями развития

Практика показывает, что взаимодействие детского сада и семьи – необходимое условие полноценного речевого развития дошкольников, так как наилучшие результаты отмечаются там, где педагоги и родители действуют согласованно.

Однако подобное согласованное взаимодействие не возникает сразу. Ему предшествует целенаправленная работа педагогов, в процессе которой родители эпизодически включаются в жизнь группы; приобщаются к проблемам своих детей (в разных формах и на разном содержании).

Участие семьи в речевом развитии начинается с момента прихода ребенка в детский сад. Уже на этом этапе родителей следует убедить в том, что именно их роль в речевом развитии ребенка значима; что все усилия педагогов без их помощи будут недостаточны, а иногда и вовсе безрезультатны.

Для правильного и эффективного воздействия на формирование речи своего ребенка родителямнеобходимо учесть следующие моменты:

1. Следует реально оценить состояние здоровья ребенка.

2. Если родителей что-то беспокоит в речевом развитии ребенка, не надо бояться обращаться за консультацией к специалистам.

3. Нельзя сводить проблему формирования речи к обучению грамоте (освоению навыков чтения и письма, так как развитие речи – сложный процесс, в котором освоение письменной формы является лишь составной частью.

Развитая речь в понимании многих родителей – это умение читать (и писать – хотя бы печатными буквами) как максимум и умение рассказывать стихи, как минимум. Поэтому стремятся как можно раньше научить своего ребенка читать и даже писать, при этом многие важные стороны развития ребенка остаются без должного внимания, хотя давно известно, что умение ребенка писать и читать не является показателем его развития. При этом чтение и письмо – сложные навыки, которые требуют от ребенка определенного уровня развития, в том числе и речевого. Овладение грамотой – не самоцель, это определенный этап речевого развития ребенка, который подразумевает серьезную предшествующую работу по речевому и языковому развитию.

Предлагаемая методика по развитию речи:

– учитывать состояние речевого развития детей на современном этапе;

– ориентация в первую очередь на индивидуальные особенности развития речи ребенка, а не только на возрастные;

– активно использовать педагогические технологии, которые позволяют эффективно развивать речь детей и предупреждать речевые отклонения;

– охватывать все стороны речи: произношение, словарь, грамматический строй и связную речь;

– рассматривать обучение грамоте не как самостоятельную методику, а как часть системы по развитию речи ребенка, являющуюся естественным ее продолжением;

развитие речи тесно связано с другими видами жизнедеятельности ребенка;

– взаимодействие родителей и педагогов в вопросах развития речи детей.

Дома можно проводить следующие игры, направленные на развитие речи детей:

«Давай искать слова на кухне».

«Какие слова можно вынуть из борща? Винегрета? Кухонного шкафа? И т. д.»

«Угощаю».

«Давай вспомним «вкусные» («горькие», «сладкие», «кислые») слова и угостим друг друга.»

Игры на развитие грамматического строя речи.

«Приготовим сок».

«Из яблок сок … (яблочный); из груш … (грушевый); из вишни … (вишневый) и т. п.А теперь наоборот: апельсиновый сок и чего? И т. д.»

«Упрямые слова».

Расскажите ребенку, что есть на свете «упрямые» слова, которые никогда не изменяются (какао, кино, пальто, метро, пианино, кофе) «Я надеваю пальто. На вешалке висит пальто. У Маши красивое пальто. Я гуляю в пальто. Все надели пальто и т. п.». Задавайте вопросы ребенку и следите, чтобы он не изменял слова в предложениях-ответах.

«Доскажи словечко»

Вы начинаете фразу, а ребенок заканчивает ее.Например: ворона каркает, а воробей … (чирикает). Сова летает, а заяц … (бегает, прыгает). У коровы теленок, а у лошади … (жеребенок) и т. п.

Игровые упражнения по дороге из детского сада (в детский сад).

«Я заметил».

«Предложите ребенку проверить, кто из вас самый внимательный. Будете называть предметы, мимо которых вы проходите; а еще обязательно укажите – какие они.Например: вот почтовый ящик – он синий. Я заметил кошку – она пушистая». Можно называть увиденные предметы по очереди.

«Волшебные очки».

«Представьте, что у вас есть волшебные очки. Когда их надеваешь, то все становится красным (зеленым, синим и т. п.). Посмотрите вокруг в волшебные очки, какого цвета все стало красным,называйте: красные сапоги, красный столб, красная кошка, красный забор и пр.»

Подвижные игры.

«Игры с мячом».

«Я буду называть предметы и бросать тебе мяч. Ты будешь ловить его только тогда, когда в слове услышишь звук «ж». Если в слове нет этого звука, то мяч ловить не надо. Итак,начинаем: жаба, стул, кига, жук, ежик…».

«Лягушка».

Выделение звука из ряда гласных: а, о, у, и, е, э, ю, ы, я. «Будешь прыгать как лягушка, если звук услышишь «А», на другие звуки опускаешь низко руки». По аналогии проводится игра на другие гласные. Позже можно проводить игру на согласные звуки.

По рекомендации педагогов родители вводят в жизнь семьи традиционную игру

«Я дарю тебе словечко».

Цель – расширить словарь ребенка; объяснить лексическое значение слов.

Следует выбрать один день недели, в который родители «дарят» ребенку слово.Слова самые разные: «весенние» (капель, проталина, наст, «легкие» (пух, снежинка, облака, перышко) и т. п. Традиция «Я дарю тебе словечко» продолжается в детском слову. Каждый понедельник дети «приносят» в группу подаренные дома слова и знакомят с ними в течение всего дня других детей. Воспитатель все это фиксирует.

Источник