Развитие речи ребенка третьего года жизни
Особенности развития речи детей
третьего года жизни.
Ранний возраст – важнейший период жизни человека для формирования фундаментальных способностей, определяющих дальнейшее его развитие.
Когда начинается развитие детской речи? Для родителей – в тот незабываемый день, когда малыш произнес первые слова: «на», «мама», «дай». А на самом деле – гораздо раньше.
Этому дню предшествовали недели и месяцы, в течение которых ребенок учится отличать одни речевые звуки от других, близких по звучанию, а его губы, язык, мягкое нёбо (т.е. артикуляционный аппарат) приобретает гибкость и подвижность, необходимые для правильного и четкого произношения звуков и слов.
Психологи все настойчивее подчеркивают значение раннего детства для формирования человеческой личности.
В развитии же речи его роль является, безусловно, главенствующей. Поэтому одно из главных событий в развитии ребенка раннего возраста – овладение речью.
Овладение речью имеет огромное для разных сторон психического развития малыша. Под влиянием речи перестраиваются его психические процессы – восприятие, память, мышление.
Речь как средство выражения мысли является орудием мышления. Она связана с умственным развитием. Известный писатель и исследователь детской речи К.И. Чуковский отмечал: «… воспитание речи есть всегда воспитание мысли. Одно неотделимо от другого»; … детская речь на всех этапах своего развития питается неисчерпаемой жизненной силой народного – родного языка.
Задержка речевого развития обычно неблагоприятно сказывается на интеллекте ребенка.
Формирование и развитие речи происходит постепенно. Это довольно длительный и сложный процесс.
Особенности развития речи детей раннего возраста
Не у всех детей речь развивается одинаково. Одни рано начинают хорошо говорить и правильно произносить все звуки, другие дети – нет. Все происходит очень индивидуально. Мальчики и девочки отличаются друг от друга в овладении речью, тут есть свои особенности:
Девочки | Мальчики |
1) раннее развитие речи; словарный запас 2) слова, обозначающие предметы; 3) позже осваивают фразовую речь. | 1) позднее развитие речи также отличается; 2) преобладают слова – действия; 3) рано формируется грамматический строй речи. |
Развитие речи связано не только непосредственно с общением со взрослым, но и включено в практическую деятельность по освоению предметов. |
Формируется активная речь, которая становится средством общения со сверстниками и взрослыми. |
Появление не только коммуникативной, но и обобщающей функции речи. |
Формируется регулирующая функция речи, когда ребёнок подчиняется инструкции взрослого, выполняя его инструкции. |
Появляется ситуативная речь, понятной, исходя из контекста ситуации. |
Возникает описательная речь. |
Ребёнок воздействует с помощью речи на себя и на взрослого. |
Речь отражает опыт взаимодействия ребёнка с окружающим, называя не только предметы и лица, но и действия, переживания, требования, предложения, желания. |
Формируется умение слушать и понимание литературных произведений, рассказов взрослого, что обогащает опыт ребёнка и помогает усвоить социальный опыт ребёнка. |
Показатели речевого развития детей.
Оценивая речевое развитие дошкольников, педагогам целесообразно обратиться к показателям, составленными сотрудниками кафедры педиатрии Центрального института усовершенствования врачей под руководством Н. Аксариной ещё в 1970 годы. Эти показатели приводятся и в более поздних работах по воспитанию детей.
Дети от 2 лет до 2 лет 6 месяцев
Понимание речи. Происходит дальнейшее развитие понимания смыслового содержания речи окружающих. С ребёнком можно говорить не только о событиях и явлениях, воспринимаемых в данный момент, но также о прошлых (уже знакомых ребёнку) и будущих событиях.
Способность подражать. Дети легко повторяют фразы, короткие стихи.
Словарь. Услышанные незнакомые слова и целые фразы становятся достоянием словаря детей. В их речи появляются вопросы “Где?”, “Когда?”, “Почему?”
Грамматический строй речи. Предложения становятся многословными, появляются сложные предложения, хотя и не всегда правильные грамматически.
Свежая речь (пользование). Речь становится основным средством общения и не только со взрослыми, но и с детьми. Ребёнок много говорит по самым различным поводам, инициативно и в ответ на чьи – либо высказывания – словом определяет свои действия и намерения под влиянием ситуации.
Интонация. Речь становится всё более эмоциональной.
Дети от 2 лет 6 месяцев до 3 лет.
Понимание речи. Ребёнок может понимать смыл речи взрослого о событиях и явлениях, не имевших места в его личном опыте, но отдельные элементы которых непосредственно воспринимались малышом.
Способность подражать. Легко воспроизводят услышанные стихи, песенки.
Словарь. В словарный состав входят все части речи (кроме причастий и деепричастий). Объём словаря быстро возрастает: к концу третьего года до 1200 – 1500 слов.
Грамматический строй речи. Дети говорят сложные фразы, в их речи появляются предложения (грамматически не всегда правильные).
Связная речь (пользование). Дети рассказывают об увиденном несколькими отрывочными фразами. Опираясь на вопросы взрослого, могут передать содержание ранее услышанной сказки или рассказа (по картинкам и без них). В состоянии воспроизвести содержание речи взрослого, непосредственно к нему не обращённой.
Артикуляция. Произношение в основном правильное, за исключением звука “р” и шипящих.
Общаясь с детьми наблюдая за их поведением, целесообразно обращать внимание на уровень их речевого развития.
Эти сведения позволят педагогу объединить детей в подгруппы (на занятиях), осуществлять индивидуальную работу с малышами.
Условно можно выделить 3 подгруппы:
– дети первой подгруппы стремятся самостоятельно отвечать на вопросы воспитателя, пытаются по своей инициативе о чём – то рассказать ему;
– дети второй подгруппы редко самостоятельно отвечают на сложные вопросы (“Когда?”, “ Почему?”), но охотно повторяют за сверстниками их ответы. Случаи инициативной речи редки;
– дети третьей подгруппы на занятиях, в быту в основном молчат, имеют невнятную речь.
Очень важно приучать ребёнка самостоятельно пользоваться словами, стимулировать его речевую активность и познавательную потребность, так как активный запас слов помогает излагать мысли. А для этого ребёнку следует давать возможность высказываться, поощрять его интерес к окружающему миру. Те слова, которые малыш сначала только воспринимал, а затем понимал, при определённых условиях он начинает произносить самостоятельно и целенаправленно.
Задачи работы и пути решения задач речевого развития детей.
Специальные приёмы развития речи и стимуляции речевой активности, которые помогут ребёнку овладеть речью.
1.Комментарий. Когда малыш находится недалеко от Вас, начните говорить вслух о том, что видите, слышите, думаете, чувствуете. Говорить нужно медленно, но не растягивая слова, и отчётливо, короткими простыми предложениями – доступными восприятию малыша.
Например: “Где Мишка?”, “Я вижу Мишку”, “Мишка сидит на стульчике” и т. п.
2.Параллельный разговор. Этот приём отличается от предыдущего тем, что Вы описываете все действия ребёнка: что он видит, слышит, чувствует, трогает. Используя “параллельный разговор”, Вы как бы подсказываете ребёнку слова, выражающие его опыт, слова которые впоследствии он начнёт использовать самостоятельно.
3.Искусственное непонимание. Данный приём помогает ребёнку освоить ситуативную речь и состоит в том, что взрослый не спешит проявить свою понятливость. Например, если малыш показывает на полку с игрушками, просительно смотрит на Вас и Вы хорошо понимаете, что нужно ему в данный момент, попробуйте дать ему не ту игрушку. Конечно же, первой реакцией ребёнка будет возмущение вашей непонятливостью, но это будет и первым мотивом, стимулирующим малыша назвать нужный ему предмет. При возникновении затруднений подскажите малышу: “Я не понимаю, что ты хочешь: мячик, куклу, машинку?” В подобных ситуациях ребёнок охотно активизирует свои речевые возможности, чувствуя себя намного сообразительнее взрослого для называния предметов, но и для словесного обозначения действий, производимых с ними.
4.Распространение. Продолжайте и дополняйте всё сказанное малышом, но не просите его обязательно повторять – вполне достаточно того, что он Вас слышит.
Например, ребёнок говорит: “Каша”, а Вы продолжаете: “Каша рисовая очень вкусная”, “Кашу кушают ложкой”. Отвечая ребёнку распространёнными предложениями с использованием более сложных языковых форм и богатой лексики, Вы постепенно подводите его к тому, чтобы он заканчивал свою мысль, и, соответственно, готовите почву для овладения контекстной речью.
5. Использование игровых песенок потешек. В совместной деятельности с малышами доставляет им огромную радость. Сопровождение действий ребёнка словами способствует непроизвольному обучению его умению вслушиваться в звуки речи, улавливать и постепенно понимать их смысл. Научившись различать вариативность забавных звуковых сочетаний, дети, подражая взрослым, начинают играть словами, звуками, звукосочетаниями, улавливая специфику звучания родной речи, её выразительность, образность. Большинство произведений устного народного творчества как раз и создавалось с целью развития двигательной активности малыша, которая теснейшим образом связана с формированием речевой активности.
6. игры с природным материалом. Огромное влияние на рост речевой и познавательной активности ребёнка оказывают разнообразие и доступность объектов, которые он время от времени может исследовать: смотреть на них, пробовать на вкус, манипулировать, экспериментировать, делать о них и с ними маленькие открытия. В своём инстинктивном стремлении к саморазвитию ребёнок неудержимо рвётся к песку, воде, глине, дереву и бумаге. В игре с ними заключён большой смысл: ребёнок занят делом, он знакомится с материалом, изучает его свойства, функции и т. п. Самые любимые и лучшие игрушки – те, что ребёнок сотворил сам: крепости из кубиков; бумажные кораблики; куклы из тряпочек или бумаги.
7. Продуктивные виды деятельности. На ранней стадии речевого развития ребёнок овладевает самыми разнообразными “языками”, заменяющими слова, – жестикуляцией, мимикой, звукоподражанием, элементарным изображением. Слово является для ребёнка только, одним из способов выражения мыслей, но далеко не самым лёгким. Для многих своих мыслей и представлений он находит подходящих слов, и выражает их по – своему, другими, более доступными способами: через продуктивные виды деятельности.
Рисование, лепка, аппликация, конструирование развивают не только лингвистические способности ребёнка, но и сенсорные, имеющие особое значение в формировании мыслительной деятельности.
Мысль человека становится более определённой, понятной, если она записывается. Малыш писать не может и не умеет, а потому он фиксирует свои мысли и представления с помощью их зарисовки. Старайтесь любой рисунок ребёнка превратить в интересный рассказ, а рассказ – в рисунок, к которому нужно неоднократно возвращаться, “прочитывать” и дополнять. Когда таких рассказов и рисунков наберётся достаточное количество, можно сделать книжки и “читать” своим родственникам и друзьям. Ребёнок, понимающий, что он говорит, соединяющий с произносимым словом отчётливое представление, надёжно овладевает родным языком.
8. Замещение. “Представь, что…” – это слова наполнены для ребёнка особой притягательной силой. В возрасте двух лет малыш с удовольствием представляет, что кубик – это пирожок, а коробка из – под обуви – печь. К трём годам, он способен представить себе самолётом, кошкой, цветком и т. п. В этом возрасте детям очень нравится и пантомимические игры, активизирующие любознательность и наблюдательность малыша. Вовлечь ребёнка в такую игру можно с помощью вопроса – предложения: “Угадай, что я сейчас делаю?” Начинать предпочтительно с элементарных действий: причёсываться, чистить зубы, есть яблоко, наливать молока, читать книгу. После того, как ребёнок угадал, предложите ему самому загадать для Вас действие, а затем изобразить заданную Вами ситуацию.
Не меньшим успехом у детей пользуются игры – представления с куклами.
Взрослые вместе с ребёнком могут легко и быстро изготовить кукол сами из любого материала. Играя с куклой – самоделкой, ребёнок обогащает свой коммуникативный и эмоциональный опыт новым содержанием.
9. Сюжетно – ролевая игра. Этот вид детской деятельности в младшем возрасте только формируется, а всю полноту ведущего за собой развитие он приобретает несколько позднее. Но это совсем не означает, что необходимость в организации элементарных сюжетно – ролевых действий в этот период отсутствует. Проявив некоторую изобретательность, взрослые вполне могут организовать простые сюжетно – ролевые игры. Например, игра “телефон”, когда ребёнок, используя игрушечный аппарат, может звонить маме, папе, бабушке, дедушке, сказочным персонажам. Эта игра стимулирует речевое развитие ребёнка, формирует уверенность в себе, повышает коммуникативные способности.
10. Музыкальные игры. Значение музыкальных игр в речевом развитии ребёнка трудно переоценить. Малыши с удовольствием подпевают, им очень нравятся игры типа “каравай”, “Баба села на горох” и др. Поощряйте желание ребёнка двигаться под разнообразную музыку (классическую, современную, инструментальную и пр.), самостоятельно извлекать звуки из различных предметов, аккомпанируя себе. Ребёнок танцует и поёт о том, что видит вокруг, слышит, придумывает собственные песенки и мелодии.
Памятка для родителей по развитию речи детей:
- Общайтесь с ребёнком только на уровне глаз.
- Ваша речь должна быть чёткой, грамотной, понятной ребёнку.
- Не игнорируйте попыток ребёнка завязать с вами общение, деятельность.
- Как можно больше разговаривайте с ребёнком, оречевляйте все свои взаимодействия с ним и собственные действия.
- При общении всегда делайте паузу для ответа ребёнка, даже если он ещё не говорит – это правило диалога.
- Стимулируйте речевую активность.
- Обязательно хвалите малыша.
- Будьте доброжелательны, искренни с ребёнком. Помните, он нам верит, доверие к миру дарим ему мы.
Источник
ГБДОУ ЦРР Д/С № 45 Василеостровского района г. Санкт – Петербурга
« РАЗВИТИЕ РЕЧИ РЕБЕНКА ТРЕТЬЕГО ГОДА ЖИЗНИ»
Консультация для родителей
Составила: Иванова
Ксения Валерьевна
Воспитатель 1 мл.гр
(кратковр. пребыв.)
Санкт-Петербург
2016 г
Характеристика речи детей третьего года жизни.
Детей третьего года жизни отличает высокая речевая активность. Они говорят много, сопровождая речью почти все свои действия, порой ни к кому при этом не адресуясь. Они повторяют все, что слышат, воспроизводят сложные речевые конструкции и незнакомые слова, часто даже не понимая их смысла; «играют словами», повторяя одно слово с разными интонациями, с удовольствием рифмуют слова. Речь становится предметом деятельности малышей, в котором они открывают все новые и новые стороны.
Ребенок третьего года жизни не только любит слушать речь взрослого, стихи, сказки, он может запомнить и воспроизвести стихотворение; к концу третьего года- пересказать слышанную от взрослого сказку.
В этом возрасте стремительно развиваются все стороны речи ребенка. Речь включена практически во все аспекты его жизнедеятельности.
Более разнообразными становятся поводы его обращения к взрослому. Малыш хочет рассказать о том, что он сделал; ищет объяснения непонятного; просит показать, как надо что-то сделать; может развернуто рассказать об увиденном. Придумать собственную историю, выразить словами свои желания, поделиться переживаниями. Он задает вопросы по поводу всего, что видит вокруг. Малыша пока еще интересуют внешние свойств вещей, но этот интерес является ступенькой к следующему возрастному этапу – дошкольному, возрасту «почемучек». Характерно, что один и тот же вопрос ребенок может задавать и по поводу известного ему предмета и его названия. Этот факт свидетельствует о том, что он ищет у взрослого не только информацию об окружающем, но и побуждает его к общению. Ему нравится внимание взрослого и собственная способность задавать вопросы.
К трем годам ребенок обладает большим словарным запасом, использует почти все части речи, в ней появляются падеж и время. На третьем году овладевает предлогами и наречиями (над, под, рядом), некоторыми союзами (как, потому что, а, и, когда, только и пр.)
Усложняется структура речи. Ребенок начинает пользоваться многословными предложениями, вопросительной и восклицательной формами, а со временем и сложными придаточными предложениям. Речь его быстрыми темпами приближается к речи взрослого, открывая все большие возможности для разностороннего общения малыша с окружающими, в том числе и сверстниками.
Однако и в этот период у детей довольно часто встречаются грамматически неправильные фразы. Они не всегда справляются с грамматическими формами, заменяют одни слова другими, создают свои слова. Все это делает их речь своеобразной, привлекательной, выразительной.
Проблемы развития речи на третьем году жизни.
Как правило, какие-либо проблемы в речевом развитии ребенка начинают замечать тогда, когда знакомые дети такого же возраста свободно общаются со взрослыми, а ваш малыш либо молчит, либо использует звукосочетания или лепетные слов (ма – мама, пи- пить и др.), либо вообще не говорит, «но все понимает». Он показывает на интересующие его предметы рукой, глазами, мимикой, позой, выполняет просьбы, любит потешки, сказки, но делает это молча.
Иногда родители отмечают, что в более раннем возрасте малыш говорил, а потом замолчал. Причиной этого могут быть болезни, травмы, неблагоприятная эмоциональная и социальная обстановка, двуязычие в семье, даже появление новых людей в доме (приезд бабушек, дедушек, других родственников)
Запаздывание речевого развития может быть обусловлено не только физиологическими причинами. Например, ребенок молчит из-за постоянных комментариев и разговоров взрослых по поводу любого действия малыша: за него говорят мама, папа, бабушка, дедушка, тетя, дядя. В данном случае у ребенка нет необходимости пользоваться самостоятельной речью, так же как любое его желание понимается по взгляду, позе и выполняется сразу же. В практике бывают такие случаи, когда такая задержка речи заканчивается либо тем, что малыш вдруг начитает говорить фразами или же продолжает молчать до тех пор, пока не меняются взаимоотношения взрослого и ребенка.
Каждый ребенок имеет свой индивидуальный темп развития. Но если вы заметили какие-либо особенности в развитии малыша, лучше обратиться к специалистам: педиатру, психоневрологу, логопеду, детскому психологу, учителю-дефектологу. Чем раньше вы начнете преодолевать имеющиеся у ребенка проблемы, тем лучше будет результат.
Специалисты проверят, хорошо ли малыш слышит, нормально ли развиты органы артикуляции, посмотрят уздечку языка.
В беседе со специалистом важно четко высказать свое беспокойство. Откровенный разговор о трудностях малыша поможет ему, позволит выбрать правильные, наиболее подходящие для вашего ребенка педагогические работы.
Рекомендации по развитию речи детей третьего года жизни
Развитие речи ребенка находится в тесной связи с развитием мелкой моторики рук. Обратите внимание на руки малыша: как он держит ложку, небольшие игрушки, как играет в пальчиковые игры, как одевается, застегивает пуговицы и т.п.
Как правило, если у ребенка есть проблемы в развитии речи, у него отмечаются и особенности в развитии мелкой моторики: руки ребенка могут быть вялые, ватные или наоборот, напряженные.
Развитие мелкой моторики рук способствует формированию речи и мышления ребенка. Организуйте с ним игры с мелкими предметами домашнего обихода (большими пуговицами, бусами, крышками, флаконами духов), крупами (например, найти мелкую игрушку в миске с фасолью или рисом). Полезны будут игры с игрушками, которые могут разбираться и складываться (пирамидка), вкладываться, завинчиваться. Во время игры постоянно разговаривайте с малышом, называйте предметы, их признаки и действия.
Для речевого развития ребенка очень важно, как с ним общаются взрослые. Некоторые родители дают малышу разные предметы, позволяя ему играть самостоятельно. Действия ребенка в одиночестве не способствуют развитию его речи, и он может молчать до трех лет. Некоторые мамы и папы строят свое общение с ребенком по типу чистой ласки: поцеловать, погладить малыша, предоставить ему возможность самому возиться с игрушками. При этом ребенок может прекрасно понимать речь окружающих, но самостоятельно не говорит, а общается только с помощью мимики и жестов. Причина этого проста: взрослые забыли про главное условие развития речи – речевое общение. Сем больше вы разговариваете с ребенком во время игр и домашних дел, тем успешнее он развивается.
Большое влияние на развитие речи оказывают специальные занятия с игрушками. Во время занятий создавайте условия для обсуждения совместных действий и сопереживания по какому-либо поводу. Важно обращаться к ребенку с просьбами, способствующими развитию речи, которые касаются способов действия с игрушками и самого игрового процесса (построй дом, помоги, сделай мне кроватку).
Большое значение для развития речи имеют также вопросы взрослого. Сначала учите ребенка понимать конкретные вопросы в одной и той же обстановке (Где стоит стол?) Потом задавайте вопросы в меняющейся обстановке (Что лежит на столе?). Затем задавайте вопросы без учета ситуации, с опорой на некоторые знания ребенка (Кто играл во дворе?). Для активизации речи малыша используйте все те слова, которые побуждают его высказываться (скажи, повтори, спроси, расскажи).
В повседневной обстановке учите ребенка понимать вопросы «Где?», «Кого?» («Где мама?», «Кого ведет мама?») и отвечать с помощью слов «это», «вот», «тут». В разных бытовых ситуациях учите малыша отвечать на вопросы «Кому?», «У кого?» (Кому дать мишку? У кого мишка?), различать утвердительные и отрицательные просьбы, а также интонацию (возьми – не бери, беги- не беги).
Учите ребенка различать действия (покажи, кто спит, а кто умывается) и понимать, что делает один и тот же человек (папа идет, едет, спит). Развивайте умение правильно отвечать на вопросы «Кто?», «Что делает?» (Дед. Спит). Постепенно учите ребенка составлять двухсловное предложение с помощью слов «где», «дай», «на», «вот», «это» (Где мяч? Вот мяч. Дай мяч!)
Во время занятий старайтесь задавать как можно больше вопросов, обращенных и к самим детям, и к игрушкам (персонажам каких –либо сказок, рассказов). Это создает условия для подражания, дети сами начнут задавать разнообразные вопросы и общаться к игрушкам (Где мишка? Мишка, вставай. Пойдем гулять? Позови мишку).
Поощряйте активность ребенка, когда малыш пытается использовать предметы самостоятельно, вызывайте интерес к действиям и потребность воспроизводить их. Привлекайте внимание малыша сюрпризными моментами (Кто к нам стучит? Кто пришел? Кто спрятался? Что за подарок в коробочке?). Дайте ребенку возможность высказать предположение, а затем обязательно предложите поиграть с предметом, который был в коробочке. Постоянно спрашивайте у малыша, с чем он играет, что делает.
Большое значение для развития речи ребенка имеют приемы договаривания слов. Например, читая потешку не договаривать последнее слово. Затем сделать паузу и предоставить ребенку слово (в случае затруднения подсказать или произнести вместе с ребенком).
А если малыш все понимает, но не говорит, можно поиграть в «Незнайку». Например, «вы не понимаете» мимики, жестов, призывов мычаний ребенка, вы «забываете», куда налить сок, чем кушать суп или называете предметы другими словами (вместо слова «кот» говорите слово «утка»). Проследите за реакцией малыша и попробуйте назвать правильные слова.
Не используйте в речи упрощенные, неправильно произносимые слова («утя» вместо «утка», «Масенька плисла» вместо «Машенька пришла»). Говорите в спокойном темпе, четко произносите звуки, слова, фразы.
Продолжайте учить ребенка называть предметы ласково (дом-домик, кот-котик), называйте игрушки в единственном и множественном числе (кубик – кубики).
В процессе игры учите малыша употреблять глаголы (сиди, спи, лови, копай, помоги), добивайтесь построения простого предложения.
Таким образом, умелое использование родителями различных приемов будет способствовать своевременному развитию речи детей.
Источник