Развитие речи ребенка современными технологиями
Любовь Гроза
Современные технологии в речевом развитии дошкольников
«Педагогика должна ориентироваться не на вчерашний, а на завтрашний день детского развития. Только тогда она сумеет вызвать к жизни те процессы развития, которые сейчас лежат в зоне ближайшего развития» Л. С. Выготский.
ФГОС ДО В Федеральном Государственном Стандарте ДО «Речевое развитие» выделено как основная образовательная область. Речь является основанием для развитиявсех остальных видов детской деятельности: общения, познания, познавательно-исследовательской и даже игровой. В связи с этим, непосредственно само речевое развитие детей должно быть актуальным в работе всех педагогов ДОУ.
Определение речи и речевого развития. Речь – это сложная форма общения коммуникативной деятельности людей, способность формулирования и формирования мысли посредством языка. Речь – это индивидуальный психический процесс, поэтому темп освоения языка, качество речи будет зависеть от состояния и индивидуальных особенностей речевого аппарата ребенка, особенностей развития всех его психических функций. Развитие речи –это творческий процесс овладения речью: средствами языка (фонетикой, лексикой, грамматикой, культурой речи, стилями) и механизмами речи – её восприятия и выражения своих мыслей.
Основная цель. Формирование устной речи и навыков речевого общения с окружающими на основе овладения литературным языком своего народа.
Задачи речевого развития в ФГОС ДО:
—Овладение речью как средством общения и культуры
—Обогащение активного словаря
—Развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи
—Развитие речевого творчества
—Формирование звуковой аналитико-синтетической активности, как предпосылки обучения грамоте
—Знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы
—Развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха
Проблема речевого развития детей дошкольного возраста на сегодняшний день очень актуальна, т. к. процент дошкольников с различными речевыми нарушениями остается стабильно высоким. Дети с нарушениями речи – это дети, имеющие отклонения в развитии речи при нормальном слухе и сохранном интеллекте. Нарушения речи многообразны, они проявляются в нарушении произношения, грамматического строя речи, бедности словарного запаса, а также в нарушении темпа и плавности речи.
Функции воспитателя. Изучение уровня речевых, познавательных и индивидуально-типологических особенностей детей, определение основных направлений и содержания работы с каждым из них. Воспитатель должен стремиться развивать детскую речевую активность,тактично исправлять ошибки: неправильное ударение в слове или грамматическую ошибку, подсказывать слова тогда, когда ребёнок не знает, как выразить свою мысль, поправлять ребёнка, если у него неправильный тон, если он разговаривает слишком громко.
НАИБОЛЕЕ АКТУАЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ
ТРЕБОВАНИЙ ФГОС:
1. Здоровьесберегающие технологии
2. Игровые технологии
3. Информационно – коммуникационная технология
4. Нетрадиционные технологии.
5. Наглядное моделирование
Игровые технологии занимают самое значительное место в речевом развитии детей. Значение использования игровых технологий при решении задач ФГОС состоит в том, что они позволяют достичь положительного эффекта. Проведение специально подобранных игр создаёт максимально благоприятные условия для развития речи детей. На своих занятиях использую дидактические, социализирующие, развивающие игры.
Занятия с игрушками не только помогают выработать правильное произношение звуков, но и развивают мелкую моторику, раскрепощают и развивают ребенка в процессе игры, стимулируют его на речевые высказывания.
Здоровьесберегающие технологии – упражнения, направленные на здоровье-сбережение проводиться в течение 1-2 минут в середине занятия. Все эти игры направлены на развитие речи детей, так как любая из них требует изучения правил, запоминания текстового сопровождения, выполнение движений по тексту.
1. Дыхательная гимнастика
2. Упражнения на развитие общей моторики
3. Комплексы физкультминуток.
4. Артикуляционная гимнастика
5. Пальчиковая гимнастика
6. Массаж, самомассаж
7. Гимнастика для глаз
Нетрадиционные технологии. Пескотерапия, игры с ракушками, камушками, крупами. Музыкотерапия (вокалотерапия, игра на музыкальных инструментах).
Изо-терапия (техника рисования). Сказкотерапия. Куклотератия. Логоритмика – действия, сопряженные с речью и музыкой. Различные реальные мелкие предметы.
Наглядное моделирование. К методам наглядного моделирования относится мнемотехника. Мнемотехника – это совокупность правил и приёмов, облегчающих процесс запоминания. Модели позволяют детям легко запомнить информацию и применять её в практической деятельности.
К ним относятся:
1. Опорные картинки – предметные картинки, сюжетные картинки, серии сюжетных картинок. Их используют для ознакомления с предметами, составления рассказа, рассказа-описания.
2. Схемы используются при заучивании стихотворений.
3. Мнемотаблицы особенно эффективны при обучении пересказу, составлении рассказов, заучивании стихотворений.
4. Карточки-символы
Информационно-коммуникационные технологии. В настоящее время уже невозможно себе представить развитие современного общества и производства без ИКТ. Сегодня ИКТ начинают занимать свою нишу и в воспитательно-образовательном пространстве ДОУ.
Это позволяет:
– предъявлять информацию на экране монитора в игровой форме, что вызывает у детей огромный интерес, так как это отвечает основному виду деятельности дошкольника – игре;
– ярко, образно, в доступной дошкольникам форме преподнести новый материал, что соответствует наглядно-образному мышлению детей дошкольного возраста;
– привлечь внимание детей движением, звуком, мультипликацией;
– поощрять детей при решении проблемной задачи, используя возможности учебной программы, что является стимулом для развития их познавательной активности;
-развивать у дошкольников исследовательское поведение;
– расширять творческие возможности самого педагога, так как позволяет самому использовать интернет ресурсы для создания тематических презентаций, картотек, систематизации материала.
Электронные образовательные ресурсы – детские компьютеры и планшеты, компьютерные игры, интерактивные игрушки – «Повторюшки», говорящие микрофоны, куклы и др.).
– Интерактивные игры: «Гарфилд», «Маленький искатель в кукольном театре», «Речевой экспресс», «Учимся говорить правильно»
– Игровые презентации по многим лексическим темам: «Деревья», «Фрукты», «Овощи», «Дикие и домашние животные», «Птицы», «Насекомые» и т. д. Портал «Мерсибо».
Вывод: Таким образом, задача всех педагогов состоит в том, чтобы создать условия каждому ребенку для практического овладения разговорной речью, выбрать такие оптимальные технологии, методы и приемы обучения, которые позволили бы ему проявить свою речевую активность, совершенствовать умения и навыки звукопроизношения в процессе коммуникации.
Источник
Наталья Исакова
Современные технологии речевого развития детей в условиях реализации ФГОС дошкольного образования
Слайд 1 Здравствуйте, уважаемое жюри, уважаемые коллеги! Меня зовут Исакова Наталья Ивановна. Я представляю дошкольный уровень школы № 30 Ворошиловского района.
Слайд 2 Предлагаю вашему вниманию тему методического объединения: «Современные технологии речевого развития детей в условиях реализации ФГОС дошкольного образования».
Слайд 3 «Педагогика должна ориентироваться не на вчерашний, на завтрашний день детского развития, Только тогда она сумеет вызвать в процессе обучения к жизни те процессы, которые сейчас лежат в зоне ближайшего развития» Л. С. Выготский
В Федеральном Государственном Стандарте дошкольного образования «Речевое развитие» выделено как основная образовательная область. Речь является основанием для развитиявсех остальных видов детской деятельности: общения, познания, познавательно-исследовательской и даже игровой. В этой связи развитие речи ребёнка становится одной из актуальных проблем в моей деятельности. Основная задача речевого развития ребёнка дошкольного возраста – это владение нормами и правилами языка, определяемыми для каждого возрастного этапа, и развития их коммуникативных способностей.
Слайд 4 Факторы влияющие на речевое развитие ребенка:
1. Эмоциональное общение с ребенком с момента рождения.
2. Создание условий для общения с другими детьми.
3. Совместные игры взрослого и ребенка.
4. Речь взрослого – пример для подражания. 5. Развитие мелкой моторики рук. 6. Удовлетворение любознательности ребенка, ответы на все его “почему”. 7. Чтение художественной литературы. 8. Разучивание стихов. 9. Рассказывание стихов руками. 10. Совместные выезды на природу, экскурсии, посещения музеев.
Целью моей работы по развитию речи детей дошкольного возраста является становление начальной коммуникативной компетентности ребёнка – его умения решать игровые, учебные, бытовые задачи посредством речи. Я стремлюсь развивать у детей свободное владение языком, навыки речевого этикета, умение ориентироваться на особенности собеседника, учитывать условия ситуации, в которой протекает общение. Факторы, влияющие на речевое развитие вы можете видеть на экране.
Слайд 5 Работая над проблемой развития речи у детей дошкольного возраста, педагоги часто допускают ошибки следующего характера, нами сделан анализ и в своей дошкольной организации:
– Педагоги излишне много говорят сами, не обеспечивают активную речевую практику детей. Часто, ставя вопрос, они не дают ребёнку подумать, торопятся ответить сами или наоборот “вытягивают” ответ. Важно обеспечить речевую активность всех детей.
– У детей не формируется, в должной мере, умение слушать других. Речевая активность это не только говорение, но и слушание, восприятие речи. Важно приучать детей слушать педагога с первого раза.
– Педагоги повторяют детские ответы, и дети не привыкают говорить ясно, достаточно громко, понятно для слушателей.
– Очень часто педагоги требуют от ребёнка только “полных” ответов. Ответы детей могут быть и краткими, и развёрнутыми. Ответ зависит от типа вопроса.
Слайд 6
НАИБОЛЕЕ АКТУАЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ТРЕБОВАНИЙ ФГОС:
Здоровьесберегающие технологии
Информационно – коммуникационная технология
Технология развития критического мышления
Проектные технологии
Игровые технологии
Педагогика сотрудничества
Групповые технологии.
Личностно-направленные
Организация речевого развития детей в моей деятельности предусматривает поиск эффективных технологий развития детской речи. Инновационные технологии – это система методов, способов, приёмов обучения, образовательных средств, направленных на достижение позитивного результата за счёт динамичных изменений в личностном развитии ребёнка в современных условиях.
Слайд 7
При выборе технологиинеобходимо ориентироваться на следующие требования:
ориентация технологии не на обучение, а на развитие коммуникативных умений детей
воспитание культуры общения и речи;
технология должна носить здоровьесберегающий характер;
основу технологии составляет личностно-ориентированное взаимодействие с ребенком;
реализация принципа взаимосвязи познавательного и речевого развития детей;
организация активной речевой практики каждого ребенка в разных видах деятельности с учетом его возрастных и индивидуальных особенностей.
По нашему мнению определяющим моментом в успешном решении задач развития речи детей дошкольного возраста является правильный выбор педагогических технологий, которые были бы не только адекватны возрастным возможностям детей, но и обеспечивали возможность легко решать речевые задачи в разных формах работы с детьми. Требования к выбору технологий вы видите на экрне.
В связи с вышесказанным, предлагаю вашему вниманию раскрытие следующих технологий, используемых в моей практике
Слайд 8 АЗБУКА ОБЩЕНИЯ
Цели технологии:
формирование у детей представлений об искусстве человеческих взаимоотношений, эмоционально-мотивационных установок по отношению к себе, окружающим, сверстникам и взрослым людям;
создание опыта адекватного поведения в обществе и подготовки ребенка к жизни.
Первая технология, о которой хочу рассказать, это «Азбука общения». Основные авторы программы Людмила Михайловна Шипицына, Оксана Владимировна Защиринская (соавторы Алла Воронова, Татьяна Нилова).
Использование Технологии «Азбука общения»
позволило нам развить навыки межличностного взаимодействия детей от 3 до 6 лет со сверстниками и взрослыми.
Результатом внедрения технологии «Азбука общения» стало понимание и принятие идеи – Научись детей любить и понимать людей, и рядом с тобой всегда будут друзья! Если ты не понимаешь другого человека – у тебя будут проблемы. Центральной идеей для нас стало установление взаимопонимания между родителями, детьми и педагогами.
Для решения названных задач в своей работе использую следующие формы образовательной деятельности: – развивающие игры (словесные, сюжетно-ролевые, театрализованные); – этюды, импровизации; – наблюдения, прогулки, экскурсии; – моделирование и анализ ситуаций общения; – сочинение историй и др.
Слайд 9
ТЕХНОЛОГИЯ ТРИЗ
(АВТОР Г. С. АЛЬТШУЛЛЕР)
Теория решения изобретательских задач, или ТРИЗ — область знаний о механизмах развития технических систем и методах решения изобретательских задач.
ТЕХНОЛОГИЯ ТРИЗ-РТВ
(АВТОРЫ: Н. Н. ХОМЕНКО, Т. А. СИДОРЧУК)
Основные этапы методики ТРИЗ
1. Поиск сути
2. «Тайна двойного»
3. Разрешение противоречий
(при помощи игр и сказок).
Также хочется отметить, что наиболее эффективными являются технологии развития речи детей, разработанные на основе методов и приемов ТРИЗ (теория решения изобретательских задач) и РТВ (развитие творческого воображения)
Автором технологии ТРИЗ является советский (российский) изобретатель и патентовед Генрих Саулович Альтшуллер, который был убеждён в возможности выявить из опыта предшественников устойчиво повторяющиеся приёмы успешных изобретений и возможности обучить этой технике всех заинтересованных и способных к обучению. Сейчас его технологией пользуемся и мы, педагоги. На основе его выводов создали свое методическое пособие «Технологии развития связной речи дошкольников» Татьяна Александровна Сидорчук и Николай Николаевич Хоменко, внедрив в это пособие и технологии РТВ.
Хочу поделиться и отметить, что ТРИЗ для детей дошкольного возраста – это система игр, занятий и заданий, способная увеличить эффективность программы, разнообразить виды детской деятельности, развить у детей творческое мышление, технология позволяет естественным образом осуществить личностно-ориентированный подход, что особенно актуально в контексте ФГОС дошкольного образования.
Основные этапы методики ТРИЗ
1. Поиск сути
Перед детьми ставится проблема (вопрос, который надо решить.) И все ищут разные варианты решения, то, что является истиной.
2. «Тайна двойного».На этом этапе мы выявляем противоречие: хорошо-плохо
Например: солнце – это хорошо и плохо. Хорошо- греет, плохо- может сжечь
3. Разрешение этих противоречий (при помощи игр и сказок).
Например: зонт нужен большой, чтобы скрыться под ним от дождя, но он нужен и маленький, чтобы носить его в сумке. Решение этого противоречия – складной зонтик.
Так же я даю детям задания для размышления,например:
• Как перенести воду в решете (изменить агрегатное состояние- заморозить воду) ; (ОТВЕЧАЮТ)
Слайд 10 Следующая технология, на которую мне хотелось бы обратить ваше внимание – это синквейн. Я подробно рассказала о синквейне на мастер-классе, поэтому сейчас коснусь коротко. Синквейн – нерифмованное стихотворение из 5 строк, которое могут составить абсолютно все. В этом его огромный плюс в плане поддержания самооценки ребенка. Моим детям синквейн помогает реализовать свои интеллектуальные возможности, пополнить словарный запас для составления краткого пересказа; помогает развить речь и мышление посредством игрового приема. Составление синквейна я часто использую как заключительное задание по пройденному материалу, для проведения рефлексии, анализа и синтеза полученной информации.
Слайд 11
МНЕМОТЕХНИКА – (греч.) – «искусство запоминания» – это система методов и приемов, обеспечивающих успешное запоминание, сохранение и воспроизведение информации.
Данная система методов способствует
развитию разных видов памяти
(слуховой, зрительной, двигательной, тактильной);
мышления, внимания, воображения и развитию речи дошкольников.
Активно в своей работе я использую методы наглядного моделирования «Мнемотехника»
Методы мнемотехники очень действенны при обучении детей пересказу произведений художественной литературы, при заучивании стихов. Более того, проведенный мониторинг показал нам эффективность внедрения методов и приёмов Мнемотехники и в познавательной деятельности, и в развитии правильной самооценки детей.
Слайд 12 Авторы: Валентина Константиновна Воробъева, разработавшая сенсорно-графические схемы; Татьяна Александровна Ткаченко, автор предметно-схематической модели; Вадим Петрович Глухов, который предложил использование блок-квадратов; Татьяна Васильевна Большева ввела коллаж в «Мнемотехнику», Людмила Николаевна Ефименкова, предложившая схему составления рассказа. На экране представлены основные авторы мнемотаблиц. Вы вполне можете составлять свои.
«Мнемотехника» использует естественные механизмы памяти мозга и позволяет полностью контролировать процесс запоминания, сохранения и припоминания информации. Использование мнемотехники в речевом развитии детей дошкольного возраста способствует творческому познанию дошкольниками явлений родного языка, построению самостоятельных связных высказываний, обогащению словарного запаса.
Слайд 13 Для детей младшего и среднего дошкольного возраста мы используем цветные мнемотаблицы, так как в памяти у детей быстрее остаются отдельные образы: лиса- рыжая, ёлочка- зелёная. Детям старшего возраста предлагаем схемы в одном цвете, чтобы не отвлекать внимание на яркость символических изображений. Мнемотехнику используем в виде мнемоквадратов, мнемотаблиц, мнемодорожек. Мнемотаблицы составляем к русским народным сказкам, загадкам, считалкам, стихам.
Для читающих детей я предлагаю запоминание стихов или сказок по ключевым словам.
Слайд 14
Лингвистические игры
«Назови общие признаки» (клубника и малина, птица и человек, дождь и душ и т. д.).
«Чем похожи?» (трава и лягушка, перец и горчица, мел и карандаш и т. д.).
«Чем отличаются?» (осень и весна, книга и тетрадь, автомобиль и велосипед и т. д.).
«Чем похожи и чем отличаются?» (кит – кот; кот-крот; кот-ток и т. д.).
«Антидействие» (карандаш – ластик, грязь – вода, дождь – зонт, голод – пища и т. д.).
«Кто кем будет?» (мальчик – мужчиной, жёлудь – дубом, семечка – подсолнухом и т. д.).
«Кто кем был» (лошадь – жеребёнком, стол – деревом и т. д.).
«Чем был, чем стал» (глина – горшок, ткань – платье и т. д.).
«Что умеет делать?» (ножницы – резать, свитер – греть и т. д.).
Далее я хочу коснуться Технологии активизирующего обучения речи как средству общения (автор Ольга Афанасьевна Белобрыкина)
По мнению автора технологии, важнейшей предпосылкой
совершенствования речевой деятельности дошкольников является создание эмоционально благоприятной ситуации, способствующей возникновению желания активно участвовать в речевом общении.
К основным видам деятельности дошкольника относят игру и общение, следовательно, игровое общение есть тот необходимый базис, в рамках которого происходит формирование и совершенствование речевой активности ребенка.
Использование лингвистических игр, представленных в этой технологии, позволяет развивать различные виды речевой активности, каждому ребенку легко и свободно проявить интеллектуальную инициативу, являющуюся специфическим продолжением не просто умственной работы, а познавательной деятельности, не обусловленной ни практическими нуждами, ни внешней оценкой.
Слайд 15 Задание для аудитории: назовите полностью пословицу (по 2 данным словам)
Например, уважаемые коллеги, я предлагаю вам такое упражнение.
Давайте попытаемся назвать полностью пословицы по двум словам.
ЩЕЛЧОК – Семья, душа
ЩЕЛЧОК – Семья вместе – душа на месте
ЩЕЛЧОК – Дом, стены
ЩЕЛЧОК – Дома и стены помогают
ЩЕЛЧОК – Кормит, портит
ЩЕЛЧОК – Труд кормит, а лень портит
ЩЕЛЧОК – Время, час
ЩЕЛЧОК – Делу – время, потехе – час.
Замечательно!
Слайд 17 Предлагаю вам выполнить лингвистическое задание.
Каждое слово нужно заменить противоположным по значению и получить название сказки.
ЩЕЛЧОК – Пес без шапки, ЩЕЛЧОК – кот в сапогах
ЩЕЛЧОК – Красные усы, ЩЕЛЧОК – синяя борода
ЩЕЛЧОК – Красивый цыпленок, ЩЕЛЧОК – гадкий утенок
ЩЕЛЧОК – Серебряная курочка, ЩЕЛЧОК – золотой петушок
ЩЕЛЧОК – Черная туфелька, ЩЕЛЧОК – Красная шапочка
Слайд 18 Правила для смелых и упорных педагогов:
Планируйте работу по развитию речи не иногда, не часто, а очень часто.
Никогда не отвечайте сами на свой же вопрос. Терпите, и вы дождетесь того, что на него станут отвечать ваши дети.
Никогда не задавайте вопрос, на который можно ответить «да», или «нет». Это не имеет смысла.
Если рассказ не получился или получился с трудом – улыбнитесь, ведь это здорово, потому что успех впереди
Проанализировав собранный материал, мы с коллегами воплощаем современные технологии в свою практику, включая в эту деятельность и родителей. И на сегодняшний день мы уже видим положительные результаты в проявлении творческой, речевой активности наших воспитанников.
Подводя итоги, можно сказать, что выше перечисленные технологии оказывают существенное влияние на развитие речи детей дошкольного возраста, в частности нашего учреждения. Сегодня нужны люди интеллектуально смелые, самостоятельные, оригинально мыслящие, творческие, умеющие принимать нестандартные решения и не боящиеся этого. Помочь в формировании такой личности могут современные образовательные технологии и некоторые правила, которые вы видите на экране.
Слайд 19 Источники…
На этом я заканчиваю свое выступление.
Слайд 20 Благодарю за внимание и желаю всем смелых творческих достижений.
Источник