Развитие речи ребенка шестого года жизни
Развитие речи у ребенка шестого года жизни
Ребенок переходит на новый уровень развития, начинается старший дошкольный возраст. Последняя ступенька перед школой. В этом возрасте многие дети уже занимаются в кружках, секциях, центрах (по своему и родительскому желанию). Но не надо перегружать ребенка обилием кружков и разнообразных обучающих программ. Перед тем, как определять ребенка в центр или секцию, нужно продумать все “за” и “против”, при необходимости посоветоваться с врачом, наблюдающим ребенка. Если были проблемы с речью, то проконсультироваться с логопедом. Иногда даже нагрузка детского сада становится слишком тяжелой для малыша.
Все-таки надо соразмерять планы и намерения в отношении ребенка с его возможностями. Нарушить хрупкое равновесие очень легко, исправить же возникшие неприятности совсем не просто. Внимательно проследить, не переутомляется ли ребенок, достаточно ли бывает на свежем воздух, как спит, с аппетитом ли ест. Если заметили, что ребенок говорит слишком быстро, как будто не хватает дыхания, возбуждается, если в речи появляются запинки, немедленно обращайтесь к врачу-невропатологу и к логопеду.
Педагогам и родителям надо обращать особое внимание на словарь ребенка, на то, как включаются в него новые слова, стимулировать и закреплять этот процесс. На шестом году эту деятельность продолжаем, но теперь нас интересуют более углубленные знания. Ребенку нужно знать такие тонкости, как обозначение словом различных качеств и свойств, да не простых, а передающих оттенки, выраженность, степень, характер. Проще говоря, речь идет о прилагательных в сравнительной степени (горячий – горячее, мягкий – мягче), о наречиях (быстро, медленно), о передаче оттенков цвета (светло-коричневый, синеватый). Обязательно предоставлять ребенку возможность иметь дело с предметами, которые нужно будет описывать.
Дайте ребенку пощупать теплую батарею, пусть степень ее нагревания обозначается словом “горячий”. А вот кастрюля с недавно сваренным борщом гораздо горячее. Попутно провести инструктаж по соблюдению правил безопасности, что можно трогать и как, а что нельзя. Ребенок обычно и усваивает такие понятия в повседневной жизни, когда имеется возможность увидеть, ощутить, узнать на практике те или иные свойства и особенности. От взрослых требуется помимо организации живого знакомства с названиями также учить ребенка живому общению со словом, когда слово не является чем-то незыблемым, а представляет собой инструмент для выражения чувств, мыслей, то есть слово может изменяться в зависимости от того, что ребенок хочет сказать. Как же учить ребенка чувствовать эти словесные изменения?
Перед нами стоит задача: сделать так, чтобы ребенок почувствовал многообразие значений слова, его оттенков. Начать можно с придумывания сравнений. Например, дать малышу апельсин, весь кругленький, крепенький, упругий, солнечного, теплого цвета. А каким назовет его ребенок? На что, по мнению ребенка, похож апельсин? С чем его можно сравнить? Как его изобразить на бумаге? В ответах на эти вопросы рождаются слова и входят в речь ребенка. Образ, который формируется на основе восприятия (малыш видит апельсин, гладит, сжимает, нюхает), создается и словами-признаками, и словами-предметами. Или, например, спросить: «Какая сегодня погода?» Туманная, холодная, сырая, грустная. Грустная – это уже не просто признак. Это уже отражение состояния, ребенок связывает свою характеристику с настроением, которое вызывает у него пасмурный день. Затем можно предложить ребенку придумать рифмы. При этом ведь цель – не обучение стихосложению. Просто дать малышу возможность ворошить слова, перебирать их, пробовать на вкус и подбирать наиболее точные варианты. Например, так:
Если мамы дома нет –
Кто сготовит нам … (обед)?
Нужно мамочке помочь –
Помогает маме … (дочь).
Дочь наварит свежих щей,
В щи положит … (овощей).
Будет сытно, будет вкусно,
В щи нарезана … (капуста).
Ножик режет очень ловко –
В щи отправилась … (морковка).
И, конечно же, немножко
Бросим мы туда … (картошки).
Чтобы вышли щи на славу,
Добавляем мы … (приправу).
Только входит мама в дом –
Мы к столу ее … (ведем).
(А. С. Герасимова)
В таких упражнениях помимо прямого договаривания слов в рифму ребенку нужно внимательно следить за сюжетом и смыслом всего текста, а не отдельного предложения, как это приходилось делать раньше. Поэтому на шестом году объем стихотворений, которые разучиваем с ребенком, увеличивается. Механическое заучивание не требуется, ребенок должен понимать стихи, воспринимать их, а не просто повторять как набор слов. Так что нужно стараться подбирать стихи, соответствующие уровню возможностей маленького человека. Если стихотворение учится с трудом, надо постараться облечь сам процесс в привлекательные для ребенка тона, например, разыграть сценку с изображением того, о чем говорится в стихотворении. Сделать это совсем не трудно, но зато ребенок прекрасно запомнит и хорошо себе представит содержание. Вот, например, стихотворение Н. Асеева “Мороз”:
Такой мороз! Такой мороз.
Берет за нос, дерет до слез.
Такой мороз трескучий,
Пристал, пристал, прискучил.
Такой мороз! Такой мороз.
Укроешь нос – к бровям прирос.
Такой мороз здоровый!
Идет, хрустит дорогой.
Здесь есть много того, что на данном этапе нужно: стихотворение вкусное, живое, слова даны не только в постоянных своих значениях, достаточно глаголов, то есть обозначений действий, и сами действия, признаки, качества не традиционные, а свежие, но в то же время точно отражающие и саму морозную погоду, и ощущения, которые испытываем в морозный зимний денек, когда воздух и тот кажется стеклянным. Можно сразу спросить ребенка, какими красками он мог бы нарисовать мороз, а то и на самом деле вытащить краски и кисть и приняться за рисование.
Дождик в июне похож на меня.
Вот он бежит, ручейками звеня,
Cкачет вприпрыжку, и песни поет,
И улыбаться не устает.
(В. Чижов)
Слова, постоянно пополняющие словарь ребенка, извлекаются из вашей речи, из окружающей ситуации, из впечатлений, из наблюдений ребенка. И, как уже говорили, из сопровождения деятельности. Еще надо разговаривать с ребенком о профессиях, обсуждать их. Тем самым снабжать ребенка не только информацией о профессиях, не только о том, с какими инструментами работает специалист, но и какую технику использует. Это означает переход на новую ступень владения словом – опосредованные, а не непосредственные действия. Например, заметили почтальона и спешите показать его ребенку, попутно задайте вопрос: “Посмотри, вон идет почтальон. Как ты думаешь, что ему нужно для работы?” Что-то малыш увидит, что-то знал раньше, о чем-то сейчас спросит. И в итоге вы получите ответ: “Сумка, письма, газеты, журналы, телеграммы”. А вечером, когда семья соберется за столом, попросите ребенка рассказать, кого он видел сегодня на улице.
Раз уж речь зашла о профессиях, то уточним, что теперь ребенку доступно понимание и усвоение слов-обозначений, которые малыш может самостоятельно образовывать. Например: кто ухаживает за лесом? Лесник. А за садом? Садовник. Можно даже потренировать ребенка в образовании слов при помощи суффиксов (только, конечно, этого термина не называть – просто дать образец):
рубить – рубщик
носить – носильщик
учить – учитель
гриб – грибник
печь – печник
двор – дворник
мясо – мясник
Пора уже убедиться в том, что ребенок понимает и использует в своей речи сложные предлоги: из-за, из-под. Выполнение сложных инструкций, которые можно дать, будет здесь подспорьем: “Достань карандаш из-под книжки”, “Вынь картинку из-за зеркала”. Предложить ребенку ответить на такие, на первый взгляд, нехитрые вопросы: “Откуда я достала ручку?” (из-под стола), “Откуда я вытащила куклу?” (из-за шкафа). Важно, чтобы ребенок хорошо понимал, что от него хотят, тогда при выполнении действий или во время ответов слова быстрее переходят из пассивного запаса, то есть того, что известно ребенку вообще, в активный, то есть к тем словам, которые используются в речи.
Из-за леса, из-за гор
Едет дедушка Егор.
Из-под снега, из-под льда
Пробирается вода.
Неоднократно говорилось, что ребенку нужно видеть, воспринимать предмет или явление для того, чтобы обозначающее его слово вошло в речь. На шестом году уже можно и обойтись без организованного показа, малыш наблюдает сам и сам делает выводы об увиденном. Ребенку нужно помочь закрепить знания об окружающем. Очень хорошо развивает умение свободно подбирать слова игра “Подбери слово”. Например:
Щука плавает, а снегирь? (Снегирь летает.)
Гусеница ползает, а заяц? (Заяц скачет.)
Мышь живет в норе, а сова? (Сова живет в дупле.)
Карась плавает в пруду, а дельфин? (Дельфин плавает в море.)
У кошки котята, а у собаки? (У собаки щенки.)
Ребенку нравится примерять к своей речи новые слова. Словообразование – великая вещь, и, если оно происходит правильно, языковые (а не только речевые) возможности маленького человека растут стремительно.
Как же нужно образовывать слова?
Не надо объявлять ребенку задание, ведь стоит только сказать что-нибудь вроде: “Мы с тобой сейчас будем правильно подбирать формы глаголов!” – и малыша охватит тоска и уныние. Какие-то незнакомые, таинственные слова, с которыми ему нужно что-то делать. Просто вовлеките ребенка в ясный ему и естественный диалог: “На картинке дети, посмотри. Что они делают? Правильно, бегают. А как ты скажешь о себе? (Бегаю.) А если это было вчера, как ты о себе скажешь? (Бегал.) А дети? (Бегали.)” И потом можно предложить ребенку назвать как можно больше действий детей (прыгают, рисуют, играют, пишут), действий разных предметов.
Например:
Задание “Дополни предложение” по сравнению с прошлым годом можно усложнить, то есть та часть предложения, которую вы даете, не должна содержать указание или подсказку на дополнение: “Мы устали, потому что…”, “Я удивился, потому что…” Так ребенок ставится в условия, когда необходимо думать, придумывать, воображать и облекать это в слова. Пригодятся теперь и “Объяснялки наоборот”. Сообщить короткую информацию о слове, а ребенок его узнает и называет.
Например:
Животное, которое носит своего детеныша в сумке на животе и передвигается прыжками. (Кенгуру.)
Сумка для школьных принадлежностей. (Портфель.)
Не надо придать своим объяснялкам “детский” характер. Дети отлично различают естественную и искусственную манеру разговорной речи. Ребенок уже очень многое понимает и чувствует в этом возрасте, и с ним нужно разговаривать на языке нормального человеческого общения. Ребенка нужно любить. Не только в общем смысле: дети – наше будущее и т. д., а этого, конкретного малыша с царапиной на щеке и засохшими крошками от печенья в уголке рта…
Иногда родителей беспокоит, что ребенок, по-прежнему, допускает в речи грамматические ошибки: “нам дали много яблоков”, “мы видели лошадев” и т. п. Такие ошибки, если они носят единичный характер, преодолеваются под влиянием речи взрослых, правильной и грамматически безупречной. Исправлять малыша нужно тактично, ни в коем случае не грубо, иногда между делом. Возможно, придется поправить ребенка не раз, но разве это так уж утомительно?
Ребенок уже сам может строить довольно сложные высказывания. Причем не только описывает то, что видит, и то, о чем знает, но и говорит о предметах обобщенно, объясняет, что с чем связано и почему. И свою речь (как и речь других детей) уже начинает оценивать критически.
Стоит все-таки поставить дело так, чтобы все ощущали свою нужность, гордились своими достижениями, имели возможность себя показать. Поэтому надо очень внимательно следить за речью ребенка и при необходимости принять меры незамедлительно.
Несмотря на то, что словарный запас вашего ребенка постоянно увеличивается, далеко не все еще ясно и понятно малышу в речи окружающих людей. По-прежнему пристает с вопросами. Не надо отмахиваться, ведь теперь ребенка интересуют и какие-то узкие, отдельные темы, особенности. Много новых слов появляется именно потому, что ребенок учится называть составные части, детали, компоненты, то есть интересуется не только общим названием, но и тем, из чего, из каких частей состоит предмет или явление. Недаром малыш так стремится все разобрать, посмотреть, что внутри, каков принцип действия.
Скоро, очень скоро придет день, когда ребенок переступит порог школы. И надо многое сделать для того, чтобы облегчить малышу первые, самые трудные шаги в школе, а именно, взятие рубежа под названием “грамота”. Со словами можно и нужно играть, ведь ребенку предстоит не только освоить правила орфографии, но и научиться чувствовать слова, то есть применять правила. Иначе они останутся для ученика набором звуков, не связанных с практикой письма и чтения.
Всегда надо помнить, что ведущий вид деятельности ребенка-дошкольника – игра. Мудрые слова “учить, играя” не теряют своей актуальности.
Итоги:
Итак, к шести годам ребенок:
– Обладает словарем около 4000 слов.
– Практически все звуки родного языка произносит правильно.
– Умеет рассказывать и пересказывать, причем пытается выразить свое отношение к рассказываемому.
– Помнит и может описать прошедшие события.
– Пользуется сложными предложениями.
– Употребляет все части речи.
– Использует абстрактные и отвлеченные понятия.
– Рисует, заштриховывает, обводит.
– Хорошо ориентируется в пространстве и на листке бумаги.
– Различает и дифференцирует звуки речи.
Источник
ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ 6 ГОДА ЖИЗНИ
Чтобы эффективно решать проблему развития и воспитания ребенка, взрослому необходимо четко представлять, что ребенок должен знать и уметь в данный конкретный период своего развития.
Современный ребѐнок к 6 годам должен овладеть всей системой родного языка: говорить связно; полно излагая свои мысли, легко строить развѐрнутые сложные предложения; без труда пересказывать рассказы и сказки. Такой малыш правильно произносит все звуки. Его словарный запас составляет от до четырѐх тысяч слов.
Показатели речевого развития детей 5-6 лет.
1. Звукопроизношение. У большинства детей в этом возрасте улучшается звукопроизношение: правильно произносят свистящие звуки [с, з, ц], шипящие звуки [ш, ж, ч], нарушенными, как правило остаются соноры [л, р]
2. Фонетическая сторона речи. Ребенок способен произносить все звуки, речь отчетливая. Читает стихи. Регулирует громкость голоса и темп речи при разных обстоятельствах пользуется повествовательной, вопросительной интонациями. Может обнаружить в речи сверстников и взрослых ошибки в произношении
3. Грамматический строй речи. Использует все части речи. Задает много вопросов. Активен в словотворчестве. Правильно употребляет падежные окончания существительных и прилагательных. Согласует числительные с существительными и прилагательными в роде и падеже. Способен устанавливать и отражать в речи причинно-следственные связи. Употребляет сложно-подчиненные предложения. У ребенка появляется критическое отношение к своей речи.
4. Лексическая сторона речи. Свободно пользуется обобщающими словами, группируя предметы по родовым признакам. Развивается смысловая сторон; речи ребенка (синонимы антонимы оттенки значений слов, выбор точных, подходящих выражений, употребление слов в разных значениях).
5. Связная речь. Хорошо понимает прочитанное, отвечает па вопросы по содержанию и способен пересказать сказку, короткие рассказы. Использует синонимические выражения, способен участвовать в коллективном пересказе. Может рассказывать по картинке (по серии картин), об игрушке (о нескольких игрушках) и о чем-то из личного опыта, передавая завязку, кульминацию, развязку. Способен выходить за рамки реального вообразив предшествовавшие и последующие события. Может подметить в рассказе не только существенное, но и детали, частности.
В последние годы значительная часть детей 5-6 лет не осваивает вовремя звуковые нормы русского языка. Причины этого разные, но решающее значение имеют недостатки фонематического восприятия. Именно поэтому, имея нормальный слух и интеллект, ребенок в школьные годы не в состоянии овладеть в полной мере всей учебной программой. Особенно это заметно, когда ребенок учится читать и писать. Мешают нормально осваивать азы чтения и письма недостатки в процессе развития звуко-буквенного анализа и синтеза
Звуковой анализ основан на умении различать звуки, из которых состоит каждое слово, и соотносить их с нужными буквами. В свою очередь, звуковой состав слова воспринимается ребенком при условии правильного взаимодействия слуха, речи и двигательного анализатора. Т.е. ребенок должен не только правильно произносить все звуки, но и уметь их различать на слух. Получается, начальное обучение грамоте начинается не в школе, а в дошкольном детстве. Таким образом, если ваш ребенок неправильно произносит те или иные звуки к 5 годам, это является серьезным сигналом о недостаточной готовности к освоению звуко-буквенного анализа. Другими словами, ребенку трудно будет даваться обучение чтению и письму. Писать и читать он будет с ошибками. Если ребенок не выговаривает звуки, ему трудно будет учиться в школе. Почему важно правильно произносить звуки?
НАЧАЛО НАЧАЛ – ФОНЕМАТИЧЕСКИЙ СЛУХ!
Буква будет правильно и успешно усвоена прежде всего, если у ребенка достаточно развит фонематический слух, т.е. способность человека к распознанию речевых звуков, представленных фонемами данного языка. То есть, когда ребенок имеет четкий образ звука, и когда звук не смешивается с другими ни по слуху, ни артикуляторно.
Вторая ступень – фонематическое восприятие. На основе фонематического слуха развивается фонематическое восприятие. Это специальные умственные действия по различению фонем (звуков речи) и установлению звуковой структуры слова.
Умение различать слова отличающимися только одним звуком:
КОЗА – КОСА МИСКА – МИШКА
Проговорить слоговые дорожки за взрослым или слов с оппозиционными звуками:
та – да, ка – га, са – ша, ла – ра, ча – ща, том – дом, лук – люк, Лука – рука, сутки – шутки.
Выделить заданный звук из ряда звуков, слогов или слов.
Третья ступень – фонематический анализ, нужный навык для успешного обучения в школе.
Фонематический анализ – это разложение слова на составляющие его фонемы (т. е. звуки). Выделение звука на фоне слова. ребенок определяет есть ли звук «С» в слове «суп», «У» в слове «утка» и т.д. Определение позиции звука в слове (начало – середина – конец слова). Определение последовательности звуков в слоге, а концу года и в односложных словах типа «дом», «мак». Первоначально допустимо выполнение ребенком задания с некоторой долей помощи со стороны взрослого в виде утрированного произнесения звуков. Определение количества слогов в слове. ДЫ – НЯ МО – ЛО – КО Какое слово длиннее, какое короче и т.д.
Четвертая ступень – фонематический синтез. Без него не обойтись при обучении грамоте.
Фонематический синтез – это мыслительный процесс соединения звуков в слово.
«Послушай, какие звуки разбежались, поставь их рядом, чтобы получилось слово:
«С» «О» «К». Или: «Послушай необычное слово, ни на что не похожее, потому что звуки в нем поменялись местами.
Поставь их правильно и получится знакомое тебе слово: «О» «Д» «М» – дом».
В случае если все предыдущие ступени развития фонематического слуха развиваются в норме, ребенку легко будет выполнение фонематического синтеза, к которому приступают уже в начале подготовительной группы.
Таким образом очень важно вовремя исправить все неправильно произносимые ребенком звуки.
Ведь именно правильно произносимые звуки являются базой для дальнейшего успешного овладения грамотой в школьном возрасте!
Источник