Развитие речи ребенка с тнр

Развитие речи ребенка с тнр thumbnail

Содержание:

1. Речь в развитии старших дошкольников.

2. Значение развития связной речи у детей
дошкольного возраста.

3. Особенности детей с тяжелым нарушением речи.

4. Значение метода проекта в развитии связной
речи у детей с тяжелым нарушением речи.

5. Выводы.

Речь – это великий дар природы, благодаря
которому люди получают широкие возможности
общения друг с другом.

В дошкольном возрасте создаются благоприятные
условия для развития речи, закладывается основа
для чтения и письма. Роль развития речи трудно
переоценить, т.к. в этот процесс, включается
развитие всех психических процессов и
совершенствование детской деятельности. В
работах таких ученых, как Выготский Л.С,
Запорожец А.В, Филичева Т.Б, было доказано, что
любое нарушение в ходе развития речи отражается
на деятельности и поведении детей. Конечная цель
речевого развития в ДОУ – это овладение речью,
как средством общения.

Развитие связной речи является важнейшей
задачей в овладении ребенком родного языка.
Сразу хочется объяснить почему? Во-первых, в
связной речи реализуется основная функция языка
и речи – коммуникативная. Во-вторых, в связной
речи наиболее ярко выступает взаимосвязь
умственного и речевого развития ребенка.
В-третьих, в связной речи отражены все задачи
речевого развития: формирование грамматического
строя речи, словаря, фонематической стороны. В
ней проявляются все достижения ребенка в
овладении родным языком. Полноценное овладение
связной речью, это основа формирования личности
ребенка дошкольника. В формировании связной
речи, так же прослеживается связь развития речи и
интеллектуального развития.

Связная речь – это речь содержательная,
логичная, последовательная, организованная.
Чтобы связно рассказать о чем- либо, нужно
представлять объект рассказа, проанализировать
увиденное, отобрать основные признаки,
устанавливать отношения между предметами и
явлениями. Формирование связности речи включает
в себя развитие умений строить высказывания
разных типов: описание, повествование,
рассуждение. Решение таких задач, как: развитие
предметного и глагольного словаря, словаря
признаков, развитие монологической и
диалогической речи, умение пересказывать тексты,
разучивать стихи (выразительность речевых
оборотов), развитие фантазии, умения обращать
свои мысли в слова. Педагог при этом должен
определить: тему и цель задания, словарь, который
должен усвоить ребенок на данном этапе,
отработать лексический и грамматический
материал с учетом этапа коррекционного обучения,
обозначить основные этапы, показать их
взаимосвязь, сформировать цель каждого этапа,
подчеркивать наличие обучающего момента и
последовательность закрепления нового
материала, обеспечить постепенную смену видов
речевых и речемыслительных заданий, включать в
работу разнообразные игровые и дидактические
упражнения, учитывать зону ближайшего развития
дошкольника, предусмотреть приемы,
обеспечивающие вовлечение детей в активную
речевую и познавательную деятельность.

Дети с ТНР не могут проходить обучение в
массовых детских садах, т.к. им нужны конкретные
специалисты, поэтому и существуют специальные
сады и группы для детей с соответствующими
диагнозами.

Основными признаками ТНР являются: резко
выраженная ограниченность средств речевого
общения при нормальном слухе и сохранном
интеллекте. Дети, страдающие такими нарушениями,
обладают скудным речевым запасом, некоторые
совсем не говорят. Общение с окружающими в этом
случае ограничено. Несмотря на то, что
большинство таких детей способны понимать
обращенную к ним речь, сами лишены возможности в
словарной форме полноценно общаться с
окружающими. Характерно для детей с ТНР общее ее
недоразвитие, что выражается в неполноценности,
как звуковой, так и лексической, грамматического
строя речи. Вследствие этого, у большинства детей
с ТНР, наблюдается ограниченность мышления,
речевого общения, трудности в чтении и письме.
Все это затрудняет усвоение основных наук,
несмотря на первичную сохранность умственного
развития.

Основными задачами педагогов именно речевых
групп являются: воспитание звуковой культуры
речи, словарная работа, формирование
грамматического строя речи, ее связанности при
построении высказываний, контроль за
поставленными логопедом звуками, развитие
моторики. Как показывают многолетние наблюдения
(результаты диагностик и мониторингов), развитие
именно связной речи, вызывает у детей с ТНР
особую сложность. Ведь не секрет, что для
успешного обучения в школе у выпускников ДОУ,
должны быть сформированы умения связно и
самостоятельно высказывать свои мысли,
составлять рассказы, пересказывать тексы и т.д.
Что при наличии у них тяжелых речевых диагнозов
на начальном этапе невозможно. С недавнего
времени в дошкольную педагогику ввели метод
проектной деятельности. Федеральные
государственные требования к структуре основных
общеобразовательных программ дошкольного
образования определяется основными
требованиями: кардинально изменить организацию
педагогического процесса в ДОУ, путем выбора
наиболее эффективного средства обучения и
воспитания, что требует широкого внедрения в
педагогический процесс инновационных и
альтернативных форм и способов ведения
образовательной деятельности, поиск новых путей
решения поставленных задач. Метод проекта
отлично подходит к данным требованиям. Его
использование в ДОУ связано с: гуманизацией
образования, проблемами развития обучения,
педагогике сотрудничества, личностно-
ориентированными и деятельными подходами.
Проектная деятельность в ДОУ рассматривается,
как инновация, т.к в основу метода проекта
заложена идея о направленности познавательной
деятельности дошкольника, на результат, который
достигается в процессе совместной работы
педагогов и обучающихся, как способ организации
педагогического процесса, основанного на
взаимодействии с окружающей средой, по этапному
практическому достижения поставленной цели.

Читайте также:  Центр развития ребенка детский сад 325

Следовательно, метод проекта, так же подходит
для развития связной речи у детей с ТНР.

Он позволяет раскрыть и проявить себя детям,
имеющим речевые проблемы, повысить самооценку,
преодолеть робость и застенчивость, проявлять
эмоции, активизировать словарь,
совершенствовать звуковую сторону речи,
улучшать грамматический строй.

Метод проекта – это пять “П”:
– Проблема
– Проектирование (планирование)
– Поиск информации
– Продукт
– Презентация

Используя метод проекта в работе, необходимо
помнить, что проект- это сотрудничество
педагогов, детей и родителей. На этапе разработки
педагоги планируют: содержание непосредственно –
образовательной деятельности, игр, прогулок,
наблюдений, экскурсий и других видов
деятельности, продумывают предметную среду.
Последним этапом проекта является – презентация.
Это всегда самый интересный момент. Необходимо
усиливать социальную значимость проекта.
Следует объяснять, для кого и для чего он
создавался и зачем нужен. Форма защиты должна
быть яркой, интересной, продуманной, чтобы
продемонстрировать вклад каждого ребенка
(стимулировать его речевые успехи), родителя,
педагога.

Решая поставленные задачи по формированию
связной речи у детей с ТНР, следует строить
работу так, чтобы у ребенка был постоянный
интерес к проекту. Все задания должны быть
динамичными, увлекательными, мобилизующими
детей, вызывающими желание, интерес к тому, что
будет происходить дальше. Окружающий мир-
неиссякаемый источник духовного обогащения
детей. Дети постоянно в той или иной форме
соприкасаются с окружающим. Впечатления,
полученные от этого в детстве, запоминаются на
все жизнь и часто влияют на отношение к миру, к
Родине. Дошкольники с огромным интересом смотрят
на окружающий мир, но не все, иногда даже не
замечая главного. А если рядом педагог, родитель,
который удивляется вместе с ним, побуждает не
только смотреть, но и видеть, помогает мысли
обратить в речь, дети хотят узнать еще больше.
Взрослые – хранители многовекового опыта
человечества, его знаний, умений, культуры.
Передать этот опыт нельзя иначе как с помощью
языка – важнейшего средства человеческого
общения. От культуры речи взрослых, от того, как
они говорят с ребенком, сколько внимания уделяют
речевому общению с ним, во многом зависят успехи
дошкольника в развитие связной речи. Метод
проекта помогает, стимулирует взаимодействие
ребенка и взрослого.

Самое важное в работе с дошкольниками – это, то,
что метод проекта помогает решить самую главную
задачу, к решению которой должны стремиться все
педагоги речевых групп – овладение детьми речью,
как средством общения, что способствует развитию
гармоничной личности ребенка.

  • Приложение 1
  • Приложение 2
  • Приложение 3

1 проект: “Развитие речи у детей с ТНР,
через обучение составлению описательных
рассказов и загадок”

Это вид речевой деятельности является на
начальном этапе обучения самым тяжелым для детей
с ТНР. Основными видами описательных рассказов
являются: фиксация изображенных на картине
объектов и их смысловых взаимодействий, описание
картины как раскрытия заданной темы, словесно –
выразительное описание изображенного, с
использование аналогий (поэтических образов,
метафор, сравнений и др.). На основе
сформировавшихся навыков использования
различных типов предложений, у детей
вырабатывается умение передавать впечатление об
увиденном, о событиях окружающей
действительности, в логической
последовательности излагать содержания
предметных картинок, картин или их серий,
составление рассказов – описаний. Зная специфику
занятий по составлению описательных рассказов и
загадок, любой педагог скажет – это сложно!
Взрослым нужно побуждать ребенка к речевой
деятельности, стимулировать речевую активность
не только в процессе ежедневного общения, но и в
процессе специально организованного обучения.
Необходимо вести целенаправленную
систематическую работу по обучению
рассказыванию, использованием более
эффективных, занимательных для детей методов и
приемов, средств, которые могут способствовать
появлению у детей стойкого интереса к данному
виду речевой деятельности.

Читайте также:  Периоды развития ребенка их характеристики кратко

2 проект: “Развитие связной речи у детей с
ТНР, через знакомство с творчеством писателей и
поэтов”

Именно литература выступает на дошкольном
этапе, как эффективное средство
познавательно-речевого развития ребенка.
Приобщение ребенка к книге позволяет заложить
базовую основу его общей культуры. Помогает
ребенку быстро и заинтересованно познать
окружающий мир, впитывать и проживать огромное
количество впечатлений, учит перенимать нормы
поведения окружающих, подражать, в том числе и
героям книг. Главная ценность старшего
дошкольного возраста – это высокая
эмоциональная отзывчивость на художественное
слово, способность ярко переживать описанные
события. Через чтение художественной литературы
ребенок познает прошлое, настоящее и будущее
мира, учится анализировать, в нем закладываются
нравственные и культурные ценности.

3 проект: “Развитие связной речи у детей с
ТНР, через знакомство с целостностью картины
окружающего мира”

Так или иначе, но для дошкольника почти каждое
занятие, будь то лепка, рисование, развитие речи
несет элементы ознакомления с окружающим миром.
Дети с удовольствием получают информацию о
среде, в которой им предстоит жить, но не стоит
перегружать их внимание. Для проведения
полноценной работы рекомендуется комбинировать
лексические темы, проводить интегрированную
работу по всем направлениям, нацеленную на
определенные объекты изучения и разные виды
речевого развития. Учить детей
самостоятельности высказывания.

Т.е. в работе в этом проекте мы объединяем
знакомство с целостностью картины окружающего
мира и развитие связной речи у детей с ТНР.

4 проект: “Использование художественной
литературы, как средство развития связной речи у
детей с ТНР”

Заложенные в дошкольном возрасте
образовательные, мировоззренческие,
нравственные, культурные приоритеты определяет
жизненный путь поколений, воздействует на
развитие и состояние цивилизации. Современные
дети все больше проводят время за компьютером,
телевизором. Заметно снизился интерес к чтению.
Частое и регулярное чтение литературных текстов,
умелое их сочетание с жизненными наблюдениями, с
разными видами детской деятельности,
способствует постижению человеческой личности.

Совместное чтение книг способствует сближению
матери и ребенка, что играет важную роль в
формирование того, какими станет не только
каждый отдельный человек, но и все человечество.
Давно определено, что через чтение
художественной литературы возможно решение всех
речевых задач.

Очень важно, понять, что для успешного обучения
в школе, у выпускников детского сада не всегда
достаточно сформировано умение связно
высказываться на определенную тему. Чтобы этому
научиться, необходимо развивать все стороны
речи.

К 5 годам завершается формирование ребенка, как
личности, проходит кризисный период 3-х лет,
происходит осознание своей самостоятельности и
значимости. В этот период у детей появляется
потребность в общении, познании и
самостоятельности. Язык на данном этапе
продолжает оставаться важнейшим условием
развития личности ребенка.

Источник

Особенности речевого развития детей с тяжелыми нарушениями речи оказывают влияние на формирование личности ребенка, на формирование всех психических процессов. Дети  имеют ряд психолого-педагогических особенностей, затрудняющих  их социальную адаптацию и требующих целенаправленной коррекции имеющихся нарушений.

Особенности речевой  деятельности отражаются на формировании у распределения. При относительной сохранности смысловой памяти (ассоциации)  у детей снижена вербальная память (Вербальная память — вид памяти, который определяет способность запоминать, сохранять и воспроизводить речевую (словесную) информацию), страдает продуктивность запоминания. У детей низкая мнемическая активность может сочетаться с задержкой в формировании других психических процессов. Связь между речевыми нарушениями и другими сторонами психического развития  проявляется в специфических особенностях мышления. Обладая полноценными предпосылками для овладения мыслительными операциями, доступными по возрасту, дети отстают в развитии словесно-логического мышления, с трудом овладевают анализом и синтезом, сравнением и обобщением.

Читайте также:  Питание в физическом развитии ребенка

У части детей отмечается соматическая ослабленность и замедленное развитие локомоторных функций (двигательных); им присуще и некоторое отставание  в развитии двигательной сферы – недостаточная координация движений, снижение скорости и ловкости их выполнения.

Наибольшие трудности возникают  при выполнении движений по словесной инструкции. Часто встречается недостаточная координация пальцев кисти руки, недоразвитие мелкой моторики.

У детей с тяжелыми речевыми расстройствами отмечаются отклонения в эмоционально-волевой сфере. Детям присущи  нестойкость интересов, пониженная наблюдательность, сниженная мотивация, негативизм, неуверенность в себе, повышенная раздражительность, агрессивность, обидчивость, трудности в общении с окружающими, в налаживании контактов со своими сверстниками. У детей с тяжелыми нарушениями речи  отмечаются трудности формирования саморегуляции и самоконтроля.

Указанные особенности в развитии детей с тяжелыми нарушениями речи спонтанно не преодолеваются. Они требуют от педагогов специально организованной коррекционной работы.

Специальные исследования детей показали клиническое разнообразие проявлений общего недоразвития речи.

Общее недоразвитие речи сочетается с рядом неврологических и психопатологических синдромов. Наиболее часто встречаются

 гипертензионно-гидроцефалический –  проявляется в нарушениях умственной работоспособности, произвольной деятельности и поведения детей; в быстрой истощаемости и пресыщаемости любым видом деятельности; в повышенной возбудимости, раздражительности, двигательной расторможенности. Дети жалуются на головные боли и головокружение. В некоторых случаях  у них может отмечаться приподнято-эйфорический фон настроения с проявлениями дурашливости и благодушия.

 церебрастенический синдром – проявляется в виде повышенной нервно-психической истощаемости, эмоциональной неустойчивости, в виде нарушений функций  активного внимания и памяти. В одних случаях синдром сочетается с проявлениями гипервозбудимости, в других – с преобладанием заторможенности, вялости, пассивности.

 синдром двигательных расстройств – характеризуется изменением мышечного тонуса, нерезко выраженными  нарушениями равновесия и координации движений, недостаточностью дифференцированной моторики пальцев рук, несформированностью общего и орального праксиса. Выявлено наличие у данной группы детей  характерных нарушений познавательной деятельности.

Дети с функциональными отклонениями в состоянии ЦНС эмоционально реактивны, легко дают невротические реакции, и даже расстройство в ответ на замечание, плохую отметку, неуважительное отношение со стороны учителя и детей. Их поведение может характеризоваться негативизмом, повышенной возбудимостью, агрессией или, напротив, повышенной застенчивостью, нерешительностью, пугливостью. Все это в целом свидетельствует об особом состоянии ЦНС детей, страдающих речевыми расстройствами».

Для того чтобы речь человека была членораздельной и понятной, движения речевых органов должны быть закономерными и точными. Вместе с этим эти движения должны быть автоматическими, то есть такими, которые осуществлялись бы без специальных произвольных усилий. Так, при отсутствии нарушений говорящий следит только за течением мысли, не задумываясь над тем, какое положение должен занять его язык во рту, когда надо вдохнуть и так далее. Это происходит в результате действия механизма произнесения речи. Для понимания действия механизма произнесения речи необходимо хорошо знать строение речевого аппарата.

Дети с речевыми расстройствами нарушениями обычно имеют
функциональные или органические отклонения в состоянии ЦНС.
     Они характеризуются раздражительностью, повышенной возбудимостью, двигательной расторможенностью, не могут спокойно сидеть, теребят что-то в руках, болтают ногами и т.п. Они эмоционально неустойчивы, настроение быстро меняется. Не редко возникают расстройства настроения с проявлением агрессии, навязчивости, беспокойства. Значительно реже у них наблюдается заторможенность и вялость. Эти дети довольно быстро утомляются, причем это утомление накапливается в течение дня к вечеру, а также к концу недели. Утомление сказывается на общем поведении ребенка, на его самочувствии. Это может проявляться в усилении головных болей, расстройстве сна, вялости либо, напротив, повышенной двигательной активностью.
         Таким детям трудно сохранять усидчивость, работоспособность и произвольное внимание на протяжении всего урока. Как правило, у таких детей отмечается неустойчивость внимания и памяти, особенно речевой, низкий уровень понимания словесных инструкций, недостаточность регулирующей функции речи, низкий уровень контроля за собственной деятельностью, нарушение познавательной деятельности, низкая умственная работоспособность.

Источник