Развитие речи ребенка с помощью мнемотехники

Вероника Павлова
Развитие речи детей с помощью мнемотехники

“Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам –

он будет долго и напрасно мучиться,

но свяжите двадцать таких слов с картинками,

и он их усвоит на лету”

К. Д. Ушинский

На современном этапе развития дошкольного образования в условиях внедрения ФГОС ДО одной из актуальных задач является повышение эффективности процесса коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста. Педагоги знают, как непросто научить дошкольников – грамотной монологической речи. У детей с ОНР более позднее начало речи. Речь недостаточно фонетически оформлена. Экспрессивная речь отстаёт от импрессивной, т. е. ребёнок, понимая обращённую к нему речь, не может сам правильно озвучивать свои мысли. Речь многих детей нашей группы малопонятна. У большинства детей нарушено внимание, несовершенно логическое мышление, плохая память.

Проблема коррекции речи детей с ОНР в нашей группе решается комплексно,совместными усилиями:

• учителя-логопеда,

• воспитателей,

• педагога-психолога,

• инструктора по физической культуре

• музыкального руководителя,

• при существенной помощи родителей.

Работая с детьми, мы пришли к выводу, что необходимо использовать способы, облегчающие процесс становления связной речи, прежде всего наглядное моделирование – это воспроизведение существенных свойств изучаемого объекта, создание его заместителя и работа с ним.

Это особенно важно для дошкольников, поскольку мыслительные задачи у них решаются с преобладающей ролью внешних средств, наглядный материал усваивается лучше вербального

При использовании метода наглядного моделирования для развития связной речия перед собой поставила ряд задач:

Развивать у детейпсихические процессы: логическое мышление, произвольное внимание, воображение, произвольную память.

Содействовать решению изобретательских задач сказочного, игрового, экологического, этического характера.

Развивать у детей умение сравнивать, выделять существенные признаки.

Развивать умение понимать и рассказывать текст с помощью графической аналогии.

Формировать у детей потребность в речевом общении для лучшей адаптации в современном обществе.

На всех этапах коррекционной работы я использую метод наглядного моделирования.

Слайд. Местоимения графически изображаем в виде доступных для ребёнка-дошкольника символов.

ОНА ОН ОНИ ОНО

Данные символы помогают знакомить детей с понятиями родовых принадлежностей,позволяют отрабатывать согласование: местоимение + глагол, местоимение + прилагательное, и использовать их в предложениях.

Самым положительным моментом в использовании символов или графических изображений является то, что моя речь сводится к минимуму – я показываю изображение, а ребенок образовывает нужное слово.

Многообразны способы графического изображения предлогов. Сначала отрабатываю предлоги с ярко выраженным, конкретным значением (в, на, под, а позднее – остальные.

Также для формирования связной речи детей, важно обогащение словарного запаса.

При использовании различных схем, меняется характер деятельности детей: они получают возможность не только слышать свою или обращенную к ним речь, но и видеть ее элементы. Ребенок овладевает операциями анализа и синтеза на наглядно представленном материале.

Опорные схемы же при нашей кропотливой и целенаправленной работе делают высказывания детей чёткими, связными и последовательными, они выступают в роли плана – подсказки.Прием наглядного моделирования может быть использован в работе над всеми видами связного монологического высказывания:

• пересказ;

• составление рассказов по картине и серии картин;

• описательный рассказ.

Начинаем я с того, что учим детей составлять предложения из определённых слов по паре картинок. Например, Гриб-ёлка (Гриб растёт под ёлкой.) Кошка – дерево (Кошка залезла на дерево) и т. д.

При этом привлекаю внимание к правильному согласованию слов в предложении.

Провожу игры на образование родственных слов:

«СНЕЖНАЯ КАРТИНКА»

Содержание игры: эта необычная картинка, а снежная, потому что на ней нарисованы слова, которые все похожи на слово “снег”.

• Если слово ласковое, маленькое – снежок.

• Если слово длинное – снегопад.

• Если слово красивое, слово признак – снежный (ком).

• Если слово — человек, сказочный персонаж – Снегурочка.

• Если слово – фигура, вылепленная из снега – снеговик.

• Если слово лёгкая, пушистая – снежинка.

• Если слово – цветок – подснежник.

• Если слово — птица — снегирь.

“Волшебное дерево”.

Содержание игры: весной на деревьях появляются молодые листочки. Я вам предлагаю дерево с молодыми клейкими листьями, но это дерево не простое, а волшебное. На нём растут не листья, а слова. И все они похожи на слово “лист”.

• Если слово маленькое, ласковое – листочек.

• Если слово, которое говорят, когда чего-то или кого-то много – листья.

• Если слово красивое, слово-признак – лиственный (лес).

• Если слово, когда листья падают – листопад.

• Если слово-дерево – лиственница.

Методы мнемотехники используется на всех занятиях и предполагает формирование умений анализировать языковой материал. Он позволяет ребенку осознать звучание слова, поупражняться в употреблении грамматических форм, также он способствует расширению словарного запаса, формированию языкового чутья.

Содержание мнемотаблицы – это графическое или частично графическое изображение персонажей сказки, явлений природы, некоторых действий и др. путем выделения главных смысловых звеньев сюжета рассказа. Главное – нужно изобразить условно-наглядную схему так, чтобы нарисованное было понятно детям.

Этапы использования мнемотаблиц:

Читайте также:  Карта индивидуального развития ребенка психолога

Этап №1 – Осуществляется ознакомление с информацией (сказкой, рассказом).

Этап №2 – Перекодирование информации, т. е. преобразование из абстрактных символов в образы,например:

Волк- медведь- домик-

Этап №3 – Делается графическая зарисовка мнемотаблицы.

Этап №4 – Осуществляется пересказ информации ребенком, с опорой на символы, т. е. происходит отработка метода запоминания.

При использовании мнемотехники я иду от простого к сложному. Начинаю работу с простейших мнемоквадратов, последовательно перехожу к мнемодорожкам и позже – к мнемотаблицам.

Используя мнемотаблицы-схемы, как дидактический материал,я работаю по следующем направлениям:

1. Обучение связанному рассказыванию

2. Пересказ произведений художественной литературы

3. Заучивание стихотворе

Мнемотаблицы я использую для составления описательных рассказов об игрушках, посуде, одежде, овощах и фруктах, птицах, животных, насекомых, согласно планированию лексических тем. Данные схемы помогают детям самостоятельно определить главные свойства и признаки рассматриваемого предмета, установить последовательность изложения выявленных признаков; обогащают словарный запас детей.

Сначала учу детей выделять существенные признаки предмета.

• принадлежность к родовидовому понятию;

• величина; цвет; форма;

• составляющие детали;

• качество поверхности;

• материал, из которого изготовлен объект (для неживых предметов);

• как он используется (какую пользу приносит);

• за что нравится (не нравится).

По данной модели можно составить описание отдельного предмета,

Это достигается использованием определённых символов, обозначающих различные признаки предметов.Например:

• Цвет – дети рисуют цветовые пятна;

• Форма – дети называют, какую форму имеет сам предмет или его части;

• Величина – дети рисуют два предмета контрастной величины;

• Человек – для чего объект нужен человеку, и каким образом человек о нём заботится (если это живое существо или растение) или как человек использует его (если это неодушевлённый предмет);

• Контур из деталей предмета – обозначаются детали предмета, ребёнок должен назвать, из каких деталей состоит предмет;

• Рука- какие действия совершают с этим предметом, что можно приготовить, например, из яблок можно сварить яблочный компот, варенье, испечь яблочный пирог;

• Знак вопроса – название предмета или объекта.

• Восклицательный знак – эмоции и чувства, которые вызывает этот предмет.

(слайд показ таблицы)

Соня Б. рассказывает о своей любимице кошке. Чтобы ребёнок мог выразить свои эмоции, воплотить их в слова, предлагаю ребёнку игру-перевоплощение, т. е превратиться в кошечку и рассказать о себе,здесь же вместе с детьми зарисовываю схему рассказа:

Я кошка. Я умею ходить и бегать. Я умею лакать молоко. Я умею царапаться.

Я умею умываться язычком. Я умею играть в мячик. Я умею ловить мышей.Я умею мяукать: мяу!

Опираясь на опыт педагогов, я разработала мнемотаблицы для составления описательных рассказов об игрушках, посуде, одежде, овощах и фруктах, птицах, животных, насекомых. Данные схемы помогают детям самостоятельно определить главные свойства и признаки рассматриваемого предмета, установить последовательность изложения выявленных признаков; обогащают словарный запас детей.

Очень нравится нашим детям пересказывать сказки, и пусть очень знакомые. При воспроизведении сказки основной упор делаем на изображение главных героев. Детям задаём вопросы: «Какая сказка «спряталась» в таблицу? Про кого эта сказка?». Опорным в таблице является изображение главных героев сказки, через которые идет осознание происходящего в ней, понимание самой сказки, содержания, которое «завязано» вокруг её главных героев. В таблице схематически изображаем персонажей сказки, явления природы, некоторые действия, то есть изображаем все то, что посчитаем нужным отразить в данной таблице. Но изобразить так, чтобы нарисованное было понятно детям.

Хотелось бы рассказать ещё о применении модельных схем при заучивании стихотворений. По началу, наши дети не любили учить стихи. Заучивание стихотворений вызывало у них большие трудности, быстрое утомление. Использование моделирования облегчало и ускоряло процесс запоминания и усвоения текстов. Для разучивания каждого стихотворения мы разрабатываем и составляем свою мнемотаблицу, подбираем рисунки к выбранному стихотворению. И так, шаг за шагом создаём мнемотаблицу. схематически.

• – после этого ребенок визуально, используя графическое изображение, воспроизводит стихотворение целиком.

Сейчас большинство детей в группе заучивают стихотворение наизусть,таким образом: они “рисуют” его. Использование опорных рисунков для обучения заучиванию стихотворений увлекает детей, превращает занятие в игру.

За время работы группы компенсирующей направленности для детей с общим недоразвитием речи была создана серия мнемотаблиц на стихотворения по различным лексическим темам.

Мнемотехника многофункциональна. На основе их можно создать разнообразные дидактические игры.

В этом большим подспорьем для меня является книга из серии «Мир вашего ребёнка» С. В. Кузнецовой, Е. А. Терских «Развиваем детскую память». Богатый выбор дидактических игр и упражнений, готовые таблицы помогают мне в формировании словесно-логической памяти и развитию связной речи. Например, игра «Нарисуем сказку или стих»: читаю текст по фразам, обговаривая с детьми, какое событие произошло, кто главный участник этого события. Что можно нарисовать? Рисунки делаем схематично, не прорисовывая детали.

Юлий Ким

Точка, точка, запятая –

Вышла рожица кривая,

Ручки, ножки, огуречик, –

Получился человечек.

Также мнемотаблицумы разрезаем на карточки и играем в следующие игры:

Читайте также:  Влияние речи на развитие памяти ребенка

«Что за чем»– восстановление последовательности картинок.

«Найди лишнюю картинку»

«Что изменилось?»

«Найди ошибку» – последовательность картинок по тексту сказки или рассказа

. Очень нравится детям игра «Живые картинки».

Например,один из вариантов: каждый ребенок «превращается» в один из объектов на мнемотаблице, объясняет словами или словосочетаниями что они изображают и поднимают картинки д.

А вот ещё одна игра “Не зевай, нужную картинку поднимай”. Читаю отрывок текста, а ребенок находит картинку. Таким образом, в игровой, ненавязчивой форме легко выучить стихотворение или пересказать текст и развивать память ребёнка.

Существенную помощь оказывает наглядное моделирование при ознакомлении детей с окружающим миром. Для систематизирования знаний детей о сезонных изменениях существуют модельные схемы, предложенные Бондаренко Т. М., Воробьевой В. К., Ткаченко Т. А. и др. Но не всегда готовые модельные схемы устраивают по содержанию, поэтому мы вместе с детьми дополняем и уточняем схемы. Совместно с детьми составили мнемотаблицы по блокам “Зима”, “Весна”, “Лето”, “Осень”

Способствую тому, чтобы дети с ОНР имели возможность развивать речь вне занятий, и стимулирую собственную речевую активность детей, организуя в группе развивающую речевую среду.

. Например, во время ежедневного одевания и раздевания закрепляю названия предметов одежды, их качество (цвет, материал, фактура)

Для этого мы для детей приготовила «подсказки»: «Алгоритм одевания на прогулку»

а во время умывания – названия действий, предметов туалета и домашнего обихода и т. д.

уход за комнатными растениями,

сервировки столов,

что заметно облегчало детям запомнить последовательность действий.

РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ

Ни одна педагогическая система не может быть в полной мере эффективной, если в ней не задействована семья. Очень важно сделать родителей активными участниками педагогического процесса, научить их адекватно оценивать и развивать своего ребёнка. Во-первых, родители являются авторитетом для него, а во-вторых они ежедневно могут закреплять навыки в непосредственном общении. Коррекционная работа даст положительный результат только в том случае, если учитель-логопед, воспитатели и родители станут действовать согласованно.Перед собой ставлю ряд задач:

• Вовлечь родителей в процесс речевого развития детей.

• Познакомить родителей с приёмами и методами развития детей с помощью мнемотехники.

• Способствовать созданию в домашних условиях речевой предметно-развивающей среды.

Для родителей было проведено родительское собрание по теме: «Специфика обучения и воспитания детей в логопедической группе. Роль семьи в преодолении дефектов речи».Одной из целей этого собрания было: довести до родителей значимость и необходимость их помощи в коррекционно-логопедическом процессеДля повышения уровня речевой активности детей были разработаны консультации, темы бесед для родителей,такие как: «Мнемотехника, как метод развития связной речи у детей дошкольного возраста», «Мнемотехника в разучивании стихов», «Учите детей думать и говорить», где предоставлен теоретический и практический материал по развитию речи, который помогает заинтересовать, и совместными усилиями добиться плодотворной работы в данном направлении, так как развитие речи детей не должно идти стихийно. Родителям было предложено вести параллельный образовательный процесс дома в соответствии с возрастными задачами. Ведь семья, по – прежнему, остаётся жизненно необходимой средой для сохранения и передачи ребёнку социальных ценностей.

Среди всех форм работы я бы хотела сделать акцент на обучении родителей практическим приёмам работы, которые очень важны для достижения результатов в коррекционном процессе. Проведённый мастер-класс: «Создаём мнемотаблицы для разучивания стихотворений с детьми». Особое удивление родителей вызвал тот факт, что подобные проблемы можно решать в игровой форме и непринужденной обстановке. Родители с удовольствием занимались с детьми по готовым, предоставленным схемам. А после проведённого мастер-класса, загорелись идеей вместе с ребёнком в выходной день нарисовать мнемотаблицу и выучить по ней стихотворение. А Ярослав с мамой из рекламных буклетов супермаркетов изготовили мнемотаблицу к стихотворению «Овощи.

Ребёнок с таким удовольствием рассказывал, как они вместе с мамой изготовили таблицу, а потом с помощью этой таблицы выучили стихотворение. Им также понравилась идея создавать мнемотаблицы с помощью компьютерной графики. Рита со своей старшей сестрой составили рассказ «Я и моя семья»

Итак, преимущество нового подхода взаимодействия педагогов и родителей не оспоримы. С помощью мнемотаблиц у детей расширился круг знаний об окружающем мире, активизируется словарный запас, преодолевается робость, застенчивость. У детей появляется желание выступать перед сверстниками. Поэтому, чем раньше будем учить детей рассказывать или пересказывать, используя метод мнемотехники, тем лучше подготовим их к школе, т. к. связанная речь является важным показателем умственных способностей ребёнка и готовностью его к школе.

hf

Источник

Ирина Викторовна Ходырева
Использование мнемотехники в развитии речи детей дошкольного возраста

Использование мнемотехники в развитии речи

детей дошкольного возраста.

Одной из главных задач воспитания и обучения детей дошкольного возраста является развитие речи. Проблема развития связной речи детей хорошо известна педагогам. Причиной речевых трудностей являются подмена живого человеческого общения инновационными технологиями, современной техникой. Владение родным языком – это не только умение правильно строить предложения. Дети овладевают родным языком через речевую деятельность, через восприятие речи и говорение. Вот почему так важно создавать условия для хорошо связной речевой деятельности детей, для свободного общения и выражения своих мыслей.

Читайте также:  Секреты развития ребенка в игре

На сегодняшний день – образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста – явление очень редкое. В речи детейсуществует множество проблем:

• Односложная, состоящая лишь из простых предложений речь. Неспособность грамматически правильно построить распространенное предложение.

• Бедность речи. Недостаточный словарный запас.

• Употребление нелитературных слов и выражений.

•Бедная диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развернутый ответ.

•Неспособность построить монолог: например, сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказ текста своими словами.

• Отсутствие логического обоснования своих утверждений и выводов.

• Отсутствие навыков культуры речи: неумение использовать интонации, регулировать громкость голоса и темп речи и т. д.

• Плохая дикция.

Поэтому необходимо научить детей связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей жизни.

Учитывая, что в настоящее время дети перенасыщены информацией, необходимо, чтобы процесс обучения был для них интересным, занимательным, развивающим. Рассмотрим факторы, облегчающие процесс становления связной речи. Одним из факторов облегчающие процесс становления речи является наглядность. Рассматривание предметов, картин помогает детям называть предметы, их характерные признаки, производимые с ними действия.

В качестве второго вспомогательного фактора мы выделим создание плана высказывания.

Взяв за основу наглядность и наметив план последовательного пересказывания (рассказ, сказка, заучивание стихотворения) стало использовать в своей работе обучение детей связной речи приемам мнемотехники.

Мнемотехника – это система методов и приемов, обеспечивающих успешное освоение детьми знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире, эффективное запоминание структуры рассказа, сохранение и воспроизведение информации, и конечно развитие речи.

Как любая педагогическая технология, мнемотехника строится от простого к сложному. Необходимо начинать работу с простейших мнемоквадратов, последовательно переходить к мнемодорожкам, и позже – к мнемотаблицам.

Содержание мнемотаблицы – это графическое или частично графическое изображение персонажей сказки, явлений природы, некоторых действий и др. путем выделения главных смысловых звеньев сюжета рассказа. Главное – нужно передать условно-наглядную схему, изобразить так, чтобы нарисованное было понятно детям. (показ нарисованных таблиц)

Мнемотаблицы-схемы служат дидактическим материалом в моей работе по развитию связной речи детей. Я их использую для:

• обогащения словарного запаса,

• при обучении составлению рассказов,

• при пересказах художественной литературы,

• при отгадывании и загадывании загадок,

• при заучивании стихов.

В своей работе использую мнемотаблицы для составления описательных рассказов по темам (овощи, фрукты, посуда, животные и т. д., заучивания стихов, пословиц, скороговорок. Данные схемы помогают детям самостоятельно определить главные свойства и признаки рассматриваемого предмета, установить последовательность изложения выявленных признаков; обогащают словарный запас детей.

Для изготовления этих картинок не требуются художественные способности: любой воспитатель в состоянии нарисовать подобные символические изображения предметов и объектов к выбранному рассказу.

Для детей младшего и среднего дошкольного возраста необходимо давать цв етные мнемотаблицы, т. к. у детейостаются в памяти отдельные образы: елочка – зеленая, ягодка – красная, солнышко – желтое. Позже – усложнять или заменять другой заставкой – изобразить персонажа в графическом виде.Например: лиса – состоит из оранжевых геометрических фигур (треугольника и круга, медведь – большой коричневый круг и т. д.

Для детей старшего возраста схемы желательно рисовать в одном цвете, чтобы не вовлекать внимание на яркость символических изображений.

Совместно с детьми составили мнемотаблицы по блокам “Зима”, “Весна”, “Лето”, “Осень”.

Данные схемы служат своеобразным зрительным планом для создания монологов,помогают детям выстраивать:

– строение рассказа,

– последовательность рассказа,

– лексико-грамматическую наполняемость рассказа.

Важной составляющей в речевом развитии детей является заучивание стихотворений. Использование моделирования облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения текстов, формирует приемы работы с памятью. При этом виде деятельности включаются не только слуховые, но и зрительные анализаторы. Дети легко вспоминают картинку, а потом припоминают слова.

При ознакомлении с художественной литературой и при обучении составлению рассказов тоже используются приемы мнемотехники. Вместе с детьми беседуем по тексту, рассматриваем иллюстрации и отслеживаем последовательность заранее приготовленной модели к данному произведению. А в более старшем возрасте – дети сами под руководством взрослого учатся выбирать нужные элементы модели, последовательно их располагать в единую модельную цепь, которые необходимы для пересказа литературного произведения.

(показать картинку из рассказа «Косточка»)

Таким образом, используя приёмы мнемотехники, мы учим детей:

1. Добывать информацию, проводить исследование, делать сравнения, составлять четкий внутренний план умственных действий, речевого высказывания;

2. Формулировать и высказывать суждения, делать умозаключения;

3. Применение приёмов мнемотехники оказывает положительное влияние на развитие неречевых процессов: внимания, памяти, мышления.

Отсюда следует что, анализируя новый материал и графически его обозначая, ребенок (под руководством взрослых) учится самостоятельности, усидчивости, зрительно воспринимать план своих действий. У него повышается чувство заинтересованности и ответственности, появляется удовлетворенность результатами своего труда, совершенствуются такие психические процессы, как память, внимание, мышление, что положительно сказывается на результативности всей работы.

Источник