Развитие речи ребенка с помощью художественной литературы
Юрина Ольга
Развитие речи детей посредством художественной литературы
IMG]/upload/blogs/detsad-1688305-1558273803.jpg[/IMG] IMG]/upload/blogs/detsad-1688305-1558273642.jpg[/IMG] IMG]/upload/blogs/detsad-1688305-1558272746.jpg[/IMG] IMG]/upload/blogs/detsad-1688305-1558272508.jpg[/IMG] IMG]/uploa
/blogs/detsad-1688305-1558272228.jpg[/IMG] Литература, во всех ее видах – нечто иное,
как тень доброй беседы!»
Р. Л. Стивенсон.
«Развитие речи детей по средствам художественной литературы»
Цель: повышение профессионального мастерства и обмен опытом методами и приёмами по развитию речи детей посредством художественной литературы.
Задачи:
Актуализировать знания педагогов о важности художественной литературы для развития речи дошкольников.
Содействовать формированию у педагогов представлений об игровых технологиях, направленных на развитие речи детей.
Содействовать формированию у родителей представление о главном в области развития речи и готовности к овладению грамотой через художественную литературу.
Продолжать учить детей внимательно слушать сказки, правильно воспринимать содержание, сопереживать ее героям.
Актуальность: формирование детской речи невозможно без художественной литературы. Дети дошкольники наиболее восприимчивы к поэзии. Особенно интересны детям произведения, в которых главные действующие лица – дети, животные, транспорт описываются игровые и бытовые ситуации.
Художественная литература открывает и объясняет ребёнку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Она развивает мышление и воображение ребёнка, обобщает его эмоции, даёт прекрасные образцы русского литературного языка, развивает умение тонко чувствовать форму и ритм родного языка. С помощью художественной литературы у детей развивается способность замечать красоту и богатство русского языка.
Художественные произведения, раскрывая внутренний мир героев, заставляют детей волноваться, переживать, как свои, радости и горести героев. У дошкольников появляется способность мысленно действовать в воображаемых обстоятельствах, как бы становиться на место героев. Например, вместе с героями сказки дети испытывают чувство страха в напряжённые драматические моменты, чувство облегчения, удовлетворения при победе справедливости. В старшем дошкольном возрасте дошкольники способны понимать идею, содержание и выразительные средства языка, осознавать прекрасное значение слов и словосочетаний. Всё последующее знакомство с огромным литературным наследием будет опираться на фундамент, который мы закладываем в дошкольном детстве
Художественно-речевая деятельность детей – это деятельность, связанная с восприятием литературных произведений и их исполнение, включающая развитие начальных форм словесного творчества (формирование связной речи, словарная работа и формирование грамматического строя предложения). Таким образом, ознакомление детей с литературными произведениями является важной задачей в работе над развитием связной, грамотной речи дошкольников, подготовка детей к школьному обучению.
В старшей группе перед педагогом стоят задачи:
воспитывать у детей любовь к книге;
художественной литературе;
способность чувствовать художественный образ;
развивать поэтический слух, интонационную выразительность речи;
воспитывать способность чувствовать и понимать образный язык сказок, рассказов, стихотворений;
развивать воображение, фантазию, умение детей самостоятельно сочинять сказки.
Одна из важных задач в развитии речи детей – формировать самостоятельность в художественно-речевой деятельности, развивать их творческие способности. Ведь в процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний активизируется словарь ребёнка, совершенствуется звуковая культура речи.
Исполняемая роль, особенно диалог с другим персонажем, ставит маленького актёра перед необходимостью ясно, понятно изъясняться.
Для самостоятельной художественно-речевой деятельности в группе создана развивающая среда.
Для работы по развитию речи посредством художественной литературы, я использую разнообразные методы и приёмы.
Наглядный метод: приёмы-
показ иллюстраций, картин, игрушек;
элементы инсценировки;
просмотр видеофильмов;
изготовление атрибутов к сказкам;
используем книжки – сказки изготовленные родителями совместно с детьми;
для развития речи, воображения, фантазии, формирования элементарных математических представлений, сенсорного развития использую развивающие книги изготовленные родителем- мамой;
оформление выставок: героев из прочитанных произведений.
Словесный метод: приёмы-
чтение произведений с просмотром иллюстраций;
вопросы по содержанию произведений;
беседа по произведению;
пересказ произведений;
чтение сказок детьми;
заучивание наизусть роли;
прослушивание произведений музыкальных книг;
прослушивание аудиозаписей.
Игровые методы и приёмы реализуются через:
использование различных персонажей и сказочных сюжетов;
элементы инсценировки;
игры-драматизации;
дидактические игры;
театрализованные игры, использование разных видов театра;
игровая деятельность.
Художественная литература занимает в жизни ребёнка важное место.
Книга помогает овладеть речью – ключом к познанию окружающего мира.
Универсальным приёмом закрепления знаний и умений в детском саду является дидактическая игра. Она используется для решения всех задач развития речи и является практическим методом в работе по развитию речи детей.
Словесно-дидактическая игра «Радио»
Цель: воспитывать умение быть наблюдательным, активизировать
речь детей.
Игровое правило: слушать и не мешать товарищам.
Игровое действие: обращаюсь к детям, «Сегодня, мы будем играть в новую игру, называется «Радио». Знаете ли вы человека, который говорит по радио? Его называют диктором. Сегодня по радио диктор будет рассказывать детям нашей группы. Он будет описывать кого-нибудь из героев русских народных сказок, а мы с вами будем угадывать. Сначала я буду диктором, слушайте! Внимание! Внимание! Угадайте, из какой сказки этот герой.
Хвост пушистый,
Мех золотистый,
В лесу живет,
В деревне кур крадёт,
Любит кашку, любит колобка.
Какие вы знаете сказки, в которых героиней была бы лиса?
«Лиса и журавль», «Лиса и волк», «Теремок», «Колобок».
Словесно – дидактическая игра «Сказочные клубочки»
Цель: развитие памяти, речи детей.
Игровое действие:
Задание 1. «Сколько сказок свернулось в клубок?»: «Жили-были дед и баба, и была у них курочка Ряба. Раз снесла яичко, курочка Ряба. Положила бабка его на окошко студиться. А дед пошёл тянуть репку. Тянет, потянет, а вытянуть не может» «Курочка Ряба», «Колобок», «Репка».
Задание 2. Угадай сказку по трём словам:
Коза, козлятки, волк. «Волк и семеро козлят».
Алёнушка, козлёнок, колодец. «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка».
Словесно- речевая игра «Расскажи сказку по-другому»
Цель: научить рассказывать сказку от начала до конца от лица сказки или предмета, развитие памяти и внимание, наблюдательности и фантазии, логического мышления, мелкой моторики и речи.
Игровое действие: сегодня мы будем рассказывать сказку по другому. Послушайте, я расскажу вам сказку «Колобок» от лица леса,растущий рядом с домом: «Я – зеленый, густой лес. Недалеко от меня дом стоит красивый. Слышу я,что как – то раз Дед Бабке говорит: «Бабка, испеки колобок». Долго не было Бабки, смотрю, она к окну подошла и положила колобок, чтобы он остыл немножко. Колобок полежал, а потом покатился по подоконнику, ухватился за полотенце, прыг в окно – и в малинник соскочил. Оттуда – во двор, со двора – за ворота и в лес. Он был тепленький, мягкий, кругленький. Катится, катиться, а навстречу ему зайчик. Лесной житель грызёт морковку, а в узелке за плечами хрустящую капусту деткам своим несёт. Затем встречается волк, он с рыбалки возвращался, с полным ведром рыбок. Здесь бабочка и лягушка стали колобка просить вернуться домой. Съедят его. Но колобок, ни кого не слушал и покатился дальше. Таким образом, рассказываем сказку до конца, применяя знания о произведениях художественной литературы на практике.
Детям можно предложить рассказать сказку «Курочка Ряба» от лица мышки, сказку «Маша и медведь» от лица собаки, которая прогнала медведя. Продолжим сказку, та же собака по просьбе Маши сбегала в лес и пригласила медведя в гости на пирожки с чаем и мёдом.
Словесно- дидактическая игра «Волк и семеро козлят» (с элементами мнемотехники)
Цель. Развитие памяти, мышления, внимания, а именно психических процессов, тесно связанных с полноценным развитием речи, счетом.
Задачи.
Расширять представление детей в умении рассказывать содержание сказки с использованием мнемотаблиц. Развивать активную связную речь у детей в игре. Закреплять умение составлять сказку связно в логической последовательности, подвести итоговое число, все ли козлята остались живы.
Активизировать в речи слова и выражения, позволяющие начать и закончить сказку. Воспитывать любовь к сказке.
Игра состоит из нескольких этапов.
Рассматривание таблиц и разбор того, что на ней изображено.
После рассматривания таблиц осуществляется пересказ сказки с опорой на образы, т. е. происходит отработка метода запоминания.
С помощью художественной литературы у детей дошкольного
возраста развивается:
Эмоциональная отзывчивость на произведения, интерес к ним.
Способность слушать текст и активно реагировать на его содержание.
Слушать вместе с группой сверстников, когда педагог рассказывает.
Выполнять игровые действия, способствующие тексту знакомых произведений, сказок.
Способность повторять отдельные слова и выражения из сказок, рассказов, стихотворений.
Рассматривать иллюстрации, узнавать в них героев произведений и отвечать на вопросы по содержанию иллюстраций.
Дети узнают произведения и их героев при многократном рассказывании.
Учатся следить за развитием действия в коротких рассказах, сказках с наглядным сопровождением, а затем без него.
Процесс общения ребёнка с книгой превратится в захватывающую игру. Прослушав и изучив сказку, дети сочиняют свою сказку, используя этих героев, и играют роль.
Уникальность книг-сказок сшитыми руками мамы заключается в том, что дети оказываются непосредственно вовлечёнными в сказку, получая при этом знания и положительные эмоции.
Основная задача книги – не только пробудить у ребёнка интерес к чтению, общению и познанию, но и воспитывает творческую личность, способную мыслить образно.
Таким образом, можно отметить, что использование в современной речи разного рода художественных произведений определяет возможность эффективного и плодотворного развития речи дошкольников, способствует пополнению словарного запаса, формируя коммуникативную культуру дошкольника, развивает интеллектуальную личность.
Источник
Развитие речи детей через приобщение к художественной литературе
Подготовил: Гнусенкова Е.Р.
Развитие речи детей через приобщение к художественной литературе
Цель: Формирование речи дошкольников, посредством использования художественной литературы.
Художественная литература служит могучим средством воспитания детей, она оказывает огромное влияние на развитие и обогащение детской речи.
Причина недоразвития речи – это недостаток общения, чтения и слушания художественной литературы и, как следствие, бедный словарь дошкольника. Важнейший путь решения данной проблемы – обучение речевому этикету детей, в особенности в дошкольном возрасте посредством чтения художественной литературы, так как именно в этот период закладывается фундамент моральных принципов, нравственной культуры, развивается эмоционально-волевая сфера личности, формируется продуктивный опыт повседневной коммуникации.
Как отмечалось ранее, современные дети все чаще проводят свое время за компьютерными играми, родителям проще включить телевизор, посадить ребенка с планшетом. Чем прочитать книгу. На сегодняшний день актуальность решения этой проблемы очевидна, ведь чтение связано не только с грамотностью и образованностью. Оно формирует идеалы, расширяет кругозор, обогащает внутренний мир человека.
В таких условиях трудно заставить ребенка взять в руки книгу.
Роль чтения в развитии детской речи давно определена как чрезвычайно важная.
Мы определили эффективные формы работы в этом направлении формы работы по приобщению детей к худ лит:
Формирование центра чтения
Оформление тематических выставок, посвященных творчеству писателей
Создание «Книжной больницы», прививает детям теплое отношение к книге
Выставки детских рисунков и поделок по мотивам прочитанных произведений
Книги – самоделки
На родительских собраниях родители делились опытом как они приучают детей к чтению
Нами использовались все эти формы работы по приобщению детей к художественной литературы, но их реализация не была бы возможна без использования различных методов и средств по приобщению детей к художественной литературе
Словесные (чтение произведений, вопросы по содержанию, пересказ, беседа, прослушивание записи)
Практические (элементы инсценировки, драматизации, театрализованные игры, использование различных видов театра, игровая деятельность)
Наглядный (показ иллюстраций к произведениям, картинок, игрушек, движение пальцами, руками. Просмотр мультфильмов, оформление выставок)
Так жеВ процессе изучения художественной литературы использовались самые разнообразные приемы:
1. дидактическая игра
2. речевой образец
3. повторение
4. объяснение
5. указание
6. оценка детской речи
7. словестное упражнение
8. вопрос
Развитие речи детей посредством художественной литературы велась по нескольким направлениям. Работа с детьми, с коллегами и родителями
1. Работа с детьми подразумевала в первую очередь это чтение литературных произведений. Рассматривание иллюстраций, картинок, просмотр мультфильмов. Например, организовывались выставки по произведениям писателей. По этим темам изготавливали рисунки, делали выставки работ, раскрашивали героев различных сказок.
Ознакамливаясь со сказками затрагивались различные стороны речи. Обогащался словарь. Во время пересказа дети пользовались простыми и сложными предложениями. Делали свою речь красочной. Во время принятия роли, изображая сказочного героя, меняли интонацию, темп речи.
Работа по развитию речи детей через художественную литературу велась с младшей группы. Например, при чтении художественных произведений детям давался материал для тактильного восприятия. А как известно, развитие речи напрямую зависит от мелкой моторики. Так, после ознакомления с литературным героям детям давался материал на ощупь. Например ежик колючий, лисичка –мягкая, пушистая и т.д.
Так же использовались и тактильные дорожки, где после прочтения сказки предлагалось превратить свои пальчики в зайку, лисичку и т.д. и пройти со словами по дорожке. Так же дети сочиняли сказки, придумывали новых сказочных героев. Все это способствоавла активизации речевой деятельности.
Пересказывая сказку дети изображали героев. Например, показать хитрую лису, злого волка, трусливого зайца…
Так же по прочитанным произведениям пополнялся театральный уголок. Например, уже во второй младшей группе по прочитанным сказкам создавались театральные атрибуты. (пальчиковый театр, театр на коробках, маски) В средней группе уже новый театр в коробке, где детям предлагаются сказочные герои и они в праве самостоятельно сочинить сказку, опираясь на материал.
Так же организовывалась драматизация сказок по произведениям. Вот например во второй младшей группе, совместно с детьми среднего возраста было проведено мероприятие по сказке «Колобок». Дети показали знания о художественном произведении, о героях, сами перевоплощались в сказочных героев. Таким образом обогащался словарный запас, происходило становление грамматического строя речи, дети уже умели составлять сложные предложения. Эмоционально обогащать речь.
В средней группе итогом работы было проведение викторины «Что за чудо эти сказки?», где детям давался простор для мышления и активизации их речевой деятельности. Подготовка к викторине подразумевала чтение новых произведений. Ознакомление с новыми сказочными героями и принятие на себя ролей, драматизации отрывков сказок.
2. Чуть ранее нами проводилась работа совместно с педагогами, а именно сотрудничество с муз. Руководителем.
В начале средней группы дети на празднике «Осени» перевоплащались в сказочных героев: зайца, козу, курочку. Принимали на себя роли. И в музыкальном сопровождении разыгрывали сказку. Тем самым взаимодействие с музыкальным руководителем в нашей работе начинается уже с младшего возраста.
Но чуть ранее нами проводилась следующая работа. Был организован проект.
Нами было выбрано художественное произведение «Сказка о царе Салтане». Работа началась с ознакомления с автором, непосредственно чтение данного произведения. Просмотр фильма. Прослушивание музыкальных композиций, написанных композиторами к произведению. Рассматривание иллюстраций к сказке, оформление выставок.
Так же работа проводилась с педагогами по изо, где дети изображали сказочных героев, сюжет. С педагогом по оригами. Дети изготавливали сказочных героев. Итогом данного проекта выступало развлечение. Где дети не только рассказывали о своих впечатлениях, но так же принимали на себя роли, драматизировали отрывки сказки. Тем самым решалась поставленная нами задача по развитию речи детей через художественную литературуТак же в работе принимали участие и родители детей. В работе с родителями мы так же использовали разнообразные методы.
Большое внимание уделяли консультациям для родителей. Создавались семейные библиотеки, где с просьбой принести любимые книги родители совместно с детьми приносили в группу разнообразную литературу. Мы ее рассматривали, обсуждали. Дети рассказывали о своей любимой книге или сказке.
Для обогащения литературного уголка, в группе детского сада, была проведена акция «Книга для детей», в которой родители воспитанников приняли активное участие. Собранные силами родителей книги значительно пополнили библиотеку группы. Так же родители изготавливали поделки по сказкам.
Тем самым данная работа способствовала формированию речи дошкольников. На протяжении разных возрастов решались определенные речевые задачи. А именно: обогащение словарного запаса, формирование грамматического строя речи, развитие фонематического слуха и др.
Результатом данной работы выступает то, что дети знаюд дстаточное количество сказок, при перессказе используют сложные предложения. Умеют окрашивать свою речь.
.
Источник
Зинаида Киселева
Консультация для родителей «Как развивать речь ребенка с помощью художественной литературы»
Развитие речи становится все более актуальной проблемой в нашем обществе. Речь играет важную роль в жизни человека. Она является средством общения, средством обмена мыслями людей между собой. Без этого люди не могли бы организовывать совместную деятельность, добиваться взаимного понимания.
Ребенок в повседневной жизни, общаясь со всеми, говорит очень много. Но,когда ему предлагают: «Расскажи, что интересного ты увидел в зоопарке? Перескажи сказку, рассказ…», — сразу возникают трудности. Ребенок не умеет видеть и понимать основной сюжет, определять главных героев, основное действие, время и место происходящего события, не может четко сформулировать вопрос и ответить на него.
Связная речь – это развернутое, законченное, композиционно и грамматически оформленное, смысловое и эмоциональное высказывание, состоящее из ряда логически связанных предложений.
К концу дошкольного возраста современный ребенок должен уметь полно и последовательно излагать свои мысли, свободно пересказывать рассказы и сказки, описывать произошедшие события, чётко, внятно и выразительно декламировать стихи.
Развивая связную речь, важно научить ребёнка пересказывать короткие сказки и рассказы. Начните эту работу с пересказа знакомых сказок с несложным сюжетом.
Трудно отрицать роль сказок, художественных произведений и в развитии правильной устной речи. Если говорить традиционно, то тексты расширяют словарный запас, помогают правильно строить диалоги, влияют на развитие связной речи. Но помимо всех этих, пусть и узловых, задач не менее важно сделать нашу устную и письменную речь эмоциональной, образной, красивой.
Не достаточно просто прочитать сказку. Чтобы ребенок ее лучше запомнил, нужно помочь ему понять ее, пережить вместе с героями различные ситуации. Проанализировать поступки персонажей, представить себя на их месте. Тогда запоминание будет осознанное, глубокое.
Для запоминания сюжета детям помогает театрализация с помощью игрушек или пальчиковых кукол. Вы проиграли перед ребёнком сказку, попросите его побыть актером и перед вами разыграть ту же сказку, с озвучиванием всех персонажей.
Старайтесь фразу: «Перескажи услышанное, прочитанное» заменить игрой. Предложите ребёнку поиграть в радио. Он будет диктором, который разыгрывает радио-спектакль. Вечером вы его уложили в кровать и рассказали сказку, а он в свою очередь укладывает спать свои игрушки и, так же как и вы потчует их сказочной историей.
Детские книги хорошо оформлены, и любая иллюстрация является поводом поговорить. «Ты так себе представлял главного героя? А как ты думаешь, художник правильно нарисовал это время года? А какой момент сказки проиллюстрирован? А какие события произошли дальше?» По одной иллюстрации можно придумать не один десяток вопросов. Можно предложить ребёнку проиллюстрировать прочитанный текст самому и потом обсудить его «картинку к тексту».
Книги для детей, как правило, ярко иллюстрированы. Рассматривая вместе с ребёнком иллюстрации, не торопитесь. Ставя вопрос, акцентируйте внимание на деталях, объясняйте, какой текст иллюстрирует эта картинка. Пусть ребёнок припоминает, сверяет. Всё это приучит внимательно, осмысленно рассматривать то, что изображено на картинке.
Иллюстрации к книгам помогают дошкольнику лучше понять содержание произведения, яснее представить описанные в нём природу, конкретную ситуацию в которой действуют герои.
Чтение играет огромную роль в формировании словарного запаса ребенка. Проанализируйте, какую литературу вы читаете ребёнку. Постарайтесь перейти с книг, где активно развивается сюжет, много действия и встроенных диалогов, на описательную литературу. Это рассказы о природе, о животных, о путешествиях. Обратитесь к книгам наших немеркнущих классиков, и уже через небольшой промежуток времени вы почувствуйте красоту и богатство русского языка, его мелодику.
Если в тексте встречаются незнакомые слова и понятия, объясняйте их ребёнку, приведите примеры, в каких случаях они употребляются. Пусть ребенок сам сочинит предложения с использованием новых слов и понятий. По ходу чтения обращайте внимание на то, что вам понравилось или поразило. Это может быть красивый сравнительный оборот, яркое красочное описание объекта или смелый поступок героя. «Я бы, наверное, испугалась, а ты бы смог перейти через бушующую реку?»
Чтение – это диалог между книгой и ребенком. Книга – это непассивный объект, прочел и поставил на полку – это повод поговорить, обсудить, поразмышлять.
Читая хорошую литературу, вы будете получать удовольствие сами, и ваше наслаждение чтением передастся ребенку.
Если раньше вы читали ребёнку минут тридцать, а потом закрывали книгу, то теперь измените процесс чтения. Пятнадцать минут – читаете, пятнадцать минут – говорите о прочитанном. Уровень обсуждения зависит от интеллектуального развития ребенка. Если мал,то и вопросы самые простые: «О чем рассказывается в сказке? Что сделал зайка? Куда побежал медвежонок?» Ребенкупостарше и вопросы более взрослые: «Правильно ли поступил мальчик? А как ты думаешь, что могло произойти дальше? А чтобы ты предпринял на месте героя?»
Взрослый не только направляет беседу, задавая вопросы, а строит диалог. Высказывайте свое мнение, иногда оно сознательно может быть «неправильным», чтобы ребенок мог заметить ошибку, неверную мысль и вас поправить. Взрослый вынуждает ребёнку высказать свое мнение и говорить о том, что «не написано» в книжке.
Часто встречаемое задание на уроках в школе – пересказ прочитанного своими словами. Ребенок зачастую пугается, и все свое внимание направляет на вспоминание текста, считая, чем точнее к оригиналу он расскажет, тем «правильнее» он выполнит задание. И забыв авторский текст, он «стопорится» и замолкает. Решить эту проблему можно, научив ребенка внимательно читать или слушать текст, а затем «войти» в прочитанное, увидеть содержание своими глазами, стать на время действующим лицом и пересказать то, что его окружает, то, что он видит.
Нередко ребенок не понимает смысл и содержание текста, поэтому не может грамотно его пересказать. Сначала прочитанный материал нужно подробно разобрать, уяснив смысл каждого слова и понятия, найти к новым терминам синонимы, уже знакомые ребенку. Если потом он и забудет новое для него слово, то сможет заменить его другим, схожим по смыслу. Перед каждым пересказом разбирайте, «разжевывайте» текст, это залог грамотного пересказа.
Значение для развития ребенка яркого образного языка сказок, рассказов трудно переоценить. Они обращены к сердцу и чувствам дошкольника. Читайте русские народные сказки, сказки других народов нашей страны и народов мира.
Многие поколения детей воспитывались на сказках К. И. Чуковского, С. Маршака, С. Михалкова, братьев Гримм, Перро, Андерсена и др.
Художественная литература пробуждают в ребёнке лучшие чувства, такие, как доброта, сочувствие, сопереживание, учат замечать настроение героев, вызывают протест против зла, несправедливости, желание защитить, помочь.
Как жаль, что ушла в прошлое хорошая традиция старых интеллигентных семей – коллективное чтение вслух. Его заменили радио, телевизор, видеомагнитофон, компьютер. Но именно общие переживания прочитанного объединяли семью, рождали общие интересы, воспитывали любовь к литературе.
Если вы знакомите сына или дочь с новой книгой, дочитав её до конца, отложите на время. Надо дать ребёнку возможность осознать и пережить услышанное. Не следует и спрашивать о чём эта книга, чтобы не разрушить эмоциональное состояние, вызванное прочитанным. Затем можно снова обратиться к чтению этого произведения второй и третий раз.
Чтение книги не терпит спешки. Необходимо отложить все дела и почитать 20 – 30 минут. Читать надо неторопливо, четко, выразительно.
После чтения не спешите закрывать книгу. Спросите ребенка, о чем читали, что понравилось, что запомнилось, что удивило, как он относится к героям сказки, рассказа. Можно спросить, какими словами говорится о весне, о лете, о герое. Дополните разговор рассматриванием иллюстраций, спросите, кто это, что делает, куда идёт, что было потом и т. д. Если произведение небольшое, пусть ваш сын или дочь повторяет за вами или вместе с вами отдельные слова, повторы.
Дети любят стихи, любят их слушать и произносить. Ребёнок с малых лет начинает проявлять выраженную чуткость к восприятию ритма. Законы ритма он постигает легче и быстрее, чем мир форм и цветов. Вот почему песни и стихи, в соответствующем, конечно отборе, всегда производят впечатление на детей.
Хорошее стихотворение – та же музыка. Чем меньше ребёнок, тем определённее должен быть ритм стихотворения, тем проще те художественные образы, которые в нём воплощаются, и нельзя не удивляться той лёгкости, с которой такие стихотворения детьми запоминаются. Каждое же словесное произведение, усвоенное памятью ребёнка, обогащает словесный фонд, формирующий его собственную речь. Поэтому взрослым следует быть крайне разборчивыми при выборе стихотворений для детей.
На первом месте стоит материал народного фольклора. Это народные песенки, шутки, прибаутки, потешки, которые по форме и языку отвечают требованиям, предъявляемым к стихам для маленьких читателей.
А требования эти таковы: простота и чёткость ритма; краткость самого стишка и отдельных строк; простота и ясность знакомым детям образов; отсутствие описательного и созерцательного моментов при ярко выраженной действительности.
Читайте детям, начиная с раннего возраста, потешки, колыбельные, прибаутки; при этом следите за четкостью произношения, интонацией, эмоциональностью. Это бесценный материал, который позволяет ребенку «почувствовать» язык, ощутить его мелодичность и ритм, проникнуться народным духом, очистить свою речь от сленговых словечек. Народный фольклор обогащают словарь и кругозор детей, обучают образовывать однокоренные слова (например, котя, котенька, коток; коза, козонька и т. д., позволяют запоминать слова и формы слов и словосочетаний. А положительная эмоциональная окраска делает освоение речи более успешным.
Залогом успешной работы с ребёнком младшего возраста является неоднократное повторение одного и того же текста (потешки, песенки, шутки, прибаутки). Это необходимо для того, чтобы они воспринимали этот текст как старого знакомого. После многократного повторения текста, когда ребёнок хорошо овладел его содержанием, необходимо проводить работу по ответам на вопросы по тексту. Вопросы должны быть направлены на развитие поэтического слуха, умения находить в небольшом тексте художественно-выразительные средства (эпитеты, сравнения, метафоры и др., выделять предмет из ряда подобных. Необходимость отвечать на вопросы не только развивает речь ребенка, делает ее образной, художественной, но и помогает сделать процесс восприятия художественной литературы осмысленным.
Другой источник, из которого можно черпать поэтический материал для детей, – это мировая литература, произведения великих мастеров и художников слова. Пусть ребёнок слушает и заучивает стихи о природе, о труде людей – А. С. Пушкина, Ф. Тютчева, С. Есенина, И. Никитина и других.
У Пушкина вы найдёте стихи для детей начиная с четырёх-,пятилетнего возраста: о птичке, яблочке, кораблике, сороке, чиже, ветре, волне, коне, пчёлке. «Последняя туча», «Утро», «отрывки из «Евгения Онегина», воспроизводящие так ярко и художественно различные моменты времён года, великолепный «Сказ о медведице» – всё это можно смело предлагать детям.
Особого отношения к себе требуют пушкинские сказки: «Сказка о золотой рыбке», «Сказка о царе Салтане…», «Сказка о спящей красавице и семи богатырях».
К семи годам дети должны иметь представление о том, кто был Пушкин. Его облик им должен быть знаком. Какой ценнейший материал для бесед с детьми даёт жизнь Пушкина в Михайловском, в трогательном содружестве со старушкой няней! Проиллюстрируйте эти беседы стихотворениями «Подруга дней моих суровых», «Буря мглою небо кроет», «Вечор, ты помнишь, вьюга злилась».
Творчество Некрасова также может шести-, семилетним детям дать много. Отрывки из поэмы «Саша»; стихотворения «Зелёный шум», «Соловей», «Пчёлы», «Дедушка Мазай и зайцы», «Несжатая полоса», «Горе птички», «Мороз-воевода», «Мужичок с ноготок», «Дядюшка Яков» – все эти вещи можно читать детям старшего дошкольного возраста. Вы об этом не пожалеете! На совершенных образцах мастерства Пушкина и Некрасова, а так же Ф. Тютчева и С. Есенина развивается литературный вкус, облагораживается язык ребёнка.
Вопрос о заучивании, или, вернее, запоминании стихотворений детьми, требует к себе специального внимания.
Сначала стихотворение ребёнку читает взрослый, эмоционально, не торопясь. Обращайте внимание ребёнка на то, какие чувства, настроения вызывает тот или иной текст. Попробуйте придумать вместе с ребёнком, почему поэт написал то или иное стихотворение.
Затем проводится словарная работа, т. е. уточняется, все ли слова понятны ребёнку, объясняются малознакомые слова и выражения.
Задайте вопросы ребёнку по содержанию стихотворения, которые помогут ему лучше понять текст, а вам проверит