Развитие речи ребенка с онр

 Речь дошкольников с ОНР.

Речь возникает при наличии определённых биологических предпосылок и прежде всего при наличии нормального созревания и функционирования центральной нервной системы. Однако речь является важнейшей социальной функцией, поэтому для её развития одних биологических предпосылок недостаточно. Она возникает – при условии общения ребёнка со взрослыми.

При этом ведущее значение имеет общение ребёнка с эмоционально близкими для него взрослыми (матерью).

Потребность в общении формируется во взаимодействии ребёнка с окружающими людьми.

Современный ребёнок к 4, 5 -6 годам должен овладеть всей системой родного языка – говорить связно, полно излагать свои мысли, легко строя развёрнутые сложные предложения, без труда пересказывать рассказы и сказки. Такой малыш правильно произносит звуки, легко воспроизводит многосложные слова. Его словарный запас составляет от 4 до 5 тысяч слов.

    Иная картина наблюдается при общем недоразвитии речи. Оно может быть выражено в разной степени: от полной невозможности соединить слова в фразы и  произнесения вместо слов  отдельных звукоподражаний (му-му, ту- ту) до  развёрнутой речи с элементами фонетико- фонематического и лексико-грамматического несовершенства. Но в любом случае нарушение касается всех компонентов языковой системы фонетической, лексической, грамматической. Отсюда и название дефекта – общее недоразвитие речи.

Самый низкий уровень речевого развития у таких малышей -1- ый, самый высокий  3 – ий.

Охарактеризуем речь детей с 3-им , наиболее типичным уровнем речевого развития.  В 5-летнем возрасте  словарный запас таких детей составляет примерно 2,5 -3 тысячи слов. В них отсутствуют или же присутствуют в искажённом виде менее употребительные слова, обозначающие названия предметов, объектов, действий, признаков.

В грамматическом строе распространены ошибки:

– в употреблении предлогов – в, к, с (со), из-под, из-за, над, под, через).

(Платок лежит карман). (Мама взяла книгу от полки).

– в согласовании различных частей речи (подошёл к два коня), (заботился о ёжика).

– в построении предложений (Шёл Петя грибы лес собирать.)

В фонетическом плане дети:

– неправильно произносят 10 и больше звуков, не различают на слух и в произношении близкие по звучанию мягкие – твёрдые звуки, гласные, а также звуки с-ш, з-ж, ть-ч, сь-щ, л-р и т. д.

– искажают слоговую структуру слова и звуконаполняемость слов

(водопроводчик—давотчик, магнитофон – матафон, восп-ца- питатифа).

– не могут воспроизвести ряд слов, близких по звучанию

(кот-кит-ток, бык- бак-бок).

В связной речи отражаются естественно все перечисленные особенности. Однако развёрнутые смысловые высказывания детей с ОНР отличаются и отсутствием чёткости, последовательности изложения, отрывочностью, акцентом на внешние , а не на причинно-следственные взаимоотношения действующих лиц.

Труднее всего даются таким детям самостоятельное рассказывание по памяти и все виды творческого рассказывания. При пересказе заметно отставание от нормально говорящих сверстников. Характерно, что отсутствие чувства рифмы и ритма мешает заучиванию ими стихов.

Пример рассказа по картине 5-летнего ребёнка с ОНР (3 уровень)

«Дети фепили снегока. Дети катавифа на их гойки. Питатифа повава детёф фат»

На 2- уровне речевого развития ошибки языковой ссссистемы грубы и стойки.

На 1-м уровне связная речь отсутствует.

Для детей с ОНР наряду с указанными речевыми особенностями характерны

– нарушение внимания и памяти

– нарушена мелкая и артикуляционная моторика

-недостаточно логическое мышление (Зимой дома тепло, потомучто нет снега).

Все перечисленные процессы теснейшим образом связаны с речевой функцией и иногда трудно бывает определить, что является причиной, а что следствием, что первично, а что вторично.

Надо помнить, что все эти особенности наблюдаются у детей четырёх с половиной – пяти лет с общим недоразвитием речи, имеющим нормальный слух и интеллект.

Развитие связной речи дошкольников с ОНР.

Основная задача логопедического воздействия на детей с ОНР – научить их связно и последовательно, грамматически и фонетически правильно излагать свои мысли, рассказывать о событиях из окружающей жизни. Это имеет  важное значение для обучения в школе, общения со взрослыми и детьми, формирования личностных качеств. Работа по развитию связной речи ведётся по следующим направлениям – обогащение словарного запаса, обучение составлению пересказа и придумыванию рассказов, загадок – описаний, разучивание стихотворений.

Остановимся на некоторых особенностях работы с детьми с ОНР.

Словарная работа – основная задача – уточнение имеющегося словаря и его обогащение. Дети должны не просто запомнить новые слова, но и уметь свободно ими пользоваться. Среди многочисленных приёмов словарной работы, которые могут быть использованы на занятиях, можно использовать следующие

– Показ и называние нового предмета или действий. Показ должен сопровождаться пояснением, новое слово обязательно проговаривается хором и индивидуально, новые слово включается в знакомый ребёнку контекст.

– Объяснение происхождения данного слова (хлебница- посуда, в которой хранится хлеб).

– Употребление расширенного значения уже известных словосочетаний (громадный дом – очень большой дом).

– Составление рассказа по вопросам, которые сначала носят характер подсказывающий  (« Это забор высокий или низкий?»), а затем требуют самостоятельных ответов. Вопросы должны быть краткими, точными по содержанию. Необходимо также обучать детей и самостоятельной постановке вопросов.

– Подбор названий предметов к действиям и названий действий к предметам,

наречий к названиям разных действий, эпитетов к предмету, однокоренных слов.

– Распространение предложений путём введения обстоятельств причин, следствия, условия, цели.

– Составление предложений по опорным словам – картинкам.

Различные задания должны развивать у детей внимание к слову, к его различным оттенкам и значениям, формировать у них умение подбирать то слово, которое необходимо в данной ситуации.

Обучение рассказыванию занимает большое место в общей системе логопедических занятий и проводятся в соответствии с индивидуальными особенностями детей. Учитывая сниженную речевую активность детей – логопатов, их быструю утомляемость, недостаточную переключаемость, воспитатель при построении занятий соответствующим образом подбирает речевой материал.

Первые небольшие самостоятельные рассказы детей должны быть связаны со

знакомой  ситуацией. Например, воспитатель даёт задание  – «Подойди к столу, возьми красный шар и синий мяч». Обращаясь к детям, он спрашивает «Что можно сказать про Колю? Что он делает?».

– Коля подошёл к столу и взял красный шар и синий мяч.

Постепенно задания усложняются, дети должны запомнить и совершить большое число действий, а затем точно рассказать о последовательности их выполнения. При этом, когда 1 ребёнок рассказывает, остальные дети слушают его рассказ, исправляя ошибки и неточности.

Составление таких рассказов по демонстрации действия является неотъемлемой частью работы по развитию у детей связной речи.

Рассказы по картинкам имеют особенное значение для развития навыков самостоятельной речи.

Серии картинок помогают ребёнку разобраться в событиях. Если в начале занятия воспитатель посредством вопросов направляет внимание ребёнка на процесс развёртывания действия, то затем ребёнок самостоятельно уже начинает выделять основные моменты в содержании рассказа.

Составление рассказов по картинам способствует уточнению значений известных ребёнку слов и усвоению новых. Новые слова запоминаются   не механически, а в процессе их активного использования. В ходе работы над рассказами по серии картинок дети овладевают навыками диалогической речи.

Картинный план , затрагивая эмоции детей, помогает создать отчётливые конкретные представления детей о данном событии в целом и в частях, обогащает, уточняет словарь детей, помогает анализировать, сопоставлять, обобщать и излагать виденное в определённой последовательности.

Приёмы работы с  сюжетными картинками многообразны, некоторые из них:

  1. Воспитатель раскладывает на столе серию сюжетных картинок и просит рассмотреть. Затем воспитатель читает рассказ, после чего каждому ребёнку даёт по 1 картинке – эпизоду. Воспитатель повторяет рассказ, а дети должны показывать соответствующие картинки. (Д. игра «Не зевай, нужную картинку поднимай.»)
  1. Воспитатель раздаёт детям предметные картинки, а сам показывает сюжетные картинки, сопровождая их рассказами. Дети должны подобрать предметные картинки к данной серии сюжетных картинок.
  1. Воспитатель читает рассказ и сам расставляет на наборном полотне картинки. Затеи он их снимает и предлагает детям самостоятельно разложить картинки  и повторить рассказ.

В случае затруднения можно задать наводящие рассказы.

  1. На наборном полотне расставлены сюжетные картинки. Воспитатель задаёт вопросы по их содержанию, помогает установить причинно-следственные отношения..
  1. Дети получают по одной картинке и рассказывают, что нарисовано на его картинке. 1 ребёнок даёт полный рассказ по всем картинкам. После этого дети придумывают имена героям рассказа.
  1. Все картинки перемешиваются, и каждому ребёнку даётся 2-3 из них.

Дети рассматривают картинки и рассказывают их в такой последовательности, чтобы по ним можно было составить связный рассказ.

  1. Дети рассматривают серию картинок, устанавливают их     последовательность, потом переворачивают картинки и рассказывают их содержание по памяти.
  1. Получив серию картинок, дети составляют рассказ. Затем они учатся задавать друг другу вопросы по содержанию картинок.
  1. Составив рассказ по серии сюжетных картинок дети придумывают ему название, а также дополняют его предыдущими или последующим событием.
  1.  После составления рассказа дети с помощью воспитателя передают содержание в лицах.

                                          Описательный рассказ.

Приём обучения детей различным видам рассказов – описаний предшествует большая работа по сравнению предметов.

Сравнение активизирует мысль детей, направляет внимание на отличительные и сходные признаки предметов, способствует повышению речевой активности.

Обучение детей описанию предметов проводится при прохождении каждой лексической темы.

Навык описания предметов полезно закреплять в ходе выполнения продуктивных видов деятельности  ( лепка, рисование, конструирование).

К творческому рассказыванию можно перейти, когда ребёнок ( в результате проделанной работы) уже имеет обогащённый пассивный и активный словарь, грамматически правильно построенную фразу, владеет навыками пересказа

 – сначала по плану педагога

– по серии сюжетных картинок с добавлением фактов, событий из жизни героев

– рассказ из нескольких текстов на заданную тему

– рассказ на основе своего личного опыта по аналогии с услышанным

– рассказ от 1-го лица, от автора

Пересказ художественных текстов – этот вид работы можно проводить только тогда, когда у ребёнка есть фразовая речь.

При подборе текстов для пересказа необходимо учитывать индивидуальные (речевые и интеллектуальные) возможности детей. Тексты должны быть доступны ребёнку по своему содержанию и форме изложения.

До начала чтения рассказа, воспитатель объясняет детям смысл трудных слов, они проговариваются хором и индивидуально. Далее проводится небольшая беседа, подводящая детей к содержанию произведения.

Прочитав рассказ, воспитатель задаёт вопросы с целью выяснения понимания.

Только после этого детей просят пересказать прочитанное. При этом на разных ступенях обучения пересказыванию применяются различные виды пересказа.

                                             Виды пересказа.

  1. Воспитатель пересказывает, а ребёнок, в зависимости от  своих речевых возможностей вставляет слово или предложение.
  1. Если ребёнок пересказывает с большими паузами, то воспитатель задаёт наводящие вопросы.
  1. Перед началом пересказа воспитатель составляет план рассказа.
  1. Пересказ организуется по «цепочке», когда один ребёнок начинает пересказывать, следующий пересказывает, а 3 заканчивает. Этот вид работы помогает выработать у детей устойчивое внимание, умение слушать товарища и следить за его речью.
  1. Часто применяется пересказ в лицах, типа простой драматизации. Этот вид работы очень нравится детям, так как он близок к игровому.

Для детей, у которых уровень развития связной речи довольно высокий, можно рекомендовать и более сложные виды работы

  1. Выборочный пересказ. Перед детьми ставится задача выделять из рассказа то, что относится к данному поступку.
  2. Краткий пересказ – ребёнок рассказывает не всё подряд, а только самое главное, существенное.
  3. Пересказ от 1 лица, от 3 –его, от имени автора, пересказ- диалог.

И выборочный пересказ и краткий пересказ возможны только в том случае, когда ребёнок в состоянии проанализировать всё произведение.

Организуя занятие по обучению пересказу, воспитатель придерживается следующего плана

  1. Орг. Часть (цель- помочь детям сконцентрировать внимание, подготовить из к восприятию текста).
  2. Чтение текста без установки на пересказ.

3.  Разбор текста в вопросно-ответной форме.

     4.  Повторение текста с установкой на пересказ

     5.  Пересказ текста с опорой на наглядный материал

     6.  Анализ детских рассказов

    Наглядный материал, «слова- опоры» – имеют очень важное значение, как помощь при пересказе детьми-

– на иллюстрированном материале дети видят всех действующих лиц сказки, причём в их связях друг с другом, поэтому при пересказе они могут основное внимание концентрировать на правильном построении предложений, на воспроизведении в своей речи тех слов и выражений, характерных для произведения, которые они пересказывают. («Мышка»).

Можно использовать простые рисунки – схемы, отражающие последовательность описания внешнего вида петушка и гусей при пересказе рассказов  Ушинского «Гуси», «Петушок с семьёй».

Такую же наглядность (опорные слова- картинки, условную схему) можно использовать не только при обучении пересказу, но и при автоматизации звуков в связных текстах, заучивании стихов.

Текс, необходимый для автоматизации тех или иных звуков, запоминается легко, если он представлен наглядно схематично.

«Непоседа Васенька»

«Белый снег пушистый»

«Белый снег, белый мел»

«Весна»

 Методические указания к разучивание стихотворений с детьми с ОНР.

  1. Каждое новое стихотворение должно быть сначала выразительно прочитано воспитателем.

2.  После прочтения стихотворение воспитатель говорит, что это     стихотворение дети будут заучивать наизусть. Затем ещё раз читает это стихотворение.

3. Далее воспитатель задаёт вопросы по содержанию стихотворения, помогает детям усвоить основную мысль.

4. После этого воспитатель выясняет, какие слова детям непонятны, в доступной форме объясняет их значение.

5. Воспитатель читает строчку стихотворения. Дети её проговаривают хором и индивидуально. Воспитатель обязательно учитывает индивидуальные возможности детей, поэтому в числе 1-х рассказывает тот ребёнок, который запоминает быстрее других.

6. Очень часто воспитатель использует стихи для закрепления произношения каких-то звуков. В этом случае он просит детей назвать все слова стихотворения, в котором встречается тот или иной звук.

7. Заучивание стихов развивает у детей чувство ритма, поэтому полезно просить детей отхлопывать или отстукивать ритм.

При заучивании стихотворения используются игровые приёмы:

– найти из предложенных картинок, картинку, соответствующую стихотворению.

– драматизация стихотворения

Работа с загадками.

Отгадывание загадок активизирует словарь детей, закрепляет умение выделять существенные признаки предметов. Кроме того, загадки расширяют кругозор детей, тренируют память и внимание. В процессе отгадывания загадок детям следует задавать наводящие вопросы.

Многие загадки рекомендуется заучивать наизусть.

При проведении занятий по формированию связной речи необходимо учитывать следующие методические принципы

  1. Постепенное усложнение в ходе занятий. (от простых фраз к сложным, от 3-х словных к 4-х словным, от фраз к рассказу).
  2. Постоянная активизация в ходе занятия детей (особенно из слабой подгруппы), но только на уровне фразовых ответов.
  3. Исключение, особенно на первых порах, отрицательной оценки деятельности детей. Акцентирование внимания на их успехах и достижениях с целью повышения речевой активности.
  4. Определённая последовательность опроса детей при рассказывании. Сначала высказываются дети из сильной подгруппы, затем средней.
  5. Перенесение отработки связного рассказывания с детьми из слабой подгруппы на индивидуальные занятия.

Итак, в результате ребёнок имеет обогащённый пассивный и активный словарь, грамматически правильную фразу, владеет навыками пересказа, может дать рассказ из личного опыта, описательный рассказ, можно перейти к творческому рассказу сначала по образцу, по плану педагога, по серии сюжетных картинок, конец, начало, использование Триза, рассказа по предложенной теме, по пословице, от первого лица, от автора и т. д.

Источник

Елена Корнильева
Развитие связной речи у детей с ОНР

Развитие связной речи у детей с ОНР

Связная речь – смысловое развернутое высказывание (ряд логически сочетающихся предложений, обеспечивающее общение и взаимопонимание.

Связная речь выполняет важнейшие социальные функции – являясь средством коммуникации, помогает ребенку устанавливать связь с окружающими людьми и, что немаловажно, регулирует поведение ребенка в социуме.

Основной характеристикой связной речи является ее понятность для собеседника.

Основная функция связной речи – коммуникативная,которая осуществляется в двух основных формах: монолог и диалог.

Диалогическая речь (диалог) – процесс непосредственного речевого общения, характеризующийся поочередно сменяющими одна другую репликами двух или более лиц.

Монологическая речь (монолог) – процесс непосредственного общения, характеризующийся речью одного лица.

Успешность обучения в школе во многом зависит от уровня овладения детей связной речью. Умение давать развёрнутые ответы на вопросы, самостоятельно излагать свои суждения — все эти и другие учебные действия требуют достаточного уровня развития связной (диалогической и монологической) речи.

Не для кого ни секрет, что у детей с общим недоразвитием речисуществуют следующие проблемы: скудный словарный запас, неумение согласовывать слова в предложении, нарушение звукопроизношения, наблюдается значительное отставание в формировании навыков описательно-повествовательной речи. У большинства детей нарушено внимание, несовершенно логическое мышление. В дошкольном возрасте преобладает наглядно-образная память,и запоминание носит в основном непроизвольный характер: дети лучше запоминают события, предметы, факты, явления, близкие их жизненному опыту. Исследования показали, что объём зрительной памяти и возможности смыслового, логического запоминания у детей с ОНР, практически не отличается от нормы, но заметно снижена их слуховая память и продуктивность запоминания.

Логопедическая коррекция при общем недоразвитии речипредполагает комплексное воздействие на все стороны речевого дефекта: исправление неправильного звукопроизношения, просодики, лексико-грамматического строя, связной речи, мелкой моторики рук

В число задач логопедической работы с дошкольниками, имеющими общее недоразвитие речи (ОНР, входит научить детей связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей жизни. Это необходимо как для наиболее полного преодоления системного речевого недоразвития, так и для подготовки детей к предстоящему школьному обучению.

Эта задача решается путем совершенствование монологической речи, различными видами речевой деятельности пересказ литературных произведений, составление описательных рассказов о предметах, объектах, явлениях природы, создание разных видов творческих рассказов, заучивание стихотворений, а также составление рассказов по картине.

Игра – основной вид деятельности дошкольника, именно игра помогает создать такие ситуации, в которых даже самые необщительные и скованные дети вступают в речевое общение и раскрываются.

Ну, а словесные игры имеют большое значение в речевом развитии детей. Они построены на словах и действиях играющих. Эти игры учат опираться в решении задачи на представление о ранее воспринятых предметах, углублять знания о них, требуют использовать приобретенные ранее знания в новых связях, в новых обстоятельствах. Эти игры особенно важны для детей,так как способствуют подготовке к обучению в школе: развивают умение внимательно слушать педагога, быстро находить нужный ответ на поставленный вопрос, точно и четко формулировать свои мысли, применять знания в соответствии с поставленной задачей.

Игры способствуют формированию и развитие фонематического восприятия, а также в развитии лексико-грамматических категорий и связной речи

«Испорченный телефон»

«Светофор

«Вершки- корешки»

«Фрукты- овощи»

«Новоселье»

Лото «В мире растений»

«Летает, а не птица»

«Размытое письмо»

«Живые слова»

«Дополни предложение»

«Придумай предложение»

«Кто больше заметит небылиц»

«Где начало рассказа?»

«Найди картинке место»

«Исправь ошибку»

«Какая картинка не нужна?»

Игры на закрепление полученных знаний и навыков детей.

«Составь слово»

«Разгадай ребус»

«Из слов – предложение»

«Четвёртый лишний»

«Верно ли это?»

«Найди лишнее слово»

«Зачем нам эти вещи»

«Составь два рассказа»

«Поиск пропавших деталей»

игры на развитие внимания, сообразительности, быстроты мышления, выдержки,чувства юмора:

«Испорченный телефон», «Краски», «Летает – не летает» «Садовник»

Игры для освоения правил словообразования

Например, игра «Назови ласково»

Цель данной игры: обучение образованию уменьшительно-ласкательных форм существительных.

Игра «Что для чего?»

Цель данной игры: образование наименований предметов посуды.

Скажите, пожалуйста, где хранятся эти предметы (хлеб – в хлебнице, сахар – в сахарнице, конфеты – в конфетнице).

Игра «Чьи хвосты?» помогает нам образовывать притяжательные прилагательные.

Хвост собаки — собачий. Хвост кошки — кошачий.

Игра «Что из чего сделано?» учить образовывать прилагательные от существительных. Сковорода из чугуна – чугунная, ложка из дерева – деревянная

В процессе изучения лексической темы дети играют в сюжетные игры, при разыгрывании различных моделей жизненных ситуаций у детей возникает естественная потребность в инициативной речи.

Диалог- сложная форма социального взаимодействия. Участвовать в диалоге бывает трудней, чем строить монологическое высказывание.Участие в диалоге требует слаженных умений: слушать и правильно понимать мысль, формировать в ответ собственное суждение, правильно выражать средствами языка, следить за правильностью языковой формы, слушать свою речь чтобы контролировать ее нормативность.

В играх ребенок попадает в ситуацию, где он должен применять на практике все полученные знания.

Сюжетно-ролевые игра является именно той самой игровой ситуацией, где происходит целенаправленное обучение диалогической речи.

Сюжетно-ролевые игры помогают выработать чувство родного языка и умение правильно произносит слова, усваивать грамматические нормы.

Театрализованная деятельность – является разновидностью ведущей игровой деятельности, так же в силу своей специфики обладает определенным потенциалом в формировании речевых навыков.

Метод мнемотехники и метод наглядного моделирования могут быть использованы во всех направлениях логопедической работы.

Метод наглядного моделирования помогает ребенку зрительно представить абстрактные понятия (звук, слово, предложение) научиться работать с ними.

При обучении звуковому анализу детьми используют фишки зеленого, красного и синего цветов для обозначения звуков. При определении звонкости и глухости звуков дети пользуются символами колокольчиков (один из них звенит, другой молчит, учатся графически изображать предложение, используя слова модели.

Так, в ходе работы над формированием произносительной стороны речикартинками-символами обозначают: упражнения артикуляционной гимнастики, звуки («песенки звуков» картинка насос- звук с, самолет звук л).

В процессе обучения связной монологической речи мнемотехника служит средством планирования высказывания. Метод мнемотехники может быть использован в работе над всеми видами связногомонологического высказывания:

• пересказ;

• составление рассказов по серии картин и сюжетной картине;

• рассказ-описание, рассказ-сравнение, описательные загадки;

Схемы помогают детям самостоятельно определить главные свойства и признаки рассматриваемого предмета, установить последовательность изложения выявленных признаков; обогащают словарный запас детей.Для изготовления этих картинок не требуются художественные способности: любой педагог в состоянии нарисовать или, владея компьютером сделать подобные символические изображения предметов и объектов к выбранному рассказу.

Мнемотаблицы особенно эффективны при разучивании стихотворений.Суть заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом, все стихотворение зарисовывается схематически. После этого ребенок по памяти, используя графическое изображение, воспроизводит стихотворение целиком. На начальном этапе предлагаю готовую план – схему, а по мере обучения ребенок также активно включается в процесс создания своей схемы.

Описательный рассказ. Это наиболее трудный вид в монологической речи. Описание задействует все психические функции (восприятие, внимание, память, мышление). Помогают мнемосхемы

Пересказ. Ему принадлежит особая роль в формировании связной речи. Здесь совершенствуется структура речи, ее выразительность умение строить предложения. И если пересказывать с помощью мнемотаблиц, когда дети видят всех действующих лиц, то свое внимание ребенок уже концентрирует на правильном построении предложений, на воспроизведении в своей речи необходимых выражений.

Работу на занятиях по мнемотаблицам строится в три этапа.

1 этап: рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено.

2 этап: осуществляется перекодирование информации, т. е. преобразование из абстрактных символов слов в образы.

3 этап: после перекодирования осуществляется пересказ сказки или рассказа по заданной теме.

Мнемотехника многофункциональна. На основе ее основе можно составить разнообразные дидактические игры.

Связнаяречь выполняет важнейшие социальные функции: помогает устанавливать связь с окружающими людьми, определяет и регулирует формы нормы поведения в обществе, что является решающим фактором для развития личности.

Источник