Развитие речи ребенка с использованием монтессори
02.02.2015,
Методики развития, Статьи
Методика раннего развития детей Марии Монтессори известна многим родителям. Открывается все больше детских садов и школ, которые работают по этой системе. В чем особенности педагогики по Монтессори, и как методика может помочь в развитии речи малыша, вы узнаете из этой статьи.
Методика Монтессори: основные принципы
Автор методики – Мария Монтессори, итальянский врач и педагог, под руководством которой в 20-м веке были открыты школы развития для детей во всем мире.
Система Монтессори основывается на глобальной идее: ребенок – уникальная личность со своим планом развития, заложенными способностями и сроками освоения навыков. Задача педагогов и родителей – максимально обогатить среду специальными развивающими материалами и организовать в ней деятельность малыша.
В своей школе Мария Монтессори сама обучала учителей, меняла их убеждения относительно воспитания. Так, например, педагог не мог самостоятельно вмешаться в деятельность увлеченного малыша и показать, как надо делать правильно (только если ребенок сам попросит). Известно, что молодые учителя, пришедшие на работу в школу Марии Монтессори, первое время не знали, чем заняться. «Моя задача – просто наблюдать за детьми», – жаловались они друг другу.
Феномен системы Монтессори заключается в полном доверии к маленькому человеку, вере в его способности, предоставлении безопасной свободы и самостоятельности.
Развитие речи по Монтессори
Удивительно, но если вы посетите детский сад Монтессори, то увидите, что с детьми разговаривают немного, при этом речь у малышей развита. Дело в том, что Монтессори уделяла много внимания тренировке мелкой моторики и физической активности. Доказано, что движение пальчиков и умеренные физические нагрузки положительно влияют на развитие речи и умственные способности.
Пространство для занятий по Монтессори разделено на пять зон, которые запросто можно организовать в домашних условиях.
Зона развития практических навыков. Завязывание шнурков, работа с пуговицами, застежками, владение столовыми приборами, стирка, уборка – все предметы, которые подготовят малыша к навыкам самообслуживания, находятся на этом участке.
Зона сенсорного развития. Здесь подобраны материалы, которые задействуют органы чувств ребенка: слух (музыкальные инструменты), зрение (разноцветные игрушки), обоняние (вкусовые, пахнущие баночки), осязание. Играя с материалами этой зоны, ребенок учится различать предметы по характеристикам. В процессе занятий развивается внимание, память, мелкая моторика и речь.
Зона математического развития. Собранные здесь предметы и игрушки знакомят ребенка с понятием количества (один-много), фигурами, развивают пространственное и логическое мышление. На этом участке самое место конструкторам, кубикам и матрешкам.
Зона естественно-научного развития (космоса). Материалы этой зоны знакомят детей с окружающим миром. Здесь можно поставить глобус, карты, растения, организовать «живой уголок».
Зона языкового развития представляет собой подоборку книг и пособий с заданиями, развивающих речь и письмо. Этот участок нам особенно интересен, поэтому остановимся на нем подробнее.
В начальной группе Монтессори (от 1 до 3 лет) для развития речи с ребятишками проводят много пальчиковых игр и упражнений на мелкую моторику . Занятия сопровождаются легкими стихами, предметы озвучиваются и показываются – таким образом активизируется речевое развитие малыша, память, непринужденно увеличивается словарный запас.
Детям постарше (от 3 до 6 лет) преподаватели рассказывают интересные истории и сведения об окружающем мире, проводят пальчиковые игры и предлагают занятия на развитие моторики рук и «спонтанного (или импульсного) письма».
Что такое «импульсное письмо»? Это когда ребенок пишет буквы, иногда слова, при этом не зная азбуки. Следует отметить, что дети в возрасте 4-5 лет, занимающиеся по системе Монтессори, часто начинают самостоятельно выводить буковки или слова, хотя еще не знакомы с алфавитом. Мария Монтессори подчеркивала, что письмом дети владеют интуитивно, и специально учить писать не надо. Достаточно лишь дать возможность тренировать мелкую моторику и обращаться с письменными принадлежностями. Именно поэтому некоторые игрушки, созданные по методике Монтессори, по форме напоминают карандаш или ручку.
Чтение является более сложным процессом, поэтому Мария Монтессори предлагает сначала осваиваить спонтанное письмо и лишь потом переходить к чтению.
В числе наиболее эффективных материалов, развивающих чтение, письмо и речь по Монтессори, можно выделить:
– несколько видов подвижного алфавита (наборы букв из разных материалов),
– карточки с рельефными и шершавыми буквами,
– пособия и инструменты для рисования, штриховки, соединения линий.
Немаловажно, что эффективность методики Монтессори была неоднократно доказана педагогами разных стран. Успех системы Монтессори построен прежде всего на том, что ребенок погружается в среду, где он свободен и может самостоятельно познавать. Образовательная деятельность проходит непринужденно, по желанию, естественным путем – в результате малыш развивается легко и гармонично.
Возможно, вы захотите включить эту уникальную систему в воспитание своего ребенка. Прекрасно! В таком случае вам будут полезны интересные игры на развитие речи по методике Монтессори.
Развивайте ребенка легко и с удовольствием. Удачи!
Алена Волкова, Ваш консультант по развитию детской речи.
Источник
Для успешного формирования речи у ребёнка требуется соблюдение следующих условий:
- нормально функционирующие органы слуха и речи
- языковая среда
- желание говорить (поддерживаемое общей атмосферой доверия, участия, интереса к ребёнку и тому, что он говорит)
При соблюдении этих условий развитие речи ребёнка происходит легко и непринуждённо. Ведь самой природой в ребёнка заложена программа на освоение речи, но кроме того, ребёнок до 6 лет обладает природными дарами, которые делают усвоение речи непринуждённым и лёгким. Дары эти в Монтессори-педагогике известны под названием впитывающий ум и сензитивный период развития языка.
Сензитивный период для развития речи создаёт для ребёнка особую притягательность и восприимчивость к окружающей его речи: ребёнок с младенчества вслушивается в звуки речи, старается их повторять, а потом с жаждой стремится познать названия всего, что окружает его и выражать свои желания с помощью слов.
Впитывающий ум, в свою очередь, делает процесс усвоения речи непринуждённым и лёгким. Ребёнок просто впитывает всё то, что слышит вокруг себя, сначала в пассивный словарный запас, а потом и в активный, нередко удивляя взрослых новыми словами, которым его никто не учил.
Понимая природу и возможности впитывающего ума ребёнка и сензивного периода развития языка, а также необходимые условия для успешного развития речи, Монтессори-педагог создаёт богатую языковую среду и всеми силами подпитывает желание ребёнка говорить.
Монтессори-среда для детей до 3 лет обустроена таким образом, чтобы всё в ней естественным образом способствовало развитию речи ребёнка.
[pullquote align=»full» cite=»» link=»» color=»» class=»» size=»»]Работа над развитием речи не ограничивается несколькими материалами в зоне языка, а красной нитью проходит сквозь всё, что происходит в тщательно организованной среде.[/pullquote]
Рассмотрим, как в успешно функционирующей Монтессори-группе для детей до 3 лет (тоддлер-группа) создаются условия для развития речи детей:
Разнообразная, чёткая, неспешная речь взрослого
Монтессори-педагог осознанно замедляет свою речь, чётко проговаривает слова, использует полные предложения. Он не стремится упрощать свою речь до уровня ребёнка, а, наоборот, использует разнообразные грамматические конструкции, точные названия предметов и действий, позволяя ребёнку слышать и впитывать грамотную, богатую речь.
[pullquote align=»full» cite=»» link=»» color=»» class=»» size=»»]В Монтессори-педагогике огромное значение придаётся созданию богатой языковой среды с самого раннего детства.[/pullquote]
В своём общении с детьми и другими взрослыми в среде, педагог также моделирует нормы речевого этикета, осознавая, что ребёнок в этом возрасте, как губка, впитывает модели поведения и речи из окружающей его среды.
Использование точных названий предметов и действий
В Монтессори-среде для тодлеров (детей в возрасте 14 мес. – 3 лет) педагог использует точные названия предметов и действий как во время демонстрации нового вида деятельности, так и в любом взаимодействии с ребёнком.
При демонстрации нового вида деятельности в зоне практической жизни, педагог называет каждый предмет и действия, используемые для выполнения деятельности. Например, в упражнении мытья посуды, ребёнок слышит следующие названия предметов и действий: тазик, кувшин, корзинка для посуды, средство для мытья посуды, губка, полотенце, сушилка для посуды, набрать воду, открыть и закрыть кран, нести кувшин, налить воду, добавить, перемешать, принести посуду, намочить, намылить, сполоснуть, вылить, протереть, повесить сушить.
Педагог называет каждый предмет в составе упражнения, способствуя тем самым усвоению ребёнком новых слов. Источник фото: www.bergamoschools.com
Впитывающий ум ребёнка неосознанно и без усилий усваивает все эти слова, и даже если он ещё не говорит, эти слова обязательно откладываются в его сознании и со временем перейдут в его активный словарь.
Активное слушание ребёнка
Монтессори-педагог опускается на уровень глаз ребёнка, смотрит ему в глаза, даёт возможность ребёнку высказаться, внимательно слушает его, не перебивая и не исправляя его речь. Педагог может использовать технику “эхо”, то есть повторить мысль ребёнка, задать вопрос, выразить понимание.
Активное слушание поддерживает желание ребёнка общаться, даёт ему ощущение, что его мысли, чувства и переживания стоят того, чтобы их высказать, что они интересны другому человеку. А это является важным условием для развития устной речи, ведь для того, чтобы говорить, нужно хотеть говорить.
Беседы взрослого с ребёнком
В хорошо функционирующей Монтессори-среде царит доброжелательная и открытая атмосфера, где педагог и дети свободно общаются в течении дня. С небольшой беседы начинается каждый день. Педагог лично встречает каждого ребёнка, смотрит в глаза, здоровается, интересуется как ребёнок себя чувствует и слушает то, чем жаждет поделиться ребёнок.
Педагог может сам инициировать коротенькую беседу, задав ребёнку какой-то вопрос, озвучив своё наблюдение или поддержать беседу, начатую самим ребёнком.
Педагог и дети свободно общаются друг с другом в течении дня. Источник фото: montessoriguide.org
Такие небольшие спонтанные беседы пронизывают весь день и могут касаться разных аспектов жизни ребёнка. Предметом беседы может стать картина на стене, новая статуэтка на полочке, погода на улице, еда, прошедшие выходные и прочее. Беседы очень непринуждённые, спонтанные и доброжелательные.
Свободное общение детей
В истинной Монтессори-среде царит атмосфера свободы общения, где дети разговаривают не только с педагогом но и между собой. Педагог не одёргивает детей, а наоборот, поощряет их тягу к общению и выражению себя в устной речи.
Если Вы наблюдаете обратное, когда педагог просит детей «работать молча», не отзывается на позыв ребёнка поговорить со взрослым или другим ребёнком, это должно насторожить Вас и поставить под вопрос, насколько полно и глубинно в данной среде реализуются принципы Монтессори-педагогики.
Непосредственный опыт взаимодействия с окружающей средой
Тщательно подготовленнная Монтессори-среда обеспечивает разнообразное предметное окружение (картины, деревянные статуэтки, комнатные растения, предметы быта в упражнениях практической жизни, реальные предметы и уменьшенные модели в зоне языка) и свободу ребёнка взаимодействовать с этим предметным окружением.
Благодаря этому ребёнок в Монтессори-среде получает обширный опыт взаимодействия с предметами. Он моет посуду, стирает, готовит еду, садит семена растений и в этой предметной деятельности непосредственно знакомится с предметами, входящими в состав деятельности, а также их свойствами.
Какая связь между предметной деятельностью/непосредственным опытом ребёнка и развитием речи?
Дело в том, что опыт взаимодействия ребёнка с предметами и явлениями окружающей среды обеспечивает фундамент, на котором строится устная речь, а именно формирование словарного запаса.
[pullquote align=»full» cite=»» link=»» color=»» class=»» size=»»]Усвоение словарного запаса языка у ребёнка происходит на основе впечатлений и представлений, накопленных в предметной деятельности.[/pullquote]
Без этого личного опыта услышанные слова представлялись бы маленькому ребёнку бессмысленной комбинацией звуков.
Например, возьмём слово «компост». Ребёнок приносит тарелку с недоеденной едой к ведёрку для компоста. Он видит остатки еды в ведре, выкладывает остатки своей еды после обеда, он вместе с педагогом выносит содержимое ведёрка в компостную яму. Он наблюдает как меняется вид содержимого в яме со временем, и, возможно, получает возможность использовать получившуюся смесь для удобрения растений в саду при образовательном центре. Таким образом, в его голове формируется определённое представление о компосте.
Источник фото: Countryside Montessori School
Затем это мысленное представление связывается с определённой комбинацией звуков (при условии, что взрослый использует это слово в речи, обращённой к ребёнку во время его взаимодействия с компостом). Постепенно эта связь между предметом и явлением компост и словом «компост» закрепляется, и ребёнок, услышав слово «компост» уже знает, о чём речь.
Теперь представим, что ребёнок никогда не имел дела с компостом. Сколько бы раз он ни слышал слово «компост» в речи взрослых, для него это слово — просто комбинация звуков, за которой для него ничего не стоит. Он может легко научиться произносить это слово и повторять его за взрослым, но не иметь представления, что это слово значит.
Такова особенность развития маленького ребёнка — он движется от конкретного предмета, от непосредственного опыта взаимодействия с миром к усвоению языка. Монтессори-среда учитывает природу ребёнка и особенности его развития и предоставляет ребёнку богатый опыт взаимодействия с окружающими его предметами и явлениями.
Упражнения для расширения словарного запаса
Помимо естественного и непринужденного усвоения ребёнком новых слов из речи взрослых, в Монтессори-среде уделяется внимание целенаправленной работе по расширению словарного запаса с помощью дидактического материала. Для этого в Монтессори-среде для детей до 3 лет (как и в среде от 3 до 6 лет) существует зона развития языка. В Монтессори-среде для тодлеров (детей от 12-14 мес. и до 3 лет) для расширения словарного запаса в зоне языка представлены следующие материалы:
— реалистичные предметы и уменьшенные модели
— карточки с изображениями
В качестве основного языкового материала для детей младшего возраста, особенно самых маленьких, используются предметы, знакомые ребёнку из его ежедневной жизни: фрукты, овощи, орехи, предметы одежды, посуда и кухонные принадлежности, предметы для ухода за собой и тому подобное.
Далее, для тех вещей и предметов, которые невозможно принести в образовательную среду, используются уменьшенные модели. С помощью уменьшенных моделей ребёнок знакомится с названиями животных, насекомых, птиц, видов транспорта и тому подобное, в зависимости от оснащённости конкретного образовательного центра.
Реальные предметы и уменьшенные модели удовлетворяют потребность ребёнка сенсорно исследовать мир, манипулировать предметами, познавать мир активно, с помощью рук и органов чувств.
Для работы с реалистичными предметами, моделями и карточками используется методика трёх-ступенчатого урока, привнесённая из Монтессори-среды 3-6, но модифицированная для раннего возраста.
На первой ступени педагог берёт один предмет, рассматривает, называет его и передаёт ребёнку. Пока ребёнок исследует предмет, педагог повторяет название предмета ещё несколько раз. Эти действия повторяются с другими предметами в корзинке.
Выполнение действий с реальными предметами или уменьшенными моделями, в сопровождении с многократным повторением педагогом их названия, позволяет ребёнку легко запомнить новые слова. Источник фото: thekavanauhreposrt.com
На второй ступени педагог предлагает выполнять названные действия с предметами («положи слона сюда», «дай мне лошадь», «прикоснись к жирафу» и прочее), тем самым закрепляя в памяти ребёнка связь предметов с их названиями, а также позволяя ребёнку несколько раз услышать чёткое произношение слова. Такая работа проходит с энтузиазмом, в игривой форме и доставляет массу удовольствия детям.
В зависимости от возраста и развития речи, ребёнок может повторять слова за педагогом, а может и не повторять. При этом педагог не призывает ребёнка к повторению за собой, а просто сам многократно повторяет слово, доверяя, что впитывающий ум ребёнка усваивает новые слова в пассивный словарь, даже если первоначально они идут в его пассивный словарь. Педагог понимает, что однажды ребёнок самостоятельно станет использовать эти слова в своей речи.
Работа с карточками проводится аналогичным образом и позволяет расширять словарный запас за рамки ежедневных предметов и уменьшенных моделей. То, что мы не можем принести в среду в виде реальных объектов или моделей, мы привносим через карточки с реалистичными изображениями. Подробнее о работе с карточками можно прочитать в статье Карточки для расширения словарного запаса у детей от года до 3 лет.
Стихи, рифмовки, песни
Детям с самого рождения присуща любовь к ритму и рифме, поэтому они с удовольствием слушают взрослых, декларирующих небольшие стихотворения и напевающих песенки.
Источник фото: infant-community.com
Сначала дети просто слушают взрослого, постепенно начинают повторять движения, сопроваждающие стихи и песни. Кто-то начинает напевать мелодию песни или ритм стишка ещё до того, как они сами могут говорить. По мере развития речи, дети могут произносить последнее слово в строчке, а позднее уже напевать слова песни или проговаривать стихотворение вместе с педагогом.
[pullquote align=»full» cite=»» link=»» color=»» class=»» size=»»]Поэзия и песни открывают ребёнку совсем другой язык, наполненный красочными эпитетами и метафорами, грамматическимим конструкциями, интонациями, ритмами, редко используемые в ежедневной речи, но демонстрирующие богатство языка.[/pullquote]
Через песни и стихотворения ребёнок впитывает и новые слова. Например, в песенке про части тела, ребёнок слышит и запоминает названия частей тела, в стихотворении о цветах — названия цветов.
Кроме того, многие стихотворения и песенки для этого возраста сопровождаются движениями, а движения (особенно мелкая моторика) в свою очередь косвенно способствуют развитию речи.
Чтение книг
Чтение книг является неотъемлемой частью Монтессори-среды. Чтение книг ребёнку обогащает его речь, расширяет его словарный запас, знакомит с окружающим миром, развивает воображение и прививает любовь к чтению.
В свободном доступе для детей всегда представлены несколько реалистичных книг, которые они могут рассматривать самостоятельно, и которые педагог читает как небольшой группе детей, так и индивидуальному ребёнку.
Источник: www.leportschools.com
Книги регулярно меняются, поддерживая интерес детей, расширяя их кругозор и приобщая детей к разнообразию стилей, авторов, иллюстраций.
Таким образом, в успешно функционирующей аутентичной Монтессори-среде создаётся богатая языковая среда и подпитывается желание ребёнка говорить. Богатая языковая среда создаётся разнообразной речью педагога, ясным неспешным произношением слов, точными названиями окружающих предметов, упражнениями для расширения словарного запаса, поэзией и песнями. Желание говорить поддерживается внимательным и уважительным отношением к ребёнку, к его попыткам выразить себя, беседами педагога с ребёнком, свободой общения с другими детьми и педагогом.
В этих благоприятных условиях специально-подготовленной Монтессори-среды ребёнок получает возможность реализовывать данный ему от природы потенциал и легко и непринуждённо формировать крепкий фундамент для всего дальнейшего освоения языком, как устным так и письменным.
Юлия Бортко — montessori-way.ru
Источники:
Kuhl, Patricia K. Early Language Learning and Literacy: Neuroscience Implications for Education. Mind Body Education. 2011 Sep. 5(3): 128–142.
Материалы Монтессори-тренинга Ассистент Детства в Денвере, курс 2015-2016 года.
Источник