Развитие речи ребенка раннего возраста кратко

Раннее детство – сензитивный период для усвоения речи. К этому времени у ребенка формируются основы фонематического слуха, отрабатываются произнесение речевых звуков. Возникшее понимание и произнесение первых слов увеличивают его познавательные возможности и расширяют формы общения с взрослыми. Возникает новая форма общения – активная самостоятельная речь. Этот скачек в развитии ребенка происходит обычно в возрасте 1,5 – 2 лет.

Второе полугодие второго года жизни характеризуется интенсивным развитием словаря ребенка (к 1г. 8 мес. он достигает 100 слов, к 2 годам – 300 слов, к 3 годам – 1500 слов).

Конец второго года жизни характеризуется усвоением грамматического строя предложений. Возникают предложения, состоящие из аморфных слов-корней (однословных и двух- трехсловных). Второй период – усвоение грамматической структуры предложения, связанный с формированием грамматических категорий и их внешнего выражения. К 3-м годам ребенок овладевает почти всеми падежами (А.Н.Гвоздев).

В начале речь ситуативна и, в связи с практической деятельностью, протекает в форме диалога. Диалог способствует развитию социальных отношений у детей. Ребенок правильно реагирует на слова окружающих, когда они многократно повторены и сопровождаются определенными действиями. Ребенок реагирует не только на слово, но и на всю ситуацию в целом. Постепенно значение ситуации преодолевается, ребенок начинает понимать слова вне зависимости от того, кто их произносит и какими жестами они сопровождаются.

После полутора лет ребенок понимает обращенные к нему просьбы и может действовать по словесным указаниям взрослого. На третье году жизни речевые указания начинают регулировать поведение ребенка в разных условиях, оказывают не только непосредственное, но и отсроченное действие.

Возникает в этот период и описательная речь (развернутая). Важная роль в ее формировании принадлежит взрослому, который знакомит ребенка с примерами такой речи, ее эталонами (сказки, стихи, рассказы).

На третьем году понимание речи возрастает и по объему, и по качеству. Дети понимают не только речь-инструкцию, но и речь–рассказ. Это важное приобретение, так как дает возможность сообщить ребенку информацию о предметах и явлениях, недоступных непосредственному опыту.

Совершенствуются в раннем возрасте и звуковая сторона языка (различение звуков языка – фонематический слух и формирование правильного произношения звуков речи).

Таким образом, развитие речи в раннем возрасте идет по двум направлениям: совершенствование понимание речи взрослого и формирование собственной активной речи.

Развитие мышления ребенка в раннем возрасте

Развитие мышления зависит от деятельности самого ребенка (приобретение чувственного опыта) и от влияния взрослого, который учит способам действий и дает обобщенные названия предметов. Опыт предшествующего действия ребенка отражается в последующих его действиях. Мышление осуществляется в процессе предметных задач и носит наглядно-действенный характер. Надо предоставить ребенку возможность активно действовать с разными предметами, создавая элементы проблемных ситуаций.

В практике действий с предметами ребенок усваивает, что разные предметы могут употребляться по исходным признакам и по сходству деятельности. Это приводит к усвоению обобщенного знания. Овладение практической деятельностью, с одной стороны, и приобщение к речи, с другой, приводит к качественным изменениям в психике ребенка. В раннем возрасте формируются элементы наглядно-образного мышления.

На 3-м году жизни в умственном развитии ребенка начинает формироваться знаковая (символистическая) функция сознания. Знаковая функция сознания усваивается ребенком с помощью взрослого, позволяет выполнять действия не с предметами, а с их заместителями. Она перестраивает все виды деятельности ребенка. Особенностью развития мышления в раннем детстве является то, что разные его стороны: развитие наглядно-действенного и наглядно-образного мышления, с одной стороны, и усвоение знаковой функции сознания – с другой, пока еще разобщены, не связаны между собой.

5.3. Личностные новообразования раннего возраста

Важным достижением раннего возраста является овладение прямохождением. Вначале движения ребенка скоординированы недостаточно. Здесь необходимо одобрение взрослого, его поддержка. Постепенно ребенок начинает испытывать удовольствие от владения своим телом. По мере совершенствования двигательного аппарата, совершенствуется и процесс ходьбы. Для ребенка второго года жизни ходьба становится потребностью. К 1г.9м. – 1г.10м. хождение автоматизируется, и потребность в передвижении несколько ослабевает. Самостоятельное передвижение расширяет контакт ребенка со средой и вносит известные изменения в отношения с окружающими. Увеличиваются двигательные возможности, расширяются познавательные возможности ребенка. Мышечное чувство становится опорой в восприятии расстояния и пространственных отношений предметов. Ходьба позволяет ребенку практически узнать предметы с разных сторон – их форму, величину, цвет и пр. Овладение прямохождением не только ведет к расширению поля взаимодействия с окружающим миром, но и способствует развитию его самостоятельности.

Читайте также:  Семейное воспитание ребенка с отклонением в развитии мастюкова читать

В раннем возрасте формируются важные предпосылки для формирования личности. Детям свойственна непосредственность, импульсивность поведения. В этом возрасте ребенок начинает знакомиться с правилами поведения, контролировать свои и чужие поступки. Однако сознательно управлять своим поведением ребенку еще пока трудно, ему тяжело удержаться от немедленного удовлетворения возникшего желания.

Важным моментом развития ребенка является возникновение стремления к самостоятельности. Оно обозначает одновременно появление новой формы желаний, непосредственно не совпадающих с желанием взрослых, что находит свое выражение в настойчивом: «Я хочу», «Я сам». К 3–м годам ребенок начинает относиться к себе как к самостоятельному «Я», т.е. у него возникают начальные формы самосознания, что связано с отделение себя от своих действий. С осознанием делового сотрудничества с взрослым у ребенка формируются целеустремленность, способность с помощью старших соотносить полученный результат с исходным намерением, сравнить то, что получилось, с тем, что хотел получить. В случае удачи у ребенка возникает гордость за собственное достижение – еще одно личностное новообразование раннего возраста.

Кризис трех лет

Хотя роль взрослого в раннем детстве остается ведущей, стремительно нарастает тенденция к самостоятельности, стремлению действовать независимо от взрослых и без них. К концу раннего возраста это находит свое выражение в требованиях ребенка: «Я сам».

К трем годам у ребенка появляются свои собственные желания, непосредственно не совпадающие с желаниями взрослого. До этого между желаниями ребенка и взрослого не было особых расхождений. Если ребенок хотел чего-то недозволенного, взрослые переключали его внимание на другой привлекательный предмет. К трем годам желания ребенка становятся определенными и настойчивыми, что подтверждается настойчивым «Я хочу!». Это приводит к существенным осложнениям в отношениях ребенка и взрослого. Этот период в психологии получил название кризис трех лет. Критическим этот период является потому, что на протяжении всего нескольких месяцев существенно меняется поведение ребенка и его отношения с окружающими людьми.

Кризис 3-х лет впервые был описан Эльзой Келер в работе «О личности трехлетнего ребенка». Ею были выделены несколько важных симптомов этого кризиса:

Негативизм. Это отрицательная реакция, связанная с отношением одного человека к другому. Ребенок отказывается вообще подчиняться определенным требованиям взрослых. Это не просто непослушание или нежелание выполнять указания взрослого, а стремление все сделать наоборот, вопреки просьбам или требованиям старших. При негативизме ребенок не делает чего-либо только потому, что его об этом попросили. Причем такое стремление часто наносит ущерб собственным интересам ребенка. Пи яркой форме негативизма ребенок отрицает все, что говорит взрослый. Как только взрослый соглашается с ним, его «мнение» резко меняется на противоположное. Иногда поведение ребенка не только не зависит от воспринимаемых обстоятельств, но и противоречит очевидности. Такое поведение вызвано не предметной ситуацией, а отношением к человеку.

Упрямство. Эта реакция на свое собственное решение. Упрямство не следует смешивать с настойчивостью. Оно состоит в том, что ребенок настаивает на своем требовании, решении. Здесь происходит выделение личности и выдвигается требование, чтобы с этой личностью считались. Когда ребенок настаивает на своем не потому, что ему сильно хочется, а потому, что он этого потребовал. Мотивом упрямства является то, что ребенок связан своим первоначальным решением и ни за что не хочет отступать от него.

Строптивость. От негативизма строптивость тем, что она безлична. Протест ребенка направлен не против конкретного взрослого, а протв образа жизни. Ребенок начинает отрицать все, что спокойно делал раньше.

Своеволие. Это стремление к эмансипации от взрослого. Ребенок хочет делать что-то сам, причем речь идет не просто о физической самостоятельности (как это было при кризисе первого года жизни), а о самостоятельности собственного замысла и желании его реализовать.

Обесценивание взрослых. Ребенок может начать обзывать взрослых бранными словами, которых раньше никогда не употреблял. Точно также он вдруг резко меняет отношение к своим игрушкам, замахивается на них, как будто они живые, отказывается играть с ними.

Протест-бунт против окружающих. Ребенок как будто находиться в состоянии жесткого конфликта с окружающими людьми, постоянно ссориться с ними, ведет себя агрессивно.

Читайте также:  График скачков в развитии у ребенка

Вместе с тем ряд психологических наблюдений показывает, что далеко не всегда 3-летние дети обнаруживают столь острые негативные формы поведения, или быстро их преодолевают. В тоже время их личностное развитие проходит нормально. Следует различать субъективный кризис и объективный.

Субъективный кризис – обязательный и закономерный этап развития личности ребенка, на котором появляются личностные новообразования. Внешне он не всегда сопровождается негативным поведением ребенка.

Контрольные вопросы

1. Раскрыть роль взрослого в овладении ребенком предметной деятельностью.

2. Охарактеризовать соотносящие и орудийные действия.

3. Охарактеризовать предпосылки возникновения игровой деятельности ребенка.

4. Доказать, что ранний возраст является сензитивным для развития речи.

5. Описать симптомы кризиса трех лет.

6. Выделить основные достижения в развитии ребенка к концу периода раннего детства.

7. Выделить психологические предпосылки игровой деятельности в раннем возрасте.

8. Что является стимулом развития речи ребенка в раннем возрасте.

Темы рефератов

1. Предметная деятельность как ведущая деятельность детей раннего возраста.

2. Ходьба и ее значение в психическом развитии ребенка.

3. Психологический анализ детских рисунков.

4. Развитие активной речи в раннем возрасте.

5. Формирование психологических предпосылок игровой деятельности.

6. Предпосылки развития личности в раннем детстве.

Рекомендуемая литература

Аскарина Н.М. Воспитание детей раннего возраста. М., 1972.

Выготский Л.С. Детская психология //Соб. соч., т.4, М., 1984.

Детская психология /под ред. Я. Л. Коломенского, Е. В. Панько. Минск, 1988.

Лешли Д. Работа с маленькими детьми. М., 1991.

Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения. М., 1986.

Люблинская А.Л. Детская психология. М., 1985.

Мухина В.С. Детская психология. М., 1985.

Обухова Л.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы. М., 1995.

Обухова Л.Ф. Возрастная психология. М., 2001.

Попова М.В. Психология растущего человека: краткий курс возрастной психологии. – М., 2002.

Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. С.-П., 2001.

Эльконин Д.Б. Детская психология. М.,1960.

Глава 6



Источник

Нина Яковлева
Развитие речи детей раннего возраста

Яковлева Нина Ивановна

воспитатель МБДОУ №89 «Ладушки» г. Чебоксары

Раннее детство является важнейшим периодом жизни человека, во многом определяющим все его дальнейшее развитие. В этом возрасте происходит интенсивное развитие двигательной сферы, познавательных процессов, речи. Речь в процессе формирования подвержена сильному влиянию социальных и биологических факторов, что обусловливает многоаспектный подход к вопросу ее изучения. Речевое развитиенаходится в центре внимания различных наук: физиологии, психологии, лингвистики,а также их отраслей: психофизиологии, нейропсихологии, психолингвистики и др.

Речь не является врожденной способностью, а развивается в процессе онтогенеза параллельно с физическим и умственным развитием ребенка и служит показателем его общего развития.

Речь является важнейшей психической функцией человека – универсальным средством общения, мышления и организации действий. Во многих исследованиях установлено, что психические процессы – восприятие, память, внимание, воображение – опосредованы речью (Л. С. Выготский, А. В. Запорожец, Н. И. Жинкин, Р. Е. Левина, А. Н. Леонтьев, А. Р. Лурия и другие).

Речь ребенка формируется под влиянием речи взрослых и в огромной степени зависит от достаточной речевой практики, нормального речевого окружения и от воспитания и обучения, которые начинаются с первых дней его жизни.

Большое значение для формирования речи имеет потребность ребенка в общении со взрослым в ходе их совместной предметно-практической деятельности (М. М. Кольцова, А. Н. Гвоздев, А. В. Запорожец и др.).

Развитие речи в раннем возрасте осуществляется не только в процессе общения с взрослым, но и в общении со сверстниками. В возникновении общения между детьми взрослый выполняет важнейшую функцию (А. В. Запорожец, М. И. Лисина, Д. Б. Эльконин). На первоначальном этапе дети взаимодействуют друг с другом преимущественно как с объектами действия, стремясь, прежде всего, проявить себя в общении. Именно под влиянием взрослого у детей формируется потребность в общении со сверстниками, которую они учатся выражать как невербальными, так и вербальными средствами.

Таким образом, полноценное общение ребенка с окружающими, взаимодействие с взрослыми в предметно-практической деятельности являются необходимыми условиями развития речи.

Установлена тесная связь и зависимость состояния тонкой моторики кисти руки и уровня развития речи у детей (Н. А. Бернштейн, В. М. Бехтерев, М. М. Кольцова и др.). По мнению М. М. Кольцовой, есть все основания рассматривать кисть руки как орган речи – такой же, как артикуляционный аппарат. С этой точки зрения проекция руки есть речевая зона мозга. Кроме того, электрофизиологические исследования позволили фиксировать резкое усиление согласованной деятельности лобных и височных отделов мозга при выполнении ребенком ритмических движений пальцев рук.

Читайте также:  Индивидуальная карта развития ребенка дефектолога

Таким образом, отставание в развитии моторики, различные двигательные нарушения могут оказать неблагоприятное влияние на речевое развитие ребенка.

Примеры игр и игровых упражнений, направленных на развитие ручной моторики

1. Игра «Бабушкины очки»

Взрослый демонстрирует ребенку положение пальцев рук: округленные указательные и большие пальцы соединены в кольцо, остальные пальцы на каждой руке сжаты в кулак. Взрослый подносит руки с глазами, имитируя очки,и произносит потешку: «Бабушка очки надела и Настюшу рассмотрела». Затем ребенку предлагается выполнить то же действие.

2. Игра «Зайчик-пальчик»

Взрослый демонстрирует ребенку положение пальцев руки (сначала одной, затем другой): указательный и средний пальцы выпрямлены, большой палец прижимает безымянный палец и мизинец. Взрослый говорит, что в гости пришел зайка,у него длинные ушки:

«Зайка серенький сидит и ушами шевелит.

Раз-два, раз-два. И ушами шевелит!»

Взрослый предлагает ребенку изобразить ушки зайчика пальцами сначала одной, затем другой руки и подвигать «ушками» под речевое сопровождение взрослого.

3. Игра «Силачи»

Взрослый и ребенок, сидя напротив друг друга, поочередно зацепляются за одноименные пальцы друг друга и тянут их на себя. Сначала движения выполняются пальцами одной, затем пальцами другой руки.

Во время выполнения движений взрослый называет пальцы руки и читает потешку:

«Пальчик сильный у Никиты, вот какой, вот какой!

Будет мериться он силой и с зайчишкой и со мной!»

4. Игра «Пальчик о пальчик»

Взрослый читает потешку, демонстрирует движения и привлекает ребенка к выполнению движений.

Речь взрослого

Движения

Пальчик о пальчик

Тук-тук-тук.

Пальчик о пальчик

Тук-тук-тук.

Заплясали ручки,

Заплясали.

Ай.

Стучать указательным пальчиком одной руки по указательному пальчику другой руки. Поменять руки.

Вращение кистями рук.

5. Игра «Встреча»

Взрослый читает потешку, демонстрирует движения и привлекает ребенка к выполнению движений.

Речь взрослого

Движения

1. Повстречались два котенка,

2. Два щенка,

3. Два поросенка,

4. Два ягненка,

5. Два теленка.

Соединять одноименные пальцы рук: мизинцы, безымянные, средние,

указательные, большие.

Примеры упражнений, направленных на развитие речевой моторики.

Цель упражнения

Игровое название

1. Развитие подвижности нижней

челюсти

«Домик открываем – закрываем»

«Птенчики клювики открыли – закрыли»

2. Развитие умения округлять и выдвигать вперед губы.

«Поцелуем матрешку»

«Поцелуем матрешку»

«Подуй в трубочку (дудочку)»

3. Развитие силы губ.

«Удержи салфетку» (захват губами салфетки в течение нескольких секунд)

4. Развитие подвижности кончика языка.

«Часики», «Лошадка», «Язычок дружит с носиком», «Вкусное варенье».

Таким образом, можно отметить следующие основные моменты, влияющие на правильное речевое развитие детей раннего возраста:

1. В развитии речи детейведущая роль принадлежит взрослым: воспитателю – в детском саду, родителям и близким – в семье. От культуры речи взрослых, от того, как они говорят с ребенком, сколько внимания уделяют речевому общению с ним, во многом зависят успехи дошкольника в усвоении языка.

2. Речь взрослого должна соответствовать нормам литературного языка, литературной разговорной речи и в отношении звуковой стороны (произнесение звуков и слов, дикция, темп, и в отношении богатства словаря, связности. Специальное внимание должно быть обращено на звуковую сторону речи, так как ее недостатки преодолеваются самим говорящим хуже, чем, например, недочеты словоупотребления.

3. Большое значение для развития речи имеет жизненная обстановка, в которой воспитывается ребенок – уход, отношение окружающих взрослых, их воспитательные воздействия, а также собственная активность ребенка в различных видах деятельности.

4. Воспитательные воздействия должны проводиться постепенно и направляться на все стороны нервно-психического развития детей. Только при всестороннем развитии у них будет своевременно формироваться речь.

Литература

1. Волошина Н. А. Артикуляционная гимнастика для мальчиков (для девочек). М., Детство – пресс, 2011 г.

2. Выготский Л. С. Мышление и речь. – М., 1982 г.

3. Ушакова Т. Н. Психолингвистика. М., Пер – сэ, 2006 г.

4. Эльконин Д. Б. Психология развития. М., Академия, 2001 г. Р

Источник