Развитие речи ребенка раннего возраста картинки

Развитие речи ребенка раннего возраста картинки thumbnail

Слайд 1

Использование «живых картинок» для развития речи детей раннего возраста Составитель : Михайлова Н.В. Муниципальная автономная дошкольная организация «Детский сад №1» г. Сыктывкар

Слайд 2

Речевое развитие детей раннего возраста по ФГОС речевое развитие – включает овладение речью как средством общения и культуры, обогащение активного словаря, развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи. Задачи: овладение речью как средством общения и культуры обогащение активного словаря развитие связной, грамматически правильной речи развитие звуковой и интонационной культуры

Слайд 3

Наглядность играет большую роль в обучении детей дошкольного возраста, так как соответствует особенностям их восприятия и усвоения знаний. Воздействуя на органы зрительных чувств, средства наглядности способствуют более прочному усвоению знаний. Многие ученые и педагоги рассматривали роль использования наглядных средств с дошкольниками, формирование у них образных представлений. К. Д. Ушинский отмечал, что слова, не подкрепленные наглядностью, запоминаются детьми намного хуже, чем слова, зрительно связанные с картинками. Я. А. Коменский считал наглядность золотым правилом обучения . И. Г. Песталоцци возражал против неосмысленного запоминания сведений, и строил свою систему обучения на основе широкого применения наглядных методов и т.д.

Слайд 4

Речевое развитие ребёнка раннего дошкольного возраста наиболее успешно осуществляется в условиях обогащённой развивающей среды, которая обеспечивает единство социальных и природных средств, разнообразную деятельность и обогащение речевого опыта детей. Взрослым необходимо интересно организовывать жизнь ребёнка, чтобы создавать потребность в речевой активности детей. Эту задачу с легкостью выполняет пособие « ж ивые» картинки.

Слайд 5

«Живые» картинки привлекают детей тем, что неожиданно меняют свой вид. Каждая «живая» картинка может служить для нескольких разных по содержанию занятий; можно менять отдельные эпизоды, произвольно сокращать и увеличивать количество действующих лиц, переносить элементы одного рассказа в другой. Обычная картина всех этих возможностей не дает.

Слайд 6

Значение «Живой Картинки» в развитии детей Речь Внимание Память Мышление Воображение

Слайд 7

Для изготовления «живой» картинки нужен фон, т.е. крупная картинка, изображающая сад, двор или улицу, лес – словом, то место, где происходит действие. Этот фон можно нарисовать самим или скачать из Интернет-ресурсов.

Слайд 9

Существуют разные способы изготовления «Живых картинок» Картина, сделанная из аппликации, а отдельные фигурки по картине могут перемещаться при помощи лески или обычной нитки.

Слайд 10

На фоне картинки сделаны прорези, в которые вставляются какие либо персонажи.

Слайд 11

Персонажи к фону прикрепляются при помощи магнитов. В этом случае герои могут перемещаться с места на место.

Слайд 12

Разные формы работы с пособием «Живые картинки» -НОД -Совместная деятельность с детьми -Индивидуальная работа «Живая» картинка оставляет значительный след в сознании детей, она активизирует не только деятельность мышления и речи, но и чувства. С помощью картины педагог формирует у детей различные знания. В зависимости от содержания картины и подобранных персонажей это может быть интерес и уважение к труду, любовь к животным, безопасность и т. д.

Слайд 13

Спасибо за внимание!

Источник

Дидактические игры с картинками для развития речи детей раннего возраста.

Развитие речи у детей раннего возраста происходит особенно быстро: быстро, как ни в каком другом возрасте, пополняется словарный запас, улучшается звуковое оформление слов, более развернутыми становятся фразы.

Этот бурный процесс не происходит сам собой, только благодаря природным возможностям организма. Для правильного развития ребенка необходимо активное воздействие на него окружающих взрослых людей.

Для детей дошкольного возраста игра является ведущим видом деятельности. Для обучения через игру и созданы дидактические игры. Дидактическая игра дает возможность решать различные педагогические задачи в игровой форме. Потребность в игре и желание играть у дошкольников необходимо использовать и направлять в целях решения определённых учебных и воспитательных задач. Дети играют, не подозревая, что усваивают какие-то знания, овладевают навыками действия с предметами, учатся культуре общения друг с другом.

Каждый день предлагаю детям разнообразные дидактические игры для развития речи, особенно малышам нравятся дидактические игры с картинками.

К. Д. Ушинский писал: «Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам — он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит их на лету».

С помощью дидактических игр с картинками обогащаю и активизирую словарь детей; формирую правильное звукопроизношение; учу использовать в речи обобщающие слова.

Предлагаю вам примеры игр с картинками для развития речи детей раннего возраста.

Игра «Что за предмет?»

Цель: формирование у детей умение называть предмет и его описывать.

Игровой материал: картинки с изображением различных предметов.

Ход игры: ребёнок берёт картинку с изображением предмета (это мяч). Вначале игрушку описывает воспитатель: «Он круглый, синий, с жёлтой полосой и т.д.»

Игра «Назови действие»»

Цель: формирование умение использовать в речи глаголы.

Игровой материал: картинки предметы одежды, самолёт, кукла, собака, солнце, дождь, снег.

Ход игры: дети подбирают слова, которые обозначают действия, относящиеся к предметам или явлениям, изображённым на картинках.

Например:

– Что можно сказать о самолёте? (летит, гудит, поднимается)

-Что можно делать с одеждой? (стирать, гладить, зашивать)

-Что можно сказать о дожде? (идёт, капает, льёт, моросит, стучит по крыше)

Игра «Волшебный кубик»

Цель: совершенствовать умение правильно воспроизводить звукоподражания.

Игровой материал: кубики с картинками на каждой грани.

Ход игры: ребёнок вместе с воспитателем произносит: «Вертись, крутись, на бочок ложись», – и кидает кубик. Затем он должен назвать то, что нарисовано на верхней грани, и произнести соответствующий звук. Например, самолёт. Воспитатель спрашивает: «Что это?» и просит имитировать гул самолёта.

«Скажи, какой?»

Цель: формировать умение выделять признаки предмета.

Игровой материал: картинки с изображением предметов.

Ход игры: ребёнок берёт картинку с изображением предмета, называет его и указывает на какой-либо признак этого предмета. Если ребёнок затрудняется, воспитатель помогает: «Это кубик. Какой он?»

Источник

Светлана Липинцева
Консультация для родителей «Роль картины в развитии речи детей раннего возраста»

Одной из главных задач обучения является развитие пассивной и активной речи ребенка.

Посредством речи взрослый детей с окружающим их предметным миром, обучает игровым действиям. Однако дети раннего возраста при ознакомлении их с предметами явлениями окружающей действительности не всегда могут самостоятельно воспринять и переработать исходящую от взрослых информацию, что указывает на необходимость развития понимания речи и познавательной деятельности в целом.

На втором году жизни совершенствуется понимание речи взрослых и возникает собственная активная речь ребенка.

Развитие у детей зрительного и слухового сосредоточения, внимания к речи и ее понимания осуществляется в процессе познания ребенком предметов и явлений окружающей действительности, т. е. формирование речевых и познавательных процессов происходит одновременно.

Для успешного развития речи детей раннего возраста на занятиях используют сначала игрушки или реальные предметы, а лишь затем картинки.

Для успешного развития речи ребенок должен видеть предмет, как можно чаще слышат его название, трогать его и выполнять с ним различные действия. Чем больше ребенок будет соприкасаться с предметом, тем успешнее будет развиваться его реакция на слово, обозначающее этот предмет, тем легче будет ребенку соотнести реальный предмет с предлагаемой ему в последствии картинкой. Чтобы ребенок вместо мимики, жеста или молчаливого выполнения действия, мог употребить слово, можно использовать такие приемы, способствующие развитию речи:

– сначала педагог сам называет предмет, изображенный на картинке,а затем задает вопрос: кто это? что это?

– глядя на картинки можно произносит слова сначала совместно с ребенком, затем отраженно. Можно использовать самостоятельное произнесение слова ребенком, а также договаривание слова в знакомой ребенку ситуации (например, «Девочка кормит …куклу»).

Читайте также:  Развитие ребенка со сверстниками младший школьный возраст

При рассматривании картинок необходимо научить детей понимать, что признаки, свойственные одному предмету, могут быть и у других предметов (например, помидор красный, мяч красный; глаза есть у зайчика, мишки, кошки и т. д.).

С помощью предметных картинок в двухлетнем возрасте дети уже могут устанавливать сходство предмета с его изображением, называть предмет полным словом. Развитие речи происходит в форме простого нераспространенного предложения.

Работа с предметными картинками в данном возрасте способствует развитию зрительного и слухового внимания, памяти.

В возрасте 2,5-3 лет у детей происходит интенсивное расширение как пассивного, так и активного словаря. С помощью предметных картинок совершенствуется фразовая речь в форме простого распространенного предложения; совершенствуется структура слова, фонетическая сторона речи, ее грамматический строй; дети учатся классифицировать предметы по основному действию с ними.

Расширение словаря и развитие связной речи происходит и с помощью сюжетных картинок. Дети учатся видеть сюжет картинки, т. е. узнавать знакомых персонажей и совершаемые ими действия. Они называют слова-предметы и слова-действия полными словами и связывают их между собой, а отсюда, как следствие происходит совершенствование связной речи, состоящей из простых распространенных предложений. Таким образом, дети учатся отвечать на вопрос по содержанию картинок не односложно, а полно, развернуто.

При работе с картинками педагогу важно учитывать необходимость связи реальной действительности, опыта ребенка с тем, что изображено.

Л. Павлова в своей книге «Раннее детство: развитие речи и мышления», раскрывая динамику усложнения работы с картинками, считает, что если ребенок третьего года жизни способен домыслить то, что не изображено, его можно «вывести за пределы непосредственного окружения, например, в игровой сказочной форме знакомить с дикими животными». И это может быть одна из форм обогащения «языковой сферы».

Источник

Наталья Божедомова
Использование звучащей картинки для развития речи детей раннего возраста

Опыт работы по теме: «Использование звучащей картинки для развития речи детей раннего возраста»

К. Д.Ушинский говорил: «Родное слово – основа всякого умственного развития и сокровищница всех знаний». «Если ребенок молчит, покажи ему картинку, и он заговорит».

Именно ранний возраст наиболее благоприятен для закладывания основ грамотной, четкой, красивой речи, для пробуждения интереса ко всему.

В начале года я провела диагностику по НПР, результаты показали, что на высоком уровне – никого; на среднем уровне – 5 человек; на низком уровне – 16 человек.

Из наблюдений за детьми по развитию речи, за последнее время увеличилось число детей с проблемами звукопроизношения и задержкой развития речи. Я пришла к выводу, что необходимо больше внимания уделять именно развитию речи.Поэтому я поставила перед собой цель:

«Использовать «звучащие картинки» для активизации и развития речи детей»

«Звучащая картинка» – это иллюстрация к произведению малого фольклорного жанра (песенка, потешка) или небольшому стихотворению, доступному и понятному ребенку. Картинкасостоит из двух частей: основной (заготовка воспитателя) и съемной (продукт детской деятельности).

Исходя из данных диагностики и решений поставленной цели,были сформулированы задачи:

1)Знакомить детей с устным народным творчеством, воспитывать эмоциональную отзывчивость;

2)Развивать речь, мелкую моторику рук;

3)Учить детей воспринимать произведения, понимать их содержание;

4)Расширять словарный запас детей;

5)Развивать память, внимание.

Поставив цель и задачи, я на первом этапе, стала изучать методическую литературу по данной теме. В своей работе я использовала опыт работы, данный опыт был апробирован в МДОУ №8 г. Мирный Архангельской области. Данный опыт соответствует требованиям ФГОС об интеграции образовательных областей.

Интегрируются: Коммуникация + Чтение художественной литературы;

Коммуникация + Художественное творчество;

Коммуникация + ФИЗО + Музыка.

Составила перспективный план НОД с детьми. Обогащала предметно – развивающую среду.

2 этап – основной, он строился по алгоритму последовательности.

• Знакомить детей с потешками.

В период адаптации, когда дети скучали по маме, дому, не способны были общаться с другими детьми и со мной, находились в угнетенном состоянии. Мне помогало установить первоначальный контакт с ребенком – потешка. Я наполняла потешками повседневную жизнь детей. В проведении режимных моментов вызывало у детей отрицательное отношение. Для того, чтобы дети умывались, ели, раздевались, готовились ко сну с удовольствием, я использовала потешнки. Так, во время умывания использовала потешки «Водичка, водичка,» «Кран откройся!», «Ай лады, лады, лады, не боимся мы воды….». Такие дети как Олег, Злата, Маша, Глеб очень боялись воды и не хотели умываться. Но ритмичные слова потешки стали вызывать у детей радость и они с удовольствием стали подставлять руки под струю. Потешки помогли мне наладить контакт с Ульяной, Машей, Арсением, Ксюшей («Не плачь детка, прискачет к тебе белка, принесет орешки…»)

В процессе кормления, чтобы вызвать у детей желание есть,произносила: «Умница Лиза (Саша, Влада, Дима) ешь кашку сладенькую, вкусненькую, душистую».

Не все дети охотно ложились в постель, некоторые испытывали чувство тревоги (Ваня К., Ваня П., Дима, Вероника, Аня). Таким детям я ласково пела песенки «Баю, баюшки, баю…», «Баю, бай, ты собаченька не лай…» Используя этот прием при укладывании, я заметила, что дети стали спокойнее быстрее засыпать, не тревожились во сне. Подъем также, приветствую пробуждению ласковыми словами «Потягуши, потягуня….»

Сложный процесс – одевание. Никто не умел и не любил одеваться сами. И вот для того, чтобы быстрее осваивались навыки, я использовала потешки «Маша варежку одела…», «Вот они – сапожки».

• Проговаривание потешки с педагогом.

Побуждала детейсреднего уровня (Лизу, Ульяну, Машу, Веронику, Таю) проговаривать потешки вместе со мной. Дети низкого уровня, либо повторяли последние слова (Тарас, Ксюша, Рада, Арсений, Матвей О.). Другие просто слушали и выражались эмоциями (Дима, Олег, Ариадна, Аня). Третьи не повторили и не выражали никаких эмоций (Матвей Х., Ваня К., Ваня П., Глеб, Злата).

• Чтение потешек в сочетании с движениями.

Затем чтение потешек стала сочетать с движениями (пальчиковые игры, которые выполняли, также не все дети. С Димой, Ариадной, Арсением, Матвеем О. проводились индивидуально. Это игры («Сорока – сорока»,«Этот пальчик – дедушка…», «Капусту режем, режем…», «Ладушки – ладушки…»). В игре «Ладушки» я использовала имена всех детей: «…маслом поливала,детям давала: Раде два, Саше два, Ване два.». При этом касалась руками каждого ребенка, такой эффект психологического «поглаживания» сближает и ребенок чувствует внимание к себе лично.

Заучивание потешек с участием рук и пальцев приводит к тому, что ребенок лучше запоминает, развивается воображение и активизируется мыслительная деятельность малыша.С ними я работаю так: беру руки ребенка в свои, хлопаю ими в ладоши, в такт, развожу в стороны, поднимаю на голову ребенка (Матвей Х., Олег, Матвей О.). Впоследствии дети сами выполняют движения под речевое сопровождение.

Помимо потешек, прибауток, развивающих мелкую моторику рук, я учила их разнообразным выразительным движениям. Например, показать, как неуклюже ходит медведь, осторожно ходит котик, топает бычок и т. д.

Наблюдая за детьми, я заметила, что дети самостоятельно осуществляют перенос действий полюбившейся потешки – в игры, в повседневную деятельность.

Во время игры с куклами, укладывая спать, дети с удовольствием пели колыбельные (Маша, Аня, Рада, Вероника, Ульяна).Во время кормления приговаривали: «Кушай Катя кашку…» (Лиза, Матвей О., Олег (жесты).Во время игры в парикмахерскую- Тая Злате говорит: «Тебе не больно? Я тебя причешу и вырастит коса до пояса».

• Запоминание потешек с помощью картинок.

Читайте также:  Для изучения когнитивного развития ребенка пиаже использовал метод

Повседневную жизнь детей дополняла такими потешками, которые легко воспринимались детьми и могли воплотиться в «звучащей картинке». Картинкасостоит из двух частей: основной и съемной. Дети дополняют картинку новыми элементами («Солнышко – лучиками», «тарелочки – оладушками»). Это дает эффект высокой концентрации внимания и мыслительной активности. Также при изготовлении элементов дети могут повторить потешку (песенку, в результате чего развивается звуковая культура речи, пополняется словарь. Картинка служит мощным стимулом для проговаривания. Сравнить это можно со знакомой ребенку иллюстрацией из книжки, глядя на которую он озвучивает (или пытается озвучить) ее содержание. Нельзя не отметить и эмоционально – творческий компонент изготовления «звучащей картинки». Добавляя на картинку ту или иную деталь испытывает, чувство удовлетворения оттого, что видит результат своей деятельности, чувствует себя творцом. Благодаря максимальной включенности детей в работу по создании «звучащей картинки», показ картинки, на последнем этапе деятельности,производит эффект загоревшейся лампочки: зрительный образ – сигнал, на который дети отвечают воспроизведением текста.

Таким образом происходит приобщение детей к устному народному творчеству.

Исходя из данной работы, я провела диагностику по НПР на конец года, результаты показали, что на высоком уровне – 5 человек;на среднем уровне – 9 человек; на низком уровне – 7 человек.

ПЕРСПЕКТИВА.

1)Обогащение предметно – развивающей среды;

2)Создание информационного стенда для родителей по теме «Развитие речи детей с помощью «звучащей картинки».

3)Проведение индивидуальных консультаций с родителями.

Источник

Статья: «Активизация словаря детей раннего возраста с использованием метода «живой» картинки».

Ребенок, по выражению К.Д. Ушинского, «мыслит формами, красками, звуками, ощущениями вообще».

Важно обогащать эти ощущения и восприятия.

В настоящее время в системе дошкольного воспитания одним из главных приоритетов является воспитание и развитие ребенка раннего возраста, так как этот возраст рассматривается как уникальный в плане решения обучающих, развивающих и воспитательных задач.

В своей разновозрастной группе, где дети от полутора до трех лет, я занимаюсь по разделу «Развитие речи», уделяю особое внимание работе с картиной. Учитывая увеличивающееся число детей с проблемами звукопроизношения и задержкой развития речи, я поставила перед собой задачу активизировать речь детей младшего возраста, пополнить их активный словарь через работу с сюжетной картинкой.

 Навык осознанного чтения, умения логически выстраивать свои высказывания появляется не сразу и не на пустом месте. В раннем возрасте этот навык развивается благодаря целенаправленной работе с иллюстрациями – рассматриванию картинок и бесед по ним.

Опираясь на более ранний период, когда детей прежде знакомила с предметной картинкой, учила рассматривать и отвечать на вопросы.  Учла, что при работе с картиной, очень сложно долго удерживать интерес и внимание малышей. Поэтому вначале своей работы, я подобрала несложные, понятные для них сюжетные картинки, на которых изображены дети, выполняющие определенное действие. Например, мальчик держит в руках флажок, подбрасывает мяч, девочка качает куклу и т.д. Понятными они будут для них потому, что все их сюжеты обращены к пока еще небогатому личному опыту ребенка, а тексты крайне просты и дают возможность малышу повторять звукоподражания, отдельные слова и короткие фразы.

Детей сначала знакомлю с картинкой, рассматриваем, отвечаем на вопросы, а после дети выполняют действие, изображенное на картинке. Для этого подбирала к каждой сюжетной картинке соответствующую игрушку или предмет, дети, используя их, изображают, передают своим действием ее содержание. Такие занятия детям нравятся, их речевую активность стимулирует желание после рассматривания и ответа воспроизвести самому действие. Детей необходимо постепенно вести от восприятия и понимания одного действия, выполняемого одним героем, к рассматриванию картин с более сложным сюжетом. Далее по работе с картинкой идет усложнение сюжета, где два или три персонажа, и их действия различны. Дети также активны и занимаются с большим желанием, так как свои переживания ребенок охотнее претворяет в речь, рассматривая сложную картинку. Можно сделать вывод, что работа по картине с использованием двигательных моментов, очень ценна для развития детей. Она помогает формировать первичные представления о предметах, их качеств (формы, цвета, величины), способствует развитию внимания, памяти, активизирует словарь детей. Рассматривание сюжетных картин дает неоценимые возможности для развития речи ребенка, так как он учится отвечать на вопросы. А умение отвечать на вопросы помогает в дальнейшем научить малыша составлять короткий рассказ по картине.

Методика развития речи располагает множеством приемов, педагоги нашей группы успешно их используют, но также я считаю эффективным метод «живой» картинки. «Живые» картинки не имеют широкого распространения, потому что их не так уж просто изготовить человеку, не умеющему рисовать, но они очень удобны в работе, дети их рассматривают с неослабевающим интересом.

Детей раннего возраста на занятиях по развитию речи вначале легче заинтересовать показом игрушек, чем картинок. Проводить инсценировку тоже проще, чем вести рассказ по картинке. Поэтому я решила создать картинки с меняющимся содержанием нарисованного. Тогда для проведения рассказа можно пользоваться не многими, а одной картинкой, меняя персонажи по ходу самого рассказа. Картинки как бы оживают, меняют, неожиданно для ребенка, свой вид и поэтому получили название «живых» картинок.

Для изготовления «живой» картинки нужен фон, т.е. крупная картинка, изображающая сад, двор или улицу, лес – словом, то место, где происходит действие. В разных местах этой картинки (она должна быть наклеена на картон) делаются горизонтальные разрезы, в которые вставляются нужные фигурки. Взрослый, продолжая рассказ и не переставая обращаться к детям, чтобы не отвлекать их внимание, поворачивает картинку к себе лицом, вставляет требующуюся по ходу рассказа фигурку и снова поворачивает, уже измененную, к детям. Изменения можно достигнуть и другим способом: перед наклеиванием картинки на картон можно заранее с трех сторон прорезать имеющиеся на картоне двери дома, шкафа, калитку, если они есть на картинке, а за дверью, окном, или калиткой подклеить другие фигурки, которые будут обнаружены детьми, когда дверь откроется. Так, можно рассказать о том, что девочка выглянула в окно, открыть это окно и показать выглядывающую девочку. По ходу рассказа можно открыть дверь, и дети увидят стоящую за дверью маму, которая пришла звать девочку.

Для изготовления своих пособий собирала иллюстрации, картинки и после их применяла для нужного мне сюжета, наклеивала их на фон. Так я упростила работу по изготовлению «живой» картинки, мне не пришлось рисовать. И другим желающим, применить в своей работе «живую» картинку, я советую собирать подходящие иллюстрации.

Для детей постарше сюжеты для картинок брала: «Птичий двор», «Прогулка по лесу», «Времена года», «Корзина с игрушками (фруктами, овощами)», для малышей сюжет упрощала, брала меньше предметов, героев. Также использовала «живую» картинку для рассказывания знакомых детям сказок: «Теремок», «Колобок», «Курочка Ряба», «Репка». Такие картинки сразу же привлекают детей тем, что меняют свой вид, или тем, что дети совместно с воспитателем могут менять или дополнять ее содержание. Каждая «живая» картинка может служить для двух, трех разных по содержанию занятий. Можно менять отдельные эпизоды, произвольно сокращать или увеличивать количество действующих лиц, переносить элементы одного рассказа в другой. Занятия с «живой» картинкой дает возможность много раз показывать и называть одни и те же предметы, действия,  но благодаря тому, что картинка меняет свой вид, дети с интересом смотрят и слушают. Они быстрее, ярче понимают сюжет, легче могут не только описать картинку, но и составить простой рассказ.

Конспекты взаимодействия воспитателя с детьми.

Рассматривание картины «Птичий двор» с элементами «живой» картинки.

Читайте также:  Развитие ребенка с года в архангельске

Цель:

  1. Развивать активную речь: учить повторять звукоподражательные слова (ко-ко-ко), заменять облегченные слова правильными «курочка», «гусь» и т.д.
  2. Обогащать словарь детей существительными, обозначающие части тела птицы (крылья, клюв, перышки, лапки). Глаголами, указывающими способы передвижения и питания птиц (летает, клюет). Прилагательными, обозначающими цвет перьев и характер птицы.
  3. Учить детей говорить внятно, отвечать на вопросы.

Оборудование: фон с изображением двора, вставные картинки по сюжету, игрушка петушка.

Ход совместной деятельности воспитателя и детей.

Сюрпризный момент: появляется петушок и кричит, всех будит (воспитатель читает детям потешку петушок, петушок золотой гребешок…) Далее воспитатель открывает стоящий на мольберте фон – картинку двора и предлагает детям подойти и посмотреть, что на нем изображено. Это дом, забор, дерево, будка, корыто. После как картинка – фон подробно рассмотрены и убедившись, что дети понимают название предметов на ней изображенных, воспитатель начинает небольшой рассказ.

…Вот дом, где живет девочка Таня с мамой. Закричал петушок, всех разбудил (как петушок кричал). Вышла Таня во двор стала курочку кормить, зернышки сыплет, кричит: «Цып – цып – цып!». А курочки с цыплятами нет, гулять ушли. Давайте позовем курочку с цыплятами: «Цып – цып – цып». Таня стала громче курочку звать: «Цып – цып – цып». Давайте и мы позовем погромче: «Цып – цып – цып!» Продолжая обращаться к детям, воспитатель отворачивает от детей картинку – фон и вставляет курочку в прорезь и снова показывает детям.

 «Услышала курочка – пеструшечка прибежала зернышки клевать. Клю – клю – клю». Как курочка клюет зернышки – клю – клю – клю. Далее вставляем цыплят. Вот и цыплята прибежали. Цыплятки маленькие, желтенькие, кричат: «Пи – пи –пи и мы зернышек хотим и мы хотим!» (Как цыплятки кричат?) Ответ детей. Таня и им насыпала, клюют цыплятки зернышки – клю – клю –клю. Как они клюют. После вставляем петушка. «А вот и петушок торопится бежит, хочет зернышки клевать. Дай, Таня, петушку зернышек. Ребята давайте попросим Таню: «Дай петушку зернышек – дай, дай!» А это кто пришел? (Вставляем гуся) Гусь важно идет, га – га – га. Он не хочет зернышки клевать, он из корыта есть, там каша. Как гусь кричит? Ответ детей. Таня всех накормила и курочку, и цыплят, и петушка и гуся. Из дома вышла мама, увидела, что Таня всех птиц накормила похвалила ее: «Молодец, дочка!»

Физ. минутка: под музыку дети изображают цыплят, которые лапками гребут ищут зернышки. Воспитатель за курочку.

Далее вопросы по картине: Ребята, кто это? (девочка) Как ее зовут? (Таня).

Что Таня делала? (кормила курочку с цыплятами)

 Как Таня звала курочку и цыплят? (Цып –цып – цып).

 А как кричит курочка? А цыплята?

Как они клюют зернышки? (Клю – клю –клю)

Кто потом прибежал зернышки клевать? (Петушок)

 Как он кричит? (Ку-ка-ре-ку)

А как мы просили Таню, чтобы она дала зернышек петушку? (Дай Таня, дай).

Как петушок клюет зернышки? (Клю, клю, клю).

А кто потом пришел? (Гусь)

 Как гусь кричит? (Га – га –га)

 Гусь клевал зернышки? (Нет)

А что ел гусь? (Кашу)

 Где была каша? (В корыте).

 Кто Таню похвалил? (Мама)

А почему? (Таня всех птиц накормила)

Таня покормила всех птиц у себя во дворе, а мы с вами можем накормить воробьев – лепим зернышки для воробьев.

ВАРИАНТ №2

Используется тот же фон – картинка «Птичий двор»

«Кто что любит?»

Цель: 1) Продолжать развивать активную речь детей: учить повторять звукоподражательные слова – «ме-ме-ме», «хрю –хрю –хрю», «мяу – мяу – мяу», «гав – гав –гав» и учить заменять  облегченные слова на правильные: козочка, свинка, кошечка, собачка.

2) Обогащать словарь детей существительными, глаголами, прилагательными описывающими внешний вид, действия обитателей двора.

3) Продолжать учить детей отвечать на простейшие вопросы по картине.

4) Учить детей говорить громко и внятно.

5) Воспитывать любовь к  животным, желание заботиться о них.

Ход совместной деятельности воспитателя и детей.

Пополнив количество обитателей двора, показать детям, что едят козочка, свинка, кошечка, собачка, а также, что кушает сама девочка Таня. Для этого надо сделать соответствующие фигурки, а также Таню, наливающую из кувшина молоко для кошки, ее же с охапкой травы для козочки или несущую миску с супом для собачки, для поросенка.

Рассказ воспитателя: Наступило утро, всем пора вставать. И звери во дворе стали просыпаться. Таня вышла во двор, чтобы накормить зверей. «Гав – гав – гав» весело встречает Таню кто это? (собачка, вставляем картинку). Правильно, собачка. Это наша Жучка – хвостик закорючкой. Таня ставит собачке миску с супом. «Гав – гав – гав» – говорит спасибо собачка. «Мяу –мяу –мяу» здоровается кто так? (котик, вставляем картинку) А у котика усы – удивительной красы! Глазки смелые! Зубки белые! Таня наливает молока для кота. Как котик  говорит спасибо? (мяу- мяу –мяу) Таня погладила котика: «Пей, пожалуйста». Далее вставляем картинку козочки. «Вот и козочка бежит, она тоже есть хочет» Как козочка кричит? (ме –ме –ме) Таня ей свежей травки дала.  Козочка – брыкалочка, по горке скачи! И свинка проголодалась. Как она кричит? (хрю – хрю –хрю) Таня ей каши в корыто положила. Свинка – белоспинка, земельку копай!  Всех Таня накормила.  А вот и мама вышла из дома, она Тане несет завтрак. Таня села кушать, она пьет молоко и ест булку.

(По мере того как одно действие сменяет другое, фигурки надо убирать, чтобы они не загромождали картинку).

Физ. минутка: здесь можно взять подвижную игру: «Гуси , гуси…»

Ребята, Танина мама хочет посмотреть, что ели животные. Она нас спрашивает, что ела собачка? (суп) Как собачка говорит спасибо? А что ел котик? (молоко) Как он говорит спасибо? Что ела козочка? (свежую травку) Как она говорит спасибо? Что ела свинка? (кашу) Как она говорит спасибо. Молодец  дочка всех накормила.

Ребята давайте маму, тоже угостим, испечем для нее прянички: «Я пеку, пеку пеку деткам всем по пирожку, а для милой мамочки испеку два пряничка. Кушай, кушай мамочка вкусные два пряничка» Лепка пряников для мамы.

Рассказывание сказки «Теремок» с использованием элементов «живой» картинки.

Цель: 1) Учить узнавать на картинках диких животных, запоминать общеупотребительные слова, обозначающие животных.

2) Постепенно вытеснять из активной речи облегченные слова, заменяя их общеупотребительными.

3) Учить умению подражать голосам животных.

4)Учить следить за последовательностью рассказа сказки.

5) Вызвать у детей эмоциональный отклик (радость, сочувствие).

6) Воспитывать усидчивость, желание дослушать сказку до конца.

Оборудование: 1) фон с изображением поля;

2) вставные картинки по сюжету сказки (герои животные, теремок целый, теремок разрушенный);

3) набор кубиков.

Ход взаимодействия воспитателя с детьми

Воспитатель рассказывает сказку, по ходу действия вставляет героев. Надо помнить, что не стоит перегружать фон вставными  картинками,  необходимо лишние вовремя убирать.

Физ. минутка: принимаем образ героев сказки: «Давайте попрыгаем как заяц, а теперь, как лягушка. Как ходит мишка, а как пищит мышка?».

Далее дети помогают воспитателю рассказывать сказку, необходимо делать паузы, чтобы дети могли продолжить сказку сами. Воспитатель использует кубики для строительства теремка (на столе) прибавляет по одному кубику, как только появляется новый герой. Игрушек зверей на данном этапе нет.

Фон-картинка к занятию: 1) «Птичий двор» 2) «Теремок» 3) «Колобок»

Источник