Развитие речи ребенка раннего возраста доклад

Развитие речи ребенка раннего возраста доклад thumbnail

Светлана Сорокина
Доклад «Развитие речи детей раннего возраста»

Речь является основанием для развития всех остальных видов детской

деятельности: общения, познания, познавательно-исследовательской. В этой

связи развитие речи ребенка раннего возраста становится одной из

актуальных проблем.

21 век – это век компьютерных технологий. У детей, казалось бы, есть

все для их развития компьютеры, телевизоры, телефоны, но почему-то все

больше и больше встречается детей с речевыми нарушениями.

Возможно, недостатки в развитие речи детей результат экологии,

вредных привычек родителей, педагогическая запущенность, однако опыт

работы показывает, что в наш век, когда родители постоянно заняты, им

просто не хватает времени полноценно общаться с детьми. А ведь одно из

условий формирования речи ребенка – постоянное общение со взрослыми.

Именно ранний возраст наиболее благоприятен для закладывания основ

грамотной, четкой и красивой речи. Работу по развитию речи у детей раннего

возраста мы начали с января 2016 года. Цель нашей работы заключается в

том, чтобы ребенок заговорил как можно раньше. В начале работы мы

определили ряд задач, которые должны были решить, чтобы достичь цели.

Задачи:

– формировать способность подражать звукосочетаниям и словам;

развивать слуховое восприятие, укреплять органы артикуляционного

аппарата;

– добиваться того, чтобы к концу третьего года жизни речь стала

полноценным средством общения детей друг с другом.

Изучив методическую литературу, мы сделали вывод, что развивать

речь ребенка, нужен комплексный подход. Свою работу мы выстроили в двух

направлениях. Первое направление – это развитие мелкой моторики.

Известно, что формирование «речевых» зон коры головного мозга напрямую

зависит от развития двигательных импульсов пальцев рук, иными словами,

развитие подвижности рук стимулирует речевое и умственное развитие

малыша.

С целью развития мелкой моторики рук, как одного из важнейших

факторов речевого развития, в нашей группе созданы следующие условия.

Мы играем с прищепками. Такие игры относятся к модульной

гимнастике, которая подразумевает занятия с предметами. С помощью этой

гимнастики укрепляется кисть и два пальца руки, которые в последующем

будут активно задействованы в письме.

Следующее пособие – бизиборд.

Доклад «Развитие речи детей раннего возраста»

Это развивающая доска, которая содержит различные кнопочки, щеколды, замочки, крючки и прочие предметы. С помощью этих предметов малыш познает суть вещей. Чем

больше различных элементов на доске, тем более интересна она малышу.

Кроме развития мелкой моторики он хорош для улучшения координации.

Для детей раннего возраста тяжело с первого раза попасть ключиком в замок,

повернуть ручку. С помощью бизиборда он учится управлять своими руками.

В своей работе, наверное, как и каждый из вас, используем

пальчиковые игры. Пальчиковые игры способствуют радостному настроению

ребенка, что в свою очередь ведет к его всестороннему развитию.

Малыши прислушиваются и стараются понять, что говорит взрослый.

Легкая форма стихотворений, сопровождающих пальчиковые игры,

облегчает их восприятие и запоминание. При массаже ладошек и выполнении

различных движений руками активизируются речевые центры мозга – это

доказанный факт, а также это помогает освоить хватательные движения для

манипуляции с предметами. И вообще – это замечательный способ

сблизиться с малышом.

По второму направлению с целью развития артикуляционного аппарата

ежедневно согласно плану проводится артикуляционная гимнастика.

Артикуляционная гимнастика необходима для правильного

звукопроизношения. Чтобы малыш научился произносить сложные звуки,

его губы и язык должны быть сильными и гибкими, долго удерживать

необходимое положение. Благодаря своевременным занятиям

артикуляционной гимнастикой и упражнениями по развитию речевого слуха

некоторые дети могут сами научиться говорить чисто и правильно.

Необходимым условием является проведение артикуляционной

гимнастики ежедневно, чтобы вырабатываемые навыки закреплялись. Делать

ее нужно 2-3 раза в день от 3-5 минут в начале до 5-7 минут в дальнейшем.

Не следует предлагать больше 2-3 упражнений за одно занятие. Из

выполняемых 2-3 упражнений новым может только одно, 2-е и 3-е даются

для повторения и закрепления. Упражнения выполняются в медленном

темпе. Нежелательно выполнение артикуляционной гимнастики сразу после

еды.

Для эффективности организации данной работы в группе созданы

пособия для формирования правильного дыхания (варежки, чашечки, тучка,

ворота, бабочки и другие).

Развитие речи ребенка раннего возраста доклад

Для более интересного проведения артикуляционной гимнастики

создано пособие с комплексом упражнений.

На первом этапе проведения артикуляционных упражнений было

сложно по ряду причин:

– адаптация детей;- нежелание идти на контакт с воспитателем;

– трудности выполнения артикуляционных упражнений.

Однако, ежедневная работа в данном направлении и доброжелательное

отношение к детям дало свои результаты:

– дети стали эмоционально более устойчивыми;

– при выполнении упражнений возникла заинтересованность;

– появилось взаимопонимание между детьми и педагогом.

Развитием речи детей нужно заниматься с раннего возраста, так как

общеизвестно, что письмо формируется на основе устной речи, поэтому ее

недостатки могут привести к плохой успеваемости в школе.

Источник

Речевое развитие
детей раннего возраста в условиях реализации ФГОС ДО

Читайте также:  Психическое развитие и общение ребенка со взрослыми

Речь – система используемых человеком звуковых сигналов, письменных знаков и символов для представления, переработки, хранения и передачи информации.

                                                                                                    Р.С. Немов

Речь не является врожденной способностью человека, она формируется постепенно, вместе с развитием ребенка.

Из целевых ориентиров по ФГОС ДО:

«Ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, у ребёнка складываются предпосылки грамотности»

     Основной целью речевого развития  является: формирование устной речи и навыков речевого общения с окружающими на основе овладения литературным языком своего народа.

Задачи речевого развития в соответствии ФГОС ДО:

  1. Овладение речью как средством общения.
  2. Обогащение активного словаря.
  3. Развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха.
  4. Развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи.
  5. Развитие речевого творчества.
  6.    Знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы.
  7.   Формирование звуковой  аналитико  – синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

Принципы речевого развития детей

  1. Принцип взаимодействия сенсорного, умственного и речевого развития
  2. Принцип коммуникативно-деятельного подхода к развитию речи
  3. Принцип развития языкового чутья
  4. Принцип формирования элементарного осознания явлений языка
  5. Принцип взаимосвязи работы над различными сторонами речи
  6. Принцип обогащения мотивации речевой деятельности
  7. Принцип обеспечения активной языковой практики

Основными направлениями работы с детьми по развитию речи являются:
   1. Развитие словаря: освоение значений слов и их уместное употребление в соответствии с контекстом высказывания, с ситуацией, в которой происходит общение.
   2. Воспитание звуковой культуры речи – развитие восприятия звуков родной речи и произношения.
   3.Формирование грамматического строя речи (морфология, синтаксис, словообразование).

   4. Развитие связной речи (диалогической, монологической).
  5. Воспитание любви и интереса к художественному слову.
  6. Формирование элементарного осознания явлений языка и речи (звук, слово)

Методы развития речи

Мы все их знаем – это наглядные, словесные, практические. Это деление весьма условно, поскольку между ними нет резкой границы. Наглядные методы сопровождаются словом, а в словесных используются наглядные приемы. Практические методы также связаны и со словом, и с наглядным материалом. Причисление одних методов и приемов к наглядным, других к словесным или практическим зависит от преобладания наглядности, слова или действий как источника и основы высказывания.

Средствами достижения цели речевого развития детей  являются:

  • Общение детей и взрослых
  • Культурная языковая среда, речь воспитателя
  • Обучение родной речи в процессе НОД
  • Художественная литература
  • Изобразительное искусство
  • Музыка, театр
  • НОД по другим разделам программ
  • Игра

Условия развития  речевой активности  детей раннего возраста в рамках ФГОС.

  • Внимательное и  бережливое отношение взрослого к ребёнку. 

В раннем возрасте общение является основной формой воспитания. Общение – взаимоотношение взрослого с ребенком, которое включает обращение взрослого к ребенку и ответ ребенка. В результате малыш сам становится активно действующим лицом.

  • Организация совместной деятельности  ребёнка со взрослым доступной по форме и средствам.
  • Правильный  подход воспитателя к организации образовательного процесса является ещё одним условием  активизации речи детей раннего возраста.

  При его  организации необходимо следовать требованиям     дидактики. Предусмотреть время проведения игр-занятий по   речевому развитию.
Установлено, что лучшим временем для занятий с ребенком является первая часть бодрствования, когда малыш находится в состоянии оптимальной возбудимости и не сразу после еды, а спустя минут 30. Не рекомендуется проводить с детьми занятия в неблагоприятное для этого время: сразу после сна, когда ребенок еще находится в несколько заторможенном состоянии, сразу после прогулки, когда ребенок уже несколько утомлен, или непосредственно перед едой и перед сном, что снижает качество проведения следующего процесса.

Игры-занятия с детьми проводятся небольшими подгруппами (7-8 человек) или индивидуально.

Воспитатель обязан точно определить программное содержание, куда включаются воспитательные, образовательные, оздоровительные и развивающие задачи. Продумать, какой материал давать детям, как эффективней его преподносить. Предусмотреть варианты и способы размещения детей, чтобы им было удобно: все видно и слышно, и каждый ребенок принимал активное участие в меру своих сил и возможностей.

Игры-занятия с детьми проводятся в занимательной, интересной форме. Наглядно-дидактический материал должен быть динамичным, ярким, звучащим.

  • Создание образовательного пространства, предоставляющего необходимые и достаточные возможности  для игрового, сенсорного, речевого и двигательного развития с разными материалами.
  • Налаживание тесного контакта воспитателя с родителями является одним из главных условий для развития речевой активности ребёнка.
Читайте также:  Развитие творческой личности ребенка на основе хореографии

     Это очень важно, чтобы мама, оставляя малыша в яслях, была спокойна, доверяя его сотрудникам дошкольного учреждения. Каждый день мы рассказываем родителям о том, как малыш провел время: как ел, как спал, во что и с кем играл, о чем мы с ним разговаривали

      Конечно, каждый ребенок индивидуален, и речь у всех развивается своими темпами, но существуют нормативы развития речи:

к году словарный запас примерно должен составлять 9-15 слов; к 2 годам- 200-300 слов, а к 3 годам до 2000 слов

Тревожные признаки речевого развития детей раннего возраста, это когда ребёнок:

  • Не называет полностью имя и фамилию.
  • Не понимает значения вопросов «Что?», «Где?»
  • Много использует слов, значения которых понятно только ребенку («тарабарщина»).
  • Отвечает на вопрос  повтором  этого же вопроса.
  • Не использует больше одного слова за один раз.
  • Указывает на предмет, раньше, чем называют его.
  • Не может назвать каждый предмет на картинке.

Существуют специальные приёмы развития и стимуляции речевой активности, такие как:

  • Разговор взрослого с самим собой в присутствии детей (сейчас мы пойдем одеваться на прогулку, мыть руки, открою кран и т.д.);
  • Провокация – искусственное непонимание действий ребенка;
  • Распространение – дополнение сказанного ребенком;
  • Использование игровых упражнений совместно с ребенком;
  • Выбор – предоставляйте ребенку возможность выбора;
  • Игры с природным материалом;
  • Продуктивные виды деятельности;
  • Замещение;

А также, упражнения по развитию речи у детей раннего возраста:

  • Упражнения по развитию мелкой моторики – одни из самых действенных стимуляторов речи.

 Этих упражнений существует великое множество: разнообразные игры в мозаику, конструктор, пазл; лепка пластилином (к играм для детей до года подойдет обычное тесто), перекладывание мелких предметов из одной емкости в другую, игры в шнуровки, пальчиковые игры (сорока-белобока, пальчики-мальчики и др.)

  • Физические упражнения. Упражнения с артикуляционным аппаратом: «поцелуйчики», «губки-зубки», «потерялся язычок» и др.
  • Голосовые упражнения.
  • Упражнения на произношения согласных звуков (чистоговорки).

Ранний возраст – особый период развития ребенка. Речевые умения и навыки, которые мы закладываем в самом раннем возрасте, в 1 младшей группе это – необходимая база, без которой мы не сможем решить более сложных задач в старших возрастных группах. 

Таким образом, мы не только развиваем речь ребёнка, но и способствуем его полноценному, всестороннему развитию, в соответствии с требованиями ФГОС.

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №5 города Вольска, Саратовской области»

Ул. Революционная, 29.тел: 7-10-39

Доклад на тему: « Речевое развитие
детей раннего возраста в условиях реализации ФГОС ДО»

Подготовила: Калитина Е. Н.

Дата проведения: 30.11.15г.

Г. Вольск

Источник

Речевое развитие
детей раннего возраста в условиях реализации ФГОС ДО

Речь – система используемых человеком звуковых сигналов, письменных знаков и символов для представления, переработки, хранения и передачи информации.

Р.С. Немов

Речь не является врожденной способностью человека, она формируется постепенно, вместе с развитием ребенка.

Из целевых ориентиров по ФГОС ДО:

«Ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, у ребёнка складываются предпосылки грамотности»

Основной целью речевого развития является: формирование устной речи и навыков речевого общения с окружающими на основе овладения литературным языком своего народа.

Задачи речевого развития в соответствии ФГОС ДО:

  1. Овладение речью как средством общения.

  2. Обогащение активного словаря.

  3. Развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха.

  4. Развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи.

  5. Развитие речевого творчества.

  6. Знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы.

  7. Формирование звуковой аналитико – синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

Принципы речевого развития детей

  1. Принцип взаимодействия сенсорного, умственного и речевого развития

  2. Принцип коммуникативно-деятельного подхода к развитию речи

  3. Принцип развития языкового чутья

  4. Принцип формирования элементарного осознания явлений языка

  5. Принцип взаимосвязи работы над различными сторонами речи

  6. Принцип обогащения мотивации речевой деятельности

  7. Принцип обеспечения активной языковой практики

Основными направлениями работы с детьми по развитию речи являются:
1. Развитие словаря: освоение значений слов и их уместное употребление в соответствии с контекстом высказывания, с ситуацией, в которой происходит общение.
2. Воспитание звуковой культуры речи – развитие восприятия звуков родной речи и произношения.
3.Формирование грамматического строя речи (морфология, синтаксис, словообразование).

4. Развитие связной речи (диалогической, монологической).
5. Воспитание любви и интереса к художественному слову.
6. Формирование элементарного осознания явлений языка и речи (звук, слово)

Методы развития речи

Мы все их знаем – это наглядные, словесные, практические. Это деление весьма условно, поскольку между ними нет резкой границы. Наглядные методы сопровождаются словом, а в словесных используются наглядные приемы. Практические методы также связаны и со словом, и с наглядным материалом. Причисление одних методов и приемов к наглядным, других к словесным или практическим зависит от преобладания наглядности, слова или действий как источника и основы высказывания.

Читайте также:  Сочинения роль игры в развитии ребенка

Средствами достижения цели речевого развития детей являются:

  • Общение детей и взрослых

  • Культурная языковая среда, речь воспитателя

  • Обучение родной речи в процессе НОД

  • Художественная литература

  • Изобразительное искусство

  • Музыка, театр

  • НОД по другим разделам программ

  • Игра

Условия развития речевой активности детей раннего возраста в рамках ФГОС.

  • Внимательное и бережливое отношение взрослого к ребёнку.

В раннем возрасте общение является основной формой воспитания. Общение – взаимоотношение взрослого с ребенком, которое включает обращение взрослого к ребенку и ответ ребенка. В результате малыш сам становится активно действующим лицом.

  • Организация совместной деятельности ребёнка со взрослым доступной по форме и средствам.

  • Правильный подход воспитателя к организации образовательного процесса является ещё одним условием активизации речи детей раннего возраста.

При его организации необходимо следовать требованиям дидактики. Предусмотреть время проведения игр-занятий по речевому развитию.
Установлено, что лучшим временем для занятий с ребенком является первая часть бодрствования, когда малыш находится в состоянии оптимальной возбудимости и не сразу после еды, а спустя минут 30. Не рекомендуется проводить с детьми занятия в неблагоприятное для этого время: сразу после сна, когда ребенок еще находится в несколько заторможенном состоянии, сразу после прогулки, когда ребенок уже несколько утомлен, или непосредственно перед едой и перед сном, что снижает качество проведения следующего процесса.

Игры-занятия с детьми проводятся небольшими подгруппами (7-8 человек) или индивидуально.

Воспитатель обязан точно определить программное содержание, куда включаются воспитательные, образовательные, оздоровительные и развивающие задачи. Продумать, какой материал давать детям, как эффективней его преподносить. Предусмотреть варианты и способы размещения детей, чтобы им было удобно: все видно и слышно, и каждый ребенок принимал активное участие в меру своих сил и возможностей.

Игры-занятия с детьми проводятся в занимательной, интересной форме. Наглядно-дидактический материал должен быть динамичным, ярким, звучащим.

  • Создание образовательного пространства, предоставляющего необходимые и достаточные возможности для игрового, сенсорного, речевого и двигательного развития с разными материалами.

  • Налаживание тесного контакта воспитателя с родителями является одним из главных условий для развития речевой активности ребёнка.

Это очень важно, чтобы мама, оставляя малыша в яслях, была спокойна, доверяя его сотрудникам дошкольного учреждения. Каждый день мы рассказываем родителям о том, как малыш провел время: как ел, как спал, во что и с кем играл, о чем мы с ним разговаривали

Конечно, каждый ребенок индивидуален, и речь у всех развивается своими темпами, но существуют нормативы развития речи:

к году словарный запас примерно должен составлять 9-15 слов; к 2 годам- 200-300 слов, а к 3 годам до 2000 слов

Тревожные признаки речевого развития детей раннего возраста, это когда ребёнок:

  • Не называет полностью имя и фамилию.

  • Не понимает значения вопросов «Что?», «Где?»

  • Много использует слов, значения которых понятно только ребенку («тарабарщина»).

  • Отвечает на вопрос  повтором этого же вопроса.

  • Не использует больше одного слова за один раз.

  • Указывает на предмет, раньше, чем называют его.

  • Не может назвать каждый предмет на картинке.

Существуют специальные приёмы развития и стимуляции речевой активности, такие как:

  • Разговор взрослого с самим собой в присутствии детей (сейчас мы пойдем одеваться на прогулку, мыть руки, открою кран и т.д.);

  • Провокация – искусственное непонимание действий ребенка;

  • Распространение – дополнение сказанного ребенком;

  • Использование игровых упражнений совместно с ребенком;

  • Выбор – предоставляйте ребенку возможность выбора;

  • Игры с природным материалом;

  • Продуктивные виды деятельности;

  • Замещение;

А также, упражнения по развитию речи у детей раннего возраста:

  • Упражнения по развитию мелкой моторики – одни из самых действенных стимуляторов речи.

Этих упражнений существует великое множество: разнообразные игры в мозаику, конструктор, пазл; лепка пластилином (к играм для детей до года подойдет обычное тесто), перекладывание мелких предметов из одной емкости в другую, игры в шнуровки, пальчиковые игры (сорока-белобока, пальчики-мальчики и др.)

  • Физические упражнения. Упражнения с артикуляционным аппаратом: «поцелуйчики», «губки-зубки», «потерялся язычок» и др.

  • Голосовые упражнения.

  • Упражнения на произношения согласных звуков (чистоговорки).

Ранний возраст – особый период развития ребенка. Речевые умения и навыки, которые мы закладываем в самом раннем возрасте, в 1 младшей группе это – необходимая база, без которой мы не сможем решить более сложных задач в старших возрастных группах.

Таким образом, мы не только развиваем речь ребёнка, но и способствуем его полноценному, всестороннему развитию, в соответствии с требованиями ФГОС.

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №5 города Вольска, Саратовской области»

Ул. Революционная, 29.тел: 7-10-39

Доклад на тему: « Речевое развитие
детей раннего возраста в условиях реализации ФГОС ДО»

Подготовила: Калитина Е. Н.

Дата проведения: 30.11.17г.

Г. Вольск

Источник