Развитие речи ребенка при ознакомлении с окружающим миром в средней группе

Развитие речи ребенка при ознакомлении с окружающим миром в средней группе thumbnail

Ольга Панченко
Консультация «Развитие речи как способ ознакомления с окружающим миром»

Развитие речи, как способ ознакомления с окружающим миром.

В младших группах приоритетным направлением в развитии речи является обогащение,

активизация словаря и формирование произносительной стороны речи.

Предоставляя малышу возможность активно исследовать окружающий мир, мы одновременно стимулируем его

речевое развитие; обучая родной речи, способствуем развитию интеллекта.

В младших группах приоритетным направлением в развитии речи является обогащение,

активизация словаря и формирование произносительной стороны речи.

Предоставляя малышу возможность активно исследовать окружающий мир, мы одновременно стимулируем его

речевое развитие; обучая родной речи, способствуем развитию интеллекта.

Большую роль развития речи, как средство познания окружающего мира имеет организация речевой среды в группе.Создание речевой среды включает в себя следующие моменты:

1.Собственная речь воспитателя:

-постоянный разговор с ребенком, естественное речевое поведение в повседневном общении с детьми

-специально организованное речевое воздействие (рассказы): о детях, о трудных ситуациях, о жизни группы…

2. Тексты художественной литературы

Развитие понимания речи происходит как в бытовых ситуациях, так и в ходе специально организованных игр и

упражнений. Кроме этого, необходимо использовать любой подходящий случай для развития речи ребенка.

3. Постоянный разговор с ребенком

Создание речевой среды включает в себя следующие моменты:

1.Собственная речь воспитателя:

-постоянный разговор с ребенком, естественное речевое поведение в повседневном общении с детьми

-специально организованное речевое воздействие (рассказы): о детях, о трудных ситуациях, о жизни группы…

2. Тексты художественной литературы

Развитие понимания речи происходит как в бытовых ситуациях, так и в ходе специально организованных игр и

упражнений. Кроме этого, необходимо использовать любой подходящий случай для развития речи ребенка.

3. Постоянный разговор с ребенком

Создание речевой среды включает в себя следующие моменты:

1.Собственная речь воспитателя:

-постоянный разговор с ребенком, естественное речевое поведение в повседневном общении с детьми

-специально организованное речевое воздействие (рассказы): о детях, о трудных ситуациях, о жизни группы…

2. Тексты художественной литературы

Развитие понимания речи происходит как в бытовых ситуациях, так и в ходе специально организованных игр и

упражнений. Кроме этого, необходимо использовать любой подходящий случай для развития речи ребенка.

3. Постоянный разговор с ребенком

Создание речевой среды включает в себя следующие моменты:

1.Собственная речь воспитателя:

-постоянный разговор с ребенком, естественное речевое поведение в повседневном общении с детьми

-специально организованное речевое воздействие (рассказы): о детях, о трудных ситуациях, о жизни группы…

2. Тексты художественной литературы

Развитие понимания речи происходит как в бытовых ситуациях, так и в ходе специально организованных игр и

упражнений. Кроме этого, необходимо использовать любой подходящий случай для развития речи ребенка.

3. Постоянный разговор с ребенком

Создание речевой среды включает в себя следующие моменты:

1.Собственная речь воспитателя:

-постоянный разговор с ребенком, естественное речевое поведение в повседневном общении с детьми

-специально организованное речевое воздействие (рассказы): о детях, о трудных ситуациях, о жизни группы…

2. Тексты художественной литературы

Развитие понимания речи происходит как в бытовых ситуациях, так и в ходе специально организованных игр и

упражнений. Кроме этого, необходимо использовать любой подходящий случай для развития речи ребенка.

3. Постоянный разговор с ребенком

Создание речевой среды включает в себя следующие моменты:

1.Собственная речь воспитателя:

-постоянный разговор с ребенком, естественное речевое поведение в повседневном общении с детьми

-специально организованное речевое воздействие (рассказы): о детях, о трудных ситуациях, о жизни группы…

2. Тексты художественной литературы

Развитие понимания речи происходит как в бытовых ситуациях, так и в ходе специально организованных игр и

упражнений. Кроме этого, необходимо использовать любой подходящий случай для развития речи ребенка.

3. Постоянный разговор с ребенком

Дидактические игры:

«Кукла Катя проснулась»

Цель: Закрепить знания детей о названии одежды куклы; активировать речь детей; воспитывать заботливое отношение к кукле.

«Кукла Катя обедает»

Цель: Закрепить знания детей о столовой посуде, активировать их речь; воспитывать культуру поведения во время еды, заботливое отношение к кукле.

«Что изменилось?»

Цель: Упражнять детей в правильном назывании предметов и их действий, воспитывать у детей зрительную память, произвольное запоминание, наблюдательность, речь.

«Чудесный мешочек»

Цель: Учить детей узнавать предметы по характерным признакам.

«Узнай на вкус»

Цель: Упражнять детей в определении вкуса овощей и фруктов, активизировать речь детей.

«Назови предмет по описанию»

Цель: Развивать умение детей отгадывать предмет по описанию признаков; учить детей описывать предмет не называя его.

Литература:

В. Гербова Занятия по развитию речи

О. В. Дыбина Ознакомление с окружающим миром

Ю. А. Акимова «Знакомим дошкольников с окружаю

щим миром»

О. А. Белобрыкина. «Речь и общение».

А. К. Бондаренко. «Дидактические игры в детском саду»

О. С. Ушакова «Развитие речи детей дошкольного возраста»

Читайте также:  Развитие ребенка в шесть лет

Консультация «Развитие речи как способ ознакомления с окружающим миром»Развитие речи ребенка при ознакомлении с окружающим миром в средней группеРазвитие речи ребенка при ознакомлении с окружающим миром в средней группе

Источник

Нина Глазкова
Конспект занятия в средней группе по ознакомлению с окружающим миром с элементами развития речи «Путешествие в волшебный лес»

Конспект занятия в средней группе по ознакомлению с окружающим миром с элементами развития речи

Тема: «Путешествие в волшебный лес»

Воспитатель: Глазкова Н. Д.

Цель: Формирование у детей познавательного интереса к жизни обитателей леса.

Задачи:

Образовательные:

– систематизировать представления детей об условиях, необходимых для жизни диких животных (внешний вид, жилища, еда);

– расширять и обогащать словарь детей по теме «дикие животные»;

– совершенствовать умение образовывать существительные с

уменьшительно-ласкательным суффиксом.

Развивающие:

развивать у детей наглядно-образное мышление, слуховую, зрительную память;

развивать зрительное восприятие, речевой слух, память, внимание;

развивать мелкую моторику пальцев рук;

Воспитательные:

формировать нравственное, эмоциональное отношение к миру природы;

– воспитывать бережное отношение к животным;

– воспитывать умение слышать вопросы воспитателя и ответы сверстников.

Предварительная работа:

Чтение рассказов о животных, отгадывание загадок, рассматривание иллюстраций, просмотр мультфильмов о животных.

Словарная работа: дикие звери, жилище, пища, логова, нора, берлога

Интегрирование образовательных областей:

«Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие».

Материал и оборудование:

Презентация со слайдами.

Игрушка белочка, ширма, стульчики для детей, воздушные шары, корзинка для белочки.

Ход образовательной деятельности

1. Организационный момент.

Дети входят в зал. (Слайд)

Приветствие

Станем рядышком, по кругу,

Скажем “Здравствуйте! ” друг другу.

Нам здороваться ни лень:

Всем “Привет! ” и “Добрый день! “;

Если каждый улыбнётся –

Утро доброе начнётся.

(Дети садятся на стульчики.)

Дети, я вам сейчас загадаю загадку, а вы её отгадаете. (слайд-по щелчку мыши картинка)

Кто по елкам скачет ловко

И влезает на дубы?

Кто в дупле орехи прячет?

Сушит на зиму грибы?

Правильно, это белка. А вот и она. (за ширмой появляется белка (кукольный театр, белочка плачет.

Воспитатель: Здравствуй, белочка. Что с тобой случилось? Почему ты плачешь?

Белочка: Ребята, у нас в лесу случилась беда.

Нас волшебник напугал.

Нас он всех заколдовал.

Мы забыли, кто мы есть.

Что нам пить и что нам есть.

Срочно приходите,

Выручайте, помогите.

Все жители леса просят вас.

2. Беседа.

Ребята, скажите, а кто же это- жители леса? Назовите их.

(дети перечисляют животных)

А как называют животных, которые живут в лесу? (дикие, лесные)

Правильно, их можно назвать дикими животными или лесными зверями.

А почему? (они сами добывают себе пищу, строят жилища, заботятся о детенышах)

Что же случилось с лесными жителями?

Сможем мы им помочь?

Давайте мы спросим у белки, как же нам добраться до леса.

Белка: Я сейчас вам подарю волшебные воздушные шары, и вы на них отправитесь в волшебный лес.

Белка вручает воздушные шары ребятам.

Давайте скажем волшебные слова, чтобы оказаться в лесу.

1,2,3,4,5 – в лес летим зверей спасать. (Слайд)

Вот мы с вами и в лесу.

3. Дидактическая игра «Угадай по описанию».

Ребята, посмотрите, животных совсем не видно. Сейчас я буду описывать животное и, как только вы догадаетесь, оно сразу появится у нас на экране.

-злой, голодный,серый (волк) а как зовут детёныша-волчонок) слайд

-маленький, длинные уши, серый или белый, трусливый (заяц- зайчонок) слайд

-рыжая, ловкая, хитрая, пушистая (лиса-лисёнок)слайд

-большой, неуклюжий, косолапый (медведь-медвежонок) слайд

-маленький, колючий, серый (еж-ежонок) слайд

(по мере называния открываются слайд и появляются животные)

Вот,белочка, дети назвали лесных зверей. А теперь мы повторим, как называются детеныши животных.

4. Пальчиковая гимнастика (слайд)

Это зайчонок,

Это бельчонок,

Это лисенок,

Это волчонок,

А это спешит, ковыляет спросонок

Бурый, мохнатый, смешной медвежонок.

А кого из лесных зверей мы не назвали? (ежонка)

5. Дидактическая игра «Кто где живет?»

Белочка: Ребята, а знаете ли вы, где живут дикие животные, как называются их жилища?

Ответы детей.

Лиса живет в норе, медведь спит в берлоге, волк живет в логове.

А есть ли дом у зайца? (нет, он прячется поп кустами)

А где живу я,- знаете? –спрашивает белочка. В дупле.

У всех есть жилища, которые по-разному называются. Вот мы и напомнили им.

6. Стихотворение «Есть у каждого свой дом»

Белочка, а Василиса Галкина знает стихотворение. Давайте все вместе послушаем.

У лисы в лесу глухом

Есть нора- надежный дом.

Под кустами еж колючий

Нагребает листья в кучу.

Спит в берлоге косолапый

До весны сосет он лапу.

Есть у каждого свой дом.

Всем тепло, уютно в нем.

Физкультминутка «Белочка»

Физзарядкой ей не лень заниматься каждый день

Читайте также:  Борисенко лукина диагностика развития ребенка все книги

(руки в стороны, вверх, в стороны, вниз)

С одной ветки, прыгнув влево, на сучок она присела,

(руки на поясе, прыжок влево, присесть)

Вправо прыгнула потом, (встать, руки на поясе прыжок вправо)

Покружилась над дуплом. (покружиться на месте)

7. Дидактическая игра «Кто, что любит»

Ребята, а ещё звери забыли, чем они питаются в лесу. Давайте поможем им. На слайде предметные картинки (малина, мед, морковь, орехи, грибы).слайды

Скажите, какая пища для них самая любимая? (дети выбирают животное).

8. Игра «Закончи предложение»

(Белка предлагает поиграть с лесной шишкой)

Воспитатель дает ребенку в руки шишку и начинает предложение, а ребенок заканчивает предложение.

Заяц зимой белый, а летом…

Ёж маленький, а медведь…

Белка живёт в дупле, а лиса.

Лиса хитрая,а заяц …

Заяц пушистый, а ёж…

У белки хвост длинный, а у зайца…

У зайца хвост короткий, а уши…

Молодцы, ребята, вы справились и с этим заданием.

9. Дидактическая игра “Четвертый лишний”

Злой волшебник всех зверей перепутал. Помогите узнать, кто же здесь лишний.

-лиса, медведь,заяц, дятел

-волк, еж, конь, лиса

-заяц, слон, медведь, белка

-ежонок, медведица, зайчонок, лисенок

-курица, белка, еж, лиса.

Слайд с салютом.

Мне кажется, белочка, что мы сегодня помогли всем животным и расколдовали их.

И нам с вами пора возвращаться в детский сад. Скажем волшебные слова.

1,2,3,4,5- в детский сад летим опять.

10. Рефлексия

Дети, расскажите, где же мы с вами сегодня побывали? Вспомните, чем питаются, где живут, какие особенности есть у них, как называются их детеныши?

Несколько индивидуальных и групповых ответов.

Белочка благодарит детей за помощь и предлагает им угощение – грибочки. Дети благодарят белочку за угощение.

Источник

Программное содержание: учитьдетей выделять существенные признаки предметов и на основе их различать виды транспорта, ввести обобщающее слово6 «транспорт». Учить детей разделять транспорт на водный, наземный, воздушный. Познакомить с другими «необычными» видами транспорта.

Оборудование: картинныйматериал с изображением водного, наземного и воздушного транспорта, в том числе с изображением дирижабля, верблюда, лошади, собачей упряжки

Ребята, вы любите путешествовать? Сегодня я хочу пригласить вас в путешествие на поезде. Поедем? Занимайте свои места.(звучит музыка)

Скорый поезд «Веселые малыши» отправляется. Осторожно! Двери закрываются, следующая станция «Загадкино». Прибыли. Вот и остановка. А тут загадки нас поджидают! Ожидаем?

Меж собою говорит (самолет).

  1. Ой, ребята, скорее занимайте свои места, наш поезд отправляется. Осторожно, двери закрываются!(звучит музыка) Следующая станция «Знайкино».

  2. Выходите, посмотрим, что интересного на этой станции. (На стене развешаны картинки с изображением транспорта. Отдельно висит наземный, воздушный и водный транспорт.)

  3. Посмотрите какие красивые картинки оказались на этой остановке. Давайте поближе его рассмотрим.

  4. Это парусник, яхта…

  5. Это самолет, вертолет.

  6. Это автобус, грузовик, троллейбус.

  7. Все вместе: это что? (транспорт)

  8. Посмотрите чем отличаются эти виды транспорта. Как перевозит людей этот транспорт (по воде). Этот? (по воздуху), а этот? (по земле).

  9. Яхта, парусник перевозят людей по воде – этот транспорт называется водный. Самолет, вертолет – по небу. Это воздушный. А машины по земле – это наземный. Давайте повторим: водный, воздушный, наземный.

  10. Ребята сейчас наш поезд будет отправляться, садитесь на свои места. Осторожно, двери закрываются, следующая станция «Поиграй-ка».

  11. А на этой станции какой-то художник оставил свои картины. Посмотрим? Какие-то они странные. Не пойму что не так. Может вы подскажите?

  12. Игра: «Исправь ошибку художника» (Пароход по небу, самолет по дороге, машина по воде). Что не так? Почему?

  13. А сейчас поиграем в другую игру. (показать детям картинки)

  14. Это? Автобус. Как перевозит людей? (по дороге). Значит этот вид транспорта какой? (наземный). Также разобрать картинки с изображением парохода, лодки, самолета, вертолета, троллейбуса, поезда, велосипеда.

  15. Выбрать детей, кто будет небом, морем и дорогой. (дать в руки картинки неба, моря, дороги. Другим детям дать картинки, которые рассматривали). На счет 1-5 дети должны подбежать к соответствующей картинке. С детьми, которые остались на стульчиках разобрать правильно ли подобрались картинки друг к другу.

  16. Занимаем свои места, наш поезд отправляется. Осторожно, двери закрываются.(звучит музыкы) Следующая станция «Звукино».

  17. Сегодня взлетал самолет, как он гудел, когда взлетал? Ууууу. Молодцы! А машина ехала по дороге, наехала на гвоздик и проколола шину. Как шина спускалась? Шшшшшшшш. Заклеим шину и накачаем с-с-с-с-с. молодцы, какой звук слышится? [с]. этот звук есть в основе сссамолет. Скажем все вместе: сссамолет. Сегодня в самолет сможем взять то, где встречается звук [с]. сссобака (возьмем), сссамолет?, мишка, сапог, груша, сссамокат? Молодцы.

  18. Опять наш поезд отправляется. (звучит музыка) Осторожно, двери закрываются, следующая станция «Узнавайкино». И на этой станции разные картинки. Давайте и их рассмотрим ближе. Это дирижабль – летательный аппарат перевозит людей и грузы. Его как и самолет ведет пилот.

  19. Это верблюд. На них люди передвигаются сами и перевозят грузы. Верблюда называют кораблем пустыни. Верблюды очень приспособлены к жизни в пустыне. За день они могут преодолеть большое расстояние, в пустыне очень жарк. Густая шерсть предохраняет его от палящих лучей солнца, а толстые мозоли на ногах помогают идти им по горячему песку.

  20. Олень тоже является средством передвижения. Например, на севере передвигаются на оленьей упряжке. Изготавливают нарты из ели и березы и запрягают в нее оленей. Также на севере передвигаются на собачьих упряжках.

  21. Это ракета – вид транспорта, который отправляется в космос. Воздушный шар – первый транспорт, на котором люди поднялись в воздух. В давние времена, когда еще не было столько транспорта, сколько сейчас, люди передвигались на лошадях. Или верхом или на повозке. Вот сколько интересного на этой станции мы узнали. А теперь нам пора заканчивать свое путешествие. Занимайте свои места. Осторожно, двери закрываются. Следующая станция конечная «Детский сад «Аннушка»». Ребята, понравилось вам путешествие? О чем мы сегодня разговаривали? (о транспорте). Как называется транспорт, который перевозит людей по воде? (водный). По небу? (воздушный). По земле? (наземный). А что интересного мы еще узнали про транспорт? Молодцы, хорошо занимались. Теперь мы отправляемся в группу «Ивушка».

Читайте также:  Влияние состояния здоровья ребенка на его развитие

Источник

Рита Шабанова
Развитие речи детей при ознакомлении с окружающим миром

В программе детского сада большое место отведено работе по ознакомлению детей с окружающим и обогащению их словаря.

Дошкольный возраст — пора более насыщенного, более активного, чем в раннем возрасте, восприятия действительности и включения в окружающую жизнь, что сопровождается быстрым увеличением запаса слов у детей.

Ребенок каждодневно сталкивается с предметами и явлениями, одни из которых ему знакомы, другие — нет. У него возникают вопросы,сильное желание узнать: что это? Как называется? Для чего? Из чего и как сделано? Ребенок пытается рассмотреть окружающие предметы, потрогать их, действовать с ними. В семье ребенок на свои вопросы получает ответы от родителей, от других членов семьи. Многие родители, не ожидая вопросов ребенка, сами объясняют ему то, что он видит.

В детском саду воспитатель знакомит детей с окружающим миром, обогащает и упорядочивает их жизненные впечатления. Жизненный опыт приобретается ребенком в процессе непосредственного восприятия действительности. Отражение в сознании ребенка окружающих предметов и явлений при помощи ощущений, восприятий, представлений — чувственный опыт, т. е. опыт, приобретаемый через органы чувств.

Однако ознакомление с окружающим будет неполным, если оно ограничивается только восприятием (рассматриванием, слушанием, накоплением представлений. Необходимо сообщать детям наименования тех предметов и явлений, которые они воспринимают. Слово всегда должно сопутствовать непосредственному восприятию в ходе познания ребенком действительности.

Познавательный процесс — ознакомление с действительностью и обогащение словаря детей — должен захватывать и эмоциональную область их психики, сопровождаться чувством заинтересованности, ярким положительным отношением к людям, к труду, к родному краю, эстетическим отношением к окружающему.

Вся работа по ознакомлению детей с окружающим должна быть в то же время воспитанием у них таких чувств, как любовь к близким, уважение к людям, любовь к родному краю, к родной природе; познание окружающего должно доставлять детям радость.В любой деятельности ребенка дома и в детском саду: в играх и в разговорах, в рассматривании картинок и в удовлетворении материальных потребностей (еда, подготовка ко сну, выполнение действий, связанных с личной гигиеной, умывание) — имеется в какой-то мере познавательный момент. За едой, например, ребенок узнает вкус кушаний, из чего они приготовлены, их названия; во время умывания малыш узнает свойство мыла превращаться в белую мягкую пену; дети играют в песок и видят, что из сухого песка они не могут слепить пирожок, а из влажного это им удается; если они захотят сделать пруд в песочном ящике, то у них ничего не получится — вода быстро проходит через песок, не задерживаясь в нем. Так они узнают свойство песка. Это непреднамеренное ознакомление с внешним миром.

Однако в детском саду ознакомление детей с окружающим миром осуществляется и организованно — на занятиях, когда воспитатель расширяет и упорядочивает представления и знания детей, руководствуясь программой. Он систематически планирует эту работу, т. е. заранее намечает, с какими предметами и явлениями окружающей действительности, когда и как он будет знакомить детей. В ходе этих занятий ведется словарная работа, задачей которой является расширение запаса слов детей, уточнение понимания ими значения слова, активизация словарного запаса.

Источник