Развитие речи ребенка пособие для воспитателей

Наталья Мартынова
Обзор пособий по развитию речи дошкольников

Обзор пособий по развитию речи дошкольников

Подготовила Мартынова Н. А.

В-ль 1 кв. категории

МБДОУ Детский сад №121 г. Архангельск

О. А. Бизикова РАЗВИТИЕ МОНОЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ

У ДОШКОЛЬНИКОВ Учебное пособие

Учебное пособие для студентов высших учебных заведений

Издательство Нижневартовского государственного университета 2014

Настоящее пособие посвящено вопросам развития монологической речи дошкольников.

А. М. Бородич”Методика развития речи детей” М., 1981 г.

Теоретические знания, обоснование терминов, развернутая теоретическая база без примеров, без практики.

Е. В. Мигунова ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ Великий Новгород 2007

Пособие включает рекомендации к работе над курсом «Теория и методика развития речи детей» очной и заочно-ускоренной формы обучения, содержание теоретических и практических занятий, задания для самостоятельной работы, вопросы на закрепление материала, список литературы, контрольные материалы.

Арушанова А. Г.Речь и речевое общение детей: Книга для воспитателей детского сада.

В книге представлен один из возможных путей реализации базисного компонента программы «Истоки» по разделу «Речь и речевое общение». В ней обобщен многолетний опыт речевого воспитания детей, направленного на развитие их коммуникативной компетенции, способности налаживать общение с окружающими людьми. В помощь воспитателю в издании приведено большое количество грамматических игр, упражнений, коммуникативных ситуаций.

Книга адресована педагогам дошкольных учреждений, а также студентам и преподавателям педагогических колледжей и университетов.

Арушанова Алла Генриховна, специалист по дошкольному воспитанию, кандидат педагогических наук, ведущий научный сотрудник Центра «Дошкольное детство» им. А. В. Запорожца. Около 30 дет занимается исследованием педагогических условий развития речи детей, опираясь на идеи таких выдающихся ученых, как А. В. Запорожец, Д. Б. Эльконин, А. Н. Леонтьев, С. А. Рубинштейн, А. Р. Лурия, Ф. А. Сохин. Автор более 100 научных публикаций по лингводидактике, соавтор нескольких методических пособий для воспитателей. В последние годы научные интересы касаются условий развития и саморазвития коммуникативной компетенции детей.

Т. П. Колодяжная, И. А. Маркарян РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Методическое пособие Москва 2009

В методическом пособии представлены теоретические основы речевого развития детей, рекомендации педагогам по созданию системы речевого развития ребенка в детском саду, опыт работы по речевому развитию дошкольных образовательных учреждений. Данные рекомендации ориентируют педагогов на практическое овладение детьми правильной устной речью как средством общения, развитие речевых способностей и личностных качеств детей.

Методическое пособие предназначено для руководителей, воспитателей, специалистов дошкольных образовательных учреждений всех видов, студентов педагогических учебных заведений.

Что такое РР, проблемы РР у детей, программы, на основе которых работают ДОУ в нашей стране, характеристика раздела РР в каждой программе, особенности и спицифика работы по РР в каждой программе. Рассмотрена спицифика построения занятий по РР, работа по РР вне занятий.

Источник

Литература для развития речи у детей от полугода до трёх лет

* Многие из представленных в списках книг не всегда можно найти в магазине, поэтому я рекомендую заказывать литературу из интернет-магазинов, там всегда хороший ассортимент и не нужно тратить драгоценное время на поездки, а цена равна той, которую мы найдем в обычном магазине, а часто еще и ниже… Я сама уже давно многое, в том числе и книги, заказываю через интеренет. Вот некоторые из тех книжных интернет-магазинов, которые проверены лично мной, стоимость книг в них уже с доставкой, например, интернет-магазин книг Лабиринт (www.labirint.ru) и книжный интернет-магазин My-shop (my-shop.ru).

Книги для родителей, чьи детки не говорят:
— Грибова О.Е. Что делать, если ваш ребенок не говорит
— Гаркуша Ю.Ф. Как говорить с малышом? Конспекты для родителей
— Смирнова Л.Н. Развитие речи у детей 2-3 лет. Пособие для воспитателей и родителей

ИГРЫ и ПОСОБИЯ для занятий по развитию речи

1. Батяева С.В., Савостьянова Е.В. Альбом по развитию речи для самых маленьких(от 1,5 до 3 лет)
Издательство: Росмэн-Пресс
Серия: Говорим правильно
Эта увлекательная книга предназначена для развивающих занятий с малышами от полутора до трёх лет. Занятия по ней могут проводиться как профессиональными воспитателями и логопедами, так и любящими родителями в спокойной домашней обстановке.

2. Моя первая книга (для детей от 6 месяцев до 3 лет) Астахова А.А.
Издательство: Белый город
Серия: Энциклопедия малыша
Книга разработана на основе новейшего педагогического опыта профессиональных воспитателей специально для малышей от 6 месяцев до 3 лет с учетом особенностей их развития и зрительного восприятия, благодаря чему ее отличает профессионализм в подборе материала и оформлении. Яркие цветные иллюстрации, специально подобранные для каждой страницы, будут вновь и вновь притягивать внимание малыша и радовать его, развивая любознательность и желание познавать мир.

3. Жукова О.С. Первый учебник малыша. От 6 месяцев до 3 лет
Издательство: Астрель, 2011 г.
Серия: Маленькие гении
Эта книжка создана специально для детей раннего дошкольного возраста. Яркие цветные картинки обязательно привлекут внимание маленького непоседы. Занимаясь по книжке, юный ученик получит первые представления об окружающем мире, научится понимать речь взрослых, а затем — произносить свои первые слова: названия членов семьи, предметов окружающего мира, животных. Пусть эта книга поможет вашим детям стать умными и талантливыми, учиться весело и с удовольствием!

Жукова О.С. Энциклопедия развития и обучения ребенка раннего возраста. От 6 месяцев до 3 лет.
Издательство: Астрель, 2010 г.
Эта книга предназначена для занятий с детьми самого раннего возраста: от 6 месяцев до 3 лет. С помощью простых, но эффективных упражнений, малыш научится говорить, рассматривать картинки, получит первые представления об окружающем мире.

4. Жукова О.С. Серия: Обучение с пеленок
Издательство: Оникс, 2007 г.
В данной серии много книг: «Кто где живет и что ест», «Большие и маленькие» и др.
Эти книги предназначена для занятий с детьми самого раннего возраста — от 1 года. Цель данной книги — развитие внимания вашего малыша. Кроме того, у ребенка формируется образное мышления и творческая фантазия, а также развивается мелкая моторика пальцев рук.

5. Первая книга малыша. Энциклопедия для детей от 6 месяцев и старше.
Издательство: Стрекоза (2010 г.)
Книга содержит большие, яркие, красочные иллюстрации, на которых изображены предметы окружающего нас мира. Иллюстрации выполнены очень качественно и реалистично, чтобы малыш сумел легко распознать предметы, на них изображенные. Материал в книге разгруппирован по темам: домашние животные, дикие звери, растения, фрукты, овощи, человек, дом и предметы обихода. Кроме того, в энциклопедии дается первое представление малышу о цифрах и геометрических фигурах. Там же он может узнать и основные повседневные действия человека (спать, есть, играть и т.п.).

Читайте также:  Как заполнить выписку из истории развития ребенка для детского сада образец

6. Развитие и обучение детей. Серия: «Школа Семи Гномов»
Издательство: Мозаика-Синтез (2008 г.)
В серии представлены комплекты книг (по 12 в каждой) для занятий с ребенком от рождения до семи лет.
«Школа Семи Гномов» — это комплексная система занятий с ребенком от рождения до поступления в школу, по 12 красочных развивающих пособий на каждый год жизни ребенка-дошкольника. Пособия разработаны в соответствии с современными образовательными стандартами и будут полезны как родителям, так и специалистам: воспитателям, методистам, гувернерам.

Серия: Игротека 1+: Большой-маленький, Подбери пару, Кто как маму зовет, Гномики и домики;

Игротека 2+: Один-много, Квадратик и кружок, Овощи-фрукты.

Игротека 3+, Игротека 4+, Игротека 5+, Игротека 6+

Развивающие игры для индивидуальных занятий с детьми в карточках .

7. Серия книг: «Первые шаги»
Издательство: Литера, 2008 г.
Ботякова О.Ю. «Мамин массаж с потешками для детей первого года жизни»; Ермакова И.В. «Развиваем мелкую моторику у малышей», «Поиграй со мной, мама! Игры, развлечения, забавы для самых маленьких. Для детей от 0 до 3-х лет»; Дерягина Л.Б. «Игры, чистоговорки, песенки, потешки», «Баюшки-баю: Пальчиковые игры, колыбельные песенки, засыпальные сказки»; Хазиева Р. «55 развивающих игр для малышей от 1 года до 3 лет».

8. Первая азбука с крупными буквами
Издательство: Росмэн-Пресс; 2008 г.
Эта азбука предназначена для тех малышей, которые только начинают изучать алфавит. Крупные буквы легче воспринимаются и читаются, а красочные картинки помогут расширить кругозор ребенка!

9. Серия книг «Начинаем говорить. Первые фразы» для детей от 1 года
Издательство: Карапуз; 2012 г.
Серия создана специально для того, чтобы посредством беседы по картинкам вызвать у малыша желание «разговаривать» с вами жестами, словами и простейшими фразами.

10. Янушко Е.А.Серия: Библиотека воспитателя.
Развитие речи у детей раннего возраста (1-3 года)
Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста (1-3 года)
Издательство: Мозаика-Синтез
Пособие предназначено воспитателям дошкольных учреждений для проведения занятий по развитию речи с детьми 1-3 лет. Оно также может быть полезно и родителям. Представленные в пособии занятия имеют интересный игровой сюжет, основанный на практическом опыте детей и имеющемся у них багаже знаний об окружающем мире. Эти игры способствуют развитию слуха, дыхания, пассивной и активной речи детей.

11. Громова О.Е. Стимульный материал для развития речи детей раннего возраста.
Издательство: Сфера, 2007 г.
Серия: Программа развития
Материал предназначен для логопедов, воспитателей, методистов ДОУ, а также родителей детей раннего школьного возраста. Предметные и сюжетные картинки подготовлены с учетом возрастных и психологических особенностей развития детей, которые только начинают говорить. Все наглядные материалы выполнены в соответствии с программными требованиями к воспитанию и развитию детей раннего возраста. Картинки целесообразно использовать на занятиях по развитию речи и ознакомлению с окружающей действительностью. Стимульный материал рекомендуется использовать вместе с пособием О.Е. Громовой «Методика формирования начального детского лексикона».

14. Раннее развитие. 1+. Комплект из 7 методических пособий для занятий с детьми от 1 года
Серия: Раннее развитие
Издательство: Карапуз
Задача момента — «разговорить» вашего ребенка! Помните, что в этом возрасте предпочтительнее не книжки, а карточки с понятными сюжетами и персонаж, с которым малыш легко отождествит себя. Необходимо посредством беседы по картинкам вызвать у него желание «разговаривать» с вами жестами, словами и простейшими фразами. Это и происходит, если вы не читаете тексты, а эмоционально проговариваете их «от себя». Беседы не надо придумывать самим — мы даем вам образцы таких диалогов. Помимо этого вы станете обладателем достаточно большого количества информации и расписанных упражнений по полугодиям — от рождения до 6 месяцев, от 6 месяцев до года и от года до полутора!

Материал с сайта logoped-lapteva.ucoz.ru

Источник

Муниципальное бюджетное дошкольное общеобразовательное учреждение детский сад № 48 с.Пушкинского муниципального образования

Гулькеичский район

Методическое пособие для воспитателей ДОУ

по обучению грамоте детей

дошкольного возраста

«БУКВОЗНАЙКА»

Воспитатели МБДОУ детский сад № 48:

Ханджян Наталья Анатольевна

Пояснительная записка

Главное — заинтересовать!

Чтение – это сложный психический процесс, он на равных началах включает в себя, наряду с готовностью звукового анализа речи, словесную и наглядную память, способность ориентироваться в пространстве, способность переносить последовательность во времени в последовательность в пространстве, способность устанавливать связь между услышанным звуком и его письменным знаком, способность восприятия целостной формы, высокий уровень концентрации внимания. Все перечисленные функции составляют технический арсенал процесса чтения.

Многочисленные исследования доказывают прямую связь успешности развития личности ребёнка с объёмом чтения.  Чтение веками служило средством выстраивания личности, раскрытия высших потенций человека. Его можно считать определяющим фактором решения актуальных задач Российского образования; читательскую культуру – основой социально-личностного, познавательно-речевого, художественно-эстетического и духовного развития личности.

В федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования  и сопровождающих его материалах подчёркивается, что уровень культурной компетентности граждан во многом определяет характер политики и экономики, а также безопасность и конкурентоспособность страны. Такая постановка вопроса определяет высокую значимость  чтения как базовой образовательной компетентности и способа освоения человеческой культуры. При этом чтение, в том числе  чтение детей дошкольного возраста, в  условиях огромного потока информации и многообразия способов её освоения, приобретает черты феномена, который развивается как в институциональных, так и не институциональных формах образования. Именно на этапе дошкольного образования можно помочь любому ребёнку стать читателем, овладеть читательской культурой на возрастно-сообразном уровне.  

Овладение грамотой так же представляет собой чрезвычайно важный этап в умственном и речевом развитии ребенка. Обучаясь чтению и письму, ребенок осваивает совершенно новые формы умственной и языковой деятельности. До этого момента дети осознают только смысловую сторону речи: предметы и явления, обозначаемые определёнными словами, и содержание, передаваемое словосочетаниями и фразами.

Начиная осваивать азбуку, ребенок должен представлять, что такое звуки речи, которые сами по себе, изолированно ничего не означают для него в смысловом отношении. Он должен научиться делить слова на слоги и звуки, усвоить довольно сложную систему графических символов (букв), означающих звуки речи.

Читайте также:  Ребенок на разных стадиях развития

Усвоив элементарные технические навыки чтения, ребенок приступает к самому трудному и главному в чтении – он должен научиться извлекать смысл из письменных текстов. Письменные тексты (письменная речь) построены по правилам, значительно отличавшихся от правил организации устных высказываний. Поняв значение всех слов в прочитанной фразе. Ребенок должен затем объединить их в целое, составляющее смысл фразы. Полноценное освоение навыков чтения предлагает определенный минимально необходимый уровень зрелости мышления и речи. Состояние психологической готовности к усвоению грамоте у большинства детей происходит в пять шесть лет. Чтобы избежать дисгармонии при освоении чтения, привить любовь к чтению. С самого начала обучения необходимо достаточное внимание уделять развитию навыков полноценного понимания прочитанного.

Материал данного пособия упорядочен с учетом характерных для русского языка противопоставлений звуков по глухости – звонкости, твердости – мягкости. В определенной последовательности изучаются различные типы слогов и слов, что способствует предупреждению (преодолению) нарушений слоговой структуры слов. Занятия по данным методикам поможет детям не только овладеть техникой свободного чтения, но и создаст предпосылки для формирования у них грамотного письма. Пособие может быть так же  адресовано родителям для проведения самостоятельных занятий с детьми. Исходя из этого, подготовка ребенка к чтению должна заключаться не в упражнении одной какой-либо технической функции, а в повышении у ребенка интереса к чтению и выработки у него мобилизующей для чтения мотивационной основы.

Данное пособие рассчитано на детей дошкольного возраста 4-5, 5-6 и 6-7 лет. Предлагаемый комплекс занятий рекомендован для кружковой работы, как превышающий нормы стандартной образовательной программы.

Пособие разработано с учетом основных принципов:

1. Последовательности (все задачи решаются методом усвоения материала «от простого к сложному», в соответствии с познавательными возрастными возможностями детей;

2. Доступности (заключается в простоте изложения и понимания материала);

3. Наглядности (предлагает наличие большого количества наглядного, раздаточного материала, наличие дидактических игр и пособий)

4. Индивидуализации (учитывает психологические особенности дошкольников)

5. Результативности (обеспечивает соответствие целей программы и возможностей их достижения);

6. Межпредметности (предполагает связь с другими предметами: окружающим миром, развитием речи.)

Особенности обучения.  Занятия носят комбинированный характер, каждое включает в себя несколько программных задач,  на занятии детям предлагается как новый материал, так и материал для повторения и закрепления усвоенных знаний. Во время занятий широко применяются игровые методы, направленные на повторение, уточнение и расширение знаний, умений и навыков детей в области грамоты

Занятия проводятся 1 раза в неделю, продолжительность занятий 20 – 25 минут в средней дошкольной группе, 25-30 минут в старших дошкольных группах.

Формы организации занятий:

1. Фронтальная (работа со всей группой).

2. Работа по подгруппам.

Методами успешной реализации программы является:

• Словесный (заучивание стихотворений о букве, небольшой рассказ беседа).

• Наглядный (наблюдение, рассматривание).

• Практический (словесные игры; дидактические игры:«Найти свой домик», «Кто внимательный», «Назови слова по заданной модели», «Цепочка слов», «Поезд», игры в песке, рисование букв в песке  и др.).

Методическое условие реализации данного пособия  предполагает наличие: Методик:  Журовой Л.Е., Жуковой Н.В., Мухиной Н.Я., Коноваленко В.В. .

Материала для чтения: Клемановой Л.Ф. «Читалочка». Коноваленко В.В. «Пишем и читаем», Крупенчук  О.И. «Учим буквы», «Научите меня читать».  

Материала для подготовки руки к письму и формированию красивого почерка: Воробьева Т.А. «Подготовка руки к письму (4-5 лет)», Клементовича Т.Ф. «Я учусь писать красиво (5-6 лет)», «Я учусь писать красиво и грамотно (6-7 лет)».

Дидактических пособий по обучению чтению и звуковому анализу: таблиц, карточек по обучению грамоте, презентаций, обучающих фильмов «Русский язык с Хрюшей», прописей.

Материально-технических средств:

Компьютерная техника,  доска,  видеопроектор, магнитная доска для составления слов и предложений, а так же с набором приспособлений для крепления таблиц, рисунков, картин. «Звуковые пеналы» с набором символов для составления схем предложений и звукового анализа слов, цветные сигналы – семафорчики.

  Разные геометрические формы, игрушки соответствующие сказочным персонажам или плоскостные деревянные. Набор маленьких фигурок разной тематики и цвета.

Старший  дошкольный возраст (5-6 лет)

Цели и задачи:

1. Воспитывать звуковую культуру речи. Определять на слух тот или иной звук в слове. Различать близкие по звучанию слова. Использовать интонационные средства выразительности.

2.  Помогать детям усваивать лексику и грамматику русского языка. Дать понятие о слоге, слове, предложении.

3.    Первоначальное   обучение чтению детей: ввести понятие «звук», знакомство с буквенным обозначением звуков, запоминание букв алфавита, дать первоначальное представление о слиянии звуков, образовании и чтении   слогов, простых слов.

4.    Обучение грамоте: формирование у детей общей ориентировки в звуковой системе языка, обучение их звуковому анализу слова.

5. Совершенствовать графические навыки, развивать мелкую моторику, координацию движений, пространственных отношений.

Планируемые результаты.

В конце года дети должны хорошо:

1.Правильно произносить все звуки родного языка. Делить слова на слоги. Составлять схемы слогов и простых слов.

2.Выделять начальный звук в слове. Различать гласные и согласные звуки.

3. Выделять и считать слова в предложении.

4.Узнавать и называть выученные буквы

5. Правильно писать очертание знакомых букв.

Диагностика уровня практического осознания элементов языка и речи.

Детям предлагается задание:

1.Послушай и назови первый звук в слове Аня, в слове дом.

2. Составь схемы этих слов.

3. Назови буквы. Сложи из букв слоги, прочитай их.

4. Послушай звук и напиши букву;

5. Скажи, сколько слов в предложении «Дети любят…»,назови первое, второе, третье слово.

 Оценка результатов

Высшая общая оценка составляет 10 баллов.

Самостоятельный верный ответ – 2 балла;

Ответ с помощью взрослого – 1 балл;

неверный – 0 баллов.

Календарно – тематический план занятий в старшей группе

месяц

неделя

Тема занятия

Программное содержание.

Примечание

Сентябрь

III

Знакомство с органами артикуляции Понятие о звуках. Звуковой ряд. Гласные звуки.

Познакомить детей со звуками речи. Совершенствовать артикуляционные позиции губ и языка при правильном произношении различных звуков.

Речедвигательная ритмика. Общие упражнения.

IV

Звук и буква А. Звук и буква У.

Понятие о звуках. Знакомство с правилом о звуках и буквах.

«Русский язык с Хрюшей 1» (занятие 1)

Октябрь

I

Гласные звуки. Слоги.

Учить выделять звук в ловах. Находить место звука в словах. Развивать фонетический слух. Знакомить с графическим образом буквы.  Понятие о гласных звуках.

Речедвигательная ритмика. Упражнения на гласные звуки.

II

Звук и буква О.

III

Звук и буква И

IV

Звук и буква Ы

I

Звук и буква Э

Закрепление пройденного материала. Понятие слоги.

Речедвигательная ритмика. Общие упражнения.

«Русский язык с Хрюшей 2» (занятие 35, 36)

Ноябрь

II

Гласные звуки и буквы А,У,О,Э,И,Ы..

III

Согласные звуки. Звонкие. Глухие.

Понятие о согласных звуках, звонкие и глухие звуки. Закрепление правила о звуках и буквах. Понятие слоги.

IV

Согласные звуки. Буквы большие и маленькие.

Декабрь

I

Звук и буква П

Учить выделять звук в ловах. Находить место звука в словах. Развивать фонетический слух.

Определять звонкость и глухость звуков.

Знакомить с графическим образом буквы. Чтение слогов.

Речедвигательная ритмика, артикуляционная

гимнастика согласно изучаемому звуку.

II

Звук и буква Н

III

Звук и буква М

IV

Звук и буква Б

                Январь

I

Звук и буква С

Чтение слогов, составление простых двусложных слов.

II

Звук и буква З

III

Звук и буква Т

IV

Звук и буква Д

Февраль

I

Звук и буква В

II

Звук и буква Ф

III

Звук и буква К

IV

Звук и буква Г

Март

I

Звук и буква Х

Понятие о смягчающих гласных. Учить выделять звук

в ловах. Находить место звука в словах. Развивать фонетический слух. Знакомить с графическим образом буквы.  Чтение слогов, составление простых двусложных слов.

II

Звук и буква Я

III

Звук и буква Е

IV

Звук и буква Ё

Апрель

I

Звук и буква Ю

III

Звук и буква Ц

III

Звук и буква Ч

IV

Звук и буква Щ

Чтение слов, составление простых предложений.

Май

I

Звук и буква Ш

II

Звук и буква Ж

III

Звук и буква Л

IV

Звук и буква Р

Читайте также:  Подробная выписка из истории развития ребенка образец

Подготовительный к школе дошкольный возраст (6 -7лет)

Цели и задачи:

1. Формировать грамматический строй речи: согласовывать существительные и прилагательные в роде, числе, падеже; обучение правильному образованию, склонению и употреблению слов в единственном и множественном числе.

 2. Воспитание звуковой культуры речи (обучение грамоте): работа над звуковыми и интонационными характеристиками речи;  формирование представлений о линейных звуковых единицах: звук-слог-слово-предложение-текст; различение звуков по их качественной характеристике: гласные и согласные (твёрдые и мягкие); обучение звуковому анализу (выделение звука в начале, середине и конце слова), нахождение одинакового звука в разных словах.  Определение количества слогов в слове.

 3. Обучение связному чтению, учить записывать слова печатными буквами.    

 4.  Развивать связную речь детей. Формировать элементарные представления о структуре текста     (начало-середина- конец);

Планируемые результаты.

В конце года дети должны хорошо:

1.Составлять схемы слов и предложений.

2. Делить слова на слоги опираясь на звуковую схему, определять количество звуков в слове.

3.Выделять заданный звук в слове (в начале, середине, конце).

4. Давать характеристику гласным и согласным звукам. Различать глухие – звонкие, твердые – мягкие.

3. Давать определение линейным звуковым единицам: звук-слог-слово-предложение-текст.

4. Правильно писать печатными буквами слова, читать написанное по слогам.

Диагностика уровня практического осознания элементов языка и речи.  Детям предлагается задание:

1. Скажи один звук

2. Скажи одно слово;

a) скажи, сколько звуков в слове «кот», «луна»;

b) назови звуки в этих словах, составь схемы;

3. Скажи одно предложение.

a) скажи, сколько слов в предложении «Дети любят…», составь схему.

b) назови первое, второе, третье слово.

4. Прочитай предложение «У кота усы».

Оценка результатов

Высшая общая оценка составляет 10 баллов.

Первые 3 задания:

верный ответ – 1балл;

неверный – 0 баллов.

Четвертое задание:

Ребенок не смог прочитать предложение – 0 баллов;

Читает по буквам (побуквенное чтение) – 1 балл;

Читает по слогам с помощью – 2 балла;

По слогам (послоговое чтение) – 3 балла.

Календарно – тематический план занятий в подготовительной  группе

месяц

неделя

Тема занятия

Программное содержание

примечание

сентябрь

I

Повторение. Звуки и буквы.

Закрепление умения проводить звуковой анализ, определение количества слов в предложении. Познакомить с письменным изображением букв. Формирование навыков написания письменных букв. Формирование навыков наклона  письма, воспитание аккуратности, коммуникабельности, любознательности. Познакомить с понятием окончание. Учить задавать вопросы, находить в тексте, изменять по роду, падежам, числам. Познакомить с  понятиями «существительное», «синонимы, амонимы, антонимы»

Повторение пройденного.

Речедвигательная ритмика. Общие упражнения.

II

Гласные звуки. Буквы печатные и письменные.

«Русский язык с Хрюшей» (занятия согласно изучаемой теме)

Октябрь

I

Слово. Предложение. Текст

II

Предмет. Понятие – «Существительное»

III

Осень. Предложения.

IV

Лес. Предложения. Текст.

              Ноябрь

I

В мире книг. Загадки. Ребусы.

II

Фонетический разбор слов. Схемы слов. Кроссворд.

III

Любимые сказки. Существительные. Подлежащие.

IV

Любимые сказки. Существительные. Подлежащие.

Декабрь

I

Животные. Слова синонимы.

II

Мой дом. Слова Амонимы.

III

Цирк. Слова Антонимы.

IV

Новый год. Письмо для Деда Мороза.

                 Январь

I

Признак. Слова прилагательные.

Познакомить с понятием однокоренные слова. Учить задавать вопросы, находить в тексте, изменять по роду, падежам, числам. Познакомить с  понятиями «прилагательное», «определение»

II

Зима. Признаки зимы.

III

Природные явления. Прилагательные. Слова определения

IV

Однокоренные слова. Словосочетания.

    Февраль

I

Транспорт. Слова движения.

Познакомить с понятием слова движения. Учить задавать вопросы, находить в тексте, изменять по роду, лицам, числам, времени. Познакомить с  понятиями «глагол», «сказуемое», «приставка»

II

Птицы. Слова глаголы.

III

Наша армия. Однокоренные слова.

IV

Глаголы. Сказуемое.

март

I

Профессии. Приставка.

II

Образование новых слов с помощью приставок и окончаний.

III

Семья. Текст. Схема предложений.

IV

Работа с текстом. Схемы предложений, слов.

апрель

I

Знаки препинания в предложениях. Точка

Повторение пройденного материала.

II

Запятая в предложении.

III

Вопросительный знак.

IV

Восклицательный знак

     май

I

Повторение пройденного.

II

III

IV

Источник