Развитие речи ребенка по гвоздеву
Схема нормального развития детской речи (по А. Н. Гвоздеву)
Из книги: Поваляева М.А. Справочник логопеда
Период
Подпериод, возраст
Развитие предложения (фразы)
Усвоение речи
Слоговая структура слов
Усвоение звуковой стороны речи
Объем и типы предложений
Грамматический строй
Существительные
Глаголы
Прилагательные
Местоимения, наречия
Служебные части речи
Звуки
Стечения согласных
Предложения из аморфных слов-корней
Однословные, 1 год 8 мес.
Отдельные слова (около 27 слов)
Нет
Несколько названий лиц, предметов (около 22 слов)
Позже появляются названия действий: «ди», «бух» (около 5 слов)
Нет
Нет
Нет
В слове воспроизводится один слог (ударный или два одинаковых: «га-га», «ту-ту»)
А, о, у, и, м, п, б, к, г, дь, ть, нь, ль, сь
Нет
Из двух корней, 1 год 8 мес
Объединяет в одном предложении два аморфных слова (около 87 слов)
Нет
Несклоняемые
Неспрягаемые формы во 2-м лице ед.ч. повелит, наклонения: «писи», «ниси». «ди», «дай»
Нет
Нет
Нет
Воспроизводятся двусложные слова, в трехсложных один слог опускается
Хь, ць, й, часто опускается начальный звук в слове или конечный согласный
Появляются в середине некоторых слов: льк, ськ, пк, цьк
Усвоение грамматической структуры предложения
Первые формы слов, 1 год 10 мес. – 2 года
Рост предложения до 3-4 слов
Согласование И.п. с глаголом, развивается прилагательное подчинение. Предложения преимущественно аграмматичны.
Начинают употреблять падежи: В.п. с окончанием -у, И.п. мн.ч. с окончанием -ы, -и (фонетически всегда -и), иногда П.п. с окончанием -е; уменьшительно-ласкательные суффиксы
Первые грамм, формы у 18 глаголов: повелит. Наклонение 2-го лица ед.ч., инфинитив, наст, вр. 3-го лица ед.ч. Часто опускаются приставки.
Появляются прилагательные без согласования с существительным, в И.п. ед.ч. муж. и ж.р.
Вот, там, где (де), еще хорошо (лассо), не надо, надо и др. смешиваются личные местоимения (о себя говорит в 3-м лице)
Нет предлогов и союзов. Появляются частицы ка, да, то, не
В трехсложные словах опускается преударный слог, «кусу» (укушу), может сохраняться количество слогов в четырехсложных словах
Твердые согласные н, т, д
Большинство стечений согласных замещаются одним звуком
Усвоение флексной системы языка, 2 года – 2 года 6 мес.
Появляются бессоюзные сложные предложения, затем с союзами
Употребление одних окончаний на месте других в пределах одного значения: «лоскам», «вилкам». Замена окончаний. Появляются суффиксы
Усваиваются дательный и творит, падежи, «главенствующие» падежные окончания в ед. ч.: -у, -е, -а, -ом, реже -ой. Во мн.ч. -ы (фонетически -и)
Усваивается число в изъявительном наклонении, изменение по лицам (кроме 2-го лица мн.ч.), настоящее и прошедшее время. В прошедшем времени смешивается род
23 прилагательных, иногда нарушается согласование и употребляются после существительных, мн.ч. только в им. п.
Личные местоимения усвоены. Наречия: больше, меньше, короче, скорее и др.
Появляются предлоги: в, на, у, с. Союзы: и, то, а, потому что, тогда, когда
В многосложных словах чаще опускаются преударные слоги, иногда приставки
Твердые с, л, затем: ы, в, р. а. Смешение артикуляционно близких звуков
Стечение согласных не усвоено,но некоторые группы согласных произносятся правильно
Усвоение служебных частей речи,2 года в мес. — 3 года
Развитие сложного предложения
Появляются сложноподчиненные предложения, усваиваются служебные части речи. Остается неусвоенной категория рода
Усвоены «главенствующие» падежные окончания мн.ч.: -ов, -ами, -ах. Начинается влияние окончания -о в на другие склонения: «стулов». Начинают усваиваться другие окончания: -а (рога, стулья); суффиксы увеличительности, принадлежности
Усваиваются все формы возвратных глаголов, приставок. Наблюдается смешение
Согласование прилагательных и существительных в косвенных падежах. Появляются краткие причастия
Отмечается смешение рода у притяжательных местоимений
Правильное употребление простых предлогов и многих союзов: чтобы, если, потому что и др.
Слоговая структура слов нарушается редко, главным образом в малознакомых словах
Усваиваются следующие звуки: ч, ш, ж, щ, твердый ц
Заканчивается усвоение стечения согласных
3—4 года
Дальнейшее развитие сложносочиненного и сложноподчиненного предложений
Различаются по типам склонения и спряжения, например: -ов, -ей, -ев — нулевая флексия. Появляются собственные словоформы
>Продолжается влияние окончания -ов на другие склонения. Иногда сохранятся неподвижное ударение при словоизменении «на коне»
Часто нарушается чередование в основах. Частицы «не» опускаются, неологизмы с использованием приставок
Нарушается согласование прилагательных в среднем роде. Овладевают сравнительной степенью прилагательных
Усваиваются сравнительные степени наречий
Предлоги по, до, вместо, после; Союзы что, куда, сколько. При условном наклонении частица бы
Звуковая сторона речи усвоена полностью
4 года – 6 лет
Дети испытывают затруднения в построении придаточных предложений с союзным словом который
Практически усваиваются все частные грамматические формы
Окончательно овладевают всеми типами склонения. Возможны нарушения согласования числительного с существительным в косвенных падежах
Нарушается чередование в глагольных основах при создании новых форм
Овладевают согласованием прилагательных с др. частями речи во всех косвенных падежах
Употребляется одно деепричастие сидя
Предлоги употребляются в самых разнообразных значениях
Звуковая сторона речи усвоена полностью, дифференцируют на слух и в произношении
Источник
Из книги: Поваляева М.А. Справочник логопеда
Источник
Схема нормального развития детской речи (по А. Н. Гвоздеву)
Из книги: Поваляева М.А. Справочник логопеда
Период
Подпериод, возраст
Развитие предложения (фразы)
Усвоение речи
Слоговая структура слов
Усвоение звуковой стороны речи
Объем и типы предложений
Грамматический строй
Существительные
Глаголы
Прилагательные
Местоимения, наречия
Служебные части речи
Звуки
Стечения согласных
Предложения из аморфных слов-корней
Однословные, 1 год 8 мес.
Отдельные слова (около 27 слов)
Нет
Несколько названий лиц, предметов (около 22 слов)
Позже появляются названия действий: «ди», «бух» (около 5 слов)
Нет
Нет
Нет
В слове воспроизводится один слог (ударный или два одинаковых: «га-га», «ту-ту»)
А, о, у, и, м, п, б, к, г, дь, ть, нь, ль, сь
Нет
Из двух корней, 1 год 8 мес
Объединяет в одном предложении два аморфных слова (около 87 слов)
Нет
Несклоняемые
Неспрягаемые формы во 2-м лице ед.ч. повелит, наклонения: «писи», «ниси». «ди», «дай»
Нет
Нет
Нет
Воспроизводятся двусложные слова, в трехсложных один слог опускается
Хь, ць, й, часто опускается начальный звук в слове или конечный согласный
Появляются в середине некоторых слов: льк, ськ, пк, цьк
Усвоение грамматической структуры предложения
Первые формы слов, 1 год 10 мес. – 2 года
Рост предложения до 3-4 слов
Согласование И.п. с глаголом, развивается прилагательное подчинение. Предложения преимущественно аграмматичны.
Начинают употреблять падежи: В.п. с окончанием -у, И.п. мн.ч. с окончанием -ы, -и (фонетически всегда -и), иногда П.п. с окончанием -е; уменьшительно-ласкательные суффиксы
Первые грамм, формы у 18 глаголов: повелит. Наклонение 2-го лица ед.ч., инфинитив, наст, вр. 3-го лица ед.ч. Часто опускаются приставки.
Появляются прилагательные без согласования с существительным, в И.п. ед.ч. муж. и ж.р.
Вот, там, где (де), еще хорошо (лассо), не надо, надо и др. смешиваются личные местоимения (о себя говорит в 3-м лице)
Нет предлогов и союзов. Появляются частицы ка, да, то, не
В трехсложные словах опускается преударный слог, «кусу» (укушу), может сохраняться количество слогов в четырехсложных словах
Твердые согласные н, т, д
Большинство стечений согласных замещаются одним звуком
Усвоение флексной системы языка, 2 года – 2 года 6 мес.
Появляются бессоюзные сложные предложения, затем с союзами
Употребление одних окончаний на месте других в пределах одного значения: «лоскам», «вилкам». Замена окончаний. Появляются суффиксы
Усваиваются дательный и творит, падежи, «главенствующие» падежные окончания в ед. ч.: -у, -е, -а, -ом, реже -ой. Во мн.ч. -ы (фонетически -и)
Усваивается число в изъявительном наклонении, изменение по лицам (кроме 2-го лица мн.ч.), настоящее и прошедшее время. В прошедшем времени смешивается род
23 прилагательных, иногда нарушается согласование и употребляются после существительных, мн.ч. только в им. п.
Личные местоимения усвоены. Наречия: больше, меньше, короче, скорее и др.
Появляются предлоги: в, на, у, с. Союзы: и, то, а, потому что, тогда, когда
В многосложных словах чаще опускаются преударные слоги, иногда приставки
Твердые с, л, затем: ы, в, р. а. Смешение артикуляционно близких звуков
Стечение согласных не усвоено,но некоторые группы согласных произносятся правильно
Усвоение служебных частей речи,2 года в мес. — 3 года
Развитие сложного предложения
Появляются сложноподчиненные предложения, усваиваются служебные части речи. Остается неусвоенной категория рода
Усвоены «главенствующие» падежные окончания мн.ч.: -ов, -ами, -ах. Начинается влияние окончания -о в на другие склонения: «стулов». Начинают усваиваться другие окончания: -а (рога, стулья); суффиксы увеличительности, принадлежности
Усваиваются все формы возвратных глаголов, приставок. Наблюдается смешение
Согласование прилагательных и существительных в косвенных падежах. Появляются краткие причастия
Отмечается смешение рода у притяжательных местоимений
Правильное употребление простых предлогов и многих союзов: чтобы, если, потому что и др.
Слоговая структура слов нарушается редко, главным образом в малознакомых словах
Усваиваются следующие звуки: ч, ш, ж, щ, твердый ц
Заканчивается усвоение стечения согласных
3—4 года
Дальнейшее развитие сложносочиненного и сложноподчиненного предложений
Различаются по типам склонения и спряжения, например: -ов, -ей, -ев — нулевая флексия. Появляются собственные словоформы
>Продолжается влияние окончания -ов на другие склонения. Иногда сохранятся неподвижное ударение при словоизменении «на коне»
Часто нарушается чередование в основах. Частицы «не» опускаются, неологизмы с использованием приставок
Нарушается согласование прилагательных в среднем роде. Овладевают сравнительной степенью прилагательных
Усваиваются сравнительные степени наречий
Предлоги по, до, вместо, после; Союзы что, куда, сколько. При условном наклонении частица бы
Звуковая сторона речи усвоена полностью
4 года – 6 лет
Дети испытывают затруднения в построении придаточных предложений с союзным словом который
Практически усваиваются все частные грамматические формы
Окончательно овладевают всеми типами склонения. Возможны нарушения согласования числительного с существительным в косвенных падежах
Нарушается чередование в глагольных основах при создании новых форм
Овладевают согласованием прилагательных с др. частями речи во всех косвенных падежах
Употребляется одно деепричастие сидя
Предлоги употребляются в самых разнообразных значениях
Звуковая сторона речи усвоена полностью, дифференцируют на слух и в произношении
Источник
Среда, 29 Августа 2012 г. 10:22
+ в цитатник
ОНТОГЕНЕЗ РЕЧИ В ТАБЛИЦАХ.
НОРМАТИВНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ОТ 2 ДО 3 ЛЕТ
Показатели речевого развития | Время появления в норме |
Употребляет местоимение “Я” | 2 года 3 мес. |
Адекватно использует названия цветов | 2 года 6 мес. |
Согласует имена прилагательные с существительными в роде (кроме средн. Р.) | К 3 годам |
Согласует глаголы прошедшего времени с существительными в роде | К 3 годам |
Активно пользуется предложно-падежными конструкциями | С 2 лет 1 мес. |
Понимает слова-обобщения, начинает использовать их в активной речи | К 3 годам |
Понимает значение пространственных наречий, употребляет их в речи | С 2 лет 3 мес. |
Произносит твердые звуки С, 3, Ц | С 2 лет 1 мес. |
Замечает неправильное звукопроизношение у других детей | К 3 годам |
Начинает подбирать рифмы к словам | С 3 лет |
НОРМАТИВНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ОТ 3 ДО 4 ЛЕТ
Показатели речевого развития | Время появления в норме |
Употребляет в активной речи слова -названия частей предметов | 3 года 6 мес. |
Пользуется уменьшительно-ласкательными суффиксами | С 3 лет |
Использует в речи приставочные глаголы | 3 года 1 мес. |
Появляется словотворчество | С 3 лет |
Различает слова, отличающиеся одной фонемой (типа жук – лук) | К 4 годам |
Произносит звуки Ш, Ж, Щ. Ч, Л, Р | К 4 годам |
Замечает неправильное звукопроизношение в собственной речи | К 4 годам |
Может пересказать знакомую сказку близко к тексту | К 4 годам |
Побуждает взрослых играть с ним в сказки, распределяет роли, изображает голосом различных героев сказки | К 4 годам |
НОРМАТИВНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ОТ 4 ДО 5 ЛЕТ
Показатели речевого развития | Время появления в норме |
Использует родовые названия предметов | С 4 лет 6 мес. |
Пользуется суффиксами, обозначающими людей по их профессии | 4 года 6 мес. |
Может подбирать к словам антонимы | К 5 годам |
Продолжается словотворчество | В течен. дошк. детства |
Различает слова, отличающиеся одной фонемой (типа рак – лак) | С 4 лет 6 мес. |
Определяет наличие звука в слове | С 4 лет 6 мес. |
Находит место звука в слове по трем позициям (начало, середина, конец) | К 5 годам |
Может составить рассказ по картинке или серии картинок | К 5 годам |
Начало формирования внутренней (планирующей) речи | К 5 годам |
Звукопроизношение полностью соответствует норме | С 4-5 лет |
ФОНЕМАТИЧЕСКИЙ СЛУХ | |
Возраст | Развитие |
2 недели | Услышав речь, перестает сосать грудь, перестает кричать. |
0-2 месяца | Реагирует на звуки с определенной задержкой, узнает голос мамы. |
1 месяц | Успокаивается песней. |
3 месяца | Поворачивает голову в сторону говорящего, следит за ним глазами. |
3-4 месяца | Реагирует на громкость, интонацию. |
5-6 месяцев | Слушает разговор, активно гулит. |
6 месяцев | По подражанию произносит отдельные фонемы, слоги, перенимает темп, ритм, мелодику. |
8 месяцев | В лепете остаются только звуки родного языка. |
К 1 году | Может слушать, но короткое время, подчиняется простым приказам. |
2 года | Слышит речь, находясь в другой комнате, повторяет то, что слышит. Различает слова, отличающиеся одной фонемой. |
3 года | Понимает когда ему читают книге, замечает неправильное произношение в чужой речи, начинает замечать ошибки в собственной речи, иногда исправляется. Заканчивается формирование фонематического слуха. |
4 года | Помнит и повторяет фразу из простых слов (4-6). Дифференцирует все звуки, что появляются в установившемся звукопроизношении. |
5 лет | Фразы из 8 слов. Способен к выполнению заданий на фонематический слух. |
6 лет | Способен повторить краткий рассказ, владеют фонематической и ритмической структурой слов. Вариативность интонаций, владеют орфоэпическими нормами. |
7 лет | Повышает грамотность речи, появляется способность к элементам письма. |
ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЕ | |
Возраст | Развитие |
2 месяца | Недифференцированные и непроизвольные, возникающие в процессе движений голосовые реакции – гуление. Можно выделить гласные: А, О, У, Э; согласные: П, М, Б, К, Г, Х. |
3-4 месяца | Характер гуления меняется, появляется лепет. |
5 месяцев | Неосознанное повторение звуков. |
6 месяцев | Подражательно повторяет ритмические отдельные слоги. |
8 месяцев | Произносит «слова», образованные повторением одного и того же слога, по типу «ма-ма». |
1-2 года | Гласные: А, О, Э; согласные: П, Б, М. |
2-3 года | Гласные: И, Ы, У; согласные: Ф, В, Т, Д, Н, К, Г, Х, Й. |
4-5 лет | Свистящие: С, З, Ц; шипящие: Ш, Ж, Щ, Ч. |
5-6 лет | Р, Л. |
СЛОВАРЬ | |
Возраст | Развитие |
Около 1 года | Появляются первые слова, но произношение нарушено. существительные – 80% глаголы – 20% прилагательные местоимения, наречия служебные части речи |
Около 2 лет | 200-300 слов существительные – 75% глаголы – 20% 5 % – прилагвтельные + местоимения, наречия и др. (хорошо, плохо, там) |
Около 3 лет | 1500 слов местоимения и наречия – часто путают в употреблении (моя, наша). служебные части речи – простые предлоги, союзы. |
Около 4 лет | ≈1900 слов местоимения и наречия – используют сравнительное смешение (больше/меньше). служебные части речи – используют сложные союзы. |
Около 5 лет | В словаре 2000-2500 слов. |
СВЯЗНАЯ РЕЧЬ | |
Возраст | Развитие |
1 год | Закладываются основы в процессе эмоционального общения со взрослым. Выражает эмоции и чувства, слова начинают выражать предметы и действия, развивается понимание речи окружающих. На основе понимания начинает развиваться активная речь. Ребенок начинает подражать звукам, звукосочетаниям. |
К концу 1, началу 2-ого года | Появляются первые осмысленные слова, они выражают желания и потребности. |
II половина 2 года | Слова служат для обозначения предметов, слово имеет смысл целого предложения. Предложение состоит из 2-4 слов. |
К концу 2-ого года | Появляется грамматическое оформление предложения. |
3 года |
Серия сообщений “ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ РЕЧИ”:
Подписка на еженедельную бесплатную логопедическую рассылку https://subscribe.ru/catalog/socio.edu.logoped
Активная группа логопедов в «Одноклассниках» – «Логопеды, логопедия» https://www.odnoklassniki.ru/logovlad/
Часть 1 – ОСНОВНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ ПОНИМАНИЯ РЕЧИ
Часть 2 – РАЗВИТИЕ РЕЧИ РЕБЕНКА НА ПЕРВОМ ГОДУ ЖИЗНИ
Часть 3 – 4. РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДЕТЕЙ В 3-4 ГОДА
Часть 4 – 10. ОНТОГЕНЕЗ СВЯЗНОЙ РЕЧИ.
Часть 5 – ОНТОГЕНЕЗ РЕЧИ В ТАБЛИЦАХ
Часть 6 – КАК БУДЕТ ГОВОРИТЬ ВАШ РЕБЕНОК, ЗАВИСИТ ОТ ВАС. М.Шохор-Троцкая
Серия сообщений “Онтогенез детской речи”:
Переход на страничку онлайн логопеда Губаревой Ольги Анатольевны (жми)…
Часть 1 – ОНТОГЕНЕЗ ДЕТСКОЙ РЕЧИ. ВВОДНАЯ ЛЕКЦИЯ
Часть 2 – 2 ОНТОГЕНЕЗ ДЕТСКОЙ РЕЧИ (РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДЕТЕЙ)
…
Часть 10 – 10. ОНТОГЕНЕЗ СВЯЗНОЙ РЕЧИ.
Часть 11 – ПРИЗНАКИ НОРМАЛЬНОГО И ПАТОЛОГИЧНОГО РАЗВИТИЯ РЕЧИ
Часть 12 – ОНТОГЕНЕЗ РЕЧИ В ТАБЛИЦАХ
Часть 13 – КАК БУДЕТ ГОВОРИТЬ ВАШ РЕБЕНОК, ЗАВИСИТ ОТ ВАС. М.Шохор-Троцкая
Метки:
онтогенез речи в таблицах
возрастные особенности речи
Процитировано 5 раз
Понравилось: 2 пользователям
Источник