Развитие речи ребенка первого года жизни

Развитие речи ребенка первого года жизни thumbnail

Развитие речи ребенка в 1–3 месяца

Первые голосовые проявления ребенка – крик и плач. Малыш плачет, чтобы привлечь к себе внимание, выразить ощущение дискомфорта, попросить о помощи. Возможность сообщить о своих потребностях через плач – важное умение ребенка, помогающее ему адаптироваться в изменившихся условиях жизни. В возрасте 1,5 месяца одной из форм выражения чувств и потребностей станет улыбка. Сопровождающие ее радостные вокализации – это предречевое общение ребенка, позволяющее удержать внимание и продлить контакт со взрослыми. Уже к 3 месяцам появляется гуление – процесс произношения протяжных гласных звуков (а, у, ы), а также совмещение гласных и согласных звуков (агу, гу, га, ха, кы, кхы).

Мир эмоций. Склонившись над малышом, с помощью мимики, жестов, интонации попробуйте выразить разнообразные эмоциональные состояния (радость, удивление). Вы заметите, как малыш внимательно рассматривает ваше лицо, прислушивается к интонациям вашего голоса. Возможно, он даже скопирует выражение вашего лица, начнет гулить. Такие передачи эмоций и звуков являются первыми актами общения с крохой, способствуют социально-эмоциональному развитию и формированию речи у ребенка.

Потешки, стишки, песенки. Почитайте ребенку вслух небольшие стишки и потешки, спойте детскую песенку. При этом важно смотреть на малыша, четко произносить слова, варьировать интонации. Обратите внимание: кроха замер, прислушиваясь к вашему голосу, внимательно наблюдает, как вы шевелите губами, произнося фразы. Вот он оживленно задвигал ручками и ножками – обрадовался вашему общению с ним. Такое взаимодействие с ребенком способствует накоплению словарного запаса. Вот, например, потешка:

Ой, ду-ду, ду-ду, ду-ду,
Потерял пастух дуду.
А я дудочку нашла,
Пастушку я отдала.

Развитие речи ребенка первого года жизни

Поворкуем, погулим. Склонитесь над малышом и начните разговаривать с ним. Кроха будет пытаться вам отвечать на своем языке – гулить. Повторяйте звуки, которые он произносит. Затем отвечайте малышу на его гуление так, будто понимаете, о чем он говорит. Комментируйте «сказанное» им. Такое упражнение формирует ответную реакцию ребенка на словесное воздействие взрослого, побуждает его к гулению и способствует формированию речи у ребенка. 

«Я расскажу тебе…». Дети тонко чувствуют оттенки речи и тембр голоса собеседника. Поэтому самое простое, что вы можете делать для развития ребенка, – чаще разговаривать с ним, причем в лицах. 

Меняйте интонацию с повествовательной на вопросительную, говорите то тише, то громче. Обращайтесь к нему, когда вы ходите по комнате, а не только находитесь рядом с крохой. Малыш будет поворачивать голову в сторону вашего голоса. Называйте все предметы, которые показываете ему, свои действия и действия других, комментируйте происходящее. Четко произносите слова и повторяйте фразы несколько раз. 

Загляните в календарь развития ребенка 

Развитие речи ребенка в 3–6 месяцев

В этом возрасте малыш прислушивается к окружающим его звукам, проявляет к ним интерес и повторяет их. При этом кроха понимает, что это издаваемые им звуки. Ваша задача – побуждать ребенка произносить звуки и звуковые сочетания. 

«Язычок-проказник». Возьмите ребенка на руки. Смотрите ему в глаза и, высунув язык, издавайте разные смешные звуки. Затем спрячьте язык. Повторите те же действия, издавая уже другие звуки. Дети обычно пытаются подражать взрослому: тоже стараются высунуть язык и произнести несколько услышанных звуков. Так тренируется его артикуляционный аппарат, развивается подвижность губ и языка. В ходе игры пополняется запас звуков, малыш чаще пытается произносить их, начинает вступать в общение со взрослым.

Развитие речи ребенка первого года жизни

«Эхо». Склонитесь над ребенком или возьмите его на руки, чтобы он видел ваше лицо. Поговорите с ним, стимулируйте голосовую активность крохи и повторяйте за ним звуки, которые он произносит, словно эхо. Малыш начинает гулить в ответ – завязывается своеобразная «беседа». Произнесение разных звуков и звуковых сочетаний способствует улучшению речевых способностей ребенка. 

«Идет коза рогатая». Эта игра соединяет в себе несколько функций – речевую, двигательную, тактильную. Сложив пальцы рук определенным способом (сделав «козу»), легко пощекочите кроху, проговаривая при этом стишок:

Идет коза рогатая
За малыми ребятами.
Кто каши не ест, молочка не пьет,
Того забодает, забодает, забодает!

Процесс игры доставляет малышу удовольствие, он может громко засмеяться, когда вы его щекочете. Такое двустороннее общение активизирует речевые центры головного мозга, способствуя речевому развитию. 

Развитие речи ребенка в 6–9 месяцев

В этот период в развитии малыша появляется следующая стадия развития речи – лепет. Ребенок воспроизводит цепочки слогов «па-па-па», «ка-ка-ка», «ма-а-а», «ва-а-а» и многократно их повторяет, прислушивается к произносимым звукам. Стадия лепета длится до 11 месяцев. Постепенно лепетная речь усложняется, появляются новые слоги и звуковые сочетания.

Активизация речевых центров головного мозга может происходить через работу рецепторов на кончиках пальцев. Поэтому важно в занятиях с ребенком уделять особое внимание развитию мелкой моторики рук.

В этом возрасте самое время начать читать крохе. Книги нужно подобрать с различными дополнениями, например, с погремушками, липучками, кармашками, пищалками и т. п. Эти игрушки удерживают внимание малыша и способствуют развитию мелкой моторики.

Читаем и играем. Расширяйте понятийный словарь малыша. В этом поможет рассматривание картинок в книгах, чтение небольших рассказов и стихов (например, А. Барто). Для занятий подбирайте книжки с яркими, четкими и понятными иллюстрациями. Приготовьте игрушку, например зайца, и книжку с его изображением. Покажите ребенку игрушку и картинку: «Вот зайчик, и это тоже зайчик». Такие занятия обогащают словарный запас малыша, знакомят его с новыми понятиями, названиями предметов и явлений.

Читайте также:  Проведение антропометрии и оценка физического развития ребенка

Развитие речи ребенка первого года жизни

Игры для пальчиков. Уже в этом возрасте можно научить ребенка рисовать красками. Только вместо кисти пусть оставляют следы на бумаге детские ладошки и пальчики.

Лепите с малышом из пластилина: скатывайте из пластичной массы разные по форме и величине фигурки, а малыш пусть пальчиками расплющивает их.

Приобретите крохе развивающие игрушки или центры для развития мелкой моторики – с кнопочками, отверстиями, фактурной поверхностью деталей, музыкальным или голосовым сопровождением. 

Новый друг. Для общения с ребенком выберите персонажа – перчаточную куклу, игрушку бибабо или мягкую игрушку. Можно знакомить малыша с предметным миром, новыми словами от лица этого героя. Пусть игрушечный Буратино покажет крохе картинки в книжке, расскажет о новых предметах, задаст вопросы, попросит ребенка повторить какие-либо действия. Ведите с ребенком диалог, обращаясь к нему от лица куклы. Поощряйте голосовую активность малыша, побуждая его отвечать и взаимодействовать с персонажем. 

Развитие речи ребенка в 9–12 месяцев

В этом возрасте кроха активно подражает жестам, выражениям лица, разным звукам, которые слышит от взрослых (смех, кашель, щелканье языком). Подражание действиям и звукам переходит в подражание словам по мере того, как ребенок учится не только произносить звуки, но и понимать обращенную к нему речь. В этот период закрепляется лепетное говорение: малыш произносит целые тирады, меняя интонацию. 

Время сказок. Можно выбрать русские народные: «Теремок», «Репка», «Колобок», «Три медведя». Малыш уже узнает многих зверей, может по просьбе взрослого показывать пальчиком на изображение названного вами животного. Внимательно рассмотрев картинки, спросите его, например: «А где медведь?» – и кроха покажет пальчиком на нужную картинку. Рассказывая сказку, соблюдайте тембр голоса и интонации каждого героя – мышка говорит тоненьким голоском: «Пи-пи», медведь – грубым: «У-у-у». 

Попросите кроху повторять вслед за вами, каким голосом разговаривают животные. Игры на звукоподражание – хорошие артикуляционные упражнения, выполнение которых способствует развитию речи. 

Развитие речи ребенка первого года жизни

Тренировка языка. Это логопедическое упражнение тренирует рот и губы малыша, мышцы артикуляционного аппарата. Стройте малышу смешные рожицы и гримасы, провоцируя его повторять за вами. Покажите крохе язык и попросите его показать свой. Растяните губы в широкой улыбке и предложите ребенку улыбнуться так же. Для тренировки щек, губ и языка подойдут свистульки, игрушечные дудочки. Научите малыша правильно дуть в большой свисток или дудочку – и производимый звуковой эффект приведет его в восторг.

«Повторяй за мамой». Склонитесь над малышом так, чтобы он видел движение ваших губ при произнесении слов. Предложите ребенку повторять звуки вслед за вами:

Ла-ла-ла, ла-ла-ла, наша девочка мала.
Та-та-та, у нас дома чистота.
Му-му-му, молочка налить кому?
Ло-ло-ло, а на улице тепло!
Жа-жа-жа, есть иголки у ежа.
Ба-ба-ба, из окна торчит труба.
За-за-за, уходи домой, коза.

Произносите звуки, которые есть в лепете ребенка, постепенно вводя новые звукосочетания: «та», «да», «ва», которыми он еще не пользуется. Вы заметите, как ребенок чутко реагирует на новые звуки, прислушивается, всматривается в лицо говорящего. 

Речевые умения ребенка к 1 году

  • Ребенок повторяет за взрослыми звуки, слоги и односложные слова.
  • Реагирует на свое имя.
  • Активный словарь малыша включает от 10 до 20–25 слов. В основном это упрощенные или звукоподражательные слова.
  • Пополняется пассивный словарь: ребенок знает названия многих предметов, понимает и выполняет просьбы взрослых.
  • Малыш внимательно слушает взрослого, а потом повторяет цепочки простых слов и звуки.
  • Общение между ребенком и взрослым начинает строиться с помощью речи.

Источник

Развитие речи ребенка первого года жизниРечевое развитие ребенка начинается до его рождения. Примерно с 6го месяца беременности кроха начинает слышать звуки извне. Желательно, чтобы их звучания были приятны для ребенка (нежные и заботливые голоса родителей, классическая музыка и т.п.).

Только что появившийся на свет малыш еще не умеет разговаривать. Но он рождается с потенциальной способностью говорить и воспринимать речь. Его голосовые реакции в виде крика, хныканья, кашля, чихания, зевания, причмокивания ещё очень далеки от звуков человеческой речи. Однако, эти звуки имеют важное значение для последующего развития речи – они упражняют голосовой аппарат и являются первыми попытками выразить свои чувства и состояния (голодно, больно, устал, скучно) и получить на них ответные впечатления – нежный мамин голос, ласковые прикосновения, вкусное молочко и др. Замечено, что среди множества окружающих звуков новорожденного больше всего привлекает человеческий голос. Мозг новорожденного развит на столько, что ребенок может различать звуки по тембру, характеру, ритму и выделять из потока человеческой речи отдельные звуки.

Примерно с третьей недели малыш начинает издавать короткие отдельные гласные «ы», «иы» и отрывистые гортанные звуки «к», «х», «н», «кх», «хм», «мм», «кхы» – т.е. «гукать». Иногда согласные могут сочетаться с гласными звуками «кы», «хы». Чтобы произнести свои первые звуки, ребенок испытывает большое сосредоточение. «Гыканье» – это первые попытки общения новорожденного с близкими ему людьми.

В 2-3 месяцапрерывистые «гуканья» переходят в долгие певуче – протяжные «гуления»: «а-а-а», «о-о-о», «э-э-э», «ы-ы-ы», «а-ы», «ау», «а-гу», «гы-ы», «бу-у», «бум», «ма», «ам» и др. Все это сопровождается пусканием пузырей слюны и вытягиванием губ, что говорит о развитии их способности изменять своё положение и воспроизводить звуки. Поддерживайте ребенка в его упражнениях – гулите вместе с ним, улыбайтесь ему в ответ, повторяйте за ним его звуки, учите говорить: «Скажи «агу»». Малыш с удовольствием будет вести с вами диалоги, а потом, зарядившись от общения с вами положительной энергией и хорошим настроением, будет и сам подолгу упражняться в распевании звуков.

Читайте также:  Что нужно для физическое развитие ребенка дошкольного возраста

Постепенно, к концу 4го месяца гуление становится более продолжительным и разнообразным: ребенок стрекочет, булькает, щебечет, рычит, бормочет. В его арсенале появляются новые речевые звуки: «б», «п» и даже что-то похожее на «р», а так же сложные звуковые сочетания типа «тиль», «тилья». В этот период для детей очень важно общение с взрослыми посредством гуления. Дети внимательно прислушиваются к речи родителей, пытаются произносить услышанное и очень радуются, когда родители тоже повторяют за ними их серенады. Так закладываются основы речевого общения ребёнка с окружающими его людьми.

К 5ти месяцам гуление ребенка становится более эмоциональным, интонационным и ритмичным. В этот же период или ближе к 6ти месяцам возможно появление первых лепетных слогов, состоящих из сочетания гласных и согласных звуков. Лепет – это ритмичные многократные повторения слогов: «ма-ма-ма», «ба-ба-ба», «да-да-да», «тя-тя-тя». Также в речи ребёнка появляются короткие эмоционально – насыщенные вскрики – «эа, а, уу, о», с помощью которых малыш выражает радость, удивление, недовольство и пр. Дети всё чаще и чаще используют свои речевые возможности для привлечения к себе внимания мамы и папы и поддержания с ними «беседы». Это очень важно для своевременного речевого развития. 

Ко второй половине полугодия у ребенка хорошо развито слуховое сосредоточение, он уже Развитие речи ребенка первого года жизнинесколько овладел работой голосового аппарата и своими движениями. Поэтому он уже свободно может повторять вслед за взрослым «разученные» им слоги. То, что ребенок слышит звуки, произносимые взрослым и произносимые им самим, позволяет ему накапливать новые звуки («п», «б», «т», «д», «м», «н», «л») и слоги, и приучаться к их звучанию.

После 6ти месяцев Малыш начинает понимать речь взрослого (идет накопление пассивного словаря), он связывает известные ему звукосочетания с определенными действиями и предметами: «тик-так» (смотрит на часы), «иди ко мне» (протягивает ручки навстречу маме).

К 7ми месяцам по просьбе взрослого он находит взглядом предмет, который ранее неоднократно ему показывали и называли.

В 8 месяцев по слову взрослого может показать несколько предметов и выполнить простые действия (без показа взрослого): «ладушки» (хлопает ручками), «до свидания» (машет ручкой).

В 9 месяцев понимает названия нескольких предметов и может найти их в разных местах, дает игрушку по просьбе взрослого, знает свое имя, понимает простые просьбы и слова, относящиеся к режимным моментам, а так же запретные: «нельзя!», «нет!» и поощрительные слова: «да!», «хорошо!», «молодец!». Таким образом, речь взрослого постепенно начинает регулировать действия ребенка.

С 10 месяцев малыш начинает овладевать первыми лепетными и облегченными словами: «мама», «баба», «ляля», «бах», «бобо» (больно).

Пока они заменяют целые предложения и в зависимости от ситуации, ребенок может вкладывать в одни и те же слова разный смысл. Может повторять за взрослыми только что услышанные новые слоги или целые слова. В этот период нужно продолжать много говорить с ребенком, разглядывать вместе с ним картинки и книжки и комментировать их простыми словами. Побуждайте детей имитировать голоса животных: «как ежик сопит», «как кошка мяукает» и т.д.

К концу первого года жизни ребенок уже понимает значение более двадцати слов, обозначающих действия, звукоподражания (кач-кач, дзинь- дзинь, мяу-мяу), названия игрушек, мебели, одежды, частей тела, имена. Малыш уже может произнести самостоятельно пять-десять слов («мама», «папа», «баба», «кис» (кошка), «па» (упал), «ням-ням» (кушать)» и т. п.), а остальную речь заменяет невнятный лепет, мимика и жесты.
 

Как можно помочь малышу в развитии его речи

Одной из главных предпосылок для овладения речью ребенка является заложенная в нем способность к подражанию. Но желание «говорить» появляется у малыша только в моменты радостно – положительной активности.

Развитие речи имеет два основных направления – пассивное (понимание ребенком речи – примерно с 6ти месяцев), затем активное (непосредственное говорение ребенка – примерно с 10ти месяцев). Очень важно пополнять пассивный словарный запас, которому в скором времени суждено стать активным.

•    Общаясь с малышом – смотрите ему в глаза, улыбайтесь, ласково разговаривайте с ним, прикасайтесь к нему.

•    Повторяйте за малышом его голосовые упражнения, реагируйте на его призывы к общению, внимательно выслушивайте то, о чем вам «рассказывает» кроха, угадывайте и озвучиваете его желания: «Ты хочешь кушать?», делайте паузы в разговоре с малышом, предоставляя ему возможность высказаться.

•    Старайтесь «перехватывать» протестующие «заявления» вашего малыша, переводя их в мелодию, песенку или в звуковую игру.

•    Играйте в забавные, веселые и ритмичные игры, побуждайте малыша повторять за вами: «Скажи «а-гу»», «Вот как кубик упал – бах».

Читайте также:  Депакин влияет на развитие ребенка

•    Чётко и правильно называть разнообразные предметы, действия, явления, характеристики.

•    Комментируйте свои действия: «Будем пить», «Идем спать», рассказывайте, что происходит вокруг: «Папа пришел с работы», «На улице идет снег».

•    Описывайте чувства малыша и других людей и объясняйте их причину: «Ты сердишься, что мама долго не подходила к тебе», «Маме весело, потому что ты спел очень смешную песню» и т.п.

•    Старайтесь использовать позитивные установки: «У тебя получится» (вместо: «У тебя не получается?»)

•    Рассказывайте малышу потешки, стихи, сказки, читайте книги, пойте песни.

•    Будьте с ребенком вежливы – уже сейчас необходимо наполнять пассивный словарь ребенка словами «пожалуйста», «спасибо», «доброе утро» и др.

•    Развивайте мелкую моторику ребенка, которая неразрывно связана с речевой функцией. Делайте массаж пальчиков и ладошек, пальчиковую гимнастику со стихами и потешками (сгибание и разгибание пальчиков и кулачков, щекотание ладошек и др.), занимайте ребенка перебиранием и ощупыванием игрушек и различных предметов и т.д.

Что нужно знать о развитии речи малыша
 

1мес.  

Услышав звуки, настораживается и прислушивается.

Реагирует на общение с ним: перестает плакать, сосредотачивается на взрослом.

При общении издает тихие гортанные звуки (гуканье, гыканье).

При спокойном бодрствовании непродолжительное время издает звуки, как будто беседует сам с собой.

Следит за движением губ родителей, шевелит губами, как бы подражая движениям взрослого.   

2 мес.   

Улыбается родителям при общении с ними.

Сопровождает свою радость произнесением простых гласных звуков: «а», «э», «о».

Повторно произносит отдельные звуки без учитываемого раздражителя.   

3 мес.  

Возникает потребность в общении с взрослым, ребенок сам проявляет инициативу.

Ребенок прислушивается к голосу взрослого, радостно реагирует на обращение к нему речь («комплекс оживления»), узнает знакомые голоса.

Гулит: произносит звуки типа «аы», «ау», «ыы», «гыы», также согласные «г», «к», «н».

Интонационно сигнализирует о своем состоянии: голоден, весело, скучно и др.   

4 мес.   

Может длительное время прислушиваться к человеческому голосу.

Продолжает гулить, но уже подолгу и певуче.

Бурно реагирует на эмоциональное общение взрослого – издает смех, повизгивание, речевые звуки.   

5 мес.   

Ребенок сам проявляет инициативу в произнесении звуков.

Может подолгу и певуче гулить наедине с самим собой.
Реагирует на направление звука.

«Поет», меняя интонацию голоса (вопросительная, утвердительная).   

6 мес.    

Поворачивает голову к источнику звука.

Показывает голосом три или более чувства.

Произносит множество разнообразных звуков: рычит, ворчит, чмокает.

Начинает произносить отдельные лепетные слоги – «ма», «ба».

Прислушивается к голосу взрослого, правильно реагирует на интонацию, узнает знакомые голоса.   

7 мес.   

Развитие речи ребенка первого года жизниНа вопрос «Где?» ищет и находит взглядом предмет, постоянно находящийся в определенном месте.
Подолгу лепечет, повторно произносит одни и те же слоги (2-3 раза: «ма-ма-ма», «ка-ка-ка»).
Для привлечения внимания окружающих малыш использует различные голосовые реакции и интонационные просьбы.   

8 мес.   

На вопрос «Где?» находит 2-3 предмета, расположенных на постоянном месте.

По слову взрослого выполняет разученные ранее действия (без показа) – «Ладушки», «Дай ручку», «До свидания», «Поцелуй лялю».

Громко и четко повторно произносит различные слоги лепета: «ба-ба», «да-да», «па-па», «ма-ма».

В речи использует звуки: «п, б, м, г, к, э, а».

Произносит разнообразные и однообразные слоги, интонированные и не интонированные.   

9 мес.   

На вопрос «Где?» находят несколько знакомых предметов в разных местах независимо от их постоянного месторасположения.

Откликается на свое имя, оборачивается на зов, улыбается.

Понимает запрет: «Нет!», «нельзя!», но может и не послушаться.

Подражает взрослому, повторяя за ним слоги, которые уже есть в его лепете, и жесты.

В речи малыша появляются новые звуки: «в», «л», «с» и очень отчетливо «к» и «га».

Произносит слоги – разнообразные, однообразные, слоговые цепочки, отдельные слоги, редкие слоги, недифференцированные звуки, интонированные, не интонированные.

Активно общается с помощью жестов.   

10  мес.   

По просьбе «Дай» – находит и дает знакомые предметы, «До свидания» – машет рукой.

Во время игр «Догоню-догоню», «Сорока-ворона», «Прятки» и другие выполняет разученные действия и движения.

Подражая взрослому, повторяет за ним новые слоги, которых нет в его лепете.

Использует в общении как минимум 1–2 «лепетных» слова („мама“, „папа“, „ляля“, „баба“).   

11 мес.   

По словесной инструкции выполняет разученные действия, не подсказанные предметами (водит куклу, кормит собачку и др.).

Появляются первые обобщения (по просьбе взрослого находит, дает любую куклу, машинку, мячик, кубик, часы, которые видит среди игрушек).

Произносит первые слова «ав-ав», «кис-кис», «дай», «ням».    

12 мес.   

Понимает (без показа) названия нескё1234567890их предметов, действий, имена взрослых и детей.

Выполняет отдельные поручения («Найди», «Принеси», «Дай папе», «Положи на место» и др.)

По слову взрослого выполняет разученные ранее действия с игрушками («Положи кирпичик», «Положи еще», «Надень кольцо» и др.).                                                   

Знает части тела и показывает их на маме, игрушках и на себе.

Узнает изображение знакомых предметов, игрушек на предметной картинке.

Легко подражает новым слогам.

Говорит 6-10 облегченных слов.   

(таблица приводится по результатам психолого-педагогических исследований нервно-психического развития детей первого года жизни, которые проводились Н.М. Келовановым, С.М. Кривиной, Э.Л.Фрухт, К.Л.Печорой, Г.В.Пантюхиной, Л.Г.Голубевой и др.). 

Игры на развитие речи с детьми 0-6 месяцев

Источник