Развитие речи ребенка от рождения до трех лет

Многих родителей малышей волнует вопрос, всё ли в порядке с их ребенком. Или нормально то, что малыш не говорит в 2 года. Иногда детские неврологи говорят мамам детей-молчунов, что отсутствие речи в 3 года — ничего страшного. Я хочу рассказать о нормах речевого развития, опираясь на периодизацию Б. М. Гриншпуна.

Он выделил 2 периода

1. Доречевой.

Крик — первый звук, который появляется у ребенка после рождения. Он может быть сильным, слабым, появиться сразу или после каких-то врачебных манипуляций.

3-6 месяцев — гуление. Ребенок начинает произносить серии звуков, обычно певучие, гласные (а-а-а), но могут слышаться и согласные звуки (а-а-а-о-о-о-м-м-м). Гуление у детей всего мира одинаково. Это биологическая программа. Гуление есть даже у глухих детишек.

6-12 месяцев — лепет. Появляются слоги (ба-ба-ба, па-па-па, ма-ма-ба). Это еще не первые слова, так как произносимое «ба-ба» не несет никакого смысла для ребенка. Лепет может быть слабым или активным, во многом лепет зависит от людей, которые окружают малыша. Дефектологи отмечают, что у детишек-отказников лепет не такой продуктивный, как у детей, с которыми играют родители. Взрослым надо понимать, что лепет — это важный этап в развитии ребенка, от которого во многом зависит собственно речевой этап. Поэтому так полезно агукать с малышом, повторять его лепетные словечки, эмоционально, громко и радостно. Чем больше взаимодействия и речевого общения с малышом на «его» языке, тем лучше. В этот же период ребенок начинает различать интонации, поэтому важно говорить ласково, с любовью.

Отмечу, что лепет может отсутствовать у детей с аутизмом, глухих детей. Может запаздывать у детей с интеллектуальной недостаточность и у алаликов.

К году ребенку нужно дать возможность самостоятельно есть: жевать небольшие кусочки еды (не протертую еду, а твердую), пробовать самостоятельно пользоваться ложкой, пить из кружки (да, малыш еще неуклюжий, пачкается, но ему уже пора начинать самостоятельно кушать). И еще важный момент — дыхание, оно должно быть через нос, а не рот. Если ребенок дышит ртом, нужно обратиться к лору. То, как работают мышцы артикуляционного аппарата и то, как дышит ребенок тесно связано с речью. У детей с ротовым дыханием и неразвитыми мышцами могут быть проблемы с речью.

К 12 месяцам у ребенка должно быть 8-12 слов (например, мама, папа, баба, ку-ку, му). Если у вашего ребенка нет 8 слов в год, но при этом ребенок контактный, знает жест «пока», «дай», то можно подождать еще полгода, до 1,5 лет.

Если же в год у ребенка отсутствуют жесты, он не любит играть, то можно заподозрить аутизм, снижение слуха или «сенсорный компонент» (ребенок не понимает речь, в будущем может быть сенсорная алалия). С такими детками надо начинать заниматься как можно раньше.

2. Речевой период

1-1,5 года. В 1,5 года обязательно должны появиться первые слова. Если их нет, нужно обратиться к логопеду за консультацией.

В 1,5 года ребенок уже хорошо понимает речь и может выполнить простую просьбу: «Принеси кружку», «Погладь кису». У ребенка появляются согласные звуки п, б, м, н (гласные а, у, о, и, э уже есть). В словаре ребенка от 70 до 100 слов. Ребенок хорошо произносит простые слова (мама, папа, дядя, тётя, киса и т. д.).

1,5-2 года. Ребенок активен, его словарный запас растет: к двум годам — около 200 слов. Дети пытаются общаться со взрослыми, если не хватает слов, они используют жесты, самый популярный — указательный жест. Появляются первые глаголы, например, «дай», и более сложные слова по структуре: из 3 слогов (кубики, молоко). Дети уже могут произносить звуки в, ф, г, к, х и даже ль. Малыш вправе смягчать согласные, ведь и взрослые с ним сюсюкают. А детки говорят так, как слышат.

В 2 года уже формируется фонематический слух — способность различать звуки. Если перед ребенком поставить стол и стул и попросить его показать, где стул и где стол, он справится. Хотя такие задания могут быть сложны для детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи.

2-3 года. Словарный запас уже очень большой — около 1000 слов. В этом возрасте дети различают единственное и множественное число сущ. (муха — мухи), женский и мужской род (моя мама, мой папа) и активно пытаются употреблять все эти формы в речи, но иногда допускают ошибки — это нормально. В речи ребенка появляются полноценные длинные предложения, появляются союзы «когда» и «почему».

Период интересен словотворчеством ребенка: продавец = продаватель (как и «покупатель»), курица окурилась (по аналогии «кошка окатилась»). Словотворчество — важный показатель нормального речевого развития ребенка. У детей с умственной отсталостью и аутизмом словотворчества нет.

Период 3 лет заканчивается кризисом. Ребенок хочет стать независимым от мамы, превращается в маленького непоседу и нехочуху.

После 3 лет наступает дошкольный период, в 5-6 лет ребенка начинают готовить к школе. Речь детей уже становится правильной, а в 7 лет она ничем не отличается от речи взрослых.

Источник

Елена Назаренко
Развитие речи ребенка от рождения до трех лет

Тема раннего развития детей (1-3 года) в настоящее время очень популярна, ведь учеными доказано, что в раннем возрасте наилучшим образом развиваются высшие психические функции (внимание, память, мышление, речь).

Все мамы и папы с нетерпением ждут, когда же их малыш скажет свое первое осмысленное слово. Однако проходит немало времени, прежде чем настанет этот прекрасный момент. Ведь речь не возникает сама по себе – для этого должен накопиться определенный словарный запас. Грамотная, чистая и четкая речь приобретается благодаря совместным усилиям родителей и других людей, в окружении которых малыш растет и развивается.

В период до 1 года у ребенка появляются первые слова (мама, папа, баба). Третий год жизни знаменует новый этап в развитии речи ребенка – появление первых словесных сочетаний, т. е. появляется фраза (“акой бибику, я туда сядь” – открой машину, я туда сяду). Этот год характеризуется резко возрастающей речевой активностью ребенка, он усваивает грамматическую структуру предложения.

Своевременное и полноценное овладение речью является важным условием развития личности ребенка. Ребенок овладевает речью постепенно. Если вы хотите, чтобы Ваш ребенок гармонично развивался, необходимо с ребенком заниматься. Известно, что дети учатся во время игры. Учите малыша всем видам движений, знакомьте его с окружающим миром – рассказывайте о свойствах знакомых ему предметов. Вскоре он начнет узнавать их на картинках, будет знать, какого они цвета, формы и величины. Так, незаметно, благодаря веселым и полезным играм, у него будут развиваться внимание, память, мышление, начнет накапливаться словарный запас.

Читайте также:  Утробное развитие ребенка по неделям

Иногда бывает так, что малыш может довольно долго не разговаривает и при этом прекрасно понимает окружающих. В таких случаях развитие речи необходимо стимулировать, предлагая ребенку занимательные игры.

Конечно же до трех лет речь ребенка не совершенна – слова искажаются, слоги пропускаются, многие слова непонятны, но важно знать, что к 2,5-3 годам ребенок должен пользоваться фразой.

Для гармоничного развития речиважно создать условия:

– больше общаться с ребенком, разговаривать с ним;

– читать стишки, рассматривать картинки;

– не стоит постоянно предугадывать желания ребенка, например, ребенок показывает на игрушку, но не говорит, а только лишь пользуется жестами. В таком случае попросите ребенка сказать чего он хочет, спросите его, чтобы он ответил вам словами. (просит конфету, достать игрушку и т. д., пусть время от времени он сам скажет чего хочет (чтобы речь развивалась);

– важно развивать мелкую моторику и артикуляционную моторику ребенка.

Ниже приведена таблица, в которой дана последовательность появления тех иных речевых проявлений и обозначены речевые возрастные нормативы их появления. Не стоит жестко оценивать ребенка по данной таблице, т. к. каждый ребенок индивидуален и возрастные нормативы могут варьироваться в сроках и последовательности.

Речевые проявления ребенка Возраст появления

Гуканье, гуление – ребенок повторяет за вами или самостоятельно произносит отдельные слоги 1,5-3 мес.

Лепет – ребенок повторяет за вами и сам произносит что-то похожее на слова, но состоящее из одинаковых слогов. 4-5 мес.

Лепетные слова – ребенок пользуется “словами” (ляля, тата, кука, би-би, гав-гав, пип-пи и т. д.). 8 мес. –

1 г. 4 мес.

Двусловные слова – ребенок, общаясь с вами, объединяет два слова (дай пить, дай мяч). ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Если ребенок к 3 годам не строит фраз, необходимо обратить к логопеду. 1 г. 6 мес. – 2 г. 8 мес.

Появление грамматических форм слов – ребенок изменяет слова в речи по числам, родам, падежам. 2 г. 4 мес. – 3 г. 6 мес.

Источник

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 80»комбинированного вида

г. Дзержинска Нижегородской области

«Этапы нормального речевого развития ребёнка

от 0 до 3 лет»

Информация для родителей от 0 до 3 лет

Выполнила:

учитель-логопед

Елизарова А.А.

Усвоение родного языка происходит поэтапно. Особенно важным для успешного развития речи является ранний возраст, так как в этот период жизни ребёнок овладевает основными закономерностями языка.

Знание основных речевых этапов поможет вовремя выявить возможные речевые проблемы любимого чада. Несмотря на то, что жёстких стандартов нет (ведь каждый ребёнок развивается в своём индивидуальном темпе), любое отклонение от возрастных норм должно насторожить внимательных родителей и стать сигналом для своевременного обращения к логопеду. Пусть лучше специалист опровергнет Ваши опасения, чем будет пропущен благодатный период для исправления нарушения.

Первый год жизни (подготовительный возраст) крайне важен для речевого развития ребёнка, так как идёт активное созревание речевых областей мозга. Первый год – это доречевой период, который является фундаментом для дальнейшего становления речи. Его условно можно разделить на следующие этапы:

-первый (0 – 3 мес.) – развитие эмоционально-выразительных реакций;

 -второй (3 – 6 мес.) – время появления голосовых реакций (гуления и лепета);

-третий (6 – 10 мес.) – начало развития понимания речи, активного лепета; четвёртый (10 мес. – 1 год) – время появления первых слов.

Первый этап (0 – 3 мес.)

Крик – первая голосовая реакция. Крик здорового ребёнка – звонкий и продолжительный. К 2 – 3 месяцам жизни отражает состояние крохи. Интонации при крике становятся разнообразны. Так, например, крик голодного малыша пронзительный и настойчивый, а крик при дискомфорте вялый и невыразительный. Появляется «комплекс оживления» – простейшая форма доречевого общения со взрослым в виде улыбки, общих хаотичных движений, звуков, зрительного прослеживания за взрослым.

Второй этап (3 – 6 мес.)

К третьему месяцу или чуть раньше появляется гуление. Гуление – протяжные негромкие певучие звуки: “а-а-а-а”, “гу-у-у”, “а-бм”, “бу” и т.д. Эти звуки либо просты для произношения, либо связаны с актами сосания и глотания. В период гуления появляется интонация радости. Кроха гулит, когда ему хорошо: он выспался, сух и сыт. В 4 месяца звуковые сочетания усложняются и появляются новые: “гн-агн”, “рн”, “кхн” и т.д.

Гуление есть абсолютно у всех детей. Дети всего мира гулят одинаково: в речи крохи можно услышать звуки всех языков. Но позже малыш отберёт только те звуки, которые свойственны его родному языку.

При нормальном развитии ребёнка в 4 – 5 месяцев гуление плавно переходит в лепет. Лепет–воспроизведение слоговых сочетаний, подражание речи окружающим. Наиболее интенсивный процесс накопления лепетных звуков происходит после шестого месяца. При тяжёлых речевых нарушениях лепет обнаруживается у детей в более позднем возрасте! У глухих и слабослышащих гуление затухает!

 Третий этап (6 – 10 мес.)

От 7 – 8 месяцев и до 1 года новых звуков появляется мало. Ребёнок много раз подряд ритмически повторяет «тя-тя-тя…», «гы-га-гы…» и другие лепетные цепи, оттачивая мастерство произношения и одновременно слушая себя. Так постепенно количество переходит в качество. Появляются лепетные слова, которые малыш соотносит с определёнными лицами, предметами, действиями. «Би-би» – показывает на машину, «топ» – шагает, «ма-ма» – обращается к маме и т.д. Лепетные слова состоят из тех звуков, которые приближены по звучанию к звукам родного языка (в отличие от звуков гуления). У здоровых ребятишек речь эмоционально выразительна. В процессе общения со взрослыми малыш пытается подражать интонации, темпу, ритму звучащей речи, сохранять общий контур слова.

В этот период формируется понимание речи окружающих. Уже в 7 – 8 месяцев дети начинают адекватно реагировать на слова и фразы, которые сопровождаются жестами и мимикой. Ребёнок поворачивает голову в ответ на вопросы «Где папа? Баба?». Реагирует на своё имя. Знает обычное местонахождение домашних предметов (часов, кроватки…), если их раньше показывали и называли. Другими словами, начинает развиваться соотношение звукового образа слова с предметом. Полное непонимание обращённой речи является тревожным сигналом!

Четвёртый этап (10 мес. – 1 год)

Появляются первые слова – слова-предложения. Одно и тоже слово может выражать чувства, желания и обозначать предмет. «Мама» – это и обращение, и просьба, и жалоба. Первые слова состоят из парных одинаковых (намного чаще) и неодинаковых слогов: «па-па», «ди-ди», «би-ка» и др. При этом один слог выделяется громкостью и длительностью. Так закладывается ударение. Речевая активность в этом возрасте ситуативна и зависит от эмоционального участия взрослого в общении. В 1 год здоровый малыш владеет 8 – 10 словами типа «кис-кис», «му», «ням-ням».

Читайте также:  Игры для развития двухмесячного ребенка

От 1 года до 3 лет (преддошкольный возраст) происходит становление активной речи, потому что ребёнок начинает ходить. С появлением способности передвигаться быстро расширяются представления об окружающем мире, интенсивно развивается речь: малыш спрашивает, что как называется. В речи наблюдаются звуковые искажения, употребляются ударные и начальные слоги, пропускаются трудные звуки, имеются перестановки слогов.

К концу второго года жизни формируется элементарная фразовая речь. В общении со взрослым малыш объединяет 2-3 слова, например, «дай пи» (дай пить), «папа би» (папа уехал) и т.д.

Если к 2,5 годам у ребёнка нет элементарной фразовой речи, то темп его речевого развития начинает отставать от нормы!

Постепенно формируются грамматические категории (число, род, падеж…). К 3 годам ребёнок самостоятельно употребляет наиболее простые грамматические конструкции. Общаясь со взрослыми или сверстниками, детишки используют простые предложения.

Характерным для этого периода является достаточно стойкое воспроизведение интонационно-ритмических контуров слов, например, «каябль» – корабль, «синюська» – свинюшка.

К 3 годам появляется потребность в словотворчестве. Ребёнок придумывает свои слова, но при этом использует законы родного языка: «пальчатки» – перчатки, «копатка» – лопатка, т.е. малыш овладевает основными закономерностями языка.

В 3 года практически заканчивается анатомическое созревание речевых областей мозга, следовательно, завершается благоприятный период в речевом развитии ребёнка. Поэтому так важно при отклонениях от возрастных норм развития речи обратиться к логопеду, который проведёт комплексное обследование и по необходимости направит к отоларингологу (проверить слух крохи), неврологу (выявить особенности созревания ЦНС) и другим специалистам. Всё это максимально достоверно поможет установить причины речевого недоразвития, назначить комплексное лечение (массаж, рефлексотерапию…) и провести логопедическую коррекцию для достижения положительных результатов.

Источник

Любовь Беляева
Консультация для родителей «Развитие речи ребёнка от рождения до трех лет»

В ВАШЕЙ СЕМЬЕ РОДИЛСЯ МАЛЫШ!

Взрослые, ухаживая за младенцем, стремятся, чтобы малыш глубоко и спокойно спал, с аппетитом ел, ежедневно был на свежем воздухе, принимал водные процедуры. Родители с нетерпением ждут, когда же он произнесёт первые слова? Важно знать, что трудиться над развитием речи ребёнка надо буквально с его рождения, потому что речь развивается не самостоятельно, а по подрожанию. С момента рождения ребёнкаокружает множество звуков : речь людей; звуки, издаваемые животными, птицами; музыка; шелест листвы деревьев… Но единственно важными являются лишь речевые звуки, которые служат целям общения ребёнка со взрослыми. Чем больше и чаще вы будете общаться с малышом, тем лучше он будет воспринимать, а затем активнее воспроизводить звуки речи. У него своевременно появится понимание обращённой к нему речи взрослого и первые самостоятельные слова.

Первый год жизни – подготовительный этап в развитии речи ребёнка. Важно знать, что в этот период закладываются необходимые предпосылки речевого развития: формируется слуховое восприятие и внимание, развивается фонематический слух (восприятие звуков речи, артикуляционный аппарат и др. Во многом успешность этого этапа будет зависеть от вас.

От рождения до месяца: у малыша отмечается чувствительность к резким звукам; наблюдаются такие реакции, как изменение общей двигательной активности, сморщивание лба, моргание, вздрагивание, изменение ритма и частоты дыхания, поворот головы и глаз к источнику звука, торможение сосательных движений. А уже на 3-4-ой недели жизни слуховое сосредоточение может получить не только на сильный звук, но и на речевое воздействие взрослого. У ребёнканаблюдаются безусловно-рефлекторные звуковые реакции: крик, плачь, причмокивание.

Примерно с 1,5-месячного возраста малыш гулит – произносит отдельные гласные звуки, отсутствующие в языке взрослых. В процессе развития они утрачиваются, заменяясь полноценными гласными звуками.

К 3-м месяцам появляются согласные звуки (г-г-г, г-у), (г-у) и т. д. На улыбку взрослого ребёнок отвечает улыбкой. На речь взрослого – произнесением звуков.

В период с 3-6 месяцев гуление младенца преобразуется в «свирель» т. е.произнесение цепочки разных звуков: аль-ле-е. агу-гу-гу и. т. д. Ребёнокначинает реагировать на спокойную и плясовую мелодию: спокойно слушает колыбельную, смотрит на поющего. Движение заторможены, а оживляется при плясовой музыки (появляется комплекс оживления).

К 5 месяцам малыш различает строгую и ласковую интонацию обращённой к нему речи. Возраст 6-месяцев важный в речевом развитии, так как ребёнок начинает активно подражать звукам и их сочитаниям, используемым взрослым. В этом возрасте появляется лепет. «Нет на земле гимна торжественнее, чем лепет детских уст.» / В. Гюго/. Лепет – необходимая тренировка речевого аппарата. Лепет-сочетание звуков, из которых всёчаще получаются комбинации: согласный – гласный. (ма-ма, па-па, ба-ба).

В 7 месяцев малыш уже просится, тянется на руки, тянется к матери и к знакомым людям, которые ему нужны и интересны, чётко различает «свой», «чужой», малыш начинает откликаться на своё имя. С 7 месяцев ребёнок понимает вопрос «где?» и находит взглядом знакомый предмет. В 8 месяцев малыш любит наблюдать за другими людьми с отражением в зеркале.

К 9 месяцам ребёнок способен по подрожанию произносить цепочки повторяющих слогов. Его лепет уже не однотонный, а окрашивается эмоциональным состоянием, так же он способен копировать не только звуки, но и интонации.

В этот период активно развивается понимание речи взрослого (прежде всего мамы). Опорой в этом умении является зрительное восприятие. В это время стремительно развивается жестовая речь. На арену выходят «Ладушки», «Пока-пока». Может даже появиться указательный жест «Дай мне», игра в «Ку-ку».

В 10 месяцев малыш активно повторяет звуки и слоги за взрослыми. Находит по просьбе знакомую игрушку, может найти спрятанную у него на глазах игрушку.

В 11 месяцев жесты всё чаще и увереннее подкрепляются лепетными словами. Пришло время для слова «Нельзя».

В год малыш понимает названия знакомых ему окружающих предметов действий движений. По просьбе взрослого находит нужные предметы и выполняет заданные действия «Положи!» «Дай!» «Открой» «Возьми» При словах «До свидание» машет рукой играет в «ладушки» в «прятки» (закрывает лицо руками или пеленкой или платочком) Чуть позже начинает понимать обозначенные на простых сюжетных картинках действия и предметы показывает пальчиком на картинку по просьбе взрослого «Покажи где куколка спит а где куколка купается!» «Покажи где зайчик»

В активной речи ребенок пользуется лепетом и отдельными словами например дай бах ав-ав ляля понятными только в конкретной ситуации Речевая активность малыша возрастает в моменты двигательной активности радости

До 1,5 лет малыш еще не может произнести полное слово поэтому надо давать ему двойное обозначение (кукла-ля-ля часы-тик-так спать-бай-бай) Но такое звукоподражание нужно вовремя заменять обычными словами

Читайте также:  Зона ближайшего развития ребенка определяется

С ребенком старше 1,5 лет говорите не торопясь короткими фразами пользуйтесь «правильным» языком не переходите на детский язык сами и не разрешайте делать это другим взрослым Поощряйте любые попытки ребенка самостоятельно говорить малыш начнет активно говорить только тогда когда вы захотите его слушать Не перебивайте и не торопите его Дайте выразить свою мысль Старайтесь чаще читать сказки потешки стишки Рассказанное или прочитанное подкрепляйте рассматриванием иллюстраций задавайте малышу вопросы.

Помните ваша речь-образец подражания Ни в коем случае нельзя подражать неправильному произношению ребенка -сюсюкать с ним Тем самым вы лишаете его возможности слышать правильное произношение и отличать его от неправильного Это ведет к тому что у ребенка не вырабатывается самоконтроль и закрепляется искаженное произношение Чтобы у ребенка своевременно сформировалось правильное звукопроизношение он должен правильно воспринимать и различать неречевые и речевые звуки Для этого проводите игры на развитие слухового внимания и фонематического слуха «Отгадай что звучит!»(ребенок отгадывает предмет по звуку бубен барабан дудочка) «Кто как кричит»(отгадать животное по «Голосу»)Подскажи словечко»(взрослый рассказывает хорошо знакомое ребенку стихотворение он должен сказать недостающее слово) «Различи слова»(подобрать картинки к словам похожим по звучанию шар-шарф дом-дым) и др.

К 1,5 годам малыш понимает значение пространственных предлогов «в» «на» выполняет словесные инструкции «Положи лопатку в ведерко» «Сядь на стульчик» В этом возрасте ребенок может показать части тела на себе и на кукле В активном словаре ребенка может насчитываться от 30 до 50 облегченных слов Появляются и полные слова машина кукла банан (масиня, кукля, банянь) Малыш может ответить на вопрос «Кто это?» «Что это? стремясь связать два слова в предложение, при этом речь сопровождается жестами, мимикой, движениями.

После 1,5 лет ребенок начинает различать неречевые звуки и может правильно выбрать игрушки по их звучанию.

К 1 году 9 месяцам у малыша появляется понимание единственного и множественного числа имени существительного (кукла -куклы) слов с уменьшительными суффиксами (куколка, зайчик) Ребенок в этом возрасте понимает несложный рассказ по сюжетной картинке, отвечает на вопросы по ее содержанию «Кто это?» «Где?» «Что делает?»

Договаривает последние слова знакомых стихов, потешек и песенок. При общении со взрослым ребенок использует фразы из двух слов

С 1 года 9 мес начинает различать речевые звуки Например, в процессе игры «Угадай кто кричит!» находит необходимую игрушку по звукоподражанию (взрослый воспроизводит крики животных ав-ав, мяу-мяу, му-му, ку-ка-ре-ку малыш находит игрушку-животного которое так голос подает)

К 2 годам может понять короткий рассказ взрослого без опоры на картинку; о событиях, имеющихся в его опыте (например о том, что он делал на прогулке, отвечает на вопросы об этих событиях В активном словаре малыша насчитывается от 200 до 300 слов.

Ребенок облегченные слова все активнее заменяет полными, использует не только односложные слова (дом, мяч), двухсложные (мама, киса, лимон) но и трехсложные слова без стечения согласных (машина собака) В этом возрасте наблюдается неустойчивое произношение многих слов, звук то выпадает, то заменяется, то произносится верно. Не сформирована слоговая структура многосложных слов и ребенок упрощает структуру путем опускания слогов из середины слова (молоко -моко) Также ребенок может опускать приставки и предлоги (ложил ведеко, неправильно согласовывать слова в роде (моя мячка) и числе После 2лет появляются вопросительные слова и малыш начинает задавать воросы «Где?» «Куда?» «Что это?»

К 2 годам ребенок понимает обобщенные понятия «игрушки», «одежда», «животные», хотя еще не пользуется ими в активной речи Совершенствуется фонематический слух (Ребенок в состоянии различать слова близкие по звучанию -мышка-мишка) По просьбе взрослого ребенок может показать где мышка а где мишка В активной речи использует многословные (более трех слов)предложения Также ребенок может вступить в диалог со сверстниками во время игр, подражает им в действиях и речи

К 3 годам ребенок понимает и может использовать в активной речи – предлоги «через» «около», глаголы с различными приставками (Прибежала, убежала, забежала, обобщающие слова В этом возрасте может связно по картинке рассказать знакомую сказку В беседе со взрослым отвечает на вопросы (или показывает на пальчиках) «Как тебя зовут», «Сколько тебе лет». 3-х летний ребенок владеет фразовой речью, практически не допускает аграмматизмов –согласует имена прилагательные с существительными в роде (кроме среднего): красный мяч, красная ягодка, кислый лимон; может согласовывать глаголы прошедшего времени с существительными в роде (приходил дедушка, приходила бабушка, при построении предложений употребляет предлоги, союзы; также в речи ребенка есть наречия, местоимения. Звукопроизношение еще не совсем чистое, наблюдаются замены и искажения, произношения звуков «ш» «ж» «щ» «ч» «л» «р» «р» В ситуации речевого дефицита (активный словарь еще не богат, владение грамматическими моделями словообразования недостаточно, а желание высказаться, комментировать происходящее велико)и ребенок начинает придумывать новые слова Он создает их по «аналогии»с ранее усвоенными (летчик-летатель) или переиначивает на свой лад (лопатка-копатка, будильник-гудильник)

Для успешного речевого развития ребенка раннего возраста необходима не только полноценная речевая среда, но и организация предметно-развивающей среды, так как ведущей деятельностью малыша становится предметная.

Как только малыш родился, начинайте с ним общаться Разговаривайте негромко, мягко, четко не»сюсюкаясь» Колыбельные мамины «приговорки», папины, почти «взрослые» разговоры, дают ребенку возможность слушать речь, запоминать ее звучание и ритм.

Некоторые мамы считают, что читать книжки нужно начинать с того момента, когда малыш научится разговаривать. А нужно делать как раз наоборот, начинать читать как можно раньше, чтобы малыш раньше начинал говорить Выразительное эмоциональное чтение и рассказывание вслух веселых ритмичных детских стихов и потешек тоже обязательно принесет плоды. Вы заметите, что постепенно младенец привыкнет к чтению и даже по-своему будет просить Вас об этом.

ОЧЕНЬ важно, чтобы ребенок слышал правильный разговор мамы. Если мама коверкает слова, «сюсюкает», то очень велика вероятность того, что и малыш будет неправильно произносить слова, потому что он так привык

Разговаривать с ребенком можно и занимаясь домашними делами, петь песенки, купая в ванной и читать стихи, пока везете малыша в коляске по улице.

«ВОСПИТАНИЕ ЧЕЛОВЕКА НАЧИНАЕТСЯ С ЕГО РОЖДЕНИЯ: ОН ЕЩЁ НЕ ГОВОРИТ, ЕЩЁ НЕ СЛУШАЕТ, НО УЖЕ УЧИТСЯ.

ОПЫТ ПРЕДШЕСТВУЕТ ОБУЧЕНИЮ». / Ж. Ж. РУССО. /

Источник