Развитие речи ребенка от 6 лет скачать бесплатно
Речевое развитие ребенка 6-7 лет
Содержание:Показать содержание статьи
К 6-7 годам развитие речи карапуза достигает такого уровня, при котором он свободно общается на любые знакомые ему темы, как с другими детьми, так и с взрослыми.
информацияДля речи детей этого возраста характерно увеличение использования метафор, эпитетов, многозначных слов в различных их значениях (ключ от замка и ключ-родник).
Рассказывая или рассуждая о чем-либо, кроха старается правильно подбирать слова, четко и точно выражать свои мысли.
Общая информация
Развитие речи детей в 6 лет формируется под влиянием взрослых. Многое зависит от культуры окружающих людей, от того, насколько умело они пользуются разными формами и категориями слов. Очень важно своевременно указывать малышу на его ошибки, но делать это необходимо максимально тактично.
- Седьмой год жизни характеризуется тем, что речь в этот период становится максимально точной, логичной и правильной. Кроме использования в беседе простых и сложных предложений всевозможных типов и форм, дети уже вставляют в них причастные и деепричастные обороты.
- Правильное произношение всех звуков (что является в этом возрасте нормой), умение регулировать громкость, интонацию и темп делает речь богатой эмоциями и переживаниями.
- Детям, которые посещали детский сад, знаком звуковой анализ слов. Они умеют подбирать слова на заданные звуки (например, на мягкие и твердые, глухие и звонкие, шипящие и свистящие), выделять определенные звуки в слове, определять последовательность звуков. Все эти навыки пригодятся при освоении грамоты и правописания в школе.
Таким образом, к моменту поступления детей в школу они должны:
- овладеть правильным произношением слов;
- иметь определенный словарный запас;
- уметь строить разные по форме предложения;
- вести монолог и поддерживать диалог;
- пересказывать небольшие рассказы;
- ясно выражать свои мысли.
Также стоит отметить, что в возрасте 6-7 лет у детей начинается формирование письменной речи.
Нормы развития речи у ребенка дошкольного возраста
Седьмой год жизни ребенка — это своеобразный переход от беззаботного детства к более ответственным школьным годам.
дополнительноИменно от уровня развития речи карапуза в возрасте 6-7 лет зависят его дальнейшие успехи на уроках правописания, русского языка и литературы, важно как можно быстрее выявить и устранить недостатки в произношении.
Для этого необходимо знать нормы и требования к речи детей-дошкольников:
- Четкое и правильное произношение всех звуков.
- Качество речи максимально близкое к таковому у взрослого.
- Использование в разговоре различных интонаций.
- Умение регулировать громкость и темп речи.
- Умение различать предложения по цели высказывания (побудительные, повествовательные, вопросительные) и по интонации.
- Способность вести монолог и диалог.
- Словарный запас от 4000 слов.
- Использование и понимание в речи метафор, эпитетов, синонимов.
- Четкое знание своего адреса и телефона, возраста (своего и родителей), а также профессий родителей.
- Умение учить стихи и пересказывать рассказы.
Отклонения и нарушения речевого развития
- Заикание, запинки, чрезмерные паузы между словами.
- Скандирование слов.
- Неправильное произношение звуков, замена одних звуков другими.
- Трудности различения звуков.
- Отсутствие связной, грамматически правильной речи.
- Смешение звуков.
- «Проглатывание» окончаний слов.
- Словарный запас менее 3500 слов.
- Сложности с заучиванием стихов и пересказами.
- Неверное построение предложения.
- Частая расстановка неправильного ударения.
важноРодителям обязательно следует обратиться к логопеду, если у малыша возникают проблемы с произношением звуков, заменой и смешением их.
Рекомендации для родителей по развитию речи ребенка
Речевое развитие ребенка в 6 лет существенно зависит от его окружения. Зачастую взрослые подают детям плохой пример для подражания (неправильно произносят слова, уделяют малышу мало внимания). Для того чтобы ускорить избавление от дефектов речи и предотвратить их, родителям следует:
- Развивать у ребенка челюстные мышцы и мышцы языка. Эффективным в данном случае будет пережевывание грубой пищи, надувание щек, перекатывание воздуха во рту.
- Разговаривать с детьми и при них грамотной культурной речью.
- Ежедневно читать ребенку.
- Как можно чаще вести диалог с ребенком, просить его рассказывать вам о чем-либо.
- При беседе с ребенком все слова произносить четко и внятно, во фразах менять слова местами.
- Следить за правильным выполнением артикуляционной гимнастики (если у малыша есть проблемы с речью).
- Не принуждать ребенка заниматься, а попробовать внести в занятия элемент игры.
- Не перегружать ребенка в стремлении сделать из него идеал.
- Использовать музыкальные ритмы, постукивания, изменения интонации при общении с ребенком.
- Развивать мелкую моторику рук.
- Не ругать и не наказывать ребенка из-за проблем с речью.
Источник
МБДОУ Детский сад №4 «Березка»
Выступление на родительском собрании:
Развитие речи ребенка 6-7 лет.
Рекомендации по развитию речи
ребёнка в семье.
Подготовила: учитель-логопед
Овечкина Н.А.
Чайковский 2015
Характеристика речи детей 6-7 лет.
Возраст до 7 лет – самое благоприятное время для развития речи ребенка. В этот период дети хорошо усваивают родной язык, активно подражают речи окружающих.
У ребенка 6 -7 лет продолжается дальнейшее развитие речи: увеличивается и обогащается ее словарный состав, усложняется фразовая речь и грамматический строй, усваивается правильный литературный язык. Словарь ребенка, поступающего в школу, содержит примерно от 4 до 7 тысяч слов, в отдельных случаях до 10 тысяч слов. Словарь насыщен обобщающими существительными. Ребенок обозначает свойства, названия действий и их качества. Использует активно синонимы и антонимы, в состоянии объяснить неизвестные значения знакомых многозначных слов, сочетать слова по смыслу. В речи ребенка присутствуют образные слова и выражения, устойчивые словосочетания (ни свет, ни заря, на скорую руку и др.). Осознанно употребляет родовые и видовые понятия.
Произносительная сторона речи ребенка седьмого года жизни достигает довольно высокого уровня. Он правильно произносит все звуки родного языка, четко и внятно произносит фразы. Полностью усваивается слоговая структура слов. У ребенка хорошо развит фонематический слух. Он самостоятельно определяет наличие звука в слове, отбирает картинки, придумывает слова с заданным звуком, выделяет ударный гласный, первый и последний звуки в слове.
На седьмом году ребенок практически полностью овладевает грамматическим строем речи и пользуется им достаточно свободно. Правильно изменяет и согласовывает слова в роде, числе, падеже; точно спрягает часто употребляемые глаголы; может образовывать трудные грамматические формы существительных, прилагательных, глаголов. Самостоятельно образует слова, подбирая однокоренные.
На седьмом году речь ребенка становится все более точной в структурном отношении, достаточно развернутой, логически последовательной. При пересказах, описаниях предметов отмечаются четкость изложения, завершенность высказываний. В этом возрасте ребенок способен самостоятельно давать описания игрушки, предмета, раскрывать содержание картинки, пересказать не только о том, что изображено, но и описать события, которые могли бы произойти до или после увиденного.
В процессе речевого общения дети употребляют как простые, так и сложные предложения. Для связи простых предложений они используют соединительные, противительные и разделительные союзы, иногда в сложные предложения включают причастные и деепричастные обороты.
У ребенка хорошо развита диалогическая речь: отвечает на вопросы, подает реплики, задает вопросы. Способен построить краткие сообщения.
В зависимости от ситуации ребенок может говорить громко, тихо и даже шепотом; умеет изменять темп речи с учетом содержания высказывания, четко произносить слова, учитывая при этом нормы литературного произношения; пользуется интонационными средствами выразительности.
Таким образом, к концу седьмого года жизни ребенок в речевом развитии достигает довольно высокого уровня. Он владеет правильным звукопроизношением, выразительной и эмоциональной речью, имеет необходимый для свободного общения со взрослыми и сверстниками словарный запас, грамматические формы. Его высказывания становятся содержательнее, точнее, выразительнее.
Рекомендации по развитию речи ребёнка в семье
1. Развитие лексической стороны речи.
– Много рассказывать и показывать ребенку, читать познавательную литературу, проводить наблюдения, внимательно рассматривать отдельные объекты и предметы. При этом желательно учитывать познавательные предпочтения (интересы) своего ребенка.
– Рассказывать ребенку о родственниках (где они живут, кем работают, какие они замечательные люди, кем они приходятся ребенку); о своей работе или учебе, о тех людях, которые вас окружают. Очень привлекательны для детей воспоминания близких об их детстве; об играх, в которые они играли. Продолжать семейную традицию ежедневных бесед о прожитом дне. Обсуждать и планировать все совместные мероприятия вместе с ребенком.
– Продолжать работу со словами-антонимами и синонимами. Упражнять ребенка в умении вычленять в разнообразных предметах части и называть их.
2. Формирование грамматического строя речи.
-Упражнять детей в правильном употреблении глаголов. В повседневном общении с ребенком создавать речевые ситуации, позволяющие ребенку согласовывать существительные с числительными.
– Следить за тем, как ребенок употребляет сложные формы существительных множественного числа в родительном падеже.(много яблок, много ведер)
-Поощрять стремление ребенка использовать в речи сложные типы предложений (сложносочиненные и сложноподчиненные).
3. Развитие и совершенствование звуковой культуры речи.
-Для развития фонематического слуха упражнять ребенка в выделении первого звука в своем имени, в имени окружающих, в названии любимой игрушки, а затем в определении последовательности звуков в этих словах; делить слова на слоги и определять их последовательность.
-Следить за правильным ударением при произнесении слов.
– Закреплять произносительную сторону речи с помощью чистоговорок, скороговорок.
4. Развитие связной речи детей.
-Обучать ребенка быть вежливым и тактичным при участии в диалоге со взрослыми и детьми. Во время бесед с ребенком демонстрировать культуру ведения диалога. Показать пример, как нужно вести диалог за столом, в гостях, при разговоре по телефону.
-Продолжать семейную традицию ежедневного обмена впечатлениями о прожитом дне, о семейных и детсадовских мероприятиях и др., где вопросы задает не только взрослый ребенку, но и ребенок взрослому. Обсуждать с ребенком совместные мероприятия.
– Закреплять полученные в детском саду навыки по составлению связных монологических высказываний через: составление рассказов по семейным фотографиям; рассказы по сериям картинок. Упражнять в составлении элементарных описаний.
– Поощрять попытки ребенка сочинять сказки и рассказы. Следить за соблюдением правил составления связных высказываний. Обыгрывать детские сочинения театрализованными средствами.
Источник
ГБДОУ детский сад №81
Выборгского района города Санкт-Петербурга
Методическая разработка
«Развитие речи детей 6 – 7 лет
дома с мамой»
Подготовила:
Воспитатель Усольцева А.Е.
Санкт-Петербург 2016 г.
О нормах речевого развития ребенка в 6-7 лет
После 5 лет словарный запас ребёнка растёт стремительно. Непроизвольная память в этом возрасте достигает своего расцвета. Слова запоминаются как бы сами собой: один раз услышанное слово легко входит в активный словарь.
Проверить состояние словаря несложно.
К 6 годам дошкольник
● должен владеть обиходным словарем в полном объеме: знать все обобщающие слова (профессии, транспорт, посуда, инструменты, овощи, фрукты, ягоды, времена года, сутки, одежда, обувь, головные уборы, посуда, мебель, бытовая техника или приборы, домашние и дикие животные и птицы, насекомые)
● Не должен путать сходные предметы: кувшин – ковшик, миска – чашка, тарелка, кружка, стакан, фартук – сарафан, шофер – шахтер. А это у детей встречается. Например, показываешь на кресло и спрашиваешь: Что это? Ребёнок отвечает: стул. Или на стакан – говорит «чашка».
● Должен знать из чего состоят предметы: у дерева – ствол, ветки, листья, корни, у стула – спинка, сиденье, ножки.
● Ваш ребёнок должен владеть достаточным количеством глаголов: не путать сходные действия. Например, змея именно ползёт, а не идёт, а заяц скачет. Знать, что делают различными инструментами (пилят, рубят, режут, колют), как кричат животные и птицы (мычат, щебечут, чирикают, кудахчут, блеют, ржут, стрекочут)
Ребёнок в этом возрасте умеет подобрать антоним: высокий – низкий, узкий – широкий, толстый – тонкий, острый – тупой, молодой – пожилой. Предлоги времени и пространства используются к месту и правильно: за диваном, из-за дивана, над, на, под, из-под, около, перед, между, после. К 6 годам ребёнок должен хорошо ориентироваться во времени: знать времена года, месяцы, дни недели, части суток.
Грамматический строй, связная речь
К 6 годам дети обычно умеют пользоваться не только простыми, но и сложносочиненными и сложноподчиненными предложениями, пересказывать текст без пропусков и перестановок частей. При этом все формы существительных, прилагательных и глаголов используются без ошибок.
Проверьте, умеет ли ребёнок образовать множественное число: стулья, окна, ведра, пни, дома.
Уменьшительные и увеличительные формы слов: стульчик, платьице, креслице, камушек, домище, волчище, хвостище.
Не нарушена ли структура длинных слов: электричество, милиционер, конструктор, строительный материал.
Умеет ли рассказать о событии собственной жизни, описать игрушку, придумать рассказ по картинке.
Больше общайтесь со своим ребёнком словесно. Интересуйтесь его мнением, его впечатлениями, создавайте комфортную обстановку общения, чтобы ребёнок мог легко открыться перед вами, чтобы хотел делиться своими наблюдениями, выводами, переживаниями. Главный фактор развития речи – наличие заинтересованного, доброжелательного слушателя. Вы всегда можете вставить реплику, подбодрить, помочь в выборе удачного оборота речи, чтобы малыш не заметил, что вы его поправили. И, конечно, главный источник речевых образцов – это художественная литература. Дети, имеющие богатый опыт слушания книг, обязательно имеют и хорошо развитую связную речь. Ничто не заменит ребёнку книги: ни передача по телевизору, ни электронные игры, ни даже полноценное речевое общение на разговорно-бытовом уровне.
Звукопроизношение
К 6 годам заканчивается формирование правильного звукопроизношения. Не должно быть никаких замен или пропусков звуков. У некоторых детей наблюдаются различные недостатки произношения, связанные с нарушениями в строении или подвижности органов речи или с недоразвитием фонематического слуха. Не каждая мама замечает, что у ребёнка проблемы со звуками: не все считают нарушением межзубное произношение свистящих С, З, Ц, губное произношение Л, дефекты звуков Р, Ш, Ж. Родители должны включиться в совместную работу. Без вашей помощи логопеду будет трудно, а иногда и невозможно достичь скорого результата.
Корректировать речь ребенка нужно с помощью специалиста Логопеда. Но если родители будут заниматься с ребенком еще и дома, по мимо занятий с логопедом, эффект не заставит себя ждать!
Мы составили комплекс интересных занятий по развитию речи детей 6-7 лет, которые ребенок может выполнять дома с мамой или папой.
«Комплекс интересных занятий для развития
речи детей 6-7 лет ДОМА»
Мама и папа могут включиться в процесс логопедических занятий с детьми и сделать развитие речи своего ребенка увлекательной игрой.
Но, любая игра имеет правила:
– Речь взрослого должна быть образцом для ребёнка – чёткой, неторопливой, спокойной!
– Применяйте понятные слова и выражения.
– Непонятные для восприятия слова – обязательно объясняйте ребёнку!
Как развивать речь ребенка дома?
– Разговаривайте с ребенком, пойте вместе песни;
– Больше читайте;
– «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев» развивайте руки ребенка: занимайтесь любым ручным трудом и творчеством: лепка, рисование, штриховка и прописи – они развивают моторику и отделы мозга, отвечающие за связную речь!!!; (приложение № 1)
– Учите ребенка самомассажу рук; (приложение № 2);
– Играйте в пальчиковые игры; (приложение № 3);
– Подготавливайте речевой аппарат с помощью специальной артикуляционной гимнастики (Упражнения выполняются перед зеркалом); (приложение №4)
– Развивайте речевое дыхание; ( приложение № 5)
– Играйте в речевые игры; (приложение №6)
– Учите скороговорки (приложение №7)
Выбирайте время, когда ребенок в хорошем настроении.
Будьте терпеливы, ласковы с ребенком.
Постепенно усложняйте задания.
УСПЕХОВ ВАМ!
Источник
Игры на развитие связной речи
«Кто как разговаривает?»
Цель: расширение словарного запаса, развитие быстроты реакции.
Ход: педагог поочерёдно бросает мяч детям, называя животных. Дети, возвращая мяч, должны ответить, как то или иное животное подаёт голос:
Корова мычит
Тигр рычит
Змея шипит
Комар пищит
Собака лает
Волк воет
Утка крякает
Свинья хрюкает
Вариант 2. Логопед бросает мяч и спрашивает: «Кто рычит?», «А кто мычит?», «Кто лает?», «Кто кукует?» и т.д.
«Кто где живёт?»
Цель: закрепление знания детей о жилищах животных, насекомых. Закрепление употребления в речи детей грамматической формы предложного падежа с предлогом «в».
Ход: Бросая мяч поочерёдно каждому ребёнку, педагог задаёт вопрос, а ребёнок, возвращая мяч, отвечает.
Вариант 1.
педагог: – Дети:
Кто живёт в дупле?-Белка.
Кто живёт в скворечнике?-Скворцы.
Кто живёт в гнезде?-Птицы.
Кто живёт в будке?-Собака.
Кто живёт в улье?-Пчёлы
Кто живёт в норе?-Лиса.
Кто живёт в логове?-Волк.
Кто живёт в берлоге?-Медведь.
Вариант 2.
педагог:-Дети:
Где живёт медведь?-В берлоге.
Где живёт волк?-В логове.
Вариант 3. Работа над правильной конструкцией предложения. Детям предлагается дать полный ответ: «Медведь живёт в берлоге».
«Подскажи словечко»
Цель: развитие мышления, быстроты реакции.
Ход: педагог, бросая мяч поочерёдно каждому ребёнку, спрашивает:
– Ворона каркает, а сорока?
Ребёнок, возвращая мяч, должен ответить:
– Сорока стрекочет.
Примеры вопросов:
– Сова летает, а кролик?
– Корова ест сено, а лиса?
– Крот роет норки, а сорока?
– Петух кукарекает, а курица?
– Лягушка квакает, а лошадь?
– У коровы телёнок, а у овцы?
– У медвежонка мама медведица, а у бельчонка?
«Что происходит в природе?»
Цель: закрепление употребления в речи глаголов, согласования слов в предложении.
Ход: педагог, бросая мяч ребёнку, задаёт вопрос, а ребёнок, возвращая мяч, должен на заданный вопрос ответить.
Игру желательно проводить по темам.
Пример: Тема «Весна»
педагог:-Дети:
Солнце – что делает?-Светит, греет.
Ручьи – что делают?-Бегут, журчат.
Снег – что делает?-Темнеет, тает.
Птицы – что делают?-Прилетают, вьют гнёзда, поёт песни.
Капель – что делает?-Звенит, капает.
Медведь – что делает?-Просыпается, вылезает из берлоги.
«Кто как передвигается?»
Цель: обогащение глагольного словаря детей, развитие мышления, внимания, воображения, ловкости.
Ход: педагог, бросая мяч каждому ребёнку, называет какое-либо животное, а ребёнок, возвращая мяч, произносит глагол, который можно отнести к названному животному.
педагог:-Дети:
Собака-стоит, сидит, лежит, идёт, спит, лает, служит (кошка, мышка…)
«Горячий – холодный»
Цель: закрепление в представлении и словаре ребёнка противоположных признаков предметов или слов-антонимов.
Ход: педагог, бросая мяч ребёнку, произносит одно прилагательное, а ребёнок, возвращая мяч , называет другое – с противоположным значением.
педагог:-Дети:
Горячий-холодный
Хороший-плохой
Умный-глупый
Весёлый-грустный
Острый-тупой
Гладкий-шероховатый
«Что происходит в природе?»
Цель: закрепление употребления в речи глаголов, согласования слов в предложении.
Ход: педагог, бросая мяч ребёнку, задаёт вопрос, а ребёнок, возвращая мяч, должен на заданный вопрос ответить.
Игру желательно проводить по темам.
Пример: Тема «Весна»
педагог:-Дети:
Солнце – что делает?-Светит, греет.
Ручьи – что делают?-Бегут, журчат.
Снег – что делает?-Темнеет, тает.
Птицы – что делают?-Прилетают, вьют гнёзда, поёт песни.
Капель – что делает?-Звенит, капает.
Медведь – что делает?-Просыпается, вылезает из берлоги.
«Кто может совершать эти действия?»
Цель: активизация глагольного словаря детей, развитие воображения, памяти, ловкости.
Ход: педагог, бросая мяч ребёнку, называет глагол, а ребёнок, возвращая мяч, называет существительное, подходящее к названному глаголу.
педагог:- Дети:
Идёт-человек, животное, поезд, пароход, дождь…
Бежит-ручей, время, животное, человек, дорога…
Летит-птица, бабочка, стрекоза, муха, жук, самолёт…
Плывёт-рыба, кит, дельфин, лодка, корабль, человек…
«Из чего сделано?»
Цель: закрепление в речи детей употребления относительных прилагательных и способов их образования.
Ход: педагог, бросая мяч ребёнку, говорит: «Сапоги из кожи», а ребёнок, возвращая мяч, отвечает: «Кожаные».
педагог: -Дети:
Рукавички из меха-меховые
Таз из меди-медный
Ваза из хрусталя-хрустальная
Рукавички из шерсти-шерстяные
«Разложи по полочкам»
Цель: ориентировка в пространстве.
Ход: персонаж Федора просит ребят помочь ей: кастрюли и сковороды поставить на нижнюю полку, тарелки, ложки, ножи вилки – на полку повыше, а блюдца и кувшины на самую верхнюю полку.
«Кто кем был?»
Цель: развитие мышления, расширение словаря, закрепление падежных окончаний.
Ход: педагог, бросая мяч кому-либо из детей, называет предмет или животное, а ребёнок, возвращая мяч логопеду, отвечает на вопрос, кем (чем) был раньше названный объект:
Цыплёнок – яйцом Хлеб – мукой
Лошадь – жеребёнком Шкаф – доской
Корова – телёнком Велосипед – железом
Дуд – жёлудем Рубашка – тканью
Рыба – икринкой Ботинки – кожей
Яблоня – семечкой
Дом – кирпичём
Лягушка – головастиком Сильный – слабым
Бабочка – гусеницей Взрослый – ребёнком
«Какой овощ?»
Цель: развитие тактильного, зрительного и обонятельного анализаторов.
Ход: педагог нарезает овощи, дети их нюхают и пробуют на вкус. Педагог даёт образец: «Помидор сладкий, а чеснок острый»
«Что звучит?»
Цель: развитие слухового внимания и наблюдательности.
Ход: педагог за ширмой играет на различных музыкальных инструментах (бубен, колокольчик, деревянные ложки). Дети должны отгадать что звучит.
«Что бывает осенью?»
Цель: учить временам года, их последовательности и основным признакам.
Ход: на столе лежат вперемешку картинки с изображением различных сезонных явлений (идёт снег, цветущий луг, осенний лес, люди в плащах и с зонтами и т.д.). Ребёнок выбирает картинки, где изображены только осенние явления и называет их.
«Чего не стало?»
Цель: развитие внимания и наблюдательности.
Ход: педагог на столе выкладывает 4 овоща: «Дети, посмотрите внимательно, что лежит на столе. Это лук, огурец, помидор, перец. Посмотрите внимательно и запомните. А теперь закройте глаза». Дети закрывают глаза, а педагог убирает один овощ. «Чего не стало?» Дети вспоминают и называют овощ.
«Лови да бросай – цвета называй»
Цель: подбор существительных к прилагательному, обозначающему цвет. Закрепление названий основных цветов, развитие воображения у детей.
Ход: педагог, бросая мяч ребёнку, называет прилагательное, обозначающее цвет, а ребёнок, возвращая мяч, называет существительное, подходящее к данному прилагательному.
педагог:-Дети:
Красный -мак, огонь, флаг
Оранжевый -апельсин, морковь, заря
Жёлтый -цыплёнок, солнце, репа
Зелёный-огурец, трава, лес
Голубой -небо, лёд, незабудки
Синий- колокольчик, море, небо
Фиолетовый -слива, сирень, сумерки
«Чья голова?»
Цель: расширение словаря детей за счёт употребления притяжательных прилагательных.
Ход: педагог, бросая мяч ребёнку, говорит: «У вороны голова…», а ребёнок, бросая мяч обратно, заканчивает: «…воронья».
Например:
У рыси голова – рысья
У рыбы – рыбья
У кошки – кошачья
У сороки – сорочья
У лошади – лошадиная
У орла – орлиная
У верблюда – верблюжья
« Четвёртый лишний»
Цель: закрепление умения детей выделять общий признак в словах, развивать способность к обобщению.
Ход: педагог, бросая мяч ребёнку, называет четыре слова и просит определить, какое слово лишнее.
Например: голубой, красный, зелёный, спелый.
Кабачок, огурец, тыква, лимон.
Пасмурно, ненастно, хмуро, ясно.
«Один – много»
Цель: закрепление в речи детей различных типов окончаний имён существительных.
Ход: педагог бросает мяч детям, называя имена существительные в единственном числе. Дети бросают мяч обратно, называя существительные во множественном числе.
Пример:
Стол – столы стул – стулья
Гора – горы лист – листья
Дом – дома носок – носки
Глаз – глаза кусок – куски
День – дни прыжок – прыжки
Сон – сны гусёнок – гусята
Лоб – лбы тигрёнок – тигрята
«Подбери признаки»
Цель: активизация глагольного словаря.
Ход: педагог задаёт вопрос «Что умеют делать белки?» Дети отвечают на вопрос и находят картинку к заданному вопросу. Примерные ответы: Белки умеют прыгать с сучка на сучок. Белки умеют делать тёплые гнёзда.
«Животные и их детёныши»
Цель: закрепление в речи детей названии детёнышей животных, закрепление навыков словообразования, развитие ловкости, внимания, памяти.
Ход: бросая мяч ребёнку, педагог называет какое-либо животное, а ребёнок, возвращая мяч, называет детёныша этого животного.
Слова скомпонованы в три группы по способу их образования. Третья группа требует запоминания названий детёнышей.
Группа 1. У тигра – тигрёнок, у льва – львёнок, у слона – слонёнок, у оленя – оленёнок, у лося – лосёнок, у лисы – лисёнок.
Группа 2. У медведя – медвежонок, у верблюда – верблюжонок, у зайца – зайчонок, у кролика – крольчонок, у белки – бельчонок.
Группа 3. У коровы – телёнок, у лошади – жеребёнок, у свиньи – поросёнок, у овцы – ягнёнок, у курицы – цыплёнок, у собаки – щенок.
«Что бывает круглым?»
Цель: расширение словаря детей за счёт прилагательных, развитие воображения, памяти, ловкости.
Ход: педагог, бросая мяч детям, задаёт вопрос, ребёнок, поймавший мяч, должен на него ответить и вернуть мяч.
– что бывает круглым? (мяч, шар, колесо, солнце, луна, вишня, яблоко…)
– что бывает длинным? (дорога, река, верёвка, лента, шнур, нитка…)
– что бывает высоким? (гора, дерево, скала, человек, столб, дом, шкаф…)
– что бывает колючим? (ёж, роза, кактус, иголки, ёлка, проволока…)
«Подбери словечко»
Цель: развитие навыков словообразования, подбор родственных слов.
Например, пчела – пчёлка, пчёлочка, пчелиный, пчеловод, пчёлы и т.д.
«Обобщающие понятия»
Цель: расширение словарного запаса за счёт употребления обобщающих слов, развитие внимания и памяти, умение соотносить родовые и видовые понятия.
Вариант 1.
Ход: педагог называет обобщающее понятие и бросает мяч поочерёдно каждому ребёнку. Ребёнок, возвращая мяч, должен назвать относящиеся к тому обобщающему понятию предметы.
педагог:-Дети:
Овощи – картофель, капуста, помидор, огурец, редиска.
Вариант 2. Педагог называет видовые понятия, а дети – обобщающие слова.
педагог: Дети:
Огурец, помидор-Овощи.
«Хорошо – плохо»
Цель: знакомство детей с противоречиями окружающего мира, развитие связной речи, воображения.
Ход: педагог задаёт тему обсуждения. Дети, передавая мяч по кругу, рассказывают, что, на их взгляд, хорошо или плохо в погодных явлениях.
Педагог: Дождь.
Дети:Дождь – это хорошо: смывает пыль с домов и деревьев,полезен для земли и будущего урожая, но плохо – намочит нас, бывает холодным.
Педагог:Город.
Дети: Хорошо, что я живу в городе: можно ездить в метро, на автобусе, много хороших магазинов, плохо – не увидишь живой коровы, петуха, душно, пыльно.
«Близко-далеко»
Цель: развитие слухового внимания, остроты слуха.
Ход: педагог за ширмой производит звучание большой или маленькой игрушкой. Дети по силе звучания определяют размер игрушки (большая или маленькая)
«Назови ласково»
Цель: закрепление умения образовывать существительные при помощи уменьшительно-ласкательных суффиксов, развитие ловкости, быстроты реакции.
Ход: педагог, бросая мяч ребёнку, называет первое слово (например, шар), а ребёнок, возвращая мяч, называет второе слово (шарик). Слова можно сгруппировать по сходству окончаний.
Стол-столик, ключ-ключик.
Шапка-шапочка, белка-белочка.
Книга-книжечка, ложка-ложечка.
Голова-головка, картина-картинка.
Мыло-мыльце, зеркало-зеркальце.
Кукла-куколка, свёкла-свёколка.
Коса-косичка, вода-водичка.
Жук-жучок, дуб-дубок.
Вишня-вишенка, башня-башенка.
Платье-платьице, кресло-креслице.
«Весёлый счет»
Цель: закрепление в речи детей согласования существительных с числительными.
Ход: педагог бросает мяч ребёнку и произносит сочетание существительного с числительным «один», а ребёнок, возвращая мяч, в ответ называет это же существительное, но в сочетании с числительным «пять», «шесть», «семь», «восемь».
Пример:
Один стол – пять столов
Один слон – пять слонов
Один журавль – пять журавлей
Один лебедь – пять лебедей
Одна гайка – пять гаек
Одна шишка – пять шишек
Один гусёнок – пять гусят
Один цыплёнок – пять цыплят
Один заяц – пять зайцев
Одна шапка – пять шапок
Одна банка – пять банок.
Источник