Развитие речи ребенка от 4 до 5 лет жизни

Развитие речи ребенка от 4 до 5 лет жизни thumbnail

Преодолев 3-летний рубеж, дети продолжают стремительно развиваться. Особенно этот прогресс заметен в их речи: растет словарный запас, совершенствуются произношение, интонация, выразительность, усложняются словесные конструкции, монологи становятся более связными, последовательными. На этом этапе необходимо правильно помочь малышам в их прогрессе. Для этого важно знать основные характеристики речевого развития своих детей в возрасте 4–5 лет и понимать, над чем сейчас важно работать.

Черты возраста

После 4 лет дети умеют свободно обращаться с наречиями, прилагательными, предлогами, хотя чистота произношения еще может страдать из-за сложностей с сонорными или шипящими (однако к концу пятого года в норме все звуки становятся на место). Огромная роль в этом принадлежит родителям, их способности создать вокруг ребенка правильную, активную речевую среду и благоприятную обстановку в семье.

Речь малышей младшего дошкольного возраста характеризуется следующими особенностями:

  • дети могут назвать имена, отчества, фамилию всех членов своей семьи, адрес проживания;
  • владеют 3000–4000 слов, активно их используют;
  • умеют ориентироваться во времени суток, пространстве вокруг себя;
  • знают названия и последовательность времен года;
  • знают все основные геометрические фигуры, счет до пяти;
  • употребляют вежливые слова;
  • могут идентифицировать свое самочувствие, настроение;
  • умеют полно отвечать на вопросы, задавать их собеседнику;
  • делают достаточно подробный пересказ, составляют рассказы на заданную тему, придумывают конец обозначенной истории;
  • могут описывать предметы, определять предмет только по описанию;
  • строят фразы из 6–8 слов;
  • используют повелительное наклонение, множественное число;
  • употребляют синонимы и антонимы,
  • правильно употребляют прилагательные, наречия, предлоги;
  • согласовывают слова в предложении по роду, числу, падежу;
  • определяют отличительные признаки предметов;
  • знают разные профессии и их суть;
  • могут без проблем пересказать услышанное, увиденное;
  • знают наизусть стихи, скороговорки, забавные потешки.

В этом возрасте не давите на малыша, насильно заставляя говорить правильно и четко, – вы добьетесь обратного эффекта. Лучше делайте замечания в мягкой форме, ласково, дружелюбно. Тогда ребенок наверняка очень быстро исправит свои ошибки.

Что будем развивать?

Для детей 4–5 лет важными являются несколько аспектов речевого развития, которые напрямую зависят от уровня их общего развития и состояния, а также достигнутых ими речевых навыков.

  • Активный словарь.

Сейчас кроме существительных и глаголов речь дошкольников отличается присутствием наречий с признаками времени и пространства (скоро, сейчас, около, вокруг). Появляется понятие ступеней обобщения (мышь – грызун – животное). Дети знают животных, их детенышей, части предметов (колесо машины, полка шкафа, ножка стула).

Расширение словарного запаса в этом возрасте является главным правилом овладения связной речью.

  • Грамматический строй речи.

Дети этого возраста активно занимаются словообразованием. Начинают пользоваться суффиксами, обозначающими человека по его профессии. Сейчас ребенок образует формы слов по похожему образцу, используя те же грамматические признаки. Иногда это может получаться неправильно: больно – больнее, звонко – «звончее». В речи малышей остается все меньше ошибок, связанных со словоизменением существительных и глаголов. Но если ошибка допущена, после подсказки взрослого ребенок быстро усваивает правильный вариант: пол – полы, озеро – «озеры» – озёра.

Овладение грамматическим построением предложений поможет детям говорить правильно, избегая речевых ошибок.

  • Связная речь.

После 4 лет у детей кроме ситуативной развивается контекстная речь. Еще возможны непоследовательное изложение событий и пересказ с помощью вопросов или подсказок взрослых. К 5 годам без дополнительной помощи ребенок может составить связный пересказ из нескольких десятков предложений, причем в их числе уже встречаются сложносочиненные и сложноподчиненные конструкции. В этом возрасте формируется внутренняя, планирующая функция речи – она становится средством планирования и регуляции внутреннего поведения ребенка.

С этого времени речь постепенно превращается в полноценный рассказ. Кроме того, ребенок все активнее пользуется коммуникативной функцией речи – использует ее для разнообразного общения с окружающими. Он может переспрашивать, возражать, уточнять, аргументированно отвечать на вопросы.

Освоение связной речи – важный фактор успешности в дальнейшем обучении ребенка.

  • Речевой (фонематический) слух.

Дети этой возрастной группы различают звуки разной артикуляции (например, [а] и [р]), отмечают ошибки произношения не только у окружающих, но и у самих себя. Изменяют интонацию, тембр голоса при выразительном пересказе. Могут отличать гласные звуки от согласных, твердые от мягких, шипящие от свистящих. Способны не только определить, есть ли конкретный звук в слове, но и где именно он находится (в начале, середине, конце слова).

Развитие фонематического слуха позволяет произносить слова правильно, а затем так же правильно воспроизводить их на письме.

  • Произношение.

В норме к концу 5-го года у дошкольника должны исчезнуть все неточности и трудности звукоизвлечения. Возможно, ребенок будет произносить средние звуки между [с] и [ш], [з] и [ж], если овладел ими недавно. Иногда дети в этом возрасте не выговаривают [р]. В 5 лет эта проблема уже требует коррекции логопеда.

Итак, пятилетний ребенок должен говорить выразительно, связно, используя богатый словарь и разнообразные синтаксические конструкции, практически без речевых ошибок, произнося все звуки чисто. Над этим и важно работать, вовлекая ребенка в различные лингвистические игры.

С помощью семьи

Воспитываясь в семье, ребенок, в первую очередь, перенимает опыт общения с родными: их словарный запас, способы построения предложений и изложения мыслей, интонации. Поэтому речевое развитие детей всегда зависит от той среды, в которой он находится. От того, насколько она активна и правильна в речевом плане, комфортна психологически.

Читайте также:  Содержание диагностики параметров развития ребенка

Избежать ошибок помогут следующие советы.

  • Не подражайте речи своего малыша, если она неправильна: не сюсюкайте, не искажайте слова или звуки.
  • Сами всегда говорите четко и правильно, используйте нужные эмоции и интонации, правильный темп и силу голоса.
  • При общении с ребенком старайтесь исключать из своей речи труднопроизносимые слова, сложные или непонятные обороты и выражения. Незнакомые слова, встречающиеся в произведении, важно объяснить дошкольнику на доступном ему уровне, закрепить примерами, испробовать на практике.
  • Спрашивая ребенка о чем-то, задавайте понятные, конкретные вопросы, давайте время их осмыслить, не подгоняйте с ответом.
  • Не передразнивайте и не раздражайтесь, если малыш допускает ошибку: исправьте ее спокойно, мягко.
  • Читайте побольше стихов – это помогает освоить ритмику речи;
  • Старайтесь избегать частых ссор, скандалов, жестоких наказаний, угроз, шантажа. Все это не только тормозит развитие речи, но может привести к более серьезным последствиям: заиканию, замкнутости, озлобленности ребенка, появлению комплексов и фобий.

Обучаем в игре

Проанализировав вышеизложенные нормы, родители могут понять, какие сферы речи их малыша нужно развивать в первую очередь: те, с которыми есть проблемы. Для коррекции каждой отдельной сферы можно подобрать соответствующие игры на развитие речи. Перво-наперво – на расширение словарного запаса. Вот несколько примеров таких игр.

  • Взрослый называет предмет, а малыш должен поставить это слово во множественное число (стена – стены). По ходу такой игры можно касаться и многозначности (например, спинка может быть и у ребенка, и у стула или сидения, а кружка во множественном числе, только с другим ударением – это и геометрические фигуры, и секции для творческих занятий). При этом своевременно акцентируют внимание ребенка на том, что не все слова «множатся» одинаково (лев – львы, рот – рты). Так развивается навык употребления множественного числа и расширяется словарный запас.
  • Познакомить малыша с антонимами можно, предлагая подбирать противоположные значения к словам (мягкий – твердый, чистый – грязный). Пусть при этом подбирает слова к новым значениям (белый снег – черная ночь), а затем заменяет их местоимениями (он белый, она черная). Так дошкольник потренируется в согласовании слов, употреблении местоимений.
  • Прочитав рассказ или стихотворение, можно предложить малышу придумать собственный финал. Это также развивает мышление, воображение и связную речь.
  • Игра с мячом позволяет развить различные навыки: обогатить лексику, освоить синонимы, антонимы, узнавать предметы по описанию, образовывать новые формы слов. Например, малышу бросают мяч, назвав предмет, а он возвращает мяч, называя предмет ласкательно. Или в ответ на слово подбирает противоположное по значению. Или называет предмет, услышав его признаки, называет цвет указанного предмета. Фантазия родителей может подсказать и другие варианты таких игр.
  • Одушевленные и неодушевленные предметы. Понятие о них можно легко закрепить при помощи игры с карточками: в одну группу ребенок должен откладывать одушевленные предметы, в другую – неодушевленные, помогая себе вопросами: «Это груша. Она живая? Нет. Это корова. Она живая? Да».
  • С помощью похожего упражнения можно познакомить малыша с относительными прилагательными. В одной группе карточек будут предметы, в другой – материалы, из которых они сделаны. Задача ребенка – соотнести две картинки, проговаривая: мяч сделан из резины. Он – резиновый. Карандаш сделан из дерева. Он – деревянный.

Для того чтобы речь дошкольника стала более выразительной, предложите ему такую игру (играть должно несколько детей или семья). Ребенок по заданию взрослого должен продемонстрировать остальным игрокам разные оттенки настроения человека (веселье, удивление, огорчение, злость, усталость, уныние). При этом малыш может использовать соответствующую интонацию, мимику, междометия (ох-ох, ого, ух ты, эх, ах, ай-ай). Остальные играющие отгадывают, что именно было показано.

Ее величество грамматика

Освоение грамматического строя весьма актуально для детей этого возраста, поскольку позволяет избегать неправильного употребления форм слов. Для отработки этого навыка существует немало игровых заданий, которые дети выполняют с интересом.

  • В чем ошибка? Малышу показывают карточку и описывают изображенный на ней предмет, допуская логические ошибки. Малыш должен их обнаружить (слоненок большой – да, крылатый – нет, тяжелый – да, синий – нет).
  • Так не бывает. Ребенку читают предложения, в которых он должен обнаружить несоответствие действительности (пришла зима, и с юга вернулись перелетные птицы). Затем малыш должен исправить эту ошибку (птицы прилетают весной).
  • Какие? Взрослый называет предмет, дошкольник должен подобрать к нему несколько характерных прилагательных (солнце – круглое, горячее, желтое, трава – зеленая, высокая, густая).
  • Что это? Взрослый описывает предмет, а ребенок должен его угадать. Второй вариант – малышу дается карточка с изображением предмета, а он должен описать изображение, чтобы другие могли угадать, о чем речь.
  • Что таким бывает? Взрослый называет признак предмета, задача ребенка – подобрать как можно больше существительных с этим признаком. Например, высокий – дом, шкаф, забор, жираф, строительный кран; голубыми могут быть небо, море, васильки, мамины глаза, попугай и т. д.
  • Перепутали. Взрослый читает предложение с явной ошибкой употребления. Ребенок должен найти ее и исправить (картина рисует Машу, заяц ловит лису, дети пошла гулять, Коля любят играть, Даша оделся и пошел во двор, и т. д.).
Читайте также:  Советы родителям по развитию ребенка

Ничего не упустить

Отмечая ошибки ребенка, родители могут подобрать и другие игры, например, помогающие усвоению форм глаголов единственного и множественного числа, повелительного наклонения, настоящего и прошедшего времени, отработке употребления наречий, предлогов, умения согласовывать существительные с прилагательными, глаголами и т. д.

Если у ребенка есть проблемы с произношением звуков, помогут скороговорки, упражнения на артикуляцию (о них говорилось здесь), развитие мелкой моторики (описано в этой статье). Если ребенок не может дифференцировать звуки или слоги в речи, помогут игры на развитие фонематического слуха (приводятся тут – «Развитие речи у детей дошкольного возраста»).

Главное при этом – помнить: мы развиваем речь ребенка не для того, чтобы похвастаться перед соседями или кого-то «переплюнуть», а чтобы помочь ребенку в дальнейшей социализации, в обучении, коммуникациях со сверстниками. Поэтому не стоит гнаться за кем-то или кому-то что-то доказывать. Задача родителей – помочь ребенку стать успешным в жизни, а не побить чьи-то рекорды.

Главный редактор проекта “Развивашка Онлайн” по раннему развитию детей

Об эксперте

Ольга активная мама, увлеченная развитием ребенка. Автор курса по развивающему уходу и развивающих игр, карточек, автор и редактор статей по раннему развитию и особенностям нейропсихологии ребенка.

@razvivaem_zanimaem

Поделитесь записью в социальных сетях!

Источник

В старшем дошкольном возрасте важной задачей является подготовка ребенка к обучению в школе. В этом возрасте надо учить дошкольника связно и последовательно передавать виденное, правильно произносить слова и фразы. Дошкольник, даже хорошо владеющий речью, часто, например, не осознает, что слово состоит из отдельных звуков. Но достаточно привлечь внимание ребенка к звуковой стороне речи, как она становится источником его активных наблюдений.

Не у всех детей процесс овладения речью совершается одинаково успешно. Нередко наблюдаются случаи, когда в период формирования устной, а в дальнейшем и письменной речи возникают различные отклонения, нарушающие нормальный ход ее развития. К таким отклонения надо отнестись очень внимательно и своевременно их устранить, иначе они могут задержать умственное развитие ребенка, травмировать его психику.

Взрослым никогда не следует подделываться под детскую речь. Разговаривать с ребенком нужно пользуясь простой, понятной для него правильной речью, с четким, правильным произношением каждого слова и в нормальном темпе.

В возрасте 4-5 лет, когда ребенок уже хорошо владеет речью и может разговаривать со взрослым на отвлеченные темы, становится возможным внеситуативно-познавательное общение. Ребенок приобретает достаточный запас слов и начинает грамматически правильно строить фразы, нормально произносить звуки. Активный словарный запас, которым располагает ребенок в 4 года, дает ему возможность свободно общаться с окружающими. Но нередко он испытывает трудности из-за недостаточности и бедности словаря, когда надо передать событие, участником которого был он сам. Здесь малыш часто допускает неточности.

В процессе освоения новых слов малыш не просто запоминает их, он начинает уже осмысливать их звуковую сторону, пытается установить более тесную связь между предметом и словом, его обозначающим, стремится по-своему осознать названия некоторых предметов, действий, т. е. У ребенка появляется мотивированное отношение к лексике. Он нередко начинает употреблять слова, которые отсутствуют в родном языке (лопаткой копают, значит, она “копатка”, а не лопатка).

Одновременно с обогащением словаря ребенок интенсивнее овладевает грамматическим строем языка. На вопросы взрослых он все чаще отвечает развернутыми фразами, состоящими из четырех и более слов. В его речи преобладают простые распространенные члены (“Тут сидят Таня и Света), существительные и глаголы во множественном числе (“Чашки стоят на столе”). В этом возрасте дети осваивают сравнительную степень прилагательных и наречий, в речи появляются краткие причастия.

Повышенный интерес к звуковой стороне слова помогает ребенку изменять слова по аналогии с другими. Однако такие изменения не всегда удачны. Дети этого возраста еще допускают грамматические ошибки: неправильно согласуют слова, особенно существительные среднего рода с прилагательными; неправильно употребляют надежные окончания (“Мама “окны” моет”); при образовании родительного падежа существительных множественного числа отмечается влияние окончания -ов, -ев на другие склонения (дом – домов, ручка – “ручков”); наблюдаются частые ошибки в употреблении несклоняемых имен существительных (“А у меня на “пальте” пуговица оторвалась”), неправильное изменение по лицам даже часто употребляемых глаголов.

В этом возрасте ребенок еще не способен логично, связно и понятно для окружающих самостоятельно рассказывать о событиях, свидетелем которых он был, не может толково пересказать содержание прочитанной ему сказки, рассказа. Его речь все еще носит ситуативный характер. Высказывания ребенка состоят из простых распространенных предложений, часто лишь отдаленно связанных между собой по содержанию. Понять их содержание без дополнительных вопросов не всегда можно. Еще нет той развернутости в высказывании, которая характерна для монологической речи. Ребенок не может также самостоятельно раскрыть или описать содержание сюжетной картинки. Он лишь называет предметы, действующих лиц или перечисляет действия, которые они совершает (прыгает, умывается). Имея хорошую память, малыш способен запоминать и воспроизводить небольшие по объему стихотворения, потешки, а неоднократно прослушав одну и ту же сказку, может почти дословно передать ее содержание, часто даже не понимая смысла слов.

Читайте также:  Игры для ребенка старшей группы по развитию речи

Со стороны произношения отмечается появление многих звуков. Большинство детей правильно произносят такие трудные для усвоения звуки, как ы, э, х, приближают к норме и более четко произносят свистящие звуки, появляется звук ц. У некоторых детей появляются звуи позднего онтогенеза (звуки ш, ж, ч, щ, л, р), но, как правило, большинство малышей еще не произносят шипящие звуки, заменяя их соответствующими твердыми свистящими : звук ш звуком с (“суба” вместо шуба) и т. д.

У четырехлетних детей особенно ярко проявляются индивидуальные различия в формировании произносительной стороны речи: у одних детей речь чистая, с правильным произношением почти всех звуков, у других она может быть еще недостаточно ясной, с неправильным произношением большого количества звуков, со смягчением твердых согласных и т. п. Воспитателю следует обратить особое внимание на таких детей, выявить причины отставания и совместно с родителями принять меры к устранению недостатков.

Итак, на четвертом году жизни у детей отмечается заметное улучшение произношения, речь становится более отчетливой. Дети хорошо знают и правильно называют предметы ближайшего окружения: игрушки, посуду, одежду, мебель. Шире начинают использовать, кроме существительных и глаголов, другие части речи: прилагательные, наречия, предлоги. Появляются зачатки монологической речи. В речи детей преобладают простые распространенные предложения. Четырехлетние дети не могут самостоятельно вычленять в слове звуки, но легко подмечают неточности звучания слов в речи сверстников. Речь точно точна в словарном и совершенна в грамматическом отношении, не вполне чиста и правильна его сторона произношения. Ребенок может с небольшой помощью взрослых передать содержание хорошо знакомой сказки, прочитать наизусть небольшое стихотворение. Инициатива в общении все чаще исходит от ребенка.

К 5-6 годам – примерно 3000 слов. Ребенок уже сознательно подходит к некоторым языковым явлениям, он задумывается над своей речью, сам создает по аналогии ряд новых и своеобразных слов (Например, он говорит “намакаронился” (съел макароны), “не отсонился” (не выспался) и т. д.). Это свидетельствует о том, что ребенок пытается осознать некоторые принципы образования новых слов, но в силу отсутствия у него достаточного речевого опыта делает это неудачно.

На пятом году жизни у ребенка отмечаются значительные успехи в умственном и речевом развитии. Малыш начинает выделять и называть наиболее существенные признаки и качества предметов, устанавливать простейшие связи и точно отражать их в речи. Речь его становится разнообразней, точнее и богаче по содержанию. Возрастает устойчивость внимания к речи окружающих, он способен до конца выслушивать ответы взрослых.

В этом возрасте дети начинают овладевать монологической речью. В их речи впервые появляются предложения с однородными обстоятельствами. Они усваивают и правильно согласовывают прилагательные с существительными в косвенных падежах. Однако многие все еще не могут самостоятельно без помощи взрослых связно, последовательно и точно пересказать текст прочитанной сказки, рассказа.

На пятом году жизни ребенок способен узнавать на слух тот или иной звук в слове, подбирать слова на заданный звук. Все это возможно лишь в том случае, если в предшествующих возрастных группах воспитатель развивал у детей фонематическое восприятие.

Достаточно развитый речевой слух ребенка дает ему возможность различать в речи взрослых повышение и понижение громкости голоса, замечать ускорение и замедление темпа речи, улавливать различные средства выразительности. Подражая взрослым, дети могут и сами довольно точно воспроизводить различные интонации: повышать и понижать тон голоса, выделять в фразах отдельные слова и синтагмы, правильно выдерживать паузы, выражать эмоционально-волевое отношение к произносимому.

У ребенка удлиняется выдох. Гласные звуки он способен произносить в течение 3-7 с, свободный выдох при дутье на султанчик несколько короче (от 2 до 5 с).

К концу пятого года многие дети овладевают произношением всех звуков родного языка, однако некоторые все еще неправильно произносят шипящие звуки, звук р.

Итак, к пяти годам у детей отмечается резкое улучшение произносительной стороны речи, у большинства заканчивается процесс овладения звуками. Речь в целом становится чище, отчетливее. Возрастает речевая активность детей. Дети начинают овладевать монологической речью, однако в структурном отношении она не всегда совершенна и чаще всего имеет ситуативный характер. На шестом году жизни ребенка продолжается совершенствование всех сторон речи ребенка. Все чище становится произношение, более развернутыми фразы, точнее высказывания. Ребенок не только выделяет существенные признаки в предметах и явлениях, но и начинает устанавливать причинно-следственные связи между ними, временные и другие отношения. Имея достаточно развитую активную речь, дошкольник пытается рассказывать и отвечать на вопросы так, чтобы окружающим его слушателям было понятно, что он хочет сказать. Одновременно с развитием самокритичного отношения к своему высказыванию у ребенка появляется и более критичное отношение к речи сверстников. При описании предметов и явлений он делает попытку передать свое эмоциональное отношение.

Источник