Развитие речи ребенка на уроках математики

Развитие речи ребенка на уроках математики thumbnail

Развитие речи на уроках математики в начальных классах.

Способность чётко и ясно излагать свои мысли в настоящее время требуется каждому. В этом качестве нуждаются руководитель предприятия и рабочий, учёный и инженер, педагог и экономист, врач и агроном. Поэтому вопрос о развитии речи является одним из основных в жизни всей школы. Им должны заниматься все преподаватели, внося в это общее дело каждый своё, присущее его специальности: математик должен приучить к краткому и логически полноценному изложению, литератор – к выразительной и эмоционально насыщенной речи, историк – к последовательному изложению и умению приводить отдельные факты в систему и т.д.

Забота о чистоте, правильности, выразительности речи учащихся всегда была общим делом школьных учителей всех предметов. Ведь именно учителя – начиная с первой учительницы, встретившей ребят на пороге школы, на протяжении всех школьных лет оказывают определяющее влияние на речевую культуру детей.

В обучении математики младших школьников используется как естественный, разговорный язык, так и специальный язык науки математики – математический. Под математическим языком понимается совокупность всех средств, с помощью которых можно выразить математическое содержание. К таким средствам относятся математические термины, символы, схемы, графики, диаграммы и т.д.

Изучение математического языка, знакомство с его компонентами – неотъемлемая часть начального обучения математике. Именно в начальной школе учащиеся впервые знакомятся с искусственным языком математики, где так же существуют определённые правила синтаксиса и семантики. Синтаксис устанавливает правила использования математических знаков в выражениях, равенствах, неравенствах, других предложениях математического языка. Семантика определяет смысловое значение каждого математического знака.

Основываясь на методику русского языка, можно выделить следующие направления по работе над математической речью на уроках математики:

1.     Работа над звуковой стороной речи.

2.     Словарная работа с математическими терминами.

3.     Формирование культуры математической речи.

4.     Развитие связной математической речи.

Работа над звуковой стороной речи сводится к формированию правильного произношения и употребления математических терминов.

При введении новых терминов нужно прикреплять к доске таблички (карточки) с этими словами, обращая внимания учащихся на их произношение и написание. Ежедневно в ходе устного опроса давать детям упражнения, содержащие в себе задания на употребление математических терминов, что способствует формированию потребности в их использовании.

Например, следующие упражнения:

1. Прочитайте слова, соблюдая ударения: километр, килограмм, вычислить, сложить, наименование, миллиметр, выражение, количество, дециметр и т.п.

2. Прочитайте выражения, используя математические термины: (83-47):4 69-42:6 35+9х(24-14)

3. Прочитайте выражения разными способами:

36+18, 72:12, 59-7, 17х3

4. Прочитайте: прибавить к числу 86, вычесть из числа 347, к числу 473 прибавить число 441и т.п.

5. Прочитайте: прибавить к 86, вычесть из 347, к 473 прибавить 441 и т.п.

6. Пример 25-12 Коля прочитал так: «Из двадцать пять вычесть двенадцать». Прав ли он?

Если учащиеся употребляют падеж неправильно, учитель помогает им, читает сам, а затем просит повторить кого-нибудь из учеников. Таким образом, из урока в урок дети учатся читать выражения, используя математические термины.

Словарная работа должна проводиться в разных направлениях: понимание и умение объяснять значение математических терминов, усвоение их правильного написания и формирование умений составлять связное высказывание.

1. Упражнения на объяснение значений математических терминов:

– объясните значение слов и выражений: уменьшаемое, сложение, разрядное число, разрядные слагаемые, произведение чисел, делимое и т.д.

– математическое выражение 18х3 Серёжа прочитал так: «18 взять 4». Как надо прочитать это выражение? (рассматриваются различные способы прочтения)

2. Следующие упражнения требуют включения зданий на применение терминов (правильное и неправильное).

– выполнив действие 18+2, Наташа ответила: «У меня получилось 20, я сосчитала правильно». Правильно ли она сказала?

– Определите верно или неверно данное высказывание:

        Произведение 8 и 3 равно 21.

        Первый множитель равен 6, второй множитель равен 3. Тогда произведение равно 18.

        Произведение 5 и 3 меньше произведения 7и 2.

        Сумму 6 и 9 уменьшили на 7, получили 3.

– В каком из уравнений правильно названо неизвестное число «с»?

а) 32 : с = 8, частное;

б) 9 х с = 45, множитель;

в) с : 6 = 12, делитель;

г) 19 – с = 15, вычитаемое.

Следующее направление работы – формирование культуры математической речи сводится к устранению ошибок, речевых недостатков, таких как неточность и бедность речи, употребление лишних слов, неправильный порядок слов в предложении и т.п.

1. Упражнения на устранение грамматических и математических ошибок:

– устраните математические ошибки в тексте: «Чтобы найти неизвестное число в выражении …+2=8, надо к 8 прибавить 2»;

– на вопрос учителя Коля ответил так: «При прибавлении к цифре 5 числа 4 будет 9». Какие ошибки допустил Коля? Как следовало ответить Коле?.

– Сережа, решая уравнение 8-х=3, рассуждал так: «Чтобы найти неизвестное число х , надо из большего числа (8) вычесть меньшее (3) и получим х: х=8-3, х=5». Правильно ли рассуждал Серёжа? Каким правилом ему следовало воспользоваться?

2. Упражнения на устранение речевых недостатков подбираются в основном такие же, как на уроках чтения, только используется математический материал:

– устраните недостатки в объяснении ученика, если его ответ на вопрос «Как сложить числа 25 и 8?» был таким: «К 25 надо

прибавить сумму чисел 5 и 3. Заменим второе число 8 суммой удобных слагаемых 5 и 3. Удобнее к 25 прибавить первое слагаемое 5, получим 30. К полученной сумме прибавим второе слагаемое 3, т.е. 25+(5+3)=(25+5)+3=33»;

– пример 295+12=307 Коля прочитал так: «К двести девяносто пять прибавим 12 и получим триста семь». Правильно ли он прочитал? Как ещё можно прочитать эту запись?

Работа по развитию связной математической речи:

1.Составьте текст, используя набор карточек со словами:

– чтобы, на, произведение, двух чисел, это, умножить, число, можно, умножить, первый, число, на, множитель, число, на второй, и, полученное, умножить, множитель;

– 4х(2х3), тогда (4х2)х3, 24, =, 8х3, = .

2. Прочитайте данные предложения в таком порядке, чтобы получилось связное объяснение:

«Значит, 48:12=4. Это число 4. Разделить 48 на 12 значит найти такое число, которое при умножении на 12 даёт 48».

Развитие математической речи будет происходить эффективно при определённой последовательной педагогической работы, в основе которой лежит логика усвоения речевого материала, его неоднократностью восприятие, многократное

воспроизведение, самостоятельное использование усвоенного материала в речевых ситуациях.

Хочется отметить, что успех в овладении речью – это залог успеха во всём школьном обучении и развитии детей, т.к. через язык, через речь школьник открывает широкий мир науки и жизни.

Источник

  Развитие речи учащихся на уроках математики.

                                                                                                «Математика начинается с осмысления слов»

                                                                                                                                                                 И. Брук

     Предмет математика – сложный предмет, наиболее трудоёмкий. Математика требует высокого умственного напряжения, развития мышления. Для сознательного усвоения знаний по математике необходимо умение логически мыслить, грамотно рассуждать, анализировать. Но в первую очередь ребёнок должен ясно, точно, кратко излагать свои мысли, правильно строить предложения.
       Не секрет, что сейчас дети мало читают. Внимание к важности грамотной математической речи формирует у учащихся и более внимательное отношение к тексту учебника. На уроках дети читают фрагменты текста, я при этом обращаю внимание детей на выразительность речи, ее громкость, четкость, особо уделяя внимание четкому проговариванию окончаний. Понимать смысл читаемого – этому должен научиться ребенок, а учитель обязан помочь ему.

   Начав работать в 5-м классе, я сталкиваюсь с проблемой слабой математической речи учащихся. Поэтому передо мною встала задача: как развить речь учащихся на уроках математики, чтобы к выпускному классу они могли логически мыслить, правильно рассуждать, что для них является необходимым условием для глубокого и осознанного усвоения математики, сдачи эказаменов.

Качествами, определяющими эту речь, должны служить:

  • Полная ясность выражаемых мыслей;
  • Научность;
  • Соблюдение правил синтаксиса;
  • Литературность.

  Для того, чтобы обеспечить правильное употребление учащимися математических терминов, обозначающих понятия, каждый из этих терминов не только сообщается мной, но и изучается происхождение термина, дословный перевод, научный смысл.. Стараюсь обратить внимание учащихся на такие выражения и формулировки, с которыми они встречаются впервые.

Речь учащихся на уроках математики должна быть подчинена тем общим законам, которые учащиеся изучали на уроках родного и русского языков.

 Наибольшее количество ошибок и искажений в речи учащихся встречается при чтении составных количественных числительных.

    Также большое внимание я уделяю тому факту, что при чтении выражений названия букв по падежам не изменяются: 3у – “три игрек”, а не “три игрека”.

    По моему мнению, эффективным средством для развития языка учащихся может служить выработку у них правильной письменной речи. Решение текстовых задач также способствует развитию речи. Для этого каждый ребенок должен прочесть ее условие сам, уяснить основной вопрос задачи, сформулировать вопросы и суметь ответить на них при решении задачи.
 Начиная с первых уроков математики, дети учатся устанавливать причинно-следственные связи, выделять главное, вести необходимые записи языком математики. Начиная с 5 класса, я начинаю обучать детей  составляют плана текстовой задач (краткую запись) . План решения задачи, план ответа, план доказательства теорем и т.д.), Эти объяснения должны быть написаны вполне грамотным и притом непременно связным языком, а не в виде отрывочных, сокращенных предложений, непонятно и неточно выражающих мысль.

    Внедряя в практику учащихся составление объяснений, которые имеют форму связного рассуждения, последовательно излагающего каждый этап решения, я приобретаю очень действенное средство и широкое поле для развития правильной письменной речи учащихся.

    В развитие речи учащихся играет роль даже такая мелочь, как умение задать вопрос. Правильно сформулированный и в нужное время заданный вопрос может помочь ученику с возможно большей точностью излагать свои мысли, правильно строить предложения, употреблять только нужные слова и этим достигать необходимой краткости. На уроках геометрии, ученик, вызванный к доске, не только выполняет задание учителя, а еще этому ученику одноклассники задают дополнительные вопросы по пройденному материалу.  Если на заданный вопрос дается не правильный ответ, то на него отвечает ученик, который задал этот вопрос.  Я со своей стороны слежу за тем, чтобы вопросы и ответы звучали правильно, в противном случае мы совместно со всем классом исправляем ошибки.

Два дара природы свойственны только человеку: способность мыслить и передавать свои мысли посредством речи. Проблема развития устной и письменной математической речи школьника остаётся всегда актуальной в учебной практике.

Специфика математики такова, что она вносит существенный вклад в развитие интеллекта и мышления школьника. В свою очередь развитие мышления самым непосредственным образом связано с развитием речи обучаемого. Математика должна содействовать выработке у учащихся привычки к полноценному мышлению и к четкой, ясной, выразительной и логически полноценной речи. В непосредственной связи с развитием мышления находится воспитание культуры речи. Нередко учителя внимательны только к  содержанию, которое излагает учащийся, но не очень следят за тем, как он говорит. Такой подход не может считаться оправданным. Учитель не может оставлять без внимания  недостатки речи учащихся.

Конечно, чтобы формировать устную и письменную математическую речь школьника, учитель сам должен показывать её образцы. Каждое слово учителя, каждый сделанный им жест должны содействовать восприятию учащимися предмета изложения, процессу усвоения учебного материала. Если учитель рассказывает так, что его не приходится переспрашивать, удается сэкономить время на ненужных вопросах и ответах, вызванных нелогичным изложением материала, то у учеников складывается цельность представления о том, что излагает учитель.

На уроке я стремлюсь к тому, чтобы у учащихся возникла потребность слушать мои объяснения, что развивает у них коммуникативные компетенции.   В ходе изложения очень важно интонацией выделять главное, делать необходимые записи на доске, поддерживать учебный диалог, выдерживать паузы, использовать современные средства обучения, предлагать учащимся делать необходимые записи. Всё это обеспечит активизацию деятельности учащихся на уроке.                                                                                    

Точность и лаконичность математической речи способствует не только усвоению математических знаний, умению описать ход решения задачи, числового выражения, сознательному выполнению действий, но и обучает математическому языку как специфическому средству коммуникации в его сопоставлении с реальным языком. Грамотный математический язык является свидетельством четкого и организованного мышления. Владение этим языком, понимание его математического смысла позволяет переводить математические высказывания с русского языка, на математический и наоборот. Задания такого характера необходимо выполнять письменно и устно.

 Например:

 1)   Перевести высказывания с русского языка на математический язык:

  1. Число а кратно семи,
  2. Число b положительное,
  3. Сумма утроенного квадрата числа c и куба числа d.

2)  Перевести с математического языка на русский:

  1. a*(с+d)
  2. ab + c
  3. m – cd.

Одной из важнейших задач обучения является формирование у детей умения получать и запоминать информацию на слух, обрабатывать и преобразовывать ее. В ряду различных имеющихся в нашем распоряжении каналов информации слуховой занимает второе место после зрительного, поэтому развивать его возможности у детей крайне важно. Это пригодится им в жизни – умение слушать лекцию, слушать собеседника, слушать и слышать. Кроме того, важно формировать, у обучающихся грамотную и точную математическую речь. Решать эти задачи помогают математические диктанты.

Математические диктанты разнообразны:

  • диктанты, составленные лишь из теоретических вопросов, созвучных тем, что приводятся в учебнике после каждой главы;
  • диктанты, часть которых включает теоретические вопросы, а часть – простейшие практические задания по соответствующей теме, не требующие больших записей;
  • диктанты, полностью состоящие из практических заданий,
  • словарные диктанты, служащие для проверки того, как учащиеся усвоили правописание математических терминов.

   Чтобы успешно писать такие диктанты, ученик должен «почаще заглядывать» в текст учебника, изучать теорию, а не только решать примеры.

Математический диктант

1.Закончите предложение: «Числа, употребляемые при счете называются…..» 

2. Сколько десятков и сколько сотен в числе 832 ?

3.  Запишите цифрами число: пятьсот сорок восемь тысяч семь  

4. Какое число следует за числом 2999 ?

5. Запишите цифрами число  12 миллиардов 4 миллиона 30 тысяч.

    К сожалению, ученик с хорошей речью в современном обществе – редкость. И, к сожалению, часто встречается ситуация, когда у школьника, имеющего «3» по литературе, по другим предметам гуманитарного цикла – «4» и даже «5». Некоторые учителя-предметники при ответе ученика не обращают внимания на низкий уровень его речевой культуры. Хотя развитие речи учащихся – общепедагогическая проблема, и работать над её решением надо каждому педагогу, начиная с самого себя в первую очередь. Речь учителя должна быть образцом высокой речевой культуры.

Источник

Способность чётко и ясно излагать свои мысли в настоящее время требуется ка­ждому. В этом качестве нуждаются руководитель предприятия и рабочий, учёный и инженер, педагог и экономист, врач и агроном. Поэтому вопрос о развитии речи яв­ляется одним из основных в жизни всей школы. Им должны заниматься все препо­даватели, внося в это общее дело каждый своё, присущее его специальности: ма­тематик должен приучить к краткому и логически полноценному изложению, лите­ратор – к выразительной и эмоционально насыщенной речи, историк – к последо­вательному изложению и умению приводить отдельные факты в систему и т.д.

Забота о чистоте, правильности, выразительности речи учащихся всегда была общим делом школьных учителей всех предметов. Ведь именно учителя – начиная с первой учительницы, встретившей ребят на пороге школы, на протяжении всех школьных лет оказывают определяющее влияние на речевую культуру детей.

В обучении математики младших школьников используется как естественный, разговорный язык, так и специальный язык науки математики – математический. Под математическим языком понимается совокупность всех средств, с помощью которых можно выразить математическое содержание. К таким средствам относятся математические термины, символы, схемы, графики, диаграммы и т.д.

Изучение математического языка, знакомство с его компонентами – неотъемлемая часть начального обучения математике. Именно в начальной школе учащиеся впервые знакомятся с искусственным языком математики, где так же существуют определённые правила синтаксиса и семантики. Синтаксис устанавливает правила использования математических знаков в выражениях, равенствах, неравенствах, других предложениях математического языка. Семантика определяет смысловое значение каждого математического знака.

Основываясь на методику русского языка, можно выделить следующие направления по работе над математической речью на уроках математики:

1. Работа над звуковой стороной речи.

2. Словарная работа с математическими терминами.

3. Формирование культуры математической речи.

4. Развитие связной математической речи.

Работа над звуковой стороной речи сводится к формированию правильного произношения и употребления математических терминов.

При введении новых терминов нужно прикреплять к доске таблички (карточки) с этими словами, обращая внимания учащихся на их произношение и написание. Ежедневно в ходе устного опроса давать детям упражнения, содержащие в себе задания на употребление математических терминов, что способствует формированию потребности в их использовании.

Например, следующие упражнения:

1. Прочитайте слова, соблюдая ударения: километр, килограмм, вычислить, сложить, наименование, миллиметр, выражение, количество, дециметр и т.п.

2. Прочитайте выражения, используя математические термины: (83-47):4 69-42:6 35+9х(24-14)

3. Прочитайте выражения разными способами:

36+18, 72:12, 59-7, 17х3

4. Прочитайте: прибавить к числу 86, вычесть из числа 347, к числу 473 прибавить число 441и т.п.

5. Прочитайте: прибавить к 86, вычесть из 347, к 473 прибавить 441 и т.п.

6. Пример 25-12 Коля прочитал так: «Из двадцать пять вычесть двенадцать». Прав ли он?

Если учащиеся употребляют падеж неправильно, учитель помогает им, читает сам, а затем просит повторить кого-нибудь из учеников. Таким образом, из урока в урок дети учатся читать выражения, используя математические термины.

Словарная работа должна проводиться в разных направлениях: понимание и умение объяснять значение математических терминов, усвоение их правильного написания и формирование умений составлять связное высказывание.

1. Упражнения на объяснение значений математических терминов:

– объясните значение слов и выражений: уменьшаемое, сложение, разрядное число, разрядные слагаемые, произведение чисел, делимое и т.д.

– математическое выражение 18х3 Серёжа прочитал так: «18 взять 4». Как надо прочитать это выражение? (рассматриваются различные способы прочтения)

2. Следующие упражнения требуют включения зданий на применение терминов (правильное и неправильное).

– выполнив действие 18+2, Наташа ответила: «У меня получилось 20, я сосчитала правильно». Правильно ли она сказала?

– Определите верно или неверно данное высказывание:

 Произведение 8 и 3 равно 21.

 Первый множитель равен 6, второй множитель равен 3. Тогда произведение равно 18.

 Произведение 5 и 3 меньше произведения 7и 2.

 Сумму 6 и 9 уменьшили на 7, получили 3.

– В каком из уравнений правильно названо неизвестное число «с»?

а) 32 : с = 8, частное;

б) 9 х с = 45, множитель;

в) с : 6 = 12, делитель;

г) 19 – с = 15, вычитаемое.

3. Упражнения на правильное написание терминов:

– запишите слова, вставив пропущенные буквы: нум..рация, выч..таемое, ед..ница, кил..грамм, сл..жение, сл..гаемое, д..литель, д..лимое, ч..стное, к..личество, сто..мость, ра..тояние, пр..изведение, ра..ность и т.п.

– исправить ошибку в записи слов: «слажить», «дилить», «вычеслить» и т.п.

4. Упражнения на составление правильных связных высказываний:

– прочитайте предложения, вставив пропущенные слова: «Если соединить два числа … знаком, то получится числовое …».

– используя данные слова и выражения, составьте известное вам правило, определение: «число, это, неизвестное, которое, равенство, содержащее, уравнение, найти, надо».

– Какое из предложений соответствует выражению 18+16:2?

а) сумму 18 и 16 уменьшили на 2.

б) к 18 прибавили частное 16 и 2.

в) сумму 18 и 16 уменьшили в 2 раза.

Упражнения этого вида направлены на усвоение правильной и точной формулировки правил и определений.

5.Упражнения на умение записывать математические выражения по названиям компонентов арифметических действий:

1) Запишите с помощью цифр и знаков действий выражения:

а) сумма двадцати девяти и тридцати семи;

б) разность шестидесяти четырёх и девятнадцати;

в) произведение восьмидесяти пяти и четырнадцати;

г) частное пятидесяти двух и четырёх;

2) Запиши выражение и найди его значение:

а) из суммы двадцати и семи вычесть число девятнадцать

б) к числу тридцать восемь прибавить разность восьмидесяти шести и пятидесяти девяти.

в) сложите разность чисел 51 из 8 с суммой чисел 24 и 9

г) из разности чисел 70 и 22 вычесть сумму чисел 6 и 35.

3) Составить более сложные выражения:

а) из числа 75, разности 81-63 и знака +;

б) из суммы 54+8, числа 36 и знака – ;

в) из числа 36, произведения 8х7 и знака «минус»;

г) из частного 72:6, числа 28 и знака =;

4) Определите, что больше:

а) сумма 30 и 10 или разность 40и 10;

б) разность 26 и 16 или сумма 4и 8,

в) сумма 5 и 9 или сумма 6 и 7;

г) разность 32 и 12 или разность 19 и 8.

Следующее направление работы – формирование культуры математической речи сводится к устранению ошибок, речевых недостатков, таких как неточность и бедность речи, употребление лишних слов, неправильный порядок слов в предложении и т.п.

1. Упражнения на устранение грамматических и математических ошибок:

– устраните математические ошибки в тексте: «Чтобы найти неизвестное число в выражении …+2=8, надо к 8 прибавить 2»;

– на вопрос учителя Коля ответил так: «При прибавлении к цифре 5 числа 4 будет 9». Какие ошибки допустил Коля? Как следовало ответить Коле?.

– Сережа, решая уравнение 8-х=3, рассуждал так: «Чтобы найти неизвестное число х , надо из большего числа (8) вычесть меньшее (3) и получим х: х=8-3, х=5». Правильно ли рассуждал Серёжа? Каким правилом ему следовало воспользоваться?

2. Упражнения на устранение речевых недостатков подбираются в основном такие же, как на уроках чтения, только используется математический материал:

– устраните недостатки в объяснении ученика, если его ответ на вопрос «Как сложить числа 25 и 8?» был таким: «К 25 надо прибавить сумму чисел 5 и 3. Заменим второе число 8 суммой удобных слагаемых 5 и 3. Удобнее к 25 прибавить первое слагаемое 5, получим 30. К полученной сумме прибавим второе слагаемое 3, т.е. 25+(5+3)=(25+5)+3=33»;

– пример 295+12=307 Коля прочитал так: «К двести девяносто пять прибавим 12 и получим триста семь». Правильно ли он прочитал? Как ещё можно прочитать эту запись?

Работа по развитию связной математической речи:

1.Составьте текст, используя набор карточек со словами:

– чтобы, на, произведение, двух чисел, это, умножить, число, можно, умножить, первый, число, на, множитель, число, на второй, и, полученное, умножить, множитель;

– 4х(2х3), тогда (4х2)х3, 24, =, 8х3, = .

2. Прочитайте данные предложения в таком порядке, чтобы получилось связное объяснение:

«Значит, 48:12=4. Это число 4. Разделить 48 на 12 значит найти такое число, которое при умножении на 12 даёт 48».

Развитие математической речи будет происходить эффективно при определённой последовательной педагогической работы, в основе которой лежит логика усвоения речевого материала, его неоднократностью восприятие, многократное воспроизведение, самостоятельное использование усвоенного материала в речевых ситуациях.

Хочется отметить, что успех в овладении речью – это залог успеха во всём школьном обучении и развитии детей, т.к. через язык, через речь школьник открывает широкий мир науки и жизни.

Источник