Развитие речи ребенка младшего возраста

Алевтина Гомбоева
Особенности развития речи детей младшего дошкольного возраста

Особенности развития речи детей

младшего дошкольного возраста.

Наиболее благоприятным периодом для усвоения речи является младший дошкольный возраст. В этот период возрастает речевая активность, накапливается словарь, удлиняются и усложняются речевые высказывания, превращаясь в рассказы, совершенствуется их грамматическое оформление, возрастает роль речи как средства регулирования поведения, формируется звуковая культура речи.

Дети хорошо знают и правильно называют предметы ближайшего окружения: игрушки, посуду, одежду, мебель. Шире начинают использовать прилагательные, наречия, предлоги. Появляются зачатки монологической речи. Малыши могут с небольшой помощью взрослых передать содержание хорошо знакомой сказки, прочитать наизусть небольшое стихотворение.

Развитие речи ребенка 2 лет в большой степени зависит от внимания и усилий родителей. Не пропустите этот период.

Чтобы речь малыша полноценно развивалась, необходимы соответствующие условия. Речь является важнейшей социальной функцией, для ее развития одних биологических предпосылок недостаточно. Потребность в общении формируется в жизненной практике взаимодействия ребенка с окружающими людьми.

Развивая речь, нужно заботиться не только о том, чтобы ребенок произносил как можно больше слов, сколько о том, чтобы слышимые и произносимые слова были подкреплены живыми образами, конкретным содержанием. А для этого надо не только говорить с ребенком о том или другом, но и знакомить его с реальным миром вещей, явлений, событий. Надо, чтобы он то, о чем с ним говорят, видел своими глазами, слышать своими ушами и по возможности при этом действовал своими руками. В этот период малыша особенно интересуют названия предметов и явлений,и он то и дело задает взрослым вопрос: «Что это»? Пользуйтесь этим благоприятным моментом, больше общайтесь с ребенком, таким образом, накапливается его пассивный словарь.

С ребенком 2-3 лет можно и нужно говорить и о том, что сейчас не находится в после его зрения, например что он видел сегодня утром на прогулке или даже некоторое время назад. Это развивает его речь, тренирует память, учит вслушиваться в чужую речь и понимать ее.

Чаще рассматривайте вместе с ребенком различные картинки с понятным ему сюжетом, обсуждайте их, придумывайте небольшие рассказы. При этом взрослый должен давать ребенку образец правильной речи.

Если ребёнок неправильно произносит какие-либо звуки, слова, не следует смеяться или передразнивать его. Нельзя ругать малыша за плохую речь и требовать, чтобы он немедленно и правильно повторил трудное для него слово. Это приведёт к тому, что ребёнок будет стараться вообще не употреблять какие-то слова или заменять их другими. Не подражайте ребенку, повторяя неправильно произносимые им слова. И не надо стараться указать ребенку, что это неправильно. Лучше повторить слово за малышом, но произнести его четко, чтобы были слышны все звуки.

Развитие речи у детей 3-4 лет происходит особенно быстро. Как правило, ребёнок к 3-м годам почти усваивает свой родной язык. Активный словарь малышей от3-х до 4-х лет растёт буквально не по дням, а по часам, примерно до 100 новых слов за месяц. Если в три года ребёнку для общения достаточно нескольких сотен слов, в четыре года эта цифра достигает 1,5-2 тысячи слов. При этом надо помнить, что в семье для повседневного общения взрослыми используются в среднем от3-х до 5-ти тысяч слов.

Так же быстро улучшается и звуковое оформление слов, более развёрнутыми становятся фразы. Однако не все малыши имеют одинаковый уровень речевого развития: одни к трём годам чисто и правильно произносят слова; другие говорят недостаточно отчётливо, неправильно произносят слова; третьи говорят недостаточно отчётливо, неправильно произносят отдельные звуки. Наиболее типичными ошибками являются пропуск и замена звуков, перестановка звуков и слогов, нарушение слоговой структуры (сокращение слов- «тамва», вместо трамвай, неправильное ударение).

Речь трёхлеток однотипна. Все глаголы они произносят в настоящем времени. Понятие малыша о прошлом или будущем ещё ограничено.Предложения похожи друг на друга: на первом месте подлежащее, потом сказуемое затем дополнение. Малыши легко воспринимают простые назывные предложения. В этом возрасте у детей появляется особый интерес к словам. Малыши пытаются установить значение слов, их происхождение, создают свои слова (кружинка вместо пружинка). Малыша привлекают звуковое оформление слов, и он даже пытается исправлять плохо говорящих сверстников, хотя ещё не может определить, какой звук или часто в слове произнесено неправильно.

Ребёнок ещё не может самостоятельно определить, из каких звуков состоит слово, установит их последовательность, разложить слово на части (слоги звуки).

Основные направления работы по развитию речи во второй младшей группе следующие:

Расширение словарного запаса детей

Развитие звуковой культуры речи

Развитие грамматического строя речи

Развитие связной речи (монологической и диалогической)

Развитие образной речи

Основные формы – это организация образовательных ситуаций и ситуаций общения. Воспитатели организуют образовательные ситуации – рассматривание картин, игрушек, чтение сказок и рассказов, разучивание стихотворений. Их целью является обучение детей умению составлять рассказы, рассказывать сказки и обыгрывать их, умение задавать вопросы и пересказывать услышанное содержание, составлять собственный рассказ на основе прослушанного содержания. Данную образовательную ситуацию организуем в любой режимный момент – утром, вечером, во время прогулки с одним или несколькими детьми. Одну ситуацию повторяем несколько раз с разными детьми. Ситуации общения чаще всего возникают спонтанно, при этом педагоги видят и поддерживают такие ситуации. Стараются уловить смысл высказывания ребенка, состоящего часто из одной или двух коротеньких фраз, и своими вопросами побудить малыша к диалогу или более полному высказыванию.

Важная роль в развитие речи ребенка принадлежит художественному слову. Очень любят малыши стихи. Их радует ритм стиха, они обогащают детские переживания, развивают мышление, пробуждают любовь к художественному слову и родному языку

Стихи, потешки, прибаутки, сопровождаемые игровыми действиями, радуют детей.

Малышам нужно читать короткие стихи, несложные, с понятными ребенку образам (стихи А. Барто из серии «Игрушки»)

Им доступны простейшие сказки – «Курочка Ряба», «Репка», «Теремок», «Колобок». Малыши этого возраста живо воспринимают, быстро запоминают и начинают повторять то, что им нравится.

Больше возможности для развития речи открываются во время прогулок с ребенком. Яркое, летнее солнце или пушистые снежинки – все это привлекает ребенка и может послужить темой для разговора с ним.

Рассматривая картинки в книжках, журналах, называйте и объясняйте ребенку все, что он видит перед собой. Повторяйте нужное слово несколько раз, попросите показать тот предмет, который вы назвали, а затем попросите его самого назвать слово. Обязательно хвалите малыша и отмечайте его успехи.

Чаще обращайте внимание ребенка в повседневной жизни на цвета предметов,задавайте наводящие вопросы: «Какого цвета у тебя кофточка? А сапожки?» Когда ребенок рисует, обязательно подчеркивайте карандашом какого цвета он рисует.

Существует тесная связь между развитием речи и развитием крупной и мелкой моторики рук. Поэтому рекомендуем – постоянно использовать в общении с ребенком игры по мелкой моторике – нанизывание на проволоку бусинок, пуговиц, использовать пальчиковые игры, рисование пальцами, лепить из пластилина, соленого теста, глины. Игры с крупой, со скорлупками семечек, орехов, крупными косточками фруктов. Попробуйте складывать крупные пазлы и описывать картинку, которая будет получаться.

У вас дома много мягких игрушек. Расставьте их по комнате. Потом вместе с малышом подходите поочередно к каждой игрушке и знакомитесь с ней.

Дети любят подражать, и это качество можно использовать в обучении. Например, имитация голосов животных – это не только веселая игра, но и полезное упражнение для развития речи.

Чтобы облегчить изучение новых звуков, делайте зарядку для языка и губ. Она просто необходима для более быстрого развития речи крохи.

Простое упражнение можно выполнять утром, во время умывания. Малыш любит корчить рожицы перед зеркалом, вот и воспользуйтесь этим. Пусть он вытягивает губы трубочкой, произносит «О», «МО», «ВО». Для этого упражнения достаточно 2 – 3 минуты.

Зарядку для языка проводить еще проще. Намажьте губки ребенка чем-нибудь сладким, и пусть он это слижет. Не забудьте и про уголки рта, там тоже должно быть чисто. Такое занятие не только повеселит кроху, но и будет хорошей тренировкой мышц лица и языка.

Ну и – улыбка. Широкая улыбка разрабатывает мышцы лица, и малыш быстро научится произносить «Ы».

Благодаря таким несложным и забавным упражнениям для развития речи детей 2 – 3 лет, ваш малыш быстро освоит новые звуки и начнет говорить.

Если же вас что-то беспокоит или настораживает в речевом общении ребенка, следует обратиться за консультацией к специалисту – логопеду.

Некоторые приемы и упражнения, которые используются в работе по развитию речи для формирование навыков правильного звукопроизношения; тренировки органов артикуляции, развития речевого дыхания, силы голоса, тренировки мышц губ.

1. Дыхательные упражнения и артикуляционная гимнастика.

Цель: формирование навыков правильного звукопроизношения; тренировка органов артикуляции.

Дыхательные упражнения.

Цель: развитие речевого дыхания, силы голоса, тренировка мышц губ.

1.«Подуем на снежинку».

Вырезать из салфетки тонкую и легкую снежинку. Положить на ладонь ребенку. Ребенок дует, чтобы снежинка слетела с ладони.

2. «Бабочка летает».

Сделать совместно с ребенком бабочку из тонкой бумаги (обертка от конфет, салфетка и т. д.). Привязать нитку. Ребенок держит за ниточку и дует на бабочку.

3.«Плывет, плывет кораблик».

Налить в таз или ванну воду, положить кораблик и предложить ребенку подуть на кораблик.

Артикуляционная гимнастика.

В. Развивать артикуляционный аппарат, используя истории «Веселого Язычка»

Цель: развитие артикуляционного аппарата.

Упражнение «Заборчик».

Зубы ровно мы смыкаем

И заборчик получаем,

А сейчас раздвинем губы –

Посчитаем наши зубы.

Упражнение «Хобот слоненка».

Подражаю я слону

Губы хоботом тяну…

Даже если я устану,

Их тянуть не перестану.

Буду долго так держать,

Свои губы укреплять.

2. Игры по развитию общей моторики.

Двигательные упражнения, игры в сочетании со стихотворным текстом являются мощным средством воспитания правильной речи. Чем выше двигательная активность, тем выше развивается его речь.

Мы идем по кругу, посмотри,

И шагаем дружно: раз, два, три.

Мы скачем по дорожке, меняя часто ножки.

Поскакали,поскакали: скок, скок, скок,

А потом, как аисты встали – и молчок.

3. Подвижные игры с речевым сопровождением.

Дети раннего возраста очень любят играть в короткие подвижные игры с забавными стихами, которые очень активно стимулируют развитие их речи. Чем веселее и интересней речевое сопровождение, тем больше игра нравится детям и тем больший эффект в развитии речи.

Например,подвижные игры: «Зайка серенький сидит», «Гуси-гуси», «У медведя во бору», «Лохматый пес», «Кот Васька».

4. Логоритмические игры с самомассажем.

Во время игр с самомассажем читаем стихотворение, сопровождая слова движениями.Например:«Хомка,хомка хомячёк» .

5. Игры – подражания с речевым сопровождением.

Цель: упражнять детей в отчетливом произношении отдельных звуков, слов или фраз.

«Птичий двор»

Наши уточки с утра – «Кря-кря-кря!», «Кря-кря-кря!»,

Наши гуси у пруда – «Га-га-га!», «Га-га-га!»,

Наши гуленьки вверху – «Гу-гу-гу!», «Гу-гу-гу!»

Наши курочки в окно – «Ко-ко-ко!», «Ко-ко-ко!»,

А наш Петя-петушок рано-рано поутру

Нам споет «Ку-ка-ре-ку»

6. Пальчиковые игры.

Хорошо использовать пальчиковую гимнастику с элементами массажа биологически активных зон.

Ай, лады, лады, лады (хлопают в ладоши,

Не боимся мы воды (совершают интенсивные моющие движения обеими ладонями,

Чисто умываемся («моют» лицо, растирают уши,

Маме (друг другу) улыбаемся (улыбаются).

Это уникальное средство для развития речи: стимулируют речевое развитие, улучшают артикуляционную моторику, подготавливают кисть к письму и повышают работоспособность коры головного мозга.

7. Игры с различными предметами и материалами.

Можно использовать различные круглые предметы, которые хорошо катаются между ладонями, надувные шарики наполненные мукой или манной крупой.

«Яичко» (катаем грецкий орех или любой шарик между ладошками).

Маленькая птичка принесла яичко,

Мы с яичком поиграем,

Мы яичко покатаем,

Покатаем, не съедим, его птичке отдадим.

«Крутись карандаш»

(карандаш должен быть ребристым).

Катание карандаша по столу вперед- назад,

чтобы карандаш не укатился.

Сначала одной рукой, потом другой.

Неповторима прелесть первых детских слов! Проходят годы, ребенок подрос, но не забываются первые произнесенные слова, такие дорогие родительскому сердцу. Пусть ваш ребенок говорит красиво! Пусть он вырастет успешным! Пусть совместные занятия принесут вам не только пользу, но и удовольствие!

Источник

Татьяна Бочкарева
Развитие речи детей младшего дошкольного возраста

Развитие речи детей младшего возраста

Подготовили: воспитатели младшей группы

Симдянкина Н. М.

Бочкарева Т. А.

Усваивая родной язык, ребенок усваивает не одни только слова. но бесконечное множество понятий, воззрений на предметы, множество мыслей, чувств, художественных образов, логику и философию языка — и усваивает легко и скоро, в два-три года столько, что и половины того не может усвоить в двадцать лет прилежного и методического учения.

Таков этот великий народный педагог — родное слово!

К. Д. Ушинский

Возраст от года до трех иногда называют «ходячее детство», и длится оно, приблизительно, от года до трех лет.

Раннее детство — исключительно важное время для развития речи ребенка. То, что упущено от года до трех, восполняется в дальнейшем с огромным трудом, а то и не восполняется вовсе. Второй и третий годы жизни являются особо чувствительным, сензитивным периодом в усвоении речи малышом.

Прежде всего, в этом возрасте у малыша активно формируются действия с предметами. Развивается мотивация,которую можно сформулировать в виде вопроса: «Что с этим делают?». Малыш активно исследует окружающую среду.

Одновременно видоизменяется интерес ребенка ко взрослому: ему становится интересно наблюдать за действиями окружающих, и особую значимость приобретает совместная деятельность со взрослым.

Общение ребенка и взрослого происходит в основном в конкретной ситуации и чаще всего сопровождает их совместную деятельность. Поэтому оно получило название «ситуативно-деловое общение». Ситуации для общения могут быть разными – события повседневной жизни, совместная игра, чтение книг. Поскольку малыш все больше проявляет интерес не просто к самому предмету, но и к способам действия с ним, играя со взрослым или наблюдая за его действиями, он проявляет крайнюю заинтересованность тем, что и как делает взрослый. Одновременно малыша волнует и реакция взрослого на его собственные.

Развитие речи побуждается развитием, усложнением общения взрослого с ребенком. Если с ребенком общаются мало, ограничиваясь лишь уходом за ним, если нет богатой, разнообразной совместной деятельности малыша и взрослого (которая и требует все большего и большего речевого общения, то такой ребенок резко отстает и в речевом, и в общем развитии

С другой стороны, нехватка речевого общения может наблюдаться и тогда, когда родители проявляют чрезмерную заботливость, пытаясь предупредить каждое желание малыша, не дожидаясь, пока он скажет, что ему надо.

Потребность ребенка в речевом общении со взрослы» должна всячески взрослыми поддерживаться. Важную рол играет при этом воспитательная тактика родителей, которые должны побуждать ребенка внятно, по возможности ясно выражать словами свои желания — и только в этом случае исполнять их.

С другой стороны, развитие речи невозможно без обогащения впечатлений малыша, без знакомства его с широким кругом предметов и явлений окружающего мира, без овладения действиями с вещами. Это основа для усвоения значений слов.

Наблюдая развитие речи своего малыша,вы можете выделить в нем две линии: во-первых, совершенствуется понимание им речи взрослых людей; во-вторых, складывается его собственная активная речь.

Если ребенок на втором году не говорит или говорит мало, значительно меньше и невнятнее, чем его сверстники, это, естественно, беспокоит взрослых. Однако не всегда подобные тревоги основательны. Темп развития речи у детей неодинаков. В этом отношении наблюдаются индивидуальные особенности.

Если малыш уже «все понимает», но не говорит и при этом разумно играет, пытается подражать словам, произносимым взрослыми, можно с уверенностью сказать, что причин для беспокойства нет. Он заговорит несколько позднее. Но не без усилий со стороны взрослых. С таким ребенком надо больше заниматься, разговаривать, побуждать к произнесению слов, давать поручения, связанные с необходимостью что-то сказать, позвать кого-то.

Особенности развития речи в раннем возрасте:

развитие речи связано не только непосредственно с общением со взрослым, но и включено в практическую деятельность по освоению предметов;

формируется активная речь, которая становится средством общения со взрослыми и сверстниками;

складывается не только коммуникативная, но и обобщающая функция речи;

формируется регулирующая функция речи, когда ребенок подчиняется инструкции взрослого, выполняя его требования;

речь отражает опыт взаимодействия ребенка с окружающим, называя не только предметы и лица, но и действия, переживания, требования, предложения, желания.

Главная особенность развития активной речи детей раннего возраста -развитие их потребности в речевом общении со взрослым, которое формируется в результате эмоционального и делового общения последнего с ребёнком. Проведение специальных игр, занятий, наблюдение за окружающей обстановкой способствуют развитию речи детей.

Голосовой тренинг.

Нужно избегать любого голосового напряжения, напряжения мышц шеи и в то же время постараться научить ребёнка говорить выразительно, используя

оттенки тембра голоса. Малыш должен уметь говорить тише, громче, с различной интонацией, повышать и понижать голос, усиливать и ослаблять его.

«Отзовись».

Предложите ребёнку произносить «АУ» громче или тише в зависимости от того, «близко» или «далеко» он от вас находится.

«Громче–тише».

Ребёнок стоит и громко произносит гласные звуки, затем, медленно опускаясь на корточки, он говорит всё тише и тише. Далее он поднимается, постепенно говоря всё громче и громче. Покажите ребёнку, как нужно выполнить задание. Все звуки произносятся слитно, переходя друг в друга.

А-у А-о-А О-е-У

о-Ы У-и-У И-а-Ы

И-ю И-о-И Ю-о-Ы

я-О Ы-э-Ы А-и-Э

«Кто как кричит?»

Ребёнок рассматривает картинки с изображением животных и птиц и имитирует их голоса.

Цыплёнок–пи-пи-пи

индюк–бла-бла-бла

лягушка–ква-ква-ква

тигр–р-р-р

волк–у-у-у

свинья–хрю-хрю-хрю

кукушка–ку-ку-ку

коза–ме-ме-ме

кот–мяу-мяу-мяу

баран – бе-бе-бе

Источник