Развитие речи ребенка логопед психолог

Еще несколько лет назад родители детей, имеющих проблемы с речью, могли обратиться только к логопеду. В специализированных медицинских центрах можно было получить консультацию нескольких врачей – логопеда, психолога, дефектолога, физиотерапевта, невролога, педагога.
И вот относительно недавно возникла новая специализация – логопед-психолог. Этот врач имеет высшее медицинское образование сразу по двум направлениям, и как профессионал, сочетает качества и логопеда, и дефектолога, и психолога. Пациенты этого врача – обычно дети дошкольного и школьного возраста, подростки. Но и взрослые люди с проблемами речи могут получить профессиональную помощь логопеда-психолога.
Заболевания и состояния, которые лечит логопед-психолог
Логопед-психолог проводит коррекцию, лечение речевых и психологических нарушений, которые возникают по таким причинам:
- Патологии беременности, процесса родов, приведшие к органическим, физиологическим повреждениям у ребенка. К примеру, острая или хроническая гипоксия плода, асфиксия новорожденного, внутричерепная травма.
- Патологии или задержки внутриутробного развития плода. К примеру, внутриутробное инфицирование.
- Заболевания беременной женщины, негативно отразившиеся на состоянии здоровья малыша.
- Неправильный образ жизни беременной (курение, употребление алкоголя) или прием определенных медикаментов в период вынашивания малыша.
- Травматизация будущей матери – это могут быть падения или удары в область живота.
- Наследственность, генетический фактор.
- Черепно-мозговая травма.
- Перенесенные в раннем возрасте инфекционно-воспалительные заболевания, лечение сильнодействующими препаратами, хирургические операции под общим наркозом.
- Следствие сильного стресса, психологической травмы, потрясения, неправильного, агрессивного воспитания или обращения, полученного от родителей.
- Следствие изменения особенностей окружающей среды ребенка. Переезд на другое место жительства, переход в новое учебное заведение.
- Детский церебральный паралич, аутизм и подобные заболевания.
- Дефицит общения, изоляция, отсутствие родственников и близких рядом с ребенком.
- Нарушения социализации ребенка.
Вследствие этих травмирующих факторов у малыша могут возникнуть такие проблемы в речевом и психическом развитии:
- Общее недоразвитие речи или ее отсутствие.
- Задержка речевого развития (ЗРР).
- Заикание.
- Фонетико-фонематическое недоразвитие.
- Дислалия – нарушения при произношении звуков в условиях отсутствия проблем со слухом и артикуляционным аппаратом.
- Дизартрия – проблемы с произношением, возникшие вследствие поражения центральной нервной системы и нарушения состояния артикуляционного аппарата.
- Дисграфия – отставание ученика в овладении грамотой и грамматикой языка, возникшее по причине нарушения процесса письма. Проблема возникает при несформированности высшей психической деятельности.
- Дислексия – комплекс проблем обучения, специфическое расстройство чтения.
- Алалия (моторная, сенсорная, сенсомоторная) – отсутствие речи, ее недоразвитие в соответствии с возрастом при отсутствии проблем со слухом и первично сохранном уровне интеллектуального развития.
- Афазия – утрата речи (полная, частичная).
Эти заболевания и нарушения могут быть обнаружены родителями самостоятельно. Особенно если ребенок ведет себя не так, как ожидается от малышей соответствующего возраста. К примеру, ребенок не начал вовремя произносить звуки, слога, говорить словами и фразами. Или говорить начал вовремя, но картавит, заикается, произносит фразы медленно, неохотно идет на контакт с окружающими.
Также проблемы с речевым и психологическим развитием могут быть выявлены воспитателями, учителями, педиатрами, социальными работниками. Есть ряд признаков, которые могут говорить о необходимости консультации с логопедом-психологом.
к содержанию ^
Симптомы, при которых следует идти на прием к логопеду-психологу
Рекомендовано проконсультироваться с логопедом-психологом, если у ребенка возникли такие признаки:
- Речь не развивается (у малышей старше 2-3 лет) или развивается, но медленно, с задержками и нарушениями.
- Ребенок не говорит, но старается это делать, воспроизводит звуки, словосочетания, не имеющие смысла, пытается подражать речи окружающих.
- Темп речи ускорен или наоборот замедлен.
- Ограниченный словарный запас, который практически не пополняется, использование преимущественно коротких предложений.
- Дефекты голоса (громкости, ритма), произношения букв, звуков, сочетаний. В том числе невнятная речь, заикание, картавость, проглатывание некоторых звуков.
- Нарушения артикуляции, дикции.
- Неправильное понимание смысла слов и предложений.
Любые нарушения речи у ребенка, настораживающие родителей, являются поводом для проведения диагностики. Причем обследование рекомендовано проводить как можно раньше, как только возникли первые симптомы. Ранняя диагностика и начало лечения, коррекции – это залог того, что ребенок начнет эффективно наверстывать упущенное. А также повышение вероятности полного восстановления речи. Раннее выявление поможет избежать возникновения вторичных осложнений – задержки психического и интеллектуального развития, проблем с адаптацией в обществе, социализацией и обучением.
к содержанию ^
Как проходит консультация, как подготовить ребенка
Малыши с нарушениями речи часто имеют проблемы психологического характера, которые делают его замкнутым и пугливым. Поэтому контакт с новым, незнакомым человеком – это всегда стресс. Конечно, логопед-психолог обладает необходимыми навыками для того, чтобы эффективно, но мягко наладить контакт с ребенком. Но со стороны родителей будет нелишним подготовить малыша к встрече с врачом:
- Ребенку нужно рассказать, куда и зачем он идет. Пояснить, что это за доктор, что он будет делать, что врач друг, а не враг, он не навредит, а поможет.
- Можно поиграть с малышом в доктора-пациента. В игре ребенок может взять на себя роль врача.
- Ребенок должен находиться в оптимальном состоянии – здоров физически (насколько это возможно), накормлен, не хотеть спать или гулять. Это нужно учитывать, выбирая время для записи на прием.
На консультации врач представится родителям и ребенку, поговорит с пациентом. А также проведет беседу с взрослыми относительно таких вопросов:
- Что беспокоит родных малыша, какие симптомы стали причиной обращения к врачу.
- Когда возникли симптомы, в каких ситуациях, при каких обстоятельствах усиливаются или их выраженность снижается.
- Как протекала беременность, болела ли мать, какой образ жизни вела. Как проходили роды – в срок или нет, с осложнениями или без них.
- Болел ли ребенок тяжелыми инфекционно-воспалительными болезнями, сопровождавшимися высокой температурой. Проводилось ли оперативное лечение под общей анестезией, были ли травмы лица, головы.
- Нет ли у ребенка каких-либо нарушений развития строения челюстно-лицевого аппарата, не обращались ли родители за консультацией к стоматологу-ортодонту.
Также врач изучает медицинскую карту малыша, поэтому если она есть, ее лучше взять с собой не прием. Дополнительно могут быть проведены исследования:
- Диагностика развития речи в соответствии с возрастными критериями при помощи профессиональных методов.
- Электроэнцефалограмма головного мозга.
К процессу диагностики могут быть привлечены другие специалисты. К примеру, невролог. Только точное выявление причин отклонений в речи позволит определить правильное направление терапии, коррекции и реабилитации ребенка. Возможно, потребуется комплексное лечение, то есть работать будет не только логопед-психолог, но и другие врачи.
к содержанию ^
Какие методы лечения применяет логопед-психолог
Логопед-психолог проводит лечение в игровой форме. Используются развивающие игры, арт-терапия, гимнастика (дыхательная, пальчиковая, артикуляционная). А также массаж речевого аппарата. В речевой сфере большое внимание уделяется лексической, грамматической, фонетической, интонационной составляющим. Специалист занимается постановкой звуков. А также проводит работу по развитию:
- Правильного дыхания.
- Координации движений, мелкой, крупной моторики.
- Памяти и внимания.
- Мышления и восприятия.
- Обучаемости.
- Словарного запаса.
- Связной устной речи.
Если врач установил наличие нарушений психологического типа, осуществляются профессиональные мероприятия по их устранению. Проводится работа со страхами, фобиями ребенка.
Пациенты с малоумием, аутизмом, синдромом Дауна, детским церебральным параличом требуют особого подхода в лечении. Подбираются эффективные, но не сложные для малыша игровые методики.
Дополнительно врач работает с родителями ребенка, особенно в случае, если проблемы с речью возникли из-за допущенных ими ошибок. Специалист поможет взрослым адаптироваться к сложившейся ситуации. Расскажет, чем пациенту способны помочь его близкие. Даст информацию относительно того, как создать гармоничную обстановку и комфортную среду для ускорения развития ребенка. Поэтому занятия проводятся и в индивидуальном порядке (врач-ребенок), и вместе с родителями.
Логопед-психолог подскажет, как правильно выбрать садик или школу. Он установит уровень психологической готовности, укажет на слабые места и потенциальные трудности. А также подготовит дошкольника к предстоящим занятиям.
к содержанию ^
Особенности лечения малышей разных возрастных категорий
Считается, что в помощи логопеда-психолога нуждаются только дети примерно школьного возраста. Но начальные нарушения речи можно обнаружить уже в первый год жизни ребенка. Родители оценивают, насколько хорошо проходит подготовка к словесной речи. Младенец, услышав голос другого человека, ищет его глазами. А к концу первых 12 месяцев жизни реагирует, когда кто-то произносит его имя. Обязательно возникают голосовые реакции.
Если близкие отмечают наличие нарушений у младенца, а также, если есть все основания утверждать, что психо-речевые проблемы могут развиться в будущем (генетические нарушения, врожденные пороки, инвалидность), стоит показать ребенка врачу в самом раннем возрасте до 1-2 лет. Обследование у специалиста проводится с целью:
- Диагностики нарушений, если они есть.
- Оказания психолого-педагогической помощи малышам с дефектами развития.
- Оказания помощи малышам, у которых повышен риск возникновения нарушений в развитии речи, содействия в адаптации, социализации в обществе.
- Информирования родителей об особенностях речевых проблем ребенка. О том, как правильно вести себя с больным малышом.
Особенности работы с возрастной категорией до 2,5 года, в случае, если функция речи отсутствует:
- Занятия в игровой форме.
- Смена деятельности, помогающая ребенку лучше концентрироваться, меньше уставать, не терять интерес к занятиям.
- Постоянный контроль, наблюдение, отслеживание результатов лечения.
Особенности работы возрастной категорией 2-3 лет при нарушении функции речи:
- Обучение правильному построению фраз.
- Звукоподражательные игры.
- Стихи и песни с подключением движений.
- Развитие моторики.
к содержанию ^
В чем преимущества логопеда-психолога перед обычным логопедом
Ребенок, особенно имеющий речевые, психологические проблемы, требует особого подхода и отношения. Логопед, который обладает знаниями в своей сфере, не всегда может исправить нарушения психологического характера, которые стали причиной или следствием задержки речевого развития.
Логопед-психолог, имеющий больший массив знаний, занимается не только коррекцией патологий речи. Но и работой с речевой культурой, психологическими особенностями пациентов. Он помогает ребенку избавиться от страхов, фобий, комплексов, нормализовать психоэмоциональное состояние.
Логопед работает с ребенком как индивидуально, так и в группе. Но групповое лечение не позволит малышу раскрыться и довериться специалисту, особенно в случае наличия у пациента психологических проблем.
Логопед-психолог всегда составляет индивидуальную программу работы с каждым ребенком и его близкими. Учитываются многие факторы – характер и глубина проблем, возрастная категория, особенности психики и ее нарушений. Это позволяет добиться быстрых и значительных результатов.
Подробнее о профессии психолог-логопед-дефектолог в видео:
к содержанию ^
Как найти действительно хорошего логопеда-психолога
Логопед-психолог есть далеко не в каждой поликлинике. Обычно в медицинских учреждениях работает логопед, но есть и психолог. Если не хотите ходить к разным врачам, нужно найти клинику, где принимает врач со специализацией логопед-психолог.
Найти доктора можно при помощи интернета. Многие современные клиники имеют сайты, где выкладывается информация о штате врачей.
Как убедиться, что специалист действительно вам подходит:
- Почитайте информацию о враче на специализированных форумах. Родители часто делятся информацией о специалистах, качество услуг которых их не устроило или наоборот приятно впечатлило.
- Узнайте, какое образование получил врач, какой у него опыт работы, проходит ли он стажировку за рубежом и курсы повышения квалификации. Врачи, которые постоянно обновляют свои знания, используют современные, высокоэффективные методики лечения.
- Запишитесь на консультацию и составьте мнение о специалисте самостоятельно. Посмотрите на реакцию ребенка во время общения с врачом и после приема. Оцените, насколько профессионально логопед-психолог ведет себя, как быстро нашел подход к малышу.
Окончательно установить, подходит ли вам врач или нет, можно после получения первых результатов лечения. Нужно оценивать, насколько быстро они появились, насколько существенны сдвиги в положительную сторону.
Источник
Нарушениями речевого и психоречевого развития у детей и взрослых занимаются разные специалисты – психологи, нейропсихологи, логопеды-дефектологи. Из этой статьи Вы узнаете, к кому из них следует обращаться в том или ином случае.
Кто такой нейропсихолог?
Объект изучения нейропсихологии – это взаимосвязь мозга и психических процессов, то есть, какие именно отделы мозга отвечают за правильную речь, хорошую память, ясное мышление, концентрацию внимания, адекватное поведение, устойчивость к сильным эмоциональным потрясениям и т. д.
Только нейропсихолог может достоверно определить, соответствует ли психическое развитие малыша возрастным нормам, вовремя увидеть патологию даже в раннем возрасте. Помощь нейропсихолога необходима детям с СДВГ, задержкой речевого развития, аутическими расстройствами и логоневрозами. Как правило, специалист работает с детьми от 4 лет и старше.
Читайте также: Ребенок неуверен в себе. Как помочь ему?
Мы советуем вам показать ребенка нейропсихологу, если:
- ему сложно сосредоточиться на одном занятии, он быстро устает и теряет интерес;
- практически не запоминает стихи, не может вспомнить, куда только что положил вещи и игрушки;
- испытывает трудности при рисовании, лепке, собирании мозаики, не умеет самостоятельно застегивать одежду и обувь;
- делает все слишком медленно, или, наоборот, его поведению свойственна импульсивность, чрезмерная активность;
- путает право и лево, нарисованная им человеческая фигура имеет неправильные пропорции;
- с трудом учится писать, читать и считать, занятия с логопедом не дают желаемых результатов;
- до поступления в школу ребенок делал определенные успехи в учебе, но сейчас приносит только плохие оценки.
Также необходимо посетить нейропсихолога, если ребенок имеет диагноз ОНР, ЗПР и ЗПРР, перенес тяжелую вирусную инфекцию, затронувшую структуры мозга, черепно-мозговую травму при родах или падении, или же подобные «странности» в поведении появились после сильного эмоционального потрясения.
Прием у нейропсихолога проходит следующим образом: специалист знакомится с ребенком и расспрашивает родителей, что их беспокоит в его поведении и развитии, просматривает его рисунки и тетради. Затем ребенку предлагается несколько диагностических заданий в игровой форме. Они составлены таким образом, чтобы объективно оценить состояние памяти, функций восприятия и анализа, речи, мышления, воображения и т. д.
По результатам обследования нейропсихолог расскажет Вам:
- каковы сильные и слабые стороны ребенка;
- какие есть задатки и что нуждается в дополнительной стимуляции;
- готов ли он к обучению в школе, – какая деятельность у него – ведущая на данный момент;
- сумеет ли он правильно выстроить отношения в детском коллективе и т. д.
Кроме того, специалист подбирает специальные коррекционные познавательные и двигательные упражнения. Полное письменное заключение нейропсихолога родители получают в течение следующих нескольких дней.
Зачем психолог нужен ребенку?
Часто среди родителей бытует предубеждение, что детский психолог – тот же психиатр, но на самом деле, это далеко не так. Такой специалист – не врач, но он незаменим, когда малыш попадает в стрессовую ситуацию или переживает возрастной кризис. Он оказывает ребенку психологическую помощь посредством игровой методики, дает ему возможность выразить эмоции, переживания знакомым путем.
Маленький человечек не всегда находит в себе силы признаться родителям в своих чувствах – он боится их огорчить, вызвать недовольство или, хуже того, гнев, особенно, если ситуация связана с разводом или смертью одного из родителей или близких родственников, насилием.
Подобрать ключик к детской душе сможет только специалист.
Почему нельзя пренебрегать помощью детского психолога? Невысказанные переживания со временем могут вылиться в серьезные неврозы, которые окажут негативное влияние на всю дальнейшую жизнь маленького человека.
Когда нужно прийти на консультацию к детскому психологу?
- Всегда покладистый, неконфликтный ребенок вдруг устраивает «праздник непослушания», закатывает истерики и скандалы на ровном месте.
- Боится оставаться один в темной комнате.
- Боится людей, не умеет постоять за себя, сильно стесняется.
- Для его поведения характерны необъяснимые вспышки агрессии, он вымещает злость на игрушках, животных, может ударить родителей.
- Если он попал в экстремальную ситуацию: насилие, смерть родственника или питомца, развод, переезд, смена коллектива, травля со стороны сверстников, тяжелая болезнь. Внешне он может не проявлять беспокойство, но в душе у него бушует ураган.
- Плохие оценки, нежелание идти в школу, вызывающее поведение, часто связаны не с ленью и невоспитанностью, а с более серьезными причинами, которые обнаружит психолог и подскажет, как их устранить. Запишите ребенка сразу же, как заметили тревожные признаки, и он будет благодарен Вам за поддержку.
- Гиперактивный. Если у ребенка есть диагноз СДВГ, то психолог поможет ему определить свои главные стремления и направить лишнюю энергию в правильное русло. Также регулярно посещать специалиста стоит, если у ребенка выявлены аутизм, ММД, ЗПР.
Кстати, помощь детского психолога необходима не только малышу, но и молодым родителям. Специалист подскажет, как правильно общаться с ребенком, понять истинные причины его «странных» поступков, выстроить доверительные отношения.
Что за специалист логопед-дефектолог?
В современном понимании разница между логопедом и логопедом-дефектологом заключается в том, что первый работает со здоровыми детьми, у которых есть нарушения речи, а второй занимается с детьми, у которых, помимо речевых проблем, есть еще нарушения психического развития, нарушения слуха, зрения или интеллекта.
Кроме логопедов-дефектологов с детьми также работают сурдопедагоги (глухие и слабослышащие дети), тифлопедагоги (слабовидящие дети), олигофренопедагоги (дети, у которых диагностирована умственная отсталость).
Логопеды-дефектологи помогают детям с психическими и неврологическими заболеваниями, повышенным внутричерепным давлением, гидроцефалией, ДЦП, аутизмом, расстройствами сенсорной обработки, ММД, СДВГ, ЗПР, ЗПРР, серьезными речевыми нарушениями и т. д.
Читайте также: 10 способов улучшения дикции для детей, подростков и взрослых
Логопед-дефектолог ведет работу в нескольких направлениях:
- развитие памяти, мышления, воображения, внимания, восприятия, то есть познавательной деятельности малыша;
- коррекция имеющихся проблем и приближение к возрастной норме;
- гармоничное развитие речи ребенка.
Мы советуем прийти на консультацию к логопеду-дефектологу, если:
- в шесть месяцев малыш не лепечет и не гулит;
- в 1,5-2 года в его речи нет простейших слов вроде «мама», «дай», «баба»;
- в 2-3 года ребенок знает всего несколько слов, не может построить элементарную фразу или предложение;
- в 4-5 лет в речи слова не согласованы по числу, роду, нет глаголов;
- в 5-6 лет малыш имеет серьезные проблемы с артикуляцией большинства звуков;
- говорит слишком медленно или быстро, речь невнятная, понять малыша может только мама;
- ребенок с трудом осваивает чтение и письмо.
Крайне важно не упустить время и начать коррекцию нарушению, как только Вы их заметили у ребенка. Если у Вас возникли малейшие подозрения, что малыш отстает от своих сверстников в развитии, сразу же запишитесь на консультацию к специалисту.
Источник: https://karkusha.su/neyropsiholog-psiholog-i-logoped-defektolog-k-komu-obratitsya/
Источник