Развитие речи ребенка комнатные растения
Непосредственно образовательная деятельность по теме:
«Комнатные растения».
Цель: Развитие связной речи.
Коррекционно-образовательные:
-вырабатывать навыки осознанного и умственного употребления слов в соответствии с картинками.
-составление краткого описания комнатных растений, используя план схему.
Коррекционно-развивающие:
Совершенствовать навык составления предложений с предлогами «на», «между» с опорой на схему.
-совершенствовать диалогическую речь, продолжать формировать умение вести координированный диалог между воспитателем ребёнком, между детьми.
-продолжать работу по обогащению словаря: называниями комнатных растений, глаголами, прилагательными.
-Развивать артикуляционный аппарат, мелкую моторику, мышление, память.
-Упражнять в развитии зрительно-сенсорного восприятия, практического ориентирования в пространстве.
Коррекционно-воспитательные:
-воспитывать самоконтроль за речью.
Оборудование: схемы с графическим изображением предлогов; опрыскиватели; разрезные цветы четырёх цветов; картинки с изображением комнатных растений, опорная схема описания.
Ход
1. Организационный момент.
На моем окошке
Настоящий сад!
Крупные сережки
Фуксии висят.
Лезет финик узкий —
Листики свежи.
А у пальмы русской
Листья, как ножи.
Вспыхнул угольками
Скромный огонек.
Весь под волосами
Кактуса пенек.
Прыгают синицы
Под окном моим.
Радуются птицы —
Ведь приятно им
Посмотреть на это
Милое окно,
Где зимою — лето,
Где цветов полно.
Е. Благинина
2. Объявление темы.
– Ребята! О чем говорится в этом стихотворении? (О цветах).
А как называются цветы, которые растут в комнате? (Комнатные).
Правильно, ребята!
Сегодня на занятии мы будем разговаривать о комнатных растениях и цветах.
Комнатные растения называют «зелеными друзьями» дома. Одни мы ценим за красивые и вечнозеленые листья (пальмы, фикусы, другие за великолепные цветки (азалии, цикламены, орхидеи, фиалки). Эффектно выглядят в доме драцены, кордилины, аукуба, папоротники. Они не только радуют наш глаз круглый год, но и напоминают зимой об ароматах лета, о красках осенней поры. С ними в доме красиво и уютно.
3. Игра «Подбери признак к растениям».
Воспитатель выставляет на доску картинки с изображением комнатных растений и цветов и просит подобрать признаки к ним.
– Кактус (какой) – колючий;
– Пальма (какая) – пушистая, высокая;
– Фикус (какой) – высокий, широколистный;
– Фиалка (какая) – цветущая, широколистная, низкорослая. И т. д.
Ребята!Что нужно растению чтобы оно росло. ( горшок ,земля,вода,свет)
А как нужно ухаживать за комнатными растениями, чтобы они не погибли?
Дети: Их поливают, опрыскивают.
Человек рыхлит землю в горшочках, чтобы корни могли дышать, протирают листья влажной тряпочкой или обмахивают кисточкой.
А еще растениям нужен солнечный свет, поэтому их ставят на окно или рядом с ним.
Воспитатель показывает детям растения, называет их и рассказывает, откуда они пришли к нам и об особенностях полива.
4. О растениях
Алоэ. Родина — Южная Африка. В комнатном цветоводстве наибольшую популярность имеет алоэ древовидное (народное название – «дурак»). Ценятся его мясистые листья с шипами по краям, сок которых имеет целебные свойства. Хорошо растет на солнечном окне. Любит умеренный полив.
Герань – комнатное растение. Герань растет как кустик. У герани прочный стебель, круглые листья, и цветы голубого цвета. Нуждается в поливе и рыхлении почвы. Хорошо растет на солнечном месте.
Фикус — крупнолистный фикус (эластика) кустообразный, достигает высоты небольшого деревца, с очень крупными кожистыми блестящими зелеными листьями. Растет в любых условиях. В жаркой плохо проветриваемой комнате листья делаются вялыми, опускаются. Любит умеренный полив.
Фиалка имеет укороченный стебель, несущий розетку волосистых сильноопушенных листьев. Листья широкоовальные или круглые. Цветы простые или махровые, различной окраски. Фиалка занимает первое место в мире среди комнатных растений. Цветы — это самые совершенные творения природы. Фиалка, олицетворяющая приход весны, оживление природы, любимый цветок у многих народов. Эти нежные маленькие цветы полны изящества, неземной красоты и совершенства. Цветет фиалка девять месяцев в году, независимо от времени года. Совершенно не прихотлива, не требует яркого освещения, хорошей земли, крупных горшков.
Хлорофитум. Родина — Южная Африка. Народное название – борода. Многолетнее травянистое растение, образует свисающие побеги — усы. Растет как на ярко освещенных, так и на слегка притененных окнах. К влажности воздуха и температуре нетребователен.
5. Подвижная игра «На окне в горшочках».
Цель: Развитие общей моторики, координации речи с движением.
Воспитатель приглашает детей на ковер и предлагает им сделать упражнение.
На окне в горшочках (Дети сидят на корточках лицом в круг)
Поднялись цветочки ( Медленно встают).
К солнцу потянулись ( Тянутся на носочках, руки вверх).
Солнцу улыбнулись (Широко в стороны).
К солнышку листочки( Ладони повернуть вверх).
Повернут цветочки.
Повернут бутоны,( Руки соединить над головой).
В солнышке утонут ( Медленно повернуть в стороны).
6. Беседа по картинке.
Воспитатель выставляет картинки и дает детям некоторое время на то, чтобы их рассмотреть. Затем проводит беседу.
– Что вы видите на картинке?
– Какое растение по величине? По цвету?
– Какой у него запах?
– Из каких частей состоит растение?
– Какую пользу приносит людям?
7. Составление рассказа используя план схему.
Примерный рассказ
Герань – это очень красивое растение. По размеру оно не крупное. У него могут быть белые, розовые, оранжевые, красные и малиновые цветы. Цветы герани растут близко друг к другу на длинных стебельках без листьев, поэтому издалека они напоминают цветной зонтик. Многие герани приятно пахнут: апельсином, лимоном, яблоком или розой.
Герань состоит из корня, стебля, листьев, цветов. Герань – не только красивое, но и полезное растение. Ее даже называют «доктор ухо-горло-нос», потому что она помогает людям справиться с болезнями уха, горла и носа. А вот комары, мухи и моль, наоборот, не любят запах герани и улетают.
8. Ребята, предложите, куда мы поставим наш цветок. Помогут в этом вам схемы.
Дети составляют предложения с предлогами «на», «между». Я поставлю традесканцию на полку между геранью и фиалкой.
Да! Цветы красивые! Ими можно любоваться, украшать жилище, а вот поиграть с ними нельзя. Я приготовила для игры другие цветы.
9. Игра «Два – пять» (совершенствование грамматического строя речи.)
Дети берут предметные картинки со своими любимыми комнатными растениями.
Ребята, давайте с вами представим, что у вас на картинках не одно, а два и пять растений. Расскажите об этом.
Ответы детей.
1-й – У меня два кактуса и пять кактусов.
2-й – У меня две герани и пять гераней.
3-й – У меня две традесканции и пять традесканций.
4-й – У меня две бегонии и пять бегоний.
5-й – У меня две фиалки и пять фиалок
6-й – У меня две камнеломки и пять камнеломок.
Молодцы. Вы отлично выполнили задание.
10. Работа с разрезными картинками.
Учитель – логопед: приглашает детей сесть за стол, на котором лежат конверты с целыми и разрезными предметными картинками.
Садитесь на стульчики и достаньте из конвертов целые картинки. Вы узнали растения? Назовите их.
Дети по очереди называют растения на картинках.
А теперь достаньте такие же картинки, разрезанные на части. Соберите их.
11. Итог занятия.
Ребята! Для чего же нам нужны комнатные цветы?
Дети: – Для уюта.
Конечно, цветы действительно создают в помещении уют, комфортную атмосферу, делают интерьер помещений живым и привлекательным, но не только это. Они убивают вредоносные бактерии. Самое полезное комнатное растение – это хлорофитум. За сутки это растение поглощает почти все вредные бактерии и токсины, накопившиеся в помещении.
.
Комнатные растения приносят радость человеку, они полезны, но и требуют от него заботливого внимания.
12. Упражнение «Закончи предложение».
Ребята, давайте поиграем в игру. Я начинаю предложение, а вы сочиняете вторую часть, и начинаете свой ответ со слов «для того чтобы».
Комнатные растения нужно поливать…..
Комнатные растения нужно поливать для того, чтобы они не завяли.
Листья на комнатных растениях нужно протирать…
Листья на комнатных растениях нужно протирать для того, чтобы они могли дышать.
Комнатным растениям нужен солнечный свет….
Комнатным растениям нужен солнечный свет для того, чтобы они могли хорошо дышать.
Комнатные растения нужны человеку…..
Комнатные растения нужны человеку для того, чтобы украшать дом.
Для чего ещё комнатные растения нужны человеку?
Комнатные растения нужны человеку для того, чтобы очищать воздух.
Источник
Наталия Иванова
Конспект НОД по речевому развитию «Комнатные растения» для старшей группы
НОД с детьми старшей группы по теме
«Комнатные растения»
___
Цель: Создание условий для расширения и активизации словаря по теме.
Задачи:
Уточнить, активизировать, расширить словарь по теме “Комнатные растения”(растение, стебель, лист, цветок, корень, ухаживать, поливать, протирать, опрыскивать)
Активизировать употребление в речи антонимов.
Совершенствовать грамматический строй речи (согласование существительных с числительными два и пять).
Совершенствовать навык составления предложений с предлогами “на”, “над”, “под”, “с”, “вокруг”.
Совершенствовать синтаксическую сторону речи, составление сложноподчинённых предложений со словами “для того чтобы”.
Закреплять умение составлять рассказы-описания по предложенному плану
Образовательная среда:
характер взаимодействия субъектов деятельности: совместная деятельность педагога с детьми.
средства обучения и воспитания: наглядные, словесные, практические.
Предметно-практическая среда: Предметные картинки с изображениями комнатных растений, Комнатные растения (толстянка, герань, бегония, фикус, хлорофитум, фиалка, папоротник, щучий хвост, План-схемы для составления рассказа., игрушечная бабочка.
Ведущая образовательная область: “Речевое развитие”, “Познавательное развитие”.
Планируемые результаты: У детей активизировался, расширился словарь по теме, дети научились согласовывать существительные с числительными “два и пять”, составлять предложения с предлогами, составлять рассказы –описания по предложенному плану, сложноподчиненные предложения со словами для “того чтобы”. У детей развилась тонкая и артикуляционная моторика, координация речи с движением, дети научились сотрудничать в игре и на занятии, развилась самостоятельность, инициативность, ответственность.
Примерный план деятельности
I. Мотивационно-побудительный
1. Оргмомент
– Придумано кем-то
Просто и мудро
При встрече здороваться:
“Доброе утро”.
Запустим волну хорошего настроения. Будем улыбатся друг другу. И пусть хорошее настроение не покидает нас целый день!
Воспитатель: Сегодня, дети, я снова приглашаю вас в волшебный мир природы. Вспомните, что такое природа? (Это деревья, кусты, цветы, камни, песок, земля.) Да, но ничего этого в нашей группе нет. О чем пойдет речь?Вот вам загадка – подсказка:
Очищают воздух,
Создают уют,
На окнах зеленеют,
Круглый год цветут. (Комнатные растения)
– Да, это комнатные цветы, это также часть природы.
– Где они растут? (В комнатах)
– А где в основном стоят они в комнатах, в группе? (В уголке природы)
– Место, где стоят цветы, мы называем Уголком живой природы. Сегодня вы познакомитесь с названиями и пользой некоторых растений. Будем учиться рассказывать о них.
Основной этап
2. Беседа о комнатных растениях и уходе за ними.
– Вы узнали эти растения? назовите их.
1. Это герань.
2. Это фиалка.
3. Этот цветок называется сансевьерия.
4. Это бальзамин.
5. Это комнатное растение- толстянка.
– Молодцы, ребята! Вы узнали все растения.
– Ребята, предлагаю вам вспомнить, почему эти растения называют комнатными? (ответы детей). (Комнатными называют их, потому что эти растения выращивают только в помещениях, так как родина большинства их них – жаркие страны, где круглый год лето, поэтому человек создает и зимой примерно такие же условия, как и летом, иначе они погибли бы)
– А посмотрите на каждое из них. Какие есть части у растений? (Дети по очереди проговаривают, показывают части растений).
Какие у них листья? Стебли? Цветы?
Беседа – сравнение комнатных растений. (сравнить герань и щучий хвост)
Самое полезное растение – хлорофитум. Является чемпионом среди цветов по пользе для человека Это растение очищает воздух от пыли, убивает вредные бактерии. Растения заботятся о нас, а мы должны заботится о них.
– А хотите я вам расскажу про девочку Катю?
Катя леечку взяла, все цветочки полила.
Пусть попьют водички цветочки-невелички.
Мягкой тряпочкой листочки протирала наша дочка,
И опрыскивала их.
Пыль дышать мешает, поры закрывает.
-А вы умеете ухаживать за комнатными растениями?
– А как вы это делаете?
– Зачем нужно ухаживать за комнатными растениями?
Игра “Два-пять” (совершенствование грамматического строя речи.)
-Сейчас я предлагаю пройти на стульчики. Посмотрите, что это у вас под стульчиками?Возьмите картинки и посмотрите: у вас на карточках цифра. Я буду показывать картинку с цветком, а вы называть. Если у вас цифра 2,то вы говорите: две герани.
Ответы детей.
1-й – У меня два колеуса.
2-й- У меня пять гераней. И. т. д.
Молодцы. Вы отлично выполнили задание.
Упражнение “Закончи предложение”.
Предлагаю поиграть в игру “Закончи предложение”. Для этой игры нам понадобится мяч. Я начинаю предложение, а вы продолжаете. Свой ответ начинаете со слов “для того чтобы”. Потом повторяете всё предложение целиком.
– Раз, два, три начало игры.
– Комнатные растения необходимо поливать…
1 -…. для того, чтобы они не завяли.
– Листья на комнатных растениях нужно протирать…
2-…. для того, чтобы они могли дышать.
-Комнатным растениям нужен солнечный свет…
3-… для того, чтобы они могли хорошо расти.
-Комнатные растения нужны человеку…
4-…для того чтобы украшать его дом.
-А для чего ещё комнатные растения нужны человеку…
5-…для того чтобы очищать воздух.
-Комнатные растения нужно удобрять…
6-…для того чтобы растения росли красивыми и здоровыми
– Чудесно! Это были трудные задания. Вы просто молодцы!
4. ФИЗМИНУТКА
Предлагаю вам встать в кружок, так чтобы друг другу не мешать. Представьте себе, что вы цветочки в горшочках.
(Выполняют упражнение “На окне в горшочках”
На окне в горшочках – дети сидят на корточках
Выросли цветочки – медленно поднимаются
К солнцу потянулись, – поднимаются на носочках, руки вверх
Солнцу улыбнулись – руки широко в стороны
К солнышку листочки – ладони повернуть вверх
Повернут цветочки.
Повернут бутоны, – руки над головой соединяются
В солнышке утонут – руки развести широко в стороны.)
5. Упр. “бабочка”. (ставит на стол горшок с геранью, берет бабочку)
– Ой, ребята, посмотрите, кто это? Это бабочка. Она живет среди цветов и очень любит играть с детьми. У нее есть одна любимая игра, и она предлагает вам поиграть. Она любит прятаться, а вы ее будете искать. Ответы детей.
1-й- бабочка сидит на горшке с геранью.
2-й- бабочка летает над геранью.
3-й- бабочка спряталась под листок герани.
4-й- бабочка летает вокруг герани.
5-й- бабочка сидит около герани.
6-й- бабочка спряталась за горшок с геранью.
Бабочке было весело с вами. А сейчас она хочет узнать,что это за прекрасный цветок. Ребята мы расскажем бабочке о этом цветке? Поможет нам схема. Я предлагаю рассказать по очереди, каждый по предложению.
1) Сначала назовите растение;
2) где растет
3) какие части;
4) какие листья по форме, цвету
5) Расскажите как за ним ухаживать
6) какую пользу приносит
Бабочке было весело с вами. Она много узнала о цветке. а сейчас она полетела домой рассказывать своим друзьям.
6. Итог занятия
Наше занятие подошло к концу. Названия, каких комнатных цветов вы запомнили? Как надо за ними ухаживать? Как мы учились отвечать? .Для чего же нам нужны комнатные цветы? (Для уюта, для красоты, для того, чтобы очищать воздух)
– Конечно, цветы действительно создают в помещении уют, комфортную атмосферу, делают интерьер помещений живым и привлекательным, но не только это. Они очищают, увлажняют воздух.
Источник
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад №11 комбинированного вида Колпинского района
Санкт-Петербурга
Конспект организованной образовательной деятельности
по развитию речи
для детей старшей группы.
Тема:
«Комнатные растения»
Конспект составлен воспитателем
Литау В. И.
Санкт-Петербург
2019 г.
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Комнатные растения»
Цель — развитие связной речи детей, посредством мнемотаблицу.
Задачи:
– закреплять знания детей о комнатных растениях;
– развивать связную речь, активизировать и обогащать словарный запас дошкольников по теме;
– развивать фонематический слух, внимание, мышление, память;
– способствовать воспитанию у детей самостоятельности, активности, умения слушать и слышать друг друга.
Оборудование: разрезная картинка «пчелка», карточки с изображением комнатных растений и артикуляционной гимнастики, письмо в конверте с заданиями, аудиозапись жужжания насекомого, музыка для артикуляционной гимнастики, мнемотаблица.
Предварительная работа: беседы «Что растет на подоконнике?», «Как ухаживать за комнатными растениями?», «Для чего нужны комнатные растения»;
экскурсия в кабинет экологии;
рассматривание комнатных растений в уголке природы, их изображения в альбоме «Живая природа»;
рассматривание картины «Уголок природы» и беседа по ней;
работа со схемой, чтение стихов, отгадывание загадок по теме.
Ход занятия:
Организационный момент
В: Ребята, давайте поприветствуем друг друга! Вставайте в кружок и повторяйте за мной слова для того, чтобы у нас было хорошее настроение: «Собрались все дети в круг, я твой друг и ты мой друг. Дружно за руки возьмемся и друг другу улыбнемся!»
В: Присаживайтесь на стульчики,я приготовила для вас несколько интересных загадок
Загадки:
1. Лист с горбочком, желобочком,
Шипы имеет, а ранить не умеет,
Зато лечит нас в любой час.(Алоэ)
2. На окне растет,
Круглой шапкой цветёт.
Расцвела в такую рань
На моём окне… (Герань/пеларгония)
3. Круглый шарик
Словно ёжик,
Но без мордочки и ножек.
На моём растёт окне,
Очень нравится он мне. (Кактус)
4. Что за хвост пошёл в рост:
Не в пруду, не в речке —
На окне, у печки. (Сансевьера /щучий хвост)
В:Ребята , вы догадались о чем мы сегодня будем говорить?
Д: Да, о комнатных растениях.
Сюрпризный момент (звучит жужжание насекомого)
В: Ребята, что это за звук такой?
Д: Это насекомое!
В: Точно! Насекомое жужжит, но какое, интересно? Куда же оно спряталось?
Воспитатель находит конверт на подоконнике.
В: Ой, ребята, а я что-то нашла!
Д: Конверт!
В: Давайте посмотрим, что же в этом конверте. (В. открывает конверт и читает)
«Здравствуйте, ребята! Я насекомое, но кто я вам не скажу! Это вы узнаете, когда выполните все мои задания!»
В: Ребята, мы хотим узнать, что это за насекомое? Тогда давайте выполним все задания!
В: Итак, 1 задание:Чтобы, вы сегодня говорили четко, выполните зарядку для язычка (провести артикуляционную гимнастику):
«Улыбка – Трубочка» (развитие подвижности губ)
Описание: Поставить верхние зубы на нижние, растянуть губы в улыбке, показав все зубы, удерживать улыбку 3–5 секунд, вытянуть губы вперед трубочкой, удерживать губы в таком положении 3–5 секунд. Выполнять переключения с одной позиции на другую 5–7 раз.
Внимание: Следить, чтобы в процессе переключения зубы не размыкались и не сдвигались.
«Лопатка» (вырабатывать умение удерживать язык в свободном, расслабленном положении, лежащим на нижней губе).
Описание: Положить широкий расслабленный язык на нижнюю губу. Губы в улыбке, резцы обнажены, рот открыт.
«Вкусный мед» (Вкусное варенье) (развивать движения широкого кончика языка в верхнем положении).
Описание: Широким кончиком языка обнять верхнюю губу и убрать язык в полость рта. Рот при этом не закрывать. Выполнять 5-6 раз.
«Качели» (научиться делать язык узким и удерживать его в таком положении).
Описание: Движение 1. Поднять широкий кончик языка к бугоркам за верхними зубами (к альвеолам), губы в улыбке, резцы обнажены, рот открыт.
Движение 2. Попросите ребенка опустить широкий кончик языка за нижние зубы, губы в улыбке, резцы обнажены, рот открыт.
В упражнении нужно чередовать движения широкого кончика языка вверх и вниз.
«Чашечка» (правильная форма языка для произношения звуков Ш, Ж)
Описание: Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий край языка на нижнюю губу (при необходимости, распластать язык, пошлепав по нему верхней губой со звуком «пя-пя-пя»), приподнять все края языка вверх. Удерживать 5-10 секунд.
Внимание: Следить, чтобы язык был широким, без выраженного кончика языка, все края языка равномерно подняты.
«Лошадка» (укреплять мышцы языка и вырабатывать подъем языка вверх, растягивать подъязычную уздечку).
Описание: Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и пощелкать языком так, чтобы он всей своей массой вначале присасывался на мгновение к небу, а затем падал вниз. Цокать с переменным темпом (то медленно, то быстро)
В: Молодцы! За выполненное задание вы получаете первую часть картинки!
В: Теперь выполним следующее задания! Ребята, насекомое хочет проверить как вы знаете названия растений, ведь названия некоторых из них очень трудные. Запомните названия всех комнатных растений.
Задание 2.Образование существительных в родительном падеже
Ребята, какое это растение? (С каждой картинкой)
В: Молодцы. А сейчас, я одну картинку закрою, а вы скажете: нет чего?
фиалка —
герань—
бегония—
традесканция—
хлорофитум—
В: Молодцы! За выполненное задание вы получаете вторую часть картинки!
Задание 3. Игры
В: поиграйте в игры. 1) п/и Игра с мячом.
Послушайте внимательно правила игры. Я каждому из вас буду передавать мяч и называть растения. Вы должны быть внимательными. Если я называю комнатное растение, вы приседаете, цветочки в горшочках. Если полевые, то нужно потянуться вверх к солнышку (фикус, кактус, василек, герань, традесканция, подснежник, хлорофитум, одуванчик, фиалка, мать-и-мачеха…)
В: Молодцы! Следующая игра!
Игра«Что лишнее?» (Развитие слухового внимания)
В: А сейчас проверим, какие вы внимательные. Вы будете определять, что лишнее.
1) герань, колеус, фикус, подснежник. Что лишнее?
Д: Лишнее слово подснежник. Это растение растет в лесу. А все остальные —комнатные растения.
2) кливия, фиалка, ромашка, бегония;
3) хлорофитум, колокольчик, кактус, традесканция;
4) васелек, фикус, алое, щучий хвост.
В: Молодцы! Получаете еще одну часть картинки!
Задание 4. Составь рассказ «Комнатные растения», используя мнемотаблицу
Например.
Бегония. Это растение называется бегония. Листья у неё большие и острые, зелёного цвета с белыми пятнышками. У растения есть корень, длинные стебли, большие листья, цветы розовые (собраны в соцветие). Любит свет. Поливают бегонию после высыхания земли, летом часто, а зимой редко. Растение подкармливают удобрениями. У нас дома есть это растение, в группе тоже.
Фиалка— …
Хлорофитум— …
Кливия— …
Герань — …
Традесканция — …
В: Отлично! Вы выполнили все задания и получили все части разрезной картинки!
В: Давайте их соберем! Какого же насекомого задания мы выполняли?
(Ответы детей)
Итог занятия:
Молодцы! Наше насекомое — пчела! Это её задания мы сегодня выполняли. Какие задания вам понравились и запомнились больше всего? (Мне понравилось…)
Ребята, о каких растениях мы сегодня с вами говорили?
Ребята, вы сегодня молодцы! За то, что вы хорошо потрудились пчелка приготовила вам сюрприз.
Источник