Развитие речи ребенка как средства общения
- Общение – средство развития речи ребенка
Общение как важнейшее условие
развития речи детей дошкольного возраста.
Общение – oчень важная сoставляющая жизни ребёнка и на сколькo, он oвладеет способами общения, от этого и будет зависеть успешность ребенка в процессе взросления.
Основным средством общения является речь. Но она возникает лишь на определенном этапе общения. Но формирование речевой деятельности – процесс сложный, предполагающий взаимодействие ребенка и окружающих его людей. Формирование речи происходит в процессе существования малыша в социальной среде на фоне реализации потребности в общении. Потребность в общении – oдна из самых важных человеческих потребностей. Oтношения с близкими, рождают наиболее oстрые и напряженные переживания, которые наполняют смыслом наши действия и поступки. Самые тяжелые переживания человека связаны с oдиночеством или непонятностью другими людьми. А наиболее радостные и светлые чувства – любовь, признание, понимание – рождаются связанностью с другими и близостью.
Общение всегда направлено на другого человека. Этот другой человек выступает как субъект, как личность, которая наделена своей собственной активностью и своим отношением к другим. Ориентация на активность другого и на его отношение составляет главнoе своеобразие oбщения. Отсюда следует, что oбщение – это всегда взаимная, обоюдная активность, предполагающая встречную направленность партнеров. Она возникает ранее других психических процессов и присутствует во всех видах деятельности. Оно оказывает влияние на речевое и психическое развитие ребёнка, формирует личность в целом.
Хорошая речь – важнейшее условие всестороннегo полноценного развития детей. Чем бoгаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, и шире его вoзможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения сo сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие, значит, прoисходит полноценная подготовка ребенка к обучению в школе. Именно поэтому так важно заботится о своевременном формировании речи детей, о ее чистоте и правильности, тем самым предупреждая и исправляя различные нарушения в детской речи, как в дoшкольном учреждении, так и в семье. Общение дошкольника приобретает более сложный характер, этому способствует более высокий уровень развития мышления, воображения, речи и других психических процессов. В дошкольном возрасте происходит, переход к таким фoрмам общения, которые выходят за пределы непосредственно воспринимаемой ситуацией.
Большой опыт накапливается ребенком в игре. Из своего игрового опыта ребенок черпает представления, которые он связывает со словом. Игра и труд являются сильнейшими стимулами для проявления детской самодеятельности в области языка; они должны быть в первую очередь использованы в интересах развития речи детей.
Овладение речью также происходит в процессе общения и в ходе познания ребенком действительности. Взрослый организует и материальную, и языковую среду, увлекает в совместную деятельность и выступает как образец, живой носитель тех способностей, которыми малышу предстоит овладеть. Педагог – образец речевой культуры. Замечательно, если он обладатель таланта общения – главногo таланта в жизни. При этом для педагога развитие речи детей – одна из важнейших целей работы, но у самих детей такой цели нет. Для них речь не цель, а средство реализации своих потребностей в общении, в игре, в пoзнании. Поэтому воспитатели всегда стремятся к развитию осознанной и активной речи детей.
Задача воспитателя как раз состоит в том, чтобы, понять ребенка и вовлечь его в то сoдержание, по поводу которого происходит общение. Но для этого нужно хорошо знать своего маленького партнера, а не ограничиваться требованиями и замечаниями. Именно речевая активность, ее oбъем и характер становятся главными показателями успешности учебно-познавательной, игровой, коммуникативной, трудовой и других видов деятельности. Все достижения ребенка в ознакомлении с миром природы и социума, в математике, изобразительной деятельности и т.д. не будут заметны, если они не выражаются в его активной речи.
В общении сo сверстниками инициативные действия преобладают над ответственными. Для ребенка важнее свое собственное действие (высказывание), пусть даже чаще всего оно не поддерживается сверстником. Поэтому диалог может распадаться. Несогласованность кoммуникативных действий нередко порождает протесты, обиды, конфликты между детьми.
Общение в дoшкольном возрасте определяет развитие познавательной сферы, произвольности поведения, самосознания.
Условиями успешного развития общения являются развитие сюжетно ролевой игры, особенности познавательной сферы (преодоление эгоцентризма) и формирование произвольного поведения, умение опoсредовать свое поведение определенными нормами и правилами.
В дошкольном возрасте формируются две внеситуативные фoрмы общения со взрослым: внеситуативнo познавательная и внеситуативнo личностная.
Таким образом, oбщение многолико; включает много фoрм, видов. До сих пор не существует единства в толковании понятия «общение», его механизмов. Это порождает различные подходы к изучению общения, однако, практически все исследователи отмечают, что без человеческого общения невозможно полноценное развитие ребенка; общение – важнейший фактoр формирования личности, так же oбщение – это наилучший путь для тогo, чтобы познать себя.
Литература:
1. О.С. Ушакова, Программа развития речи детей дошкольного возраста в детском саду. – М., 2002.
2. О.Е. Смирнова. Особенности общения с дошкольниками: Учебное пособие для студ. сред. педаг. учеб. заведений – М.: Издательский центр “Академия”.2000.
3. Источник: https://5fan.ru/wievjob.php?id=78488
- Общение – средство развития речи ребенка
Средства развития речи у детей дошкольного возраста
Овладение речью – это один из наиболее сложных разделов в детской психологии, а также педагогике. Ведь изначально дети даже не имеют возможности сосредотачиваться на чем-либо, а всего лишь по прошествии 1-2 лет успевают овладеть сложнейшей системой знаков – языком. Средства развития речи у детей дошкольного возраста весьма разнообразны. При этом основное формирование речи происходит в ходе общения с окружающими малыша взрослыми. Общение также имеет непосредственную взаимосвязь с предметной и познавательной деятельностью. Кроме того, благодаря овладению речью происходит перестроение детской психики, он начинает осознавать происходящее вокруг него.
Средства развития речи у детей дошкольного возраста
Существующая методика предполагает такие средства развития речи у детей, как:
– речь воспитателя, культурная языковая среда;
– общение детей со взрослыми;
– обучение родной речи в рамках занятий;
– чтение художественной литературы;
– обращение к различным искусствам.
Каждому из них отводится своя, большая или меньшая роль в становлении речи ребенка.
Общение как важнейшее средство развития речи у детей
Общение – это важнейшее из всех существующих средств развития речи. По своей сути оно представляет собой взаимодействие между людьми, которое направлено на согласование их усилий для достижения общей цели или налаживания отношений.
Основным средством общения является речь. Но она возникает лишь на определенном этапе общения. При этом формирование речевой деятельности – процесс сложный, предполагающий взаимодействие ребенка и окружающих его людей. Формирование речи происходит в процессе существования малыша в социальной среде на фоне реализации потребности в общении.
Из-за того, что в ходе общения возникают противоречия, у ребенка образуются языковые способности, малыш овладевает все новыми формами речи. Но это происходит только при сотрудничестве ребенка с окружающими его взрослыми.
Специалисты утверждают, что присутствие взрослых является прекрасным стимулом употребления речи. Именно поэтому так важно как можно больше и чаще разговаривать со своими детьми. При этом характер, а также содержание такого общения выступает в качестве определяющего фактора для уровня и содержания речевого развития любого ребенка. При этом речевое общение в случае с детьми дошкольного возраста происходит на фоне разнообразной деятельности.
Речь воспитателя и специальные занятия как средства развития речи у детей дошкольного возраста
В свою очередь речь воспитателя непременно должна иметь культуру звукового строя. Также она должна характеризоваться содержательностью и доброжелательностью тона. Речь педагога может быть указывающей и оценивающей. В рамках культурной языковой среды создается наиболее благоприятная среда для развития детей. При этом для детей характерно активное подражание взрослым с перенятием у них всех тонкостей словоупотребления, произношения и даже построения отдельных фраз. При этом несовершенства речи взрослых, также ошибки в ней, дети также склонны копировать, что также должно учитываться.
В рамках специальных речевых занятий проводится целенаправленная работа над речью. Поэтому они предполагают речевую активность каждого из детей. При этом подобные занятия предполагают разнообразие деятельности малышей.
Художественная литература и искусство как средства развития речи у детей дошкольного возраста
Помимо основных средств развития речи у малышей существуют и вспомогательные. Тем не менее, и они важны. В частности, художественная литература – это важнейший источник речевого развития для любого ребенка. Но ее воздействие во многом зависит от имеющегося уровня речевого развития. Так или иначе, на первых этапах сложно переоценить роль сказок в развитии ребенка.
Всевозможное искусство оказывает на малышей эмоциональное воздействие. Тем не менее, и оно выступает в качестве стимула усвоения языка. Этот пункт предполагает словесную интерпретацию произведения различных жанров, а также словесное пояснение к ним.
Другими словами, развитие речи у детей дошкольного возраста предполагает использование сразу нескольких основных приемов в различных сочетаниях. При этом конкретные задачи в речевом развитии детей наряду с особенностями возраста являются определяющими моментами в выборе приемов и методов речевой работы с детьми.
Источник
Как известно, владение речью играет значительную роль не только в
повседневной жизни, но и в профессиональной сфере. Более выигрышное впечатление
на окружающих производит тот человек, который может убедительно и доходчиво
изложить свои мысли, идеи, взгляды, соображения.
Не менее важно в личных и деловых отношениях – понимать собеседника.
Хорошему владению речью нужно учиться, и не один год, а начинать обучение
желательно как можно раньше. Ребенок заявляет о своем появлении в этот мир
криком. Затем, единственной реальной возможностью поведать о том, что его
беспокоит, становится плач. Далее появляются мимика и жесты малыша.
Для того, чтобы овладеть языком, понимать его и общаться на нём, ребенок
должен:
1 – находится в так называемой “языковой среде” – иметь возможность слышать
речь окружающего;
2 – овладеть способностью, воспроизводить звуки, звукосочетания, а затем слова.
“Критическим” периодом развития речи ребенка являются первые три года жизни.
Если в первые три года не будет уделено должного внимания развитию речи малыша,
то в дальнейшем потребуется масса усилий, чтобы наверстать упущенное.
Развитие речи ребенка идет по двум направлениям.
1 – Это развитие понимания речи;
2 – Развитие “активной” собственной речи как способности говорить, т.е.
1) импрессивной и 2) экспрессивной речи.
На третьем году жизни ребенка происходит существенный перелом в его
отношениях с окружающим. Дети пытаются действовать как взрослые, подражать им,
возникает желание быть самостоятельным. Для детей этого возраста характерна
потребность в общении не только со взрослым, но и со сверстниками.
Развитие разнообразных форм общения ребенка со сверстниками выступает как
важнейшая задача педагогики раннего возраста.
Частое обращение ко взрослым и сверстникам способствует развитию речи детей.
Они начинают активно рассказывать окружающим о том: куда ходили, что видели,
обращаться к близким взрослым с вопросами “Что это?”; “Как?”; “Зачем?”; “Где?”.
Ребенок получает новые впечатления, что является необходимым условием его
психического развития.
Ребенок, который мало общается со сверстниками или не принимается ими в
детское сообщество из-за неумения общаться – чувствует себя уязвлённым,
отвергнутым, что может привести к снижению самооценки, возрастанию робости,
неуверенности в себе, замкнутости.
Задача педагога – помочь детям разобраться в сложном мире
взаимоотношений со взрослыми и сверстниками, научиться вступать в контакт и
вести разговор, внимательно слушать использовать мимику и жесты для более
эффективного выражения своих мыслей.
Овладение речью, устной речью – главнейшая линия развития малыша. При
этом активная речь, набирая “высоту” уже выступает как активное средство
коммуникации, познания, а также условие формирования интеллекта. Развитие
интеллекта у детей тесно связано с развитием памяти. Память ребенка, как и
внимание, в основном, не произвольна. Ребенок запоминает то, на что обратил
внимание, что произвело на него впечатление, было интересно. Дети лучше
запоминают в игре.
К 3 годам у ребенка складывается долговременная память, в основном
преобладает зрительно-эмоциональная. Малыши легко запоминают и без особых усилий
воспроизводят увиденное и услышанное, если были заинтересованы в этом. Благодаря
такой памяти быстро совершенствуется речь.
Воображение ребенка тоже возникает в игре, в начале ребёнок воспроизводит
впечатление в игре образов (ребенок на палочке – всадник, а палочка – лошадь).
Формируясь в игре, воображение переходит в другие виды деятельности, появляется
в рисовании, в сочинении сказок, стихов. Но воображение ребенка надо
контролировать со стороны взрослых, под руководством которого ребенок овладевает
умением отличать воображаемое от действительного (зайчики были, а сейчас дети).
Воображение очень влияет на развитие речи и обогащает её разными интонациями.
Для речевого общения важное значение имеет организация совместной игры
между детьми, педагогом. Это надо делать легко, без нажима и постепенно.
Сначала учат наблюдать за игрой другого, а потом включаться в неё, а затем
становится возможным переход к совместной игре, если педагог уделяет
самостоятельной игре должное внимание (играет с ними, общается в игре как
партнёр), то между детьми устанавливается достаточно сложное по содержанию
речевое общение. Уровень развития речи во многом определяет умение вступать в
контакт и поддерживать его. Ребенок с хорошей речью свободно может пригласить
другого в игру, объяснить правила, придумать интересный сюжет. (Все дети хотят
общаться с Максимом, Костей, Соней, с хорошо говорящими, а они не всегда хотят,
часто играют друг с другом.)
Итак, к дошкольному возрасту ребенок легко и свободно говорит, если в его
жизни все условия благоприятствуют этом, а это:
1. Общение взрослого с ребенком во всех сферах и видах деятельности и как
следствие – доверие малыша к взрослому и готовность с ним говорить.
2. Удовлетворение потребности ребенка в общении со сверстниками.
3. Высокая культура речи взрослых.
4. Содействие развитию слуха и речевого аппарата как основы развития речи
ребенка.
5. Обеспечение взаимосвязи сенсорного, умственного и речевого развития.
6. Проведение специальных игр, упражнений на речевом развитии.
7. Предоставление детям в доступном количестве: игрушек, книг, картинок
Изучив теоретический материал по развитию речи и по развитию общения от
рождения ребенка до 4-х лет. Программу “Кроха” (авторы Григорьева Г. Г. и др.),
“Радуга” (авторы Доронова и др.)для I мл. группы, пособие “Речь и общение”
(автор О.А.Белобрыкина), “Развитие речи детей дошкольного возраста” (автор
Ф.А.Сохин, статью журнала “Дошкольное воспитание.” № 2 –2005 г., журнала
“Ребенок в д/с” № 3 – 2005 г. и обследуя детей в начале учебного года по
разделам “Развитие речи” и “Общение” – я отметила, что результаты невысоки.
Уровень развития речи и общения не соответствуют возрастным нормам у наших
детей, поэтому я решила уделять особое внимание развитию речи как средству
общения.
Задачи, сформулированные в программе “Радуга” стали для меня актуальными,
это:
1. Развивать речь, как средство общения или речевое общение как со взрослыми,
так и со сверстниками.
2. Создавать условия, при которых ребенок может устанавливать контакты и
добиваться своей цели путем речевого общения;
3. Обогащать понимаемый и активный словарь малыша за счет общеупотребляемых
существительных, глаголов, наречий, прилагательных, предлогов.
Для успешного решения поставленных задач, я составила перспективный план
работы по развитию речи детей на целый год. Где особое место занимает
непосредственно образовательная деятельность по развитию речи.
Здесь дети:
1. Познают разнообразный и удивительный мир, населенный предметами и
явлениями, существующими отдельно друг от друга и в то же время
взаимосвязанными, обладающими определенными качествами и свойствами.
2. Учатся рассматривать сюжетные картины.
3. Слушают разные истории о событиях из жизни группы.
4. Смотрят инценировки, где с помощью игрушек создаются модели положительного и
негативного поведения.
5. Знакомятся с произведениями художественной литературы и участвуют в
дидактических, хороводных, подвижных играх с текстами.
НОД с коллегой проводим по подгруппам, чтобы дети лучше усвоили материал.
Используем разные формы организации: дети свободно передвигаются по комнате и
выполняют задания; сидят или стоят кружочком; сидят за столами, располагаются на
ковре вокруг воспитателя. Рассказываем детям об одном и том же по 2–3 раза, а
иногда и больше, но с усложнением.
Особое внимание в моей работе уделяю созданию условий для развития речи
как средства коммуникации.
Для этого:
– я внимательно, заинтересованно и доброжелательно выслушиваю малыша;
– много говорю с каждым малышом;
– вовлекаю в разговор на разные темы;
– помогаю малышу вступать в речевой контакт со сверстниками;
– деятельно реагирую на все их просьбы, предложения, вопросы;
– использую в работе задания – поручения типа: “покажи”, “принеси”, “сделай
то-то” и др.;
– поощряю любые попытки детей повторять слова за мной;
– часто говорю вслух, по какому поводу я намереваюсь обратиться к тому или иному
ребенку и как именно это сделать;
– при каждом удобном случае, помогаю ребенку обратиться по тому или иному поводу
и к его сверстнику, и к помощнику воспитателя и т.д. (“пригласи…”,
“попроси..”, “подари…” “узнай…” “поблагодари…”
– регулярно работаю над собственной дикцией, слежу за темпом речи и
выразительностью и чёткостью;
– говорю с малышом не торопясь, по несколько раз подряд повторяя высказанную
мысль.
Использую две основные формы работы:
1. Организую непосредственно– игровую деятельность.
2. Руковожу развитием речи в повседневной жизни.
В повседневной жизни говорю с ребенком (с каждым) в течение всего дня в
соответствии с рекомендациями программы “Радуга”.
Утром встречаю ребенка всегда с улыбкой, тепло здороваюсь с ним и
“путешествуем” с малышом по детскому саду, рассматриваем всё, заглядываем везде,
говорим обо всем, что попало в поле зрения их внимания, замечаем изменения,
вспоминаем, что было вчера, иногда и мечтаем, что будет завтра.
Говорю эмоционально, заинтересовано, чем вовлекаю детей в разговор. Стараюсь,
чтобы общение со мной, носило познавательный характер. С уважением отношусь к
детским вопросам (Куда Оля ходила? Откуда лёд?). При каждом удобном случае сама
задаю вопросы простые по форме и содержанию: “Какая кофточка у Дианы?”, “Что
Сусанна кушает?” и др. (Для чего это нужно? Что с ним будем делать?). Я всегда
помню, что общение взрослого с ребенком является или во всяком случае, должно
быть уже с ранних лет и на протяжении всего детства не только источником знаний,
но и большой радостью.
Говорю с ребенком простым и понятным языком, использую простые слова,
короткие фразы, не утомляю частыми и длинными разговорами или рассказами, но
иногда их удивляю каким-нибудь новым словом (а у нас появилось “чудо” – расцвел
цветок) поищем его. Стараюсь, чтобы все пособия, игрушки и другие предметы в
группе стали базой развития речевого общения, организую совместные игры в начале
со мной (Что ты хочешь построить, Ромочка? Домик для собачки? Можно я тебе
помогу? Принеси кубики, пожалуйста. Что ты принес? Какого цвета кубики? Какой
домик у собачки? А где собачка? Позови ее, скажи: “Милая собачка иди сюда”,
“Какая собачка?”, “Как ее зовут?” и т.д.).
Помогаю организовывать и совместные игры между детьми, стараюсь делать это
легко, без нажима. Сначала учу наблюдать за игрой другого, потом осторожно
включаться в нее (Какой хороший красный домик построили для собачки мы с Ромой!
Катюша, хочешь построить дорожку к этому домику, а Денис построит заборчик? …
Поиграйте вместе).
При этом использую такие словесные приёмы, как: “Давайте попросим (поиграем,
погуляем) вместе; “Я начну, а ты продолжишь”; “Помоги Дениске”.
Этим самым активизирую словарь ребенка, помогаю овладевать словами просьбы,
благодарности, вступать в речевое общение.
На данном этапе некоторые дети научились не только просить и помогать, но
и соотносить свои действия с действиями других детей, привлекать внимание их к
чему-либо интересному, договариваться о совместной какой-то деятельности.
Самое главное состоит в том, что речь ребенка, являясь средством общения, в
определенной степени начинает выполнять функцию саморегуляции поведения.
3-летний ребенок обшается со сверстником не продолжительное время, поэтому
стараюсь как можно чаще менять вид деятельности (за 1 час =10) (А то могут
поссориться). Мы знаем, что общение детей в двигательной деятельности происходит
быстрее, естественнее и проще. Здесь дети реже ссорятся, всегда много эмоций. В
подвижной игре всегда легче учить детей замечать сверстника, поэтому использую
их везде: на занятиях, на прогулках, в утренний прием, вечером перед полдником.
Игры подбираю с небольшим, доступным пониманию детям текстом (“Лиса и зайцы”,
“Догонялки”, “Лохматый пес” и т.д.). Хороводам, пляскам и народным играм я
придаю большое значение, в них много юмора, они сопровождаются потешками,
напевами, считалками, выразительными и доступными для понимания даже малышам. У
детей создается радостное настроение, появляется желание “плясать с дружком”,
все это происходит непроизвольно. Фольклор, живые персонажи игр с одной стороны
– стимулируют детскую фантазию, с другой – помогают развивать речь, общение со
сверстниками и конечно же движения малыша.(“ Зайка серенький сидит”, “Прятки”,
“Заинька походи” и т.д.) Регулярно использую игры, направленные на создание
доверительных отношений с ребенком (по рекомендации психолога д/сада
Л.В.Шутихиной), где идет тесный контакт с ребенком (тактильные прикосновения:
покачивание, поглаживание; “дует ветерок”, “щекоталки” и т.д.)
В группу принесла старый телефон, фен, фотоаппарат, калькулятор, будильник,
клавиатуру от компьютера. Дети с удовольствие крутят и нажимают на кнопочки,
охотно разговаривают по телефону с мамой, фотографируют друг друга и радуются.
Речь детей зависит от развития тонких движений пальцев рук, поэтому с
ясельной группы играем в пальчиковые игры все вместе, например, перед принятием
пищи или индивидуально. Рассказываю сказки о “веселом язычке”, но упражнения с
языком пока элементарные. Дети нашей группы любят игры с мячом: догоняют его,
катают его друг другу, катают по доске, скамейке, что развивает у детей мелкую
мускулатуру рук и происходит непосредственный контакт друг с другом.
Вечером часто предлагаю игры – это шнуровочки, резиночки, застегивание
пуговок, прищепки, мозаику крупную и мелкую, конструктор “Лего”.
Цель этих игр – развитие мелкой мускулатуры рук и тонких движений пальцев.
Дети играют охотно. Предметы в них разноцветные, что способствует знакомству с
основными цветами (“красный” и “желтый” знают почти все). Играем за столом сразу
по 3–4 человека, затем обмениваемся играми, все это способствует общению.
Организую элементарную опытно-экспериментальную работу. Дети с удовольствием
разбирают из одной кучки в свою тарелочку орехи, бобы, скорлупки, камешки. Они
охотно находят в песке мелкие игрушечки и др. предметы очень радуются,
пересыпают мерной ложкой крупу из одной ёмкости в другую и т.д.
В этой работе дети общаются, помогают друг другу и даже немного соревнуются.
Все это тренирует мелкую мускулатуру рук пальцев, развивается речь и общение.
По утрам очень часто разучиваем потешки, маленькие стихи, поем песенки,
читаем сказки, доступные пониманию ребенка. Сказку на сон рассказываю
обязательно! После сна провожу гимнастику. Дети рады, с удовольствием повторяют
за мной слова и движение.
Малыши в нашей группе очень эмоциональны, чувствительны к похвале, но также и
к порицанию. Учу их сопереживать, используя как вербальные, так и невербальые
средства общения (побуждаю погладить по головке, обнять, сказать: “Хорошая у нас
Катя”), радоваться чужим радостям.
Поощряю словотворчество детей, стараюсь замечать интересные слова,
сообщаю их родителям, отмечая динамику речевого развития.
Регулярно обсуждаем с детьми события дня, а также вспоминаем то, что было
вчера и рассказываю детям чем будем заняты завтра. Это им очень нравится, они с
интересом слушают, с желанием идут в детский сад.
Я всегда помню: каждый ребенок индивидуален, неповторим и всегда учитываю это
в общении с ним и всячески подчёркиваю. Не сравниваю одного ребенка с другим.
Стараюсь не ставить никого никому в пример.
Учусь принимать всех детей такими, какие они есть. Стараюсь выслушивать любой
ответ, любое предложение, любое решение ребенка.
В течение дня (всей смены) создаю условия для развития речи детей и их
общения.
Результатом моей работы стало то, что речь детей стала шире, полнее,
разнообразнее, обогатилась разными звуками, звукоподражаниями, словами,
предложениями, эмоционально окрасилась. Дети чувствуют себя комфортно, у них
хорошее настроение, они с радостью знакомятся с чем-то новым, с удовольствием
встречают знакомую потешку, проговаривая её. Со взрослыми дети общаются в
детском саду легко, с улыбкой, стараются привлечь их внимание к себе. Со
сверстниками дети непринуждённо, легко устанавливают контакт, общаются и играют
друг с другом.
Наблюдается положительная динамика развития речи, как средства общения со
взрослыми и сверстниками.
Презентация.
Приложение 1.
Приложение 2.
Приложение 3.
Источник