Развитие речи ребенка и память

Развитие речи ребенка и память thumbnail

Валентина Гах
Развитие памяти и мышления дошкольников в речевой деятельности

Речевая деятельность

как средство развития памяти и мышления дошкольников

План:

1. Актуальность проблемы.

2. Речевая деятельность дошкольников.

3. Память и мышление как психические процессы.

4. Приёмы развития памяти и мышления в речевой деятельности.

1. Актуальность проблемы.

Семья и детский сад делают многое для того, чтобы к школе ребёнок имел необходимый запас знаний, умений и навыков. Однако, наблюдения показывают, что многие дети не умеют ясно высказывать свои мысли, не умеют рассуждать, чаще всего, повторяют за педагогом прописные истины, заучивают наизусть правила, а то и целые параграфы, не понимая сути.Возникает вопрос: «Почему, проводя большую работу с детьми на занятиях и вне, результаты часто оставляют желать лучшего?» Исследования показали,что составляющих данной проблемы много: здесь и низкий уровень развития связной речи, и неспособность детей к запоминанию, и неразвитое мышление, и скудный словарный запас, и нарушение звукопроизношения, и грамматические ошибки и засорённость речи детей: жаргонные и бранные выражения, грубые интонации.

Почему же несмотря на все усилия педагогов, речь детей, их мыслительные способности оставляют желать лучшего? Опрос воспитателей нашего ДОУ показал,что они видят следующие причины:

Родители уделяют мало внимания воспитанию детей;

Отрицательное влияние телевидения;

Речевая активность педагога составляет более 13 времени занятия. Речевое занятие должно развивать не речь воспитателя, а речь детей.

Плохо спланированное занятие: не продуман ход занятия;

В поставленных речевыхзадачах не хватает конкретики: (например: обогащать словарь детей и всё, нет перечисления конкретных слов);

Быстрая потеря интереса детей к занятию (через 15 минут почти 40% детей начинают зевать, потягиваться, разговаривать с соседом);

Дети находятся в пассивной роли слушателей. Если у ребенка отсутствует работа памяти, мысли, а воспитатель требует лишь тихого поведения и повторения давно известных детям фактов, занятие ничего не даёт для развития речи ребёнка.

Воспитатель преимущественно активизирует речь отдельных детей;

Незнание педагогом методики проведения речевых занятий;

Нежелание педагога пополнять пробелы в знании методик.

Индивидуальная работа вне занятий проводится нерегулярно.

Этот опрос показывает, что, всё-таки, это зачастую – недоработки детского сада.

2. Речевая деятельность дошкольников.

Существует 4 вида речевой деятельности: слушание, говорение, чтение и письмо. Речевая деятельность делится на внешнюю и внутреннюю.Основные формы устной речи: монологическая, диалогическая и групповая.

Во время всех видов речевой деятельности функционируют психические процессы восприятия, внимания, памяти, мышления, воображения.

Во всех возрастных группах проводится работа по развитию связной речи и формированию культуры общения.

Как приоритетное выделяется овладение диалогической речью, так как именно диалогическая речь является необходимым условием полноценного социально – эмоционального развития.

Развитый диалог позволяет ребенку легко входить в контакт как со взрослыми, так и со сверстниками. Связная диалогическая речь вбирает в себя все достижения ребенка в овладении родным языком, его звуковым строем, словарным составом, грамматическим строем.

В ходе обучения диалогической речи создаются предпосылки для овладения монологической (интеллектуальной, планирующей) речи.

Факторов, влияющих на развитие речи детей множество (в схеме указаны лишь основные, и от нас зависит, какое влияние они окажут.

3. Память и мышление как психические процессы.

Повторюсь: во время речевой деятельности в той или иной мере функционируют практически все психические процессы, все они взаимосвязаны.

Конечно же, развивать нужно все эти процессы, но мы коснёмся только развития памяти и мышления.

ПАМЯТЬ

Как известно, у младших дошкольников память непроизвольна. Ребенок не ставит перед собой цели что-то запомнить или вспомнить и не владеет специальными способами запоминания. Интересные для него события, действия, образы легко запечатлеваются, непроизвольно запоминается и материал, если он вызывает эмоциональный отклик.

На протяжении дошкольного возраста повышается эффективность непроизвольного запоминания, причем, чем более осмысленный материал запоминает ребенок, тем запоминание лучше. Смысловая память развивается наряду с механической.

Мышление – высший познавательный процесс отражения действительности, представляющий собой порождение нового знания, т. е. мы мыслим, прорабатываем имеющуюся информацию и выдаём что-то своё. Мышление всегда связано с проблемной ситуацией, задачей, которую нужно решить.

4. Приёмы развития памяти и мышления в речевой деятельности.

Теперь я перейду непосредственно к приёмам развития памяти и мышления дошкольников в речевой деятельности.

Для выполнения задач речевого и умственного развития нужно искать интересные, нетрадиционные приёмы. Хотелось бы обратить внимание на некоторые нестандартные интересные приёмы развития памяти. Здесь можно использовать упражнения, направленные на развитие способности к воссозданию мыслительных образов, осознанное восприятие, способность устанавливать связи между элементами материала. Нужно учить не механически запоминать слова и фразы, а представлять себе определённую картинку, каким либо образом связывать объекты.

Читайте также:  Развитие и воспитание ребенка первого года жизни

1. “Запомни фразы”

Цель: развитие способности к воссозданию мыслительных образов.

Ребенку предлагается закрыть глаза и прослушать ряд фраз,представив себе соответствующую картинку:

кошка лакает молоко, дети играют в футбол, мама вяжет свитер.

2. Следующий приём «Мультфильм».

Давайте попробуем запомнить слова в определённом порядке.Получится ли у вас:

Дано 12 слов: ЛИМОН, КАРАНДАШ, ДОРОГА, МАШИНА, ЖИРАФ, ФОТОАППАРАТ, СЛОН, БАНАН, ВЕДРО, ГАЗЕТА, ПТИЦА, ВОДА.

Если предложить запомнить эти слова по памяти, результат вряд ли будет стопроцентным. Справиться с этим заданием можно, если связать эти слова каким либо сюжетом.Например: представьте, что у нас есть большой жёлтый, кислый лимон, мы берём карандаш и протыкаем его, внутри карандаша длинная дорога, по которой едет машина, в машине стоит жираф, у него на шее висит фотоаппарат, он сфотографировал слона, слон ест банан, шкурку он бросил в ведро, затем он бросил в ведро газету, на которой была нарисована птица, которая пьёт воду.

Ребёнок представляет себе такой «мультфильм», и он легко запоминает слова в определённом порядке. Стоит напомнить ему только слово «лимон» и он без труда назовёт нужные слова.

3. Можно развивать память детей, используя мнемотехнику.Встречаются различные названия: мнемотехника, картинки схемы, схема-план. Когда человек в своем воображении соединяет несколько зрительных образов, мозг фиксирует эту взаимосвязь. И в дальнейшем припоминании по одному из образов этой ассоциации мозг воспроизводит все ранее соединенные образы.

При работе с картинками-схемами хотелось бы напомнить, что нужно обязательно учитывать возраст, уровень подготовленности детей и их индивидуальные особенности. Работу со схемами можно проводить уже с 1-й младшей группы. Например, беседа о комнатных растениях. В ходе занятия мы обозначаем,что необходимо растениям для жизни: свет и тепло (рисую солнышко, вода (лейка, рыхление (палочка). В конце беседы дети, посмотрев на схему, расскажут о том, как ухаживать за комнатными растениями.

В более старшем возрасте можно использовать и более сложные схемы, и более сложные приёмы. Например,беседа при закреплении знаний о диких и домашних птицах можно использовать рассматривание готовой схемы:

Рассматривая схему можно подтолкнуть детей к размышлениям, собственным выводам, на пример, спросить, что может означать эта схема?

А это схема для составления рассказа о профессиях:

Таким образом,использованные методы мнемотехники помогают решить следующие задачи:

• Ускорение процесс запоминания и усвоения материала, дети учатся видеть главное, систематизировать полученные знания.

Развитие у детей умения с помощью графической аналогии, заменителей понимать и рассказывать учебный материал по схемам и таблицам.

• Облегчение процесса заучивание стихотворений.

Развитие у детей основных психических процессов.

• Формирование приемов работы с памятью. Психологами замечено, что люди по восприятию речи люди делятся на две группы – одни воспринимают больше, слушая, а другие – читая, и что это влияние наиболее развитого полушария мозга. Читать дошкольники ещё не умеют, и здесь как нельзя лучше подходят картинки, простые схемы, пиктограммы.

Приёмы развития мышления:

1. Игра «Объяснялки»

Попросить детей объяснить, что может означать какое-либо слово.

Игра побуждает детей думать. Например, почему подосиновики называются именно так. Или что это за машина такая – водовоз. Вот молоковоз возит молоко, а что же возит водовоз?

2. Исключение лишнего.

“Лишняя игрушка”

Цель игры: развитие речи, мышления и навыков классификации.

Выбирать 3 игрушки, при этом две игрушки должны быть “из одного класса”, а третья – из другого. Например, с куклой и зайчиком кладут мячик.

Дети посовещавшись, называют “лишнюю игрушку” – ту, которая, по их мнению, “не подходит”. Так, в данном примере “лишняя игрушка” – это мячик (кукла и зайка – живые, а мячик – нет).

Если ребята легко справляются с тремя игрушками, их число можно увеличить до 4-5, но не более 7-ми. Игрушки можно заменить картинками.

В старшем дошкольномвозрасте можно проводить игру со словами: берутся любые три слова, например, «собака», «помидор», «солнце». Надо оставить только те слова, которые обозначают в чём – то сходные предметы, а одно слово, «лишнее», не обладающее этим признаком, исключить. Следует найти как можно больше вариантов исключения лишнего слова, а главное – больше признаков, объединяющих каждую оставшуюся пару слов и не присущих исключённому, лишнему. Не пренебрегая вариантами, которые сразу же напрашивающимися (исключить «собаку», а «помидор» и «солнце» оставить, потому что они круглые, желательно поискать нестандартные и в то же время очень меткие решения. Побеждает тот, у кого ответов больше.

Эта игра развивает способность не только устанавливать неожиданные связи между разрозненными явлениями, но легко переходить от одних связей к другим, не зацикливаясь на них. Игра учит также одновременно удержанию в поле мышления сразу несколько предметов, и сравнивать их между собой. Немаловажно, что игра формирует установку на то, что возможны совершенно разные способы объединения и расчленения некоторой группы предметов.

Читайте также:  Скачки развития ребенка после года

3. Составление предложений

Эта игра развивает речь, логическое мышление, способность быстро устанавливать разнообразные, иногда совсем неожиданные связи между привычными предметами, творчески создавать новые целостные образы из отдельных разрозненных элементов.

Обычно, работая над составлением предложений, мы довольствуемся одним ответом, но это практически не побуждает детей думать.

Итак, берутся наугад два, затем три слова, не связанные по смыслу, например, «озеро», «карандаш», «медведь». Надо составить как можно больше предложений, которые обязательно включали бы в себя эти три слова (можно менять падеж и использовать другие слова). Ответы могут быть банальными (“Медведь упустил в озеро карандаш», сложными, с выходом за пределы ситуации, обозначенной тремя исходными словами, и введением новых объектов («Мальчик взял карандаш и нарисовал медведя, купающегося в озере», и творческими, включающими эти предметы в нестандартные связи («Мальчик, тонкий, как карандаш, стоял возле озера, которое ревело, как медведь»).

4. Игра «Опиши предмет».

Игра способствует развитию речи, навыкам квалификации, логическому мышлению, учит ребенка давать развернутую характеристику объекта.

1. Предмет, класс, к которому он принадлежит, составные части предмета.

2. Форма, цвет, размер, материал.

3. Функции предмета.

4. Сравнительный анализ — по форме, цвету, материалу, функциям.

При проведении этой игры нужно обязательно учитывать индивидуальные особенности детей, уровень их развития. Наглядно демонстрируйте все, о чем рассказываете. Задавайте наводящие вопросы, подсказывайте, если дети затрудняются с ответом. Игру можно организовать в форме сказки.

Сказка о стуле

«Жил-был стул. Это был совсем старый стул. Вместе с другими стульями он стоял около стола. Однажды мимо проезжал зайка на детской машинке. Он ехал так неосторожно, что стукнулся о ножку стула. Потерев шишку на голове,малыш возмутился: «Ты кто? Чего ты дерешься?». «Я — мебель, — ответил стул, — и вовсе я не дерусь! Это ты о мою ножку стукнулся». «Ничего себе ножка! Целый столб, да она еще и не одна!» — воскликнул зайка. «Конечно, – ответил стул, — у меня их целых четыре штуки»

«А зачем тебе столько ножек? – поинтересовался зайчик, — ты же не ходишь!». «Да, к сожалению, я не хожу, — грустно согласился стул, — но мне надо крепко стоять на ногах, чтобы люди, которые на меня садятся — не падали»

«Гляди-ка! — изумился заяц, — на тебя еще и садятся?» «Конечно, ведь для этого я и нужен, — важно пояснил стул. – у меня есть широкое сиденье, на котором удобно

сидеть, и высокая спинка, чтобы не упасть». «Вот ты какой полезный. – восхитился зайка. — а я думал, что ты как стол, только меньше. Ведь Ваня всегда кладет на тебя

игрушки или книжки. А Ванина мама забирается на тебя с ногами, когда ей надо достать что-нибудь с верхней полки. А ты, оказывается, такой же, как кресло и табурет, ведь на них тоже сидят!».

5. Хорошо развивает мышление и языковое чутьё, а также делает речь богаче подбор синонимов. К примеру, к такому простому слову как ХОДИТЬ можно подобрать синонимы…Давайте вместе попробуем это сделать:

ИДТИ, БРОДИТЬ, ПЛЕСТИСЬ, ПРОГУЛИВАТЬСЯ, ПРОХАЖИВАТЬСЯ, ГУЛЯТЬ, РАЗГУЛИВАТЬ и т. д. Синонимов много, и каждое слово имеет свой оттенок.

Любую фразу в русском языке можно сказать по-другому. Например, фразу «Муха села на варенье»можно изменить так: «Жужжащее насекомое опустилось на сладкое лакомство».

Вот некоторые приёмы, используя которые, можно развить память, мышление, научить детей думать, ясно выражать свои мысли и при этом никому не будет скучно. Дошкольники будут не пассивными слушателями, будут учиться мыслить.

Источник

В возрасте от 2-х до 5-ти лет ребенок обладает повышенной чувствительностью к языку, поэтому именно этот период крайне важен для развития речи. 

Если к трем годам словарный запас малыша составляет от 1000 до 2000 слов, то к пяти эта цифра возрастет до 3000 слов. Обогащению языка способствуют новые задачи, возникающие в общении и собственной деятельности. При этом речь развивается не только количественно, но и качественно. Ребенок учится слышать и корректировать свое произношение, и к пяти годам в речи малыша уже могут встречаться лишь отдельные недостатки, вроде замены Р на Л или нечеткого произнесения шипящих. 

К логопеду необходимо обращаться, если малыш:

  • совсем не говорит;
  • не отвечает на простые вопросы и не понимает, что ему сказали;
  • демонстрирует сильное отставание. 
Читайте также:  Читать анна уханова развитие эмоций и навыков общения у ребенка

В этом случае только специалист сможет определить, что именно нужно делать, чтобы решить проблемы развития речи малыша. 

Дети познают язык, используя свои особые способы, такие как игры со звуками, рифмами, словотворчество. Эксперименты со словами рождают большое количество словесных форм, которые так умиляют родителей, и этот процесс крайне важен для всего хода речевого развития. 

Развитие речи ребенка и память

Как же можно помочь малышу в решении непростой задачи изучения языка и развития речи:

  • обращать внимание на правильное произношение звуков;
  • учить различать твердые и мягкие согласные, выделять первый звук в слове;
  • учить понимать и правильно употреблять в речи предлоги; 
  • строить разные типы предложений, исправляя неправильное согласование слов;
  • обращать внимание на различные способы образования однокоренных слов (прилагательных и существительных);
  • учить образовывать названия предметов в единственном и множественном числе;
  • знакомить с новыми словами и обобщающими понятиями;
  • побуждать использовать в речи синонимы и антонимы;
  • просить пересказывать прочитанные сказки и рассказы, составлять истории по картинкам;
  • стимулировать проявления собственной речевой активности;
  • развивать интонации, умение регулировать темп речи и силу голоса.

Многие из этих задач почти автоматически могут быть решены регулярным чтением. Именно в процессе чтения ребенок привыкает к правильному построению речи и знакомится со всем богатством родного языка.

Кроме того нельзя забывать о развитии мелкой моторики. Именно она способна улучшить произношение ребенка, а значит развить его речь. Для этого можно использовать и различные соответствующие возрасту игрушки, вроде мозаики, шнуровок, нанизывания бусинок, и специальные упражнения и массаж.

Развитие речи ребенка и память

Между развитием речи и памяти существует тесная взаимосвязь. Ведь именно возрастание в жизни малыша роли речи способствует в свою очередь и развитию памяти. 

В возрасте 3-5 лет память ребенка играет роль первой скрипки в огромном оркестре сложных умственных процессов. Главной особенностью развития памяти у детей в этот период является непроизвольный характер запоминания. То есть малыш запоминает все не специально. При этом запоминает он преимущественно образы, это связано с тем, что в этом возрасте у него доминирует эмоциональная память. Чем интереснее то, что происходит с ребенком, чем сильнее эмоции, которые он испытывает, тем легче происходит процесс запоминания. Дети легко запоминают любимые ими стихи, сказки, фрагменты мультфильмов, особенно, если сопереживают героям. 

Важно стимулировать развитие произвольной памяти, когда ребенок понимает, что перед ним стоит задача запомнить то, что от него хочет взрослый. Для этого нужно как можно чаще побуждать малыша к рассказам о просмотренном спектакле или мультфильме, пересказу прочитанной книги, заучиванию стихов, сочинению собственных историй и сказок. 

Развитие речи ребенка и память

Какие же приемы можно использовать, чтобы превратить тренировку памяти из скучного занятия в увлекательную игру? 

  • ежедневно вспоминать и обсуждать с малышом события прошедшего дня;
  • обращать внимание на события прошлого;
  • совместно просматривать фотографии и видео из семейного архива; 
  • чаще задавать малышу вопросы о его воспоминаниях;
  • побуждать ребенка к наблюдению и обследованию, обращая внимание малыша на разные качества и характеристики объектов.

Кроме того существует большое количество разнообразных упражнений, направленных на развитие памяти. Их систематическое выполнение способствует, в том числе, и совершенствованию навыков устной речи:

Зрительная память

В группе карточек добавляется, убирается или заменяется одна из картинок. Ребенок должен определить, что изменилось.

Вариация этой игры с использованием двух одинаковых картинок с некоторым набором отличий. Изучив некоторое время первую картинку, ребенок должен сказать, чем отличается второе изображение, показанное взрослым.

Ассоциативная память 

Взрослый называет предметы, а ребенок должен вспомнить и представить их, а затем описать свойства, внешний вид и особенности.

Двигательная память

Ребенок закрывает глаза, а водящий без слов (только подталкивая руками) проводит его по несложному маршруту и заставляет совершить некоторую последовательность действий (шаги вперед/назад, наклоны, приседания и т.п.). Затем ребенок должен открыть глаза и повторить путь, воспроизведя при этом все движения. 

Развитие речи ребенка и память

Развитие речи и памяти крайне важны для будущего ребенка, поскольку именно от них во многом будут зависеть дальнейшие успехи или неудачи в обучении.

Помочь родителям в развитии речи и тренировке памяти малышей призван набор «Речь и память», который входит в серию развивающих наборов Умнотека. Включенные в набор пособия, игры и подробные рекомендации для родителей превратят занятия в увлекательную игру и позволят не только расширить словарный запас и потренировать память, но и сформировать у ребенка грамотную и связную речь.

Развивайте малыша с наборами Бимбаскет, и он будет расти здоровым и умным!

Источник