Развитие речи ребенка дошкольного возраста презентация

Слайд 1

 Особенности речевого развития детей дошкольного возраста

Слайд 2

 Дошкольный возраст — это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи — фонетической, лексической, грамматической.

Дошкольное образовательное учреждение – первое и самое ответственное звено в общей системе народного образования. Овладение родным языком является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. Именно дошкольное детство особенно сенситивно к усвоению речи. Поэтому процесс речевого развития рассматривается в современном дошкольном образовании, как общая основа воспитания и обучения детей.

Слайд 3

 Расширение круга общения требует от ребенка полноценного овладения средствами общения, основным из которых является речь.

Слайд 4

 Основные этапы развития речи

Отечественный психолингвист и психолог Алексей Леонтьев выделил несколько важных периодов речевого развития, через которые проходит каждый малыш.

  1. Подготовительный этап длится от рождения до года, подразделяясь на три периода:
  • крик – это единственный способ взаимодействия новорожденного с окружающим миром и первая голосовая реакция. С его помощью кроха не только сигнализирует маме, что он ощущает дискомфорт, но и тренирует дыхание, голос и артикуляцию;
  • гуление (до 6 месяцев) – это воспроизведение малышом определенных звуков и различных их вариаций: бу-у-у, а-гу, а-гы и т.п. Психологи называют кроху в этот период музыкантом, который настраивает свой инструмент. Очень важно поддерживать детское желание общаться, проговаривая и повторяя «сказанное» вашим чадом;
  • лепет (до года) – заключительная стадия подготовки малыша к полноценной речи. Теперь кроха начинает произносить слоги, например, «па», «ба», которые связаны с определенными людьми. «Ма-ма», – произносит ребенок, обращаясь именно к маме.
  1. Преддошкольный этап начинается с момента появления первых слов (обычно с 12 месяцев) и заканчивается в трехлетнем возрасте.

Первые детские слова имеют обобщенный характер. К примеру, словом «дай» малыш обозначает и предмет, и свои желания, и просьбу. Вот почему понимают кроху только близкие люди и лишь в конкретной ситуации.

С полутора лет дети учатся произносить слова полностью, а не в усеченной форме. Словарь продолжает расти, ребенок складывает маленькие предложения без предлогов: «Катя кися» (у Кати есть кошка), «Катя ам-ам» (Катя хочет есть).

К трем годам в детской речи появляются вопросы: «Куда?», «Где?», «Когда?». Малыш начинает активно использовать предлоги, учится согласовывать слова в числе, падеже и роде.

  1. Дошкольный этап речевого развития длится с трех до семи лет. В это время объем активного и пассивного словаря значительно увеличивается. Если малыши четвертого года жизни используют в речи чаще простые предложения, то к пяти годам они уже общаются сложносочиненными и сложноподчиненными предложениями. А к концу дошкольного этапа дети обычно правильно выговаривают звуки, грамотно строят предложения и имеют широкий кругозор.

Слайд  5 

Характеристика речи детей первой младшей группы

 Словарь:
Активный словарь ребенка достигает примерно 1000–1500 слов. Он знакомится с различными свойствами предметов, устанавливает простейшие связи между ними.
Грамматический строй:  
 Дети осваивают основные грамматические структуры, пытаются строить простые предложения, в разговоре со взрослым используют практически все части речи.
Дети начинает высказывать элементарные суждения о предметах, простых явлениях.
Звукопроизношение:
К 3 годам из речи ребенка уходит так называемое физиологическое смягчение. Ребенок правильно воспроизводит гласные и все простые согласные звуки ([б], [б’], [п], [п’], [м], [м’], [т], [т’], [н], [н’], [к], [к], [г], [г’], [в], [в’], [ф], [ф’]).
Основна задача для детей этого возраста – развивать артикуляционный аппарат (проведение артикуляционной гимнастики) и привлекать внимание к звучащему слову.

Слайд 6

Характеристика речи детей второй младшей группы.

 Словарь:
Словарный запас 1500-1900 слов, состоящий в основном из существительных и глаголов,  Постепенно появляются прилагательные и наречия, в том числе слова, обозначающие временные и пространственные понятия. Начинает формироваться понятие об обобщающих словах.
 Грамматический строй:
Начищает использовать развернутые предложения. Дети овладевают грамматическими формами : мн.ч, В.п. и Р.п. существительного, изменяют основу глагола.
Связная речь:
Дошкольникам доступна простая форма диалога. Рассказывает об увиденном 2-4 предложения. Слушает длинные сказки и рассказы.
Звукопроизношение:
Ребенок  правильно произносит свистящие звуки [с], [с’], [з], [з’].

Слайд 7

Характеристика речи детей средней группы. 

Словарь:

Активный словарь ребенка достигает 1900-2000 слов. В речи детей уменьшается количество сокращений, перестановок, пропусков. Ребенок называет животных и их детенышей, профессии людей.

Грамматический строй:

Дети пользуются более усложненной и распространенной фразой.

Встречаются сложносочиненные и сложноподчиненные предложения, употребляются предлоги: по, до, вместо, после. Союзы: что, куда, сколько. Выполняет словесные задания с предлогами: сзади, между, рядом. Выполняет три последовательные команды. Понимает условные предложения со словами «если».

Читайте также:  Закономерности психического развития ребенка в таблице

Связная речь:

 Речь становится более связной и последовательной. Дети учатся отвечать на вопросы, пересказывать хорошо известные сказки, рассказы (с помощью взрослых).

Звукопроизношение:

 К пяти годам исчезают почти все возрастные неправильности произношения. Искажёнными могут оставаться звуки [Л] и [Р].

Слайд 8

Характеристика речи детей старшей группы. Словарь:

Запас слов у ребенка увеличивается до 2500-3000. Ребенок может дать несколько характеристик одного предмета (кошка полосатая, мягкая, пушистая, мурчащая). В активном словаре появляются обобщающие слова, дети правильно называют широкий круг предметов и явлений. Грамматический строй:

У детей возрастает количество простых распространенных, а также сложных предложений. При оформлении фразы ребенок использует все основные части речи.

Связная речь: 

Дети пересказывают рассказы, сказки, делятся собственными впечатлениями.       Звукопроизношение:

В норме ребенок к шести годам овладевает всеми звуками родного языка и правильно употребляет их в речи. Cпособен  замечать особенности произношения у других детей и некоторые недостатки в собственной речи.

В речи ребенка, как правило, не встречаются пропуски, перестановки слогов и звуков. Исключение составляют только отдельные трудные и малознакомые слова (экскаватор).

Слайд 9

Характеристика речи детей подготовительной группы. 

Словарь:

Словарь ребенка увеличивается до 3000-3500 слов. Активный словарь быстро пополняется. Дети активно пользуются как видовыми, так и родовыми понятиями, антонимами, синонимами. Классифицируют предметы.

Грамматический строй:

Дети усваивают основные закономерности изменения слов и соединения их в предложения.

Должны употреблять в речи предлоги простые (в, на, из), и сложные (из-за, из-под, около, возле).

Правильно согласовывать в части речи (существительные с прилагательными, глаголами, числительными в единственном и множественном числе) (Например: У Маши и Саши нет двух спелых яблок. Дети съели их в обед.)

Образовывать слова с помощью приставок и суффиксов, так же наречия от прилагательных (быстрый – быстро), образовывать сравнительные степени прилагательных (длинный – длиннее – самый длинный), образовывать глаголы движения с приставками (обошел, зашел, пришел).

Связная речь:

Дети должны понимать обращенную к ним речь в полном объеме.

Понимать сложные двусмысленные тексты.

Самостоятельно могут составлять описательные рассказы, развернутые и логичные по содержанию, пересказывать сказки.

Логично излагать свои мысли, используя сложные предложения с союзом «А».    

Звукопроизношение:

В условиях правильного речевого восприятия и при отсутствии органических недостатков ребенок к шести годам овладевает всеми звуками родного языка и правильно употребляет их в речи. В этом возрасте почти все дети готовы воспринимать работу по подготовке к обучению грамоте. Правильно различать звуки на слух, придумывать слова на заданный звук, или с данным звуком. Выделять звуки из слов, из ряда слогов и звуков.

Произносить сложные слова со стечением согласных, состоящих из трех и более слогов (защитник, мотоциклист), определять количество слогов в слове.

Слайд 11

 Требования Стандарта к результатам освоения программы

Слайд 12

 Цель речевого развития дошкольников

формирование устной речи и навыков речевого общения с окружающими на основе овладения литературным языком.

Слайд 13

Проанализируем задачи речевого развития:

– Овладение речью, как средством общения

Научить ребёнка владеть речью, как средством общения и культуры –главная задача. Это значит, надо сформировать устную речь детей на таком уровне, чтобы они не испытывал трудностей в установлении контактов со сверстниками и взрослыми, чтобы их речь была понятна окружающим. Мы формируем правильную устную речь детей на основе овладения ими литературным языком русского народа. Поэтому так важно, чтобы ребёнок слышал такую речь, чтобы он чувствовал, что его тоже слышат, и всегда готовы вступить с ним во взаимодействие.

– Обогащение активного словаря

Владеть речью – это, во-первых, владеть словарём. Обогащение активного словаря дошкольника происходит за счёт основного словарного фонда языка и зависит от нашего с вами словаря и словаря родителей. Для расширения словаря детей создаются благоприятные условия при комплексно-тематическом планировании работы. Например, если сейчас мы реализуем тему «Зима», то и словарь детей должен пополняться и активизироваться в рамках данной темы.

– Развитие звуковой культуры речи

– Развитие связной речи

Ребёнок осваивает речь, начиная со звукового строя языка. Темп усвоения звуков у каждого ребёнка свой, но к пяти годам основания к тому, чтобы чётко и внятно произносить все звуки родного языка есть практически у каждого здорового дошкольника. В ФГОС реализация этой задачи называется «Развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха» и предполагает, что ребёнок усваивает интонационный строй родного языка, систему ударений, произношение слов и умение выразительно говорить, читать стихи. Наша связная речь состоит из двух частей – диалога и монолога. Строительным материалом для неё является словарь и освоение грамматического строя речи. Грамматический строй это умение изменять слова, соединять их в предложения, ребёнок усваивает на слух, осмысливая речь взрослых. Кроме этого можно проводить специальные речевые упражнения, помогающие детям усвоить наиболее сложные конструкции. Например, игры «Что было бы…» (усвоение сослагательного наклонения), «Чего не хватает?» (употребление существительных в родительном падеже) и т.п.

Читайте также:  У моего ребенка задержка психического развития

– Развитие речевого творчества

Развитие речевого творчества – работа непростая. Она предполагает, что дети самостоятельно составляют простейшие короткие рассказы, принимают участие в сочинении стихотворных фраз, придумывают новые повороты в сюжете сказки и т.п. Всё это становится возможным, если мы создаём для этого условия.

– Знакомство с художественной литературой

Знакомство с художественной литературой, книжной культурой это понимание на слух текстов различных жанров детской литературы. Главная проблема здесь состоит в том, что книга перестала быть ценностью во многих семьях, дети не приобретают опыт домашнего чтения-слушания. Поэтому перед нами, педагогами дошкольного образования стоит очень серьёзная задача изменить ситуацию здесь, в дошкольном учреждении: книга должна стать спутником детей, заполнять их досуг, оживать в инсценировках, играх-драматизациях. Художественное слово должно звучать постоянно.

– Формирование звуковой аналитико-синтетической активности

И ещё одна задача речевого развития – формирование звуковой аналитико-синтетической активности, как предпосылки обучения грамоте. Вся наша работа по развитию речи в детском саду подготавливает ребёнка к школе, где необходима правильная устная речь, умение слушать других, вникать в содержание их речи. Речь уже в детском саду становится предметом анализа детей, что представляет для них серьёзную трудность из-за особенностей мышления.

Итак, мы выделили 7 основных задач речевого развития детей. Они реализуются во всех группах в течение всего времени пребывания детей в детском саду, а не только в ходе НОД. Образовательная область «Речевое развитие» тесно интегрирует с каждой из четырёх оставшихся областей, и это взаимопроникновение способствует формированию высших психических функций, помогает решать проблемы социально-личностного, художественного и физического развития.

Слайд 14

 Направления работы по развитию речи

1. Развитие словаря: освоение значений слов и их уместное употребление в соответствии с контекстом высказывания, с ситуацией, в которой происходит общение.

Слайд 15

 2. Воспитание звуковой культуры речи: развитие восприятия звуков родной речи и произношения

3. Формирование грамматического строя: Морфология (изменение слов по родам, числам, падежам) Синтаксис (освоение различных типов словосочетаний и предложений) Словообразование 

4. Развитие связной речи: Диалогическая (разговорная) речь Монологическая речь (рассказывание)

Слайд 16

5. Формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте

 

6. Воспитание любви и интереса к художественному слову

Детская литература – это художественные, научно-художественные и научно-популярные произведения, написанные специально для детей — от дошкольного до старшего школьного возраста.

Слайд 17   «Нравственность человека видна в его отношении к слову» Л.Н. Толстой

Источник

Слайд 1

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 55» СИСТЕМА МЕТОДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО РЕЧЕВОМУ РАЗВИТИЮ В ДОУ Старший воспитатель Барсюкова Светлана Вячеславовна

Слайд 2

Высказывания великих людей о речи « Слово – одно из величайших орудий человека. Бессильное само по себе, оно становится могучим и неотразимым, сказанное умело, искренно и вовремя» (А.Ф. Кони) «Скажи мне слово – и я скажу, кто ты!» (Сократ) «Те, кто уверяет, что имеет в голове много мыслей, но выразить их не умеет из-за отсутствия красноречия, – не научились понимать самих себя» (М .Монтень) «Кто из нас не хочет научиться говорить красноречиво и убедительно! Ведь слово сопровождает нас повсюду, а наш язык – признак ума или глупости. Всякая интеллектуальная профессия – речевая, поэтому «цветами красноречия усыпан путь в любой карьере» (А.П. Чехов) Кто хранит уста свои и язык свой, тот хранит от бед душу свою» (Из «Книги притчей Соломоновых») «Кто не умеет говорить, карьеры не сделает» (Наполеон)

Слайд 3

Согласно ФГОС ДО образовательная область «Развитие речи» включает в себя: . Речевое развитие Развитие речевого творчества Формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте Владение речью, как средством общения и культуры Знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов Обогащение активного словаря Развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха Развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи

Читайте также:  2 месяца ребенку развитие и игры массаж гимнастика

Слайд 4

Актуальность вопроса Современной системе дошкольного образования требуются специалисты способные понимать и видеть особенности речевого развития детей; изучать речь ребенка и ориентироваться в условиях общения и конкретной речевой ситуации; моделировать процесс педагогического воздействия на речь и определять содержание речевой работы с детьми, учитывая его возрастные и индивидуальные особенности.

Слайд 5

Цель: Повысить эффективность работы педагогического коллектива по развитию речевых способностей детей раннего и дошкольного возраста.

Слайд 6

Составляющие профессиональной компетенции педагогов по вопросам речевого развития дошкольников Научная подготовленность Методическая подготовленность Профессиональные умения и навыки – информативность о теоретических основах речевого развития детей дошкольного возраста . -знание содержания методов, приемов обучения, методики развития речи; – информированность о формах работы по развитию речи; – и нформированность о средствах обучения детей родному языку. культура речи педагога; коммуникативные навыки; гностические навыки; конструктивные навыки; проектировочные навыки; организационные умения.

Слайд 7

Задачи по работе с педагогическими кадрами Выявить состояние работы по развитию речи дошкольника. Разработать систему методических мероприятий с педагогами по повышению их профессиональной компетентность и педагогического мастерства, по активизации их работы по данному направлению. Обогатить развивающую предметно-пространственную среду в ходе реализации проектной деятельности. Развивать систему продуктивного взаимодействия с родителями на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи.

Слайд 8

Традиционные формы работы по повышению профессиональной компетентности кадров Семинары – практикумы; консультации; выставки; открытые просмотры непосредственно образовательной деятельности; смотры – конкурсы; педагогические советы.

Слайд 9

Инновационные методы работы по повышению профессиональной компетентности кадров тренинги; педагогический марафон; аукцион педагогических идей; банк педагогических идей; электронные рассылки материалов; вебинары ; презентации на собственных сайтах педагогов

Слайд 10

Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Подлинно творческое развитие ребенка дошкольного возраста наиболее успешно осуществляется в условиях обогащенной предметной развивающей среды. Под речевой развивающей средой понимается не только предметное окружение. Важно чтобы она была особым образом организована, чтобы наиболее эффективно влиять на развитие разных сторон речи каждого ребенка.

Слайд 11

В соответствии с ФГОС ДО создана развивающая речевая предметно-пространственная среда, отвечающая принципам:

Слайд 12

Центры грамотности Группа раннего возраста Младшая группа Средняя группа

Слайд 13

Литературные центры Группа раннего возраста Средняя группа Младшая группа

Слайд 14

Авторские пособия Группа раннего возраста Воспитатели Гребнева И.В., Кузнецова Н.Р. Дидактическое пособие по обучению способам словообразования Дидактические пособия на звукоподражание и обогащение словаря Дидактические пособия на активизацию разных частей речи Дидактическое пособие на развитие связанной речи Дидактическое пособие на различение предметов по признакам

Слайд 15

Формы работы с детьми Самостоятельная творческая игра Игры- этюды способствуют развитию умения выразительно передавать образы Участие детей в играх-драматизациях на детском празднике

Слайд 16

Взаимодействие с семьями воспитанников Общее родительское собрание: «Основные направления работы ДОУ». Групповые родительские собрания: – Влияние развития мелкой моторики рук на речевую деятельность; – Развитие речевых способностей детей в детском саду и дома; – Роль семьи в развитии речевого общения ребенка. Работа консультативного пункта по развитию речи дошкольников. Открытые показы образовательной деятельности по речевому развитию дошкольников. Семинар – практикум «Условия повышения эффективности сотрудничества ДОУ и семьи по вопросам развития речи воспитанников». Оформление наглядной информации для родителей: – Развиваем речь ребенка. – Как привить дошкольнику любовь к книге. – Подбор дидактических игр и упражнений по развитию речи. – Как правильно провести беседу по прочитанному произведению.

Слайд 17

Результативность Повысился уровень профессиональной компетенции педагогических кадров в вопросах развития речи детей. Существенно обогатилась развивающая среда. Созданы необходимые условия для развития речевых способностей детей дошкольного возраста. Работа с родителями поднялась на более высокий уровень, возросла информированность родителей о речевом развитии детей. Сформировался благоприятный микроклимат в коллективе детей и взрослых. Активизировалась речевая деятельность педагогов и детей. Наблюдается положительная динамика развития способностей воспитанников в ходе освоения образовательной области «Речевое развитие».

Слайд 18

Задачи на будущее Продолжать работу по повышению эффективности педагогического процесса в ДОУ. Развивать творческий потенциал каждого воспитателя, актуализировать потребность в профессиональном росте и саморазвитии. Нацелить педагогов на активное участие в конкурсах различного уровня. Направить методическую работу на обучение педагогов современным подходам к воспитательной деятельности. Способствовать выбору педагогами перспективных форм и содержания работы с воспитанниками.

Источник