Развитие речи ребенка дошкольника средствами устного народного творчества

Елена Комарова
Развитие речи детей дошкольного возраста средствами устного народного творчества

Развитие речи детей дошкольного возраста средствами устного народного творчества

В последние годы, наряду с поиском современных моделей воспитания, возрастает интерес к фольклору, возрождаются лучшие образцы народной педагогики. Фольклор – одно из действенных и ярких средств её, таящий огромные дидактические возможности. К. Д.Ушинский пишет: «Вводя дитя в народный язык, мы вводим его в мир народной мысли, народного чувства, народной жизни, в область народного духа». Такой литературой, приобщающей ребёнка к духовной жизни своего народа, прежде всего, являются произведения устного народного творчества во всём его жанровом многообразии: потешки, пестушки, колыбельные песни, загадки, сказки и другие. Фольклор – это яркий выразительный материал, который несёт в себе важный познавательный и эмоциональный материал, необходимый для речевого развития детей дошкольного возраста.

Идею использования народной культуры в дошкольном образовании активно поддерживали известные педагоги как Е. А. Усова, Е. И. Тихеева, Е. Н. Водовозова. Это свидетельствует о возможности использования фольклорных произведений в развитии речи детей. С помощью малых форм фольклора можно решать практически все задачи методики развития речи, и наряду с основными методами и приёмами речевого развития дошкольников можно и нужно использовать этот богатейший материал словесного творчества народа.

Овладение родным языком является одним из самых важных приобретений ребёнка в дошкольном детстве. Задачи речевого развития детей могут реализовываться в различных видах деятельности, одной из наиболее эффективных является восприятие художественной литературы и фольклора.

В настоящее время наблюдается тенденция увеличения количества детей со слабым речевым развитием, когда речь ребёнка совершенно не развита, в результате воздействия какого-либо потенциального фактора,а именно:

– ухудшение состояния здоровья детей;

– существенное сужение объёма «живого»общения: дети, да и взрослые все больше стали общаться с компьютером и другими средствами технического прогресса.

В наши дни произведения устного народного творчества (колыбельные песни, пестушки, потешки) практически не используются. В семьях забывают песни и колыбельные. Эти произведения, доступные по форме и понятные по содержанию, являются ценным материалом для развития речи детей.

В дошкольном детстве расширяется круг общения детей. Дети, выходя за рамки узкосемейных связей, начинают общаться с более широким кругом людей, особенно со сверстниками. Это требует от ребенка полноценного владения средствами общения, основным из которых является речь.

В учреждении разработана ООП ДО, содержание которой в группах дошкольного возраста строится на основе программы «Радуга», под редакцией Т. Н. Дороновой и др. Проанализировав требования примерной основной общеобразовательной программы воспитания и обучения в детском саду «Радуга», изучив практические и теоретические сведения о развитии речи детей дошкольного возраста, научно-методическую литературу на эту тему, мною были намечены пути практического осуществления будущей работы.

И в этом году я начала углубленно работать по развитию речевых умений и навыков. Разработала перспективный план работы по речевому развитию с использованием устного народного творчества, включила его в общую систему комплексно-тематического планирования в своей группе.

Поставила перед собой основную цель: использование произведений русского народного фольклора, как возможность развития речи детей дошкольного возраста.

В связи с этим в начале работы были поставлены такие задачи:

1. Знакомить детей с устным народным творчеством;

2. Учить внимательно слушать, и запоминать художественные произведения, отгадывать загадки,принимать участие в драматизации сказок:

3. Заучивать потешки;

4.Воспитывать положительное отношение к режимным моментам: умыванию, одеванию, приему пищи и т. д.

Ожидаемый результат:

– у детей повысится интерес к устному народному творчеству – потешкам, колыбельным песням, пословицам, скороговоркам, речевым народным играм;

– повысится уровень речевого развития детей дошкольного возраста;

– повысится интерес родителей к использованию малых форм фольклора в речевом развитии детей дома.

Наблюдение за детьми в начале года показало, что многие дети не умеют грамматически правильно оформить предложения, у них бедный словарный запас, недостаточная сформированность связного высказывания. Они не знают пословиц, поговорок, потешек и т. д., не всегда точно отгадывают загадки, не знают русских народных сказок. А это значит, что знакомство детей с фольклорными формами – необходимое условие для развития и формирования связной речи у дошкольников любого уровня речевого развития.

На первом этапе была проведена большая работа по созданию развивающей предметно – пространственной среды в группе, с учётом Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. Подобрала книги, наглядный материал (картинки, иллюстрации, вместе с родителями приобрели и изготовили настольно-печатные игры, которые помогали бы детям закреплять речевые навыки знания произведений народного жанра, формировать умения самостоятельно использовать эти знания. Пополнили книжный уголок. В книжном уголке разместили книги-игрушки, книги-раскладушки, книги-картинки, книжки-малышки. В театральном уголке поместили фигурки персонажей знакомых потешек, прибауток, сказок, разные виды театров дидактические настольно-печатные игры по мотивам этих же произведений.

Все это сразу привлекло внимание детей. Они с радостью шли в «книжный дом» рассматривали иллюстрации, пересказывали содержание знакомых потешек, скороговорок, сказок.

В своей работе выделила два направления:

1) Использование фольклора в непосредственно образовательной деятельности.

2) Использование фольклорных произведений в повседневной жизни.

Непосредственно образовательную деятельность проводим согласно тематическому планированию. В программный материал включены такие виды фольклорных жанров как пестушки, потешки, загадки, скороговорки, чистоговорки, сказки. НОД с использованием русского фольклора мы рассматриваем не как традиционную форму обучения, а как яркое общение с дошкольниками. Ведь на глазах у детейразыгрывается красочное действие: звери разговаривают человеческими голосами, поют, пляшут, играют и т. д. Привнесение настроения затейливости, шаловливого веселья, и иногда и некоторого баловства – вот в чём приоритет фольклорных занятий. НОД строим на активном соучастие и сотворчестве педагога и ребёнка. Прикладываем усилия, чтобы дети поняли смысловое содержание всего произведения. На НОД создаем условия, чтобы у детей возникала потребность речевого взаимодействия с взрослым, желание делового общения, но эта речевая активность возникает только в том случае, если дети заинтересованы деятельностью. Стараемся вызвать у ребёнка чувство сопереживания с действиями персонажа. Передавая смысловое содержание текста, предлагаем малышу включиться в игровое взаимодействие по ходу текста, например,ребенок берет в руки куклу и ласковым нежным голосом припевает: Баю-баю-баю-бай. Поэтому при чтении произведений используем все средства выразительности речи: мимику, жесты, силу голоса, тембр, стараемся прочесть эмоционально, ведь дети не просто отзывчивы на эмоциональное поведение взрослых, они проявляют эмоциональную чуткость ко всем действиям педагога.

Читайте также:  Образовательное пространство как пространство развития ребенка и подростка

При разучивании потешек используем не только действия с игрушками, кукольный театр, но и мнемокарты.

Используем малые формы фольклора не только в НОД, но и других продуктивных видах деятельности. На конструировании строим домик (избушку,обыгрываем ее приговаривая: «Кошка в окошке рубашку шьет», «Курочка в сапожках избушку метет». В НОД по образовательной области «Художественно – эстетическое развитие» (лепка)– лепим оладушки, обыгрываем потешкой «Ладушки-ладушки испечем оладушки», «Пошел котя на торжок, купил котя пирожок». На рисовании рисуем «колобок». Для того, чтобы вызвать положительный настрой к деятельности используем загадку,обыгрываем песенкой: «Он от бабушки ушел, он от дедушки ушел…», «Я колобок, колобок…» Таким образом, использование в разных видах деятельности фольклора, делает совместную деятельность ребенка и педагога эмоциональной, интересной, что способствует лучшему усвоению материала.

С целью обогащения знаний детей о художественных произведениях детям были прочитаны следующие произведения, русские народные сказки: «Колобок», «Маша и медведь», «Волк и семеро козлят», «Жихарка», «Заюшкина избушка», «Теремок», «Репка», «Три медведя», «Лисичка со скалочкой», «Лиса, заяц и петух», «Петушок и бобовое зёрнышко», «Пых», «Гуси – лебеди», «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», «По щучьему веленью», «Бычок – чёрный бочок, белое копытце».

После прочтения художественных произведений дети узнавали, что в сказках побеждает всегда добро зло, узнавали, что нехорошо быть жадным, злым, нужно заботиться о ближних, высмеивались неряхи, воспитывались такие качества как аккуратность, трудолюбие, прилежание.

Затем проводились игры – драматизации отдельных эпизодов из сказки, если сказка объёмная или целой сказки.

Были проведены драматизации по сказкам: «Колобок», «Репка», «Заюшкина избушка», «Три медведя», «Кот петух и лиса», «Теремок».

В ходе обыгрывания сюжетов и сказок, драматизаций дети научились передавать характеры и голоса персонажей, их мимику, говорить голосами героев сказки (лиса – хитрым голосом, волк и медведь – грубым, высказывать отношения к героям сказки, передавать их настроение.

В ходе этих драматизаций развивалась у детей речь, память, творческое воображение.

Часто я прибегала к такому приёму, как прослушивание сказок в аудиозаписи. Музыка, сопровождающая сказку, песенки её персонажей помогали детям вслушаться в музыку, вдуматься в характер героев, насладиться нежностью, напевностью народного языка.

С целью развития речи детей я в своей работе использовала чистоговорки, скороговорки.Были проведены дидактические игры: «Назови слово с заданным звуком», «Назови слово на определенную тему», «Докончи предложение» и другие. Были разучены чистоговорки и скороговорки со звуками «ч», «ц», «ш», «щ», «з», «с», «ж», а также скороговорки на мягкие звуки «л», «д», «т».

В ходе таких упражнений совершенствовалась речь детей, дети научились четко выговаривать слова со звуками «ч», «ц», «ш», «щ», «ж», «з», «с», «л», «д», «т», развивался фонематический слух у ребёнка, дети научились подбирать слова с этими звуками.

Проводились вечера – развлечений, где в гости к ребятам приходила бабушка – загадушка, литературные развлечения: «Путешествия по сказкам», «Угадай сказку», досуг по русским народным сказкам.

Были показаны настольный театр по сказкам: «Волк и семеро козлят», «Кто сказал мяу?», театр на фланелеграфе «Лиса, заяц и петух», «Жихарка», «Кошкин дом», «Лиса и журавль», «Репка», «Теремок», «Три поросёнка».

В ходе таких показов воспитываются у детей интерес к героям сказок, они учатся сопереживать к героям сказок.

На прогулке, когда дети наблюдали за птицами, деревьями или сезонными явлениями,я предлагала им соответствующую загадку: «Бел да не сахар, ног нет, а идёт» (снег, «Кричит «кар», всем червякам враг» (ворона, «Стоят в лугах сестрички – жёлтый глазок, белые реснички» (ромашки). Чтобы углубить и уточнить знания детей об окружающем мире проводились игры «Кто и что это», «Я загадаю, а ты угадай».

Много радости доставляли детям загадки «Подскажи словечко». «Летом в болоте вы её найдёте, зелёная квакушка. Кто это? (ЛЯГУШКА)

В процессе работы я учила детей рассматривать прямой и переносный смысл высказываний, подбирая к каждой пословице ситуации из жизни ребенка (простые и доступные, используя наглядность прямого и переносного значения фразеологического оборота, художественную литературу, выход в практическую деятельность (обыгрывание пословиц). Объясняла детям, что в нашем языке есть много слов, которыми обозначают предметы (стол, нос, совершаемые действия (клади, руби, заруби). Но, если объединить такие слова в одном выражении («Заруби на носу», то они будут иметь совсем другой смысл. «Зарубить на носу» – значит запомнить. Или такое выражение – «Повесить голову». Как вы его понимаете? Как можно сказать по-другому? Анализировала с детьми несколько выражений типа «Водить за нос», «Дать волю рукам», «Нос повесить».После делали обобщение: чтобы верно понять пословицу, не нужно определять значение каждого слова. Главное, надо подумать, о чем здесь идет речь. Есть такая пословица «Сказать – узлом завязать».Я объясняла детям ее смысл: раз пообещал, то нужно выполнить, крепко держать свое слово. А говорят так с тех давних пор, когда многие люди писать и читать не умели, и чтоб не забыть о чем-то, узелок на память на платочке завязывали (демонстрируя платок с узелком). Теперь так уже не делают, а пословица осталась. Главное, чтобы дети поняли, что фразеологические обороты (пословицы и поговорки) – это неделимая единица, которая дает определенный смысл. Если что-то убрать или поменять местами, то он теряется и получается совсем другое словосочетание.

Читайте также:  Влияние расщелины губы и неба на развитие ребенка

Использую ряд пословиц и поговорок.

В качестве поучения и наставления:

За правое дело стой смело.

Поспешишь – людей насмешишь.

Спеши, не спеши, а поторапливайся.

Мороз не велик, а стоять не велит.

В качестве порицания:

Много шуму – мало толку.

Шумят, как воробьи на дождь.

Весь дом вверх дном.

Наш пострел везде поспел.

Использовала пословицы и поговорки в режимных моментах, относящиеся к еде и сну.

Пели, пели, да есть захотели.

Что поставят, то и кушай.

Милая подружка – подушка.

Одним ухом спит, другим слышит.

Постепенно задания усложнялись. Детям раздавались картинки, а они называли подходящую пословицу.Затем было предложено детям подбирать пословицы по смыслу: о честности, храбрости, матери и т. д. Используя в своей работе данные методы и приемы, я заметила, что постепенно дети сами начали употреблять выражения народной мудрости в нужной ситуации.

Работа с родителями

Известно, что наибольший эмоциональный отклик у ребёнка вызывает общение с родными, близкими людьми. Вначале работы по данной теме мы провели анкетирование родителей, из которого выяснилось, что не все родители знают виды устного народного творчества, не все в системе читают детям русские народные сказки, употребляют в общении с детьми потешки, поют колыбельные песни, загадывают загадки.На основе анализа анкет строилась работа: составили перспективный план по работе с родителями.

В уголок для родителей разместили:

консультацию «Роль фольклора в развитии речи детей»;

в индивидуальных беседах с родителями рассказывали им о значении эмоционального общения с ребёнком;

провели конкурс на лучшую книжку-малышку «Потешки и песенки»;

провели родительское собрание на тему: «Роль загадки в развитии речи детей дошкольного возраста»;

организовали для родителей выставку «Книга напрокат», в которую выставляем книги с потешками, загадками, русскими народными сказками для чтения дома.

Таким образом, работа по данному направлению еще ведется,но уже позволяет сделать следующие выводы: предложенный художественный материал понятен и доступен детям. В ходе наблюдений было выявлено, что речь детей стала более выразительной, большее количество детей стали употреблять в речи прилагательные и местоимения, говорить сложными предложениями. Дети научились отгадывать загадки, что влияет на всестороннее развитие речи. Обогатился словарный запас детей благодаря использованию потешек и колыбельных песен. С помощью фольклора развился фонематический слух, так как устное народное творчество имеет напевность, его можно произносить с разной интонацией.

В дальнейшем планируем продолжить работу по использованию фольклора в развитии речи детей:

• Продолжать пополнять группу дидактическим материалом по развитию речи;

• Продолжать пополнять уголок ряженья;

• Продолжать пополнять картотеку фольклорных, дидактических игр;

• Разнообразить работу с родителями и детьми через проведение совместных фольклорных развлечений.

Источник

Родное слово –

основа всякого умственного развития и сокровищница всех знаний.

        К.Д. Ушинский

    Россия – наша Родина. Чтобы считать себя ее сыном или дочерью, необходимо ощутить духовную жизнь своего народа и творчески утвердить себя в ней, принять русский язык, историю и, конечно же, культуру. Существенным содержанием русской культуры являются народное творчество и быт, созданные на протяжении многовековой истории. Детство – то время, когда возможно подлинное, искреннее погружение в истоки национальной культуры. Овладение родным языком является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве.

   В конце ХХ века в нашей жизни появилось большое количество заимствованных терминов из иностранных языков, что угрожает языку, а значит и культуре. Поэтому проблема развития речи детей старшего дошкольного возраста средствами устного народного творчества на сегодняшний день приобрела особую значимость.                                                                                                                                                        

   Произведения устного народного творчества имеют огромное познавательное и воспитательное значение, способствуют развитию образного мышления, обогащают речь детей. Устное народное творчество – это история народа, его духовное богатство. Весёлые песенки, замысловатые загадки, пословицы, заклички, потешки, прибаутки, перевёртыши, считалки, скороговорки, дразнилки, смешные и поучительные сказки – все это сочинил великий и бессмертный русский народ.

   Есть в русском фольклоре особые стишки – потешки, которыми забавляют, потешают маленького ребёнка. Некоторые потешки связаны с игрой. Постепенно ребенок запоминает стишки – потешки, сопровождающие игру, и сам произносит некоторые слова, отвечает на вопросы. Таким образом, потешки способствуют развитию связной речи, регулируют интонацию, тембр, силу голоса и ритм речи в зависимости от её содержания, закрепляют правильное произношение отдельных звуков.

   Когда ребенок становится старше, он сам без подсказки начинает пользоваться народными поэтическими произведениями. Связные повествовательные тексты ему  не всегда  под силу, а вот коротенькие стишки он легко запоминает и может применить при случае. Таковы заклички – обращения к природе, животным с просьбой или требованием. Когда-то давно заклички были логическими формулами, своего рода заговорами, которыми древний земледелец заклинал солнце, дождь, чтобы дать нужные земле тепло и влагу. Позже  заклички стали детскими игровыми стишками. Дети, фантазёры и выдумщики, чуткие к слову, дополняют старинные заклятья новыми строками и получаются стишки, наивные с точки зрения взрослого, но выражающие детский взгляд на мир. Заклички – это небольшие песенки, предназначенные для распевания группой детей. В закличке не просто обращение к природным стихиям, но и выраженная в слове, ритме, интонации гамма чувств и переживаний. Сочетание действий ребёнка со словами заклички приучают его вслушиваться  в звуки речи, улавливать его ритм, отдельные звукосочетания. Заклички дают возможность ребёнку в поэтической форме выразить своё эмоциональное отношение к природе, развивают его речь и артикуляционный аппарат, мышление, фантазию.

Читайте также:  Создание педагогических условий для развития словесного творчества ребенка

   Пословицы и поговорки – особый вид устной поэзии, веками шлифовавшейся и впитавшей в себя трудовой опыт многочисленных поколений. Через особую организацию, интонационную окраску, использование специфических языковых средств выразительности (сравнений, эпитетов) они передают отношение народа к тому или иному предмету или явлению. Используя в речи пословицы и поговорки, дети учатся ясно, лаконично, выразительно выражать свои мысли и чувства, интонационно окрашивая речь; развивается умение творчески использовать слово, умение образно описать предмет, дать ему яркую характеристику. Пословицы и поговорки образны, поэтичны. Они наделены сравнениями, яркими эпитетами, в них много олицетворений, метких определений. Недаром великий поэт А.С. Пушкин говорил о них: «А что за роскошь, что за смысл, какой толк в каждой поговорке нашей! Что за золото!» Использование пословиц и поговорок активизирует речь ребёнка, способствует развитию умения ясно формулировать свои мысли, помогает лучше понять правила житейской мудрости.

   Скороговорки – тоже игра со словом. В них используются слова, похожие по звучанию, одни и те же или сходные звуки, но в разных комбинациях. Произнести их трудно, при быстром произнесении органы речи не успевают перестроиться, получается что-то не то, и это вызывает у детей веселье, смех. Скороговорки – это удивительный жанр фольклора, созданный народной мудростью не для пустословия, а для тренировки движений речеобразующего органа, который был бы способен воспроизводить все звуки родного языка. Скороговорки способствуют закреплению правильного произношения звуков, для тренировки и совершенствования голосового аппарата, развивают фонематический слух у ребёнка.

   Загадка – одна из малых форм устного народного творчества, в которой в предельно сжатой, образной форме даются наиболее яркие, характерные признаки предметов или явлений. Разгадывание загадок развивает способность к анализу, обобщению, формирует умения самостоятельно делать выводы, умозаключения, четко выделять наиболее характерные, выразительные признаки предмета или явления, ярко и лаконично передавать образы предметов, развивает у детей «поэтический взгляд на действительность».       Ю.Г. Илларионова, автор пособия «Учите детей отгадывать загадки» считает, что использование загадок в работе с детьми способствует развитию у них навыков речи-доказательства и речи-описания. Уметь доказывать – это не только уметь правильно, логически мыслить, но и правильно выражать свою мысль, облекая ее в точную словесную форму. Речь-доказательство требует особых, отличных от описания и повествования речевых оборотов, грамматических структур, особой композиции. Чтобы дети быстрее овладевали описательной формой речи, надо обращать их внимание на языковые особенности загадки, учить замечать красоту и своеобразие художественного образа, понимать, какими речевыми средствами он создан, вырабатывать вкус к точному и образному слову.

   Фольклорные прибаутки – небольшие стихотворения из двух-четырёх, редко восьми строчек. Это красочные, яркие словесные картинки, составляющие мир повседневных впечатлений ребёнка. Для прибауток характерны уважительное отношение ко всему живому, ласковые слова, добрые прозвища: котя – коток, курочка – рябушечка. Прибаутки лишены описательности и нравоучения. Слово в них передаёт звук, движение, объём, цвет и даже вкус. Прибаутка предлагает детям увидеть смешное в жизни, научиться передавать увиденное    с помощью слова. Использование прибауток – лучший способ развития координации движения, общей и мелкой моторики. Ребёнок учится согласовывать свой движения с ритмом прибаутки. Прибаутки способствуют развитию образной речи.

   Чистоговорки слагаются для упражнения в скором и чистом произношении, поэтому в них сталкиваются звуки, затрудняющие быстрый говор. Чистоговорки можно использовать в работе над речевым дыханием,  для формирования правильного звукопроизношения, для развития и совершенствования речевого слуха, для тренировки в смене громкости голоса,  в смене скорости речевого высказывания, в правильной постановке логического ударения, вопросительных и утвердительных интонаций.

   Нелепицы, чепуха, небывальщина – прекрасное средство для воспитания и развития чувства юмора, здоровая пища для детской души, удовлетворяющая ненасытную потребность ребёнка в смехе, веселье, радости. Ребёнку доставляет удовольствие сознавать, что он не глупец: он-то знает, как всё бывает на самом деле, и никогда не допустит, чтобы его обманули на чепухе. Нелепицы открывают ребёнку возможность через игру словами, звуками, звукосочетаниями уловить специфику звучания речи и характерные для неё выразительность, образность, юмор.

   Колыбельные песни наряду с другими жанрами заключают в себе могучую силу, позволяющую развивать речь детей дошкольного возраста. Колыбельные песни обогащают словарь детей за счет того, что содержат широкий круг сведений об окружающем мире, прежде всего о тех предметах, которые близки опыту людей и привлекают своим внешним видом, например, “заинька”; способствует освоению грамматического строя речи. Обучая детей образовывать однокоренные слова, можно использовать эти песни, так как в них создаются хорошо знакомые детям образы, например, образ кота. Причем это не просто кот, а «котенька», «коток», «котик», «котя». К тому же положительные эмоции, связанные с тем или иным с колыбели знакомым образом, делают это освоение более успешным и прочным. Колыбельная, как форма народного поэтического творчества, содержит в себе большие возможности в формировании фонематического восприятия, чему способствует особая интонационная организация (напевное выделение голосом гласных звуков, медленный темп и т.п.), наличие повторяющихся фонем, звукосочетаний, звукоподражаний. Колыбельные песни позволяют запоминать слова и формы слов, словосочетания, осваивать лексическую сторону речи.

   Сказка – это кладезь народной мудрости, традиций и языка. Сказка способствует развитию связной речи ребёнка, обогащает речь эпитетами, сравнениями, образными выражениями и является одним из важнейших социально – педагогических средств формирования личности. Путешествие в мир сказки развивает воображение, фантазию детей, побуждает их самих к сочинительству.

   Таким образом, произведения устного народного творчества эффективно развивают речь  детей, мышление, память и имеют огромное познавательное и воспитательное значение.    

Источник