Развитие речи ребенка до года логопед

Как родители развивали или не развивали речь малыша в нежном возрасте, становится заметно по мере взросления ребенка. Дальше – больше. Результат внимания взрослых к детской речи проявляется в детском саду, а затем в школе. Логично, что дети, родители которых формировали и обогащали их словарный запас, чувствуют себя более уверенно.
Логопед Дарья Мартьянова поясняет, что «речь стремительно формируется в первые годы жизни человека, не является врожденной способностью, не передается по наследству». По мнению специалиста, самый благоприятный период для развития речи – от 0–3 лет.
Дарья обращает внимание родителей:
Если в период раннего возраста у ребёнка в силу каких-либо причин речь не сформируется, то в дальнейшем уже будет невозможно наверстать упущенное. Поэтому, просто необходимо с самого рождения погрузить ребёнка в среду активного речевого общения.
По мнению специалиста, в возрасте с рождения и до трехмесячного возраста«младенец учится не только привлекать к себе внимание, но и общаться. Появляются звуки, не свойственные нашему языку».
© Depositphotos
–3 месяца
Как развивать ребенка в этом возрасте. Логопед составила подсказки для родителей:
Пение гласных звуков (о, а, у, и).
- Показывание при произношении звуков движений губ и языка. Ребёнок внимательно будет вглядываться в ваше лицо.
- Пение колыбельных песен.
- Разговаривайте с малышом, использую простые слова и предложения.
- Делайте паузы, чтобы малыш смог вам “ответить” на своём языке.
- Игры с пальчиками и ручками (сорока-сорока, посчитали пальчики и т.д.).
- Использование в режимных моментах потешек, пестушек.
© Instagram @sweet_businca
3–5 месяцев
- Гуление. Эта стадия началась, если вы услышали, что ваш малыш произносит слоги – гу, угу, ага, агу или другие – ги, кхи, ма, га.
- Важно начать повторять за малышом те звуки, которые он произносит, вступать с ним в диалог.
- Начните читать коротенькие стишки, знакомые вам с детства (например, Агнии Барто).
- Для малыша важен не столько смысл слов, сколько различные интонации, ритмика речи, артикуляция различных звуков.
- Продолжаем выполнять приемы из первого периода.
© Instagram @little_card_for_baby
5–9 месяцев
Пора переходить на новый уровень речевого развития малыша. Логопед Дарья Мартьянова составила перечень полезных советов для заботливых мам.
- Появляются сочетания согласных и гласных звуков: ба, па, ма, дя, тя.
- Продолжаем играть в игры с ручками и ножками (сорока-сорока, кую-кую-ножку и др.)
- Потешки, прибаутки
- Игра в “Ку-ку” (спрятать лицо, игрушку)
- Читаем книги, желательно с различными тактильными вставками, звуковыми эффектами.
- Работаем с карточками, с иллюстрациями из книг: показываем, называем предметы (иллюстрации отдельных предметов, крупные, без мелких деталей).
- Жестовые игры (ладушки, пока-привет)
- Изучаем самые примитивные звуки окружающего мира: мяу, пи-пи, гав.
© Depositphotos
9–12 месяцев
Малышу скоро исполнится год. В этом возрасте лепет крохи совершенствуется, слоги, которые он начинает повторяться, образуют простые слова: ма-ма, ба-ба, ля-ля. Появляются первые слова, которыми малыш пытается обозначить определённый предмет.
Речь формируется по подражанию, поэтому большую роль играет четкая, правильная, неторопливая речь взрослых, – пояснила логопед.
- Разговариваем с ребёнком всегда (режимные моменты, игры)!
- Обращайте внимание ребёнка на разные звуки (звук телефона, папины шаги, дождик, шум воды).
- Называем предметы правильно, не имитируя речь детей (без сюсюканий)
- Развиваем моторику
- Продолжаем чтение, работу с предметными картинкам
- Используем методику Железновых (зарядка, развивающие песенки, пальчиковые и жестовые игры под музыкальное сопровождение)
- Ближе к 12 месяцам показывайте предмет в действии (мячик катится, кукла упала)
- Задавайте вопросы ребёнку: “где?”, “что это?”, “кто это?”, “где зайка, а где киска”?
- Старайтесь мотивировать свои действия в речи: что нужно сделать? И для чего нужно?
Всегда разговаривайте с вашим малышом! Не будьте мамочкой-молчуньей! Комментируйте, что вы делаете дома, что видите во время прогулки, из окна комнаты. Поверьте, это очень важно для речевого развития вашего малыша.
А как вы развиваете речь ребенка?
Фото на анонс: © Depositphotos, Instagram @shonnanikita
Источник
Родители удивляются, когда психолог говорит, что необходимо развитие речи до года у малыша. Новорожденный не может разговаривать, но это не мешает ему общаться с мамой и папой. Природой заложено, с рождения ребенок пытается выжить, существовать в непонятном мире. В первые сутки он находит опору и поддержку у родителей, понимает что с ними безопасно.
Психологи доказали, новорожденный общается с близкими уже с самого рождения с помощью крика. Это помогает понимать, что он не один, получать ответную реакцию родителей. С первых секунд жизни начинается развитие речи крохи, когда он восклицает о том, что пришел в этот мир.
Развитие ребенка по месяцам
С первых дней родители и новорожденный общаются при помощи жестов. Младенец говорит о своих потребностях с помощью мимики, крика, движений. С каждым месяцем родителям становится понятнее, что нахмуренные брови и открытый рот обозначают удивление или страх, спонтанный возглас и резкие движения руками и ногами − счастье, радость. Формируется процесс общения, взаимопонимания. Оно достигается посредством речевого развития малыша. Младенец научается каждый день чему-то новому. Важно поддерживать кроху, обогащать его внешний мир красками, яркими эмоциями, постоянным общением, играми.
Ученые и психологи проводили исследование, когда беременная женщина, перед тем как ложиться спать, включала определенную мелодию. После рождения малыша, когда знакомая музыка начинала играть, кроха быстрее засыпал. Общаться с младенцем нужно еще до его рождения, начиная с внутриутробного развития.
Речевое развитие по месяцам до года неразрывно связано с психологией. Без становления внимания, мышления, воображения, двигательной активности, моторики невозможно полноценное освоение речи. Ниже в таблице представлено развитие речи и психологических процессов ребенка до года по месяцам и нормам ВОЗ.
Возраст | Речь | Психологические процессы | Навыки по ВОЗ |
1-й месяц | К концу периода новорожденный перестает плакать при появлении взрослого, возникают первые навыки взаимного общения, когда кроха внимательно слушает речь родителей. | Период приспособления к окружающему миру. Малыш в основном реагирует плачем на знакомые звуки, прислушивается к незнакомым: мобиль, песня, погремушка и т. д., к концу первого месяца подносит ручки к лицу, носу, губам, чтобы они были на виду. | Есть реакция на шум, может следить за игрушкой или погремушкой по вертикали. |
2-й месяц | С 4-6 недель появляется первая улыбка. Она больше носит рефлекторный характер. С 8 недель можно говорить о полноценной ответной улыбке. | Любит подолгу рассматривать незнакомые лица, родных. Если показать крохе предмет на расстоянии 30-50 см, он сфокусирует на нем внимание. | Одновременно и попеременно двигает руками и ногами, есть хватательный рефлекс. |
3-й месяц | Кроха начинает «агукать». Родители активно помогают ему в этом, повторяя и копируя речь малыша. Возникают первые звуки, которые новорожденный в состоянии осилить: г, к, н. | Начинает хватать и удерживать игрушку, следить за погремушкой. | Лежа на животике поднимает голову, узнает близких, начинает агукать. |
4-й месяц | Появляется первый смех. Ребенок может к 16 неделе развития полноценно смеяться в ответ на действия взрослого. Младенец пытается воспроизвести речь взрослого, возникает гуление. | На расстоянии может распознать знакомые лица и предметы. Новый этап в становлении речи, так как начинается этап подражания. | Может вытягиваться вперед и немного поворачиваться из положения лежа на животе. |
5-й месяц | Гулит и имитирует звуки с разнообразной интонацией и продолжительностью. | Младенец реагирует на звук, отмечает его происхождение, пытается повернуться туда, откуда он идет. Возникает пение, переливающееся различными по интонации звуками. | Отличает маму и папу, придерживает грудь во время кормления, выделяет «свою» игрушку, активно играет с ней, при ее виде может успокоиться. |
6-й месяц | В полгода кроха способен внимательно следить за речью взрослого, понимать ее интонационную окрашенность, когда мама ругается или хвалит, жалеет. Появляются первые слоги: ня, дя, ба, ма. | Может использовать в игре обе руки, учится раскачиваться вперед-назад, играет на развивающем коврике с игрушками, зеркалом. Кроха начинает делить людей на две категории: свои и чужие. | Пробует ползти по-пластунски, знает свое имя, хорошо переворачивается, пытается есть самостоятельно, повторяет за взрослым. |
7-й месяц | Малыш активно орудует голосом. С помощью него подзывает взрослого, играет, отвечает по-своему. Появляется первое звукоподражание животным голосам: бебе, гугу, мя и т. д. | Понимает, когда к нему обращаются по имени. Активно играет с конструкторами, смотрит книги, любит мамино чтение. | Первые попытки встать, уверенно сидит, произносит несколько слогов. |
8-й месяц | Появляется первый лепет, когда кроха начинает активно повторять слоги: баба, папа, дада, няня. Словарный запас малыша увеличился на несколько звуков. Теперь он может произносить: а, э, к, г, п, б, м. Реагирует на незнакомого человека. | Ребенок начинает активно проявлять свое «я». С помощью крика, плача добивается своего, проверяет маму и папу на терпение. В этот период важно не переборщить с запретами и не позволять крохе быть главным в семье. | Может есть сам, держа ложку в руке, перекладывает игрушку из одной руки в другую, поднимает ее с пола. |
9-й месяц | С малышом можно играть в подходящие по возрасту игры. Он с удовольствием общается со взрослым, лепечет, пытается с помощью голоса передать эмоции. | Начинает самостоятельно передвигаться, что сказывается на речевом развитии. Если правильно организовать досуг малыша, игры окажутся познавательными и стимулирующими говорение. | Ползет и тянется к интересующим предметам. |
10 месяцев | В словарном запасе у крохи имеются уже 2-3 слова, которые понятны только родным. Они могут зависеть от конкретной ситуации. Зачастую это: мама, баба, папа, дай, ня, няня, ляля. | Происходит взаимосвязь между моторикой и мышлением, движения малыша приобретают большую координацию. Кроха активнее владеет пальчиками и руками. Можно предлагать самостоятельно есть пюре с помощью детской ложки. Характерная черта возраста − бросать игрушки. | Признает «своих», не играет с чужими людьми, может играть в прятки, произносит первые кроткие слова: баба, мама, папа, няня, дай. |
11 месяцев | В словарном запасе есть 3-4 активно употребляемых слова. Ребенок играет в «Ладушки», эмоционально отвечает на действия взрослого в зависимости от ситуации. | Происходит первое общение на улице или в гостях с другими детьми. Крохе интересно говорить на своем языке с малышами, находить отличительные и одинаковые черты с собой. | С помощью крика, плача выражает недовольство, ползет назад и вперед. |
12 месяцев | Малыш может отвечать на просьбы взрослого, соотносит слово и предмет. Можно начинать играть в игру, подразумевающую нахождение предмета: «Где лампа? Где мама? Где баба? Где ручки?». | Заканчивается этап младенчества. Малыш имеет характер, который проявляется в игре со взрослыми, детьми. Возникает кризисный период, когда многое сопровождается криком и плачем. | Пытается встать на ноги, может произносить слоги, подражает родителям в интонации речи. |
Стадии речевого развития
Развитие речи ребенка до года психологи делят на 4 стадии. Они отличаются рывком в освоении речи, длятся от одного до нескольких месяцев. Нужно понимать, что границы стадий стерты, каждый ребенок индивидуален. Если малыш отстает от какого-то периода на 1-2 месяца, можно говорить о патологии.
- От 0 до 8 недель − стадия крика. Новорожденный реагирует на все плачем, выкриком звуков, носящих носовой оттенок.
- От 2 до 5 месяцев − стадия гуления. Жизнь ребенка окрашивается в интонационные краски. Голос меняется в зависимости от состояния. Общение со взрослыми сводится к произношению и выкрику звуков: г, к, п, м, б, н. Появляются первые слоги: ба, па, ня, на, ля. Первый настоящий смех возникает в 3 месяца.
- От полугода до 7 месяцев − лепет. Физиологически малыш готов произносить отдельные звуки и формировать их в понятные только ему и родным короткие слова: баба, мама, папа, няня, тата, дай, пи и т. д. Стадия называется лепетом, потому что младенец произносит слоги несколько раз, как будто что-то пытается рассказать.
- От 8 месяцев до 12 − стадия первых слов. В норме к окончанию первого года жизни кроха должен произносить до 25 слов. Они не отличаются сложностью, состоят, как правило, из одних и тех же слогов. Малыши в этом возрасте любят придумывать «свои» слова, значение которых понятно только близким.
Как развивать речь младенца до года
Существует несколько правил в логопедии и психологии, которые способствуют раннему развитию речи. Они несложны и относятся к эмоциональной сфере общения с малышом. Если мама и папа будут следовать им с периода беременности, ребенок будет активно осваивать речь.
- С момента внутриутробного развития нужно разговаривать с ребенком в животике, петь песни, читать стихи, слушать музыку, посещать театры, музеи и т. д.
- С рождения малыша вовлекать его в процесс говорения, общаться с младенцем на прогулке, во время массажа, игры, пеленания.
- При выполнении массажа, ЛФК эмоционально, с мимикой и жестами рассказывать ребенку потешки, стихи, какой-то сюжет из сказки.
- Читать ребенку сказки с раннего детства, потешки, стихи.
- Вовремя показывать ребенка неврологу для исключения патологий.
- Больше играть с малышом, в процессе рассказывать какого цвета, формы предметы, рассказывать об их свойствах, особенностях.
- Чаще гулять с малышом. После 4 месяцев, полугода будут полезны неспящие прогулки, чтобы малыш познавал окружающий мир. Важно показывать и рассказывать, что окружает кроху.
Занятия с логопедом в возрасте 1 года могут проводиться только совместно с родителями по показаниям невролога. Как правило, они сводятся к тому, что специалист показывает, как общаться с ребенком, какие упражнения и игры подойдут для развития говорения. Тревожиться стоит, если по достижении годовалого возраста ребенок не интересуется окружающим миром, не произносит простые слова из 1-2 слогов, нет ответной реакции на эмоциональную речь взрослого.
Источник
Большинство детишек от рождения имеют предпосылки для нормального овладения речью.
Почему же у всех малышей к году разные речевые возможности?
Одной из причин этого можно назвать речевую активность взрослых, которые окружают кроху.
Речевое развитие детей до года
В первые четыре-пять месяцев малыш не может понимать смысл слов, он способен понять только интонацию, с которой произносятся слова. Кроха реагирует на мамин голос, на выражение её лица. Поэтому необходимо часто разговаривать с малышом, склоняясь над его кроваткой.
Давайте разберёмся, как нужно строить общение с ребёнком, чтобы к году услышать его первые слова.
Речь малыша начинает активно развиваться примерно с 6 месяцев, когда ребёнок начинает понимать, что он может издавать различные звуки, меняя положение органов артикуляции. Примерно в полгода у детей появляется лепет, который состоит из повторяющихся слогов, включающих гласные и согласные звуки.
• 6-7 месяцев
Вопрос «Где?»
Ребёнок уже понимает смысл вопроса «Где?». Спрашивайте малыша о предметах, которые знакомы ему: «Где кроватка?», «Где мишка?», «Где коврик?» и т.д. Кроха может даже показывать пальчиком на эти предметы.
Потешки
Возьмите ладошки малыша в свои руки и похлопайте ими, приговаривая всем известную потешку.
Через некоторое время ребёнок начнёт хлопать в ладоши сам, как только услышит первую строчку этой потешки.
Потешки и пестушки очень хорошо стимулируют появление первых слов у ребёнка. Проговаривайте их, выполняя повседневные дела: во время купания, одевания, принятия пищи, чтобы успокоить малыша.
Имя
Зовите своего ребёнка по имени, он быстро начнёт откликаться на него. Называйте также имена членов семьи и других малышей.
• 7-8 месяцев
«Пока!»
Когда вы выходите из комнаты или куда-то идёте, говорите: «Пока, пока!» и махайте рукой на прощание. Вскоре ваш малыш помашет вам в ответ.
Простые просьбы
Ваш ребёнок уже понимает и может выполнить простые просьбы: «Дай», «Иди ко мне», «Возьми», «Ложись» и др.
Звукоподражания
Во время игр и повседневных дел с малышом все действия сопровождайте звуками: машинка едет: «би-би», самолёт летит: «у-у-у», часы идут: «тик-так», вода капает: «кап-кап», малыш идёт: «топ-топ» и т.д.
Повторение таких звуков является важным условием для появления первых слов у ребёнка.
Вопросы
Общаясь с крохой, задавайте ему различные вопросы: «Кто там пришёл?» «Хочешь сока?» и т.д. Конечно, малышу трудно будет ответить на них. Поэтому, сделав паузу, ответьте на вопрос сами.
• 8-9 месяцев
Названия предметов
Знакомьте малыша с названиями предметов. Называйте предмет и тут же показывайте его.
Речевое развитие детей до года
Части тела
Начинайте знакомить кроху с названиями частей тела. Посадите малыша и приговаривайте:
У Маши есть глазки, чтобы видеть. (Покажите глазки.)
У Маши есть ушки, чтобы слышать. (Покажите ушки.) и т.д.
• 9-10 месяцев.
Новые слоги и «лепетные» слова
Повторяя за малышом цепочки слогов, добавляйте новые слоги, чтобы малыш повторял за вами. Составляйте слова из доступных ему слогов: ма-ма, па-па, ба-ба и др.
Знакомство с книгами
Читайте малышу книги с детскими стишками и потешками. Рассматривайте яркие иллюстрации и задавайте вопросы: «Где гав-гав, где му-му?» Побуждайте ребёнка повторять за вами эти слова.
Речевое развитие детей до года
Пальчиковые игры
Играйте с пальчиками малыша, нежно массируйте их. Рассказывайте стишки, сгибая и разгибая пальчики.
• 10-11 месяцев
Первые запреты
Именно в этот возрастной период малыш начинает сталкиваться с первыми «нельзя». Их не должно быть много. Постарайтесь обезопасить квартиру (переставьте бьющиеся и опасные предметы наверх, закройте розетки).
Всё равно, бывают ситуации, в которых придётся сказать крохе «нельзя» и переключить его внимание на что-то другое.
На прогулке
Гуляя с малышом на улице, называйте всё, что вы видите: дерево, цветок, собаку, бабочку, снег и т.д. Добавляйте слова-действия («цветок пахнет») и слова-признаки («снег белый»).
• 11-12 месяцев
Ролевые игры
Малыш начинает играть в свои первые ролевые игры: качать и укладывать спать куклу, кормить зайку и т.д.
Детские слова
В первое время можно включать в свою речь упрощённые слова, которые использует ребёнок: киса, ляля, ням-ням. Но параллельно нужно называть и полноценные слова: «Катя ням-ням, Катя ест кашу».
Голоса животных
Рассматривайте игрушки или картинки и называйте животных и звуки, которые издают эти животные: «Собака: гав-гав, курочка: ко-ко-ко, котик: мяу-мяу» и т.д.
Интересная статья?
Жмите палец вверх, подписывайтесь на канал, и вы узнаете, что могут сделать родители, чтобы помочь ребёнку с речевыми проблемами, а также много полезных и интересных советов для развития ваших детишек.
Оставляйте комментарии, делитесь своими мыслями и идеями. Буду очень вам признательна!
Источник