Развитие речи ребенка чистоговорки скороговорки
К 3-м годам у ребенка накапливается большой словарный запас и формируется фразовая речь, но большинство детей говорят еще не четко и невнятно. Как правило дети еще не выговаривают звук Р и шипящие звуки. Для формирования у детей четкой и правильной речи мы предлагаем вашему вниманию ряд упражнений.
Упражнения направлены на выработку четкого и внятного произнесения слов и фраз, на развитие слухового внимания, речевого слуха, голосового аппарата. Для подготовки ребенка к данным занятиям необходимо провести с ребенком несколько занятий на развитие продолжительного и плавного выдоха.
Для этого можно использовать мыльные пузыри. Поиграть с ребенком в игру «Надуй самый большой пузырь» или повыдувать воздух через трубочку в стакан с водой.
Закреплению правильного произношения способствует повторение чистоговорок, заучивание загадок, потешек, считалок и стихотворений, насыщенных определенными звуками.
Упражнение: Опиши картинку
Показываем ребенку картинки с героями сказок или животными и просим ребенка рассказать кого он видит, описать какой этот персонаж. Например: зайка — серый, мягкий и пушистый. Если у ребенка возникли трудности с описанием, помогите ему. Для детей постарше (4-5 лет) можно усложнить задание: пусть составят рассказ не отдельными словами, а целыми предложениями. Например: вот зайка. Он живет в лесу. Он серый и пушистый. Данное упражнение расширяет словарный запас ребенка и способствует развитию мышления.
Чистоговорки
Звуки М, П, Б
1. Ом-ом-ом-ом-мы построим новый дом.
2. Уп-уп-уп-уп — я готовлю папе суп.
3. Бы-бы-бы-бы в лесу растут грибы.
4. Мама Милу в ванне мыла.
5. Петя пилил пилой пень.
6. Любят бананы все обезьяны.
Звуки Т, Д, Н
1. Та-та-та, та-та-та- хвост пушистый у кота.
2. Ду-ду-ду, ду-ду-ду — дети бегают в саду.
3. Но-но-но, но-но-но- в нашей комнате темно.
4. Собака Том сторожит дом.
5. Дарья дарит Дине дыни.
6. Няня нянчит Надю с Ниной.
Звуки К, Г, Х, Й
1. Ко-ко-ко- кошка любит молоко.
2. Га-га-га у козы рога.
3. Ха-ха-ха- не поймать нам петуха.
4. Ой-ой-ой-зайке холодно зимой.
5. На горе гогочут гуси.
6. Хомячку на ухо села муха.
Звуки Ф, В
1. Аф-аф-аф- мы постовим в угол шкаф.
2. Ву-ву-ву — в лесу видели сову.
3. У Фани фуфайка, а у Феди туфли.
4. Наш Филат не бывает виноват.
Звук С(сь).
1. У Сони сани с горки едут сами.
2. Сеня в лесу встретил лису.
3. У нас газ погас.
4. Су-су-су-су — тихо осенью в лесу.
5. Носит Сеня сено в Сени, спать на сене будет Сеня.
Звук З
1. Зу-зу-зу-зайку моем мы в тазу.
2. У Зины козлик в корзине.
3. Лиза купила Зине корзину в магазине.
4. У магазина пьют сок Зоя и Зина.
5. У Зины звонок звенит звонко.
6. У маленькой Зины зайка спит в корзине.
Звук Ц
1. Цы-цы-цы- есть хотят птенцы.
2. Из колодца вода льется.
3. Не велика птица синица, да умница.
4. Цу-цу-цу — дали нам по огурцу.
5. Цыпленок пьет из блюдца воду.
6. Слава поставил цветы на подоконник.
7. Цы-цы-цы- мы помыли огурцы.
8. Нет конца у моего кольца.
Звук Ш
1. Нашей Маше дали мало каши.
Звук Ж
1. Жа-жа-жа убежали два ежа.
2. Жу-жу-жу- ежу кофточку вяжу.
3. Хорош пирожок, внутри творожок.
Звук Ч
1. Ча-ча-ча — сидит зайчик у врача.
2. Чу-чу-чу — врач идет к грачу.
3. Шубка овечки греет лучше печки.
4. У четырех черепах по четыре черепашонка.
Звук Щ
1. Ща-ща-ща- Коля ходит без плаща.
2. Щи-щи-щи- ищем мы щавель на щи.
3. Для ухи нужны лещи, а щавель — на щи.
Звук Л (Ль)
1. Лу-лу-лу- наточил Толя пилу
2. Ли-ли-ли суп соленый, не соли!
3. Дед Данила делил дыню.
4. Пол мыла Лара, Лиля Ларе помогала.
Звук Р (рь)
1. Говорила сорока сороке: я, как рыба, молчу на уроке.
2. Под кустом ореха норка. В норке проживает норка.
3. У меня на кармашке маки и ромашки.
Упражнения на смешанные звуки
Стоит воз овса, возле воза овца.
Собака сидит на цепи.
Заглянет солнце и к нам в оконце.
На круше у Шура жил журавль.
Кошка спит, а мышку видит.
Ежик лежит под ёлкой.
Лёжа хлеба не добудешь.
Ученик учил уроки, у него в чернилах щеки.
Мальчик чистит лошадку щеткой.
Щенок играет с мячом.
Са-ша-ша- Соня моет малыша.
Ас-аш-аш — под сосной стоит шалаш.
Шесть мышат в шалаше шуршат.
Саша любит сушки, а Соня ватрушки.
Вымыли мышки миски для мишки.
Ча-ца-ца- стоит мальчик у крыльца.
Ца-ча-ча растет птенчик у грача.
У волчицы волчата, у курицы и цапли- цыплята.
Девочка пьет чай из чашки.
Ща-са-са- под кустом сидит лиса.
У гусыни усов ищи-не ищи- не сыщешь.
Щи да каша -пищи наша. Всякой вещи свое место.
Рыбу ловит рыболов.
Весь в реку ушел улов.
Вкусная халва, мастеру хвала.
Римма и Тима шли мимо тира.
Можно и самому придумать шутливые фразы, типа:
«да-да-да — в огороде лебеда»,
«ду-ду-ду — растут яблоки в саду»,
«ша-ша-ша — принесли домой ерша»
«ту-ту-ту — мы поедем в Воркуту»
«жа-жа-жа — есть иголки у ежа»
«чи-чи-чи — прилетели к нам грачи»
«жу-жу-жу — я на солнышке лежу»… и так далее.
Скороговорки
Шла Саша по шоссе и сосала сушку.
Ехал Грека через реку,
видит Грека — в реке рак,
сунул Грека руку в реку,
рак за руку греку — цап.
Карл украл у Клары коралы,
Клара у Карла украла кларнет.
На дворе трава,
на траве дрова,
на дровах детвора.
Кукушка кукушонку купила капюшон,
надел кукушонок капюшон,
как в капюшоне он смешон.
Источник
Чистоговорки для развития дикции детей, которые можно использовать на логопедических занятиях, а также для занятий в домашних условиях.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Звук Б Ба-ба-ба – во дворе изба. Ба-ба-ба – на крыше труба. Бе-бе-бе – кот сидит на трубе. Би-би-би – сидят под крышей голуби. Бу-бу-бу – папа смотрит в трубу. Бу-бу-бу – сидит муха на лбу. Бы-бы-бы – на пеньке грибы. Бы-бы-бы – за двором дубы. Аба-аба- аба – ускакала жаба. Бы-бы-бы – в лесу растут грибы. Об-об-об – в огороде растет боб. Звук В Ва-ва-ва – есть в лесу трава. Ва-ва-ва – на деревьях листва. Ве-ве-ве – я сижу в траве. Ве-ве-ве – венок на голове. Ву-ву-ву – я вижу сову. Вы-вы-вы – не боюсь совы. Ва-ва-ва – улетай сова! Ви-ви-ви – деток позови. Звук Г Гу-гу-гу – бык пасется на лугу. Га-га-га – у быка рога. Ги-ги-ги – ты быстрей беги. Ги-ги-ги – ноги береги. Ги-ги-ги – печет мама пироги. Ге-ге-ге – есть начинка в пироге. Гу-гу-гу – ждать я больше не могу. Га-га-га – дай мне мама пирога. Звук Д Да-да-да – в колодце вода. Де-де-де – ведра мои где? Ду-ду-ду – ведра я найду. Ду-ду-ду – за водой пойду. До-до-до – над колодцем гнездо. Де-де-де – птенцы в гнезде. Ди-ди-ди – птенцов не буди. Ди-ди-ди – тихо иди. | Звук Ж Жа-жа-жа – папа мне принес ежа. Жи-жи-жи – еж, животик покажи! Жо-жо-жо – стало осенью свежо. Жу-жу-жу – может холодно ежу? Жу-жу-жу – я ежу платок свяжу. Же-же-же – хочет ежик есть уже. Жу-жу-жу – молока налью ежу. Жу-жу-жу – спать ежа я уложу. Жа-жа-жа – утром выпустим ежа. Жи-жи-жи – еж, ежаток покажи! Звук З За-за-за – убежала в лес коза. За-за-за – надвигается гроза. Зу-зу-зу – мы идем искать козу. Зя-зя-зя – без козы домой нельзя. Зы-зы-зы – не видать козы! Зе-зе-зе – нелегко в лесу козе. За-за-за – всюду волчьи глаза. Зу-зу-зу – у реки нашли козу. Зи-зи-зи – нас теперь домой вези! Звук К Ка-ка-ка – мы вчера спасли жука. Ке-ке-ке – бедный жук тонул в реке. Ки-ки-ки – неуклюжие жуки! Ку-ку-ку – не взлететь теперь жуку. Ка-ка-ка – обсушили мы жука. Ки-ки-ки – жук расправил крылышки. Ко-ко-ко – улетел жук далеко. Ак-ак-ак – не догнать жука никак. |
Звук Л Ла-ла-ла – наша Маша весела. Лю-лю-лю – дочку я свою люблю. Ла-ла-ла – Маша папе помогла. Лу-лу-лу – Маша принесла пилу. Ул-ул-ул – папа чинит стул. Лу-лу-лу – папа насорил в углу. Ли-ли-ли – комната в пыли. Ла-ла-ла – Маша в доме убрала. Ла-ла-ла – Маша пылесосила. Лы-лы-лы – Маша вымыла полы. Ло-ло-ло – стало в комнате светло. Звук М Ме-ме-ме – мы готовимся к зиме. Ма-ма-ма – шапку я вяжу сама. Мо-мо-мо – не хотим мы эскимо. Му-му-му – странно, почему?! Мы-мы-мы – долго ждали мы зимы. Ма-ма-ма – вот пришла зима. Ми-ми-ми – санки, брат, свои возьми. Му-му-му – на каток тебя возьму. Ме-ме-ме – очень рады мы зиме! Звук Н На-на-на – видел я во сне слона. Но-но-но – сон похож мой на кино. Ни-ни-ни – в цирке яркие огни. Ни-ни-ни – были в цирке мы одни. Не-не-не – я катался на слоне. Ну-ну-ну – уши я чесал слону. Он-он-он – жаль, закончился мой сон. Ня-ня-ня – папа разбудил меня. Звук П Уп-уп-уп – мы варить собрались суп. Па-па-па – нам нужна крупа. Пе-пе-пе – мошки завелись в крупе. Пи-пи-пи – Антон, крупы купи! Пы-пы-пы – в доме нет крупы. По-по-по – есть крупа в «Сельпо». Уп-уп-уп – будет вкусный суп. | Звук Р Ре-ре-ре – лето на дворе. Ра-ра-ра – на улице жара. Ре-ре-ре – встану на заре. Ру-ру-ру – созову детвору. Ор-ор-ор – заведу разговор. Ир-ир-ир – кто будет командир? Ру-ру-ру – мы придумали игру. Ры-ры-ры – для игры нужны шары. Ры-ры-ры – мы идем искать шары. Ры-ры-ры – пить хотим от жары. Ри-ри-ри – воды, Петя, набери. Ро-ро-ро – для воды возьми ведро. Рю-рю-рю – ведро детям подарю. Ра-ра-ра – будем пить из ведра. Ры-ры-ры – Катя принесла шары. Ру-ру-ру – начинаем мы игру. Звук ССу-су-су – были с папой мы в лесу. Су-су-су – в лесу видели лису. Са-са-са – испугалась нас лиса. Се-се-се – рыбу дали мы лисе. Сы-сы-сы – еще дали колбасы. Са-са-са – но не стала есть лиса. Со-со-со – спряталась за колесо. Си-си-си – лиса, больше не проси! Си-си-си – лучше ноги уноси. Звук Т Ты-ты-ты – я нарвал в саду цветы. Та-та-та – будет в доме красота. Ти-ти-ти – как приятно их нести. Ат-ат-ат – бесподобный аромат! Ту-ту-ту – прохожу я по мосту. Те-те-те – страшно мне на высоте. Та-та-та – вижу под мостом кота. То-то-то – под котом лежит пальто. От-от-от – спит в пальто бездомный кот. Ти-ти-ти – нужно рыбки принести. От-от-от – пусть поест бездомный кот. |
Звук Ф Фа-фа-фа – город есть такой – Уфа. Аф-аф-аф – в городе жил старый граф. Фе-фе-фе – граф спал только на софе. Аф-аф-аф – был у графа черный шкаф. Фу-фу-фу – синий фрак висел в шкафу. Фэ-фэ-фэ – во фраке граф ходил в кафе. Звук Х Ох-ох-ох – во дворе переполох. Ух-ух-ух – летят перья, летит пух. Ха-ха-ха – два подрались петуха. Ху-ху-ху – двор в пуху. Хи-хи-хи – драться любят петухи. Ах-ах-ах – тихо я сижу в кустах. Хи-хи-хи – сочиняю я стихи. Ах-ах-ах – я пишу о петухах. Звук Ц Ца-ца-ца – дождь с утра льет без конца. Це-це-це – гуляла я на улице. Цо-цо-цо – я запачкала лицо. Ца-ца-ца – я у папы умница. Цо-цо-цо – в ванной вымою лицо. Цу-цу-цу – чистой я приду к отцу. Цо-цо-цо – съем на ужин я яйцо. Цы-цы-цы – и доем все огурцы. Цу-цу-цу – день приблизился к концу. Ец-ец-ец – я сегодня молодец! Звук Ч Чи-чи-чи – привезли нам кирпичи. Чу-чу-чу – я построить душ хочу. Ич-ич-ич – долго мне носить кирпич. Ча-ча-ча – слишком много кирпича. Очь-очь-очь – быстро наступила ночь. Чу-чу-чу – я домой попасть хочу. Чи-чи-чи – не найду никак ключи. Ча-ча-ча – срочно мне нужна свеча. Чи-чи-чи – нужно отыскать ключи. Чу-чу-чу – в темноте зажгу свечу. Чо-чо-чо – от свечи мне горячо. Че-че-че – фитиль яркий на свече. | Звук Ш Ша-ша-ша – мы сидим у шалаша. Ши-ши-ши – шумят рядом камыши. Шу-шу-шу – я дрова в костер ношу. Шо-шо-шо – у костра нам хорошо. Ше-ше-ше – тесно в нашем шалаше. Ыш-ыш-ыш – плачет в шалаше малыш. Ша-ша-ша – заберем мы малыша. Ош-ош-ош – до чего ж малыш хорош. Шу-шу-шу – будем петь мы малышу. Аш-аш-аш – сладко спит ребенок наш. Ши-ши-ши – любят песни малыши. Звук Щ Щи-щи-щи – мы вчера доели щи. Ща-ща-ща – сварит мама нам борща. Ощ-ощ-ощ – очень вкусный мамин борщ. Ощ-ощ-ощ – за окном льет сильный дождь. Ащ-ащ-ащ – дома брат забыл свой плащ. Ща-ща-ща – брат промок весь без плаща. Ща-ща-ща – но за то принес леща. Щё-щё-щё – и ерша принёс ещё. Щу-щу-щу – полотенце поищу. Щу-щу-щу – брата в дождь не отпущу. Ще-ще-ще – ходят под дождем в плаще. |
Источник
Мартынович Раиса Валентиновна
Из опыта работы «Чистоговорки и скороговорки в развитии речи детей»
Из опыта работы «Чистоговорки и скороговорки в развитии речи детей».
Чистоговорки и скороговорки – это уникальное явление языковой культуры любого народа. Коротенькие рифмованные фразы помогают выработать навыки произношения. Они развивают речевой слух и дикцию, обогащают словарный запас. Чистоговорки и скороговорки имеют несложный, ритмичный, часто шуточный текст, построенный на сочетании звуков.
Чистоговорка – это ритмичная, зарифмованная фраза, содержащая различные сочетания звуков, слогов, слов и используемая для улучшения произношения звуков и для их автоматизации. Каждая чистоговорка состоит из двух частей. В первой части определенный слог повторяется трижды, для этого ребенку приходится согласовывать движения языка и губ – вырабатывать нужный артикуляционный навык. Вторая часть – короткая фраза, которая рифмуется с первой частью. Так ребенок отрабатывает произнесении слога не только в слове, но и в предложении. Чистоговорки способны развить не только звукопроизношение, но и другие стороны речи ребенка: фонематический слух, словарь, грамматику, связную речь, чувство ритма и рифмы.
Однообразные занятия могут быстро наскучить ребенку. Чтобы этого не произошло, следует попробовать превратить их в интересную и полезную игру. Например, можно предложить ребенку представить себя собачкой или мышкой и произнести фразу, как это сделали бы выбранные животные. Помогут перевоплотиться маски или мягкие игрушки. Можно еще использовать картинки. Министишок с веселой картинкой способны сотворить чудо. Большинству детей очень нравятся эти карточки.
Приведу несколько примеров чистоговорок.
Мы – мы – мы – дождались зимы.
Ра – ра – ра – во дворе гора.
Ры – ры – ры – прокачусь с горы.
Ма – ма –ма – вот пришла зима.
Ок – ок – ок – на дворе снежок.
Ом – ом – ом – слепим снежный дом.
Скороговорки намного сложнее чем чистоговорки. В них используются слова с очень сложными сочетаниями звуков.
Скороговорки – своеобразный тренажёр. Они поднимают настроение, помогают пониманию некоторых слов и фраз, так как зачастую в скороговорках используются устаревшие и мало употребляемые слова. Знакомство с этими словами обогатит словарный запас.
Разучивать каждую новую скороговорку надо медленно, тщательно проговаривая звуки. Только научившись произносить правильно все звуки, можно попытаться предложения в быстром темпе.
Скороговорки помогают избавится от так называемой “каши во рту”. Но для этого надо заниматься постоянно, четко проговаривая каждый звук в скороговорке. Если ребенок не очень справляется, можно превратить это занятие в игру, что бы ему хотелось почаще их повторять.
Как работать со скороговорками?
• Сначала предложите наиболее простые, короткие и несложные в произношении скороговорки.
• Прочитайте ребёнку скороговорку и попросите его рассказать, о чём она.
• Помогите ребёнку ответить на вопросы по её содержанию. Попросите его объяснить сложные слова или объясните их значение сами.
• Попросите малыша проговорить скороговорку, прохлопывая ритм ладошками. (При заучивании скороговорок для усиления мыслительных процессов помогает моторика рук). При этом надо хлопать и говорить сначала медленно, а затем быстрее.
• В случае затруднения разделите скороговорку на несколько частей и учите каждую из них по отдельности.
• Предложите проговорить скороговорку 3 раза подряд и не сбиться.
• Устройте соревнование – кто быстрее проговорит скороговорку.
• Больше внимания уделяйте тем скороговоркам, в которых есть звуки, вызывающие затруднения произношения у вашего ребенка.
Вот некоторые очень простые, на мой взгляд, скороговорки.
*Бегают две курицы
Прямо по улице.
*Мы читали, мы не спали
И нисколько не устали.
*Тот ли это кот?
Это кот – не тот!
*Тащи леща, неси карася.
*В цветнике цветут цветы.
*Василек – мой любимый цветок.
Мой любимый цветок – василек.
*Бобры добры,
Добры бобры.
*Жираф в Африке граф.
*У Сани сом с усами.
*У ежа и елки
Иголки колки.
*Скачет косой в кустарник густой.
*Вышел кот из ворот-
Кот рябой, хвост трубой.
*Было весело на горке
Сане, Соне и Егорке.
Скороговорки можно использовать в играх. Например, игра «Эхо». Участники игры друг за другом произносят за ведущим отдельно каждое слово скороговорки. Условие: каждый следующий участник должен повторить слово тише, чем предыдущий. При этом с каждым новым повтором скороговорки темп увеличивается до максимально возможного. При неправильном произношении одного из компонентов скороговорки кем-либо из участников игра начинается заново.
Для повторения уже изученных скороговорок также можно использовать игровую форму. Например, игра «Выключили звук!». Ведущий медленно, одними движениями губ и, при необходимости, языка беззвучно имитирует произнесение одной из изученных скороговорок. Задача остальных участников – угадать скороговорку и произнести ее быстро и без ошибок. Угадавший участник становится ведущим.
Многолетний опыт показывает: игровая форма помогает не только полюбить такие замечательные речевые упражнения, как чистоговорка и скороговорка, но и научиться правильному и четкому произношению звуков и слов родного языка. Чем раньше начать учить с ребенком чистоговорки и скороговорки, тем быстрее он может слышать и различать звуки и звуковые сочетания, а также повторять их самостоятельно.
Источник
Скороговорки, чистоговорки для дошкольников
Бублик, баранку,
Батон и буханку
Пекарь из теста
Испек спозаранку.
* * *
Дает Катеринке
Картинки Каринка,
Картинки в корзинку
Кладет Катеринка.
* * *
Пекла для Варюшки
Подружка ватрушки.
Подружке подушку
Сшила Варюшка.
* * *
Ждут воробьи
У кормушки кормежки,
Принес им Маркушка
В кармашке морошки.
* * *
У Любашки — шляпка,
У Полюшки — плюшка,
У Павлушки — шлюпка,/
У Илюшки — клюшка.
* * *
Насыпал Парамошка
Горошка на дорожку,
Ведет теперь к порожку
Дорожка из горошка.
* * *
Палку толкал лапкой Полкан.
* * *
Горячи кирпичи!
Соскочи-ка с печи,
Испеки-ка в печи
Из муки калачи!
* * *
От топота копыт пыль по полю летит.
* * *
Бык, бык-тупогуб, тупогубенький бычок.
У быка бела губа была тупа.
* * *
Петр Петров, по прозванию Перов,
Купил птицу-перепелицу;
Понес по рынку — просил полтинку,
Подали пятак — он и продал так.
* * *
Водовоз вез воду из водопровода.
* * *
Дробью по перепелам да по тетеревам.
* * *
Ткач ткет ткани на платье Тане.
* * *
На дворе трава, на траве дрова;
Раз дрова, два дрова —
Не коли дрова на траве двора.
* * *
Два дровосека, два дровокола, два дроворуба.
* * *
На улице медовик, — мне не до медовика;
На улице деготник, — мне не до деготника,
Не до деготниковой жены,
Не до деготниковых детей.
* * *
Около кола — колокола.
* * *
Как у горки на пригорке
Жили тридцать три Егорки.
* * *
Курьера курьер обгоняет в карьер.
* * *
У нас на дворе-подворье
погода размокропогодилась.
* * *
Съел молодец тридцать три пирога с пирогом, да все с творогом.
* * *
Тридцать три корабля лавировали, лавировали, да не вылавировали.
* * *
Стоит поп на копне, колпак на попе,
Копна под попом, поп под колпаком.
* * *
Рапортовал, да недорапортовал,
Дорапортовывал, да зарапортовался.
* * *
Протокол про протокол
протоколом запротоколировали.
* * *
— Расскажите про покупки.
— Про какие про покупки?
— Про покупки, про покупки,
Про покупочки свои.
* * *
Не всяк умен, кто богато наряжен.
* * *
Петя был мал и мяту мял.
Увидела мать, не велела мять.
* * *
Летели три вороны — черны, пестроголовы.
* * *
Орел — на горе, перо — на орле.
* * *
На лугу под горкой
Лежит сырок с красной коркой.
Сорок сорок в короткий срок
Съели сырок.
* * *
Сшит колпак не по-колпаковски,
Вылит колокол не по-колоколовски;
Надо колпак переколпаковать-перевыкол-паковать,
Надо колокол переколоколовать-перевыколо-коловать.
* * *
Коси, коса, пока роса, роса долой — и мы домой.
* * *
У осы не усы, не усищи, а усики.
* * *
Палкой Саша шишки сшиб.
* * *
Цапля чахла, цапля сохла, цапля сдохла.
* * *
Цыпленок цапли цепко цеплялся за цепь.
* * *
Полчетверти четверика чечевицы без червоточины.
* * *
В четверг четвертого числа
В четыре с четвертью часа
Четыре черненьких чертенка
Чертили черными чернилами чертеж.
* * *
Мылась Мила мылом.
* * *
Полили ли лилию, видели ли Лидию?
* * *
Маланья-болтунья молоко болтала,
Выбалтывала, да не выболтала.
* * *
Все бобры добры до своих бобрят.
* * *
Добыл бобыль бобов.
* * *
Пришел Прокоп — кипел укроп.
Ушел Прокоп — кипит укроп.
Как при Прокопе кипел укроп,
Так без Прокопа кипит укроп.
* * *
Мамаша Ромаше дала сыворотку
из-под простокваши.
* * *
У боярина-бобра нет богатства, нет добра.
Два бобренка у бобра — лучше всякого добра.
* * *
В поле Поля поле пашет.
Ей пилот пилоткой машет: — Ай да Поля!
Ай да поле! Жди пилота в гости, Поля!!!
* * *
Я во двор вела вола, за рога вела вола,
А вол в огород меня завел.
* * *
Не перчи, Петр, поросенка перцем,
А то можешь переперчить поросенка перцем.
* * *
Возле леса на пригорке стоят тридцать три Егорки.
Из-за леса,, из-за гор едет к ним еще Егор.
* * *
Шестнадцать шли мышей и шесть нашли грошей.
* * *
Мышонку шепчет мышь:
«Ты все шуршишь, не спишь».
Мышонок шепчет мыши:
«Шуршать я буду тише».
* * *
Дали вместе с простоквашей каши Клаше нашей.
Ела, ела Клаша кашу вместе с простоквашей.
* * *
Всех скороговорок не перескороговоришь, не перевыскороговоришь.
* * *
Мы ели-ели линьков у ели…
Их еле-еле у ели доели!
* * *
До города дорога в гору, от города — с горы.
* * *
На иве — галка, на берегу — галька.
* * *
У елки иголки колки.
* * *
Проворонила ворона вороненка.
* * *
Хорош пирожок, внутри творожок.
* * *
Вез корабль карамель,
Наскочил корабль на мель.
И матросы три недели
Карамель на мели ели.
* * *
Кукушка кукушонку купила капюшон.
Надел кукушонок капюшон,
Как в капюшоне он смешон.
* * *
Шла Саша по шоссе
И сосала сушку.
* * *
Ехал Грека через реку.
Видит Грека — в реке рак.
Сунул Грека руку в реку,
Рак за руку Греку — цап!
* * *
Два щенка щека к щеке
Грызли щетку в уголке.
* * *
У маленькой Сани санки едут сами.
* * *
Видит волк козу,
Забыл и грозу.
* * *
Из соседнего колодца
Целый день водица льется.
* * *
Скворцы и синицы —
Веселые птицы.
* * *
Ученик учил уроки,
У него в чернилах щеки.
* * *
В роще щебечут стрижи,
Чечетки, щеглы и чижи.
* * *
Села Таня за стол
И уронила блюдце.
Очень часто бьются
У Танечки блюдца.
* * *
Носит Сеня сено в сени.
Спать на сене будет Сеня.
* * *
Бежит лиса по шесточку.
Лизни, лиса, песочку.
* * *
Сидел воробей на сосне.
Заснул — и свалился во сне.
Если бы он не свалился во сне,
До сих пор бы сидел на сосне.
* * *
Фаня в гостях у Вани,
У Вани в гостях Фаня.
* * *
На крыше у Шуры
Жил журавль Жура.
* * *
Саше дали кашу,
А Клаше — простоквашу.
* * *
Волк на лужайке —
Задрожали зайки.
* * *
— Юра, заржавел железный замок?
— Заржавел железный замок.
* * *
Цыпленок с курицей
Пьет чай на улице.
* * *
Сорока с вороной спорила.
Тараторила, тараторила,
Ворону переспорила.
* * *
Дарья дарит Дине дыни.
* * *
Собирала Маргарита маргаритки на траве,
Потеряла Маргарита маргаритки во дворе.
* * *
Ой качи-качи-качи!
Мы грачата,
Мы грачи.
* * *
Наварила щука щей,
Угощала двух лещей.
Г. Сатир
* * *
Я по камешкам пошел —
Шубку шелкову нашел.
* * *
Глазищи, усищи, хвостище,
А моется всех чище.
* * *
На скамейке у дома
Целый день рыдала Тома.
* * *
Рыбак рыбака видит издалека.
* * *
Жужжит над жимолостью жук,
Зеленый на жуке кожух.
* * *
К. Чуковский «И сейчас же щетки, щетки»
И сейчас же щетки, щетки
Затрещали, как трещотки,
И давай меня тереть,
Приговаривать:
«Моем, моем трубочиста
Чисто, чисто, чисто, чисто!
Будет, будет трубочист
Чист, чист, чист, чист!»
* * *
Этот зверь зовется лама.
Лама-дочь и лама-мама.
В. Маяковский
* * *
Летучие мыши на крыше
Платочками машут и пляшут.
К. Чуковский
* * *
Жук жуку жужжал: «Жжжу-жжжу,
Я с ежом давно дружу…»
* * *
Щи да каша — пища наша.
* * *
У Фани — фуфайка, у Фаи — туфли.
* * *
На семеро саней по семеро в сани уселись сами.
* * *
Зажужжала муха,
Дожужжалась паука.
* * *
Трое трубачей трубят в трубы.
* * *
Дятел дерево долбил,
Деда стуком разбудил.
* * *
По бревну бобры бредут.
* * *
Петя пилил пилой пень.
* * *
Рыбу ловит рыболов.
Весь в реку уплыл улов.
* * *
Прохор и Пахом ехали верхом.
* * *
Галка села на палку,
Палка ударила галку.
* * *
Купи кипу пик.
* * *
Летят пичужки
Через три пустые избушки.
* * *
Два дровосека, два дровокола,
Два дроворуба говорили
Про Ларю, про Ларьку,
Про Ларину жену.
* * *
Идет козел с косой козой,
Идет козел с босой козой.
Идет коза с косым козлом,
Идет коза с босым козлом.
* * *
Осип орет, Архип не отстает —
Кто кого переорет.
Осип осип, Архип охрип.
* * *
Хохлатые хохотушки
Хохотом хохотали:
— Ха-ха-ха-ха-ха!
* * *
Иван-болван молоко взболтал,
Да не выболтал.
* * *
Тары-бары, растабары!
У Варвары куры стары!
* * *
Ва-ва-ва — в лесу выросла трава,
Ве-ве-ве — сидит Вова на траве.
* * *
Са-са-са — у меня лиса,
Су-су-су — даю Саше лису.
Са-са-са —у кого лиса?
* * *
Са-са-са — прилетела оса.
Су-су-су — мы прогоним осу.
* * *
Ра-ра-ра — начинается игра.
Ро-ро-ро — у мальчика ведро.
Ру-ру-ру — продолжаем мы игру.
Ры-ры-ры — подарили нам шары.
Ре-ре-ре — стоит дом на горе.
Ри-ри-ри — на ветках снегири.
Ар-ар-ар — кипит наш самовар.
Арь-арь-арь — на стене висит фонарь.
Ра-ра-ра — у мышонка есть нора.
Ре-ре-ре — носили воду мы в ведре.
Зу-зу-зу — мы поймали стрекозу.
Со-со-со — нам сменили колесо.
Цо-цо-цо — снесла курица яйцо.
Ча-ча-ча —• была Таня у врача.
Ща-ща-ща — поймал Вова леща.
Са-са-са — на дворе роса.
Ша-ша-ша — мы любим малыша.
Ша-ша-ша — я сижу у шалаша.
За-за-за — приближается гроза.
Жа-жа-жа — залетели два чижа.
Ся-ся-ся — Костя ловит карася.
Ща-ща-ща — Саша ходит без плаща.
Чу-чу-чу — стоять не хочу, стоять не хочу.
Ач-ач-ач — испекли калач.
Оч-оч-оч — наступила ночь.
Чок-чок — каблучок.
* * *
Саша в лесу встретил лису.
* * *
За-за-за — прилетела стрекоза.
Похожие статьи:
Скороговорки для развития речи и дикции у детей
Чистоговорки для детей 3-4 лет
Скороговорки для детей 3-4 лет в детском саду
Скороговорки для детей
Игры на развитие памяти и речи у детей 4-6 лет
Нет комментариев. Ваш будет первым!
Источник