Развитие речи ребенка через сказку
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад № 52 Колпинского района Санкт-Петербурга
Статья
По теме: «Роль сказки в развитии речи дошкольников».
Подготовила: Железнякова О.А.
Санкт-Петербург, Колпино
2018 г.
Речевое развитие детей дошкольного возраста является оной из наиболее актуальных и сложнорешаемых проблем в современной педагогике. В наш век всеобщей компьютеризации взрослые все больше поощряют занятия детей с компьютерами, планшетами, телефонами…, и все дальше на последний план уходит книга. Нам, педагогам, приходится приложить немало усилий, чтобы заинтересовать ребенка именно литературой. И тут на помощь приходит сказка…
Сказка вносит разнообразие в жизнь ребёнка, дарит ему радость и является одним из самых эффективных способов развития речи, в котором наиболее ярко проявляется принцип обучения: учит играя.
Сказка помогает расширить словарный запас ребенка, а также развить связную логическую речь. Благодаря сказкам речь малыша становиться более эмоциональной, образной, красивой. Эти волшебные истории способствуют общению, формируют умение задавать вопросы, конструировать слова, предложения и словосочетания.
Один из самых главных моментов роли сказки в жизни ребенка – то, что здесь всегда побеждает добро. В будущем это очень поможет ребенку, научит его побеждать жизненные трудности. Жизнь, конечно же, внесет свои коррективы, но, несмотря на это, в детском подсознании ничего не пропадет.
Сказка – это одно из самых доступных средств полноценного развития каждого малыша. Так было, есть, и будет еще много-много лет. Не стоит преуменьшать роль сказки в жизни детей – правильно подобранная сказка положительно влияет на эмоциональное состояние ребенка, корректирует и улучшает его поведение, а также воспитывает уверенность ребенка в себе и в своих силах
В волшебный мир сказок ребёнок попадает в самом раннем возрасте. Сказки детям становятся интересны уже к двум годам. Если ребёнок живёт в любящей и заботящейся о нём семье, то его готовят к этому с младенчества. Сначала – колыбельными, затем – пестушками, стихами и прибаутками. Слушая их, кроха, словно по ступенькам, приходит к сказке и остаётся с ней на всю жизнь. С детской сказки начинается его знакомство с миром литературы, с миром человеческих взаимоотношений и со всем окружающим миром в целом. Вы спросите: “Почему именно сказка? Разве не логичней показывать детям мир таким, каков он есть, рассказывая им реальные, поучительные истории “из жизни”? Удивительно, но сказка является таким же необходимым этапом психического развития ребёнка, как, скажем, игра. А запретить своему чаду играть не сможет ни один любящий родитель.
Нужно помнить, что каждому возрасту своя сказка. Но также одну сказку можно перечитывать разным возрастам и каждый раз находить новые ценности.
Увлекательные и волшебные истории преподносятся в дошкольном возрасте не ради речевого развития. Но влияние сказок на развитие речи детей происходит с самого начала их использования. Сказка выполняет, – как бы между прочим,-важные для формирования речи функции:
- расширяет словарный запас ребенка
- передает готовые художественные обороты и метафоры
- показывает пример составления различных предложений
- естественным образом знакомит с грамматическими основами.
Чуть позднее запускается активная роль сказки в отношении речевого развития. Дети начинают пересказывать особо впечатлившие их отрывки, рассуждать о поступках героев, придумывать свои версии иного развития событий. Все это чрезвычайно полезно для формирования связной речи дошкольника.
Формы работы со сказкой могут быть различны:
- пересказ
- сочинение сказочных историй
- придумывание своего окончания
- добавление нового героя
- Тематические беседы (индивидуальные или коллективные) о прочитанном
- Драматизация. Разыгрывание сценок из сказки, возможно, в форме викторины. Зрители могут отгадывать, какой это герой, из какой сказки.
- Сравнение: кто на кого похож, сравнение иллюстраций разных авторов
- Словесное рисование иллюстраций…. И т. д…
В младшем дошкольном возрасте обязательны атрибуты, которые будут героями сказки. Необходимо максимально задействовать наглядно-действенное и образное мышление. Только взяв в руки игрушку, ребенок сможет начать: «Жил-был Мишка/Зайка…». Далее Мишка может строить дом, который не строится без помощи друзей. Зайка может выращивать морковку, поливая живой водой и пр.
4-летние дети смогут сочинить коротенькую историю, если их будет подталкивать к дальнейшим идеям взрослый. Ценным является то, что ребенок способен воспринять подсказку и сформулировать полноценное предложение, подходящее по смыслу рождающейся истории. «Захотел Зайка посадить деревце… чтобы на нем росли золотые яблочки… Для этого нужно деревце поливать волшебной водичкой».
Дети 5 лет способны самостоятельно сочинить сказку, если им предложить несколько сюжетных картинок.
Старшие дошкольники справляются с более сложными заданиями.
Сказка может служить привычным шаблоном и для различных речевых упражнений. Можно придумывать задания на формулировку предложений или игры со словами и буквами в сказочном контексте.
Например, для детей младшего возраста интересно формировать сказочную карету, которая отправится в путь, если только дети выполнят определённые задания. Каждому посетителю кареты даётся индивидуальное задание для объяснения и рассуждения.
- Кто расскажет, в какие необыкновенные места мы направляемся
- Какие волшебные слова нужно произнести, чтобы карета отправилась в путь
- Кто назовет, какие подарки можно привезти своим друзьям из сказочной страны
В старшем возрасте сказка поможет восприятию буквенно-звукового состава слова. Например, расселение сказочных героев в Теремок. Предложите старшему дошкольнику расселить Медведя, Зайца, Кота, Лисицу, Мышку и Ежа так, чтобы на первом этаже Теремка жил персонаж, у которого больше всего букв в имени, а выше – с постепенно уменьшающимся количеством букв. В подводный Теремок уместнее заселять Карася, Окуня, Щуку, Сома; в ягодный – иных жителей.
Подобные игры со сказочным контекстом являются привычной средой, в которой дошкольники развивают новые речевые навыки, расширяют словарный запас, продвигаются в освоении буквенного и звукового анализа, тренируются излагать свои мысли понятным языком.
С древних времен сказка является неотъемлемой частью воспитания каждого ребенка. Она поможет родителям доступным языком научить детишек жизни, расскажет им о добре и о зле. Для детей сказка намного понятнее пресных и скучных речей взрослых. Именно поэтому, чтобы поддержать малыша, объяснить и научить его чему-нибудь, родителям и педагогам придется вспомнить главный язык детства – мудрую и очень интересную сказку. Сказка в жизни детей занимает очень важное место: с ее помощью детишки очень рано начинают говорить и учатся грамотно выражать свои мысли, а еще она является лучшим помощником в формировании основ общения и поведения.
Источник
Бочарова Галина
«Развитие речи у дошкольников на основе сказок»
Развитие речи у дошкольников на основе сказок.
1 сл. «Сказки могут помочь воспитать ум,
дать ключи для того, чтобы войти в действительность
новыми путями, может помочь ребёнку узнать мир
и одарить его воображение». Д. Родари.
2 сл. Сегодня речь дошкольника развивается в стихийных условиях (в семье, на улице).
А между тем необходимо, чтобы ребенок мог строить связные, понятные красивые предложения.
Формирование умений и навыков связной речи у дошкольников — это одна из важнейших задач педагогов
На современном этапе одним из актуальных вопросов педагогики является поиск новых форм и методов обучения и воспитания детей. С повышением внимания к развитию личности ребенка связывается возможность обновления и качественного улучшения системы его речевого развития.
Наряду с поиском современных моделей обучения и воспитания, необходимо возрождать лучшие образцы народной педагогики.
3 сл. Сказка, как сокровищница русского народа находит свое применение в различных областях работы с детьми дошкольного возраста. Знакомство ребенка с художественной литературой начинается с миниатюр народного
творчества – потешек, песен, затем он слушает сказки. Глубокая человечность, предельно точная моральная направленность, юмор, образность языка – особенность сказок.
Сказки – являют особую фольклорную форму, основанную на реальности и фантастики.
Сказки лучше рассказывать, чем читать. Знакомя детей со сказкой, воспитатель должен знать, что лежит в основе ее содержания, с какой целью она создана.
Произведения русских народных сказок, нужно подбирать таким образом, чтобы они знакомили детей с разными сторонами действительности.
4 сл. Есть три разновидности сказок:
• бытовые;
• волшебные;
• сказки о животных.
Начинать можно с любой разновидности сказок. В старшей группе, например, с русских народных сказок о животных. Далее можно брать волшебные. Дети должны хорошо знать сказку, чтобы четко выделите ее основные эпизоды.
5 сл. К. Д. Ушинский пишет: «Родное слово … объясняет ребенку природу, как не мог бы объяснить ее ни один естествоиспытатель, оно знакомит его с характером окружающих его людей, с обществом, среди которого он живет, с его историей.
Сказка является наиболее действенным инструментом, влияющим на познание ребенка. В диалоге со сказкой, в творчестве с нею ребенок впитывает укорененную в веках гуманистическую философию жизни, неизменную веру в победу добра, любви и счастья.
Для детей подготовительной группы нужно выбирать сказки посложнее, но также повторять в свободное время сказки пройденные. Вносить соответствующие игрушки.
6 сл. Устраивать конкурсы рисунков “Моя любимая сказка”.
Важно иметь в группе набор ряжения и костюмы сказочных героев.
Рекомендуется также прослушивание сказок в грам. записи.
После рассказывания сказки необходимо проводить ее анализ, чтобы дети смогли понять и почувствовать ее идейное содержание, и художественные достоинства, и особенности сказочного жанра, чтобы поэтические образы сказки надолго запомнились и полюбились детям.
7 сл. Народная сказка в системе воспитания решает следующие задачи:
• донесение в доступной форме до сознания детей общих для всех народов ценностей;
• воспитание любви ко всем людям и природе;
• расширение кругозора и представления о мире;
• закладывание нравственных основ и начал;
• развитие связной речи.
8 сл. Существует множество приемов.
Мы используем вопросы, так как считаем их наиболее эффективными в беседах по сказкам.
Вопросы если они разнообразны по своей направленности, помогают точнее охарактеризовать героев сказки, или помочь почувствовать детям главную идею сказки.
9 сл. При рассказывании сказок любимый прием у детей – рассматривание иллюстраций.
Предлагаем задание на дом: придумать и рассказать, какие бы картинки они нарисовали к данной сказке.
10 сл. В ходе занятий, предлагаем детям найти, открыть основные эпизоды сказки.
Например: “Репка”. Вспомнить и назвать персонажей сказки, уточнить сколько было героев, во что одеты, какого цвета одежда. Потом рассматриваем иллюстрации, картинки из сказки, в свободное время выкладываем мозаику или картинки из кусочков сказки, после этого обыгрываем сказку в театрализованной деятельности, используя настольный театр или костюмы, можно атрибуты.
11 сл. Всем знакома сказка “Заяц-хваста”.
Знакомя детей со сказкой, предварительно помещаю в книжный уголок книжку или отдельные иллюстрации к сказке. При рассматривании иллюстрации определяем, что это (рассказ или сказка, о чем она.
Для обыгрывания сказки подбираю игрушки имеющие отношение к этой сказке, рассматриваем их, отмечаем особенности.
Еще прием: делаем или отбираем разные геометрические фигуры одинакового цвета, соотносим их с героями сказки. Дети без труда рассказывают сказку, используя двигательный вид моделирования.
12сл. Огромное значение имеет предварительная работа, использовали игры и упражнения: “На что похоже?”, “Кто как голос подает?”, “Угадай и назови”.
Разучивали с детьми потешки, заклички, совместно с детьми (например, в летний период) пересказывали маленькие знакомые сказки: “Курочка Ряба”, “Мороз и солнце”, “Заяц-хваста”, “Теремок”, “Репка”, “Вершки и корешки” и т. д.
Выбирала и знакомила с зачинами сказки: “жили были”, “в некотором царстве, в некотором государстве”, “у леса на опушке”, “близко ли далеко”, “давным-давно”.
Объясняла смысл концовки: “вот и сказке конец, а кто слушал молодец”, “стали они жить, поживать и добра наживать”, “и устроили они пир на весь мир”.
13сл. Так же используем такой прием – изменение сказки: “покатился колобок по дорожке и прикатился в детский сад”. Дети должны придумать различные варианты
14 сл. Особое внимание уделяем развитию нравственно-этического словаря детей на основе изучения народных и авторских сказок.
Существительные: великан, весна, добро, друг, дружба, мороз, награда, нужда, полдень, радость, грусть, горе, свет, счастье, труд,. , скромность, зло, порок, холод, стужа, урод, ссора, чужбина, полночь, ложь, обман, неволя, трусость, план, лень, лодырь, неудача.
Прилагательные: вежливый, высокий, дорогой, здоровый, горячий, любимый, мудрый, легкий, огромный, полезный, румяный, сильный, смелый, хитрый, хороший, низкий, холодный, старый, глупый, фальшивый, вредный, плохой, скупой, старый.
Глаголы: брать, веселиться, встречать, жить, запрещать, кричать, скучать, хвалить, грустить, огорчать, бранить, плакать, стыдить, унижать, исчезать, уважать, провожать, медлить.
Наречия: быстро, вперед, много, нежно, поздно, громко, пусто, умно, ясно, назад, тихо, редко, трудно, мало, грубо, рано, холодно, глупо, темно, врозь, порознь.
При изучении народных сказок, использую слова антонимы в игре “Скажи наоборот”.
Например:
Существительные: весна – осень, восход – закат, встреча – разлука, голова – хвост, день – ночь, друг – враг, зима – лето, красавец – урод, правда – ложь, радость – горе, смелость – трусость, счастье – горе, труд – безделье, утро – вечер, храбрость – трусость, ложь – правда, жар – холод.
Прилагательные: громкий – тихий, вежливый – грубый, здоровый – больной, горячий – холодный, молодой – старый, полезный – вредный, сытый – голодный, толстый – тонкий, чистый – грязный, хороший – плохой, высокий – низкий, мудрый – глупый, дорогой – дешевый, живой – мертвый и т. д.
Глаголы: брать – отдавать, веселиться – грустить, впускать – выпускать, встречать – провожать, говорить – молчать, кричать – шептать, хвалить – бранить, хохотать – плакать, забывать – вспоминать.
Наречия: быстро – медленно, вместе – отдельно, вперед – назад, легко – трудно, много – мало, можно – нельзя, нежно – грубо, поздно – рано, тепло – холодно, умно – глупо.
15 сл. В структуре занятия можно использовать:
1. Организационный момент – загадку об изучаемой сказке.
2. Пальчиковую гимнастику.
3. Чтение или рассказывание сказки воспитателем.
4. Игры: «Один – много», «Назови ласково», «Сосчитай», «Слова – друзья», «Слова – наоборот».
5. Театр «пальчиков», «театр зверей».
6. Пересказ по вопросам, совместный пересказ ребенка и воспитателя, пересказ по частям, по картинкам.
7. Игра – драматизация.
8. Инсценировка сказки.
9. Итог занятия – делаем вывод по сказке.
16сл. В процессе воспитательно-образовательной работы, стараюсь при прохождении лексических тем использовать народные и авторские сказки.
№ Лексическая тема Русские народные и авторские сказки
1 «Осень», «овощи» «Репка», «Мужик и медведь»
2 «Хлеб» «Колосок»
3 «Домашние животные» «Волк и семеро козлят»
4 «Дикие животные» «Заяц – хваста»
5 «Домашние птицы» «Петушок и бобовое зернышко»
6 «Посуда» «Лиса и журавль»
7 «Мебель» «Три медведя»
8 «Зимние забавы» «Снегурочка»
9 «Зима» «Морозко»
10 «Семья» «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»
С повышением внимания к развитию личности ребенка связывается возможность качественного улучшения его речи. Сказка – как сокровищница народной мысли способствует формированию связных высказываний детей, имеющих речевые нарушения.
Речевое развитие в группах отличается неравномерностью. В группе есть дети с достаточно развитой речью, с хорошим словарным запасом
В течение проведения занятия эти дети активны, включаются быстро, с интересом. Чтобы настроить детей на эмоциональный фон, можно прочитать детям начало сказки. Это помогает детям вспомнить сюжет. Однако есть дети, речь которых требует определенной коррекции и дальнейшего развития
Учить рассказывать – это значит формировать связную речь. Овладение связной речью – это длительный и сложный процесс.
Большое значение имеет взаимосвязь обучения рассказыванию и других видов работы по развитию речи – обогащение словаря, формирование грамматических навыков, воспитание звуковой культуры речи.
Необходимо постоянно закреплять приобретенные детьми речевые навыки и умения.
Наша задача – научить правильно начинать сказку, передавать ее живо, интересно, логически, последовательно.
17 сл. Занятия на основе сказок требуют хорошей подготовки, творческий подход воспитателя к составлению занятий, придумыванию наглядных пособий, сюжета и мотиваций. Произведения русских народных сказок подбираются таким образом, чтобы они знакомили детей с разными сторонами действительности: явления живой и неживой природы, миром человеческих отношений, миром собственных переживаний. Например, сказка «Теремок» – небольшая по содержанию и все дети охотно участвовали в драматизации этой сказки, старались подражать движениям и голосам героев сказки, что требовало от детей интонационной и мимической выразительности. В свободное время рисовали эпизоды из сказок, лепили зайца, лису, волка, медведя.
18 сл. Я пришла к выводу, что детям сказки интересны и полезны. Занятия проходят в более оживленной форме, дети выполняют игровые упражнения, драматизируют, принимают участие в настольных и подвижных играх. А самое главное, что дети хотят рассказывать сказку. Дети стали более активными, используют в речи антонимы, синонимы, прилагательные, сравнения. На вопросы воспитателя стали отвечать полными, выразительными ответами.
Большинство из ребят умеют самостоятельно рассказывать сказки. Выстраивая картинки в определенной последовательности, применяла следующий способ: дети обнаруживают, что отсутствует какой-то важный сюжет (чаще – это третья картинка). Это активизирует воображение детей, заставляет поразмышлять над тем, что же произошло с героями. Полезно упражнять детей в составлении концовок к хорошо известным им народным сказкам. Например, читаю или рассказываю народную сказку «Заяц – хвастун» до слов: «Увидел заяц как собаки ворону треплют, и думает…». О чем именно подумал заяц, рискнул он помочь вороне или струсил, если помог, то каким образом, если не помог, то как потом оправдывался – все это сочиняли дети. И только после этого я читаю концовку сказки.
Успешно применяются мнемосхемы к сказкам.
19сл. Вне занятий полезно упражнять детей в сочинении небольших сказок на литературные тексты.
Можно предложить темы:
• «Сказка о том, как медвежонок ловил Луну»;
• «Сказка о том, как белый медведь забрел в Африку, и что из этого вышло»;
• «Сказка о том, как ежонок-грубиян и заинька-паинька путешествовали»;
• «Сказка о том, как зайчик храбрости набрался».
В планы занятий включить:
• викторины (Из каких сказок это отрывки);
• Костры горят высокие,
• Котлы кипят чугунные,
• Ножи точат булатные,
• Хотят меня зарезати.
• Стоит в поле теремок, он не низок. Не высок.
• Не плач дед не плачь баба….
Привези мне цветочек аленький…
• драматизации небольших отрывков;
• выступления поющих героев (при участии музыкального руководителя):
• чтение отрывков из сказок, по просьбе детей;
Такой набор заданий вполне подходит и для вечеров досуга. Например, при драматизации отрывка из сказки К. Чуковского «Муха-цокотуха» предложить изобразить жуков, тараканов, бабочек, сверчков.
20 сл. Вывод: русские народные волшебные сказки, полные чудесного вымысла, драматических ситуаций, противостояния добра и зла, не только развлекают и радуют детей, но и закладывают основы нравственности.
Сказка для ребёнка — это игра, волшебство, и не столь важен результат, сколько поддержание игровой, необходимой для ребёнка, истинно сказочной атмосферы. Немного сказки, немного чуда, и вы уже видите перед собой
Источник