Развитие речи ребенка через познавательную активность

Развитие речи ребенка через познавательную активность thumbnail

Наталья Панарина
Познавательно-речевое развитие дошкольников

Познавательно-речевое развитие дошкольников

Прежде чем давать знания,

надо научить думать,

воспринимать, наблюдать.

В. Сухомлинский

Развитие познавательно – речевой деятельности является одним из важнейших разделов дошкольной педагогики и направлено на умственное развитие ребенка. Чем лучше будет организована познавательно – речевая деятельность детей, тем выше гарантии успешности школьного обучения.

Познавательно – речевое развитиевключает в себя несколько областей: ПОЗНАНИЕ, КОММУНИКАЦИЯ, ЧТЕНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.

В старшем дошкольном возрасте познавательное развитие – развитие познавательных процессов (восприятия, мышления, памяти, внимания, воображения, которые представляют собой разные формы ориентации ребенка в окружающем мире и регулируют его деятельность. Характерная особенность этого возраста – познавательные интересы, выражающиеся во внимательном рассматривании, самостоятельном поиске интересующей информации и стремлении узнать у взрослого, где, что и как растет, живет.

Этот возрастной период важен для развития познавательной потребности ребенка, которая находит выражение в форме поисковой, исследовательской активности, направленной на обнаружение нового.Поэтому преобладающими становятся вопросы: «Почему?», «Зачем?», «Как?». Дети не только спрашивают, но пытаются сами найти ответ, использовать свой маленький опыт для объяснения непонятного, а порой и провести «эксперимент». Познавательная деятельность – это не только процесс усвоения знаний, умений и навыков, а, главным образом, как поиск знаний, приобретение знаний самостоятельно или под тактичным руководством взрослого, осуществляемого в процессе сотрудничества, сотворчества.

Задачи воспитания:

• Обогощать познавательную сферу детей

информацией через занятия, наблюдения, экспериментальную деятельность, речь.

• Обогощать эмоционально-чувственную

сферу детей в процессе непосредственного

общения с предметами, явлениями, людьми.

• Помочь упорядочить сведения об окружающем мире, формировать представления его целостности.

• Формировать бережное отношение к окружающему миру, закреплять положительные эмоции, умение их проявлять.

• Создавать условия, способствующие выявлению и поддержанию интересов, проявления самостоятельности и познавательно-речевой деятельности.

Вся работа строится на следующих принципах:

• принцип интеграции позволяет знакомить детей с разными областями знаний, тесно связанных между собой.

• принцип научности подразумевает, что все сведения должны достоверно объяснять различные процессы, явления на доступном и в то же время научном уровне.

• принцип деятельности и интерактивности предоставляет ребенку возможность реализовывать разные виды детской деятельности, поддерживать детскую инициативу.

• принцип природосообразности позволяет учитывать психофизиологические особенности детей каждого возраста, следовать объективным законам их развития и создавать условия для раскрытия личностного потенциала ребенка;

• принцип партнерства связан тесно с реализацией прав ребенка, обеспечивает тесное сотрудничество взрослых и детей.

Приемы и технологии, используемые в ДОУ при формировании познавательно-речевой деятельности детей:

• Словесные – рассказ, чтение, вопросы, беседы, использование художественного слова.

• Наглядные – наблюдения, рассматривание картин, демонстрация фильмов, слайдов и т. д.

• Практические – упражнения, игры, эксперименты и опты, моделирование, проектная деятельность.

Модель развития связной речи дошкольника.

Познавательно –исследовательская деятельность многогранна: здесь и занятия, целевые прогулки, экскурсии, совместная (беседы, наблюдения, дидактические игры) и самостоятельная деятельность детей (развивающие и творческие игры, элементарные опыты в исследовательском уголке).

Развитиюречи особая роль отводится на занятиях разного вида: грамоты, где ребенок экспериментируют со словами; конструированию из разных материалов; математике с упражнениями в счете, ориентировке на листе бумаги и в пространстве, знакомстве с геометрическими фигурами и размером предметов, составлением и решением задач; ознакомлению с природой и познанием окружающего мира. Чтобы правильно ответить на вопросы, ребенок учится составлять фразу, пользоваться распространенными предложениями, устанавливать связи между словами, высказывать свои мысли (“У Миши было два красных флажка, а синих на один меньше. Сколько синих флажков было у Миши?”).

Важнейшую роль в познании имеют тематические занятия. Они углубляют представления детей о предмете, событии, явлении, обогащают их словарный запас, учат рассуждать, действовать самостоятельно, взаимодействовать с партнером, группой, договариваться, слушать и слышать, делать выводы, высказывать общее мнение. Рассказы детей могут быть в форме “телефонного разговора”, “детского журнала”, “радиопередачи”, “телепередачи”, из личного опыта и т. п. Но не все дети активны, поэтому индивидуальное рассказывание необходимо сочетать с коллективным (прием моделирования, когда один ребенок начинает рассказ, другой продолжает, третий заканчивает. Этот прием помогает неуверенным детям участвовать в обсуждении, т. к. они рассказывают свою часть текста, чувствуя поддержку сверстников, в тоже время заставляет всех детей следить за речью выступающих. В ходе таких рассказов уточняются представления детей о природе, явлениях, предметах и т. д.

Доступные и интересные дошкольникам типы исследований:

Опыты (экспериментирование).

Коллекционирование (классификационная работа).

Путешествие по глобусу и карте.

Путешествие “Назад в прошлое”

Первые два типа присутствуют в свободной деятельности старшего дошкольника. Наблюдая за деятельностью детей, мы видим, с каким азартом ребёнок разбирает механические устройства. Чтобы посмотреть, как они устроены, или манипулирует различными предметами с целью вызвать какой-либо эффект. Ребёнок может также увлекаться сбором простых коллекций, сортировкой предметов (камней, фантиков, марок, вкладышей и т. д.).

Инициаторами исследования-путешествия являются взрослые, но принимаются ребёнком, поскольку воображаемый план сходен с сюжетно-ролевой игрой.

Читайте также:  Центры для развития ребенка во владимире

Для опытов и классификационной работы следует обратиться к событиям, которые реально происходят в природе, в социальной жизни, или специально смоделированном пространстве (например, внесении магнита, коллекции минералов и другое).

Результатом таких экспериментов становится формирование каких-либо причинно-следственных связей. В результате усвоения причинно-следственных связей обогащался словарный запас детей, улучшался грамматический строй речи (образование множественного числа существительных, образование прилагательных от существительных). Развитие получил такой вид связной речи, как описательный рассказ.

Для типа исследования “путешествие по глобусу и карте” в качестве материала нужны глобус и большая физическая карта полушарий, которые служат наглядно-графическими заместителями целостного “пространства мира”. Начиная воображаемое путешествие с детьми, обсуждаем и выбираем пункт назначения (отправляться ли на этот раз на реку Лимпопо, по следам доктора Айболита т. п., намечаем маршрут, подходящий для путешествия вид транспорта, выбираем возможные пути на глобусе, “прокладываем” его цветным маркером по карте, высказываем предположения о том, что может встретиться в пути.

Исследовательская деятельность, может быть “обрамлена” другими видами деятельности.Возможны следующие сочетания:

• Исследовательская деятельность – затем сюжетно-ролевая игра.

• Чтение небольшого художественного произведения (по конкретной теме) – затем собственно исследовательская деятельность.

• Исследовательская деятельность – затем продуктивная деятельность, продолжающая тему.

Процесс обучения речи и мыслительное развитие составляют одно неразрывное начало дошкольника. Ребенок непросто называет предмет, а стремится описать его, рассказать о каком – то явлении, событии. Рассказ состоит из нескольких предложений, которые характеризуют описываемые предметы. Соответственно, чтобы связно рассказать о чем – нибудь нужно уметь анализировать предмет, выделять его свойства и качества, устанавливать причинно – следственные и другие отношения между предметами, явлениями (Пример: песок – это сыпучий материал. Он состоит из маленьких твердых песчинок. Из сухого песка трудно что – либо сделать, а из мокрого можно лепить).

Познавательное развитие ребенка, развитие его мышления невозможно без усвоения новых слов, выражающих усваиваемые ребенком понятия, закрепляемые им новые знания и представления (вьюга, метель, поземка, пурга – явления природы, связанные с ветром и снегом, сильно отличаются друг от друга). Воспитатели, не только расширяют словарь ребенка, но и дают углубленное понимание значений слов, которые характеризуют свойства и качества предметов, их многофункциональность (золотые руки, золотая голова, золотая осень, золотые браслеты, синонимами – ручка двери, ручка ребенка, ручка для письма; словообразованием – снег – снеговик – снегурочка – снегопад – снегоход; антонимами – холодно – тепло, длинный – короткий.

Критерием успешности ребёнка является комплекс показателей исследовательской деятельности к концу дошкольного возраста.Ребенок:

• Проявляет интерес к предметам и явлениям, лежащим за

пределами конкретной ситуации,задает вопросы: “зачем?”, “почему?”, “как?”;

• Обнаруживает стремление объяснить связь фактов, используя рассуждения (“потому что. “);

• Проявляет интерес к символическим “языкам”: пытается самостоятельно «читать” схемы, карты, чертежи и делать

что-то по ним (лепить, конструировать);

• Стремится к упорядочиванию, систематизации конкретных

материалов, вещей (коллекции);

• Самостоятельно составляет схемы, карты, пиктограммы;

Речь часто определяется как озвученная мысль или форма существования ребенка. По содержанию речи, ее грамотности мы судим об интеллектуальном уровне дошкольника, определяя его готовность к школе, т. е., перефразируя пословицу, можно сказать “Встречают по одежке, а провожают по уму, о котором судят по речи человека”.

Источник

Деловая игра:

«Речевое развитие через познавательно- исследовательскую

деятельность дошкольников»

Подготовила: Воспитатель ПКК

Ирина Викторовна Чечулина

Барабинск 2018

Речь в жизни ребенка выполняетсамые разнообразные функции – общения, передачинакопленного опыта, регуляции поведения и деятельности. Все функции речисвязаны между собой: они формируются посредством друг друга ифункционируют одна в другой, речь является результатом мысли, а не опережаетили подменяет ее. К 5-6 годам современный ребенок овладевает всей системой родного языка. Развитие речи – процесс сложный, творческий.

В настоящее время из жизни ребенка уходит речь, проблема речевого развитияу детей особенно актуальна. Чем лучше будет развита речь ребенка, тем выше гарантияуспешного обучения.Развивая речь ребенка, не включать его в исследовательскуюдеятельность невозможно, так как речь сопровождает и совершенствуетпознавательную деятельность детей.

Дошкольники – прирожденные исследователи, постоянное стремление к эксперименту, желание самостоятельнонаходить решение проблемной ситуаци способствует мыслительной деятельности и развивает речь детей.

Поэтому я поставила цель: создание условий для развития речи старших дошкольников через познавательную деятельность.

Определила задачи:

1.Способствовать обогащению активного словаря детей через познавательно-исследовательскую деятельность. 2. Развивать умения устанавливать простейшие связи между предметами и явлениями, делать обобщения.3. Развивать наблюдательность, способность анализировать, сравнивать, выделять характерные признаки предметов и явлений окружающего мира.

4. Привлекать родителей к совместно – исследовательской, продуктивной деятельностис детьми, способствующей речевой активности дошкольников.

При организации познавательно-речевого развития детей, я опираюсь на

следующие направления:

– Совершенствование собственной речи.

-Формирование представлений об окружающем мире.

В жизни людям приходится решать самые разные задачи. Чтобы справиться с

проблемами, надо учиться решать ихсамостоятельно.Поэтому,непосредственную образовательную деятельность, я стараюсьстроить таким образом, чтобы дети чувствовали себя исследователями. А дляэтого:

Читайте также:  Развитие словарного запаса у ребенка 6 лет презентация

– создаю проблемную ситуацию, в которой дети высказывают предположение о том, что они будут изучать в ходедеятельности. В беседе со мной, ониоткрывают для себя новые знания, определяют правильность своих предположений, объясняют, что они узнали и учатся оценивать, как они работали. Следующее направление

– Развитие любознательности. Организуя деятельность,наблюдения, стараюсь вовремя и доступным для понимания языком ответитьна возникшие вопросы, направлять детские мысли на самостоятельный поискответа и умения делать выводы.С целью закрепления представлений о взаимосвязях в природе, для ознакомления детей с объектами и явлениями природы регулярно провожу экскурсии и целевые прогулки, наблюдения за объектами и явлениями природы.

-Игра, являющаяся одной из самых действенных средств познавательно-

речевого развития. В игре, дети овладевают навыками действий с определеннымипредметами, учатся культуре общения друг с другом.

Исследовательская деятельность проходит в свободной, практически

нерегламентированной какими-либо внешними установками или временем формами.

Регулярно провожунаблюдения за объектами и явлениями природы, потом обсуждаем с детьми; рассматриваемиллюстраций в книгах с научным содержанием, детские энциклопедии; знакомимся с материалами детской мини-лаборатории.

Я применяю следующие ситуации для развития речи в познавательной деятельности дошкольников:

реальные события, происходящие в данный период:

яркие природные явления(например: описание листопада, снегопада);

общественные события (например: предстоящийпраздник),

специально созданные ситуации, (например, показ предметов с необычнымэффектом или назначением «Что это такое? Что с этим делать? Какэто действует?»).

Такими предметами могут быть: магнит, коллекциякаких-либо вещей, открытки, наклейки на определенную тему. Стимулом к исследованию могут бытьсобытия, происходящие в жизни группы,«заражающие» большую часть детей и приводящие к устойчивыминтересам и рассуждениям (например, кто-то принес свою коллекциюнаклеек, роботов, динозавров, сбор, фишек и т. п.), организация совместных с детьми опытов и исследований в повседневной жизни.

Игры-эксперименты – особая группа игр, которые очень эффективны в решении познавательно-речевых задач, а так же интересны и увлекательны для дошкольниковВ процессе эксперимента идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, развивается речь, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа сравнения и классификации, обобщения.    В результате усвоения детьми причинно-следственных связей обогащается словарный запас детей, улучшается грамматический строй речи (образование прилагательных от существительных, образование множественного числа существительных). Развитие получает такой вид связной речи, как описательный рассказ.

   Большое внимание уделяется методическому обеспечению педагогического процесса по данной теме:разработана система конспектов различных интегрированных мероприятий, разработаны и реализованы проекты. («Мы – исследователи», «Лаборатория неживой природы»).Цель моей работы в рамках проектов: расширение познавательного интереса речевой активности средствами экспериментирования.

   Вовлечение родителей в процесс развития речи через познавательную активность детей способствует успешной подготовки детей к школе. В связи с этим организую мероприятия, родительское собрание с целью показать, как исследовательская деятельность влияет на развитие речи, мастер – класс для родителей «Развиваем речь ребёнка». Провела консультации на  тему: «Роль семьи в развитии познавательно – речевой активности ребенка», «Ученье с увлечением», «Говори правильно» ,разработала памятку  «Чего нельзя и что нужно делать для поддержания интереса детей к познавательному экспериментированию» и т.д.

Уже сейчас видны результаты работы. Дети научились анализировать, делать выводы, могут сами объяснить младшим детям некоторые закономерности в природе. Они с большим интересом проводят опыты, сами создают условия для проведения опытов и наблюдений. Интересно наблюдать за детьми, когда они самостоятельно находят ответы на заданные вопросы. Сколько радости, интереса и восторга в их глазах.

Деловая игра

Цель:совершенствование работы в ДОУ по познавательно-речевому развитию детей дошкольного возраста.

Задачи:

1) вызвать у педагогов осознание необходимости расширять свои знания в области развития речи и познавательных способностей детей;

2) развивать умения проектировать, конструировать процессы познания и развития речи дошкольников;

3) создать в коллективе обстановку творческого поиска наиболее эффективных форм и методов в работе с детьми;

4) контролировать соблюдение педагогами правил культуры речевого общения, тактичного поведения.

Ход

А сейчас я хочу предложить Вам поиграть в деловую игру.

Разминка.

Вопросы – задания даются по очереди каждой группе. За каждый быстрый и правильный ответ начисляется один балл.

1) Замените предложения пословицей (кто быстрее).

– Учись всю жизнь (век живи, век учись).

– Нужно беречь время (делу время, потехе – час).

– Береги своё здоровье (береги платье снову, а здоровье – смолоду).

– Не болтай (держи язык за зубами).

– Не торопись, делай всё аккуратно (поспешишь – людей насмешишь; делаю наспех – делаю на смех).

– Доводи начатое дело до конца (не верь началу, верь концу; сделал дело – гуляй смело).

Юмористическая пауза. Переведите пословицы на русский язык

Сын леопарда – тоже леопард (Африка)
/яблоко от яблони недалеко падает/

Верблюда под мостом не спрячешь (Афганистан)
/шила в мешке не утаишь/

Бойся тихой реки, а не шумной. (Греция)
/В тихом омуте черти водятся/

Молчаливый рот – золотой рот (Германия)
/Слова – серебро, а молчание – золото/

Читайте также:  Биологические наследственные факторы в развитии ребенка

Тот не заблудится, кто спрашивает. (Финляндия)
/Язык до Киева доведет/

Ошпаренный петух от дождя убегает. (Франция)
/Обжегшись на молоке, дует на воду/

Рубрика «Говори правильно»

Ведущий предлагает капитанам выбрать для своей команды скороговорку.

2.1. В живом уголке жили ежи да ужи.

2.2. Лена искала булавку,

А булавка упала под лавку.

Деловая игра «Что, когда и почему?»

1) Капитаны по очереди выбирают для своей команды вопрос:

– Какой вид деятельности дошкольника наиболее благоприятен для развития социальной и познавательной активности? (Игра)

– Что в первую очередь влияет на формирование человеческой личности? (Воспитание, среда, наследственность)

2) Ведущий предлагает командам выбрать воздушный шар. Капитаны достают из них листы с двумя вопросами для каждой команды.

Каковы основные достижения в речевом развитии старшего дошкольника? (На первый план выдвигается общение со сверстниками.Диалог со сверстником приобретает характер скоординированных предметных и речевых действий, дети уже умеют привлекать к себе внимание соседа, интересуются его делами и высказываниями и т.д.)

Перечислите функции речи старшего дошкольника. (1. Речь служит для установления контактов с окружающими, привлечения внимания к себе, своим делам, переживаниям. 2. Речь служит важным источником знаний об окружающем мире, средством их фиксации. 3. Речь – как область удовлетворения деловых, познавательных, личностных потребностей ребенка и т.д. 4. Речь – как область объективных отношений, которые познает ребенок.)

Назовите главные задачи познавательного развития. (Развитие общих познавательных способностей: умение наблюдать, отбирать необходимую информацию, обобщать способы собственной деятельности и т.д.).

Назовите задачи познавательного развития в процессе воспитания патриотических чувств. (1. Воспитание любви к Родине, развитие чувства гордости за свой народ и страну. 2. Воспитание доброжелательного отношения к людям других национальностей, элементарной этики межнациональных отношений и т.д. 3. Развитие общих познавательных способностей: наблюдать, описывать, строить предположения и предлагать способы их проверки, делать выводы и т.д.)

В группах обсуждаются полученные вопросы, готовятся обоснованные ответы.

Игровое упражнение «Сколько значений у предмета».

«Мало смотреть в корень, надо при этом ещё видеть вершину».

Педагогам предлагается хорошо знакомый им предмет (кирпич, газета, кусочек мела, карандаш и т.п.). Дается задание – найти как можно больше вариантов нетрадиционного, но реального использования этого предмета в жизни.

Поощряются самые оригинальные и неожиданные версии, необыкновенные речевые высказывания. В ходе выполнения этого задания активизируются и развиваются все основные параметры креативности:

  • продуктивность,

  • оригинальность,

  • гибкость мышления и др.

сценка – пантомима

одной из предложенных сказок от начала и до конца так, чтобы команда противников могла узнать ее.На подготовку 2 минуты.

Для первой команды: «Теремок». Для второй команды: «Колобок» 

Игра «Расскажи сказку по-другому»

Выходят по 1 человеку от команды.

 Образец:   сказка «Колобок» от лица тропинки, проходящей рядом с домом: «Я – тропинка извилистая. Недалеко от меня дом стоит красивый. Слышу я, что как-то раз Дед Бабке говорит: «Бабка, испеки колобок». Долго не было Бабки, смотрю, она к окну подошла и положила колобок, чтобы он остыл немножко. Колобок лежал, лежал, а потом упал на меня и покатился. Он был тепленький, мягкий, кругленький. Катится, катится, а навстречу ему зайчик …и т.п. таким образом, рассказываем сказку до конца, применяя знания о произведениях художественной литературы на практике.

 Задание для команды №1.«Рукавичка» от лица рукавички

 Задание для команды №2.«Три медведя» от лица Михайло Потапыча.

Скороговорки

Выходят по одному участнику от каждой команды. Участник должен произнести предложенную скороговорку – медленно, быстрее, быстро.

Для первой команды: «Перепел перепелку и перепелят в перелеске прятал от ребят»

Для второй команды: «Тетерев сидел у Терентия в клетке, а тетерка с тетеревятами в лесу на ветке» 

конкурс «Времена года» проводится поочередно.

Стихотворения о временах года.(Из конверта участники команд достают пейзажные картинки.На них изображены зима, лето, весна, осень. Команда должнавспомнить отрывок стихотворения о каждом времени года, кто больше).

Творческий конкурс.

Выходят по одному участнику от каждой команды. Нужно нарисовать пословицу так, чтобы противоположная команда смогла ее «прочитать».

Для первой команды «Не плюй в колодец: случится воды напиться»

Для второй команды: «Без труда не вытянешь рыбку из пруда»

Блиц – опрос команд на время.

Вспомните пословицы, противоположные по смыслу данной:

Для первой команды:

Коротка ночь до зари, коли много работы» (долог день до вечера, когда делать нечего)

Быстро передвигаться – далеко не уедешь. (Тише едешь – дальше будешь)

У чужих плохо, а у себя еще хуже. (В гостях хорошо, а дома лучше)

 Для второй команды:

Красив дом без углов, а не красив без выпечки. (Не красна изба углами, а красна пирогами)

Кто поздно ложиться, у того ничего и нет. (Кто рано встает, тому бог подает)

Что не посадишь, то и не вырастет. (Что посеешь, то и пожнешь)

Объявляется общий результат, ведущий благодарит за участие.

Источник