Развитие речи ребенка через пальчиковые игры и мелкую моторику

Развитие речи ребенка через пальчиковые игры и мелкую моторику thumbnail

Несмотря на то, что исследования на тему «Моторика рук для развития речи» стали появляться относительно недавно, на Руси и в Древнем Китае интуитивно догадывались о связи ловкости пальцев и детской речи. Так в нашей культуре сложились знаменитые игровые прибаутки, во время которых малыш шевелит пальчиками, а мамы-китаянки в качестве игрушек выбирали камни и ракушки. 

Какая связь между мелкой моторикой и развитием речи

Воздействие подвижности пальцев на речевую функцию первым доказал В.М. Бехтерев. Разнообразные задания, затрагивающие кисти и пальцы рук, со временем позволяют повысить четкость произносимых звуков.

Связь моторики и речи

Звучную метафору употребил известнейший отечественный педагог В.А Сухомлинский, заметив, что «ум ребенка находится на кончике его пальцев». Эту мысль подхватили специалисты-практики, развивая более узкое предположение о речи на кончиках пальцев.

Появились игровые программы на развитие мелкой моторики — пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников. В нее включены задания, разграниченные по возрастам, комплексно стимулирующие детскую речь благодаря одновременной работе пальчиков и проговариванию строчек.

Вопрос взаимосвязи речи и мелкой моторики исследовали М.М. Кольцова и ее последовательница М.И. Рузина. Выяснив, что центры головного мозга, отвечающие за речевые функции, связаны с рукой, а шевеление пальцами посылает определенный импульс в соответствующие речевые зоны, они предложили свой «Пальчиковый игротренинг».

Пальчиковые игры как средство развития речи в дошкольном возрасте

По мнению Кольцовой, основное значение пальчиковых игр для развития речи дошкольников заключается в навыке моторного планирования. Данная функция помогает заучить любые действия, связанные с движением. Свойство проявляется как в отношении общей моторики, так и мелкой.

Например, при разучивании танца ребенок сначала думает и смотрит, куда и как поставить ногу, в какую сторону сделать поворот. Мысли перед движением, мелькающие за мгновенье, означают моторное планирование. После многочисленных повторений движение становится автоматическими, необходимость в первом этапе отпадает.

Игра пальчиками

Любые игры пальчиками реализуются в той же связке: сначала подумать, потом сделать.

По мнению психологов и логопедов, произнесение звуков строится по аналогичной схеме. Общее развитие моторных функций позволяет ребенку быстрее осваивать не только звуки и слова, но и помогает произносить их правильно, тщательно выговаривая.

Используя упражнения для развития моторики и речи, необходимо принимать во внимание два принципа:

  • в движение должны быть вовлечены все пальчики, как изолированно, так и попарно, одновременно;
  • действия руками должны предоставлять разные возможности: сжатие, растяжение, расслабление кистей.

Примером тренировки пальчиков и развития речи в 3-4 года может служить игра «Зайка». Важно, чтобы ребенок произносил стихотворные фразы, одновременно играя, используя все 10 пальцев.

Зайка

Существует признанная на международном уровне классификация игр для одновременного развития моторики и речи, в рамках которой выделяют два типа упражнений:

  1. «Сидячая» игра пальчиков под речитатив стишков – Finger play.
  2. «Активные» движения, дополняющие перебор пальцами поворотами головы, взмахами рук и даже притопыванием — Action rhyme.

Главное достоинство подобных игр в том, что они автоматизируют произношение слов, согласуя с движениями. У ребенка происходит ассоциация звука и смысла слова с собственным телом.

Как пример, для старших дошкольников рекомендуется игра, развивающая мелкую моторику и речь, которая дополнительно помогает запомнить дни недели.

Дни недели

Упражнения, кроме улучшения четкости звуков и произнесения слов, помогут ребенку:

  • Тренировать память – в процессе игры необходимо запомнить веселые стишки и непростые манипуляции, которые нужно правильно повторять.
  • Дополнительно развивать воображение и способность к фантазированию.
  • Улучшать пластичность, ловкость и гибкость самих пальцев.
  • Усиливать концентрацию внимания – умение сосредотачиваться на одном деле.

Упражнения на развитие мелкой моторики и стимулирование речевых функций

Кроме игр и массажа пальчиков, полезно использовать различные упражнения, которые имеют прямое отношение к развитию мелкой моторики. Для этого отлично подходят подручные материалы, от пуговиц до круп, а также специальные творческие задания, требующие активных движений пальцев.

Но многие упражнения задействуют только три пальца руки, оставляя без нагрузки безымянные и мизинцы. Этот факт следует учитывать и специально ставить задачу перед ребенком выполнять определенные действия именно этими пальчиками.

Использование подручных материалов

При должной фантазии можно использовать любые предметы, они отлично воздействуют на стимулирование моторики. Полезно:

Развитие моторики

  • Одевать кукол в одежду, где пришиты пуговицы, имеются крючки и липучки;
  • Катать по плоской поверхности каменные или металлические шары, а также грецкие орехи;
  • Зажать между ладонями простой карандаш и перекатывать его. Можно устроить конкурс на скорость или продолжительность;
  • Сжимать-разжимать каучуковый мячик. Он приятен на ощупь, поэтому ребенок с радостью выполняет задание;
  • Завязывать банты из лент или наматывать нитки на катушку;
  • Заниматься выкладыванием фигур из камушков, ракушек, других материалов;
  • Играть со шнуровкой, создавая разные плетения;
  • Использовать прищепки для развешивания картинок или как декоративный элемент в аппликациях.
  • Привлекать дошкольника к любой собственной деятельности, где необходимо работать руками. Даже если помощь не слишком умелая, следует хвалить малыша за усилия.

Также эффективно развивать моторку рук, привлекая дошкольника к сортировке пуговиц или надеванию бусин на нить. Крупы – отличный материал для развития тактильного восприятия и увлекательных игр: перебирание гречки или гороха и создание из крупинок аппликации, поиск спрятанной игрушки в емкости с зерном.

Если смешать фасоль или горох с игрушками, то можно надолго занять ребенка извлечением своего богатства из миски. Детей постарше можно увлечь изготовлением поделок и несложных украшений из бисера.

Выполнение творческих заданий

Развивать речь через мелкую моторику рук можно и с помощью творческих заданий.

мозаика

Для этого создано множество различных наборов для мозаик и конструкторов, состоящих из мелких деталей, или требующих соединения компонентов винтиками.

В последние годы набирает популярность рисование, так называемыми, «волшебными» красками. Особенность красок состоит в том, что их нужно изготавливать самим из муки, соли и гуаши (или другого красителя).

Первым делом дети тщательно перемешивают пальчиками соль с мукой в небольшой чашке, потом добавляют краситель для цвета и немного воды. Желательно и на этом этапе размешивать смесь пальчиком. Тем более что дальнейшая техника рисования предполагает накладывание и размазывание краски на лист именно руками.

Такое занятие проводится обязательно под контролем и при непосредственном участии родителя или воспитателя. Немного беспорядка оно создает, но с каким удовольствием дети создают свои художества!

Творческие виды деятельности богаты идеями, как еще задействовать мелкую моторику рук:

  • Вырезание снежинок из бумаги. Взрослый показывает, как это делается, после чего дети повторяют. Далее получившиеся узоры можно раскрасить разным красками.
  • Соревнование на повторение фигур по образцу. Взрослый складывает из пальцев комбинацию или изображает зверька. Детям следует как можно точнее повторить оригинал.
  • Рисование на манке. Высыпать на поднос манную крупу и предложить детям поиграть в художника. Начинают с простых линий, а потом можно переходить к рисованию образов, букв, цифр.
  • Лепка из пластилина и глины – эффективный прием развития мелкой моторики. Для того чтобы задействовать все пальчики, взрослый должен вводить игровые элементы и предлагать детям размять шарик только мизинчиком или безымянным пальцем.

Следует понимать, что влияние мелкой моторики на речь продолжает изучаться, поэтому не стоит возлагать надежды только на нее. Действия пальцами полезны для формирования и других психических процессов, но стимулировать речевое развитие дошкольников нужно комплексно, используя все способы и, особенно, активно разговаривая с малышом.

Источник

Цель:

Создать условия для развития речи дошкольников  посредством пальчиковых игр и упражнений.

Задачи:

  • Развивать мелкую моторику пальцев рук, координацию движений.
  • Учить концентрировать внимание на одном виде деятельности.
  • Формировать  артикуляцию речевого аппарата.
  • Развивать активную речь. (Пополнить лексический запас и грамматическую структуру речи.)

Формы организации

Пальчиковые игры и упражнения применяются и проводятся:

  • в разные режимные моменты,
  • в совместной деятельности с детьми,
  • в индивидуальной работе с детьми,
  • на занятиях – как организационный момент или динамические паузы,
  • как полноценная часть занятия по развитию речи.

Планируемые результаты:

В результате систематического применения предлагаемых игр и упражнений у детей удается достичь следующих результатов:

  • Чётко координированных движений пальцев и кистей рук.
  • Умения сосредоточивать свое внимание более длительное время на одном виде деятельности.
  •  развития всех компонентов родной речи.

Систематически развивая мелкую моторику с помощью массажа, ежедневно используя пальчиковые игры, результат не заставит себя долго ждать. Кисти рук и пальчики станут гибкими, подвижными. Малыши научатся концентрировать своё внимание на одном виде деятельности. Обогатится словарный запас детей, они станут более активны в речи, научатся ясно и последовательно выражать свои мысли, своё отношение к окружающему миру.

Чем лучше развиты кисти рук и пальцы, тем лучше ребёнок начинает говорить. Поэтому активная речь ребёнка начинается, когда движения его пальчиков достигают достаточной точности.

Это интересно…

Начинать пальчиковые игры желательно с массажа пальцев при помощи простого шарика с шипами или специального массажного шарика Су – Джок.

Под воздействием несложных массажных упражнений достигается нормализация мышечного тонуса, происходит стимуляция тактильных ощущений, а главное происходит развитие речевой функции. Самомассаж кистей и пальцев рук с помощью шарика с шипами (шарика Су – Джок) придаёт силу мышцам, восстанавливает координацию, снимает напряжение. Простые движения шариком способствуют развитию таких психических функций как: мышление, память,  внимание.

Игровой массаж кистей рук с помощью мячика с шипами (или шарик Фу – Джок):

  • Круговые движения по ладони.
  • Катание шарика ладонью по столу.
  • Продольное катание мячика от центра ладони к кончикам пальцев.
  • Прокатывание шарика отдельно, вдоль каждого пальчика.
  • Сжимание мячика в ладони.
  • Сжимание мяча каждым пальцем отдельно.

«Пальчиковые игры и упражнения, как средства развития речи и мелкой моторики у детей младшего возраста»

Следующим этапом в работе по развитию мелкой моторики – развитие умений выполнять простые пальчиковые фигуры. Эти упражнения подготовят кисти и пальцы рук малышей к выполнению более сложных, мелких движений в пальчиковых играх. (Постепенно у малышей вырабатываются: ловкость, умение управлять своими движениями, умение удерживать внимание, сосредоточенно заниматься одним видом деятельности.) 

Упражнения для изображения простых пальчиковых фигур.

(Перед показом фигур впервые, необходима демонстрация картинок с изображением предметов)

«Мостик».

Положение рук горизонтальное, кончики пальцев касаются друг друга.

«Солнечные лучи» 

Скрещенные руки приподняты вверх, пальцы разведены. 

«Крыша, дом, башня» 

Кончики пальцев рук соединить в наклонном положении ладони.

«Миска, гнездо»

Соединить округлые ладони. 

«Бочка»

Неплотно сжать руку  в кулачок.

«Очки» 

Соединить в кольцо большой и указательный пальцы каждой руки. Приставить колечки друг к другу, поднести к глазам.

«Бинокль» 

Болсьшой палец каждой руки вместе с остальными образует кольцо. Посмотреть в «бинокль».

«Стол» 

Левую ладонь сжать в кулак, правую раскрыть и положить сверху.

«Замешиваем тесто»

Сжимать кисти рук в кулачки и разжимать одновременно на двух руках или поочередно.

«Стул, кресло»

Сжать кулачок правой руки, левую приставить к нему вплотную пальцами вверх, как спинку. 

«Флажок»

Четыре пальца соединить вместе, большой опустить вниз. Тыльная сторона ладони обращена к себе.

«Фонарики зажглись»

Сжатые в кулак пальцы резко и одновременно на 2-х руках разжимаются.

«Фонарики погасли»

Пальцы резко и одновременно на 2-х руках сжимаются в кулак.

«Ель»

Пальцы обеих рук скрещены под углом друг к другу.

 «Цепочка» 

Большой и указательный пальцы левой руки образуют кольцо. Через него попеременно пропускать колечки из пальцев правой руки: большой – указательный, большой – средний и так все пальцы.

«Шарик»

Пальцы правой и левой руки соединить в щепоть и приблизить друг к другу. Дуть на них, при этом пальцы принимают форму шара. Затем шар сдувается, и пальцы принимают исходное положение. 

«Полет птицы» 

Руки повернуть ладонями к себе и скрестить у запястий. Большие пальцы цепляются друг за друга. Остальные пальцы растопырить и махать ими.

«Полет осы» 

Пальцы сжать в кулак, один поднять

вверх. Выполнить им вращательные движения. То же движение другими пальцами.

«Человечек  взбирается по лестнице»

Пальцы левой руки растопырить, два пальца правой руки «взбираются» вверх по пальчикам, как по лестнице. Поменять руки.

Учитывая наглядно – образное мышление детей младшего возраста, с целью заинтересовать малышей, привлечь их внимание, хорошим подспорьем станет использование красочно оформленных карточек.

Картотека пальчиковых игр.

«Сорока»

Сорока- сорока

махать кистями рук с широко расставленными пальцами

Кашку варила,

деток кормила.

указательным пальцем правой руки выполнять круговые движения по ладони левой руки

Этому дала,

Этому дала

И этому дала

По очереди загибать правой рукой все пальчики левой руки

«Капуста»

Мы капусту рубим – рубим,

Прямыми ладонями движения вверх – вниз

Мы капусту солим – солим,

Пальцы сложить в щепоть, «посолить»

Мы капусту трём – трём,

Потереть кулак одной руки о кулак другой руки.

Мы капусту жмём – жмём,

Сжимать и разжимать кулаки

А потом мы капусту в рот кладём. Ам! И съели!

Пальцы обеих рук сложить в щепоть

И поочерёдно подносить ко рту.

«Кораблик»

По реке плывёт кораблик.

Сложить ладони лодочкой.

Он плывёт издалека.

Двигать «лодочкой» влево – вправо.

На кораблике четыре очень храбрых моряка.

Показать правой рукой четыре пальца.

У них ушки – на макушке,

Приставить ладони к голове – показать ушки.

У них длинные хвосты.

Сомкнуть большой и указательный пальцы обеих рук. И медленно их раздвигать.

И страшны им только кошки, только кошки да коты!

Показать пальцами обеих рук, как «коготки» царапают.

«Лодочка»

Две ладони я прижму и оп речке поплыву.

Ладони сложить «лодочкой».

Две ладони, друзья, – это лодочка моя.

Выполнять волнообразные движения.

Паруса я подниму, и по морю поплыву.

Поднять вверх большие пальцы – «паруса».

А со мною оп волнам плывут рыбки тут и там.

Выполнять волнообразные движения ладонью правой руки, справа, и левой рукой параллельно, слева.

«Замок»

На двери весит замок. Кто его открыть бы смог?

Сплести все пальцы в «замок».

Мы замочком повертели,

Круговые движения «замочком» вправо.

Мы замочком покрутили,

Круговые движения «замочком» влево.

Покрутили и открыли!

Показать ладони обеих рук.

 «Цветки»

Наши алые цветочки

Соединить ладони рук перед собой, пальцами вверх.

Распускают лепесточки,

По очереди разъединять пальцы, начиная с большого. Запястья остаются соединенными.

Ветерок чуть дышит,

Подуть на руки «цветки».

Лепестки колышет,

Подвигать ладонями с разъединенными пальцами вправо – влево.

Наши алые цветки

Закрывают лепестки,

По очереди соединить пальцы, соединить ладони в первоначальную позу.

Головой качают,

Покачать ладонями вправо – влево.

Тихо – тихо засыпают.

Положить сложенные ладони рук под щеку.

«Холодно»

Наши пальцы сжались тесно.

Что случилось? Интересно!

Сжать пальцы левой руки в кулак.

Повертеть кулаком.

Видно, им прохладно стало,

Правой рукой обхватить кулак левой руки.

Их укроем одеялом.

И сильно сжать. (Упражнение проводить для каждой руки)

«Лягушки»

Две весёлые лягушки.

Ни минуты не сидят.

Сжать пальцы обеих рук в кулаки.

Положить кулаки на стол пальцами вниз.

Ловко прыгают подружки.

Резко выпрямит пальцы на обеих руках (создать эффект подпрыгивания над столом). Повторить несколько раз.

Две зелёные подружки

Ладони спокойно лежат на столе.

Только брызги лишь летят.

Сжать пальцы в кулаки.

«Паучок»

Паучок ходил по ветке,

Пальчиками правой руки перебирать «идти» по левой руке.

А за ним ходили детки.

Пальчиками левой руки перебирать по правой руке.

Дождик с неба вдруг полил, 

Руки перед собой. Сжимать и разжимать пальцы одновременно на обеих руках.

Паучков на землю смыл.

Положить руки ладонями на колени.

Солнце стало пригревать,

Поднять руки перед собой, раздвигать пальцы «веером».

Паучок ползёт опять,

Пальчиками правой руки перебирать «идти» по левой руке.

А за ним ползут и детки,

Чтобы погулять по ветке.

Пальчиками левой руки перебирать по правой руке.

«Снегирёк»

Сел на ветку снегирёк,

Попрыгать» ладошками по плечам.

Дождик брызнул дождик

Потрясти кистями перед собой.

Он промок. 

Обхватить себя руками и слегка «подрожать»,

Ветерок подул слегка,

Поднять руки вверх и покачать ими.

Обсушил нам снегирька.

Помахать руками – «крылышками».

«Улитка»

Улитка,

Пальцами правой руки обхватить сжатые в кулак пальцы левой руки.

Улитка,

Пальцами левой руки обхватить сжатые в кулак пальцы правой руки.

Покажи

Показать ладони обеих рук.

Рога.

приставить голове кулачки и выпрямить указательные пальцы.

Дам

Показать ладони обеих рук.

Кусок пирога,

Сложить ладони «горстью» и соединить их.

Пышки,

На ладонь левой руки положить кулак правой руки.

Ватрушки,

На ладонь правой руки положить кулак левой руки.

Сдобные лепёшки.

Высуни рожки!

Приставить голове кулачки и выпрямить указательные пальцы.

«Котятки»

Пять котяток перед нами,

Пальцы растопырены. Поворачивать кисть в разные стороны.

Все кивают головами

Сгибать – разгибать пальцы.

Вот все вместе побежали,

Бежим пальцами по столу или коленям

Вдруг устали, полежали.

Кладём ладонь на колени или стол.

Мышь увидели вдали и за нею поползли.

«Ползём» пальцами по коленям или столу

Мимо них собачка шла:

Вторая рука – собачка. Большой палец отведён вверх. «Собачка» подходит к котятам.

«Гав – гав, – и всех котяток прогнала.

Пальцы – котята «убегают» (спрятать за спину).

«Два козлика»

Как – то раз к кому – то в гости

Шёл козлёнок через мостик,

На одной руке прижимаем большим пальцем средний и безымянный.

А на встречу шёл другой,

Возвращался он домой.

На другой аналогично делаем «рожки»

Два рогатых, глупых братца,

Стали на мосту бодаться.

Разбегались и сбегались.

Кисти рук в горизонтальном положении «бодаемся рожками» на первое слово каждой строчки.

Вот с разбега лбами  – бух!

На слово «бух» – хлопки в ладоши.

И с моста в водичку  – плюх!

На слово «плюх» – резко положить ладони на колени.

Список источников информации, используемых при подготовке методической разработке:

Черенкова Е. Ф

Оригинальные пальчиковые игры. – М.: РИПОЛ классик: ДОМ. 20 век, 2010. – 186с. – (Учимся играючи, Азбука развития).

«Оригинальные пальчиковые игры» Екатерина и Сергей Железновы

Лыкова И. А. Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. Ранний возраст. – М.: «КАРАПУЗ – ДИДАКТИКА», 2008. – 144с., 16л.

И. Е. Аверина Физкультурные минутки и динамические паузы в ДОУ: практическое пособие /, И. Е. Аверина. – 2-е издание – М.: Айрис – пресс, 2006. – 144с. – (Дошкольное воспитание и развитие).

Интернет ресурсы: «Массаж с использованием шарика «Фу – Джок»

«Массаж акупункт

Источник