Развитие речи ребенка через мелкую моторику

Развитие речи ребенка через мелкую моторику thumbnail

Несмотря на то, что исследования на тему «Моторика рук для развития речи» стали появляться относительно недавно, на Руси и в Древнем Китае интуитивно догадывались о связи ловкости пальцев и детской речи. Так в нашей культуре сложились знаменитые игровые прибаутки, во время которых малыш шевелит пальчиками, а мамы-китаянки в качестве игрушек выбирали камни и ракушки. 

Какая связь между мелкой моторикой и развитием речи

Воздействие подвижности пальцев на речевую функцию первым доказал В.М. Бехтерев. Разнообразные задания, затрагивающие кисти и пальцы рук, со временем позволяют повысить четкость произносимых звуков.

Связь моторики и речи

Звучную метафору употребил известнейший отечественный педагог В.А Сухомлинский, заметив, что «ум ребенка находится на кончике его пальцев». Эту мысль подхватили специалисты-практики, развивая более узкое предположение о речи на кончиках пальцев.

Появились игровые программы на развитие мелкой моторики — пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников. В нее включены задания, разграниченные по возрастам, комплексно стимулирующие детскую речь благодаря одновременной работе пальчиков и проговариванию строчек.

Вопрос взаимосвязи речи и мелкой моторики исследовали М.М. Кольцова и ее последовательница М.И. Рузина. Выяснив, что центры головного мозга, отвечающие за речевые функции, связаны с рукой, а шевеление пальцами посылает определенный импульс в соответствующие речевые зоны, они предложили свой «Пальчиковый игротренинг».

Пальчиковые игры как средство развития речи в дошкольном возрасте

По мнению Кольцовой, основное значение пальчиковых игр для развития речи дошкольников заключается в навыке моторного планирования. Данная функция помогает заучить любые действия, связанные с движением. Свойство проявляется как в отношении общей моторики, так и мелкой.

Например, при разучивании танца ребенок сначала думает и смотрит, куда и как поставить ногу, в какую сторону сделать поворот. Мысли перед движением, мелькающие за мгновенье, означают моторное планирование. После многочисленных повторений движение становится автоматическими, необходимость в первом этапе отпадает.

Игра пальчиками

Любые игры пальчиками реализуются в той же связке: сначала подумать, потом сделать.

По мнению психологов и логопедов, произнесение звуков строится по аналогичной схеме. Общее развитие моторных функций позволяет ребенку быстрее осваивать не только звуки и слова, но и помогает произносить их правильно, тщательно выговаривая.

Используя упражнения для развития моторики и речи, необходимо принимать во внимание два принципа:

  • в движение должны быть вовлечены все пальчики, как изолированно, так и попарно, одновременно;
  • действия руками должны предоставлять разные возможности: сжатие, растяжение, расслабление кистей.

Примером тренировки пальчиков и развития речи в 3-4 года может служить игра «Зайка». Важно, чтобы ребенок произносил стихотворные фразы, одновременно играя, используя все 10 пальцев.

Зайка

Существует признанная на международном уровне классификация игр для одновременного развития моторики и речи, в рамках которой выделяют два типа упражнений:

  1. «Сидячая» игра пальчиков под речитатив стишков – Finger play.
  2. «Активные» движения, дополняющие перебор пальцами поворотами головы, взмахами рук и даже притопыванием — Action rhyme.

Главное достоинство подобных игр в том, что они автоматизируют произношение слов, согласуя с движениями. У ребенка происходит ассоциация звука и смысла слова с собственным телом.

Как пример, для старших дошкольников рекомендуется игра, развивающая мелкую моторику и речь, которая дополнительно помогает запомнить дни недели.

Дни недели

Упражнения, кроме улучшения четкости звуков и произнесения слов, помогут ребенку:

  • Тренировать память – в процессе игры необходимо запомнить веселые стишки и непростые манипуляции, которые нужно правильно повторять.
  • Дополнительно развивать воображение и способность к фантазированию.
  • Улучшать пластичность, ловкость и гибкость самих пальцев.
  • Усиливать концентрацию внимания – умение сосредотачиваться на одном деле.

Упражнения на развитие мелкой моторики и стимулирование речевых функций

Кроме игр и массажа пальчиков, полезно использовать различные упражнения, которые имеют прямое отношение к развитию мелкой моторики. Для этого отлично подходят подручные материалы, от пуговиц до круп, а также специальные творческие задания, требующие активных движений пальцев.

Но многие упражнения задействуют только три пальца руки, оставляя без нагрузки безымянные и мизинцы. Этот факт следует учитывать и специально ставить задачу перед ребенком выполнять определенные действия именно этими пальчиками.

Использование подручных материалов

При должной фантазии можно использовать любые предметы, они отлично воздействуют на стимулирование моторики. Полезно:

Развитие моторики

  • Одевать кукол в одежду, где пришиты пуговицы, имеются крючки и липучки;
  • Катать по плоской поверхности каменные или металлические шары, а также грецкие орехи;
  • Зажать между ладонями простой карандаш и перекатывать его. Можно устроить конкурс на скорость или продолжительность;
  • Сжимать-разжимать каучуковый мячик. Он приятен на ощупь, поэтому ребенок с радостью выполняет задание;
  • Завязывать банты из лент или наматывать нитки на катушку;
  • Заниматься выкладыванием фигур из камушков, ракушек, других материалов;
  • Играть со шнуровкой, создавая разные плетения;
  • Использовать прищепки для развешивания картинок или как декоративный элемент в аппликациях.
  • Привлекать дошкольника к любой собственной деятельности, где необходимо работать руками. Даже если помощь не слишком умелая, следует хвалить малыша за усилия.

Также эффективно развивать моторку рук, привлекая дошкольника к сортировке пуговиц или надеванию бусин на нить. Крупы – отличный материал для развития тактильного восприятия и увлекательных игр: перебирание гречки или гороха и создание из крупинок аппликации, поиск спрятанной игрушки в емкости с зерном.

Если смешать фасоль или горох с игрушками, то можно надолго занять ребенка извлечением своего богатства из миски. Детей постарше можно увлечь изготовлением поделок и несложных украшений из бисера.

Выполнение творческих заданий

Развивать речь через мелкую моторику рук можно и с помощью творческих заданий.

Читайте также:  Развитие ребенка 2 года калуга

мозаика

Для этого создано множество различных наборов для мозаик и конструкторов, состоящих из мелких деталей, или требующих соединения компонентов винтиками.

В последние годы набирает популярность рисование, так называемыми, «волшебными» красками. Особенность красок состоит в том, что их нужно изготавливать самим из муки, соли и гуаши (или другого красителя).

Первым делом дети тщательно перемешивают пальчиками соль с мукой в небольшой чашке, потом добавляют краситель для цвета и немного воды. Желательно и на этом этапе размешивать смесь пальчиком. Тем более что дальнейшая техника рисования предполагает накладывание и размазывание краски на лист именно руками.

Такое занятие проводится обязательно под контролем и при непосредственном участии родителя или воспитателя. Немного беспорядка оно создает, но с каким удовольствием дети создают свои художества!

Творческие виды деятельности богаты идеями, как еще задействовать мелкую моторику рук:

  • Вырезание снежинок из бумаги. Взрослый показывает, как это делается, после чего дети повторяют. Далее получившиеся узоры можно раскрасить разным красками.
  • Соревнование на повторение фигур по образцу. Взрослый складывает из пальцев комбинацию или изображает зверька. Детям следует как можно точнее повторить оригинал.
  • Рисование на манке. Высыпать на поднос манную крупу и предложить детям поиграть в художника. Начинают с простых линий, а потом можно переходить к рисованию образов, букв, цифр.
  • Лепка из пластилина и глины – эффективный прием развития мелкой моторики. Для того чтобы задействовать все пальчики, взрослый должен вводить игровые элементы и предлагать детям размять шарик только мизинчиком или безымянным пальцем.

Следует понимать, что влияние мелкой моторики на речь продолжает изучаться, поэтому не стоит возлагать надежды только на нее. Действия пальцами полезны для формирования и других психических процессов, но стимулировать речевое развитие дошкольников нужно комплексно, используя все способы и, особенно, активно разговаривая с малышом.

Источник

Ирина Молоствова
Развитие речи дошкольников посредством мелкой моторики через разные виды деятельности (из опыта работы)

Учёными было доказано, что движения пальцев рук исторически, в ходе

развития человечества, оказались тесно связанными с речевой функцией. Таким образом, есть все основания рассматривать кисть руки как орган речи – такой же, как артикуляционный аппарат. С этой точки зрения проекция руки есть ещё одна речевая зона мозга. Поэтому, чтобы научить малыша говорить, необходимо не только тренировать его артикуляционный аппарат, но и развивать движения пальцев рук, то есть мелкую моторику.

И, конечно, работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки стала важной частью развития детской речи, формирования навыков самообслуживания и подготовки к письму. От того, насколько ловко научиться ребенок управлять своими пальчиками, зависит его дальнейшее развитие. Наряду с развитием мелкой моторики развиваются память, внимание, а также словарный запас.

Исходя из этого, я определила цель своей работы: развитие речи посредством развития мелкой моторики рук через различные виды деятельности.

В своей работея поставила следующие задачи:

-содействовать нормализации речевой функции;

-улучшить мелкую моторику пальцев, кистей рук;

-улучшить координацию и точность движений руки и глаза, гибкость рук, ритмичность;

– улучшить общую двигательную активность;

развивать воображение, логическое мышление, произвольное внимание,

зрительное и слуховое восприятие, творческую активность;

– создавать эмоционально-комфортную обстановку в общении со сверстниками и взрослыми.

Для достижения поставленных задач я использовала различные формы работы

.- совместная деятельность воспитателя с детьми;

– индивидуальная работа с детьми;

– свободная самостоятельная деятельность самих детей.

В совместную деятельность воспитателя с детьми я включала цели, реализация которых требует систематической постановки перед детьми строгой последовательности заданий, отвечающей логике развития тех или иных способностей.

В индивидуальной работе с детьми решала задачи по развитию социальных навыков, освоения разных видов деятельности. Создавался микроклимат, в основе которого лежало уважение к личности маленького человека, доверительные отношения между ребенком и взрослым.

Свободная самостоятельная деятельность детей обеспечивала возможность саморазвития ребенка, который свободно выбирает деятельность, отвечающую его способностям и интересам.

Все формы работыстроились с учетом следующих правил:

Задания постепенно возрастающей сложности;

Учет индивидуальных особенностей ребенка;

Регулярность,систематичность;

Соблюдение временного регламента;

Повышение интереса к заданиям;

Успешная деятельность детей

Для развития мелкой моторики рук и координации движений я использовала разные методы и приемы работы:

– пальчиковый игротренинг

– массаж кистей рук

– пальчиковая гимнастика, физкультминутки

– пальчиковые игры со стихами, со скороговорками

– пальчиковый театр

– театр теней

– лепка из пластилина и соленого теста с использованием природного материала

(семена, крупы, ракушки и т. д.)

– нетрадиционные техники рисования: кистью, пальцем, зубной щеткой, свечкой

и т. д.

– конструирование: из бумаги в технике оригами, работа с конструктором ЛЕГО

– различные виды аппликаций

развитие графической моторики

– рисование по трафаретам

– штриховка

– дорисовка (по принципу симметрии)

– лабиринты

– заплетание косичек

«Геоконт» Воскобовича В. В.

Дидактические игры

– шнуровки

– игры с мелкими предметами- пазлы, мозаика

Прежде чем, приступить к работе, я четко разрабатывала план, как работать, какой использовать материал. В основу своей работы положила игру. Для ребенка игра– это способ познания мира. Чем осмысленнее и четче будут детские игровые движения, тем глубже знакомство с миром.

Одним из основных методов работы являлись пальчиковые игры. В совместной и индивидуальной работе осуществлялась тренировка пальцев. Делалось это в форме массажа (поглаживание кистей рук от кончиков пальцев к запястью) и упражнения (сгибание и разгибание каждого пальца по отдельности). Массаж является одним из видов пассивной гимнастики. Массаж оказывает общеукрепляющее действие на

Читайте также:  Как влияет спорт на развитие ребенка

мышечную систему, повышая тонус, эластичность и сократительную способность мышц.

Также детям предлагался массаж с использованием природного материала (шишек, грецких орехов, мячиков-ежиков.

Эффективность и интерес к той или иной деятельности повышался, когда упражнения пальчиковой гимнастики сопровождались чтением стихов, потешек.

Слушая, дети одновременно «инсценировали» содержание прослушиваемого материала с помощью пальцевых движений и изображений персонажей, их действий и др. В качестве сюжетного материала я использовала стихотворения С. Михалкова, С. Маршака, К. Чуковского и др.

Стихи, сопровождающие упражнения – это та основа, на которой формируется и совершенствуется чувство ритма, создается благоприятный эмоциональный климат, благодаря которому ребенок увлекается игрой и с интересом выполняет движения, что обеспечивает хорошую тренировку пальцев. Сюжетность стихов и потешек развивает умение слушать и понимать.

Мною была составлена картотека игр на развитие мелкой и общей моторики: «Пальчиковая гимнастика», «Хождение по дорожкам», «Физкультминутки».

Деятельность по лепке также имеет большое значение для укрепления кистей рук и развития мелкой и крупной моторики. Лепка необходима для развития у детей сенсорных и пространственных ощущений, восприятия. В своей работе для лепки я использовала пластилин, соленое тесто; составление узоров из семян, ракушек. Это кропотливый, интересный труд, который развивает внимание, совершенствует сенсомоторику – согласованность в работе глаза и руки, координации движений, их

точность.

Изготовление поделок из бумаги также является одним из средств развития мелкой мускулатуры кистей рук. Эта работа увлекает детей, способствует развитию воображения, конструктивного мышления. Один из видов работы с бумагой являлись рваные поделки. Разрывание бумаги на очень мелкие кусочки является хорошим упражнением для развития силы пальцев и навыков управления мелкими движениями.

Также детей привлекала возможность делать поделки из бумаги (оригами, которые они использовали в играх, инсценировках.

В совместной деятельностия использовала различные нетрадиционные техники рисования: тампонирование, печать от руки и др. с помощью кисти, свечки, зубной щетки. В процессе рисования у детей развиваются не только общие представления, творчество, углубляется эмоциональное отношение к действительности, но и формируются элементарные графические умения.

Особое внимание уделялось раскрашиванию рисунков. Для этого

использовались альбомы для раскрашивания или заготовки. Раскрашивание предполагало несколько видов штриховки, которые обеспечивают постепенность в развитии и укреплении мелкой мускулатуры кисти руки, в отработке координации движения. Для развития точности и уверенности движения руки я предлагала игры, в

которых детям необходимо был проводить параллельные линии в определенном направлении.

Большой интерес для детей представляло конструирование (на базе

конструктора ЛЕГО). Дети сооружали многочисленные и разнообразные постройки.

Работая с мелкими деталями конструктора, развивается мелкая мускулатура пальцев рук, воображение, творческая активность. Еще одним из интересных занятий было собирание пазлов, нанизывание бисера на леску, заплетание косичек, игры с резиночками («Геоконт» Воскобовича).

Еще один из приемов, который я использовала в своей работе, это игры с мелкими предметами (с пуговицами, горохом, фасолью, каштанами и др.). Например, перебирание предметов, самомассаж этими предметами, определение предмета на ощупь, счет предметов на ощупь.

Проводимые упражнения, игры на развитие мелкой моторики я комбинировала с различными видами деятельности. В своей работе я учитывала индивидуальные особенности каждого ребенка, его психофизиологическое развитие.

В конце каждого полугодия я проводила итоговую диагностику развития моторики рук и кисти. Результаты показывали положительное влияние систематичной, комплексной работы по развитию мелкой моторики.

Работа с родителями – одно из важнейших направлений в работе.

Основная задача на начальном этапе работы с родителями – формирование и стимуляция мотивационного отношения родителей к работе с их детьми.Я использовала:

совместное проведение занятий (визиты в группу);

практикум по организации игр с детьми в домашних условиях, способствующих развитию мелкой моторики;

тематические консультации, папки-передвижки;

выпуск памяток, информационных листков;

участие в творческих выставках.

Таким образом, о ходе проведенной работыговорят следующие результаты:

Включение детьми в самостоятельные игры элементов упражнений на мелкую моторику с речевым сопровождением

Положительная динамика в развитии диалогической и монологической речи;

Обогащение предметно-развивающей среды элементами игр и пособий на развитие мелкой моторики

Повышение компетентности родителей по данной проблеме;

В дальнейшем я буду:

Продолжать начатую работу «Развитие речи детей посредством развития мелкой

моторики руки».

Обогащать предметно–развивающую среду нетрадиционными играми и пособиями для развития мелкой моторики рук, моделями и схемами по речевому развитию.

Продолжать использовать формы и методы работы с родителями

Продолжать работупо данному направлению со специалистами МБДОУ: инструктором по физической культуре, музыкальным руководителем, педагогом-психологом, учителем – логопедом.

продолжать искать новые методические приемы, которые будут способствовать развитию мелкой моторики рук.

Источник

Консультация для родителей «Развитие речи, через мелкую моторику рук дошкольников».

Зачем необходимо развивать мелкую моторику рук у детей?

Развитие мелкой моторики играет важную роль для общего развития ребенка.

Развивать мелкую моторику необходимо уже с этапа новорождённости. Сначала это выражается с разглядывания своих ручек, затем ребёнок учиться управлять своими ручками и это выражается в том, что малыш берет предметы всей ладонью, потом только двумя (большим и указательным) пальчиками.

Читайте также:  Теория развития личности ребенка л и божович

Затем ребенка необходимо обучить правильно держать ложку, карандаш, кисть.

Мелкая моторика связана с нервной системой, зрением, вниманием, памятью и восприятием ребенка. Также ученые доказали, что развитие мелкой моторики и развитие речи очень тесно связаны. А объясняется это очень просто. В головном мозге речевой и моторный центры расположены очень близко друг к другу. Поэтому при стимуляции моторных навыков пальцев рук речевой центр начинает активизироваться.

Поэтому если вы хотите грамотно развивать речь ребёнка, то необходимо большое внимание уделить развитию мелкой моторики.

Кроме того, мелкая моторика непосредственно влияет на ловкость рук, на подчерк, который сформируется в дальнейшем, на скорость реакции ребенка.

От того как развита мелкая моторика у ребёнка, можно в дальнейшем судить о его готовности к обучению в школе. Так как именно мелкая моторика определяет уровень готовности ребёнка к письму, уровень логического мышления, уровень памяти, уровень развития речи, умения рассуждать, концентрировать внимание и воображение.

Развивать мелкую моторику стоит постепенно с помощью игр, заданий и упражнений.

Где ладошка?

Где ладошка? (показать ладошку)
Тут-тут (стучим указательным пальцем по ладошке)
На ладошке пруд, пруд (рисуем круг на ладошке)
Палец большой — это гусь молодой (поочередно показываем пальцы)

Указательный – поймал гуся
Средний гуся ощипал,
Безымяный – суп варил,
А мизинчик – всех кормил.

Полетел гусь в рот (подносим руки ко рту)
А оттуда в живот! (показываем живот)

«Перчатка»

Веселая мышка перчатку нашла (Показываем ладонь, поворачиваем вниз, вверх)

Гнездо в ней устроив мышат позвала (показываем гнездо)

Им корочку хлеба дала пожевать (зажимаем кончик каждого пальца)

Отшлепала всех — непослушных мышат

Погладила всех

Уложила их спать (ручки под щечку). И т.д.

применение массажного шарика су-джок

Применяются Су — Джок — массажеры в виде массажных шариков, в комплекте с массажными металлическими колечками. Шариком можно стимулировать зоны на ладонях, а массажные кольца надеваются на пальчики. С помощью шаров – «ежиков» с колечками детям нравится массировать пальцы и ладошки, что оказывает благотворное влияние на весь организм, а также на развитие мелкой моторики пальцев рук, тем самым, способствуя развитию речи.

Ежик, ежик, хитрый еж (круговые движения шариком по ладошке)

На клубочек ты похож

На спине иголки — очень, очень колкие (каждым пальцем надавливать на «иголку»)

Хоть и ростом ежик мал

Нам колючки показал

А колючки тоже на ежа похожи (собрать пальцы обеих рук в «щепотку», крутить мяч).

(Дети поочередно надевают массажные кольца на каждый палец, начиная с большого, проговаривая стихотворение пальчиковой гимнастики)

  • Мальчик-пальчик где ты был?

 С этим братцем в лес ходил
 С этим братцем щи варил
 С этим братцем кашу ел
 С этим братцем песни пел

Этот пальчик хочет спать.

(Поочередно надевать колечко на пальцы сначала левой руки, затем правой).

Упражнения, которые помогут развить у ребенка мелкую моторику, что способствует активизации речевых навыков

Упражнение 1. “Заплети косичку” — три шнура (одноцветные или разноцветные) заплести в косичку.

Упражнение 2. “Бумага” — смять, расправить, скрутить, раскрутить, свернуть, стараться работать пальцами (складывать веер, шляпу, пароход).

Упражнение 3. “Спецрисование” — по точкам, по контуру, по трафарету (простого, сложного) по образцу, словесной инструкции.

Упражнение 4. “Раскрась” — книжки для раскраски, нарисованное взрослым или ребенком.

Упражнение 5. “Штриховка” — линиями продольными, поперечными, диагональными, диагонально-поперечными заштриховать нарисованные геометрические фигуры, овощи, фрукты и т.д.

Упражнение 6. “Выщипывание” — нарисовать и защипать контуры, например: колобок, репа и т.п.

Упражнение 7. “Аппликация выщипыванием” — нарисовать, выщипать, склеить 2 кружка (1 большой, 2 маленьких — получится неваляшка).

Упражнение 8. “Резиновая игрушка” — сжимать, разжимать резиновую игрушку.

Упражнение 9. “Бусы” — нанизывать на нитку бусины, пуговицы и т.п. разной величины, цвета.

Упражнение 10. “Мотылек” — грушу, пульверизатор сжимать, разжимать, струю воздуха направлять на вату, на различном расстоянии различной силы.

Упражнение 11. “Чудесный мешочек” — мелкие игрушки, геометрические фигуры, муляжи овощей, фруктов, контуры букв-ребенок ощупывает рукой, называет предмет, затем вынимает из мешка, уточняет название.

Упражнение 12. “Мозаика” — (мелкая и крупная) выкладывать по образцу узоры, предметы, фигурки, буквы и т.д.

Упражнение 13. “Завяжи-развяжи” — полоска жесткой материи или клеенки в петли с двух сторон вставить и завязать шнурки разных цветов, шнурков по количеству петель.

Упражнение 14.”Застегни-растегни” — застегивание и расстегивание пуговиц (на ножке, разной величины).

Упражнение 15. “Нитки” — смотать нитки с одного клубка в другой, с одной трубочки на другую (нитки разного цвета и толщины).

Пальчиковый театр

Пальчиковый театр – это очень интересное и полезное занятие. Чем раньше малыш узнает, что такое пальчиковый театр, тем раньше он заговорит.

Пальчиковый кукольный театр — это набор фигурок различных персонажей, одевающихся на пальчики. (можно сделать своими руками: связать, из бумаги, нарисовать персонажи прямо на самих пальчиках). Также в пальчиковый кукольный театр могут быть включены различные «декорации»: деревья, домик, репка и так далее.

Заданий и упражнений, направленных на развитие мелкой моторики очень много, при желании, особенно, если подключить фантазию и воображение, придумать их можно бесконечное множество. И главное здесь — учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка. Таким образом, если будут развиваться пальцы рук, то будут развиваться речь и мышление ребенка.

Источник