Развитие речи ребенка через лепку

Развитие речи ребенка через лепку thumbnail

Надежда Кузнецова
Развиваем речь через лепку

Консультация для родителей и педагогов.

Как вы думаете, почему в последнее время уровень речевого развития детей заметно снизился? Да потому, что с детьми все меньше и меньше говорят родители, которые страшно заняты на своей работе. И сами дети меньше говорят, потому что больше смотрят и слушают. Кроме того, наши дети редко делают что-то своими руками, потому что современные игрушки, предметы и вещи устроены максимально удобно, но не эффективно для развития моторики.

Известно, что между речевой функцией и общей двигательной системой человека существует тесная связь. Чем выше двигательная активность маленького ребенка, тем лучше развита его речь. Такая же тесная связь установлена между рукой и речевым центром мозга. Гармонизация движений тела, мелкой моторики рук и органов речи способствует формированию правильного произношения, помогает избавиться от монотонности речи, нормализовать ее темп, учить соблюдению речевых пауз, снижает психическое напряжение.

Кроме того, известно, что у человека существует не только слуховая и зрительная, но и тактильно-двигательная память. Эта память включается в работу, когда мы что-то показываем или каким-то образом действуем.

Педиаторы и психологи считают, что психомоторные процессы развития речи напрямую зависят от развития мелкой моторики.

Лепка имеет большое значение для обучения и воспитания детей дошкольного возраста. Она способствует развитию зрительного восприятия, памяти, образного мышления, привитию ручных умений и навыков, необходимых для успешного обучения в школе. Лепка, так же как и другие виды изобразительной деятельности, формирует эстетические вкусы, развивает чувство прекрасного, умение понимать прекрасное во всем его многообразии. Лепка – один из самых эмоциональных из продуктивных видов изобразительной деятельности.

Лепка – это не только забавные игрушки и радость совместного общения,это и:

координация движений обеих рук и развитие мелкой моторики;

разнообразие сенсорного опыта (чувство пластики, формы, материала, веса) ;

возможность создания объемных поделок;

умение планировать работу и доводить ее до конца;

богатое воображение.

Техника лепки – самая безыскусная, но при этом самая развивающая. В лепке синхронно работают две руки, и координируется работа двух полушарий.

Есть несколько способов лепки.

1. Конструктивный – лепка предмета из отдельных частей.

2. Пластический – детали предмета вытягиваются из целого куска.

3. Комбинированный – сочетании в одном изделии разных способов лепки.

4. Рельефная скульптура – объемное изображение, выступающее над плоскостью, образующей его фон.

Виды рельефов:

-барельеф – низкий рельеф (изображение выступает над плоскостью менее чем наполовину (монеты, медали) ;

-горельеф – высокий рельеф (отдельные части могут полностью выступать над плоскостью (стены архитектурных сооружений) ;

-контррельеф – вдавленный рельеф (изображение углублено в плоскость) .

Перечислим приемы лепки:

• скатывание шариков (с использования этого приема начинается любая работа): кусок пластилина помещают между ладоней и совершают круговые движения ладонями;

• раскатывание столбиков движениями ладоней вперед-назад на дощечке;

• сплющивание или расплющивание между пальцами или ладонями шариков и столбиков;

•прищипывание или вытягивание: защипнуть пластилин между двух или трех пальцев и слегка потянуть;

•вытягивание отдельных частей из целого куска: большим и указательным пальцами постепенно нажимая на пластилин со всех сторон (можно раскатать столбик только с одной стороны и получить зауженную конусообразную форму) ;

• вдавливание большим пальцем углубления на поверхности формы;

• соединение деталей в единое целое и сглаживание мест соединения;

• рисование на пластилине способом контррельефа при помощи стека, заостренной палочки;

• украшение поделки различным дополнительным и природным материалом;

• оформление предмета мелкими деталями, вылепленными из пластилина;

• смешивание в одном куске пластилина нескольких цветов;

В последнее время в магазинах можно найти различный материал для лепки. Глину, пластилин разного вида, воск и т. д. Можно и самим приготовить мягкий, пластичный материал на скорую руку – соленое тесто. Приготовить его можно двумя способами.

1способ. Смешать 0, 5 стакана муки, 0, 5 стакана соли, 0, 5 стакана воды и 1 чайную ложку растительного масла. Тесто готово к работе.

2способ. Смешать 1 стакан муки, 0, 5 стакана соли, 1 стакан воды и 1 столовую ложку растительного масла и 2 столовые ложки лимонной кислоты. Варить, помешивая 2-3 минуты.

Тестопластика достаточно новый вид прикладного искусства. Ваша фантазия не будет знать здесь границ. Придумывайте свои картины, панно, лепите с детьми сюжеты из сказок, появление нового всегда поддерживает детский интерес. Дерзайте! Творите!

Источник

Светлана Сергань
«Пластилинография как способ развития речи ребёнка»

Психолого-педагогический портрет группы воспитанников.

Дети посещают логопедическую группу МАДОУДСКВ №15 станицы Старо-минской и имеют III уровень речевого развития. Дошкольники III уровня речевого развития могут более свободно общаться с окружающими. Их речь развернутая, фразовая с остаточными проявлениями лексико-грамматического и фонетико-фонематического недоразвития. Важно заметить, что у некоторых речь понятна только близким взрослым. Самостоятельное общение остается затрудненным. Словарь детей продолжает отставать от возрастной нормы. В своих самостоятельных рассказах дети нередко лишь перечисляют изображенные предметы и действия, останавливаются на второстепенных деталях, упуская главное в содержании. При пересказе возникают затруднения в воспроизведении логической последовательности действий. Нарушено звукопроизношение.Наиболее типичным является: замена звуков более простыми по артикуляции, смешение, недифференцированное произнесение звуков, смазанное произношение некоторых звуков. Слоговая структура сложных слов и слов со стечение согласных – нарушена. Страдает и речевая активность – дети неохотно пользуются речью для достижения своих целей, общения. Неполноценная речевая деятельность в ряде случаев накладывает отпечаток на формирование сенсорной, интеллектуальной и аффективно-волевой сферы. Важно отметить, что у всех детей группы отмечается пониженный уровень развитияосновных свойств внимания: недостаточная его устойчивость, трудности включения, распределения и переключения внимания. При относительно сохранной смысловой, логической памяти у детей заметно снижена вербальная память, страдает продуктивность запоминания. Имеются специфические особенности их мышления. Обладая в целом полноценными предпосылками для овладения мыслительными операциями, доступными их возрасту, дети отстают в развитии словесно-логического мышления, с трудом выполняют операции сравнения, обобщения. Эти дети, неловки, движения их плохо координированы недостаточно развита моторика рук. «Истоки способностей и дарований детей находятся на кончиках пальцев», – писал В. А. Сухомлинский. Это значит, чем больше ребенок умеет, хочет, и стремиться делать своими руками, тем он умнее и изобретательнее. Ведь на кончиках пальцев – неиссякаемый «источник» творческой мысли, который «питает» мозг ребенка.

Читайте также:  Руководство по развитию ребенка 3 лет

Можно ускорить развитие мелкой моторики различными способами, например,такими: игры с мелкими предметами – пазлы, мозаика, бусины; пальчиковые игры; массаж кистей и пальцев; лепка. Необходимо подчеркнуть, что развитие мелкой моторики ребенка, стимулирует активную работу головного мозга и совершенствует координацию движений.

Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Обычно ребёнок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память и внимание, связная речь.

Необходимо отметить, что около трети всей площади двигательной проекции занимает проекция кисти руки, расположенная очень близко от речевой моторной зоны. Именно величина проекции кисти и ее близость к моторной речевой зоне навели на мысль о том, что тренировка тонких движений пальцев рук окажет большее влияние на развитие активной речи ребёнка, чем тренировка общей моторики. Давно было известно, что при травме или кровоизлиянии в речевой моторной области в левом полушарии у человека не только утрачивается речь, но и тонкие движения пальцев правой руки, хотя сама область двигательной проекции пальцев оставалась не затронутой.

Исследования ученых доказали, что каждый палец руки имеет довольно обширное представительство в коре больших полушарий мозга. Развитие тонких движений пальцев рук предшествует появлению артикуляции слогов. Благодаря развитию пальцев, в мозгу формируется проекция «схемы человеческого тела», а речевые реакции находятся в прямой зависимости от тренировки пальцев. Если развитие движений пальцев соответствует возрасту, то и развитие речи тоже в пределах нормы, если же развитие пальцев отстаёт – отстаёт и развитие речи, хотя общая моторика при этом может быть в пределах нормы и даже выше. Таким образом, развитие функции рук и речевой функции дошкольника шло параллельно и взаимосвязано. По мере совершенствования функции рук, выполнявших все более и более тонкую и дифференцированную работу, увеличивалась и площадь их представительства (особенно представительства кисти руки) в коре головного мозга. Необходимо обратить внимание, что этот факт должен использоваться в работе с детьми и там, где развитие речи происходит своевременно, и особенно там, где имеется отставание, задержка развития моторной стороны речи; нужно стимулировать речевое развитие детей путем тренировки движений пальцев рук.

В процессе своей работе привлекала родителей к активному участию в процессе по развитию мелкой моторики и развития речи ребёнка.

«Пластилинография как способ развития речи ребёнка»

Актуальность опыта «Пластилинография, как способ развития речи ребёнка» определяется, прежде всего, ведущей ролью развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста. Данная проблема особенно сейчас актуальна. Количество детей, имеющих речевые трудности, очень сильно растет.

Учёными выявлена связь между активным движением пальцев ребёнка и формированием его речевого аппарата. Фактически руки в данный период жизни являются для ребёнка дополнительным речевым органом. Функции двигательной активности и речи формируются параллельно. В случае если развитие двигательной активности рук отстаёт от нормального течения, то задерживается и речевое развитие, хотя общая физическая активность при этом может быть нормальной и даже выше нормы. Поэтому рисование пластилином благотворно скажется и на развивающемся вербальном аппарате ребёнка. Эта техника кропотливая, интересная, необычная и очень приятная. Она способствует развитию тактильных ощущений, развивает мелкую ручную моторику, расширяет представления детей о окружающем мире, развивает внимание, любознательность детей, совершенствует сенсомоторику – согласованность в работе глаза и руки, координацию движений их точность, ориентировку в пространстве, счетные операции, подвижность артикуляционного аппарата, просодические компоненты речи.

Тактильная активность, особенно ярко проявляемая дошкольниками именно при рисовании пластилином, напрямую влияет на формирование фантазии. Психологи указывают на прямую взаимосвязь между степенью развития у ребёнка фантазии и его складывающимися интеллектуальными способностями. Таким образом, стимулируя с помощью поделок из пластилина развитие фантазии ребёнка, его способность представлять перед собой образы предметов, которых в действительности нет перед его глазами в данный момент, мы закладываем базу для развития интеллекта ребёнка.

Читайте также:  Научная статья развитие речи ребенка

Изобразительное искусство прекрасно и многогранно. Путь в этот мир начинается в душе человека. Художественное творчество – это во многом работа, исходящая от сердца. Настоящим художником может стать только тот, кто всей душой проникается искусством и приложит максимум усилий для совершенствования своего мастерства. Художественное творчество, пронизанное душевным теплом, создает прекраснейшие произведения.

В прямом смысле это касается работ с пластилином, потому что каждая частичка этого материала, прежде чем стать мазком картины, согревается теплом рук мастера. Изготовление своими руками красивых и нужных предметов из пластилина вызывает повышенный интерес к творческому процессу и приносит удовлетворения результатами, побуждая к последующей деятельности.

Каждое новое творческое для ребёнка – это не просто умение, навыки, опыт; это еще и способ развития мыслительной активности, согласно взаимосвязи «рука – мозг».

В воспитании ребёнка нет, и не может быть мелочей, и такая забавная и не серьёзная, на первый взгляд, вещь, как пластилин, может при грамотном подходе сыграть немалую роль в том, чтобы малыши выросли всесторонне развитыми.

Развитие речи ребенка через лепку

Новизна представляемого педагогического опыта.

Проводимая мною работа показывает, что системность и поэтапность деятельности с использованием нетрадиционной техники «Пластилинографии», способствуют формированию прочных изобразительных навыков и развитию творческих способностей у детей дошкольного возраст способствует:совершенствованию качества развития моторных умений детей с нарушением речи; развитию тактильных ощущений;расширению представлений детей об окружающем мире;

у детей хорошо развиты сенсорные способности, композиционные навыки;дети свободно экспериментируют с художественными материалами и инструментами;в работах детей преобладают новизна и оригинальность;у детей появился повышенный интерес, творческая активность;

Развитие речи ребенка через лепку

алое количество детей даёт возможность для индивидуального контакта.

Новизна моей работы заключается в том, что целенаправленная и систематическая работа по развитию мелкой моторики у детей дошкольного возраста нетрадиционным методом «пластилинографии», оказывает положительное воздействие на весь организм в целом, развивает навыки ручной умелости, формирует механизмы, необходимые для будущего овладения письмом. Считаю, что работа в данном направлении будет продолжена, ведь она является частью моего педагогического мастерства.

Развитие речи ребенка через лепку

Источник

Как связаны логопедия и рисование?

Развитие речи и лепка?

И можно ли делать два дела сразу?

Не вызывает ли это расфокусировку внимания у ребёнка?

Поделюсь с Вами секретом как вовлечь ребёнка в занятие и в какой момент включить любимое рисование.

При постановке звуков нам приходится повторять одинаковые упражнения артикуляционной гимнастики много раз.

Для ребёнка однообразная деятельность очень утомительна и он теряет интерес к логопедическому занятию. Как же дойти до результата ,сохранить с ребёнком тёплые отношения и не сломать его своей настойчивостью?

Чтобы вовлечь в занятие и подключить положительные эмоции малыша мы добавляем любимые виды деятельности:рисование,лепку,аппликацию и лабиринты.

И тут происходит волшебство: ребёнок радостно бежит на урок и с удовольствием повторяет за нами нужные для автоматизации звука слоги,слова и предложения.

Пройдите тест из 7 вопросов и узнайте уровень развития речи своего ребенка. После прохождения теста вы получите упражнения для развития речи ребенка в домашних условиях.

Пройти тест

Конечно вводить параллельно другой вид деятельности нужно когда ребёнок увидел и освоил упражнение.

Например,когда мы проходим лабиринт дети с радостью повторяют упражнение «лошадка» и с удовольствием цокают.

Подбирать тему для рисунка и лепки лучше простую,чтобы ребёнку легко было повторить.

Например при автоматизации звука Ль мы лепим и рисуем улитку и проговариваем чистоговорку: «Улитка, улитка, улитка ползёт, улитка подарки(имя ребёнка)везёт.

Дети 5 лет любят сами придумывать слова и предложения с заданным звуком и с большей охотой их повторяют.И тогда сюжет картины можно придумывать вместе с ребёнком.Таким образом можно решить несколько образовательных задач:автоматизация звуков,развитие связной речи и фантазии малыша.

Как включить рисование для развития фонематического слуха и дифференциации звуков С и Ш?

Рисуем воздушный шар и самолёт и показываем малышу картинки или предметы с нужными звуками.

На чем полетит сова?Правильно,на самолёте!

На чем полетит шимпанзе?Все верно,на шаре!

Для запуска речи мы добавляем игры с водой и рисование не только краской,но и на манке.

Игры с крупой развивают мелкую моторику малыша что тоже очень важно для активизации речедвигательного отдела головного мозга и запуска речи.

В крупу также очень полезно прятать фигурки домашних животных,радостно их находить и четко проговаривать название и звукоподражание животному.

Кто спрятался?Корова!Корова мычит мууу!

После того как нашли всех животных предлагаем ребёнку их покормить.

И лепим зайчику морковку,мишке -малинку.

Потом проговариваем:Миша кушает малину:Ам,ам,ам.

В таком простой игре мы вызываем у малыша звуки раннего онтогенеза,первые звукоподражания,развиваем мелкую моторику,учим сюжетно-ролевой игре.

Надеюсь статья была Вам полезной.

Я разработала целую программу «Логоарт» и с радостью с Вами ей поделюсь.

Оригинал статьи

✅ Подпишитесь на наш канал, если статья оказалась полезной. Это будет знаком для нас, чтобы писать больше статей

А так же советуем прочитать:

КАК ОБЫЧНЫЙ МЯЧ ПОМОЖЕТ ЗАПУСТИТЬ И РАЗВИТЬ РЕЧЬ

Читайте также:  Отстающий в развитии ребенок как узнать что ребенок отстает в развитии

Что делать, чтобы развить речь ребёнка?

Развитие интонации в речи у ребёнка

В 4,5 года еле «родили» фразу в два слова

Проверяем нарушение речи у ребёнка

Источник

Мария Авдеева
Лепка из соленого теста как способ развития речи дошкольников

Консультация для педагогов на тему:

«Лепка из соленого теста, как способ развития речи дошкольников».

Подготовила: Авдеева М. М., воспитатель МДОУ № 8 «Ленок» ЯМР

Значение лепки для всестороннего развития и воспитания дошкольника очень велико. Лепка имеет большое значение для умственного развития детей. В свою очередь умственное воспитание ребенка тесным образом связано с развитием речи. На занятиях лепкой у детей в большей мере развивается мелкая моторика. Отечественные физиологи подтверждают связь развития рук с развитием мозга. Владимир Михайлович Бехтерев в своих работах доказал, что простые движения рук помогают снять умственную усталость, улучшают произношение многих звуков, развивают речь ребенка. У детей с плохо развитой речью наблюдается в разной степени общая моторная недостаточность.Проведенные опыты и обследование большого количества детей выявили следующую закономерность: если развитие движений пальцев соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы. Если же развитие движений пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть нормальной и даже выше нормы.

Во время лепки развиваются мелкая моторика пальцев рук, воображение, формируются навыки ручного труда, дети учатся координировать движения рук, приобретают сенсорный опыт – чувство пластики, формы, веса. Занятия лепкой одновременно являются и занятиями по развитию речи. В процессе обыгрывания сюжета и выполнения практических действий с соленым тестом ведется непрерывный разговор с детьми. Такая игровая организация деятельности детей стимулирует их речевую активность, вызывает речевое подражание, а в дальнейшем организует настоящий диалог с игрушечным персонажем или со взрослым. Можно говорить о том, что занятия — это особая ситуация, которая стимулирует развитие коммуникативной функции речи, способствует расширению активного и пассивного словаря детей.

На занятиях лепкой я знакомлю детей с новыми словами (ДЕЙСТВИЯ:прищипывать, отщипывать, расплющивать, раскатывать, надрезать, надавливать, закручивать, отделять,ПРЕДМЕТЫ: каркас, форма, барельеф,ПРИЗНАКИ:заостренный, округлый, выпуклый, загнутый и т. д, учу понимать, различать и употреблять слова в активной речи. Ребенок знакомиться с названиями предметов, их признаками и действиями, которые он производит с предметами.

Важным этапом в развитии понимания речи необходимо, чтоб ребенок научился понимать все, что находится вокруг него, все, что он делает и, как делает. На занятиях значительно быстрее происходит развитие восприятия и осознания речи детьми, так как речь приобретает практическую направленность и имеет большое значение для выполнения той или иной предложенной деятельности. Лепка благоприятна для развития речи и тем, что при осуществлении легко можно создавать проблемные ситуации, способствующие появлению речевой активности. Проблемные ситуации формируют коммуникативную направленность речи. Так, если кому-то из детей специально «забыть» положить стек, кисть или доску, ребенок вынужден просить недостающее, т. е. проявлять речевую инициативу.

В своей работе я использую такие методы,как:

• Речь воспитателя – эталон для подражания (речь взрослого должна отвечать тем же требованиям, что и на занятиях по развитию речи грамотно построена, доступна детям, выразительна, состоять из четко построенных предложений)

• Обследование предметов (1. Восприятие детьми целостного облика предмета. 2. Вычленение основных частей этого предмета, и определение их внешних признаков (форма, величина, соотношение частей и т. д.) 3. Определение пространственных взаимоотношений частей относительно друг друга (выше, ниже; слева, справа и т. д.) 4. Выделение более мелких частей предмета и установление их пространственного расположения по отношению к основным частям. 5. Повторное целостное восприятие предмета.)

• Проговаривание всех действий (Пример: Это кошечка. Сегодня мы будем лепить такую кошечку. Давайте посмотрим, что нам нужно слепить. Это головка. Головка у кошечки круглая. Вот такая круглая головка (очерчивающий жест). Я показываю круглую головку. Мы будем лепить круглую головку. Все дети видят головку? И т. д)

• Воспроизведение всех своих действий в воздухе (пример: Давайте с вами покажем, как мы будем лепить головку, туловище, хвостик, круговыми движениями, раскатывающими и т. д.)

• Сравнение действий детей (пример: Настя слепила пирожное с листочками, а Коля с розочками, а Степа решил слепить бублик и т. д.)

• Вопросы к детям (Пример: Амина, что ты лепишь? Яблоко. Какой оно формы? Круглой. Егор, а что лепишь ты? Огурец. Какого он цвета? Зеленого Целесообразно повторять ответ ребенка,включив его в предложение: Амина лепит яблоко, оно круглое)

• Индивидуальный подход на занятиях (Исходя из индивидуальных особенностей детей)

• Таким образом в заключении можно с уверенностью заявить, что занятие лепкой одновременно являются и занятие по развитию речи.

Источник