Развитие речи ребенка через игровую деятельность

Развитие речи ребенка через игровую деятельность thumbnail

Фатимат Темирканова
«Развитие речи у дошкольника через игровую деятельность»

Проблема речевого развития актуальна в настоящее время. Это связано с тем, что идет ухудшение здоровья детей; сужение объема общения родителей и детей; дисбаланс семейного воспитания в вопросах развития речи; глобальное снижение уровня речевой культуры в обществе. Речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи. Игра способствует развитию творческого воображения, фантазии. Принимая на себя игровую роль, ребёнок вступает в процесс общения со сверстниками. В игре проявляется потребность ребёнка в общении. Так дошкольники объединяются для игры, продумывают игровые действия, развивают, поддерживают игровой диалог. Игра в дошкольном возрасте – ведущая деятельность детей. Существует прямая связь между эмоциональным состоянием ребенка и интенсивностью протекания его психических процессов: мышления, речи, внимания, памяти. Игры, в которые обычно играют дети дошкольного возраста: 1)подвижные игры; 2)творческие ролевые игры, игры драматизация. 3)дидактические игры; У всех видов игры есть единая задача-умение самостоятельно организовывать разнообразные игры, договариваться, выполнять установленные правила игра. Здесь развитие речи играет главную, основную роль. 1)Подвижные игры. Дети играют в подвижные игры в помещении и на воздухе во время прогулок. Подвижные игры способствуют воспитанию сообразительности, наблюдательности, внимания, воображения, быстроте мысли. Подвижные игры положительно влияют не только на двигательную деятельность детей, но и на развитие чувств и эмоций. В младших группах детям нравится игры, сопровождающиеся рифмованным текстом и ритмичными движениями. Более старшие дети очень любят хороводные игры, эмоционально воспринимают всевозможные присказки и другой текст, предваряющий игру, являющийся как бы завязкой ее. Применение считалок, распределение ролей, в подвижных играх, хорошо влияет на динамику постановкой продукции. Из своего опыта работы я выделила следующие важные моменты при проведение подвижных игр: 1. Нужно хорошо знать текст и соответствующие движений. 2. Воспитатель произносит слова отчетливо, выразительно выделяя ритмичные движения и не утрируя его, ни в коем случае не переходя по чтению по слогам. 3. Предварительно разучивать текст с детьми не следуют, они постепенно запоминает его в процессе игры. В начале они будут проговаривать отдельные слова, затем усвоят весь текст. Не надо только, чтобы дети сразу говорили полным голосом. Позднее, когда дети освоятся с движениями, следует обращать внимание на чистое и выразительное произношение ими текста, не допускать крика в тех случаях когда возрастает эмоциональный подъем. 4. Произносить текст нужно звонким достаточно высоким голосом, так как это более естественно для детей. Во всех возрастных группах подвижные игры, организуемые воспитателем со всей группой или с небольшой подгруппой, должны быть интересными для детей, проходить живо, эмоционально, непринужденно.

]2)Творческие ролевые игры и игры драматизации. Творческие ролевые игры и игры-драматизации, театрализованные игры тесно связанны между собой. В основу тех и других лежит отображение событий действий и отношений между людьми. Однако театрализованные игры основаны на драматизации литературных произведений. Театрально-игровая деятельность обогащает детей новыми впечатлениями, знаниями, умениями развивает интерес литературным произведениям и театру, формирует диалогическую речь, активизирует словарь, способствует нравственно-эстетическому воспитанию каждого ребенка. В младших группах воспитатель разыгрывает знакомые детям сказки, стихотворения, небольшие рассказы с помощью настольного театра или фланелеграфа. Например, сказка «Репка» иллюстрируется с помощью плоскостных картинок с «Забавными прищепками». А с веселым Петрушкой, даже не прячущимся за ширмой, дети охотно здороваются за руку, отвечают на его вопросы. С детьми третьего и четвертого годов жизни, воспитатель разыгрывает простейшие сюжеты знакомых сказок, призывая детей повторять отдельные фразы главных героев или коротенькие песенки. Например, показывая детям настольный театр «Колобок», воспитатель предлагает детям вместе с колобком спеть песенку. Дети пятого и шестого года жизни уже, как правило, знают и любят, изменять голос, проговаривать слова в заданном темпе, помогает ребёнку поставить себя на место изображаемого героя Сюжетного – ролевые игры занимают ведущее место самостоятельной деятельности детей. Дети дошкольного возраста отличаются большой эмоциональностью. Содержательное и эмоциональное сторона взаимоотношений детей находит своё выражение в жестах, в мимике и в совершенствовании речи. 3)Дидактические игры не случайно заняли прочное место среди методов обучения и воспитание детей, развития их самостоятельной игровой деятельности. Любая дидактическая игра ставит целью обогатить чувственный опыт ребенка, развивать его умственные способности. Дидактические игры играют большую роль в развитий речи дошкольников-это пополнение и активизация словаря, воспитание правильного звукопроизношения; развитие связной речи. Среди всего многообразия дидактических игр особое внимание надо уделить словесные. В младших и средних группах игры со словами направлены в основном на развитие речи, воспитание правильного звукопроизношения, уточнения, закрепление и активизация словаря, развитие правильной ориентировки в пространстве. В старшем школьном возрасте, когда у детей начинает активно формироваться логическое мышление, словарные игры чаще используют в целях формирования мыслительной деятельности. Эти игры проводят во все возрастных группах, но особенно они важны в воспитании и обучение детей старшего дошкольного возраста, так как способствует подготовке ребят к школе: развивают умение слушать педагога,быстро находить нужный ответ на поставленный вопрос, точно и четко формировать свои мысли. С помощью словесных игр у детей улучшается речь и речевое общение, так как в каждой словесной игре одной из первых задач является развитие связной речи. Уровень развития речи во многом определяет умение вступать в контакт с детьми и поддерживать его. Ребёнок с хорошо развитой речью свободно может пригласить товарища в игру, передать другому соответственный замысел игры, договориться о распределении ролей, материала, самостоятельно разрешить возникающие конфликты. Для всех перечисленных выше игр, необходимо правильная организация. Речь в повседневном общении, чтение, декламации которые ведёт сам воспитатель,вначале служат первыми образцы для подражания. Все дети без исключения любят играть, а в игре у детей активизируется речь при общении и решении спорных вопросов. При этом у них развивается способность аргументировать свои утверждения, выводы. Дидактические игры доставляют детям радость, наслаждение, интерес познания.

Читайте также:  Занятия с 3 летним ребенком для развития речи

Игры дадут хороший результат лишь в том случае, если воспитатель ясно представляет, какие задачи решаются в процессе их проведения, и в чем особенность их организации на ступени старшего дошкольного возраста.

Проводимая работа дает положительные результаты. Но на этом я останавливаться не буду, необходимо искать новые интересные формы взаимодействия с детьми.

«Забавные прищепки» сказка «Репка»

«Развитие речи у дошкольника через игровую деятельность»

Бибабо-это простейшая кукла состоящая из головы и платья в виде перчатки

Развитие речи ребенка через игровую деятельность

Источник

Елена Шепелева
Речевое развитие в раннем возрасте посредством игровой деятельности (из опыта работы)

Структурное подразделение муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад №5 «Сказка»

семейный детский сад «Родничок»

Выступление на методобъединении

Тема: «Развитие речи у детей раннего возраста в игровой деятельности на основе инновационных технологий»

Доклад «Речевое развитие в раннем возрасте через игровую деятельность»

Составила: воспитатель

первой квалификационной категории

Шепелева Елена Александровна

п. Тонкино

12.02.2020 год.

Ранний возраст – это период наиболее интенсивного развития организма, это период, когда у ребенка происходит активное усвоение разговорного языка, что является одним из основных новообразований периода раннего детства, происходит становление и развитие всех сторон речи: фонетической, лексической, грамматической.

В период раннего детства ребенок осваивает общественно – выработанные способы восприятия окружающих его предметов. Первоначально это происходит в непосредственном общении и взаимодействии с взрослым, а затем самостоятельно. В отношениях с взрослыми, ребенок проявляет выраженную подражательность, что является простейшей формой идентификации. Идентификационные отношения ребенка с взрослым и взрослого с ребенком готовят малыша к эмоциональной причастности к другому, к людям.

Ранний возраст считается периодом зарождения сюжетно – ролевой игры. Главной задачей взрослого человека, будет являться то, что он должен сформировать предпосылки игры у ребенка и развить у него умение взаимодействовать со сверстниками.

Между речью и игрой существует двусторонняя связь. С одной стороны, речь развивается и активизируется в игре, а с другой – сама игра развивается под влиянием развития речи. Ребёнок словом обозначает свои действия, таким образом, осмысливает их; словом он пользуется и чтобы дополнить действия, выразить свои мысли и чувства.

Учитывая современные подходы и требования к образовательному процессу, необходимо создавать условия для игры, таким образом, чтобы она способствовала формированию у ребёнка любознательности, инициативности, воображения, мышления, стимулировала к развитию речевой активности. Именно в раннем возрастеребенок получает от взрослого сведения словесным путем: ему много рассказывают, объясняют, читают.

В настоящее время наблюдается критическая ситуация в развитии речевой активности детей раннего возраста, что обусловлено рядом негативных факторов, влияющих на речевую функцию: ухудшение состояния здоровья детей; существенное сужение объёма «живого» общения родителей и детей; глобальное снижение уровня речевой культуры в обществе. Эмоциональная холодность в семье неблагоприятным образом сказывается на психическом развитии ребёнка, общении.

Я работаю с детьми раннего дошкольного возраста и наблюдаю за детьми, за их развитием. Игра – ведущая деятельность ребёнка. Игра сопровождает ребёнка с рождения, остаётся с ним в детстве, отрочестве, вплоть до самого перехода в юность. Игра отражает ход мыслей и чувств детей, ведёт их по стезе познания реальности.

Таким образом, я определила для себя цель и задачи моей работы.

Цель:

Развитие речи детей раннего возраста в игровой деятельности.

Для решения цели поставила в своей работе следующие задачи:

– Расширение активного словаря, формирование грамматического строя речи;

– Обогащение пассивного словаря детей;

Развивать способность наблюдать, узнавать разнообразные предметы, явления, действия и обозначать их словом;

Развитие артикуляционного аппарата, умения правильно произносить звуки родного языка.

Важнейшей предпосылкой совершенствования речевой деятельности детей является создание эмоционально благоприятной ситуации, которая способствует возникновению желания активно участвовать в речевом общении. И именно игровая деятельность помогает создать такие ситуации, в которых развивается речь детей.

Большое значение для развития речи имеет жизненная обстановка, в которой воспитывается ребёнок, отношение к нему взрослого. В развитииречи ведущая роль принадлежит взрослым: воспитателю – в детском саду, родителям и близким – в семье.

Поэтому считаю актуальным использование различных видов игр для развития речи детей дошкольного возраста.

С помощью дидактических игр активизирую словарь детей. Каждая дидактическая игра имеет своё программное содержание. В связи с этим в программное содержание игры входит и определённая группа слов, которую должен освоить ребёнок.

Дидактические игры – это обучающие игры. Они создаются взрослыми в целях воспитания и обучения детей. Для играющих детей воспитательно – образовательное значение реализуется через игровую задачу, игровые действия, правила.

В процессе образовательной деятельностис детьми игра приобретает особое значение: она служит средством для привития детям новых положительных речевых навыков.

Читайте также:  Статья о эмоциональном развитии ребенка

Так, играя с малышами в дидактические игры с игрушками и предметами,такие как: «Кукла Маша проснулась», «Магазин игрушек» помогаю детям закрепить знания о названии одежды, столовой посуды, активизирую речь.

Использую в работе настольно –печатные игры: «Парные картинки», «Лото» и т. д. В таких играх формирую речь, закрепляю знания детей о растениях, животных и их детёнышах, овощах и фруктах. С накоплением существительных в словаре детей появляются обобщающие понятия (одежда, посуда, мебель).

Манипулируя с игрушками в процессе игры,обозначают действия: идёт, спит, кушает т. п., т. е. употребляет глаголы.В играх: «Больше – меньше», «Чудесный мешочек» учу детей видеть особенности предметов и выделять характерные признаки и качества, закрепляю у малышей знания о цвете и величине, обогащаю словарь прилагательными.

Регулярно предлагаю детям составление разрезных картинок и кубиков.

В данном виде игр решаю задачу – формирую у детей умение логически мыслить, развиваю у них умение составлять целый предмет из отдельных частей. Но перед тем как дать задание сложить картинку из её частей, даю детям рассмотреть целую картинку.

В работе с детьми, считаю эффективным сочетание наглядности и слова. Яркие предметы и картинки вызывают у малыша желание их рассмотреть. Познавая окружающий мир, ребёнок усваивает словесные обозначения предметов и явлений действительности, их свойств, связей и отношений. Для расширения,обогащения и активизации словаря использую дидактические упражнения: «Чудесный мешочек», «Угадай, что звучит». Эти упражнения разнообразны и предполагают употребление слов, относящихся к разным частям речи.

Обогащаю словарь детей и в дидактических играх: «Отгадай и назови», «Отгадай, кто к нам пришёл», «Кто что делает», «Назови животных и скажи, кто как кричит».

Создание эмоционально – благоприятной ситуации способствует возникновению желания активно участвовать в речевом общении. И именно театрализованная игра помогает создать такие ситуации, в которых даже самые необщительные и скованные дети вступают в диалог и раскрываются.

Театр для ребёнка – это всегда праздник, яркие незабываемые впечатления. Ведь театрализованная деятельность – это самый распространённый вид детского творчества.

Почему именно театрализованная деятельность? Театрализованная деятельность – один из самых эффективных способов воздействия на детей,в котором наиболее полно и ярко проявляется принцип обучения: учить играя.

Театрализованная игра оказывает большое влияние на речевое развитие ребёнка: стимулирует активную речь за счёт расширения словарного запаса, совершенствует артикуляционный аппарат. Ребёнок усваивает богатство родного языка, его выразительные средства. Используя выразительные средства и интонации, соответствующие характеру героев и их поступков, старается говорить чётко, чтобы его все поняли.

В театрализованной игре формируется дидактическая, эмоционально насыщенная речь. Дети лучше усваивают содержание произведения, логику и последовательность событий, их развитие и причинную обусловленность. Театрализованные игры способствуют усвоению элементов речевого общения (мимика, жест, поза, интонация, модуляция голоса).

В своей работе по развитию речи детей в театрализованной деятельности использую следующие методы и приёмы:

игровые:

– использование элементов подвижной игры

– сюрпризные моменты

– имитационные движения с элементами звукоподражания

– обыгрывание текста

-словесные:

– повторение речевого материала

– вопросы

– использование текстов с повторяющимися элементами

– чтение произведений со звукоподражаниями

– договаривание слов, фраз

– похвала

– наглядные:

– использование иллюстраций к текстам

– использование игрушек, персонажей кукольного театра.

Чтобы не угасал интерес детей к театрализованным играм, придерживаюсь определённых требований:

– содержание и разнообразие тематики

– постоянное включение театрализованных игр во все формы педагогического процесса

– максимальная активность детей на этапах подготовки и проведения игр

– сотрудничество детей друг с другом и взрослыми на всех этапах театрализованной деятельности.

Особый характер носит игра, которую дети создают сами, воспроизводя в ней то, что им близко и интересно (действия людей с предметами быта, трудовые процессы, отношение людей друг к другу, их отдых, развлечения и т. д.). В таких играх тема, содержание, последовательность отображаемых явлений не заданы заранее взрослым, они основываются на жизненном опыте детей, правила как бы скрыты в содержании отображаемых событий. Такие игры называются творческими, сюжетно – ролевыми играми.

В игре формируется способность к замещению предметов, действий, что обеспечивает постепенное развитие элементов более отвлечённого мышления и речи.

Благоприятные предпосылки для развития отвлечённого мышления, речи создаются уже в игре детей раннего возраста в связи с обобщением и усложнением игрового действия.

Первые совместные игры воспитывают в детях чувства коллективизма, дружбы. Малыши учатся общаться, обращаться с просьбой, предложением к товарищам.

При своевременном формировании сюжетной игры дети начинают играть вдвоём, иногда втроём, вступают в ролевое взаимодействие.

В таких играх, как «Парикмахерская», «На приёме у врача», знакомлю детей с названиями профессий, учу брать на себя роль, выполнять соответствующие действия (постригать, причёсывать, лечить, делать уколы и т. д.).

Изначально дети подражают тому, что им показала я, со временем они начинают самостоятельно организовывать игру, вступают в диалог, переносят действия с одного предмета на другой. В процессе игр побуждаю детей к называнию предметов, используемых ими, проговариванию действий, которые они выполняют.

Игр очень много, они могут быть самыми разными, но особое место среди них занимают подвижные. Всестороннее влияние подвижных игр на развитие ребёнка трудно переоценить. При умелом руководстве со стороны взрослых эти игры способны творить чудеса.

Читайте также:  Нормальное развитие речи у ребенка

Игры нередко сопровождаются стихами, песенками. Стихотворный текст определяет ход игры, регулирует двигательную деятельность детей, их поведение. Малыши вслушиваются в слова текста, сосредотачивают внимание на содержании. Стихотворные слоги задают ритм движения.

Движения с речевым сопровождением воспитывают чувство красоты, умение прислушиваться к каждому слову педагога, активизируют внимание. При повторении игры малыши запоминают слова и начинают подпевать.

Движения с проговариванием отдельных слов, звукоподражанием являются одним из эффективных методов развития моторики, стимулятором развития слухового восприятия.

При проведении подвижных игр с текстом использую соответствующие атрибуты (картинки с персонажами игр, побуждаю к повтору текста. Обязательно вовлекаю в игру даже застенчивых детей, которые в игре раскрывают свои возможности, у них развивается речь, малыши учатся общаться с окружающими.

В подвижных играх для принятия сюжета малышом я даю характеристику изображаемому образу, игрушки должны заговорить. Таким образом, создаю правдивую игровую ситуацию.

Изготовила картотеку подвижных игр с текстами.

Строительно-конструктивные игры относятся к группе творческих игр.

Особенностью игр со строительными материалами является то, что для усвоения конструктивных умений необходимо специальное обучение на занятиях. В этом возрасте у детей формируются простейшие, но четкие строительно-конструктивные умения, складывается первый опыт игры со строительным материалом. В играх детей 2–3 лет нет замысла или сюжета. Малышей привлекает сам материал.Изучаем самые простые приемы: размещение деталей по горизонтали (дорожка, накладывание (башня, лестница, замкнутые сооружения (забор, домик, элементарные перекрытия (мост, гараж).Дети учатся различать и называть детали: кубик, кирпичик, понимать такие слова, как большой — маленький, широкий — узкий,правильно выполнять словесные указания: положи, сними, поставь, убери, разбери, принеси и др., называть свои элементарно выполненные постройки, постройки не разрушать, а разбирать, складывать строительный материал (с моей помощью) в постоянное место хранения.

Игры по конструированию: «Постройка домика для кошки, собачки», «Постройка моста», «Строительство гаража для машины», «Постройка забора, дорожки» и т. д.

Дети очень любят игры с песком. Песок –недолговечный строительный материал. Дети с увлечением строят из песка замки, горки, роют каналы, ямки. В зимний период во время прогулки дети с увлечением играют со снегом. Дети разгребают его лопатками, насыпают горки. Самый простой приём – лепка, если снег липкий. Можно вылепить маленькие комочки – снежки, морковку, чтобы накормить зайчика и т. п. В этом году мы слепили снеговика. Потом вместе с детьми сделали ему глаза, рот, вместо носа воткнули морковку, на голову надели ведерко. Играя, малыши усваивают представления о свойствах снега и способах игры с ним.

Игры – забавы позволяют детям получить чувственный опыт; учат регулировать свои чувства и силу физического воздействия друг на друга. Они имеют особое значение в развитии детей раннего возраста. Кроме эмоций игры-забавы развиваюткоммуникативные умения: умение общаться со сверстниками и взрослыми, выполнять простые движения, петь песенки, сопровождать жестами и движениями попевки и маленькие стихотворения.

Подвижные игры (игры-хороводы, игры-забавы): «Пузырь», «Зайка», «У медведя во бору», «Мыши и кот», «Гуси-лебеди»,«Солнышко и дождик»,

Пальчиковые игры: «Ладушки, ладушки», «Гули-гули», «Идет коза рогатая»,

«Сорока-сорока» и т. д.

Играя в игры-забавы у детей:

• Обогащается словарный запас;

• Формируется грамматический строй речи;

Развивается мелкая моторика рук;

Развивается память, внимание, мышление.

Развивающая предметно – пространственная среда обеспечивает творческое и речевое развитие детей на основе игровой деятельности. Она не только обеспечивает игровую деятельность, но и призвана помочь в установлении эффективного общения детей с воспитателем и друг с другом.

Несомненно, что развитие речи детей любого возраста одна из приоритетных задач в обучении и воспитании. Речь малыша развивается постоянно в быту, в игре, в общении и сопровождает его в

любой деятельности, но чтобы обучение проходило легко и свободно, без строгих правил и навязчивости, поможет использование в педагогическом процессе игр.

В своей работе я провела анализ литературы по данной проблеме, раскрыла роль воздействия игровой деятельности на речевое развитие детей раннего возраста, изучила механизм руководства игрой и методику проведения непосредственной образовательной деятельности, применяла разнообразные формы работы с родителями.

Игровая деятельность служит закреплению знаний, полученных на занятиях, и активизации словаря. Она является естественным состоянием, потребностью детского организма, средством общения и совместной деятельности детей. Игровая деятельность создаёт тот положительный эмоциональный фон, на котором все психические процессы протекают наиболее активно. Она выявляет индивидуальные способности, личностные качества ребёнка, позволяет определить уровень его знаний и представлений, что необходимо для дальнейшей эффективной работы воспитателя с каждым ребёнком.

Основываясь на вышесказанном, можно сделать вывод, что проделанная работа по развитию речи детей раннего возраста была успешной благодаря правильно подобранному материалу, систематической целенаправленной работе. У воспитанников пополнялся активный словарный запас, улучшился грамматический строй речи, развивались мыслительные процессы. Дети стали выражать свои эмоции посредством речи, замкнутые дети стали более общительными со сверстниками и воспитателем, стали лучше понимать других детей в группе.

В дальнейшем я планирую продолжать работу в данном направлении. Считаю целесообразным пополнить методическую копилку новыми играми, пособиями, конкретизировать материал для получения улучшенных результатов в своей работе. Планирую доработать материал для работы с родителями (разработать консультации, наглядность в уголок для родителей).

Источник