Развитие речи ребенка через художественную литературу
Юрина Ольга
Развитие речи детей посредством художественной литературы
IMG]/upload/blogs/detsad-1688305-1558273803.jpg[/IMG] IMG]/upload/blogs/detsad-1688305-1558273642.jpg[/IMG] IMG]/upload/blogs/detsad-1688305-1558272746.jpg[/IMG] IMG]/upload/blogs/detsad-1688305-1558272508.jpg[/IMG] IMG]/uploa
/blogs/detsad-1688305-1558272228.jpg[/IMG] Литература, во всех ее видах – нечто иное,
как тень доброй беседы!»
Р. Л. Стивенсон.
«Развитие речи детей по средствам художественной литературы»
Цель: повышение профессионального мастерства и обмен опытом методами и приёмами по развитию речи детей посредством художественной литературы.
Задачи:
Актуализировать знания педагогов о важности художественной литературы для развития речи дошкольников.
Содействовать формированию у педагогов представлений об игровых технологиях, направленных на развитие речи детей.
Содействовать формированию у родителей представление о главном в области развития речи и готовности к овладению грамотой через художественную литературу.
Продолжать учить детей внимательно слушать сказки, правильно воспринимать содержание, сопереживать ее героям.
Актуальность: формирование детской речи невозможно без художественной литературы. Дети дошкольники наиболее восприимчивы к поэзии. Особенно интересны детям произведения, в которых главные действующие лица – дети, животные, транспорт описываются игровые и бытовые ситуации.
Художественная литература открывает и объясняет ребёнку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Она развивает мышление и воображение ребёнка, обобщает его эмоции, даёт прекрасные образцы русского литературного языка, развивает умение тонко чувствовать форму и ритм родного языка. С помощью художественной литературы у детей развивается способность замечать красоту и богатство русского языка.
Художественные произведения, раскрывая внутренний мир героев, заставляют детей волноваться, переживать, как свои, радости и горести героев. У дошкольников появляется способность мысленно действовать в воображаемых обстоятельствах, как бы становиться на место героев. Например, вместе с героями сказки дети испытывают чувство страха в напряжённые драматические моменты, чувство облегчения, удовлетворения при победе справедливости. В старшем дошкольном возрасте дошкольники способны понимать идею, содержание и выразительные средства языка, осознавать прекрасное значение слов и словосочетаний. Всё последующее знакомство с огромным литературным наследием будет опираться на фундамент, который мы закладываем в дошкольном детстве
Художественно-речевая деятельность детей – это деятельность, связанная с восприятием литературных произведений и их исполнение, включающая развитие начальных форм словесного творчества (формирование связной речи, словарная работа и формирование грамматического строя предложения). Таким образом, ознакомление детей с литературными произведениями является важной задачей в работе над развитием связной, грамотной речи дошкольников, подготовка детей к школьному обучению.
В старшей группе перед педагогом стоят задачи:
воспитывать у детей любовь к книге;
художественной литературе;
способность чувствовать художественный образ;
развивать поэтический слух, интонационную выразительность речи;
воспитывать способность чувствовать и понимать образный язык сказок, рассказов, стихотворений;
развивать воображение, фантазию, умение детей самостоятельно сочинять сказки.
Одна из важных задач в развитии речи детей – формировать самостоятельность в художественно-речевой деятельности, развивать их творческие способности. Ведь в процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний активизируется словарь ребёнка, совершенствуется звуковая культура речи.
Исполняемая роль, особенно диалог с другим персонажем, ставит маленького актёра перед необходимостью ясно, понятно изъясняться.
Для самостоятельной художественно-речевой деятельности в группе создана развивающая среда.
Для работы по развитию речи посредством художественной литературы, я использую разнообразные методы и приёмы.
Наглядный метод: приёмы-
показ иллюстраций, картин, игрушек;
элементы инсценировки;
просмотр видеофильмов;
изготовление атрибутов к сказкам;
используем книжки – сказки изготовленные родителями совместно с детьми;
для развития речи, воображения, фантазии, формирования элементарных математических представлений, сенсорного развития использую развивающие книги изготовленные родителем- мамой;
оформление выставок: героев из прочитанных произведений.
Словесный метод: приёмы-
чтение произведений с просмотром иллюстраций;
вопросы по содержанию произведений;
беседа по произведению;
пересказ произведений;
чтение сказок детьми;
заучивание наизусть роли;
прослушивание произведений музыкальных книг;
прослушивание аудиозаписей.
Игровые методы и приёмы реализуются через:
использование различных персонажей и сказочных сюжетов;
элементы инсценировки;
игры-драматизации;
дидактические игры;
театрализованные игры, использование разных видов театра;
игровая деятельность.
Художественная литература занимает в жизни ребёнка важное место.
Книга помогает овладеть речью – ключом к познанию окружающего мира.
Универсальным приёмом закрепления знаний и умений в детском саду является дидактическая игра. Она используется для решения всех задач развития речи и является практическим методом в работе по развитию речи детей.
Словесно-дидактическая игра «Радио»
Цель: воспитывать умение быть наблюдательным, активизировать
речь детей.
Игровое правило: слушать и не мешать товарищам.
Игровое действие: обращаюсь к детям, «Сегодня, мы будем играть в новую игру, называется «Радио». Знаете ли вы человека, который говорит по радио? Его называют диктором. Сегодня по радио диктор будет рассказывать детям нашей группы. Он будет описывать кого-нибудь из героев русских народных сказок, а мы с вами будем угадывать. Сначала я буду диктором, слушайте! Внимание! Внимание! Угадайте, из какой сказки этот герой.
Хвост пушистый,
Мех золотистый,
В лесу живет,
В деревне кур крадёт,
Любит кашку, любит колобка.
Какие вы знаете сказки, в которых героиней была бы лиса?
«Лиса и журавль», «Лиса и волк», «Теремок», «Колобок».
Словесно – дидактическая игра «Сказочные клубочки»
Цель: развитие памяти, речи детей.
Игровое действие:
Задание 1. «Сколько сказок свернулось в клубок?»: «Жили-были дед и баба, и была у них курочка Ряба. Раз снесла яичко, курочка Ряба. Положила бабка его на окошко студиться. А дед пошёл тянуть репку. Тянет, потянет, а вытянуть не может» «Курочка Ряба», «Колобок», «Репка».
Задание 2. Угадай сказку по трём словам:
Коза, козлятки, волк. «Волк и семеро козлят».
Алёнушка, козлёнок, колодец. «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка».
Словесно- речевая игра «Расскажи сказку по-другому»
Цель: научить рассказывать сказку от начала до конца от лица сказки или предмета, развитие памяти и внимание, наблюдательности и фантазии, логического мышления, мелкой моторики и речи.
Игровое действие: сегодня мы будем рассказывать сказку по другому. Послушайте, я расскажу вам сказку «Колобок» от лица леса,растущий рядом с домом: «Я – зеленый, густой лес. Недалеко от меня дом стоит красивый. Слышу я,что как – то раз Дед Бабке говорит: «Бабка, испеки колобок». Долго не было Бабки, смотрю, она к окну подошла и положила колобок, чтобы он остыл немножко. Колобок полежал, а потом покатился по подоконнику, ухватился за полотенце, прыг в окно – и в малинник соскочил. Оттуда – во двор, со двора – за ворота и в лес. Он был тепленький, мягкий, кругленький. Катится, катиться, а навстречу ему зайчик. Лесной житель грызёт морковку, а в узелке за плечами хрустящую капусту деткам своим несёт. Затем встречается волк, он с рыбалки возвращался, с полным ведром рыбок. Здесь бабочка и лягушка стали колобка просить вернуться домой. Съедят его. Но колобок, ни кого не слушал и покатился дальше. Таким образом, рассказываем сказку до конца, применяя знания о произведениях художественной литературы на практике.
Детям можно предложить рассказать сказку «Курочка Ряба» от лица мышки, сказку «Маша и медведь» от лица собаки, которая прогнала медведя. Продолжим сказку, та же собака по просьбе Маши сбегала в лес и пригласила медведя в гости на пирожки с чаем и мёдом.
Словесно- дидактическая игра «Волк и семеро козлят» (с элементами мнемотехники)
Цель. Развитие памяти, мышления, внимания, а именно психических процессов, тесно связанных с полноценным развитием речи, счетом.
Задачи.
Расширять представление детей в умении рассказывать содержание сказки с использованием мнемотаблиц. Развивать активную связную речь у детей в игре. Закреплять умение составлять сказку связно в логической последовательности, подвести итоговое число, все ли козлята остались живы.
Активизировать в речи слова и выражения, позволяющие начать и закончить сказку. Воспитывать любовь к сказке.
Игра состоит из нескольких этапов.
Рассматривание таблиц и разбор того, что на ней изображено.
После рассматривания таблиц осуществляется пересказ сказки с опорой на образы, т. е. происходит отработка метода запоминания.
С помощью художественной литературы у детей дошкольного
возраста развивается:
Эмоциональная отзывчивость на произведения, интерес к ним.
Способность слушать текст и активно реагировать на его содержание.
Слушать вместе с группой сверстников, когда педагог рассказывает.
Выполнять игровые действия, способствующие тексту знакомых произведений, сказок.
Способность повторять отдельные слова и выражения из сказок, рассказов, стихотворений.
Рассматривать иллюстрации, узнавать в них героев произведений и отвечать на вопросы по содержанию иллюстраций.
Дети узнают произведения и их героев при многократном рассказывании.
Учатся следить за развитием действия в коротких рассказах, сказках с наглядным сопровождением, а затем без него.
Процесс общения ребёнка с книгой превратится в захватывающую игру. Прослушав и изучив сказку, дети сочиняют свою сказку, используя этих героев, и играют роль.
Уникальность книг-сказок сшитыми руками мамы заключается в том, что дети оказываются непосредственно вовлечёнными в сказку, получая при этом знания и положительные эмоции.
Основная задача книги – не только пробудить у ребёнка интерес к чтению, общению и познанию, но и воспитывает творческую личность, способную мыслить образно.
Таким образом, можно отметить, что использование в современной речи разного рода художественных произведений определяет возможность эффективного и плодотворного развития речи дошкольников, способствует пополнению словарного запаса, формируя коммуникативную культуру дошкольника, развивает интеллектуальную личность.
Источник
Развитие речи детей через приобщение к художественной литературе
Подготовил: Гнусенкова Е.Р.
Развитие речи детей через приобщение к художественной литературе
Цель: Формирование речи дошкольников, посредством использования художественной литературы.
Художественная литература служит могучим средством воспитания детей, она оказывает огромное влияние на развитие и обогащение детской речи.
Причина недоразвития речи – это недостаток общения, чтения и слушания художественной литературы и, как следствие, бедный словарь дошкольника. Важнейший путь решения данной проблемы – обучение речевому этикету детей, в особенности в дошкольном возрасте посредством чтения художественной литературы, так как именно в этот период закладывается фундамент моральных принципов, нравственной культуры, развивается эмоционально-волевая сфера личности, формируется продуктивный опыт повседневной коммуникации.
Как отмечалось ранее, современные дети все чаще проводят свое время за компьютерными играми, родителям проще включить телевизор, посадить ребенка с планшетом. Чем прочитать книгу. На сегодняшний день актуальность решения этой проблемы очевидна, ведь чтение связано не только с грамотностью и образованностью. Оно формирует идеалы, расширяет кругозор, обогащает внутренний мир человека.
В таких условиях трудно заставить ребенка взять в руки книгу.
Роль чтения в развитии детской речи давно определена как чрезвычайно важная.
Мы определили эффективные формы работы в этом направлении формы работы по приобщению детей к худ лит:
Формирование центра чтения
Оформление тематических выставок, посвященных творчеству писателей
Создание «Книжной больницы», прививает детям теплое отношение к книге
Выставки детских рисунков и поделок по мотивам прочитанных произведений
Книги – самоделки
На родительских собраниях родители делились опытом как они приучают детей к чтению
Нами использовались все эти формы работы по приобщению детей к художественной литературы, но их реализация не была бы возможна без использования различных методов и средств по приобщению детей к художественной литературе
Словесные (чтение произведений, вопросы по содержанию, пересказ, беседа, прослушивание записи)
Практические (элементы инсценировки, драматизации, театрализованные игры, использование различных видов театра, игровая деятельность)
Наглядный (показ иллюстраций к произведениям, картинок, игрушек, движение пальцами, руками. Просмотр мультфильмов, оформление выставок)
Так жеВ процессе изучения художественной литературы использовались самые разнообразные приемы:
1. дидактическая игра
2. речевой образец
3. повторение
4. объяснение
5. указание
6. оценка детской речи
7. словестное упражнение
8. вопрос
Развитие речи детей посредством художественной литературы велась по нескольким направлениям. Работа с детьми, с коллегами и родителями
1. Работа с детьми подразумевала в первую очередь это чтение литературных произведений. Рассматривание иллюстраций, картинок, просмотр мультфильмов. Например, организовывались выставки по произведениям писателей. По этим темам изготавливали рисунки, делали выставки работ, раскрашивали героев различных сказок.
Ознакамливаясь со сказками затрагивались различные стороны речи. Обогащался словарь. Во время пересказа дети пользовались простыми и сложными предложениями. Делали свою речь красочной. Во время принятия роли, изображая сказочного героя, меняли интонацию, темп речи.
Работа по развитию речи детей через художественную литературу велась с младшей группы. Например, при чтении художественных произведений детям давался материал для тактильного восприятия. А как известно, развитие речи напрямую зависит от мелкой моторики. Так, после ознакомления с литературным героям детям давался материал на ощупь. Например ежик колючий, лисичка –мягкая, пушистая и т.д.
Так же использовались и тактильные дорожки, где после прочтения сказки предлагалось превратить свои пальчики в зайку, лисичку и т.д. и пройти со словами по дорожке. Так же дети сочиняли сказки, придумывали новых сказочных героев. Все это способствоавла активизации речевой деятельности.
Пересказывая сказку дети изображали героев. Например, показать хитрую лису, злого волка, трусливого зайца…
Так же по прочитанным произведениям пополнялся театральный уголок. Например, уже во второй младшей группе по прочитанным сказкам создавались театральные атрибуты. (пальчиковый театр, театр на коробках, маски) В средней группе уже новый театр в коробке, где детям предлагаются сказочные герои и они в праве самостоятельно сочинить сказку, опираясь на материал.
Так же организовывалась драматизация сказок по произведениям. Вот например во второй младшей группе, совместно с детьми среднего возраста было проведено мероприятие по сказке «Колобок». Дети показали знания о художественном произведении, о героях, сами перевоплощались в сказочных героев. Таким образом обогащался словарный запас, происходило становление грамматического строя речи, дети уже умели составлять сложные предложения. Эмоционально обогащать речь.
В средней группе итогом работы было проведение викторины «Что за чудо эти сказки?», где детям давался простор для мышления и активизации их речевой деятельности. Подготовка к викторине подразумевала чтение новых произведений. Ознакомление с новыми сказочными героями и принятие на себя ролей, драматизации отрывков сказок.
2. Чуть ранее нами проводилась работа совместно с педагогами, а именно сотрудничество с муз. Руководителем.
В начале средней группы дети на празднике «Осени» перевоплащались в сказочных героев: зайца, козу, курочку. Принимали на себя роли. И в музыкальном сопровождении разыгрывали сказку. Тем самым взаимодействие с музыкальным руководителем в нашей работе начинается уже с младшего возраста.
Но чуть ранее нами проводилась следующая работа. Был организован проект.
Нами было выбрано художественное произведение «Сказка о царе Салтане». Работа началась с ознакомления с автором, непосредственно чтение данного произведения. Просмотр фильма. Прослушивание музыкальных композиций, написанных композиторами к произведению. Рассматривание иллюстраций к сказке, оформление выставок.
Так же работа проводилась с педагогами по изо, где дети изображали сказочных героев, сюжет. С педагогом по оригами. Дети изготавливали сказочных героев. Итогом данного проекта выступало развлечение. Где дети не только рассказывали о своих впечатлениях, но так же принимали на себя роли, драматизировали отрывки сказки. Тем самым решалась поставленная нами задача по развитию речи детей через художественную литературуТак же в работе принимали участие и родители детей. В работе с родителями мы так же использовали разнообразные методы.
Большое внимание уделяли консультациям для родителей. Создавались семейные библиотеки, где с просьбой принести любимые книги родители совместно с детьми приносили в группу разнообразную литературу. Мы ее рассматривали, обсуждали. Дети рассказывали о своей любимой книге или сказке.
Для обогащения литературного уголка, в группе детского сада, была проведена акция «Книга для детей», в которой родители воспитанников приняли активное участие. Собранные силами родителей книги значительно пополнили библиотеку группы. Так же родители изготавливали поделки по сказкам.
Тем самым данная работа способствовала формированию речи дошкольников. На протяжении разных возрастов решались определенные речевые задачи. А именно: обогащение словарного запаса, формирование грамматического строя речи, развитие фонематического слуха и др.
Результатом данной работы выступает то, что дети знаюд дстаточное количество сказок, при перессказе используют сложные предложения. Умеют окрашивать свою речь.
.
Источник
Татьяна Астафьева
Из опыта работы воспитателя «Развитие речи детей посредством чтения художественной литературы»
Из опыта работы воспитателя
МКДОУ «Детский сад № 17»
Астафьевой Татьяны Сергеевны
Тема:
«Развитие речи детей посредством чтения художественной литературы».
«Чем прозрачнее воздух, тем ярче солнечный свет.
Чем прозрачнее проза,
тем совершеннее ее красота
и тем сильнее она отзывается в человеческом сердце».
К. Г. Паустовский
Введение
Художественная литература – могучее действенное средство умственного нравственного и эстетического воспитания детей, оказывающее огромное влияние на развитие и обогащение речи.
Художественное слово помогает понять красоту звучащей родной речи, оно учит его эстетическому восприятию окружающего и одновременно формирует его этические (нравственные) представления. По словам Сухомлинского В. А. «Чтение книг – тропинка, по которой умелый, умный, думающий воспитатель находит путь к сердцу ребенка». Произведения литературы дают образцы русской литературной речи. По словам Е. А. Флериной, они дают готовые языковые формы, словесные характеристики, которыми оперирует ребенок. Средствами художественного слова еще до школы, до усвоения грамматических правил ребенок осваивает грамматические нормы языка в единстве с его лексикой. Из книги ребенок изучает много новых слов, образных выражений, его речь обогащается эмоциональной и поэтической лексикой. Литература помогает излагать свое отношение к прослушанному, используя сравнение, метафоры, эпитеты, другие средства образной выразительности, владение которыми в свою очередь, служит развитию художественного восприятия литературных произведений.
Воспитательная функция литературы осуществляется особым, присущим только искусству способом – силой воздействия художественного образа. По словам Запорожца А. В., эстетическое восприятие действительности представляет собой сложную психическую деятельность, сочетающую в себе как интеллектуальные, так и эмоционально-волевые мотивы. Е. А. Флерина называла характерной чертой восприятия художественного произведения детьми единство “чувствующего” и “мыслящего”. В методике обучение восприятия художественного произведения рассматривается как активный волевой процесс с воображаемым перенесением на себя событий, “мысленным” действием с эффектом личного участия.
Овладение родным языком является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве, что обуславливает особую актуальность выбранной темы. Именно дошкольное детство особенно сензитивно к усвоению речи. Поэтому процесс речевого развития рассматривается в современном дошкольном образовании, как общая основа воспитания и обучения детей. Ребенку как носителю языка необходима зона языкового развития, без которого невозможен полноценный интеллектуальный рост.
Актуальность темы
Актуальность исследуемой темы связана с тем, что в наши дни существует достаточно много различных методик и педагогических школ, как продолжающих традиции, так и основывающиеся на новых технологиях обучения. Поэтому следует изучать особенности формирования речи и ее взаимосвязь с воспитанием ребенка. Актуальность выбранной темы определяется тем, что задача воспитателя состоит в том, чтобы сделать пассивную речь ребенка активной, т. е. дать ему возможность не только накапливать впечатления и образы, но также и в полном объеме обмениваться с другими участниками общения. Другими словами – дать ребенку возможность в речевом общении являться и адресантом. Выбранная тема моего опыта работы весьма актуальна в наше время, так как современное общество ежедневно сталкивается с проблемами обогащения речи детей дошкольного возраста в процессе ознакомления с художественной литературой.
Художественная литература сопровождает человека с первых лет его жизни. Она открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений.
Известные российские ученые Д. С Лихачев в «Письмах о добром и прекрасном»сказал: «Литература дает нам колоссальный, обширнейший и глубочайший опыт жизни. Она делает человека интеллигентным, развивает в нем не только чувство красоты, но и понимание- понимание жизни, всех ее сложностей, служит проводником в другие эпохи и к другим народам, раскрывает перед нами сердца людей. Одним словом делает нас мудрыми».
Художественное слово воздействует не только на сознание, но и на чувства и поступки ребенка. Слово может окрылить ребенка, вызвать желание стать лучше, сделать что-то хорошее, помогает осознать человеческие взаимоотношения, познакомить с нормами поведения.
Формированию нравственных представлений и нравственного опыта, способствует сообщение детям знаний о моральных качествах человека.
Эмоциональная отзывчивость становиться основой формирования у ребенка нравственных чувств: удовлетворения от хороших поступков, одобрение взрослых; стыда, огорчения, неприятных переживаний от своего плохого поступка, от замечания, недовольства взрослого. В дошкольном детстве формируются также отзывчивость, сочувствие, доброта, радость за других. Чувства побуждают детейк активным действиям: помочь, проявит заботу, внимание, успокоить, порадовать.
Осмысление ребенком прочитанного является условием формирования интереса к художественному чтению. Оно формируется на основе содействия через упражнения, в которых проявляется творческая активность детей.
Упражнениями практического воздействия могут быть:
1. раскрашивание черно-белых иллюстраций к текстам;
2. имитация процесса чтения в эгоцентрической речи – это могут быть любые вариации на тему прослушанного текста, можно «читать» своим игрушкам;
3. воспроизведение прочитанных взрослым текстов в инсценированных диалогах;
4. сочинение собственных сказок и стихов на основе прочитанного взрослым текста;
5. работа над созданием нерифмованного стихотворения, синквейна;
6. рисование и лепка на основе прочитанных взрослым текстов;
7. придумывание конца текста или введение своих персонажей (как хотелось бы);
8. придумывание вопросов героям текста;
9. проигрывание придуманного конца сказки.
10. заучивание стихотворений с помощью картинок-помощников
Если дети научатся преобразовывать содействие в сопереживание и сотворчество, веру в реальность вымысла – в «правду возможного», а отождествление себя с персонажами – в эмпатию, то в будущем можно надеяться на их духовный рост.
Богатый нравственный потенциал содержится в следующих формах художественного слова – потешки, сказки, лирические стихотворения, загадки, пословицы, поговорки. Я организую данный процесс, уделяя особое внимание отбору художественных текстов, методику чтения и проведения бесед после прочтения, чтобы помимо коррекционной задачи, состоящей в закреплении произносительных умений и навыков, формировать и развивать у детей нравственно-этические представления. При чтении и рассказывании художественных произведений мной используются такие приемы, которые помогают детям понять и, следовательно, лучше усвоить текст, обогащают речь детей новыми словами и грамматическими формами, т. е.дают им новые знания об окружающем мире:
• объяснение непонятных детям слов, встретившихся в тексте;
• введение слов – этических оценок поступков героев;
• привлечение внимания детей к грамматическим конструкциям текста, то есть замена их синонимическими конструкциями;
• сравнение двух произведений, из которых второе продолжает и уточняет этическую тему, начатую в первом, или противопоставляет поведение в сходных ситуациях двух героев – положительного и отрицательного.
Мой практический опыт работы показывает,что наиболее эффективным является:
• чтение литературных произведений педагогом;
• заучивание детьми стихотворений;
• заучивание отрывка из текста;
• беседы с элементами диалога, обобщающие рассказы педагога;
• ответы на вопросы педагога;
• дополнительные разъяснения педагога, разбор житейских ситуаций;
• загадывание загадок;
• работа с пословицами и поговорками;
• рассказы детей по схемам, иллюстрациям, моделирование сказок;
• чтение литературных произведений родителями.
Технология опыта.
Цель: развитие речи детей дошкольного возраста при ознакомлении с художественной литературой.
Для достижения цели выделила следующие задачи:
1. Сформировать интерес к художественной литературе.
2. Расширять и активизировать словарный запас детей.
3. Знакомить с основными жанровыми особенностями сказок, рассказов, стихотворений.
4. Совершенствовать художественно-речевые исполнительские навыки детей при чтении стихотворений, в драматизациях.
5. Обращать внимание детей на изобразительно-выразительные средства; помогать почувствовать красоту и выразительность языка произведения, прививать чуткость к поэтическому слову.
6. Развивать творческие способности у детей.
Выстраивая систему работы по развитию речи дошкольников,определила основные направления деятельности:
1. создание речевой развивающей среды;
2. работа с детьми;
3. работа с родителями;
4. работа с социумом (детская библиотека, этнографический музей в ДК им. Ленина).
Хочу поделиться опытом, использования художественного слова с целью воспитания положительных нравственных чувств через разные виды деятельности (игра, культурно – гигиенические навыки).
День начинается с «Доброго утра». Свое хорошее настроение я дарю детям, приучаю их приветствовать друг друга и взрослых, при этом использую цитаты из песен,стихов:
***
– «Рано утром детский сад малышей встречает,
там игрушки ждут ребят в уголке скучают.»;
– «Рано утром я была удивлена,
***
Паренек белоголовый закричал мне из окна:
– «С добрым утром»!
Я спросила: «Это мне?»
Улыбнулся он в окне…»;
***
– «Проснулся дома поутру, в детский садик я иду
Здравствуй небо голубое, здравствуй солнце золотое…».
Услышав художественное слово,вижу и улыбку на лице ребенка и ответное приветствие: «Здравствуйте».
Есть и такие дети, которые приходят в детский сад с опозданием. Родители сетуют, встают рано, по 2 часа собираются и тогда получается, как в стихотворении И. Демьянова «Девочка капуша.»
Чтобы дети проявляли взаимопомощь при скалывании вещей в шкафу напоминаю правило: «Каждой вещи – свое место». В этом правиле суммируются бережное отношение к вещам, ответственность, самостоятельность. Советую вспомнить про «Вову – растеряшку» Б. Заходера.
Чтобы организовать детей на утреннюю зарядку или непосредственно – образовательную деятельность, физкультурную деятельность, сформировать навык заботится о собственном здоровье,напеваю: «На зарядку, на зарядку становись.»,после ее окончания спрашиваю: «Здоровье в порядке?Спасибо зарядке дети отвечают: «Спасибо зарядке»! или «Каждый день зарядку делай дети – будешь сильный, будешь смелый, чтоб расти и закаляться не по дням, а по часам, физкультурой заниматься, заниматься надо нам.».
В процессе умывания дети оказывают помощь другим детям, которые затрудняются закатать рукава одежды, повесить полотенце, передать мыло. Я объясняю, что если недобросовестно они вымыли руки, то полотенце становиться грязным, а это неуважение к труду старших и будешь похожим на героя стихотворения Демьянова «Замарашка рук не мыл, месяц в баню не ходил.». После этого дети успокаиваются в умывальной, не разбрызгивают воду на пол, т. е. уважительно относятся к труду помощника воспитателя.
Во время приема пищи бывает, что дети и отвлекаются и разговаривают, и неправильно держат столовые приборы, крошат хлеб на скатерть, отказываются от еды, капризничают и тогда я такие четверостишия,которые способствуют исправлению негативных проявлений:
«Я напомню об одном:
не кривляйся за столом,
всем пора бы научиться,
кушать вилкой,
Кушать, а не делать как Антошка.
Ты не знаешь?
За столом надо есть с закрытым ртом,
Не спешить, не говорить,
Крошки на пол не сорить».
«За столом едят друзья,
Баловаться здесь нельзя!
А поели – вы свободны,
И играйте, как угодно!»
Игра – вид деятельности, где дети проявляют свое отношение к другим детям, игрушкам, взрослым. Для формирования привязанностей, заботливого отношения к игрушкам я использую стихи А. Барто «Игрушки», а чтобы дети не разбрасывали игрушки отрывок из стихотворения А. Введенского «Кто»:
«А теперь за дело дружно
Убирать игрушки нужно
Не бросать и не ломать
А на место убирать»
Напоминаю детям правила: «Поиграл – убери на место», «Поиграл игрушкой сам, дай поиграть другому».
***
«Лиза с куколкой играла
Платье кукле разорвала.
Дима взял себе машинку разобрал на половинку.
Данил мячик маленький нашел
Этот мячик проколол.
А когда конструктор взял
Все детали растерял!
Чем играть теперь другим
Нет, не надо быть таким?
Вы игрушки берегите и заботливо храните!»
Бывает, во время игр возникают такие