Развитие речи ребенка а р лурия

А.Н. Леонтьев
отмечает, что актуально осознается
только то, что входит в деятельность
как предмет того или иного осуществления
действия, как его непосредственная
цель. Ребенок овладевает речевыми
операциями в процессе приспособления
своей речевой деятельности к тем языковым
условиям, в которых она протекает. В
результате развития подражания происходит
процесс «прилаживания» употребляемых
речевых форм к тем нормативным языковым
моделям, которые предлагаются ребенком
в качестве норматива. По мнению Леонтьева,
грамматические формы, которыми ребенок
столь совершенно пользуется в качестве
способов общения, не способны
контролироваться сознанием, для этого
они прежде должны стать специальным
предметом его целенаправленного
действия; в противном случае они могут
продолжать существовать у него в форме
так называемого «чувства языка».
Возможности произвольного и осознанного
оперирования речевой действительностью
возникают в том случае, если позиция
ребенка по отношению к речи носит
теоретический характер, и он способен
отнестись к действительности родного
языка как к особой, отражающей предметную
действительность. В результате этого
аналитического процесса появляется
умение видеть ее элементы, особенность
структуры этих элементов, познать
закономерности, свойственные этой
действительности.
Наиболее подробному
изучению в трудах А.Р. Лурия была
подвергнута системная организация
речевых процессов. На детях и на больных
с локальными поражениями мозга А.Р.
Лурия со своими сотрудниками изучал
речь как единую сложную систему,
включающую множество звеньев, объединенных
в определенные подсистемы анализа
слуховых, зрительных и тактильных (в
особых случаях) речевых сигналов, я
актуализацию речевых следов в виде
устной или письменной речи. Все звенья
этой сложной речевой системы составляют
единое целое, вследствие чего выпадение
(или нарушение) одного звена ведет к
нарушению всей речевой системы (как
системному эффекту). При этом локальные
поражения мозга никогда не вызывают
общего диффузного нарушения речевой
деятельности, а приводят к дифференцированным
формам речевых нарушений (различным
формам афазии), что свидетельствует о
системной природе речевых функций.
Системные представления об организации
речевых процессов легли в основу
классификации афазий, разработанной
А.Р. Лурия и получившей широкое признание
как в нашей стране, так и за рубежом. На
представлениях о системной организации
речевых функций базируется также и
теория восстановления речевых процессов
(как часть общей теории восстановления
высших психических функций). Именно
системная организация речи и позволяет
осуществлять внутрисистемную и
межсистемную перестройку речевых
процессов, благодаря чему и происходит
их восстановление.
А.Р. Лурия объединял
проблему сознания (и отвлеченного
мышления) с проблемой языка, развивая
положение Л.С. Выготского о том, что речь
(т. е. использование языка в процессе
общения) — «коррелят сознания, а не
мышления». В своей монографии «Язык и
сознание» А.Р. Лурия пишет, что проблему
сознания (и отвлеченного мышления)
следует рассматривать в тесной связи
с проблемой языка, так как именно
применение языка приводит к формированию
таких сложнейших процессов, характерных
для человеческой психики, как процессы
сознательной и произвольной психической
деятельности. Строение сознания связано
со словом как единицей языка.
Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
Источник
|
Лурия Александр Романович (16.07.1902 – 14.08.1977) – профессор, доктор педагогических наук , доктор медицинских наук, действительный член Академии Педагогических наук РСФСР, действительный член АПН СССР, принадлежит к числу выдающихся отечественных психологов, получивших широкую известность своей научной, педагогической и общественной деятельностью. В течение более чем 50-летней научной работы Александр Романович внес важный вклад в развитие различных областей психологии. Лурия родился в г. Казани, в семье известного врача-терапевта Р.А.Лурия, окончил факультет общественных наук Казанского университета в 1921 г. и в 1937 г. – 1-й Московский медицинский институт. В 20-х гг., как ученик Л.С.Выготского, он участвовал в создании отечественной психологической науки, в разработке теории культурно-исторического развития психических процессов. Его работы по объективному изучению аффективных состояний положили начало целому ряду аналогичных исследований как в России, так и за рубежом. Докторская диссертация по педагогически наукам, подготовленная и защищенная в 30-е гг., была посвящена проблеме конфликтов. Начиная с 1940 г. Лурия проводил исследования, посвященные анализу мозговых механизмов психических процессов. Он создал новое направление в психологии – нейропсихологию, имеющую важное теоретическое и практическое значение. Начиная с 1923 г. Лурия проводил большую педагогическую работу: он преподавал в Академии Коммунистического воспитания им. Н.К. Крупской, в Москве. Педагогическом дефектологическом институте, а с 1945 г. – в Московском университете (на кафедре психологии философского факультета); с 1968 по 1977 г. он заведовал кафедрой нейро- и патопсихологии факультета психологии МГУ им. М.В.Ломоносова. Под руководством Александра Романовича защищено более 50 кандидатских диссертаций, многие из его учеников стали докторами наук. За свою плодотворную научно-педагогическую деятельность он был награжден орденом В.И.Ленина, орденом «Знак почета» и медалями Советского Союза. Лурия имел высокий международный авторитет, он являлся зарубежным членом Национальной Академии Наук США, Американской Академии Наук и Искусств, Американской Академии Педагогики, а также почетным членом ряда зарубежных психологических обществ (британского, французского, швейцарского, испанского и др.). Лурия А.Р. на видео Книги (12)
Высшие корковые функции человека и их нарушения при локальных поражениях мозга. Монография «Высшие корковые функции человека» – основной труд А.Р.Лурии по нейропсихологии – научной дисциплине, сложившейся на стыке психологии, медицины (неврологии, нейрохирургии) и физиологии. В этой работе впервые в систематическом виде изложены основные положения нейропсихологии, показана историческая преемственность нейропсихологии как науки о мозговых основах психики, определены основные нейропсихологические понятия (психическая функция, синдром, симптом, фактор и др.), дано новое понимание высших психических функций как единиц нейропсихологического анализа последствий локальных поражений мозга, сформулирована теория системной динамической локализации высших психических функций и описаны нейропсихологические методы их исследования.
Лекции Лурия А. Р. — это университетский курс по общей психологии и интересны они не только как исторический документ. Они современны и для студентов-психологов, и для преподавателей, читающих эту дисциплину, и для широкого круга читателей, интересующихся психологией. Лекции отличает целостный синтетический подход к дисциплине, уровень и форма изложения материала. Лекции Лурия А. Р. актуальны прежде всего с методологической и теоретической точек зрения и займут достойное место среди современной учебной литературы.
Начало этой истории относится еще к двадцатым годам прошлого века. В лабораторию автора – тогда еще молодого психолога – пришел человек и попросил проверить его память. Человек – будем его называть Ш. – был репортером одной из газет, и редактор отдела этой газеты был инициатором его прихода в лабораторию…
Данная книга является продолжением книги А Р. Лурия «Нейропсихология памяти (Нарушение памяти при локальных поражениях мозга)», выпущенной издательством «Педагогика» в 1974 р. В монографии рассматриваются нарушения памяти и сознания, которые возникают при поражениях межуточного мозга, древней коры и внутренних отделов лобных долей, описываются отдельные клинические синдромы нарушения памяти в зависимости от локализации патологического процесса. Книга рассчитана на психологов, физиологов, невропатологов и психиатров
В книге рассматриваются варианты изменения и нарушения процессов кодирования и декодирования речевого сообщения при поражениях мозга различной локализации. Приводится серия наблюдений, позволяющая сделать вывод, что указанные процессы имеют сложное строение и состоят (по крайней мере) из набора трех звеньев. Так, декодирование включает: выделение лексических элементов и их значения; понимание синтаксических отношений, в которые эти элементы вступают; выделение общего смысла сообщений. Кодирование же предполагает участие таких звеньев, как создание общего замысла, формирование его речевой схемы, выбор лексических компонентов и построение синтаксических структур, моторное воплощение высказывания.
Эта книга, издаваемая к 100-летию со дня рождения А.Р.Лурия, предназначена для студентов в качестве учебного пособия еще самим автором. Она построена как учебный курс, в котором кратко излагается содержание нейропсихологии как учебной дисциплины. Автор подробно анализирует психологическую структуру и мозговые механизмы отдельных психических процессов – восприятия, произвольных движений и действий, внимания, памяти, речи, мышления. Раскрывает популярную сегодня среди нейропсихологов и клиницистов модель трех основных блоков мозга, в которой реализованы представления автора о целостном характере деятельности мозга при осуществлении психических процессов и об основных типах их нарушений.
В книге представлены две его монографии: «Очерки психофизиологии письма» (1950) и «Основные проблемы нейролингвистики» (1975). Обе они посвящены анализу психологической структуры письма и речи, проводимому с помощью нейропсихологического метода.Книга может быть полезна также студентам – филологам и педагогам, широкому кругу читателей, интересующихся проблемами речи и ее механизмов. Травматическая афазия Эта монография дает возможность уточнить ряд основных клинических понятий о поражениях мозговой деятельности и научно обосновать методы восстановления нарушенных мозговых функций. Прослеживая динамику афазических симптомов на последовательных этапах травматической болезни, автор дает новое теоретическое освещение этих расстройств, исходя из данных обшей мозговой патологии и тех положений о системной локализации функций, которые являются достижением современной и прежде всего советской неврологической мысли.
Книга «Этапы пройденного пути» представляет собой последовательное изложение научных проблем, которые разрабатывались выдающимся советским психологом А.Р. Лурией в течение всей его жизни. Его научная автобиография – неотъемлемая часть истории и современного состояния советской и мировой психологической науки. Разрабатывая концепции исторического происхождения психических функций человека, А.Р. Лурия совместно с Л.С. Выготским и А.Н. Леонтьевым закладывал основы советской психологии.
Эта книга не ставит перед собой задачу проложить новые пути в одной из самых сложных областей науки — проблеме отношения языка и сознания.Ее задача скромнее: представить в сводном виде те основные положения, которые сложились за последние десятилетия в советской психологической науке, и несколько сблизить эти положения с основными данными современной лингвистики.
Объективное изучение дезорганизации поведения человека. Тема книги «Природа человеческих конфликтов» – дезорганизация человеческого поведения, проблема взаимодействия воли, аффекта и поведения. Предпринята пытка рассмотреть психику в динамике, в единстве сознательных и неосознаваемых механизмов, в перспективе онто- и патогенеза. Разработанный для этих целей метод сопряженных моторных реакций – прообраз современного «детектора лжи». А.Р.Лурией был собран богатейший материал по конфликту аффективных процессов в разнообразных экспериментальных и естественных стрессовых ситуациях. Опыты проводились с детьми, студентами, преступниками и с людьми, имеющими психическую патологию. Итоги исследования позволили сформулировать целостный, системный взгляд на поведение человека, описать приемы преодоления деструктивных состояний, придать вес психологическому методу анализа нейродинамических процессов, увидеть связь между культурой и моторными реакциями человека. Ссылка на книгу удалена с сайта по просьбе издательства. Страница: 123 Добавить отзыв |
Источник
Марина Елецкая
Нейропсихологический подход в логопедии. Функциональные блоки мозга А. Р. Лурия
В наше время очень часто используют термин «дети с ограниченными возможностями здоровья» – это дети в возрасте от 0 до 18 лет с физическими и (или) психическими недостатками, имеющие ограничение жизнедеятельности, обусловленное врожденными, наследственными, приобретенными заболеваниями или последствиями травм, подтвержденными в установленном порядке.
Выделяют восемь категорий детей с нарушениями в развитии:
– дети с нарушением слуха (глухие, слабослышащие и позднооглохшие);
– дети с нарушением зрения (слепые, слабовидящие);
– дети с нарушением речи (логопаты);
– дети с нарушением опорно-двигательного аппарата (детский церебральный паралич);
– дети с задержкой психического развития (замедленности мыслительных процессов, нарушение внимания);
– дети с нарушением поведения и общения (расстройство аутистического спектра);
– дети с нарушением интеллекта (умственная отсталость);
– дети со сложными дефектами в развитии (глухие или слепые дети с нарушениями интеллекта, слепоглухонемые).
У детей с тяжелыми нарушениями речи первичным дефектом является недоразвитие речи. У них отмечаются психофизические отклонения различной выраженности, которые вызывают расстройства коммуникативной и познавательной функции речи. У детей остальных категорий, могут быть нарушения речи, но они вторичны.
Логопед сталкивается с различными нарушениями, поэтому он должен знать и применять различные методики, технологии в своей коррекционной работе.
Речь – это высшая психическая функции, которая является основным средством выражения мысли. Опираясь на анатомо-физиологические основы, речь реализуется сложными структурными образованиями, в которые объединены центральный и периферический отдел. Коснемся именно центрального отдела, который состоит из головного мозга.
Необходимо обратиться к нейропсихологии для понимания функционирования головного мозга.
Нейропсихология – наука о формировании мозговой организации психических процессов. Она изучает, какие зоны мозга отвечают за ту или иную психическую функцию. Какие зоны работают, когда человек читает или говорит. Эта наука была создана в середине 20 века в нашей стране Александром Романовичем Лурия.
А. Р. Лурия разделил (условно) мозг человека на 3-и функциональных блока, взаимодействие которых необходимо для любой психической деятельности.
Согласно данной модели, каждая высшая психическая функция, интерпретируемая как сложная сознательная форма психической деятельности, реализуется при участии 3-х блоков мозга. Каждый из них вносит специфический вклад в ее осуществление и характеризуется определенными особенностями строения и физиологическими принципами, лежащими в основе его работы, а также той ролью, которую он играет в реализации психической функции.
Три основных функциональных блока мозга:
I блок – энергетический;
II блок – приём, переработка и хранение внешней информации;
III блок – программирование, произвольная регуляция и контроль психической деятельности.
Первый блок мозга – Энергетический блок (Рис. №1).
Его метафорический «девиз»: Я ХОЧУ.
1-й блок – обеспечение условий для психической деятельности. Он обеспечивает условия, в которых будет проистекать психическая деятельность. Два самых главных условия – бодрствование и должный тонус (возбуждение) коры. За эту работу отвечает не кора, а подкорковые отделы и части мозга, расположенные вблизи ствола, включая лимбическую систему и ряд других структур. Все, что происходит с мамой во время беременности (болезни, психотравмы, прием лекарств и т. д.) откладывает свой отпечаток на формирование 1 блока мозга.
Если недостаточно развит первый блок, ребенок быстро утомляется. К концу письменных работ увеличивается количество ошибок, и они становятся более грубыми. На уроках такие дети зевают, быстро перестают воспринимать информацию, начинают вертеться, ронять карандаши, ручки, мешать другим.
Признаки нарушений в развитии 1-го блока мозга:
– истощаемость, утомляемость, вялость;
– эмоциональная неуравновешенность;
– аллергии у ребенка;
– часто болеющие дети;
– гипо/гипертонус;
– дети, которые долго не могут научиться завязывать шнурки;
– движение языком во время письма (другие синкинезии);
– дизартрии, дисграфии;
– сужение полей зрения и др.
Комплекс нейропсихологического сопровождения 1-го блока мозга включает в себя:
– дыхательные упражнения;
– массаж, самомассаж;
– растяжки;
– релаксация;
– блок упражнений «Здоровые глаза»;
– тренировка мышц речевого аппарата;
– упражнения для шеи, плеч, рук и ног.
Таким образом, комплекс этих технологий, ориентированных на коррекцию 1 -го функционального блока мозга формирует сенсомоторное обеспечение, которое в свою очередь активирует общий энергетический, эмоциональный и тонический статус, гармонизирует нервно-соединительные взаимодействия.
Второй блок мозга – Приём, переработка и хранение внешней информации (Рис. №2).
Его метафорический «девиз»: Я МОГУ!
Рис. №2
2-й блок – получение и анализ «входящей информации (в значительной степени от органов чувств). Включает в себя основные анализаторные системы: зрительную, слуховую и кожно-кинестетическую, корковые зоны, которые расположены в задних отделах больших полушарий головного мозга. Это операциональный уровень заложенных и приобретенных в течение жизни навыков и автоматизмов в любой сфере человеческого бытия: письма и речи, различных сенсомоторных паттернов. Данный блок формируется от 3-х до 7-и лет.
На особенности письма у школьников с левополушарной дисфункцией указывают: смещение букв по акустико-артикуляторному принципу, ошибки обозначения границ слов, бедность словарного запаса.
Правополушарные гностические трудности обусловливают ошибки, связанные с особенностями переработки зрительно-пространственной информации: оптические замены букв, несоблюдение строки, наклона и размера букв, трудности их запоминания.
Признаки несформированности 2-го блока:
– несформированность пространственных представлений (у школьников – чтение через абзац, пропуски слов, несоблюдение строчек и т. п.);
– несформированность сенсомоторных координаций (согласованные глаз и действия рук и т. п.);
– неловкость, однотипность движений.
Методы коррекции 2-го блока мозга: направлены на стабилизацию межполушарных взаимодействий и функциональной специализации левого и правого полушария.
С помощью коррекции мы можем начинать внедрение специальных когнитивных процедур более высокого порядка. Мишенями здесь становятся те психические функции, которые надстраиваются в онтогенезе над сенсомоторным фундаментом. Это: соматогнозис, тактильный, зрительный, слуховой гнозис, моторная и речевая кинетика, память, пространственные представления и речь.
Третий блок мозга – Программирование, произвольная регуляция и контроль психической деятельности (Рис. №3).
Его метафорический «девиз»: Я ДОЛЖЕН!
Если первичный блок принимает информацию, поступающую от одного из органов чувств, вторичный блок обрабатывает ее, а третий блок соединяет информацию, полученную из разных органов чувств и соответствующих областей мозга.
Рис. №3
3-й блок – собственно психическая деятельность. Тут происходят процессы, связанные со сложной психической деятельностью: речь, память и многое другое. Функции этого блока: планирование высшей психической деятельности, самоорганизация и регуляция (то есть ее фактическое исполнение, контроль. Собственно, поэтому третий блок и называют блоком программирования, регуляции и контроля. Для данной работы задействуют передние отделы больших полушарий (преимущественно лобные доли). Данный блок формируется от 7-и до 15-и лет. Полное созревание лобных долей происходит к 20-и годам.
К нарушениям письма при дисфункции этого блока относят персеверации, упрощения, пропуски букв, слогов, слов. При письме под диктовку и при списывании учащиеся допускают большое количество ошибок обозначения границ предложения, границ слова. Ученик не соблюдает правила и не может себя контролировать, даже если хочет. В работах этих учеников большое количество орфографических ошибок. Дети не в состоянии контролировать осуществление такой сложной и многоступенчатой программы как орфографическое правило.
Признаки недостаточной сформированности у детей 3-го блока мозга:
– отвлекаемость на любой стимул, полевое поведение;
– упрощение любой программы;
– пропуски букв в письме, недописывание слов, недоделывание заданий;
– бедная речь;
– не могут решить смысловую задачу.
Методы коррекции 3-го функционального блока мозга: направлены на формирование оптимального функционального статуса передних отделов мозга, что приводит в онтогенезе к закреплению контролирующей роли произвольной саморегуляции над всеми иными составляющими психики, что, собственно, и является целью и результатом нормального онтогенеза.
Упражнения, направленные на формирование навыков внимания и преодоления стереотипов, формирование программирование, целеполагание, на развитие способности к самоконтролю, коммуникативных навыков, интеллектуальных процессов.
Большое количество упражнений, представленных в работах Т. В. Ахутиной, Семенович А. В, Н. М. Пылаевой, А. Е. Соболевой, Е. Н. Емельяновой, можно адаптировать к логопедическим занятиям, так как их использование повышает интерес и мотивацию к занятиям.
Общая структурно-функциональная модель организации мозга, предложенная А. Р. Лурия, предполагает, что различные этапы произвольной, опосредованной речью, осознанной психической деятельности осуществляется с обязательным участием всех трех блоков мозга.
Поражение одного из 3-х блоков (или его отдела) отражается на любой психической деятельности, так как приводит к нарушению соответствующей стадии (фазы, этапа) ее реализации.
Детская нейрокоррекция – это работа со всеми ТРЕМЯ блоками мозга. На занятиях идет поэтапное проживание каждой фазы развития, стимулирование всех зон мозга.
Источник


Высшие корковые функции человека
Лекции по общей психологии
Нейропсихология памяти
Основные проблемы нейролингвистики
Основы нейропсихологии
Письмо и речь. Нейролингвистические исследования
Этапы пройденного пути
Язык и сознание
Природа человеческих конфликтов