Развитие речи ребенка а р лурия
А.Н. Леонтьев
отмечает, что актуально осознается
только то, что входит в деятельность
как предмет того или иного осуществления
действия, как его непосредственная
цель. Ребенок овладевает речевыми
операциями в процессе приспособления
своей речевой деятельности к тем языковым
условиям, в которых она протекает. В
результате развития подражания происходит
процесс «прилаживания» употребляемых
речевых форм к тем нормативным языковым
моделям, которые предлагаются ребенком
в качестве норматива. По мнению Леонтьева,
грамматические формы, которыми ребенок
столь совершенно пользуется в качестве
способов общения, не способны
контролироваться сознанием, для этого
они прежде должны стать специальным
предметом его целенаправленного
действия; в противном случае они могут
продолжать существовать у него в форме
так называемого «чувства языка».
Возможности произвольного и осознанного
оперирования речевой действительностью
возникают в том случае, если позиция
ребенка по отношению к речи носит
теоретический характер, и он способен
отнестись к действительности родного
языка как к особой, отражающей предметную
действительность. В результате этого
аналитического процесса появляется
умение видеть ее элементы, особенность
структуры этих элементов, познать
закономерности, свойственные этой
действительности.
Наиболее подробному
изучению в трудах А.Р. Лурия была
подвергнута системная организация
речевых процессов. На детях и на больных
с локальными поражениями мозга А.Р.
Лурия со своими сотрудниками изучал
речь как единую сложную систему,
включающую множество звеньев, объединенных
в определенные подсистемы анализа
слуховых, зрительных и тактильных (в
особых случаях) речевых сигналов, я
актуализацию речевых следов в виде
устной или письменной речи. Все звенья
этой сложной речевой системы составляют
единое целое, вследствие чего выпадение
(или нарушение) одного звена ведет к
нарушению всей речевой системы (как
системному эффекту). При этом локальные
поражения мозга никогда не вызывают
общего диффузного нарушения речевой
деятельности, а приводят к дифференцированным
формам речевых нарушений (различным
формам афазии), что свидетельствует о
системной природе речевых функций.
Системные представления об организации
речевых процессов легли в основу
классификации афазий, разработанной
А.Р. Лурия и получившей широкое признание
как в нашей стране, так и за рубежом. На
представлениях о системной организации
речевых функций базируется также и
теория восстановления речевых процессов
(как часть общей теории восстановления
высших психических функций). Именно
системная организация речи и позволяет
осуществлять внутрисистемную и
межсистемную перестройку речевых
процессов, благодаря чему и происходит
их восстановление.
А.Р. Лурия объединял
проблему сознания (и отвлеченного
мышления) с проблемой языка, развивая
положение Л.С. Выготского о том, что речь
(т. е. использование языка в процессе
общения) — «коррелят сознания, а не
мышления». В своей монографии «Язык и
сознание» А.Р. Лурия пишет, что проблему
сознания (и отвлеченного мышления)
следует рассматривать в тесной связи
с проблемой языка, так как именно
применение языка приводит к формированию
таких сложнейших процессов, характерных
для человеческой психики, как процессы
сознательной и произвольной психической
деятельности. Строение сознания связано
со словом как единицей языка.
Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
Источник
Лурия Александр Романович (16.07.1902 – 14.08.1977) – профессор, доктор педагогических наук , доктор медицинских наук, действительный член Академии Педагогических наук РСФСР, действительный член АПН СССР, принадлежит к числу выдающихся отечественных психологов, получивших широкую известность своей научной, педагогической и общественной деятельностью. В течение более чем 50-летней научной работы Александр Романович внес важный вклад в развитие различных областей психологии. Лурия родился в г. Казани, в семье известного врача-терапевта Р.А.Лурия, окончил факультет общественных наук Казанского университета в 1921 г. и в 1937 г. – 1-й Московский медицинский институт. В 20-х гг., как ученик Л.С.Выготского, он участвовал в создании отечественной психологической науки, в разработке теории культурно-исторического развития психических процессов. Его работы по объективному изучению аффективных состояний положили начало целому ряду аналогичных исследований как в России, так и за рубежом. Докторская диссертация по педагогически наукам, подготовленная и защищенная в 30-е гг., была посвящена проблеме конфликтов. Начиная с 1940 г. Лурия проводил исследования, посвященные анализу мозговых механизмов психических процессов. Он создал новое направление в психологии – нейропсихологию, имеющую важное теоретическое и практическое значение. Начиная с 1923 г. Лурия проводил большую педагогическую работу: он преподавал в Академии Коммунистического воспитания им. Н.К. Крупской, в Москве. Педагогическом дефектологическом институте, а с 1945 г. – в Московском университете (на кафедре психологии философского факультета); с 1968 по 1977 г. он заведовал кафедрой нейро- и патопсихологии факультета психологии МГУ им. М.В.Ломоносова. Под руководством Александра Романовича защищено более 50 кандидатских диссертаций, многие из его учеников стали докторами наук. За свою плодотворную научно-педагогическую деятельность он был награжден орденом В.И.Ленина, орденом «Знак почета» и медалями Советского Союза. Лурия имел высокий международный авторитет, он являлся зарубежным членом Национальной Академии Наук США, Американской Академии Наук и Искусств, Американской Академии Педагогики, а также почетным членом ряда зарубежных психологических обществ (британского, французского, швейцарского, испанского и др.). Лурия А.Р. на видео Книги (12)Высшие корковые функции человека Высшие корковые функции человека и их нарушения при локальных поражениях мозга. Монография «Высшие корковые функции человека» – основной труд А.Р.Лурии по нейропсихологии – научной дисциплине, сложившейся на стыке психологии, медицины (неврологии, нейрохирургии) и физиологии. В этой работе впервые в систематическом виде изложены основные положения нейропсихологии, показана историческая преемственность нейропсихологии как науки о мозговых основах психики, определены основные нейропсихологические понятия (психическая функция, синдром, симптом, фактор и др.), дано новое понимание высших психических функций как единиц нейропсихологического анализа последствий локальных поражений мозга, сформулирована теория системной динамической локализации высших психических функций и описаны нейропсихологические методы их исследования. Лекции по общей психологии Лекции Лурия А. Р. — это университетский курс по общей психологии и интересны они не только как исторический документ. Они современны и для студентов-психологов, и для преподавателей, читающих эту дисциплину, и для широкого круга читателей, интересующихся психологией. Лекции отличает целостный синтетический подход к дисциплине, уровень и форма изложения материала. Лекции Лурия А. Р. актуальны прежде всего с методологической и теоретической точек зрения и займут достойное место среди современной учебной литературы. Маленькая книжка о большой памяти Начало этой истории относится еще к двадцатым годам прошлого века. В лабораторию автора – тогда еще молодого психолога – пришел человек и попросил проверить его память. Человек – будем его называть Ш. – был репортером одной из газет, и редактор отдела этой газеты был инициатором его прихода в лабораторию… Нейропсихология памяти Данная книга является продолжением книги А Р. Лурия «Нейропсихология памяти (Нарушение памяти при локальных поражениях мозга)», выпущенной издательством «Педагогика» в 1974 р. В монографии рассматриваются нарушения памяти и сознания, которые возникают при поражениях межуточного мозга, древней коры и внутренних отделов лобных долей, описываются отдельные клинические синдромы нарушения памяти в зависимости от локализации патологического процесса. Книга рассчитана на психологов, физиологов, невропатологов и психиатров Основные проблемы нейролингвистики В книге рассматриваются варианты изменения и нарушения процессов кодирования и декодирования речевого сообщения при поражениях мозга различной локализации. Приводится серия наблюдений, позволяющая сделать вывод, что указанные процессы имеют сложное строение и состоят (по крайней мере) из набора трех звеньев. Так, декодирование включает: выделение лексических элементов и их значения; понимание синтаксических отношений, в которые эти элементы вступают; выделение общего смысла сообщений. Кодирование же предполагает участие таких звеньев, как создание общего замысла, формирование его речевой схемы, выбор лексических компонентов и построение синтаксических структур, моторное воплощение высказывания. Основы нейропсихологии Эта книга, издаваемая к 100-летию со дня рождения А.Р.Лурия, предназначена для студентов в качестве учебного пособия еще самим автором. Она построена как учебный курс, в котором кратко излагается содержание нейропсихологии как учебной дисциплины. Автор подробно анализирует психологическую структуру и мозговые механизмы отдельных психических процессов – восприятия, произвольных движений и действий, внимания, памяти, речи, мышления. Раскрывает популярную сегодня среди нейропсихологов и клиницистов модель трех основных блоков мозга, в которой реализованы представления автора о целостном характере деятельности мозга при осуществлении психических процессов и об основных типах их нарушений. Письмо и речь. Нейролингвистические исследования В книге представлены две его монографии: «Очерки психофизиологии письма» (1950) и «Основные проблемы нейролингвистики» (1975). Обе они посвящены анализу психологической структуры письма и речи, проводимому с помощью нейропсихологического метода.Книга может быть полезна также студентам – филологам и педагогам, широкому кругу читателей, интересующихся проблемами речи и ее механизмов. Травматическая афазия Эта монография дает возможность уточнить ряд основных клинических понятий о поражениях мозговой деятельности и научно обосновать методы восстановления нарушенных мозговых функций. Прослеживая динамику афазических симптомов на последовательных этапах травматической болезни, автор дает новое теоретическое освещение этих расстройств, исходя из данных обшей мозговой патологии и тех положений о системной локализации функций, которые являются достижением современной и прежде всего советской неврологической мысли. Этапы пройденного пути Книга «Этапы пройденного пути» представляет собой последовательное изложение научных проблем, которые разрабатывались выдающимся советским психологом А.Р. Лурией в течение всей его жизни. Его научная автобиография – неотъемлемая часть истории и современного состояния советской и мировой психологической науки. Разрабатывая концепции исторического происхождения психических функций человека, А.Р. Лурия совместно с Л.С. Выготским и А.Н. Леонтьевым закладывал основы советской психологии. Язык и сознание Эта книга не ставит перед собой задачу проложить новые пути в одной из самых сложных областей науки — проблеме отношения языка и сознания.Ее задача скромнее: представить в сводном виде те основные положения, которые сложились за последние десятилетия в советской психологической науке, и несколько сблизить эти положения с основными данными современной лингвистики. Природа человеческих конфликтов Объективное изучение дезорганизации поведения человека. Тема книги «Природа человеческих конфликтов» – дезорганизация человеческого поведения, проблема взаимодействия воли, аффекта и поведения. Предпринята пытка рассмотреть психику в динамике, в единстве сознательных и неосознаваемых механизмов, в перспективе онто- и патогенеза. Разработанный для этих целей метод сопряженных моторных реакций – прообраз современного «детектора лжи». А.Р.Лурией был собран богатейший материал по конфликту аффективных процессов в разнообразных экспериментальных и естественных стрессовых ситуациях. Опыты проводились с детьми, студентами, преступниками и с людьми, имеющими психическую патологию. Итоги исследования позволили сформулировать целостный, системный взгляд на поведение человека, описать приемы преодоления деструктивных состояний, придать вес психологическому методу анализа нейродинамических процессов, увидеть связь между культурой и моторными реакциями человека. Ссылка на книгу удалена с сайта по просьбе издательства. Страница: 123 Добавить отзыв |
Источник
Марина Елецкая
Нейропсихологический подход в логопедии. Функциональные блоки мозга А. Р. Лурия
В наше время очень часто используют термин «дети с ограниченными возможностями здоровья» – это дети в возрасте от 0 до 18 лет с физическими и (или) психическими недостатками, имеющие ограничение жизнедеятельности, обусловленное врожденными, наследственными, приобретенными заболеваниями или последствиями травм, подтвержденными в установленном порядке.
Выделяют восемь категорий детей с нарушениями в развитии:
– дети с нарушением слуха (глухие, слабослышащие и позднооглохшие);
– дети с нарушением зрения (слепые, слабовидящие);
– дети с нарушением речи (логопаты);
– дети с нарушением опорно-двигательного аппарата (детский церебральный паралич);
– дети с задержкой психического развития (замедленности мыслительных процессов, нарушение внимания);
– дети с нарушением поведения и общения (расстройство аутистического спектра);
– дети с нарушением интеллекта (умственная отсталость);
– дети со сложными дефектами в развитии (глухие или слепые дети с нарушениями интеллекта, слепоглухонемые).
У детей с тяжелыми нарушениями речи первичным дефектом является недоразвитие речи. У них отмечаются психофизические отклонения различной выраженности, которые вызывают расстройства коммуникативной и познавательной функции речи. У детей остальных категорий, могут быть нарушения речи, но они вторичны.
Логопед сталкивается с различными нарушениями, поэтому он должен знать и применять различные методики, технологии в своей коррекционной работе.
Речь – это высшая психическая функции, которая является основным средством выражения мысли. Опираясь на анатомо-физиологические основы, речь реализуется сложными структурными образованиями, в которые объединены центральный и периферический отдел. Коснемся именно центрального отдела, который состоит из головного мозга.
Необходимо обратиться к нейропсихологии для понимания функционирования головного мозга.
Нейропсихология – наука о формировании мозговой организации психических процессов. Она изучает, какие зоны мозга отвечают за ту или иную психическую функцию. Какие зоны работают, когда человек читает или говорит. Эта наука была создана в середине 20 века в нашей стране Александром Романовичем Лурия.
А. Р. Лурия разделил (условно) мозг человека на 3-и функциональных блока, взаимодействие которых необходимо для любой психической деятельности.
Согласно данной модели, каждая высшая психическая функция, интерпретируемая как сложная сознательная форма психической деятельности, реализуется при участии 3-х блоков мозга. Каждый из них вносит специфический вклад в ее осуществление и характеризуется определенными особенностями строения и физиологическими принципами, лежащими в основе его работы, а также той ролью, которую он играет в реализации психической функции.
Три основных функциональных блока мозга:
I блок – энергетический;
II блок – приём, переработка и хранение внешней информации;
III блок – программирование, произвольная регуляция и контроль психической деятельности.
Первый блок мозга – Энергетический блок (Рис. №1).
Его метафорический «девиз»: Я ХОЧУ.
1-й блок – обеспечение условий для психической деятельности. Он обеспечивает условия, в которых будет проистекать психическая деятельность. Два самых главных условия – бодрствование и должный тонус (возбуждение) коры. За эту работу отвечает не кора, а подкорковые отделы и части мозга, расположенные вблизи ствола, включая лимбическую систему и ряд других структур. Все, что происходит с мамой во время беременности (болезни, психотравмы, прием лекарств и т. д.) откладывает свой отпечаток на формирование 1 блока мозга.
Если недостаточно развит первый блок, ребенок быстро утомляется. К концу письменных работ увеличивается количество ошибок, и они становятся более грубыми. На уроках такие дети зевают, быстро перестают воспринимать информацию, начинают вертеться, ронять карандаши, ручки, мешать другим.
Признаки нарушений в развитии 1-го блока мозга:
– истощаемость, утомляемость, вялость;
– эмоциональная неуравновешенность;
– аллергии у ребенка;
– часто болеющие дети;
– гипо/гипертонус;
– дети, которые долго не могут научиться завязывать шнурки;
– движение языком во время письма (другие синкинезии);
– дизартрии, дисграфии;
– сужение полей зрения и др.
Комплекс нейропсихологического сопровождения 1-го блока мозга включает в себя:
– дыхательные упражнения;
– массаж, самомассаж;
– растяжки;
– релаксация;
– блок упражнений «Здоровые глаза»;
– тренировка мышц речевого аппарата;
– упражнения для шеи, плеч, рук и ног.
Таким образом, комплекс этих технологий, ориентированных на коррекцию 1 -го функционального блока мозга формирует сенсомоторное обеспечение, которое в свою очередь активирует общий энергетический, эмоциональный и тонический статус, гармонизирует нервно-соединительные взаимодействия.
Второй блок мозга – Приём, переработка и хранение внешней информации (Рис. №2).
Его метафорический «девиз»: Я МОГУ!
Рис. №2
2-й блок – получение и анализ «входящей информации (в значительной степени от органов чувств). Включает в себя основные анализаторные системы: зрительную, слуховую и кожно-кинестетическую, корковые зоны, которые расположены в задних отделах больших полушарий головного мозга. Это операциональный уровень заложенных и приобретенных в течение жизни навыков и автоматизмов в любой сфере человеческого бытия: письма и речи, различных сенсомоторных паттернов. Данный блок формируется от 3-х до 7-и лет.
На особенности письма у школьников с левополушарной дисфункцией указывают: смещение букв по акустико-артикуляторному принципу, ошибки обозначения границ слов, бедность словарного запаса.
Правополушарные гностические трудности обусловливают ошибки, связанные с особенностями переработки зрительно-пространственной информации: оптические замены букв, несоблюдение строки, наклона и размера букв, трудности их запоминания.
Признаки несформированности 2-го блока:
– несформированность пространственных представлений (у школьников – чтение через абзац, пропуски слов, несоблюдение строчек и т. п.);
– несформированность сенсомоторных координаций (согласованные глаз и действия рук и т. п.);
– неловкость, однотипность движений.
Методы коррекции 2-го блока мозга: направлены на стабилизацию межполушарных взаимодействий и функциональной специализации левого и правого полушария.
С помощью коррекции мы можем начинать внедрение специальных когнитивных процедур более высокого порядка. Мишенями здесь становятся те психические функции, которые надстраиваются в онтогенезе над сенсомоторным фундаментом. Это: соматогнозис, тактильный, зрительный, слуховой гнозис, моторная и речевая кинетика, память, пространственные представления и речь.
Третий блок мозга – Программирование, произвольная регуляция и контроль психической деятельности (Рис. №3).
Его метафорический «девиз»: Я ДОЛЖЕН!
Если первичный блок принимает информацию, поступающую от одного из органов чувств, вторичный блок обрабатывает ее, а третий блок соединяет информацию, полученную из разных органов чувств и соответствующих областей мозга.
Рис. №3
3-й блок – собственно психическая деятельность. Тут происходят процессы, связанные со сложной психической деятельностью: речь, память и многое другое. Функции этого блока: планирование высшей психической деятельности, самоорганизация и регуляция (то есть ее фактическое исполнение, контроль. Собственно, поэтому третий блок и называют блоком программирования, регуляции и контроля. Для данной работы задействуют передние отделы больших полушарий (преимущественно лобные доли). Данный блок формируется от 7-и до 15-и лет. Полное созревание лобных долей происходит к 20-и годам.
К нарушениям письма при дисфункции этого блока относят персеверации, упрощения, пропуски букв, слогов, слов. При письме под диктовку и при списывании учащиеся допускают большое количество ошибок обозначения границ предложения, границ слова. Ученик не соблюдает правила и не может себя контролировать, даже если хочет. В работах этих учеников большое количество орфографических ошибок. Дети не в состоянии контролировать осуществление такой сложной и многоступенчатой программы как орфографическое правило.
Признаки недостаточной сформированности у детей 3-го блока мозга:
– отвлекаемость на любой стимул, полевое поведение;
– упрощение любой программы;
– пропуски букв в письме, недописывание слов, недоделывание заданий;
– бедная речь;
– не могут решить смысловую задачу.
Методы коррекции 3-го функционального блока мозга: направлены на формирование оптимального функционального статуса передних отделов мозга, что приводит в онтогенезе к закреплению контролирующей роли произвольной саморегуляции над всеми иными составляющими психики, что, собственно, и является целью и результатом нормального онтогенеза.
Упражнения, направленные на формирование навыков внимания и преодоления стереотипов, формирование программирование, целеполагание, на развитие способности к самоконтролю, коммуникативных навыков, интеллектуальных процессов.
Большое количество упражнений, представленных в работах Т. В. Ахутиной, Семенович А. В, Н. М. Пылаевой, А. Е. Соболевой, Е. Н. Емельяновой, можно адаптировать к логопедическим занятиям, так как их использование повышает интерес и мотивацию к занятиям.
Общая структурно-функциональная модель организации мозга, предложенная А. Р. Лурия, предполагает, что различные этапы произвольной, опосредованной речью, осознанной психической деятельности осуществляется с обязательным участием всех трех блоков мозга.
Поражение одного из 3-х блоков (или его отдела) отражается на любой психической деятельности, так как приводит к нарушению соответствующей стадии (фазы, этапа) ее реализации.
Детская нейрокоррекция – это работа со всеми ТРЕМЯ блоками мозга. На занятиях идет поэтапное проживание каждой фазы развития, стимулирование всех зон мозга.
Источник