Развитие речи ребенка 4 года скачать бесплатно
МБДОУ «Детский сад «Радуга»
Игры по речевому развитию для детей 4-5 лет в соответствии с ФГОС
Учитель-логопед: Моисеева С.С.
Игра. «Поймай – скажи».
Цель: учить детей правильно употреблять глаголы 3-го лица единственного числа настоящего времени.
Оборудование. Мяч.
Описание игры. Дети становятся в круг.
Ведущий бросая мяч детям, называет при этом животное.
Поймавший мяч бросает его ведущему, называя какое-либо действие этого
животного.
Образец: Корова – мычит;
лягушка – квакает;
кошка – мяукает;
волк -воет;
собака – лает;
тигр – рычит.
Ведущий называет какую – либо профессию. Поймавший мяч
называет, что делает человек этой профессии.
Образец: Врач – лечит;
художник – рисует;
повар – варит;
пожарник -тушит;
плотник – строгает.
Ведущий называет имя ребенка. Поймавший мяч называет какое-
либо действие его.
Образец: Сережа – катает;
Люба – играет;
Дима – прыгает;
Игра. «Как кто передвигается?».
Цель: учить детей правильно употреблять глаголы настоящего времени (прошедшего, будущего).
Оборудование. Предметные картинки.
Описание игры. Показывают изображения животных, птиц, насекомых и спрашивают у детей, как они передвигаются (например: бабочка летает, воробей прыгает и летает, лягушка прыгает и т.д.) За правильный ответ дети получают картинки.
Игра. “Скажи наоборот”
Цель: Учить детей подбирать однокоренные и разнокоренные глаголы- антонимы.
Оборудование. Кукла Чипполино.
Воспитатель. К нам, в детский сад, пришел в гости Чипполино. Все ему у нас нравится: как мы зарядку делаем, как играем, лепим из пластилина, рисуем, поем и танцуем.
Однако… Чипполино, а почему ты загрустил? Что? Скажешь мне на ухо? Что? Не умеешь подбирать, как наши дети, слова – “наоборот”, слова с противоположным значением? Ребята, поможем Чипполино? Я буду называть слова, а вы вместе с Чипполино придумайте слова- “наоборот”, слова с противоположным значением.
Воспитатель -дети,
Входить-выходить
Вбегать-выбегать
Прибегать- убегать,
Привозить- увозить,
Прилетать- улетать,
Приходить- уходить,
Подплывать- отплывать,
Закрывать-открывать,
Вставать- ложиться,
Говорить- молчать,
Мириться- сориться,
Надевать- снимать.
Игра. «Кто как ест?»
Цель: продолжать знакомить детей с действиями, которые выполняют животные.
Кошка лакает молоко; собака грызет кость; корова жует сено; курица клюет зерно.
Игра. «Кто как голос подает?»
Цель: учить детей правильно употреблять глаголы, которые обозначают действия животных.
Голубь воркует,
ворона каркает,
кошка мяукает,
воробей чирикает,
сорока стрекочет,
свинья хрюкает,
петух кукарекает,
сова ухает,
овца блеет,
курица кудахчет,
лягушка квакает,
корова мычит,
гусь гогочет,
волк воет,
лошадь ржет,
утка крякает,
медведь рычит,
собака лает.
Игра. «Назови признаки осени»
Цель: учить детей называть признаки времён года (осень), развивать умение использовать в речи глаголы.
Вянут и желтеют трава, листья на деревьях.
По небу бегут серые тучи, идёт холодный дождь.
Опадает листва.
Птицы улетают в тёплые края.
Игра. «Повтори и запомни»
Цель: развивать, память, мышление, внимание.
Таня лепит. Дети лепят. Толя играет. Дети играют. Оля катается. Дети катаются.
Игра. «Доскажи словечко»
Цель: упражнять в составлении предложений, используя при этом подходящие по смыслу глаголы.
Ушами мы (что делаем?) слушаем.
Глазами (что делаем?) смотрим.
Головой (что делаем?) думаем.
Носом (что делаем?) дышим, нюхаем.
Ртом (что делаем?) едим, пьём, говорим.
Руками (что делаем?) берём, держим.
Ногами (что делаем?) ходим, бегаем, прыгаем, танцуем.
Упражнение с приставочными глаголами
Цель: упражнять детей правильно употреблять глаголы с разными приставками.
Стихотворение-шутка. Ехали мы, ехали, до ямы доехали,
Яму объехали, дольше поехали.
Ехали мы, ехали, до горы доехали,
В гору въехали, с горы съехали, дальше поехали.
К дому подъехали, в ворота въехали, вот и приехали.
Предложить детям перечислить глаголы, которые образовались от глагола «ехали».
Игра «Слоговой аттракцион».
Цель: развивать внимание, упражнять детей называть глаголы настоящего времени.
Дети соревнуются, кто больше назовёт слов, которые заканчиваются слогом ют:
падают, бегают, летают, плавают, прыгают, шьют, делают, моют, купают, читают.
Игра «Доскажи словечко».
Цель: учить детей навыкам словообразования глаголов, обозначающих профессии.
Крановщик – на кране….(работает).
Точильщик – ножи… .(точит).
Барабанщик – на барабане .. .(играет).
Регулировщик – уличное движение.. ..(регулирует).
Каменщик – стены … .(кладёт).
Пильщик – дрова.. .(пилит).
Шахматист – в шахматы (играет).
Футболист – в футбол (играет).
Шофёр – на машине (работает).
Штангист – штангу (поднимает).
Игра «Слово рассыпалось».
Цель: учить детей составлять слова, обозначающие действия.
Предложить детям закончить слово.
Да… (ёт)
По… (ёт)
Ве…(зёт)
Бе…(рёт)
Жи…(веет)
И…(дёт)
Кла…(дёт)
Закончи предложение.
Цель: учить детей подбирать подходящее по смыслу слово, которое обозначает действие.
Медведь осенью засыпает, а весной…
Берёзка от ветра наклонилась, а затем…
Пешеходы на красный свет стоят, а на зелёный …
Мы в метро сначала спускаемся, а потом …
При расставании люди прощаются, а при встрече …
Мокрое бельё развешивают, а сухое …
Вечером солнце заходит, а утром …
Старую мебель надо вынести, а новую …
Мальчик рукавичку уронил, а потом …
По одёжке встречают, а по уму …
Дождь траву намочил, а солнышко …
Найди лишнее. Цель: учить детей слушать внимательно и называть слова, которые не соответствуют заданным действиям.
Игра. “Кто больше назовёт профессий?”
Цель: Учить детей соотносить действия людей с их профессией, образовывать от существительных соответствующие глаголы (строитель -строит, учитель – учит и т. д.). Учить детей соотносить действия людей с их профессией, образовывать от существительных соответствующие глаголы (строитель – строит, учитель – учит и т.).
Организация занятия. Учить детей соотносить действия людей с их профессией, образовывать от существительных соответствующие глаголы (строитель – строит, учитель – учит и т.).
Воспитатель. Я работаю в детском саду воспитателем. Это моя профессия. Я учу вас, как себя вести, играю с вами, рисую, читаю вам стихотворения, рассказы, гуляю с вами, укладываю спать… Это моя профессия – воспитывать вас.
А какая профессия у Ирины Владимировны? Она нам готовит обед. Правильно, повар. А какие вы еще знаете профессии? (Ответы.)
Каждый взрослый человек обязательно учится какой-либо профессии. Овладев ею, поступает на работу и выполняет определенные действия.
Что делает повар? (Дети: Повар варит, печет, жарит, чистит овощи.)
Что делает врач? (Осматривает больных, выслушивает, лечит, дает лекарство, делает уколы, операции.)
Что делает портной? (Кроит, наметывает, порет, гладит, примеряет, шьет.)
Воспитатель называет и другие профессии – строителя, учителя, пастуха, сапожника, а дети называют действия.
«Волшебные очки»
(для детей от пяти лет) Цель: Развитие творческих речевых умений, творческого воображения; овладение понятием времени. Содержание: Ведущий рассказывает про времена года, как они влияют на природу, животных, людей. Затем говорит: «Вот волшебные очки, они показывают будущее. Через 3 месяца, когда наступит весна, мы посмотрим через них и что мы увидим?»… и т.д.
«Волшебная труба»
(для детей от четырёх лет)Цель: развитие словаря, воображения, познавательной функции; освоение ребенком противоположных черт характера сказочных персонажей.Оборудование: Журнал или лист бумаги, свернутый в трубочку.Содержание: Ведущий показывает «волшебную трубу» и говорит, что если посмотреть через неё на сказочный персонаж, то он поменяет свои черты характера, например, на противоположные. Ведущий просит малыша посмотреть через трубу на героев и рассказать, как они изменились.
«Помоги Колобку»
(для детей от пяти лет)Цель: Воспитание добрых чувств; развитие воображение, творческого мышления, связной речи.Оборудование: Сказка «Колобок», карточки, изготовленные из двух книжек-малышек, разноцветные кружки: желтый (Колобок), серый (волк), белый (заяц), коричневый (медведь), оранжевый (лиса).Содержание: Ведущий просит детей напомнить ему сказку о Колобке, используя картинки или разноцветные кружочки. Попросите малышей придумать, как можно спасти Колобка. Пусть дети придумают, что будет с Колобком, если он спасется от лисы, с кем он будет дружить, где будет его дом. Эти и другие наводящие вопросы помогут малышу придумать интересную историю.
«Поиграем в Репку»
(для детей от пяти лет)Цель: Развитие речи и творческого воображения; обучение символическому проигрыванию сюжета; цветовое обозначение героев сказки; усвоение последовательности событий.Оборудование: Кружки: желтый (репка), зеленый (бабка), коричневый (дед), Содержание: Ведущий рассказывает сказку-путаницу. Начинает с «Репки», включает персонажи из других сказок. Ребенок замечет ошибки и в результате пересказывает «Репку».
Дети, успешно справившиеся с заданием, придумывают истории из двух-трех предложений, замечают почти все ошибки.
«Придумай необычное существо»
(для детей от пяти лет)
Цель: Развитие словотворчества, воображения, умения анализировать и различать реальные и фантазийные образы; расширение кругозора.Оборудование: Набор карточек с изображением различных предметов, растений, птиц, животных, цветов, героев сказок и т.п.Содержание: Дать ребенку сразу две карточки. Пусть малыш придумает такой персонаж, в котором бы соединились свойства сразу двух персонажей. Например, при сложении животных динозавра и свиньи получаем других несуществующих животных: свинозавра или дининью. Таким образом, можно складывать разные слова (дуб + роза = дубороза, стрекоза + козел = стрекозел и т.п.). Не ограничивайте фантазию малыша, впрочем, как и свою! Свойства могут браться от разных растений, птиц, зверей, предметов и пр., лишь бы при этом назывался источник.
Игра с мячом «Приготовим сок для мамы»
Цель: учить образовывать и использовать в речи относительные прилагательные.
Описание игры. Ребенок держит мяч, называет любой овощ или фрукт и кидает мяч. Поймавший должен сказать, какой сок делают из названного овоща или фрукта, затем назвать свой овощ или фрукт и бросить мяч следующему игроку.
Игра с мячом «Скажи наоборот»
Цель: обогащение экспрессивной речи словами-антонимами.
Описание игры. Взрослый катит мяч одному из детей и начинает предложение, ребенок ловит мяч, заканчивает предложение, подобрав слово-антоним.
· Помидор круглый, а огурец… (овальный).
· Помидор мягкий, а огурец… (твердый).
· Помидор гладкий, а огурец… (шершавый).
· Помидор большой, а огурец… (маленький).
Игра с мячом «Одна семейка»
Цель: совершенствование грамматического строя речи (подбор однокоренных слов).
Описание игры. Взрослый задает ребенку вопрос и бросает мяч, ребенок называет слово и возвращает мяч обратно.
· Как называется фрукт, нарисованный на картинке? (Лимон).
· Как можно назвать маленький лимон? (Лимончик).
· Как называется сок из лимона? (Лимонный).
· Как назовем пирог с лимоном? (Лимонник).
Игра «Маленькие поварята»
Цель: активизировать словарь глаголов.
Описание игры. Взрослый предлагает детям представить себя поварами и рассказать, как можно приготовить различные овощи. После этого логопед достает из «чудесного мешочка» овощи, а дети подбирают нужные глаголы.
· Капуста (Можно резать, мять, тушить, солить).
· Картофель (Можно чистить, нарезать, жарить, варить).
· Морковь (Можно чистить, тереть, резать, делать сок).
· Огурец (Можно мыть, солить, мариновать, укладывать в банки).
Составление рассказов-описаний об овощах и фруктах по схемам.
Цель: развитие связной речи, мышления.
Описание. Взрослый помещает на наборное полотно схему (см. Приложение 1) составления рассказа, каждая картинка на схеме соответствует вопросу.
· Как он называется? Это фрукт или овощ?
· Где он растет?
· Какой он по величине?
· Какой он по цвету?
· Какой он по форме?
· Какой он на вкус?
· Какой он на ощупь?
· Что из него можно приготовить?
Игра «Угадай-ка!»
Цель: Обучение составлению загадок-описаний.
Описание игры. Освоив задания с использованием схемы, дети учатся составлять загадки-описания о фруктах и овощах.
Игра «Закончи предложения»
Цель: развитие синтаксической стороны речи (обучение составлению сложносочиненных предложений со словами потому что)
Описание игры. Взрослый выставляет на наборное полотно сюжетные картинки. Затем он начинает говорить предложение, а дети заканчивают. Часть предложения, которую произносит ребенок, начинается со слова потому что.
· Я люблю яблоко, … (потому что оно сладкое, вкусное, полезное).
· Мама купила груши, … (потому что хочет испечь грушевый пирог).
· Мы пришли из сада радостные, … (потому что собрали большой урожай слив).
· Я не люблю лук, … (потому что он горький)
· В огороде нужно полоть траву, … (потому что она мешает расти овощам).
Игра «Найди место»
Цель: совершенствование грамматического строя речи (употребление предлогов).
Описание игры. Взрослый помещает на наборное полотно игровое поле, на котором изображены огород и сад, домик, скамейка, забор. Детям раздаются плоскостные изображения овощей, фруктов, корзинки с фруктами, мешка с овощами, птички, кошки и собаки. Для каждого предмета нужно найти место на картине и рассказать о том, где он находится. Отметить, какие предлоги есть в составленных предложениях.
· На грядке растет капуста. Предлог на.
· Мы сложили в корзины сливы и поставили ее под дерево. Предлоги в, под.
· В огороде много овощей. Предлог в.
· Мешок с картофелем стоит около забора. Предлоги с, около.
· Кошка спит на крыше. Предлог на.
· Собака спряталась за домом. Предлог за.
· Над домом пролетает птица. Предлог над.
Игра «Погрузи урожай»
Цель: совершенствовать навык слогового анализа слов.
Описание игры. Взрослый помещает на магнитную доску три плоскостных изображения грузовиков разных цветов, раскладывает на столе плоскостные изображения овощей ( лук, чеснок, редис, салат, бобы, перец, картофель, баклажан, помидор, огурец). дети должны «погрузить» урожай овощей в грузовики. В желтый грузовик нужно уложить овощи, в названии которых один слог. В синий грузовик погрузить овощи, названия которых состоят из двух слогов. В красный грузовик погрузить овощи, названия которых состоят из трех слогов.
Упражнение «Подскажи словечко»
Цель: развитие речевого слуха, чувства рифмы.
Описание. Взрослый читает детям стихи об овощах, дети внимательно слушают и подбирают нужную рифму.
Сорвала я стручок,
Надавила на бочок.
Он раскрылся. Ах! Ох!
Покатился… горох.
Круглолица, белолица,
Любит вдоволь пить водицу.
У нее листочки с хрустом.
А зовут ее… капуста.
А на этой грядке
Разыгрались в прятки
Зеленые хитрецы,
Молодые… огурцы.
Он из тыквенной родни,
На боку лежит все дни,
Как зеленый чурбачок,
Под названьем… кабачок.
Упражнение «Будь внимательным!»
Цель: развитие речевого слуха, расширение словаря признаков.
Описание. Взрослый читает детям стихотворение «Фрукты». После чтения, дети должны назвать все фрукты, перечисленные в стихотворении. Вторая часть игры направлена на то, чтобы дети вспомнили как можно больше прилагательных, перечисленных в стихотворении. После этого раздаются трафареты фруктов, которые раскрашиваются детьми.
Фрукты растут на деревьях в саду.
Яркие фрукты у всех на виду.
Вот среди веток груши бочок.
Груша зеленая, как кабачок.
Яблоки красные, синие сливы.
Спелые сливы вкусны и красивы.
Персик румяный укрылся листком.
Ты с этим фруктом, конечно, знаком?
Солнечным соком лимон напоен.
Светится золотом желтый лимон.
В кроне зеленой висят апельсины,
Солнцу подставив рыжие спины.
Что за художник у всех на виду
Фрукты раскрасил в нашем саду?
Источник
Проект программы речевого развития детей 3-4 лет
Пояснительная записка
Общая характеристика программы.
Программа направлена на развитие активной речи у детей дошкольного возраста. Программа рассчитана на десять (10) занятий, длительность одного занятия – 15 минут, периодичность проведения занятий – 3 занятия в неделю, продолжительность программы – 3 недели. Реализуется данная программа в дошкольном учреждении, в младшей группе. Форма проведения – групповая.
Актуальность.
В возрасте 3 лет ребенок уже владеет запасом слов (примерно 1000), и в норме пользуется ими активно, стоит предложения, описывает свои действия и переживания словами. В случае недостаточно развитой речи ребенку тяжелее общаться со сверстниками и взрослыми, особенно новыми и еще чужими для ребенка взрослыми. Развитие речи предполагает пополнение запаса слов, умения с ними оперировать, составлять словесные конструкции. При недостаточно развитой речи сложнее усваиваются понятия, не развиваются мыслительные процессы. А также тормозится развитие словесного мышления. Обладая свободной речью ребенку легче встроиться в систему социальных отношений с детьми и взрослыми, тем самым усвоить моральные нормы, этические нормы, познать окружающий мир.
Цель программы: развитие речи ребенка младшего дошкольного возраста.
Задачи:
1. Развитие активной речи, диалоговой речи
2. развитие голосовых качеств – темпа, тональности, громкости, интонации
3.развитие слухового внимания и памяти
4. развитие мелкой моторики
5. укрепление мышц артикуляции
Планируемый результат.
Ребенок использует речь в повседневной жизни, сопровождает свои действия речью, может выразить словами свои переживания, чувства, изменяет слова по числам и падежам, имеет представления о счете, говорит простыми фразами, вступает в речевые диалоги со сверстниками и взрослыми, называет по картинке некоторых животных, может имитировать звуки с разной громкостью, способен изменять интонацию, различает звуки природы, звуки музыкальных инструментов, машин, звуки, издаваемые животными.
Параметры результативности и диагностика:
В качестве критериев эффективности программы используются результаты сравнительного наблюдения за развитием речи.
Для измерения исходного уровня развитости речи использована таблица наблюдения (см. приложение1).
Адресат – воспитанники ДОУ.
- Концептуальные компоненты программы.
Направления работы: диагностическое, профилактическое, консультационное.
Принципы программы: принцип непрерывности воздействия, принцип комплексности диагностических и коррекционно-развивающих компонентов, принцип постоянного усложнения материала, принцип учета сложности материала и создания эмоционально комфортной среды.
Поурочно-тематический план
№ | Тема/упражнения | Цель |
1 | Стихи-диалоги, пальчиковая игра, дыхательная гимнастика, чтение рассказа, хоровод | Развитие диалоговой речи, различения интонации, слухового восприятия и памяти, моторики |
2 | Волшебный мешочек, Кто как говорит? Стих-диалог | Цель: развитие мелкой моторики, тактильных ощущений, слуховой памяти, восприятия, различения звуков природы Приветствие |
3 | Слушание рассказа, аппликация, пальчиковая игра | развитие слухового восприятия, диалоговой речи, моторики |
4 | Слушание рассказа, пальчиковая игра, физминутка | развитие диалоговой речи, моторики |
5 | Звуки леса, деревни, города. Хоровод, пальчиковая игра, игра «Хлопки» | развитие слуховой памяти и восприятия, моторики, различения темпа речи |
6 | Волшебный мешочек, игра «кто как говорит», хоровод, игра «Один – много» | развитие моторики, слухового восприятия, словарного запаса |
7 | Звуки детского сада, стройки, праздника, Стих-диалог, пальчиковая игра | развитие слуховой памяти, внимания, моторики, интонации |
8 | Слушание рассказа, физминутка, пальчиковая игра, игра «Хлопки» | развитие слухового внимания и памяти, моторики |
9 | Мимическая гимнастика, пальчиковые игры, игра «Я вчера..» | развитие активной речи, мелкой моторики, артикуляции |
10 | Игра «олдин-много», стих-диалог, придумывание сказки, пальчиковая игра | развитие активной речи, моторики |
Заключение.
В возрасте трех лет ребенок начинает усваивать нормы общественных отношений, и ему необходимы новые системы обозначения своих чувств, желаний. Если ребенок может сказать об этом вслух, то его общение со взрослыми и сверстниками проходит продуктивно. Общаясь и выражая свои чувства и потребности понятно, ребенок чувствует, что его понимают не только дома, но в детском саду, на улице. Тем самым учится выстраивать отношения к себе и миру, людям. Также речь помогает становлению памяти, мышления, интеллекта. Оперируя словами, ребенок развивается умственно. Без речевых навыков, становится невозможным освоение счета, чтения, письма. А также успешное освоение речи ребенком – это предпосылки к развитию словесного мышления, становления логики.
«Родное слово является основой всякого умственного
развития и сокровищницей всех знаний. Поэтому так важно
заботиться о своевременном развитии речи детей, уделять внимание её чистоте и правильности».
К. Д. Ушинский
Список литературы:
- Ирина Асеева «Стихи-болтушки»
- Кулагина М. «Возрастная психология»
- Ларечина Елена «Развивающие занятия для детей» (Счастливый малыш)
- Янушко Елена «Новый ребенок»
Занятие 1
Развитие диалога, мелкой моторики, интонации, слуховой памяти и восприятия.
Приветствие:
Вот звенит звоночек.
-Здравствуй, мой дружочек!
Здравствуйте, ручки! Хлоп-хлоп-хлоп!
Здравствуйте, ножки! Топ-топ-топ!
Здравствуйте, глазки! Миг-миг-миг!
Здравствуй, мой носик! Бип-бип-бип!
Здравствуйте, детишки! Девченки и мальчишки.
- Психолог читает вслух стих, а дети рифмуют недостающие слова. Работа с книгой.
-Добрый день, лягушка!
– Ква!
-Комара поймала?
-Два?
– Как дела, подружка?
– Так…
– Что в корзиночке?
– Пятак!
-Денежка? Зачем?
– Коплю! Платье новое куплю! 2 раза
2. Пальчиковая игра
«Наши пальчики бежали, прыг-скок, прыг-скок, ох как быстренько бежали прыг-скок, прыг-скок, спотыкнулись и упали! Повторить 2 раза.
3.Психолог читает вслух рассказ «Сказка в лесу», с. 38. Работа с книгой. После спрашивает, оком, очем рассказ, понравился ли, кто герои?
4. А теперь возьмем наших пчелок на ниточках и подуем, подуем, чтобы они полетели. Ну-ка у кого пчелки улетели?
5. Мы идем по кругу, посмотри,
И шагаем дружно: раз, два, три.
Мы скачем по дорожке, меняя часто ножки.
Поскакали, поскакали: скок, скок, скок,
А потом, как аисты встали – и молчок.
Прощание.
Вот звенит звонок опять, убегаем мы играть.
Занятие 2
Цель: развитие мелкой моторики, тактильных ощущений, слуховой памяти, восприятия, различения звуков природы
Приветствие
- Волшебный мешочек. В мешочке лежат различные фигурки из группы, которые детям знакомы. Дети по одному подходят, опускают руку в мешочек и отгадывают, что попалось им в руку.
- Кто как говорит? Один ребенок из группы подходит к ведущему, ведущий тихонько на ухо говорит ему животное. Ребенок должен изобразить это животное и издавать такие же звуки, какие издает это животное, остальные дети отгадывают.
3. Ведущий читает стих, дети хором отвечают в рифму
-Как пойдем гулять?
– Топ-топ!
-Как мы дверь закроем?
-Хлоп!
-Кошка к нам с крылечка
-Прыг.
– Воробьишки:
-Чик-чирик!
-Кошка рада птичкам:
-Мурр.
-Воробьи взлетели
-Фурр.
-Дальше ножками:
-Топ-топ!
– И теперь калиткой:
-Хлоп!
-Как трава шумит?
-Шшш…
-Кто в траве шнряет?
-Мышь.
-На цветке пчела:
-Жу-жу.
-Ветер листьями:
-Шу-шу.
-Речка струйками:
-Трень-брень.
-Здравствуй, яркий светлый день!
4. Пальчиковая игра
Утро настало,
Солнышко встало.
-Эй, братец Федя,
Разбуди соседей!
-Вставай, Большак!
-Вставай, Указка!
-Вставай, Середка!
-Вставай, Ситротка!
И крошка-Митрошка.
Привет, Ладошка!
Все проснулись, потянулись.
Прощание
Занятие 3
Цель: развитие слухового восприятия, диалоговой речи, моторики
Приветствие
- Рассказ о зайце (с.38.)
- Аппликация «Заяц», материал: двусторонний скотч, картон, вата, маркер.
После сказки дети и ведущий обсуждают, о ком эта сказка, кто герои, почему шуба у зайца зимой белая.
Далее к заранее приготовленным силуэтам зайцев из двустороннего скотча дети приклеивают вату, и маркером рисуют ему глаза и нос.
- Пальчиковая игра
Запели пять ангелочков,
Запрыгали пять ангелочков,
Один раздул в печи огонек,
Второй поставил котелок,
А третий кашку наливает,
Четвертый сахар добавляет,
А пятый молвил: Ешь, малыш, не торопись, не обожгись
Прощание
Занятие 4
Цель: развитие диалоговой речи, моторики
Приветствие
- Рассказ «Рождественская сказка». Далее обсуждение, чем рассказ, кто герои?
- Пальчиковая игра
Запели пять ангелочков,
Запрыгали пять ангелочков,
Один раздул в печи огонек,
Второй поставил котелок,
А третий кашку наливает,
Четвертый сахар добавляет,
А пятый молвил: Ешь, малыш, не торопись, не обожгись
- Физминутка: Как под горкой снег,
И на горке снег,
А под горкой спит медведь
Тише, тише, не шуметь (3 раза)
Прощание
Занятие 5
Цель: развитие слуховой памяти и восприятия, моторики, различения темпа речи
Приветствие
- Звуки леса, деревни, города
Ведущий предлагает всем детям превратиться в снежинки:
Один раз повернусь- и холодным становлюсь,
А два раза повернусь – и в снежинку превращусь.
Далее дети представляя себя снежинками, сидя на стульях, закрывают глаза.
Ведущий говорит: Летим мы, снежинки, над лесом. Тихо спускаемся вниз и приземляемся на ветку и слышим. Фонограмма « Звуки зимнего леса»
Далее снежинки открывают глаза и ведущий спрашивает, что дети услышали, какие звуки, предлагает описать то, что происходило в лесу.
Далее снежинки летят на ферму. Фонограмма «звуки фермы», Дальше в город. И также обсуждают, что они слышали, что происходило во время звуков, кому они принадлежат.
Потом ведущий предлагает расколдоваться.
Один раз повернусь-и я теплым становлюсь,
Второй раз повернусь – человеком становлюсь.
- Хоровод
Малыши по лесу ходят
И следы они находят.
Видят малыши – следы на снегу:
Черточка и еще две,
Это птичка снегирек- синяя шапочка,
Красная грудка
И веселый хвостик.
По снежочку прыг-прыг,
По снежочку тык-тык,
Мы дадим им хлебные крошечки.
Птичка поклевала,
Спасибо сказала
И дальше полетела.
- Пальчиковая игра
Запели пять ангелочков,
Запрыгали пять ангелочков,
Один раздул в печи огонек,
Второй поставил котелок,
А третий кашку наливает,
Четвертый сахар добавляет,
А пятый молвил: Ешь, малыш, не торопись, не обожгись
- Хлопки.
На каждый слог-хлопок.
Слова: снег, кот, кошка, зима, снежинка, снеговик, метель, Рождество, холодно,
Занятие 6
Цель: развитие моторики, слухового восприятия, словарного запаса
Приветствие
- Волшебный мешочек. В мешочке лежат различные фигурки из группы, которые детям знакомы. Дети по одному подходят, опускают руку в мешочек и отгадывают, что попалось им в руку.
- Кто как говорит? Один ребенок из группы подходит к ведущему, ведущий тихонько на ухо говорит ему животное. Ребенок должен изобразить это животное и издавать такие же звуки, какие издает это животное, остальные дети отгадывают.
После того, как дети покажут 3-4 животных, психолог предлагает показать пароход, поезд, автомобиль, лодку, грузовик
Далее диалог, какой транспорт самый шумный, какой тихий?
- Игра «Один-много»
Психолог говорит: «Одно дерево-много деревьев»
«Одна собака-много …» , дети заканчивают фразу.
Слова: снежинка, цыпленок, яйцо, бочка, радуга, кружка, стол, лист, бабочка, звонок.
- Разминка – Хоровод
Малыши по лесу ходят
И следы они находят.
Видят малыши – следы на снегу:
Черточка и еще две,
Это птичка снегирек- синяя шапочка,
Красная грудка
И веселый хвостик.
По снежочку прыг-прыг,
По снежочку тык-тык,
Мы дадим им хлебные крошечки.
Птичка поклевала,
Спасибо сказала
И дальше полетела.
Прощание
Занятие 7
Цель: развитие слуховой памяти, внимания, моторики, интонации
Приветствие
- Звуки детского сада, стройки, праздника
Ведущий предлагает всем детям превратиться в снежинки:
Один раз повернусь- и холодным становлюсь,
А два раза повернусь – и в снежинку превращусь.
Далее дети представляя себя снежинками, сидя на стульях, закрывают глаза.
Ведущий говорит: Летим мы, снежинки, над детским садом. Тихо спускаемся вниз и приземляемся на крышу и слышим. Фонограмма « Детские голоса»
Далее снежинки открывают глаза и ведущий спрашивает, что дети услышали, какие звуки, предлагает описать то, что происходило в детском саду.
Далее снежинки летят на стройку. Фонограмма «Стройка», обсуждаем, какие инструменты, сколько людей, какая техника. Дальше на праздник. И также обсуждают, что они слышали, что происходило во время звуков, кому они принадлежат.
Потом ведущий предлагает расколдоваться.
Один раз повернусь-и я теплым становлюсь,
Второй раз повернусь – человеком становлюсь.
- Пальчиковая игра
Сидели два медведя, толкались на суку,
Один читал газету, другой молол муку,
Раз ку-ку, два ку-ку,
Оба шлепнулись в муку.
Нос в муке, хвост в муке.
Ухо в кислом молоке. 3 раза
- -Как пойдем гулять?
– Топ-топ!
-Как мы дверь закроем?
-Хлоп!
-Кошка к нам с крылечка
-Прыг.
-Воробьишки:
-Чик-чирик!
-Кошка рада птичкам:
-Мурр.
-Воробьи взлетели
-Фурр.
-Дальше ножками:
-Топ-топ!
– И теперь калиткой:
-Хлоп!
-Как трава шумит?
-Шшш…
-Кто в траве шнряет?
-Мышь.
-На цветке пчела:
-Жу-жу.
-Ветер листьями:
-Шу-шу.
-Речка струйками:
-Трень-брень.
-Здравствуй, яркий светлый день!
Прощание
Занятие 8
Цель: развитие слухового внимания и памяти, моторики
Приветствие
- Рассказ «Рождественская сказка»
Обсуждение, кто герои, какие они, что сначала случилось, что потом? Чем закончилось?
- Физминутка
Как под горкой снег,
И на горке снег,
А под горкой спит медведь
Тише, тише, не шуметь (3 раза)
- Пальчиковая игра
Запели пять ангелочков,
Запрыгали пять ангелочков,
Один раздул в печи огонек,
Второй поставил котелок,
А третий кашку наливает,
Четвертый сахар добавляет,
А пятый молвил: Ешь, малыш, не торопись, не обожгись
- Хлопки.
На каждый слог-хлопок.
Слова: снег, кот, кошка, зима, снежинка, снеговик, метель, Рождество, холодно.
Прощание
Занятие 9
Цель: развитие активной речи, мелкой моторики, артикуляции
Приветствие
- Мимическая гимнастика
-улыбнулись широко
-поезд поехал «губы трубочкой» ту-ту
-высунули язык, повернули его в одну сторону, в другую, вверх и вниз.
– кошка умывается, лапки вылизывает.
– губы в одну сторону, в другую, по кругу
-корова жует траву, хорошо разминаем челюсть.
- Пальчиковая игра. Дети говорят вместе с психологом и повторяют движения.
Утро настало,
Солнышко встало.
-Эй, братец Федя,
Разбуди соседей!
-Вставай, Большак!
-Вставай, Указка!
-Вставай, Середка!
-Вставай, Ситротка!
И крошка-Митрошка.
Привет, Ладошка!
Все проснулись, потянулись.
- Игра « я вчера»
Психолог говорит: «Я вчера ездила на метро»
А что вы делали вчера? Дети по очереди говорят, чем они занимались, одно занятие.
Далее, «Я сегодня», Психолог говорит «Я сегодня пойду в театр», дети продолжают.
- Пальчиковая игра
Сидели два медведя, толкались на суку,
Один читал газету, другой молол муку,
Раз ку-ку, два ку-ку,
Оба шлепнулись в муку.
Нос в муке, хвост в муке.
Ухо в кислом молоке. 3 раза
Прощание
Занятие 10
Цель: развитие активной речи, моторики
Приветствие
- Игра «Один-много»
Психолог говорит: «Одно дерево-много деревьев»
«Одна собака-много …» , дети заканчивают фразу.
Слова: мышь, корова, ложка, солнышко, свеча, салат, мост, цветок, мыло, кисть, заяц, носик, глаз
- -Добрый день, лягушка!
– Ква!
-Комара поймала?
-Два?
– Как дела, подружка?
– Так…
– Что в корзиночке?
– Пятак!
-Денежка? Зачем?
– Коплю! Платье новое куплю! 2 раза
- Психолог предлагает сочинить сказку.
«Ребята, а давайте придумает сказку, я начну, а вы по очереди продолжите?
Жила была лиса…
Дальше с помощью наводящих вопросов дети составляют по одному предложению. В конце пихолог повторяет все услышанное и составляет сказку.
«Вот какие мы с вами молодцы, какую интересную сказку сочинили»
- Пальчиковая игра
Запели пять ангелочков,
Запрыгали пять ангелочков,
Один раздул в печи огонек,
Второй поставил котелок,
А третий кашку наливает,
Четвертый сахар добавляет,
А пятый молвил: Ешь, малыш, не торопись, не обожгись
Прощание
Источник