Развитие речи ребенка 4 года скачать
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
дс «Радуга»
Тамбовская область г. Тамбов
Развитие речи детей 4-5 лет.
Воспитатель: Тафинцева Н.А.
Речевое развитие детей 4-5 лет.
В среднем дошкольном возрасте отмечаются значительные изменения в развитии речи детей. Дети умеют не только слушать и понимать просьбы взрослого, но и свободно разговаривать друг с другом, рассказывать о том, что они видели или слышали, спорить, рассуждать, делать выводы. В данном возрасте дети начинают овладевать монологической речью. Ребенок среднего дошкольного возраста должен уметь связно рассказать о событиях из собственной жизни, описать животных или заменяющие их игрушки, рассказать об изображенном событии на картинке или на серии картинок. Он в состоянии пересказать знакомый текст. Дети также начинают рассказывать не только о том, что видят и слышат, но и о том, над чем думают, чего хотят, ждут. Эти изменения свидетельствуют о том, что в среднем дошкольном возрасте начинает развиваться так называемая внутренняя речь (внешне невыраженная, быстрая и сокращенная речь).Особенностью мышления ребенка среднего дошкольного возраста является постоянное сочетание действия и речи. Присмотритесь к маленькому художнику — он рисует и говорит себе, что он хочет нарисовать, какие будут детали рисунка. Это и есть этап неполной сформированности внутренней речи. Ни в коем случае нельзя заставлять думать про себя, ведь он еще не очень умеет это делать. Заметно это становление на увеличивающейся возможности детей пяти лет рассуждать по поводу какого-либо события, на умении производить сравнение предметов (легче детям находить различия, чем сходство). Сравнивая предметы, ребенок употребляет прилагательные в сравнительной степени. К пяти годам ребенок в своей речи пользуется сложноподчиненными предложениями с союзами потому что, поэтому, но при ответах на вопросы часто опускает главную часть предложения и начинает сразу с придаточного («Потому что болел»).Количество слов растет, увеличивается количество местоимений, наречий, предлогов, союзов, так как дети употребляют в речи сложносочиненные и сложноподчиненные предложения. Освоение речи ребенком выражается не только в обогащении его словаря, в появлении новых слов, но и в другом осмыслении знакомых слов. Дети относят предметы к определенной категории (платье — одежда). Дети начинают использовать слова-обобщения тогда, когда, во-первых, в их активном словаре достаточно слов — названий конкретных предметов, и, во- вторых, они усвоили слова-обобщения. К тому же у ребенка должен быть накоплен определенный запас сведений об отдельных предметах, об их предназначении. Становление нормального звукопроизношения завершается к пяти годам; у большинства детей звуки уже введены в речь, и наблюдается только некоторое смешение звуков Л и Р, С и Ш в многосложных словах, если в одном слове находятся оба парных звука (лаборатория, шерстяной).Формирование навыков звукового анализа становится возможным к пяти годам узнавание звука в слове, а также подбор слов с заданным звуком, то есть развиваются простейшие формы звукового анализа. Эта способность является новообразованием пятого года жизни и свидетельствует о том, что слово для детей перестало быть только отражением предмета, но получило значение само по себе. В этот период совершенствуется речевой слух детей. Они получают возможность различать слова, отличающиеся одной фонемой (палка — балка, мишка — мышка).Дети улавливают в речи взрослых различные интонационные средства выразительности и подражают им, пересказывая сказку. Они произвольно могут менять высоту, силу голоса с учетом содержания рассказа. В этом возрасте умеют уже говорить шепотом.
Упражнения направленные на речевое развитие.
Хоботок.
Ход игры: расскажите, как пчелка, летая с цветка на цветок, пьет нектар. Для того чтобы подобраться к нектару, ей нужно сложить из губ хоботок (сомкнутые губы вытянуть вперед), а чтобы выпить нектар ” сделать движение, как будто набираете в рот воду. Постарайтесь, чтобы ребенок удерживал губы в положении хоботка на счет 5-8.
Хорошая гимнастика для «хоботка»: пить воду, сок через соломинку.
Улыбнемся, растянем губы.
Ход игры: ребенок перед зеркалом. И вы, и он изображаете улыбающегося Буратино, зубки должны быть сомкнуты. Улыбку держать до счета 5-10.
Улыбнемся, змейкой станем.
Ход игры: изобразите перед зеркалом улыбающуюся змейку, которая постоянно играет языком: то высунет, то спрячет.
Цок-цок-цок-цок.
Ход игры: изображайте с ребенком, как скачет лошадка, при этом нижняя челюсть остается в покое, а цокает только язычок.
Болтанка.
Ход игры: язычок очень непослушный, он не хочет прятаться в домик, он находится наружи, мало того — он «дразнится», бегая от одного угла рта к другому, то поднимаясь вверх, то опускаясь вниз и издавая звуки «э-э-э-э».
Шарик надули, шарик спустили.
Ход игры: для упражнения можно использовать воздушные шары. Надуть шар — надуть щеки, сдуть шар — сдуть щеки. В дальнейшем играйте без шарика, пусть малыш надувает то одну, то другую щеку, то одновременно обе.
Беспокойный язычок.
Ход игры: язычок решил побегать, он бегает от одного угла рта к другому.
Хвалите ребенка за достигнутые результаты.
Попросите малыша показать все упражнения, которые делает язычок, кукле или мишке (любимой игрушке). Наблюдайте со стороны за правильностью выполнения упражнений.
Вы можете попросить ребенка научить вас всем тем упражнениям, которые знает язычок. Когда вы будете выполнять упражнения, делайте ошибки, чтобы малыш мог вам еще и еще показывать упражнения для язычка.
Весёлые игры на развитие речи у детей 4-5 лет
В возрасте 4-5 лет развитие речи идёт в нескольких направлениях: формирование грамматического строя (умение сочетать слова по родам, падежам и числам), формирование звуковой культуры речи, правильного речевого дыхания, а так же активизация и расширение словаря. Простые игры не требуют специальной подготовки, занимают мало времени и дают прекрасный результат.
«Подскажи словечко»
Для игры понадобится мячик. Сядьте напротив ребёнка и, перебрасывая мячик, предложите ему закончить предложение, подобрав слово.
Например:
– Ворона каркает, а сорока?
Ребёнок, возвращая мяч, должен ответить:
– Сорока стрекочет.
Вопросы могут быть любыми, типа:
– Сова летает, а кролик?
– Корова ест сено, а лиса?
– Крот роет норки, а сорока?
– Петух кукарекает, а курица?
– Лягушка квакает, а лошадь?
– У коровы телёнок, а у овцы?
– У медвежонка мама медведица, а у бельчонка?
Фантазируйте и придумывайте разнообразные предложения.
«Кто где живет?»
Попросите ребёнка ответить на вопросы:
– Кто живёт в дупле? – Белка.
Кто живёт в скворечнике? – Скворцы.
Кто живёт в гнезде? – Птицы.
Кто живёт в будке? – Собака.
Кто живёт в улье? – Пчёлы
Кто живёт в норе? – Лиса.
Кто живёт в логове? – Волк.
Кто живёт в берлоге? – Медведь.
Можно попробовать и наоборот:
– Где живут скворцы?
– Где живут медведи? и.д.
«Горячо – холодно»
Игра направлена на расширение словаря ребёнка словами – антонимами. Ребёнок должен сказать слово противоположное по значению вашему.
Например:
Горячий – холодный
Хороший – плохой
Умный – глупый
Весёлый – грустный
Острый – тупой
Гладкий – шероховатый
«Лови да бросай – цвета называй»
В ходе игры необходимо подбирать существительные к прилагательному, обозначающему цвет. Так же происходит закрепление названий основных цветов, развитие воображения.
Взрослый, бросая мяч ребёнку, называет прилагательное, обозначающее цвет, а ребёнок, возвращая мяч, называет существительное, подходящее к данному прилагательному.
Например:
Красный – мак, огонь, флаг;
Оранжевый – апельсин, морковь, заря;
Жёлтый – цыплёнок, солнце, репа;
Зелёный – огурец, трава, лес;
Голубой – небо, лёд, незабудки;
Синий – колокольчик, море, небо;
Фиолетовый – слива, сирень, сумерки.
«Весёлый счет»
Очень часто дети допускают ошибки при образовании множественного числа существительных. Исправить это можно в игре. Мама бросает мяч ребёнку, называя имена существительные в единственном числе. Ребёнок бросает мяч обратно, называя существительные во множественном числе. Например:
Стол – столы,
Стул – стулья,
Гора – горы,
Лист – листья,
Дом – дома,
Носок – носки,
Глаз – глаза,
Кусок – куски,
День – дни,
Прыжок – прыжки,
Сон – сны,
Гусёнок – гусята,
Лоб – лбы,
Тигрёнок – тигрята.
«Что бывает круглым?»
В игре происходит расширение словаря ребёнка за счёт прилагательных, развитие воображения, памяти, ловкости.
Мама, бросая мяч, задаёт вопрос, ребёнок должен на него ответить и вернуть мяч.
– Что бывает круглым? (мяч, шар, колесо, солнце, луна, вишня, яблоко…)
– Что бывает длинным? (дорога, река, верёвка, лента, шнур, нитка…)
– Что бывает высоким? (гора, дерево, скала, человек, столб, дом, шкаф…)
– Что бывает колючим? (ёж, роза, кактус, иголки, ёлка, проволока…)
«Назови ласково»
В игре происходит закрепление умения образовывать существительные при помощи уменьшительно-ласкательных суффиксов, развитие ловкости, быстроты реакции.
Мама бросая мяч ребёнку, называет первое слово (например, шар), а ребёнок, возвращая мяч, называет второе слово (шарик). Слова можно сгруппировать по сходству окончаний.
Стол – столик, ключ – ключик.
Шапка – шапочка, белка – белочка.
Книга – книжечка, ложка – ложечка.
Голова – головка, картина – картинка.
Мыло – мыльце, зеркало – зеркальце.
Кукла – куколка, свёкла – свёколка.
Коса – косичка, вода – водичка.
Жук – жучок, дуб – дубок.
Вишня – вишенка, башня – башенка.
Платье – платьице, кресло – креслице.
Игры для детей на обогащение словарного запаса
Возможно, ребёнок уже довольно чисто произносит звуки, но вы замечаете, что словарный запас его невелик, предложения кратки, состоят преимущественно из глаголов, существительных, он затрудняется описать, что видит, и пересказать какое-то событие, ему легче выразить мысль жестами, чем словами. В таком случае вам надо позаботиться о целенаправленном расширении словарного запаса у ребёнка, которое будет происходить не только благодаря повседневному общению в семье или занятиям с логопедом, но и на уроках.
Чаще беседуйте с ребёнком, проявляя интерес к темам, которые для него актуальны, спрашивайте его мнение по поводу тех или иных событий, побуждайте оценить их, просите пересказать вам сказку или мультик, который увидел по телевизору.
Ваш живой интерес к рассказу ребёнка поможет ему раскрепоститься и захотеть говорить. Но вы можете использовать и специальные упражнения для развития речевых навыков детей. Чтобы эти упражнения были ребёнку интересны, предлагайте их в форме игр, загадок, головоломок и так, чтобы ребенок почувствовал, что вам хочется с ним поиграть.
Пусть ребёнок тоже загадывает эти задания вам или другим детям (ведь объём его знаний будет расширяться благодаря той информации, которую он получит от взрослых). В эти игры можно играть вдвоём, всем классом, в компании с другими детьми, устраивая занятные конкурсы. Однако позаботьтесь о том, чтобы каждый из детей мог почувствовать радость победы и в следующий раз захотел бы поиграть ещё.
Игры для детей на обогащение словарного запаса
В эту группу игр по развитию речи включены такие лексические игры и упражнения, которые активизируют словарь детей, развивают внимание к слову, формируют умение быстро выбирать из своего словарного запаса наиболее точное, подходящее слово. Также в играх и упражнениях на обогащение словарного запаса детей происходит знакомство со словами-предметами, словами-признаками, словами-действиями и упражнение в их согласовании друг с другом, а также работа над подбором синонимов и антонимов.
Игра «Наоборот»
Цель — упражнение в подборе антонимов (слов-неприятелей).
Воспитатель говорит детям, что к нам пришел в гости ослик. Он очень хороший, но вот в чем беда: он очень любит все делать наоборот. Мама-ослица с ним совсем замучилась. Стала она думать, как же сделать его менее упрямым. Думала, думала, и придумала игру, которую назвала «Наоборот». Стала мама-ослица и ослик играть в эту игру и ослик стал не такой упрямый. Почему? Да потому, что все его упрямство во время игры уходило и больше не возвращалось. Он и вас решил научить этой игре. Далее воспитатель играет с детьми в игру «Наоборот»: кидает ребенку мяч и называет слово, а ребенок, поймавший мяч, должен сказать антоним этому слову (высокий — низкий) и бросить мяч воспитателю.
Еще при работе со словами-антонимами можно использовать стихотворение Д.Чиарди «Прощальная игра»:
Нам с тобой пришел черед
Сыграть в игру «Наоборот».
Скажу я слово «высоко», а ты ответишь … («низко»).
Скажу я слово «далеко», а ты ответишь …. («близко»).
Скажу я слово «потолок», а ты ответишь … («пол»).
Скажу я слово «потерял», а скажешь ты … («нашел»)!
Скажу тебе я слово «трус», ответишь ты … («храбрец»).
Теперь «начало» я скажу — ну, отвечай … («конец»).
Игровое упражнение «Закончи фразу»
Цель — развитие умения подбирать противоположные по смыслу слова (слова-неприятели).
Воспитатель называет детям словосочетания, делая паузы. Ребенок должен сказать слово, которое пропустил воспитатель, т.е. закончить фразу.
Сахар сладкий, а лимон …
Луна видна ночью, а солнце …
Огонь горячий, а лед …
Река широкая, а ручей …
Камень тяжелый, а пух …
Обыграть это можно следующим образом: логопед говорит, что наш знакомый Незнайка пошел все-таки учиться в школу. Там на уроке русского языка был диктант — дети писали под диктовку разные фразы. Но так как Незнайка очень невнимательный, он не успевал дописывать эти фразы до конца и получил плохую оценку.
Учительница сказала, что если он исправит ошибку в диктанте, то она исправит ему плохую оценку. Давайте, дети, ему поможем.
Игровое упражнение «Скажи по-другому»
Цель — упражнение в подборе слов, близких по смыслу (слов-приятелей).
Воспитатель говорит детям: «У одного мальчика сегодня плохое настроение. Какой мальчик сегодня? А как можно сказать то же самое, но другими словами? (печальный, расстроенный). Слова «печальный, грустный и расстроенный» – это слова-приятели.
Почему он такой? Да потому, что на улице идет дождь, а мальчик идет в школу.
Какое слово повторилось два раза? (идет).
Что значит «дождь идет»? Скажи по-другому.
Что значит «мальчик идет»? Скажи по-другому.
Как можно сказать по-другому: весна идет? (весна наступает).
Далее даются аналогичные задания на следующие словосочетания:
Чистый воздух (свежий воздух).
Чистая вода (прозрачная вода).
Чистая посуда (вымытая посуда).
Самолет сел (приземлился).
Солнце село (зашло).
Река бежит (течет, струится).
Мальчик бежит (мчится, несется).
Как сказать одним словом? Очень большой (громадный, огромный), очень маленький (малюсенький).
Источник
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Городского округа Балашиха
“Детский сад комбинированного вида № 30 “Лесная сказка”
Развитие речи ребенка 3-4 лет.
Выполнил:
Учитель-логопед
Григорьева Татьяна Владимировна
Г.о. Балашиха
2018 г.
Развитие речи ребенка 3-4 лет.
В возрасте 3-4-х лет дети очень любознательны, активно изучают все, что их окружает. К этому времени они накопили достаточно знаний о различных предметах и явлениях, могут высказывать простые суждения о них и делать собственные умозаключения. Идет активное развитие способности к обобщению – дети начинают объединять несколько предметов, похожих по какому-либо признаку или назначению в одну группу. Совершенствуются речевые навыки – речь усложняется, становится более понятной.
Особенности речевого развития детей 3-4-х лет
Давайте поближе познакомимся с нормами развития речи детей 3-4 лет. Эти показатели являются строго индивидуальными, не существует строгих ограничений.
Словарный запас ребенка 3 лет составляет примерно 800-1000 слов. К 4 годам в норме он увеличивается до 2000 слов.
В активном словаре ребенка появляются почти все части речи: существительные, прилагательные, глаголы, местоимения, числительные, наречия, предлоги, частицы, союзы.
Дети:
- начинают говорить сложными предложениями;
- используют предложения, состоящие из 4-5 слов;
- задают большое количество вопросов;
- употребляют некоторые предлоги и союзы;
- рассказывают, какими признаками обладают окружающие предметы, например, мама красивая, яблоко грязное и так далее.
- начинают группировать предметы (одежда, животные)
- стараются четко и правильно проговаривать слова, как взрослые;
- пытаются придумывать стихи и рифмы к словам, активно создают собственные словоформы;
- внимательно прислушиваются к новым для себя словам и звукам, стараются их воспроизвести;
- правильно употребляют глаголы в прошедшем времени.
- с удовольствием пересказывают сказку, мультфильм, который смотрели.
- обладают способностью разговаривать тихо или громко.
Понимание речи:
- слушают длинные сказки и рассказы;
- понимают сложноподчиненные предложения;
- способны выполнить просьбу, например, принести что-то, даже если предмет находится вне поля зрения.
В речи детей 3-4-х лет могут сохраняться недостатки в произношении некоторых слов, особенно длинных и незнакомых, перестановка слогов, а также нечеткое произношение ряда звуков. Не совсем правильно строят предложения, переставляют слова.
Повышенного внимания требуют следующие случаи, когда:
- речь ребенка трудна в понимании и похожа на лепет;
- скудный активный словарный запас – малыш не может назвать предметы и явления, с которыми сталкивается ежедневно;
- скудный пассивный словарный запас – ребенок с трудом может понять, что от него требуют, и не может ответить даже на простые вопросы;
- плохо развито звукопроизношение;
- выражения односложны, а составление предложений вызывает затруднения.
- ребенок говорит очень быстро или наоборот замедленно;
- не может построить даже простое предложение;
- у малыша часто приоткрыт рот, обильное слюнотечение.
Все эти признаки могут указывать на речевые отклонения, и в этом случае родителям необходимо обратится к специалистам. Консультация педиатра, детского невролога и логопеда поможет выяснить причину речевых отклонений и вовремя начать лечение и коррекцию.
Так как же развивать речь ребенка в этом возрасте?
Специалистами разработаны различные методики, способствующие развитию речи в 3-4 года. Как правило, занятия для малышей такого возраста проводятся в игровой форме. Кроме того, можно развивать речь малыша на прогулке, в повседневном общении.
С детьми необходимо больше общаться.
- Спрашивайте малыша о том, как он провел выходной день, куда ходил с мамой, что интересного он увидел.
- Говорите правильно и четко произнося слова. Активно артикулируйте во время общения с малышом.
- Хвалите кроху за любые попытки произнести новые звуки или слова.
- Мягко поправляйте малыша, если он произносит слова и звуки неправильно, но не ругайте.
- Учите ребенка формулировать описания предметов и явлений : что это? или кто это? какого цвета?
- Используйте разную речь – тихую и громкую, быструю и медленную.
- Сказки и рассказы старайтесь читать выразительно, следите за тембром и интонацией.
- Стимулируйте общение малыша с другими детьми. Вовлекайте его в игру.
- Читайте детские потешки, стихи, загадки, они прекрасно воспринимаются малышами, при этом их проговаривание способствует речевому развитию.
- Предлагайте крохе поиграть с конструктором, мозаикой, пластилином.
Какие упражнения и игры способствуют развитию речи малыша?
Обучение и развитие детей в возрасте 3-4-х лет происходит, как правило, в игровой форме.
Очень полезны для формирования правильного звукопроизношения артикуляционные упражнения:
«Сказка про язычок»
Целью игры является знакомство ребенка с органами, задействованными в создании речи – небом, губами, гортанью, языком. Для занятий вам понадобится зеркало. Расскажите малышу рассказ про язычок. Он живет во рту и очень любознателен, любит высовываться наружу и смотреть в разные стороны (при этом следует двигать языком вверх, затем вниз, по кругу, влево — вправо).
Еще язычок любит прятаться и дразниться – высовываться, а затем убегать за зубки, нижние и верхние, делаться узким или широким. Вместе с малышом поиграйте перед зеркалом — постройте разные рожицы и покривляйтесь. Оближите губки. Покажите, как лакает собачка. Развитие двигательных мышц лица позволит ребенку быстро научиться правильно воспроизводить звуки.
«Лошадка»
Такие занятия можно проводить каждый день. Попросите ребенка цокать языком, как лошадка. Данное упражнение поможет ребенку в дальнейшем избежать трудностей в произношении звуков Ж, Ш, Л, Р.
Всем известно, что для организации речи огромное значение имеет сформированность плавного, длительного речевого выдоха.
Существуют игры и упражнения, способствующие развитию силы и плавности выдоха:
“Листопад”
Цель: обучение плавному, свободному выдоху; активизация губных мышц.
Оборудование: вырезанные из тонкой двухсторонней цветной бумаги желтые, красные, оранжевые листочки; ведерко.
Ход игры: Педагог выкладывает на столе листочки, напоминает детям про осень.
– Представьте, что сейчас осень. Красные, желтые, оранжевые листья падают с деревьев. Подул ветер – разбросал все листья по земле! Давайте сделаем ветер – подуем на листья!
Взрослый вместе с детьми дует на листья, пока все листочки не окажутся на полу. При этом необходимо следить за правильностью осуществления ротового выдоха, а также за тем, чтобы дети не переутомлялись.
– Все листики на земле… Давайте соберем листочки в ведерко. Педагог и дети собирают листочки. Затем игра повторяется снова.
“Перышко, лети!”
Цель: развитие сильного плавного направленного выдоха; активизация губных мышц.
Оборудование: птичье перышко.
Ход игры: Подбросьте перышко вверх и дуйте на него, не давая упасть вниз. Затем предложите подуть ребенку. Обратите его внимание на то, что дуть нужно сильно, направляя струю воздуха на перышко снизу вверх.
“Летят снежинки”
Цель: формирование плавного длительного выдоха; активизация губных мышц.
Оборудование: кусочки ваты.
Ход игры: Взрослый раскладывает на столе кусочки ваты, напоминает детям про зиму.
– Представьте, что сейчас зима. На улице снежок падает. Давайте подуем на снежинки!
Взрослый показывает, как дуть на вату, дети повторяют. Затем все поднимают вату, и игра повторяется снова.
“Сдуй шарик”.
Цель: развитие правильного речевого дыхания – длительное произнесение на одном выдохе согласного звука Ф.
Ход игры: Предложите малышам поиграть в такую игру: стоя на ковре, расставьте руки широко в стороны – получился шар, затем произносите длительно звук Ф, одновременно сводя руки перед собой – шарик сдувается. В конце обнимите себя за плечи – шарик сдулся.
– Давайте поиграем в шарики! Разведите руки в стороны – вот так! Вот какие большие шары получились. Вдруг в шарике образовалась маленькая дырочка, и он стал сдуваться… Воздух выходит из шарика: Ф-Ф-Ф! Сдулся шарик!
Напомните детям, что следует вдохнуть побольше воздуха, пока шарик надут, а затем постепенно плавно выдыхать его, произнося звук Ф. Добирать воздух нельзя.
Очень полезна игра на дудочке, губной гармошке.
“Звуки вокруг нас”.
Цель: развитие правильного речевого дыхания – пропевание на одном выдохе гласных звуков А, О, У, Ы.
Ход игры: Педагог предлагает детям поиграть в такую игру.
– В мире вокруг нас слышатся самые разные звуки. Как малыш плачет? «А-А-А!» А как вздыхает медвежонок, когда у него зуб болит? «О-О-О!» Самолет в небе гудит: «У-У-У!» А пароход на реке гудит: «Ы-Ы-Ы»! Повторяйте за мной.
Педагог обращает внимание детей на то, что произносить каждый звук следует долго, на одном выдохе.
Необходимо учить детей изменять силу голоса.
“Громко-тихо”
«Когда едет большая машина, она подает сигнал громко: «би-би». Как подает сигнал большая машина?» Дети громко произносят: «би-би». Педагог продолжает: «А маленькая машина сигналит тихо: «би-би». Как сигналит маленькая машина?» Дети тихо произносят: «би-би». Большая кошка как мяукает? А маленький котенок? И аналогично имитируются голоса других животных. “Паровозик далеко-близко”.
Не секрет, что сейчас очень много детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. Для таких детей характерно недоразвитие грамматического строя речи, у них слабо развита связная речь, очень бедный словарный запас.
Игры на формирование грамматического строя речи:
“Чего не стало”
Цель: учить детей образовывать существительные родительного падежа
единственного числа
Взрослый расставляет игрушки. Ребёнок перечисляет их, рассматривает. Затем даётся время на запоминание ребёнку. После этого предлагается закрыть ребёнку глаза. В это время взрослый убирает одну игрушку или переворачивает её дном вверх. Задаёт ребёнку вопрос: «Чего не стало? ». Ребёнок открывает глаза, разглядывает и отвечает, например: «Не стало машинки» и так далее.
«Один – много»
Цель: Учить употреблять существительное единственного и множественного числа.
Оборудование: карточки с изображением предметов в единственном и множественном числе.
Ход: У детей карточки с изображением одного предмета и много предметов.
1. Изменить слова так, чтобы они обозначали много предметов. Образец: шар – шары, кубик – кубики.
2. Задача детей назвать, что на картинке. Образец: У меня один кубик и много кубиков.
Назови ласково»
Цель: Познакомить со структурой слова в процессе образования существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами.
Оборудование: картинки с изображением разных по размеру предметов.
Ход: Педагог объясняет детям, что они будут играть в «ласковые имена».
Хоровод водили, ласковыми были,
В кружок вызывали, имя называли.
Выйди, Леночка, в кружок!
Возьми, Леночка, флажок.
Дети называют ласково имя ребенка, передавая флажок ребенку, стоящему рядом.
Детям раздаются картинки с изображением больших и маленьких предметов. Назови предметы по образцу: стол – столик.
.
Игры на расширение и активизацию словарного запаса
«Кто это? Что это?»
Цель: Называть слова, обозначающие одушевленные и неодушевленные имена существительные.
Оборудование: картинки с изображением предметов, животных, людей, птиц.
Ход: Педагог объясняет детям, что все предметы имеют свое название, и называет разные предметы. Вокруг нас много предметов. И о каждом из них можно спросить. Я вас буду спрашивать, а вы отвечайте одним словом: «Что это?» Показывает на картинку с изображением неодушевленного предмета или на сам предмет. Дети называют предметы. Показывает одушевленный предмет или картинку и спрашивает: «Кто это?».
«Кто что делает?»
Цель: Познакомить со словами, обозначающими действие. Учить употреблять в речи глаголы, правильно задавать к ним вопросы.
Оборудование: картинки с изображением различных действий.
Ход: Педагог показывает детям с разными сюжетами. Дети ставят к ним вопросы или называют действие.
1. Ребенку предлагается назвать, что делает на картинке человек (животное).
2. На столе разложены несколько картинок. Предлагается ребенку найти заданное действие. Найди картинку, на которой девочка прыгает. Что делает девочка?
“Скажи какой”
Цель: активизация словаря признаков. Мяч (какой?) синий, резиновый, круглый; девочка на картинке (какая?) веселая.
«Помоги найти маму»
Цель: учить различать и называть животных и их детенышей, домашних птиц и их птенцов. Развивать интонационную выразительность.
Оборудование: картинки, изображающие животных и их детенышей, птиц и их птенцов
Ход: Попробуйте показать, например, маму — собаку и предложите выбрать из двух вариантов — щенок и гусенок, например, чья это мама и наоборот. Постепенно добавляйте все больше и больше животных.
Употребление предлогов:
«Предлоги»
Игра учит ребенка правильно употреблять предлоги и слова. Для занятий подойдет любой предмет — игрушка, книга и т.д. Перемещайте предмет под стол, на стол, над столом и просите ребенка сказать, где находится игрушка. Подсказывайте, если малыш не справляется.
«Прятки»
Цель: упражняться в понимании и употреблении пространственных предлогов: в, на, за, под, около.
На столе расставляется кукольная мебель: стол, стул, диван, шкаф, кровать.
— В этой комнате живет девочка. Ее зовут… (ребенок дает имя, например, Света). Здесь ее комната. Назови все предметы. Как их назвать одним словом? (Мебель.) К Свете в гости пришли друзья. Это… котята, зайчата, лягушата. Стали они играть в прятки. Котята залезли под… (кровать), лягушата прыгнули на… (диван), зайчата спрятались за… (шкаф).
— Света стала искать зверят. На стуле нет, под столом нет, около дивана нет. Помоги Свете найти малышей. Где котята? Где лягушата? Куда спрятались зайчата?
Игра повторяется несколько раз. Малыши прячутся в разные места, которые называет сам ребенок.
— Давай с тобой вместе расскажем, как Света играла со своими друзьями в прятки. Однажды к Свете… (пришли друзья). Стали они… (играть в прятки). Котята залезли… (под кровать), лягушата прыгнули… (на диван), а зайчата спрятались… (за шкаф). А Света… (всех нашла).
Источник