Развитие речи ребенка 4 5 лет неживая природа
Светлана Георгиевна Максимова
Активизация речевого развития детей при ознакомлении с неживой природой
Детское экспериментирование является одним из важных видов деятельности, в рамках которого происходит формирование и совершенствование речевой активности ребенка. Изучая свойства объектов неживой природы, дети знакомятся с новыми понятиями, словами, уясняют их смысловую нагрузку и в дальнейшем активно используют их в речи. Словарный запас детей расширяется и активизируется в речи.
Например,при изучении свойств снега дети подбирают определения к словам: снег – мягкий, пушистый, рыхлый, колючий, блестящий.
Расширяется глагольная лексика: снег – скрипит, падает, кружится, ложится, сверкает, хрустит.
Дети образуют родственные слова: снег – снежок, снежинка, снегопад, снеговик, снежный, снегири.
Подбирают синонимы к словам: блестит – сверкает, искрится, переливается, серебрится.
Одновременно проводится работа по формированию грамматически правильной речи.Предлагаю детям подобрать предметы к признакам:
снежный – ком, дворец;
снежная – буря, королева;
снежное – поле, облако;
снежные – сугробы, метели.
Дети учатся согласовывать существительные с прилагательными в роде,числе:горка из снега – снежная горка; замок из песка – песочный замок; ваза из глины – глиняная ваза.
Словесные игры, направленные на развитие различных видов речевой активности, позволяют каждому ребенку легко и свободно проявлять интеллектуальную инициативу, являющуюся специфическим продолжением не просто умственной работы, а познавательной деятельности.
Игра «Все наоборот» является универсальным способом активизации мыслительной и речевой деятельности детей. Предлагаю детям не только по-добрать антонимы, но и аргументировать свой ответ (почему). Например, дождь наоборот. Может быть, это струи воды, бьющие снизу из-под земли? От обычного дождя можно укрыться под зонтиком, плащом. А как укрыться от дождя наоборот?
Прием инверсии всегда считался уникальным средством развития воображения. На его основе любому предмету, объекту или явлению приписывается не только прямо противоположная функция, но и придумывается совершенно новый предмет (объект, явление). Игра «На что похоже?» является великолепным средством развития метафизического мышления ребенка. Отличительной чертой метафоры являются широкие и свободные границы образного значения. Метафора заставляет активно работать воображение.Благодаря таким играм рождаются чудесные детские метафоры типа: «разноцветный мост» – радуга, «звонкая дорога» – ручей, «сверкающие бусы» – роса., а обыденные вещи, объекты и явления обретают художественное обрамление, одухотворенность. Многие слова для неискушенного слуха детей звучат как метафоры, поддающиеся раскрытию (дождь идет, вода цветет, сахар – песок).
Эффективен в работе с детьми прием оживления, ведь им от природы свойственен анимализм – одушевление всех предметов и явлений окружаю-щей действительности. При изучении свойств воды предлагаю детям поиграть в игру «Капельки»,а после этого составить мини – рассказ по началу: «Когда я была капелькой.» (вариант рассказа «Когда я была капелькой, я упала на красивый цветок в саду. Я умыла его нежные лепестки, и он стал еще прекраснее. Я напоила его водой»).
Противоречие – основа диалектики, оно является двигателем прогресса и составляет ядро подлинного творчества. Суть противоречия состоит в том, что для решения не всегда имеются готовые образцы и, следовательно, необходимы некоторая смекалка, сообразительность, простор воображения для того, чтобы справиться с проблемной ситуацией.
Игра «Хорошо – плохо» направлена на то, чтобы дети выявили положительные и отрицательные свойства, функции какого-либо предмета, явления. Свои ответы дошкольники пытаются оформить в виде сложноподчиненного предложения.
Например, вода – это хорошо, потому что она необходима всем живым организмам.
Вода – это плохо, потому что весной, когда тает снег и разливаются реки, может быть наводнение.
Игра «Чужое слово» развивает не только речь, но и подлинное пони-мание художественного произведения. В поэтической речи ребенок улавливает особенно четкий ритм, удачную рифму, а в дальнейшем пытается самостоятельно сочинять стихи.
Предлагаю детям послушать стихотворение и обратить внимание на то, что одно слово в нем чужое. Надо найти «чужое» слово и угадать, чье место оно заняло.Например:
Стала льдом вода и грязь,
Снег покрыл дома.
Это, значит, началась
В городе весна.
(Зима)
Обговаривая содержание опытов, дети охотно вступают в диалог. Развивается и монологическая речь. При составлении описательных, творческих рассказов, рассказов из личного опыта дети активно используют в своих высказываниях уже наработанную лексику.
Источник
Тема НОД «Живое – неживое».
Дата проведения: 21.02.2017.
Участники: дети старшей логопедической группы, 6 человек (две подгруппы)
Программное содержание:
- Познакомить детей с признаками живой природы, учить детей отличать по этим признакам живое и неживое;
- Тренировать умение детей работать с загадками; продолжать развивать навыки словообразования и словоизменения;
- Развивать речь с движением, мелкую и артикуляционную моторику, логическое мышление, элементы связной речи, внимание и память.
- Воспитывать познавательную активность и интерес в процессе работы.
Материалы и оборудование: Су-джок мячики, предметные картинки – отгадки к загадкам (стул, лиса, солнце, гриб, шорты, береза, игрушки, бабочка), план – схема «Признаки живой природы», резиновый мяч.
Ход занятия.
- Организационный момент.
Приближается весна,
Просыпается все ото сна.
Ярче светит солнце
К нам оно в оконце.
-Сделаем самомассаж «Солнышко».
Солнце с неба посылает лучик, лучик, лучик (поглаживание по лбу)
И им смело разгоняет тучи, тучи, тучи (интенсивные зигзагообразные движения по лбу)
Лучик нежно согревает щечки, щечки, щечки (поглаживание щек)
Солнышко на носик ставит точки, точки, точки (легкие постукивания пальцами по носу)
Золотят веснушки деток, очень нравится им это (легкие постукивания пальцами по всему лицу)
2. Основная часть.
-Посмотрите вокруг себя. Нас окружает множество предметов. Назовите мне по очереди предметы, которые вы видите.
-Как много предметов вы назвали. Молодцы! А скажите мне, пожалуйста, есть ли среди этих предметов живые предметы?
-Вот сегодня на занятии мы выясним, какие предметы называют живыми, а какие – неживыми, и каковы основные признаки живого.
Артикуляционная гимнастика.
-Подготовим наш ротик и язычок к работе. Сделаем несколько упражнений с использованием картинок – подсказок. Я показываю вам картинку, вы выполняете упражнение.
Игра с Су-джок мячиками.
-А теперь нужно разогреть наши ладошки и пальчики, ведь мы знаем, что именно там находятся волшебные точки, которые отвечают за наш мозг и правильную речь. Игра «Ежик».
Ежик, ежик, хитрый еж на клубочек ты похож (катают мяч между ладошками)
На спине иголки (разминание большого пальца) очень – очень колки (разминание указательного пальца)
Хоть и ростом ежик мал (разминание среднего пальца) Нам колючки показал (разминание безымянного пальца)
А колючки тоже (разминание мизинца) На ежа похожи (прощупывание мяча пальцами).
Работа с загадками.
- У него 4 ножки, любят спать на нем все кошки.
Если кто-то хочет есть, на него придется сесть (стул)
- Лесная рыжая плутовка, известна всем ее сноровка
С ней аккуратней, не зевай, а дверь в курятник запирай (лиса)
- Бродит одиноко огненное око.
Всюду, где бывает взглядом согревает (солнце)
- Весь Антошка – шляпка да ножка,
Дождь пойдет, он подрастет (гриб)
Динамическая пауза «Делаем зарядку» (под музыку)
-Продолжаем отгадывать загадки.
- Носят девчонки, носят мальчишки
В жаркое время штаны – коротышки (шорты)
- Белоствольные красавицы дружно встали у дорожки,
Книзу веточки спускаются, а на веточках сережки (березы)
- Это детская площадка. Мячик здесь, ведро, лопатка.
И мальчишки, и девчушки принесли с собой… (игрушки)
- Разноцветный лоскуток сел на маленький цветок,
Аромат его вдохнул и, довольный, упорхнул (бабочка)
-Теперь посмотрите на все эти картинки. Давайте их распределим в две группы. Первая группа будет называться «Живое», а вторая – «Неживое».
(На доске картинки-подсказки «Живое» и «Неживое»).
-Итак, сделаем выводы: предметы, которые питаются, умеют дышать, расти и двигаться относятся к живой природе, а предметы, которые не растут и не дышат, не могут или могут двигаться относятся к неживой природе.
К живой природе относятся животные, птицы, насекомые, рыбы, деревья, растения, грибы и мы с вами. Все остальное относится к неживой природе: одежда, обувь, транспорт, мебель, игрушки, природные явления.
(На доске план-схема живой и неживой природы).
Игры на развитие лексико – грамматического строя речи (с мячом).
-Чтоб закрепить только что полученные знания и немного отдохнуть, поиграем с мячом.
1. «Живое-неживое». Бросаю мяч и называю слово, а вы мне в ответ, живой это предмет или неживой.
2. «Один – много». Бросаю мяч, называю, когда предмет один, а вы мне – когда этих предметов много.
3. «Назови ласково». Бросаю мяч, называю слово, а вы мне – называете его ласково.
3.Итог занятия.
-В домашних тетрадях нарисуете мне один предмет из живой природы и один предмет из неживой природы. А чтобы сделать это правильно повторим, какие предметы называются живыми? (растут, питаются, дышат, двигаются) Назовите мне живые предметы. Теперь назовите предметы, которые относятся к неживой природе. Молодцы!
(Оценивание работы детей с комментариями, награждение наклейками).
Источник
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад комбинированного вида «Одуванчик»
Города Балашова Саратовской области»
Конспект по опытно-экспериментальной деятельности детей
«Природа дарит чудеса»
Группа «Вишенка» 4-5 лет
Воспитатель:
Коробкина Ю.Н
Балашов 2015
Конспект опытно-экспериментальной деятельности детей 4-5 лет «Природа дарит чудеса»
Автор: Коробкина Юлия Николаевна, воспитатель МДОУ «Одуванчик» город Балашов Саратовская область.
Описание материала: предлагаю вам конспект опытно-экспериментальной деятельности детей средней группы (4-5 лет) на тему «Природа дарит чудеса». Данный материал будет полезен для воспитателей средней группы. Конспект познавательного занятия, направленного на формирование у детей знаний о природных явлениях.
Цель: Формирование у детей знаний о природных явлениях.
Программные задачи:
Образовательные:
- формировать у детей умения проводить простейшие действия (опыты) похожие на явления природы (дождь, ветер, гром, град)
- дать элементарные сведения о профессии синоптика;
- формировать у детей умения анализировать и делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи;
- закреплять умение классифицировать явления природы и погоды по временам года;
- продолжать знакомить детей с явлениями природы;
- стимулировать речевую активность детей;
- Углубить ранее полученные знания о сезонных изменениях в природе.
- Формировать навыки умения детей замечать происходящие изменения в природе.
- Видеть красоту осенних дней.
Воспитательные:
- воспитывать экологическую культуру, любовь к природе.
Работа со словарем:
-ввести в активный словарь следующие слова и словосочетания:
природные явления, народные приметы, лаборатория.
-ввести в пассивный словарь слово – метеоролог.
Материалы и оборудование:
– музыкальное оформление.
– Тазики с водой, поролоновые губки;
– Конфетти, трубочки, металлофон, шумовой инструмент
– Карточки с явлениями природы, погоды ;
Предварительная работа:
– Наблюдение и беседы о сезонных изменениях;
– Чтение художественных произведений : рассказ Владимир Короленко «Поздняя осень»; Константин Паустовский « Какие бывают дожди?»; Константин Ушинский «Осень»
– Отгадывание загадок;
– Рассматривание картин и иллюстраций с явлениями природы,
-Наблюдения за изменениями погоды;
– Разучивание стихов об осени;
– Рисование рисунков «Явления природы»;
– Разучивание физминутки.
ХОД
Собрались все дети вкруг
Я твой друг и ты мой друг.
Крепко за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся.
Крепко за руки возьмемся
И гостям мы улыбнемся.
Воспитатель. Ребята, мы сегодня с вами отправимся в необычное путешествие — волшебный мир природы. В любое время года природа радует нас своей красотой.
Воспитатель- Ребята ! Какое у вас настроение? Хотите ли вы отправиться со мной в путь-дорогу? А как вы думаете, какие изменения в погоде нам могут помешать? (дождь, ветер,…) Но погода быстро меняется и нам это не помешает!!! А на чем можно отправится в путешествие? (на паровозе)
Воспитатель –Давайте с вами отправимся в лесную лабораторию звуков и чувств. (играет музыка паровоза)
( Дети садятся за столы )
(Воспитатель на металлофоне издает звуки похожие на капли дождя)
Воспитатель – ребята, как вы думаете, что напоминают эти звуки? (дождь)
-А как вы догадались ? (услышали)
Воспитатель –Ребята ,а по каким признакам мы еще можем определить ,что начался дождь?
(небо в тучах ,лужи ,мокро ,одежда мокрая….)
Воспитатель- Давайте с вами намочим губки, приподнимем их и отожмем. Слышите? Что вам напоминает это? (как капает дождь)
Воспитатель-А что вам напоминают эти звуки?(шумовой инструмент) ливень
Воспитатель – А чем дождь отличается от ливня? (ответы детей)
Воспитатель -А как мы можем определить гром ? (слышны раскаты)
Вова, постучи в барабан. На что похоже?( на гром)
Воспитатель – Давайте с вами наберем в ладошки горох и посыплем его на тарелочку. На что похоже? (Звуки похожи на град)
Воспитатель – Ребята, а что такое град? (ответы детей)
Воспитатель- Ребята !Перед вами волшебные тарелочки! Надо набрать воздух через нос и медленно выдохнуть через трубочку .Следите за дыханием.(вдох-выдох)
Дыхательная гимнастика.
(Дети дуют в трубочку.)
Воспитатель – Что вы видите? (конфетти разлетаются)
– Что вам это напоминает? (будто дует ветер )
– А когда дует сильный ветер, как он называется? (ураган)
А ветер отличается от урагана? (ответы детей)
Воспитатель – Ребята, а есть еще одно очень красивое явление природы. Загадка о радуге.
Алина Хакимова (ребенок):
Дождь прошел . Раздвинув тучи ,
К нам пробился солнца лучик .
И буквально на глазах
Мост возник на небесах .
Разноцветная дуга
Это … радуга.
Воспитатель – Ребята, а когда бывает радуга? В какое время года? (ответы детей)
Воспитатель – Солнце светит, ветер свищет,
Дождик льет как из ведра
После дождика на небе
Сразу радуга видна
Эти изменения погоды
Дарят нам… ( дети – явления природы)
Воспитатель – В разные времена года можно наблюдать разную погоду и явления природы.
Воспитатель – Ребята, А как называется профессия людей, которые определяют погоду? (метеорологи)
Воспитатель – А Как люди с давних времен могли определить погоду?
Дети -По народным приметам.
Дидактическая игра «Угадай погоду по народным приметам» (в кругу с мячом)
Воспитатель – ребята, я вам буду говорить народную примету, а вы будете продолжать.
Звездное небо……(к теплой погоде)
Муравьи прячутся в муравейнике…(к дождю)
Дым из трубы к небу поднимается-….(мороз ожидается)
Ласточки летают низко от земли-…..(жди дождя)
Много мошкары вечером-…..(к теплой погоде)
Ласточки летают высоко -…(дождя не будет)
Если тихо и солнце печет-…(жди грозу)
Солнце красное заходит-….(к ветру)
Если радуга появилась с утра… (жди дождя)
Воспитатель – Ребята, молодцы. Вы такие наблюдательные. Вот какая у нас природа фокусница. Она дарит нам свои чудеса….это солнце, дождь, снег, радуга .вьюга ,капель ,дождь…..
Воспитатель – а теперь давайте немножко отдохнем…
физминутка
1-2-3,
По дорожке мы пошли (Маршируют по кругу)
Петлять тропинка начала, (Идут змейкой)
И далеко нас завела.
Вот лужи увидали, (Прыжки на 2х ногах
через них мы прыгать стали. руки на поясе)
Впереди течет ручей- (Руками изображают ручей)
Проходите поскорей.
Руки в стороны подняли- (Руки в стороны, идут на носочках)
Переходить его мы стали.
Вот и день к концу подходит (показывают руками солнце,
Солнце за горизонт заходит приседают,
Туча надвигается Изображают зонтик)
Дождик начинается!
Воспитатель –Ребята ! давайте с вами послушаем загадки и постараемся их отгадать. Найдем
Карточки с явлениями природы
(Дети садятся на стульчики. Стол с карточками перед ними.)
(Дети находят карточки и поднимают )
1) Не пешком, а идет
Мокнут люди у ворот.
Ловит дворник его в кадку.
Очень трудная загадка? (дождь)
2) Раскаленная стрела
Дуб свалила у села. (молния)
3) Басовитый и серьёзный, у него характер крут:
Заворчит он очень грозно — все сейчас же убегут. (гром)
4) На минуту в землю врос
Разноцветный чудо мост.
Чудо-мастер смастерил
Мост высокий без перил. (радуга)
5) Он на улице живет,
Листья осенью несет,
А зимой несет снежинки,
Иногда весной дождинки.
Летом, если он подует,
С головы панаму сдует. (ветер)
6) Воет ветер, гонит пыль,
Гнет к земле траву, ковыль,
Хлещет ливень, гром гремит, небо с нами говорит.
Мчится словно хулиган, это страшный… (ураган)
7) Вышла туча на прогулку
И взяла с собой шкатулку
Туча бегала, резвилась
И шкатулочка открылась.
И рассыпался вниз – ох!
Круглый, ледяной горох! (град)
8) Утром капельки воды
На траве увидишь ты,
В каплях лепестки цветов,
В каплях листики кустов.
Пьёт из капельки оса.
Эти капельки — (Роса)
9) Сквозь густую пелену
Ничего я не пойму:
Дом, деревья, водоем
Серый гость накрыл плащом. (туман)
Воспитатель – Ребята, какие вы молодцы, все явления природы угадали!
ИТОГ: Ребята, ну вот нам пора и возвращаться в группу, наше путешествие подходит к концу. ( включается песня поезда)
Воспитатель – Ну вот, ребята, мы снова в нашей группе. Давайте вспомним, где мы были? (ответы детей). В нашей лаборатории звуков что мы услышали?( как льет дождь, ливень, раскаты грома, как падает град)
– А что наблюдали? (как дует ветер)
Воспитатель – Ребята. мы сегодня с вами узнали, как называется профессия людей, которые определяют погоду ?(метеоролог)
– как еще люди предсказывают погоду? (по народным приметам)
-Какие звуки мы с вами услышали?(как капал дождь ,гремел гром ,дул ветер,)
Мы с вами говорили о погодных явлениях, вы так хорошо справились с заданием, что погода стала налаживаться. Мне очень хочется вам подарить маленькие солнышки -шоколадки, что бы они вам дарили радость и вы были здоровы и счастливы.
Источник
Гульшат Конакбаева
Занятие для детей средней группы по развитию речи «Чудеса природы»
Образовательная область: «Коммуникация», «Социум».
Раздел: «Развитие речи». «Основы экологии».
Тема: «Чудеса природы».
Цель: Учить детей проявлять свои эмоции и рассказывать о своих впечатлениях в природе и живых природных объектах. Познакомить детейс разными свойствами воды: (Не имеет запаха, вкуса, цвета). Продолжать учить экспериментировать с водой. Развивать умение устанавливать причинно – следственные связи, побуждать детей действовать самостоятельно, чтобы увидеть результаты опытов. Развивать воображение, мышление. Воспитывать добрые чувства, любопытство, любознательность, связанные с красотой окружающего мира и бережным отношением к нему.
Билингвальный компонент: вода-water, цветок, бабочка.
Слышится волшебная музыка.
(Входит воспитатель в костюме феи)
-Здравствуйте, дети!
-А вы знаете, кто я?
-Я фея из страны «Превращении», мы любим превращать все, что нам нужно и что можно. Хотите со мной вместе попасть в эту страну?
-Для этого вы должны превратиться в бабочек, полетели.
(детям раздаются крылья бабочек)
Звучит сказочная мелодия.
Здороваются.
Проявляют интерес.
Проявляют желание, соглашаются.
имитируют полет бабочек.
-Посмотрите, вокруг сколько цветов!
Каждая бабочка садится на свой цветок.
Дети вы в кого превратились?
-Бабочка это кто?
-Куда бабочки садятся?
-Какие они?
-А теперь цветы в кого превратились?
-Цветы, бабочки в какое время года бывают?
-Мы в какую страну попали?
-Вам понравилось? Хотите еще сказочных превращении?
-А теперь закрываете глаза и вращаетесь, при этом говорите волшебные слова «Превращения при вращении»
(На земле лежат листья).
-Что это?
-Какие?
-Когда они желтеют, краснеют?
-Сейчас какое время года?
-Листья что делают?
Давайте поиграем. Вы превращаетесь в осенние листочки, под музыку кружитесь и опускаетесь на землю.
Посмотрите, наши листья превратились в лист бумаги. Бумагу дети делают из деревьев. На них написаны загадки, отгадайте их.
В берлоге зимой надоело храпеть. Весною голодный проснулся. (медведь)). Покажите как он ходит по лесу. Ягоды ищет.
По лесочку прыг-прыг. По снежочку тык-тык. (заяц). Покажите как он прыгает.
3. Хитрая плутовка рыжая головка, хвост пушистый краса, А зовут ее (лиса). Эй, ребята поспешите мне лисицу покажите.
(Слышится шум дождя.) Это что за шум?
Закрывайте глаза и вращаетесь, при этом говорите волшебные слова «Превращения при вращении»
(На столе накрытой тканью стоят колбочки с водой и гуашь).
Вода имеет цвет? Предлагаю опустить в воду гуашь. Каким цветом стала вода? Проводим эксперимент с гуашью разного цвета. Предлагаю сделать вывод.
Вода имеет запах?
Предлагаю понюхать воду.
Сделать вывод. Что бесцветная вода превратилась в цветную.
Пальчиковая гимнастика: «Рыбки плавают, ныряют».
-Дети послушайте, какой-то шорох, слышите?
-Да вот кто к нам попал сюда!
-Кто это?
-Не знаете, это мой друг колобок!
Но он превратился в какого колобка?
-Здравствуйте, дети! Я колобок яблочный.
-А вы какие, плохие?
-Злые?
-Грязные?
-Глупые?
-Вот сейчас я проверю!
-Из какой я сказки?
-Кого я встретил первым?
-Кто меня съел?
-Как моя песенка поется?
-Из чего я сделан?
Правильно, а вы знаете, почему я превратился в яблочного колобка, кто скажет? Кто правильно ответит, тому вручу свой портрет в виде значка
Правильно ли дети ответили, ты доволен?
-Да, но мне скучно сделайте, пожалуйста мне из теста друзей, смешных и добрых как вы.
-Дети поможем яблочному колобку сделать друзей?
(Работа детей) Дети встают на цветы.
-В бабочек
Насекомое
На цветы
-Красивые
– Тоже в бабочек
-Летом
– В страну «Превращении»
Дети проявляют желание.
Закрывают глаза и говорят
волшебные слова «Превращения при вращении»
-Листья
-Желтые, красные, зеленые
-Осенью
-Падают
-зима
Дети двигаются под музыку и садятся.
Отгадывают загадки
Это шум воды
Включаются в процесс познания.
Отвечают на вопросы
Размышляют.
Экспериментируют. Видят, что вода окрасилась.
Делают вывод.
Размышляют.
Делают выводы.
Выполняют движения
пальчиками.
Отвечают: вода!
Не понимают, на что он похож.
-яблочного!
-Нет хорошие!
-Нет добрые!
-Нет чистые!
-Нет умные!
– из сказки «Колобок»
-Зайца
-Лиса
Дети поют песню колобка
-Из теста
Варианты ответов детей
Дети с удовольствием соглашаются.
Лепят из соленого теста друзей для колобка.
Подвожу итог занятия.
Колобок радуясь своим новым друзьям дарит детям свои значки и благодарит их.
Говорят, что им понравилось
на занятии. Что нового узнали.
Благодарят колобка.
Источник