Развитие речи ребенка 2 года для воспитателя

Галина Бирюкова
Консультации для воспитателей «Развитие речи детей 2–3 лет»

Консультации для воспитателей.

«Речь детей 2-3 лет»

К 3 годам произносительная сторона речи у детей еще недостаточно сформирована. Остаются некоторые несовершенства в произношении звуков, многосложных слов, слов со стечением нескольких согласных. Отсутствие большинства звуков сказывается на произношение слов, отчего речь детей еще недостаточно чистая и внятная. Дети этот возраста не всегда могут правильно пользоваться своим голосовым аппаратом, например, не могут достаточно громко отвечать на вопросы взрослого и в то же время говорить тихо, когда итого требует ситуация (при подготовке ко сну, во время приема пищи).

Следует отметить, что к 3годам некоторые дети могут усвоить и правильно произносить большинство звуков языка, кроме «Р» и шипящих и даже произносить все звуки. У некоторых детей, наоборот, возможны задержки в формировании произносительной стороны речи: например, в 3 года ребенок заменяет шипящие и твердые шипящие звуки звуками «ть», «дь». Неправильное формирование отдельных звуков.

На третьем году жизни происходит интенсивное накопление ребенком словаря. Увеличивается число называемых предметов не только быта, но и тех, которыми малыш часто (но не постоянно) пользуется; в своих высказываниях он употребляет почти все части речи; овладевает элементарным грамматическим строем родного языка (усваивает падежные окончания, некоторые формы глаголов с 2,5 лет, начинает согласовывать прилагательные с существительными, удлиняет простые предложении, пользуется бессоюзными сложносочиненными предложениями и ситуативной речью. В общении со взрослыми малыш все реже и реже использует в своей речи звукоподражательные слова, однословные предложения.

Одновременно с развитием речи развивается мышление, память, воображение ребенка. В процессе игры, он нередко сопровождает тон действия словами, а иногда и целыми фразами.

В этом возрасте велика склонность детей к подражанию, что является благоприятным фактором для развития активной речи ребенка. Повторяя вслед за взрослым слова и фразы, малыш не только запоминает их; упражняясь в правильном произнесении звуков и слов, он укрепляет артикуляционный аппарат.

«Адаптация ребёнка к дошкольному учреждению»

Вопрос о помещении ребенка в ясли, как правило, встаёт перед родителями в связи с окончанием оплачиваемого отпуска матери по уходу за ребёнком, а именно по достижении им возраста 1,5 лет. Но с психологической точки зрения именно этот возраст наименее благоприятный для столь радикальной перемены. Ребёнок этого возраста чрезвычайно привязан к матери, болезненно реагирует на её отсутствие. Попав в руки других взрослых, он испытывает беспокойство даже при самом благожелательном отношении к себе (что тоже наблюдается далеко не всегда). Первоначальное возбуждение ребёнка по происшествии некоторого времени, сменяется заторможенностью эмоциональных и познавательных процессов, что чревато общим замедлением темпа психического развития.

Поскольку активность и эмоциональность человека во многом определяется условиями воспитания в раннем детстве, такие дети в последствие демонстрируют недостаточную инициативность и активность. В эмоциональном плане это усугубляется повышенной тревожностью, склонностью к страхам, навязчивым действиям и другим невротическим симптомам. Таким образом, отчасти решив свои бытовые проблемы, родители рискуют столкнуться с иными проблемами – психологическими.

С психологической точки зрения вопрос о помещении ребёнка в дошкольное учреждение является остро дискуссионным. Даже некоторые приверженцы идеи общественного воспитания издавна замечали, что в раннем возрасте семейное воспитание имеет для ребёнка исключительное значение и общественное воспитание может выступать ему далеко не равноценной заменой. Такой точки зрения придерживается и большинство специалистов в области детской психологии. Практика служит явным подтверждением настороженного отношения к дошкольному общественному воспитанию. Особенно это касается раннего помещения детей в ясли.

Значительная часть детей раннего возраста плохо адаптируется к такой перемене в своей жизни. В первые дни пребывания в непривычной среде многие дети демонстрируют возбуждение и беспокойство, а потом становятся вялыми и заторможенными. Это происходит вследствие острой эмоциональной реакции на отрыв от матери, столкновение с неизвестными людьми, смену всего распорядка жизнедеятельности. Нередки вспышки заболеваемости у детей. Отчасти это объясняется инфицированием от сверстников. Но главная причина – эмоциональный шок, который резко снижает защитные силы организма.

Если семейные обстоятельства диктуют необходимость помещения ребёнка в ясли, отдавать его туда следует не ранее, чем по достижении 2-х летнего возраста. У двух летних детей привязанность к маме уже не сопровождается обострённой зависимостью от неё, а страх пред незнакомыми взрослыми отсутствует или, по крайней мере, выражен слабее, чем раньше. Поэтому адаптация к условиям детского сада происходит без серьёзных осложнений. Но это не касается физически и нервно-ослабленных детей; их помещение в ясли вообще едва ли целесообразно.

В трёх летнем возрасте поступление в детский сад не столь однозначно. Отрицательное для ребёнка событие. Это объясняется особенностями психического развития детей дошкольного возраста. В раннем возрасте потребность в общении со сверстниками ещё отсутствует или слабо выражена. Игровые действия ребёнок предпочитает осуществлять индивидуально, и даже когда несколько детей играют одновременно, это скорее «игра рядом», а не «игра вместе».

В дошкольном возрасте характер ведущей деятельности приобретает сюжетно-ролевая игра, в которой необходимо взаимодействие со сверстниками. В условиях семейного воспитания возможности общения со сверстниками у ребёнка довольно ограничены. В детском саду ребёнок постоянно находится в коллективе сверстников, общается и играет с ними, и это позитивно сказывается на его развитии. Кроме того, в детском саду регулярно проводится увлекательная совместная деятельность взрослого и ребенка, обеспечивает разностороннее развитие детей в возрасте.

Роль такой совместной деятельности особенно важна в связи с тем, что далеко не все родители уделяют достаточно внимания познавательному развитию ребёнка.

Таким образом, принимая решение, какое воспитание – общественное или исключительно семейное – получит ребёнок в дошкольном возрасте, родителям в любом случае необходимо осознавать положительные и отрицательные стороны того или другого варианта, максимально использовать первые и стараться компенсировать вторые.

«Все дети разные»

Все дети разные. И даже органами чувств, которые вроде бы одинаковы у всех, они пользуются по-разному. Один ребенок, попадая первый раз в гости к приятелю, с удовольствием рассматривает рисунок на обоях. Другой с интересом прислушивается к звукам, третий торопится взять в руки мягкую игрушку. Для первого (визуалиста) главной оказывается зрительная информация, для второго (аудиалиста) важно то, что он слышит. Для третьего (кинестетика) – то, что он чувствует. Эти особенности влияют на поведение вашего ребенка и даже на восприятие учебного материала.

Читайте также:  Упражнения для развития ребенка в месяц

ЕСЛИ РЕБЕНОК ВИЗУАЛИСТ

Ему могут не нравиться прикосновения других людей. Учтите это и не обижайтесь на ребенка, если он недоволен; это не имеет никакого отношения лично к вам.

Он больше других детей пугается эмоциональных вспышек окружающих и конфликтов.

Быстрее воспринимает материал, который хорошо иллюстрирован.

Легче приобретает навыки путем наблюдения.

На индивидуальных «занятиях» его результаты лучше, чем при работе в группе.

ЕСЛИ РЕБЕНОК АУДИАЛИСТ

Любой активности он предпочитает разговор. Может беседовать даже сам с собой – это нормально.

Вряд ли поймет ваш выразительный взгляд (сердитый, обиженный, гневный) ему лучше объяснить словами, что вы чувствуете.

Он хорошо запоминает словесный материал.

Для быстрого приобретения навыков предложите ребенку комментировать то, что он делает.

ЕСЛИ РЕБЕНОК КИНЕСТЕТИК

Для него больше, чем для других, важны прикосновения, по ним он судит о том, как вы к нему относитесь.

У него чаще, чем у других детей, меняется настроение, он раним и обидчив.

Лучше всего запоминает информацию в процессе деятельности.

Чтобы он не отвлекался, дайте ему возможность играть активную роль.

Игра «Дудочки и свистульки»

Выбирать свистульки, которые нравятся ребёнку внешне, удобны для его рук и с негромким свистом. Дудочка усложняет задачу и одновременно с этим делает её более интересной и занимательной. Ведь дудочка, обладая мелодичным звучанием, позволяет получать разные звуки.

Игра «Кто дольше?»

В этой игре очень простые правила. Например, кто дольше протянет звук «а», «у» или любой другой гласный. Можно пропеть гласный звук на мотив любой знакомой детской песенки. Все дети любят играть в эту игру. Осталось только набрать воздуха.

Игра «Повторяй за мной»

Формирует навыки правильного произношения, развивает артикуляционный аппарат.

Читайте ребёнку короткие рифмовки и просите повторять за вами последний слог.

Прибежала детвора—ра – ра – ра, ра – ра – ра.

Ногу выше, шаг смелей—лей – лей – лей, лей – лей – лей.

Мы увидим листопад—пад – пад – пад, пад – пад – пад.

Милый зайчик не скучай—чай – чай – чай, чай – чай – чай.

Игра «Проводи мишку»

Способствует развитию речи, умению ориентироваться в пространстве.

Возьмите в руки мягкую игрушку мишку и голосом игрушки скажите ребёнку, что очень хотите познакомиться с вашей группой. Голосом игрушки спрашивайте, как называются те или иные предметы. Интересуйтесь, для чего они нужны.

Способствует развитию речи, артикуляционного аппарата, знакомит с животным миром.

Это игра для дружной компании. Картинки с изображением животных переверните и, перемешав, сложите в кучку. Каждый участник по очереди достаёт картинку и озвучивает животное, которое там изображено, а остальные должны угадать, что это за животное.

Игра «Кукла спит»

Способствует развитию речи, слуха.

Уложите куклу спать. Пускай ребенок покачает её на руках, споёт колыбельную, уложит в кроватку и укроет одеялом. Объясните ребенку, что пока кукла спит, вы будете говорить шёпотом, чтобы не разбудить её. Поговорите о чём-нибудь с крохой, попросите что-нибудь рассказать. (Всё это нужно делать шёпотом).

Ребенку может быстро надоесть, так что не затягивайте игру. Объявите, что кукле пора вставать и теперь вы можете разговаривать громко.

Игра «Повтори за мной»

Предложите ребёнку повторять за вами рифмованные строчки:

Птичка прилетела, песенку мне спела.

Девочка проснулась, сладко потянулась.

Солнышко садится, Маша спать ложится.

Игра «Яблоко или тарелка?»

Способствует развитию речи, внимания.

Задавайте малышу вопросы, предупредите его, что вы можете ошибаться.

Яблоко и груша—это овощи?

Ложка и тарелка—это посуда?

Ромашка и одуванчик—это деревья?

Игра «У меня зазвонил телефон»

Способствует развитию речи, пополнению словарного запаса.

Поиграйте с малышом в «Разговор по телефону».В качестве телефона можно использовать любые предметы: кубики, палочки, детали от конструктора. По очереди изображайте звонок телефона. Поговорите с ребёнком от своего имени, задавая простые вопросы. Меняйтесь ролями. Разговаривайте от имени животных, игрушек.

Игра «Чем заняться?»

Поговорите с ребенком о том, что можно делать на прогулке (гулять, отдыхать, слушать птиц).

Пусть он придумает, что можно делать с цветами (нюхать, поливать); что делает дворник (убирает, подметает)

Каждый раз задавайте вопросы так, чтобы при ответе ребенок использовал

разные времена, числа, лица.

Игра «Загадалки»

Способствует развитию речи, воображения.

Выберите ведущего. Он загадывает предмет и, не называя самого объекта, описывает его свойства, рассказывает, как он используется. Остальные игроки должны отгадать задуманный предмет. Например, высокий стеклянный, из него можно пить сок или воду. (Стакан).

Потом поменяйтесь ролями.

Игра «Дерево»

Активизация речи, побуждать использовать в речи предлоги.

Педагог читает стихотворение,показывая рукой: высоко – на, внизу – под. Предложить ребенку рассказать, что еще бывает «на.» и «под.».

Высоко на небе – облака,

А внизу – под облаком – река.

Высоко на дереве – листочки,

А внизу под деревом – цветочки.

Игра «Что любит наша кукла?»

Развитие речи, воображения.

Предложите ребенку спросить,что кукла любит делать: «Кукла, что ты любишь делать?»Голосом куклы рассказать короткими предложениями о ее любимых занятиях: «Я люблю играть. Я люблю бегать. Я люблю кушать». Теперь очередь куклы спрашивать, что любит делать ребенок. Помочь ему такими же простыми предложениями рассказать о своих занятиях. Можно предложить ребенку рассказать о том, что любят делать мама, папа, бабушка и т. д.

Игра «Кто там?»

Развитие воображения, речевых навыков.

Предложить ребенку поиграть в игру «Кто пришел?». Выйти за дверь,постучать: «Тук-тук-тук». – «Кто там?» Изобразить какое-нибудь животное,например:

– Это я, корова. Мууу.

– Заходи, корова. Здравствуй, корова. Откуда, ты, корова, идешь?

Поменяться ролями с ребенком, поочередно представляя различных зверей, людей, сказочных персонажей. Попытаться вести диалог с простыми вопросами и ответами.

Игра «Ежик шел»

Развитие речи; познакомить с функциональным назначением предметов.

Составить вместе с ребенком коротенькие веселые стихи, которые расширят его познания,например:

Ежик шел по лесу, шел

И один грибок нашел.

Сел, съел

И дальше пошел.

Так перечисляется все, что можно найти в лесу, в саду, на огороде, а также любые другие предметы, которые может назвать ребенок. В стихотворение можно вставлять имя ребенка.

Читайте также:  Волгоград центр развития ребенка семья

Даня шел, шел, шел,

Телевизор нашел.

Сел, посмотрел

И дальше пошел.

Света шла, шла, шла,

Гребешок нашла.

Причесала волосы

И дальше пошла. И т. д.

Игра «Все такое разное!»

Развитие речи, внимания.

Педагог задает ребенку вопросы, побуждая его отвечать.

Подушка мягкая, а стол. (твердый).

Снег белый, а земля. (черная).

Слон большой, а мышка. (маленькая). И т. д.

Каждодневные упражнения дадут свои результаты, думаю, они вас порадуют.

Ведь правильная речь – это дорога в успешную жизнь!

Источник

Людмила Митрохина
Развитие речи детей 2–3 лет. Из опыта работы

Статья по развитию речи по теме:

Из опыта работы.

«Развитие речи детей 2-3 лет».

Составила воспитатель: Митрохина Людмила Владимировна

МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 27»

Речь является главным средством общения людей. Известно, что интеллектуальное развитие ребенка зависит от уровня его речевого развития. А уровень развития речи влияет на формирование личности и характера ребёнка. С развитием речи теснейшим образом связано формирование сложных форм поведения ребёнка. Речь помогает малышу регулировать своё поведение, оценивать его.

С двух до трех лет идет особо интенсивное развитие речи детей. Даже

самые молчаливые малыши после двух лет начинают говорить. Конечно, происходит это у всех по-разному. Некоторые дети начинают правильно произносить слова, в соответствии со смыслом предложения изменяют их, употребляют не только простые, но и сложные предложения, начинают овладевать речью-описанием, другие произносят только отдельные слова. Развитие речи зависит от индивидуальных особенностей ребёнка. Ребенок этого возраста многим интересуется, чаще обращается к взрослому с вопросами, что способствует совершенствованию диалогической речи. Чтобы у детей двух-трёх лет развитие речи происходило активнее, надо почаще разговаривать с малышом, причем не односложно.

В течение дня воспитатель должен разговаривать с детьми о том, что они видят и делают, объяснять, что им предстоит сделать. Совершая ежедневные процедуры, воспитатель должен комментировать свои действия, использовать в речи подходящие стихи, песенки, присказки. Речью необходимо сопровождать все повседневные дела в группе. Наблюдая за действиями воспитателя, помогая ему, дети учатся слушать речь, узнают новые слова.

Большое значение для развития речи детей имеет общение со сверстниками, поэтому важно стимулировать детей обращаться друг к другу с просьбами и вопросами, давать ребёнку такие поручения, которые вызывают у него необходимость вступать в разговор со сверстником. Совместная игра и рассматривание картинок также способствуют возникновению разговора между детьми.

Большую роль в развитии речи детей играют специальные игры, упражнения и занятия, преимущество которых заключается в том, что при их организации целенаправленно создаются условия для развития у малышей разных сторон речи:

• разнообразные игры (игры-инсценировки, звукоподражательные игры, игры-потешки, хороводы, игры с сюжетными игрушками и др.);

• игры-занятия с предметами и сюжетными картинками;

• рассказывание и чтение сказок, стихов, историй; пересказывание их вместе с детьми;

• рассматривание и обсуждение иллюстраций к произведениям;

• разгадывание загадок;

• игры, направленные на развитие мелкой моторики.

ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ

Игра “Угадай, кто идет”.

После просмотра книг с картинками животных поиграйте с ребенком в игру, в которой нужно изображать повадки животных.

Например,так: “Вот идет медведь, он идет медленно, тяжело, вот так, как звучит бубен”. Постучите медленно в бубен, а ребенок изображает, как ходит медведь.

“А вот так прыгает воробушек, быстро-быстро, так, как сейчас зазвучит бубен”.

Быстро постучите в бубен, а ребенок прыгает, как воробушек.

Игра «Повторяй за мной».

Формирует навыки правильного произношения, разбивает артикуляционный аппарат.

Читайте ребенку короткие рифмовки и просите повторять за вами последний слог:

Ногу выше, шаг смелей — лей-лей-лей, лей-лей-лей.

Мы увидим листопад — пад-пад-пад, пад-пад-пад.

Милый зайчик не скучай — чай-чай-чай, чай-чай-чай.

Ма-ма-ма – я сама.

Мо-мо-мо – лук помой.

Мы-мы-мы – ждем зимы.

Ла-ла-ла – стоит Мила у стола,

Лу-лу-лу – идет Мила к столу,

Лю-лю-лю – на столе цветок полью.

По-по-по – песню пой.

Пы-пы-пы – вытри пыль.

Пу-пу-пу – летит пух.

Бо-бо-бо – большой забор.

Бы-бы-бы – в лесу грибы.

Ба-ба-ба – бежит кабан.

Но-но-но – у нас темно.

На-на-на – стоит стена.

Ны-ны-ны – идут слоны.

Га-га-га – у козы рога.

Гу-гу-гу – по лугу бегу.

Ха-ха-ха – поймал петуха.

Хи-хи-хи – поел ухи.

Са-са-са – по лесу идет лиса,

Со-со-со – лиса катит колесо,

Сы-сы-сы – хвост красивый у лисы,

Су-су-су – видел я в лесу лису.

Та-та-та – поймай кота.

Ту-ту-ту – поет петух.

То-то-то – поем батон.

Ду-ду-ду – домой пойду.

Ды-ды-ды – попей воды.

Да-да-да – пойду сюда.

За-за-за – на лугу стоит коза.

Зу-зу-зу – мы увидели козу.

Зе-зе-зе – травку дали мы козе.

Ша-ша-ша – в камыше нашла мыша.

Шо-шо-шо – мышке с нами хорошо.

Ши-ши-ши – ее любят малыши.

Шу-шу-шу – шишки мышке я сушу.

Ву-ву-ву – лови сову.

Во-во-во – воет волк.

Вы-вы-вы – бегут львы.

Ко-ко-ко – рот далеко.

Ка-ка-ка – дай молока.

Ку-ку-ку – лежи на боку.

Игра “Угадай по голосу”.

Соберите игрушки, изображающие зверушек, голоса которых вы могли бы воспроизвести.

Предложите ребенку игру “Угадай, кто к тебе пришел в гости”.

Спрятавшись,подаете голос: “Ав-ав-ав! Угадай, Машенька, кто это к тебе пришел?” Если ребенок не называет,скажите сами: “Это собачка пришла к Машеньке”, покажите и отдайте ребенку собачку. Продолжайте игру, поменяйтесь с ребенком ролями.

Игра «Кто дольше».

В этой игре очень простые правила. Например, кто дольше протянет звук «а», «у» или любой другой гласный.

Игра «Как зовут зверят?».

Игра развивает память и речь.

Задайте малышу вопросы. Если ребенок говорит хорошо, он будет отвечать сам. Если он говорит неуверенно,предложите ему повторять ваши слова:

Как зовут детенышей собачки? — Щенки!

Как зовут детенышей кошечки? — Котята!

Как зовут детенышей коровы? — Телята!

Как зовут детенышей курочки? — Цыплята!

Как зовут детенышей овечки? — Ягнята!

Как зовут детенышей утки? — Утята!

Игра «Для чего нужна вода?».

Читайте также:  Интеллектуальное развитие ребенка готового к обучению в школе

Игра развивает речь, расширяет кругозор.

Задавайте малышу вопросы, чтобы он учился связывать разные понятия, обобщать и точно формулировать ответы.Например: «Для чего нам нужна вода?»«Чтобы пить, поливать цветы, купаться».

Спросите, для чего нужны ложка, кружка, стул и т. д.

Постепенно вопросы должны становиться сложнее,Например: «Для чего нужны телевизор, солнце, день, ночь?»

Игра “Угадай слово”.

Загадываете ребенку загадки, он должен догадаться и назвать недостающее слово.

Ты не бойся – это гусь,

Я сама его. (боюсь).

Чик-чирик! Не робей!

Я бывалый. (воробей).

Я рубашку сшила Мишке,

Я сошью ему. (штанишки).

– Иго-го! – кричит ребенок,

– Значит, это. (жеребенок).

Кто один имеет рог?

Это толстый. (носорог).

Вместо носа – пятачок,

Вместо хвостика – крючок.

Голос мой визглив и звонок,

Я веселый. (поросенок).

У меня пропал носок,

Утащил его. (щенок).

Я встаю на заре,

Разбужу всех во дворе.

У меня есть гребешок,

Кто же я?. (петушок).

Апельсины и бананы

Очень любят. (обезьяна).

Вы зимой кормили птиц –

Голубей, ворон, синиц?

Не теряйте ни минутки:

Под мостом зимуют. (утки).

Он мурлычит и поет,

Угадали? Это. (кот)

Он в берлоге зиму спал,

Лапу бурую сосал,

А проснулся, стал реветь.

И зовут его. (медведь).

Любит он на солнце греться,

В полосатое одеться,

И как сахар он на вкус,

А зовут его. (арбуз).

Как гора огромный он –

Очень добрый,

добрый. (слон).

Игра «Голоса животных».

Игра способствует развитию речи, артикуляционного аппарата, знакомит с животным миром

Материалы: карточки с изображениями животных или игрушки-животные.

Покажите ребенку карточки с животными, рассмотрите их внимательно.

Расскажите малышу, где обитает то или иное существо, чем оно питается. Одновременно знакомьте ребенка с голосами и звуками животных. Очень полезно ходить в зоопарк или слушать голоса в записи. После этого можно проводить обобщающее занятие.

Показывайте ребенку карточки и попросите назвать изображенных животных и вспомнить, кто какие звуки издает.

корова — мычит (му-у-у)

кошка — мяукает (мяу-мяу)

воробей — чирикает (чирик-чирик)

ворона — каркает (кар-кар)

гусь — гогочет (га-га-га)

слон — трубит (ту-у-у)

собака — лает (гав-гав)

индюк — кулдыкает (кулды-кулды)

кабаны, свиньи — хрюкают (хрю-хрю)

лошадь — ржет (и-го-го)

лягушка — квакает (ква-ква)

мышка — пищит (пи-пи-пи)

осел — ревет (иа-иа)

петух — поет, кукарекает (кукареку)

пчела — жужжит (ж-ж-ж)

коза — блеет (ме-е-е)

утка — крякает (кря-кря)

филин — ухает (уху-уху)

Не спрашивайте ребенка сразу обо всех животных.

Игра «Закончи слово».

Игра способствует развитию речи, памяти, внимания.

Попросите малыша закончить слово, которое вы произносите.Например: мага-зин, коло-бок, доро-га.

Если ребенку трудно сориентироваться, можно показать картинки.

Упражнения на внимание и память “Чего не хватает на столе?”.

Расставьте на столе 5-6 игрушек, попросите ребенка внимательно посмотреть на эти игрушки.

Далее вы убираете одну игрушку (в это время ребенок отворачивается)и говорите: “Угадай, Максимка, чего не хватает на столе, какой игрушки?”

Если ребенок справляется с этим заданием, увеличивайте количество игрушек.

Затем поменяйтесь ролями – теперь ребенок прячет игрушку, а вы отгадываете.

Ту же игру проводите с добавлением игрушек: “Посмотри, Максимка, внимательно, что появилось на столе, какая игрушка?”

Так же, как и в предыдущей игре, расставляете на столе 5-6 игрушек. Ребенок внимательно смотрит, какие игрушки стоят на столе и как они расположены. Затем, когда ребенок отвернется, поменяйте что-либо, например, лисичка теперь сидит в машине. Ребенок отгадывает, что изменилось, что стало не так, как было.

По мере усвоения ребенком смысла этой игры усложняйте задание.

Даете ребенку такое задание: “Посмотри на меня внимательно, запомни все в моей одежде, затем я выйду из комнаты, а когда войду, ты должен угадать, что изменилось “.Выходите из комнаты и, например, надеваете шапку, входите в комнату. Ребенок смотрит на вас, видит, что появилась шапка, которой раньше не было. Вы хвалите ребенка, и игра продолжается дальше.

Усложняйте постепенно задание, меняйтесь ролями.

Игра «У меня зазвонил телефон».

Игра способствует развитию речи, пополнению словарного запаса.

Поиграйте с малышом в «Разговор по телефону».В качестве телефона можно использовать любые предметы: кубики, детали от конструктора. По очереди изображайте звонок телефона.

Поговорите с ребенком от своего имени, задавая простые вопросы.

Меняйтесь ролями.

Разговаривайте от имени игрушек, животных.

Игра “Спрячь шарики”.

Ставите на стол три емкости разной величины (с крышками) и кладете три шарика тоже разной величины. Попросите ребенка спрятать большой шарик в большую банку, средний шарик – в среднюю, а маленький – в маленькую. Затем нужно закрыть каждую банку соответствующей по размеру крышкой. После этого вынуть шарики из банок и вложить банки друг в друга (спрятать все банки в одну большую).

Упражнения с разрезными картинками.

Возьмите картинку с нарисованным на ней хорошо знакомым ребенку предметом.

Разрезаете эту картинку на две части и просите ребенка соединить эти части вместе, угадать, что это за предмет.

Если у ребенка это задание не получается, готовите две одинаковые предметные картинки, одна из которых разрезана на две части.

Даете ребенку разрезанную картинку,показываете ему целую и говорите: “Вот посмотри на эту картинку, на ней нарисован дом; сложи две части, чтобы у тебя получилась такая же картинка, с домиком”.

Далее предлагаете ребенку картинки, разрезанные на 3, 4 части.

Упражнения для тонкой моторики пальцев “Рисование”.

Как можно чаще рисуйте вместе с ребенком. Научите его рисовать паровозик, домик, машинку, солнышко, шарик и т. д.

“Рисуем шарики”.

Прочитайте ребенку стихотворение В.Антоновой:

Шарики, шарики

Подарили нам!

Красные, синие

Дали малышам!

Шарики подняли

Мы над головой.

Заплясали шарики –

Красный, голубой!

Дайте ребенку лист бумаги и цветные карандаши. Попросите его нарисовать эти шарики и закрасить их в разные цвета.Напоминайте ребенку: “Шарики летят высоко вверх, в разные стороны”.

Рисуем красками.

На листе бумаги нарисуйте елки, траву. Дайте ребенку этот рисунок, пусть он нанесет краской мазки (следы) сказочных персонажей, например, из сказки “Колобок”. Расскажите ребенку эту сказку. Покажите, как можно изобразить следы волка, зайца, медведя.

Источник