Развитие речи ребенка 1 год комаровский

Развитие речи ребенка 1 год комаровский thumbnail

Первый годик жизни малыша – период одновременно и радостный, и волнительный. Мамочки читают журналы, смотрят передачи, общаются на форумах и на прогулке, сравнивая достижения крохи с другими детьми. Вот он уже научился сидеть, стоять, делает первые неуверенные шажки. И следующее ожидание связано с первым словом, которое должен сказать малыш. И снова родители волнуются, ведь по статистике все чаще диагностируются нарушения развития речи у детей. Евгений Комаровский в своих передачах рассказывает об этапах речевого развития, причинах отсутствия речи и учит, как помочь ребенку заговорить.

Речевое развитие от 0 до 12 месяцев

Нормы речевого развития ребенка до года

Врач педиатр и детский невропатолог оценивают развитие малыша в соответствии с существующими нормами:

  • к 6 месяцам ребенок начинает лепетать и гулить;
  • в год умеет произносить несколько простых слов.

Но не всегда развитие ребенка соответствует «стандарту». На то, когда кроха научится говорить, влияет ряд факторов:

  • протекание беременности и родов;
  • методы воспитания;
  • половая принадлежность.

В большинстве случаев девочки начинают разговаривать раньше, чем мальчики. И дефекты речи диагностируются у мальчиков чаще. Также важна генетическая детерминированность: если родственники страдали речевыми нарушениями, то риск их появления у ребенка увеличивается.

Поводом обратиться к логопеду-дефектологу является непонимание малышом 1,5 лет простых слов и полное отсутствие речи в 1,9 лет.

Многие родители гордятся, что малыш в год-полтора говорит длинными предложениями, имеет большой запас слов. Но это слишком большая нагрузка для несформированной нервной системы крохи. Следует больше гулять с ребенком на свежем воздухе, отдыхать, минимизировать информационный поток.

Почему малыш не разговаривает

Задержку речевого развития провоцируют следующие факторы:

  • Нарушения внутриутробного развития плода или травмы при родах.
  • Болезни ЦНС (центральной нервной системы): мышечный гипотонус, поражения участков головного мозга.
  • Дефекты слуха: врожденная тугоухость, глухота, снижение слуха. Такие проблемы появляются вследствие проблемной беременности, отягощенной наследственности, перенесенной в раннем возрасте бактериальной инфекции.
  • Общее недоразвитие речи (алалия). Тяжелое речевое расстройство диагностируется у детей, чьи матери курили или употребляли крепкий алкоголь во время беременности, сталкивались с проблемой гестоза (позднего токсикоза) или перенесли инфекционное заболевание.
  • Интеллектуальная отсталость разной степени выраженности. Скорректировать нарушение психического развития позволяют медикаментозная терапия и занятия с дефектологом.
  • Расстройства аутистического спектра. Замкнутость и отстраненность детей-аутистов – причина отставания в речевом развитии.
  • Нехватка внимания со стороны родителей. Если родители не комментируют свои действия, не обращаются к ребенку, его речевые навыки формируются с задержкой.

Евгений Комаровский шутя критикует мамочек, которые слишком рано тревожатся об отсутствии речи у малыша. Многие родители приходят к нему с подобной проблемой, когда крохе нет еще года.

Главной проблемой речевого недоразвития современных малышей доктор считает гаджеты. Поскольку современные дети чаще взаимодействуют с планшетами и смартфонами, нежели со своими родителями.

Гаджеты отрицательно влияют на развитие речи ребенка

Евгений Олегович подчеркивает важную роль общения крохи с мамой и папой. Он понимает родителей, находящихся в постоянном стрессе. Однако рекомендует им выделять время для игр и занятий с малышом. Такое времяпрепровождение эффективней, чем медикаментозная терапия и работа логопеда.

Комаровский призывает родителей занимать кроху простыми игрушками, а не гаджетами. Играя с мячом, мишкой, машинкой или куклой, ребенку требуется участие взрослого. Родитель показывает, как играть, рассказывает о назначении предмета, выражает эмоции от процесса. Все это стимулирует развитие речи у малыша.

Как разговорить кроху

Чтобы ускорить речевое развитие ребенка, доктор Комаровский рекомендует родителям постоянно разговаривать с ним, начиная с младенческого возраста. Разговорные навыки можно сравнить с велосипедной ездой. Пока ребенок не сядет на велосипед, он не научится ездить. Аналогично и с разговорной речью. Малыш не заговорит, если взрослые не будут к нему обращаться.

В идеале начинать общаться с крохой стоит еще во время беременности и продолжать после его появления на свет.

Малыш смотрит на губы родителей, отмечает их движение во время речи. Чтобы удержать внимание ребенка, необходимо говорить с разной интонацией, скоростью и громкостью. Подобная тактика преследует одновременно две цели:

  • концентрирует внимание крохи на говорящем;
  • знакомит его с эмоциональной окраской речи.

Важно связывать образ с произносимыми словами. Для этого нужно смотреть в глаза малыша, когда к нему обращаешься. Это позволит также отследить реакцию ребенка. Показывайте на предмет, озвучивая его, что поможет связать образ и название предмета, и малышу легче будет его назвать.

Игры с пальчиковыми куклами

Чтобы ребенок запомнил новые названия, не ленитесь повторять их снова и снова. Старайтесь, чтобы малыш научился правильно произносить. Дайте ему возможность потренироваться. Пусть попробует произнести слово или слог столько раз, сколько хочет.

Задавайте крохе вопросы, даже если он пока не сможет ответить. Можно попросить показать предмет, помахать до свидания или сделать воздушный поцелуй. После того как малыш научится говорить, продолжайте задавать ему вопросы. Это активизирует мозговую деятельность, развивает интеллект.

Читайте также:  Навыки развития ребенка в 1 месяц

Побольше читайте. Сказки познакомят кроху с новыми словами, разовьют его воображение и образное мышление. Можно рассматривать картинки, просить малыша называть, что на них изображено.

Мамины колыбельные – еще один способ общения. Мелодичные звуки ласкают слух, а их повторение ускоряет речевое развитие и способствует запоминанию слов.

То, что малыш к году не говорит – это вариант нормы. По словам Евгения Комаровского, паниковать не стоит. Важно создать благоприятную атмосферу, уделить больше внимания. И очень скоро он произнесет свое первое слово. Не стоит повторять за малышом неправильно сказанные слова. Это замедляет развитие дикции и артикуляции. Сюсюканье уместно только, если ребёнок младше 6 месяцев.

Источник

Авторы: Коваль Ирина

Еще недавно у вас была совершенно другая жизнь, центром которой были вы сами, ваши желания, ваши стремления, ваши потребности. Но произошло чудо — зародилась новая жизнь, и все закрутилось, завертелось, заработало, подчиняясь каким-то своим непостижимым законам. Новые ощущения, перестройка организма, гормоны, страхи, переживания, бесконечные анализы, врачи, лекарства, роддом, схватки, роды, и, наконец, долгожданная встреча — главное чудо жизни, новый центр вселенной: ваш малыш, посапывающий у вас на руках. Приятная усталость, неописуемый восторг и счастье, и кажется, самое тяжелое позади.

Но на самом деле все только начинается. Теперь ваша жизнь подчиняется потребностям, желаниям малыша — самого дорогого, самого любимого, самого желанного человечка, и пока еще самого непонятного для вас. Непонятный плач, непонятный насморк, непонятная температура, непонятный аппетит, непонятный сон — непонятно и пугает абсолютно все!

Однако полные хлопот дни и бессонные ночи, помощь и забота близких людей, а самое главное — ваша безграничная любовь творят чудеса. И вот уже ваше чадо становится самым родным, вы чувствуете каждый его вдох, слышите каждый его всхлип и знаете о нем абсолютно все — что ему надо, что ему хочется сейчас, что ему захочется через минуту. Советы умудренных бабушек, рекомендации врачей, информация из книг, журналов, Интернета помогают стать вам лучшим специалистом в области детского развития, самым лучшим именно для вашего малыша. И для вас очень важно знать, когда, что, и в каком объеме должен сделать ваш карапуз, чтобы расти здоровым, умным и счастливым ребенком.

С пристальным вниманием, под неусыпным контролем со стороны бабушек, дедушек, соседей и участкового педиатра, вы строго следите за тем, когда малыш поднял головку, когда повернулся на животик, когда сел, когда вылез у него первый зуб, когда он сделал свои первые шаги на пути в самостоятельную жизнь. Следите, чтобы вовремя помочь, не пропустить что-то серьезное… И это действительно правильно, потому что каждое достижение ребенка становится необходимой основой, базой для его дальнейших «подвигов». И задерживаться совершенно некогда! Только за один год маленький пищащий комочек превращается в смышленого непоседу с собственными интересами, потребностями и с неуемной жаждой к новым знаниям, умениям, открытиям.

И если с двигательным, физическим развитием более или менее все понятно и наглядно, то интеллектуальное, в частности речевое, развитие малыша на первом году жизни таит в себе много загадок, но имеет колоссальное значение для его счастливого будущего.

С чего начать

Малыш родился. Из такого родного, надежного, привычного, теплого родился в холодное, шумное, яркое, страшно непонятное. И самое главное сейчас — чтобы опять стало тепло, сытно, спокойно и пахло мамой. И малыш кричит. Сначала кричит, потому что страшно и неприятно, а потом — чтобы стало спокойно и сытно.

Проходят дни, недели, месяц. Мама рядом, практически всегда сухо и комфортно, и уже почти совсем не страшно. А вокруг, оказывается, столько всего интересного! Но пока мало что видно. Поэтому надо повернуться, посмотреть внимательней и прислушаться! Столько разных ощущений, образов и разных звуков, и самый приятный из них голос мамы, ведь это значит, что она рядом — со своими сухими пеленками, со своим теплом, со своим молоком, со своими объятиями, со своей любовью. Малыш, как губка, впитывает в себя все краски, все запахи, все звуки, все ощущения, которыми богат окружающий его мир. И это самый ценный багаж, который приобретает маленький человечек. Это фундамент для дома, для конструкции под названием «личность»!

Чем больше ощущений, чем разнообразнее они, тем быстрее малыш двигается дальше в своем развитии. На основе полученных впечатлений делаются первые выводы, формируются образы, понятия, проводятся первые классификации. И это огромный, колоссальный труд для малыша, на это тратится невероятное количество сил, энергии, потому что это самая главная его задача сейчас — познавать этот мир, чтобы приспособиться к нему, адаптироваться, выжить.

И самый первый, самый главный вывод, который делает малыш, — невозможно ничего узнать, невозможно привыкнуть к внешнему миру, невозможно выжить без взрослого, без человека, непосредственно ухаживающего за ним. Малыш выделяет этого человека из общего потока ощущений, запоминает его лицо, его голос и пытается идти на первые контакты. Первые улыбки, первые движения, первые звуки, адресованные определенному человеку, — вот начало начал, первый опыт общения. И если малыш получает все необходимое для себя от взрослого, если все его потребности удовлетворены, и он твердо уверен в завтрашнем дне, а всякие досадные ощущения вроде набухших десен или бурчащего животика не сильно отвлекают, тогда наступает время великих открытий.

Читайте также:  Полноценное развитие личности ребенка в различных видах деятельности

Первая ступенька к речи

Это для нас, взрослых, уже все просто и ясно: мы произносим разные звуки, звуки складываются в слова, слова обозначают предметы, действия, явления из окружающего мира. А для ребенка это настоящее волшебство, открытие Америки. И открыть эту «Америку» малыш может для себя только сам, благодаря собственной активности, собственной деятельности. А первое, что умеет делать ребенок, — это плакать. В этом деле малыш со временем становится настоящим виртуозом, с помощью одного только плача он может не только заявить о своих чувствах, желаниях, своем отношении к происходящему вокруг, но и ловко манипулировать взрослыми. Проходит немного времени, и в плаче рождаются первые речевые звуки. Пока они имеют мало сходства с человеческой речью, но это новый, очень важный этап речевого развития, называемый гулением.

Малыш открывает для себя удивительный мир звуков, с удовольствием играет, экспериментирует с ними, таким образом тренируя речевой аппарат, познает себя, свои возможности, окружающий мир. В это же время ребенок учится слушать, выделять звуки речи в общем потоке ощущений. А это основа для развития фонематических процессов, без которых речь просто невозможна. В этот важный период жизни малышу как никогда нужен взрослый, главный волшебник, пример для подражания, мощный стимул для говорения. Он помогает превратить звуки в слова, в песню, в любовь, в заботу.

И для улыбки взрослого малыш двигается к следующему открытию — оказывается, звуки можно соединять в слоги! Так начинается лепет. Сколько умиления у взрослых, сколько восторга у болтуна, а сколько пользы для речевого аппарата и психического развития в целом! Особенно когда это не монолог, а настоящий диалог: взрослый все повторяет за малышом, оформляя при этом беспорядочные слоги в слова. И все это с улыбкой, с хорошим настроением, с четкой артикуляцией. При этом не забывая про пассивный словарь (понимание слов, обозначающих предметы, людей из ближайшего окружения малыша), для чего много раз четко называя все, что малыш видит, с чем играет, в чем заинтересован.

Постоянные речевые «тренировки», богатая впечатлениями жизнь, активная поддержка взрослых, и вот он, долгожданный результат — первые полноценные слова, самые главные, самые важные в жизни: ПАПА, МАМА, ДАЙ! Но останавливаться никак нельзя! Впереди столько еще интересного, что нужно открыть, познать, покорить… Только вместе!

Условия для развития

Еще раз хочется подчеркнуть, что развитие речи малыша начинается с первых дней его жизни. Это довербальный этап речевого развития — еще далеко до первых слов, но малыш уже трудится изо всех сил: произносит первые звуки, слоги, слушает взрослых, общается….. Так закладываются основы фонематических процессов — ребенок учится слышать речевые звуки, слова, понимать названия окружающих предметов, явлений.

Поэтому для успешного речевого развития малыша на первом году жизни необходимы:

  • здоровый, сытый, сухой, выспавшийся, довольный жизнью ребенок;
  • здоровый, выспавшийся, довольный жизнью родитель;
  • непосредственное (без телевизоров, телефонов, грязной посуды), глаза в глаза эмоциональное общение взрослого и малыша;
  • окружающий мир (звуки, краски, ощущения — чем разнообразнее, тем лучше, главное, чтобы все было адекватным для малыша — не очень громким, не очень ярким, приятным и комфортным);
  • и самое главное — вера в себя, самого лучшего родителя, и вера в малыша, самого лучшего в мире.

опубликовано 25/12/2019 20:18
обновлено 25/12/2019
— Рост и развитие, Развитие речи

Источник

Авторы: Medical Observer

Как только ребенку исполнилось два года, вы заметили большой «прорыв» в его лексиконе. Оказывается, он уже знает огромное количество слов и может строить целые предложения, состоящие из четырех-пяти слов. Он даже может использовать местоимения, знает единственное и множественное числа. Понимание и осмысление сказанного также совершенствуются, и теперь он может выполнить уже три ваших последовательных команды. Уже сейчас он способен сказать свое имя.

Развитие речи ребенка 1 год комаровскийПри правильном отношении и серьезной мотивации ваш ребенок может накопить в своем словаре до 300–400 слов к своему третьему дню рождения. Ему уже намного легче выражать свои эмоции и желания. Да, порой он запинается, но только потому, что его мышление становится более комплексным, так как он узнает все более сложные вещи и поэтому иногда подыскивает слова, чтобы точнее выразить свои мысли.

Читайте также:  Нервно психическое развитие ребенка в два года

Все это является частью его растущего языкового мастерства, особенностью процесса овладения искусством речи.

В четыре года ваш ребенок со словарным запасом примерно в 1500 слов может говорить почти как взрослый и готов вести беседу. Он способен ответить на многие вопросы и сам тоже задает все больше «почему?». Вы, вероятно, даже услышите слова, которые совсем не хотите от него слышать. Когда вы читаете ему сказку, он может пересказать какую-то ее часть. А в хорошем настроении малыш способен даже сам сочинить сказку. Этот период как нельзя лучше подходит, чтобы загрузить его чтением книг — некоторые дети как раз в таком возрасте сами начинают читать.

Родители действительно многое могут сделать, чтобы поддержать и ускорить развитие речи своего ребенка. Вот несколько общих советов.

Начинать нужно в утробе матери

Развитие речи ребенка 1 год комаровский

Развитие речи начинается еще в утробе матери — в течение последнего триместра беременности плод особенно сильно реагирует на звуковые раздражители. Так как слушание — это первый шаг к тому, чтобы научиться говорить, эксперты считают, что родители могут стимулировать развитие речи, просто разговаривая с еще не родившимся ребенком и позволяя ему слушать различные звуки, особенно классическую музыку.

Малыш привыкнет к вашему голосу еще до рождения, а после рождения он сможет сразу узнать ваш голос и связать его с вашим лицом.

Разговаривайте с младенцем постоянно

Ваш ребенок не научится плавать, пока не окажется в бассейне. Точно так же он не сможет научиться говорить, если вы не будете с ним разговаривать. Поэтому начните говорить с вашим ребенком, пока он еще в утробе матери, и продолжайте общаться с ним каждый день, когда он родится.

Покажите ему, как ваши губы двигаются, когда вы говорите. Меняйте скорость, тональность, интонацию, высоту и громкость речи. Делая так, вы получите возможность поймать и сконцентрировать его внимание. К тому же он рано познакомится с интонационным разнообразием речи.

Связывайте слова с образами

Развитие речи ребенка 1 год комаровский

Смотрите на лицо вашего ребенка, когда разговариваете с ним. Наблюдайте за его реакциями. Позвольте ему видеть ваше лицо, когда вы говорите с ним. Показывайте ему картинки тех предметов, которые называете. Так он рано научится связывать слова с образами и называть объекты и людей.

Повторение — мать учения

Дети на самом деле учатся в процессе повторения слов и действий. Когда обучаете ребенка новому слову, повторяйте его снова и снова в течение нескольких дней, пока он не научится произносить его правильно. Пускай повторяет слог или слово столько раз, сколько он хочет.

Задавайте ребенку вопросы

Задавайте ребенку вопросы, даже если он пока еще не может на них ответить. Возможно, он попробует выразить свои эмоции с помощью жестов. И после того, как ребенок заговорит, продолжайте задавать вопросы. Они не только помогут малышу научиться говорить и выражать свои мысли, но и будут стимулировать его мозг, заставляя думать.

Развитие речи ребенка 1 год комаровскийЧитайте своему малышу сказки

Читайте ему сказки каждый день. Это познакомит его с новыми словами и понятиями, а главное — разовьет его воображение. Когда он уже будет знать буквы, узнавать слова и картинки, пускай попытается читать самостоятельно. Поощряйте в нем желание прочесть что-то самому, но не заставляйте его это делать.

Музыка разовьет речевой аппарат

Пойте вашему малышу, и пускай он поет вместе с вами. Гармоничные звуки не только приятны на слух, но и развивают при их повторении речевой аппарат ребенка. Песенки и мелодии научат малыша менять высоту голоса, тональность и ритм.

Используйте при обучении подручные средства

Сделайте ваши уроки веселыми. Не обязательно покупать карточки или книжки, чтобы научить вашего ребенка говорить или распознавать цвета. Развитие речи ребенка 1 год комаровскийКогда вы, например, готовите, попросите его называть цвета фруктов и овощей, которые он видит на столе.

Пусть посчитает, сколько ломтиков помидора у вас есть. В продуктовом магазине попросите его сказать вам, сколько коробок с хлопьями он видит на полке. Во время путешествия озадачьте его подсчетом деревьев, мимо которых вы проезжаете. Еще можно предложить ему выбрать цвет и через время сказать вам, сколько автомобилей этого цвета он увидел на дороге.

Не поощряйте детский лепет

Если вы хотите, чтобы ваш ребенок говорил правильно, не стоит разговаривать с ним по-детски. Использование сочетания взрослой речи и детского лепета с вашей стороны уместно только в течение первых шести месяцев. Затем прекратите сюсюканье полностью!

опубликовано 13/01/2016 09:45
обновлено 28/03/2019
— Педагогика и психология

Источник