Развитие речи памяти и мышления у ребенка дошкольного возраста
Валентина Гах
Развитие памяти и мышления дошкольников в речевой деятельности
Речевая деятельность
как средство развития памяти и мышления дошкольников
План:
1. Актуальность проблемы.
2. Речевая деятельность дошкольников.
3. Память и мышление как психические процессы.
4. Приёмы развития памяти и мышления в речевой деятельности.
1. Актуальность проблемы.
Семья и детский сад делают многое для того, чтобы к школе ребёнок имел необходимый запас знаний, умений и навыков. Однако, наблюдения показывают, что многие дети не умеют ясно высказывать свои мысли, не умеют рассуждать, чаще всего, повторяют за педагогом прописные истины, заучивают наизусть правила, а то и целые параграфы, не понимая сути.Возникает вопрос: «Почему, проводя большую работу с детьми на занятиях и вне, результаты часто оставляют желать лучшего?» Исследования показали,что составляющих данной проблемы много: здесь и низкий уровень развития связной речи, и неспособность детей к запоминанию, и неразвитое мышление, и скудный словарный запас, и нарушение звукопроизношения, и грамматические ошибки и засорённость речи детей: жаргонные и бранные выражения, грубые интонации.
Почему же несмотря на все усилия педагогов, речь детей, их мыслительные способности оставляют желать лучшего? Опрос воспитателей нашего ДОУ показал,что они видят следующие причины:
Родители уделяют мало внимания воспитанию детей;
Отрицательное влияние телевидения;
Речевая активность педагога составляет более 13 времени занятия. Речевое занятие должно развивать не речь воспитателя, а речь детей.
Плохо спланированное занятие: не продуман ход занятия;
В поставленных речевыхзадачах не хватает конкретики: (например: обогащать словарь детей и всё, нет перечисления конкретных слов);
Быстрая потеря интереса детей к занятию (через 15 минут почти 40% детей начинают зевать, потягиваться, разговаривать с соседом);
Дети находятся в пассивной роли слушателей. Если у ребенка отсутствует работа памяти, мысли, а воспитатель требует лишь тихого поведения и повторения давно известных детям фактов, занятие ничего не даёт для развития речи ребёнка.
Воспитатель преимущественно активизирует речь отдельных детей;
Незнание педагогом методики проведения речевых занятий;
Нежелание педагога пополнять пробелы в знании методик.
Индивидуальная работа вне занятий проводится нерегулярно.
Этот опрос показывает, что, всё-таки, это зачастую – недоработки детского сада.
2. Речевая деятельность дошкольников.
Существует 4 вида речевой деятельности: слушание, говорение, чтение и письмо. Речевая деятельность делится на внешнюю и внутреннюю.Основные формы устной речи: монологическая, диалогическая и групповая.
Во время всех видов речевой деятельности функционируют психические процессы восприятия, внимания, памяти, мышления, воображения.
Во всех возрастных группах проводится работа по развитию связной речи и формированию культуры общения.
Как приоритетное выделяется овладение диалогической речью, так как именно диалогическая речь является необходимым условием полноценного социально – эмоционального развития.
Развитый диалог позволяет ребенку легко входить в контакт как со взрослыми, так и со сверстниками. Связная диалогическая речь вбирает в себя все достижения ребенка в овладении родным языком, его звуковым строем, словарным составом, грамматическим строем.
В ходе обучения диалогической речи создаются предпосылки для овладения монологической (интеллектуальной, планирующей) речи.
Факторов, влияющих на развитие речи детей множество (в схеме указаны лишь основные, и от нас зависит, какое влияние они окажут.
3. Память и мышление как психические процессы.
Повторюсь: во время речевой деятельности в той или иной мере функционируют практически все психические процессы, все они взаимосвязаны.
Конечно же, развивать нужно все эти процессы, но мы коснёмся только развития памяти и мышления.
ПАМЯТЬ
Как известно, у младших дошкольников память непроизвольна. Ребенок не ставит перед собой цели что-то запомнить или вспомнить и не владеет специальными способами запоминания. Интересные для него события, действия, образы легко запечатлеваются, непроизвольно запоминается и материал, если он вызывает эмоциональный отклик.
На протяжении дошкольного возраста повышается эффективность непроизвольного запоминания, причем, чем более осмысленный материал запоминает ребенок, тем запоминание лучше. Смысловая память развивается наряду с механической.
Мышление – высший познавательный процесс отражения действительности, представляющий собой порождение нового знания, т. е. мы мыслим, прорабатываем имеющуюся информацию и выдаём что-то своё. Мышление всегда связано с проблемной ситуацией, задачей, которую нужно решить.
4. Приёмы развития памяти и мышления в речевой деятельности.
Теперь я перейду непосредственно к приёмам развития памяти и мышления дошкольников в речевой деятельности.
Для выполнения задач речевого и умственного развития нужно искать интересные, нетрадиционные приёмы. Хотелось бы обратить внимание на некоторые нестандартные интересные приёмы развития памяти. Здесь можно использовать упражнения, направленные на развитие способности к воссозданию мыслительных образов, осознанное восприятие, способность устанавливать связи между элементами материала. Нужно учить не механически запоминать слова и фразы, а представлять себе определённую картинку, каким либо образом связывать объекты.
1. “Запомни фразы”
Цель: развитие способности к воссозданию мыслительных образов.
Ребенку предлагается закрыть глаза и прослушать ряд фраз,представив себе соответствующую картинку:
кошка лакает молоко, дети играют в футбол, мама вяжет свитер.
2. Следующий приём «Мультфильм».
Давайте попробуем запомнить слова в определённом порядке.Получится ли у вас:
Дано 12 слов: ЛИМОН, КАРАНДАШ, ДОРОГА, МАШИНА, ЖИРАФ, ФОТОАППАРАТ, СЛОН, БАНАН, ВЕДРО, ГАЗЕТА, ПТИЦА, ВОДА.
Если предложить запомнить эти слова по памяти, результат вряд ли будет стопроцентным. Справиться с этим заданием можно, если связать эти слова каким либо сюжетом.Например: представьте, что у нас есть большой жёлтый, кислый лимон, мы берём карандаш и протыкаем его, внутри карандаша длинная дорога, по которой едет машина, в машине стоит жираф, у него на шее висит фотоаппарат, он сфотографировал слона, слон ест банан, шкурку он бросил в ведро, затем он бросил в ведро газету, на которой была нарисована птица, которая пьёт воду.
Ребёнок представляет себе такой «мультфильм», и он легко запоминает слова в определённом порядке. Стоит напомнить ему только слово «лимон» и он без труда назовёт нужные слова.
3. Можно развивать память детей, используя мнемотехнику.Встречаются различные названия: мнемотехника, картинки схемы, схема-план. Когда человек в своем воображении соединяет несколько зрительных образов, мозг фиксирует эту взаимосвязь. И в дальнейшем припоминании по одному из образов этой ассоциации мозг воспроизводит все ранее соединенные образы.
При работе с картинками-схемами хотелось бы напомнить, что нужно обязательно учитывать возраст, уровень подготовленности детей и их индивидуальные особенности. Работу со схемами можно проводить уже с 1-й младшей группы. Например, беседа о комнатных растениях. В ходе занятия мы обозначаем,что необходимо растениям для жизни: свет и тепло (рисую солнышко, вода (лейка, рыхление (палочка). В конце беседы дети, посмотрев на схему, расскажут о том, как ухаживать за комнатными растениями.
В более старшем возрасте можно использовать и более сложные схемы, и более сложные приёмы. Например,беседа при закреплении знаний о диких и домашних птицах можно использовать рассматривание готовой схемы:
Рассматривая схему можно подтолкнуть детей к размышлениям, собственным выводам, на пример, спросить, что может означать эта схема?
А это схема для составления рассказа о профессиях:
Таким образом,использованные методы мнемотехники помогают решить следующие задачи:
• Ускорение процесс запоминания и усвоения материала, дети учатся видеть главное, систематизировать полученные знания.
• Развитие у детей умения с помощью графической аналогии, заменителей понимать и рассказывать учебный материал по схемам и таблицам.
• Облегчение процесса заучивание стихотворений.
• Развитие у детей основных психических процессов.
• Формирование приемов работы с памятью. Психологами замечено, что люди по восприятию речи люди делятся на две группы – одни воспринимают больше, слушая, а другие – читая, и что это влияние наиболее развитого полушария мозга. Читать дошкольники ещё не умеют, и здесь как нельзя лучше подходят картинки, простые схемы, пиктограммы.
Приёмы развития мышления:
1. Игра «Объяснялки»
Попросить детей объяснить, что может означать какое-либо слово.
Игра побуждает детей думать. Например, почему подосиновики называются именно так. Или что это за машина такая – водовоз. Вот молоковоз возит молоко, а что же возит водовоз?
2. Исключение лишнего.
“Лишняя игрушка”
Цель игры: развитие речи, мышления и навыков классификации.
Выбирать 3 игрушки, при этом две игрушки должны быть “из одного класса”, а третья – из другого. Например, с куклой и зайчиком кладут мячик.
Дети посовещавшись, называют “лишнюю игрушку” – ту, которая, по их мнению, “не подходит”. Так, в данном примере “лишняя игрушка” – это мячик (кукла и зайка – живые, а мячик – нет).
Если ребята легко справляются с тремя игрушками, их число можно увеличить до 4-5, но не более 7-ми. Игрушки можно заменить картинками.
В старшем дошкольномвозрасте можно проводить игру со словами: берутся любые три слова, например, «собака», «помидор», «солнце». Надо оставить только те слова, которые обозначают в чём – то сходные предметы, а одно слово, «лишнее», не обладающее этим признаком, исключить. Следует найти как можно больше вариантов исключения лишнего слова, а главное – больше признаков, объединяющих каждую оставшуюся пару слов и не присущих исключённому, лишнему. Не пренебрегая вариантами, которые сразу же напрашивающимися (исключить «собаку», а «помидор» и «солнце» оставить, потому что они круглые, желательно поискать нестандартные и в то же время очень меткие решения. Побеждает тот, у кого ответов больше.
Эта игра развивает способность не только устанавливать неожиданные связи между разрозненными явлениями, но легко переходить от одних связей к другим, не зацикливаясь на них. Игра учит также одновременно удержанию в поле мышления сразу несколько предметов, и сравнивать их между собой. Немаловажно, что игра формирует установку на то, что возможны совершенно разные способы объединения и расчленения некоторой группы предметов.
3. Составление предложений
Эта игра развивает речь, логическое мышление, способность быстро устанавливать разнообразные, иногда совсем неожиданные связи между привычными предметами, творчески создавать новые целостные образы из отдельных разрозненных элементов.
Обычно, работая над составлением предложений, мы довольствуемся одним ответом, но это практически не побуждает детей думать.
Итак, берутся наугад два, затем три слова, не связанные по смыслу, например, «озеро», «карандаш», «медведь». Надо составить как можно больше предложений, которые обязательно включали бы в себя эти три слова (можно менять падеж и использовать другие слова). Ответы могут быть банальными (“Медведь упустил в озеро карандаш», сложными, с выходом за пределы ситуации, обозначенной тремя исходными словами, и введением новых объектов («Мальчик взял карандаш и нарисовал медведя, купающегося в озере», и творческими, включающими эти предметы в нестандартные связи («Мальчик, тонкий, как карандаш, стоял возле озера, которое ревело, как медведь»).
4. Игра «Опиши предмет».
Игра способствует развитию речи, навыкам квалификации, логическому мышлению, учит ребенка давать развернутую характеристику объекта.
1. Предмет, класс, к которому он принадлежит, составные части предмета.
2. Форма, цвет, размер, материал.
3. Функции предмета.
4. Сравнительный анализ — по форме, цвету, материалу, функциям.
При проведении этой игры нужно обязательно учитывать индивидуальные особенности детей, уровень их развития. Наглядно демонстрируйте все, о чем рассказываете. Задавайте наводящие вопросы, подсказывайте, если дети затрудняются с ответом. Игру можно организовать в форме сказки.
Сказка о стуле
«Жил-был стул. Это был совсем старый стул. Вместе с другими стульями он стоял около стола. Однажды мимо проезжал зайка на детской машинке. Он ехал так неосторожно, что стукнулся о ножку стула. Потерев шишку на голове,малыш возмутился: «Ты кто? Чего ты дерешься?». «Я — мебель, — ответил стул, — и вовсе я не дерусь! Это ты о мою ножку стукнулся». «Ничего себе ножка! Целый столб, да она еще и не одна!» — воскликнул зайка. «Конечно, – ответил стул, — у меня их целых четыре штуки»
«А зачем тебе столько ножек? – поинтересовался зайчик, — ты же не ходишь!». «Да, к сожалению, я не хожу, — грустно согласился стул, — но мне надо крепко стоять на ногах, чтобы люди, которые на меня садятся — не падали»
«Гляди-ка! — изумился заяц, — на тебя еще и садятся?» «Конечно, ведь для этого я и нужен, — важно пояснил стул. – у меня есть широкое сиденье, на котором удобно
сидеть, и высокая спинка, чтобы не упасть». «Вот ты какой полезный. – восхитился зайка. — а я думал, что ты как стол, только меньше. Ведь Ваня всегда кладет на тебя
игрушки или книжки. А Ванина мама забирается на тебя с ногами, когда ей надо достать что-нибудь с верхней полки. А ты, оказывается, такой же, как кресло и табурет, ведь на них тоже сидят!».
5. Хорошо развивает мышление и языковое чутьё, а также делает речь богаче подбор синонимов. К примеру, к такому простому слову как ХОДИТЬ можно подобрать синонимы…Давайте вместе попробуем это сделать:
ИДТИ, БРОДИТЬ, ПЛЕСТИСЬ, ПРОГУЛИВАТЬСЯ, ПРОХАЖИВАТЬСЯ, ГУЛЯТЬ, РАЗГУЛИВАТЬ и т. д. Синонимов много, и каждое слово имеет свой оттенок.
Любую фразу в русском языке можно сказать по-другому. Например, фразу «Муха села на варенье»можно изменить так: «Жужжащее насекомое опустилось на сладкое лакомство».
Вот некоторые приёмы, используя которые, можно развить память, мышление, научить детей думать, ясно выражать свои мысли и при этом никому не будет скучно. Дошкольники будут не пассивными слушателями, будут учиться мыслить.
Источник
Развитие памяти, внимания, мышления и речи, с целью успешной подготовки детей к школе
Семья и детский сад делают многое для того, чтобы к школе ребёнок имел необходимый запас знаний, умений и навыков. Однако, наблюдения показывают, что многие дети не умеют ясно высказывать свои мысли, не умеют рассуждать, чаще всего, повторяют за педагогом прописные истины, заучивают наизусть правила, а то и целые параграфы, не понимая сути. Возникает вопрос: «Почему, проводя большую работу с детьми на занятиях и вне, результаты часто оставляют желать лучшего?» Исследования показали, что составляющих данной проблемы много: здесь и низкий уровень развития связной речи, и неспособность детей к запоминанию, и неразвитое мышление, и скудный словарный запас, и нарушение звукопроизношения, и грамматические ошибки, и засорённость речи детей: жаргонные и бранные выражения, грубые интонации.
Что значит “ребенок готов к школе”?
Психологическая готовность к школьному обучению – один из важнейших итогов развития ребенка в первые семь лет его жизни.
Поступление в школу – поистине переломный момент в жизни ребенка. Посудите сами – резко изменяется весь образ его жизни, условия, в которых он действует; он обретает новое положение в обществе; у него складываются совершенно иные взаимоотношения со взрослыми и сверстниками.
Задумаемся: в чем отличительная особенность положения школьника? По-видимому, прежде всего, в том, что главное в его жизни – учеба – деятельность обязательная, общественно-значимая. Само учение – и по содержанию, и по организации – резко отличается от привычных ребенку-дошкольнику форм деятельности. Усвоение знаний становится основной целью. Оно выступает теперь в чистом виде, его не маскирует, как раньше, игра.
Знания, которые дети получают в школе, уже носят систематизированный, последовательный характер. Основная форма организации учебной работы школьников – урок, время на нем рассчитано до минуты. На уроке всем детям необходимо следить за указаниями учителя, четко их выполнять, не отвлекаться и не заниматься посторонними делами.
Все эти особенности условий жизни и деятельности школьника предъявляют высокие требования к разным сторонам его личности, его психическим качествам, знаниям и умениям. Решающее значение в готовности к усвоению школьной программы имеет то, насколько развита у ребенка познавательная деятельность, интерес к ней.
Такие стойкие познавательные интересы складываются постепенно, в течение длительного времени, они не могут возникнуть сразу, как только ребенок пришел в школу, если раньше их воспитанию не уделяли достаточного внимания. Исследования показывают, что наибольшие трудности в начальной школе испытывают не те дети, которые имеют к концу дошкольного возраста недостаточный объем знаний и навыков, а те, которые проявляют интеллектуальную пассивность, у которых отсутствуют желание и привычка думать и решать задачи, прямо не связанные с какой-либо интересующей ребенка игровой или житейской ситуацией.
Подготовка ребенка к школе заключается прежде всего в формировании целого ряда умений и навыков. Кроме того, она предполагает развитие у будущего первоклассника комплекса основных психических функций: внимания, памяти, мышления и речи.
Речь, память, мышление и внимание все эти четыре понятия взаимосвязаны между собой. Своевременное овладение правильной, чистой речью способствует формированию у ребёнка уверенности в себе, развитию его мышления, памяти, коммуникативных качеств.
Существует 4 вида речевой деятельности: слушание, говорение, чтение и письмо. Речевая деятельность делится на внешнюю и внутреннюю. Основные формы устной речи: монологическая, диалогическая и групповая.
Во всех возрастных группах проводится работа по развитию связной речи и формированию культуры общения.
Как приоритетное выделяется овладение диалогической речью, так как именно диалогическая речь является необходимым условием полноценного социально – эмоционального развития.
Развитый диалог позволяет ребенку легко входить в контакт как со взрослыми, так и со сверстниками. Связная диалогическая речь вбирает в себя все достижения ребенка в овладении родным языком, его звуковым строем, словарным составом, грамматическим строем.
Речь- не врождённая способность, она формируется постепенно. К 5 годам ребёнок должен овладеть чётким произношением всех звуков. Но сейчас мы всё чаще сталкиваемся с тем, что дети отстают по возрасту в развитии речи.
Какие существуют причины отставания в речевом развитии?
Первая и самая главная недостаточное общение с ребёнком. Дома родителям некогда разговаривать с ребёнком в виду своей занятости и усталости поэтому воспитатели должно прикладывать все усилия и постоянно разговаривать с детьми. Малышу необходима индивидуальная адресованность речи. Ему совсем не безразлично кто и как разговаривает с ним, ребёнку нужно заинтересованное внимание, эмоциональная выразительность.
Ещё одной причиной отставания в речевом развитии является долгое «сюсюкание» с детьми, то есть родители научились понимать автономную речь ребенка: его детские слова типа «бу-бу», «нюка», «люка» и т.д. и зачастую не стремятся стимулировать развитие нормальной речи, тем самым, сами тормозят процесс развития речи, а вместе с тем все остальные процессы развития ребёнка.
Чтобы речь малыша полноценно развивалась, мы с вами должны уделять этому процессу большое внимание. Важно самим говорить правильно, с чёткой интонацией и артикуляцией всех звуков. Ещё в старину были придуманы скороговорки, чистоговорки, потешки- род складной речи с повторением и перестановкой одних и тех же букв или слогов, трудных для произношения. Вместе с развитием речи плавно развивается детское мышление, память и внимание. При разучивании потешки ребёнку необходимо её запомнить и непроизвольно происходит развитие памяти.
Как известно, у младших дошкольников память непроизвольна. Ребенок не ставит перед собой цели что-то запомнить или вспомнить и не владеет специальными способами запоминания. Интересные для него события, действия, образы легко запечатлеваются, непроизвольно запоминается и материал, если он вызывает эмоциональный отклик.
На протяжении дошкольного возраста повышается эффективность непроизвольного запоминания, причем, чем более осмысленный материал запоминает ребенок, тем запоминание лучше. Смысловая память развивается наряду с механической.
В дошкольном возрасте память развивается очень быстрыми темпами, опережая развитие других познавательных процессов. Легкость, с которой дети запоминают стихи, загадки, считалки, сказки объясняется бурным развитием их образной памяти. Ребёнок запоминает то, что привлекает его внимание, всё яркое и необычное. Важнейшее изменение в памяти дошкольника происходит примерно в четырёхлетнем возрасте. Память ребёнка приобретает элементы произвольности. Раньше запоминание материала происходило попутно с выполнением какой- либо, деятельности: малыш играл и запоминал игрушку, слушал сказку и запоминал её, рисовал и запоминал названия цветов. В старшем дошкольном возрасте память постепенно превращается в особую деятельность, которая подчиняется специальной цели запомнить.
Параллельно с памятью развивается детское мышление. Мышление – высший познавательный процесс отражения действительности, представляющий собой порождение нового знания, т. е. мы мыслим, прорабатываем имеющуюся информацию и выдаём что-то своё. Мышление всегда связано с проблемной ситуацией, задачей, которую нужно решить.
Развитие мышления дошкольника проходит несколько этапов. В раннем возрасте малыш в основном пользуется наглядно- действенным мышлением, которое связанно с предметной деятельностью. Позже появляется наглядно- образное мышление, когда ребёнок для решения задачи использует не сами предметы, а их образы. Уже к концу дошкольного возраста формируется словесно логическое мышление, которое предполагает умение оперировать понятиями, понимать логику рассуждений. Дети учатся самостоятельно рассуждать и делать выводы. Развитие мышления в детском возрасте представляет особую форму труда, которую осваивает ребёнок.
Кроме всего вышесказанного мы не должны забывать и о внимании, без которого и нам и детям дошкольникам не обойтись. Внимание – это способность регулировать свою интеллектуальную активность, управлять своим сознанием и поведением. Внимание бывает внешним и внутренним, а также произвольным и непроизвольным. Внимание ребёнка – дошкольника носит непроизвольный характер. Малыш может сосредоточиться только на интересной для него деятельности, на ярких, необычных, новых объектах.
Внимание обладает определёнными свойствами: объёмом, устойчивостью, концентрацией, избирательностью, распределение, переключаемостью и произвольностью. Нарушение каждого из перечисленных свойств, приводит к отклонениям в поведении и деятельности ребёнка. Если вы заметили недостатки во внимании, начинайте как можно больше включать в занятия упражнений на внимание.
Подготовка ребенка к школе — это целостный, многогранный процесс. Не забудьте о своих чувствах и о Вашей психологической связи с малышом. Если Вы сами будете чувствовать беспокойство и волнение, наверняка они передадутся ему. Разговаривайте, обсуждайте, будьте в курсе его дел, доверяйте ему и расширяйте поле его самостоятельности. Тогда ближайшие 11 лет будут не скучной и нудной «обязаловкой», а станут целенаправленным и результативным этапом развития и взросления Ваших детей.
Источник